Особенности развития воображения, творческой и игровой деятельности дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 13.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие и сущность воображения в психолого-педагогической литературе… 6
2.2 Особенности развития воображения детей в дошкольном детстве 8
1.3 Воображение как основа творческой деятельности дошкольников 11
1.4 Особенности развития игровой деятельности современных дошкольников… 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Подготовка, организация и методики исследования 20
2.2 Результаты диагностики и анализ особенностей развития воображения, творческой и игровой деятельности детей 22
2.3 Рекомендации по развитию воображения у детей дошкольного возраста 28
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 37
ПРИЛОЖЕНИЕ В 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 42
п.В старшем же дошкольном возрасте, в процессе обогащения их жизненного опыта, воображение детей превращается в продуктивное, характеризуемое творческой направленностью, что отражается и на их игровой и творческой деятельности ( разнообразие и многообразие игровых замыслов, сюжетов, реплик, действий; рисунки (поделки) яркие, имеют фантазийные элементы и т.п.;).3. Воображение имеет тесную взаимосвязь с творческой и игровой деятельностью: воображение является необходимым условием для развития творческой и игровой деятельности детей, так как является основой любого творчества, обеспечивает создание новых образов. И в то же время воображение само активно развивается в продуктивных видах деятельности. Например, игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, активизирует все психические процессы, в том числе и творческий потенциал и творческое воображение детей. 4. Результаты эмпирического исследования подтверждают, что развитие воображения, творческой и игровой деятельности детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе дошкольного детства имеет свои особенности; и степень развития игровой и творческой деятельности дошкольников зависит от уровня развития их воображения:для детей среднего дошкольного возраста характерно слабо развитое творческое воображение, имеющее чаще репродуктивный характер, что отражается на их творческой и игровой деятельности (бедность сюжета, игровых замыслов, рисунки без элементов фантазии и др.); а для детей старшего возраста характерно развитое воображение (носящее творческий характер) и достаточно развитые творческая и игровая деятельность: рисунки оригинальны, наблюдаются элементы творческой фантазии; игровая деятельность практически сформирована в полном объеме.Таким образом, считаю, что цель работы достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, все задачи решены.Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты исследования, а также разработанные рекомендации могут быть использованы в деятельности педагогов дошкольных учреждений по развитию и формированию воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т.Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – С. 37-42.Акрушенко А.В. Психология развития/ А.В. Акрушенко, О.А.Ларина. - М.: Эксмо, 2008. – 306с.Аксенова О.Е., Колодич Е.Н., Санцевич Д.В., Юркевич Н.А. Программа «Радуга». Методические рекомендации. - Минск: БГПУ, 2004. – 35 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - С.807-819.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.Деркунская В.А, Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5–7 лет [Текст]: учебно-методическое пособие - М.: Центр педагогического образования. - 2014. -128 с.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.Запорожец А.В., Маркова ТА. Игра и ее роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. - М.: Наука, 2000. - 440 с.Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. - Нижний Новгород, НГПИ им. Горького, 1992. - 21 сКравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей . - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики — 640 с.Новоселова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13.Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – М., 2007.- 125 с.Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве. – Вопросы психологии, 2007 - №1.Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 2006. – 200 с. Библиогр.: 195-198 с.Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога//Учеб. пособие: В 2 кн.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2010.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2010 – 712 с. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. - М.,1995. – 291 с.Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 368 с.Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.ПРИЛОЖЕНИЕ АМатериал методики «Неоконченный рисунок»Ключ к оценке: - высокий уровень - угадано, что изображено по фрагменту (А);- средний уровень - угадано, что изображено по второму фрагменту (Б); - низкий уровень - угадано, что изображено по третьему фрагменту (В);- очень низкий уровень - был предъявлен целостный рисунок (Г).ПРИЛОЖЕНИЕ БМатериал методики «Где чье место?»Ключ к методикеОценка производится по следующим критериям:- очень низкий – 0 баллов, ребенок неохотно выполняет задание, лишь некоторые фигурки ставит на свои места, никак не объясняет свой выбор;- низкий уровень – 0-2 балла: ребенок испытывает трудности, выполняя задание; фигурки расставляют в основном на свои места или хаотично, расставляя фигурки, не могут объяснить, почему эта фигурка должна быть здесь, или объяснения стереотипны: собака в конуре, потому что она должна быть там; кошка в окне, потому что так хочет.- средний уровень – 3-4 балла: особых проблем при выполнении задания не испытывают: ставят кружочки с персонажами на чужие места пытаются объяснить, почему фигурка должна быть здесь: помещает кошку на дерево, потому что видел, как кошка залезла на дерево; помещает собаку в пруд, объясняя тем, что собаке жарко, и она хочет купаться и т.п.; но могут объяснить свой выбор не со всеми фигурками. - высокий уровень – 5-6 баллов: без труда расставляют кружочки на чужие места и охотно объясняют свои шаги, составляя единый целостный сюжет: кошка прыгнула в пруд, потому, что собака гавкала, а потом залезла на дерево и прогнала ее с дерева и т.п.ПРИЛОЖЕНИЕ ВМатериал к методике Н.Ф. Комаровой«Диагностика уровня развития детских игр»Инструкция к проведению. Взрослый наблюдает за детьми в течении определённого времени (на занятиях, на прогулке, свободное время). Наблюдающий оценивает игры, принятие роли детей и включение воспитателя в игру, разнообразие ролевых действий, наличие ролевой беседы, наличие игровых действий с предметами заместителями, разнообразие игровых действий с игрушками, разнообразие замыслов) . Все данные заносятся в таблицу, с помощью которой выявляет уровень развития игровой деятельности.Обработка данных приводится в соответствии с показателями, указанными в методике Н.Ф.Комаровой «Диагностика игры детей» [см. в кн.: 9].Обработка результатов: низкий уровень - 1 балл; средний уровень - 2 балла; высокий уровень - 3 балла.ПРИЛОЖЕНИЕ ГПротоколы исследования детей среднего дошкольного возрастаПротокол исследования по методике «Свободный рисунок» ФИОПоказатели рисункаБаллы Уровень Марк И.за отведенное время ребенок не сумел ничего придумать; были нарисованы штрихи1 баллочень низкийАнна К.ребенок не уложился в отведенное время; рисунок неоригинальный, простой, фантазия просматривается слабо, детали рисунка не очень хорошо проработаны2 балланизкийКатерина С.за отведенное время ребенок не сумел ничего придумать; были нарисованы простые линии 2 балланизкийПавел И.ребенок не уложился в отведенное время; рисунок неоригинальный, простой, фантазия просматривается слабо, детали рисунка не очень хорошо проработаны2 балланизкийСавелий Н.за отведенное время ребенок не сумел ничего придумать; были нарисованы простые линии или штрихи2 балланизкийМария К.ребенок не уложился в отведенное время; рисунок неоригинальный, простой, фантазия просматривается слабо, детали рисунка не очень хорошо проработаны2 балланизкийСветлана У.ребенок уложился в отведенное время; рисунок достаточно оригинален, несет в себе элементы творческой фантазии, но изображение не является авторским (дракон); детали рисунка проработаны 3 балла среднийДарья И.за отведенное время ребенок не сумел ничего придумать; были нарисованы простые линии или штрихи2 балланизкийКоля П.ребенок не уложился в отведенное время; рисунок неоригинальный, простой, фантазия просматривается слабо, детали рисунка не очень хорошо проработаны2 балланизкийЕвгений С.ребенок ничего не придумал за отведенное время0 баллаочень низкийПротокол исследования по методике «Незаконченный рисунок» ФИОКритерии оценки Уровень Марк И.Лишь, когда был показан рисунок полностью (Г)очень низкийАнна К.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийКатерина С.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийПавел И.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийСавелий Н.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийМария К.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийСветлана У.угадано, что изображено по второму фрагменту (Б) среднийДарья И. угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийКоля П.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийЕвгений С.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийПротокол исследования по методике «Где чье место?» ФИОКритерии оценкиБаллы Уровень Марк И.ребенок неохотно выполняет задание, была поставлена 1 фигурка, не объяснил свой выбор0очень низкийАнна К.испытывает трудности, выполняя задание; расставляет фигурки на свои места, не смогла объяснить, почему эта фигурка здесь1низкийКатерина С.испытывает трудности, выполняя задание; расставляет фигурки на свои места, объяснения почему фигурка должна быть здесь - стереотипны: собака сидит в конуре, потому что она там живет, птичка сидит на дереве .2низкийПавел И.испытывает трудности; расставляет фигурки в основном на свои места, объяснения стереотипны: кошка в окне, потому что так хочет2низкийСавелий Н.испытывает трудности; расставляет фигурки в основном на свои места, объяснения стереотипны2низкийМария К.ребенок испытывает трудности, выполняя задание; фигурки расставляет в основном просто хаотично, не объясняя1низкийСветлана У.поставила кружочки с персонажами на чужие места, попыталась объяснить, почему у нее кошка в пруду (там рыбка, кошка хочет рыбку)3 средний Дарья И.ребенок испытывает трудности, выполняя задание фигурки расставляет в основном просто хаотично, не смогла объяснить выбор1низкийКоля П.испытывает трудности, фигурки расставляет хаотично, объяснения без фантазии (так надо 2низкийЕвгений С.неохотно выполняет задание, некоторые фигурки ставит на свои места, не объясняет выбор0очень низкийПротокол исследования игровой деятельности детей по методике Н.Ф. Комаровой «Диагностика уровня развития детских игр»Показатели развития игрыУровень развития игрынизкийсреднийвысокийСодержание игры1. Замысел игры появляется:А) с помощью взрослого;Б) самостоятельно.Б. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.Катя2. Разнообразие замысловБ. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.Катя3. Постановка игровых задач осуществляется:А) взрослым;Б) с помощью взрослого;В) самостоятельно.Б. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.КатяСпособы решения игровых задач4. Разнообразие игровых действий с игрушкамиБ. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.Катя5. Игровые действия с предметами - заместителями:А) с помощью взрослого;Б) самостоятельноБ. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.Катя6. Игровые действия с воображаемыми предметами:А) с помощью взрослого;Б) самостоятельноБ. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.Катя7. Принятие ролиБ. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.Катя8. Разнообразие ролевых действийБ. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.Катя9. Выразительность ролевых действийБ. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.Катя10.Наличие ролевых высказываний.Б. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.Катя11. Наличие ролевой беседы:А) со взрослым;Б) со сверстником.Б. Виктор, Б. Олег, Г.Макс, Д. Лена, З.Миша, З. Дарья, И. ДаринаБ. Игорь, В.Света, Е.КатяПРИЛОЖЕНИЕ ДПротоколы исследования детей старшего дошкольного возрастаПротокол исследования по методике «Свободный рисунок ФИОПоказатели рисункаБаллы Уровень Марк И.ребенок уложился в отведенное время; рисунок оригинальный, простой, но изображение не является авторским (бэтман)3 балласреднийАнна К.ребенок уложился в отведенное время; рисунок достаточно оригинален, несет в себе элементы творческой фантазии, но изображение не является авторским (медведь); детали рисунка проработаны 3 балла среднийКатерина С.ребенок уложился в отведенное время; рисунок достаточно оригинален, несет в себе элементы творческой фантазии, но изображение не является авторским (фея); детали рисунка проработаны 3 балла среднийПавел И.ребенок не уложился в отведенное время; рисунок неоригинальный, простой, фантазия просматривается слабо, детали рисунка не проработаны2 балланизкийСавелий Н.ребенок уложился в отведенное время; рисунок достаточно оригинален, несет в себе элементы творческой фантазии, но изображение не является авторским (кот); детали рисунка проработаны 3 балла среднийМария К.ребенок уложился в отведенное время; рисунок достаточно оригинален, несет в себе элементы творческой фантазии, но изображение не является авторским (колобок); детали рисунка проработаны 3 балла среднийСветлана У.ребенок уложился в отведенное время; рисунок достаточно оригинален, несет в себе элементы творческой фантазии, но изображение не является авторским (сказочная волшебница); детали рисунка проработаны 3 балла среднийДарья И.ребенок не уложился в отведенное время; рисунок неоригинальный, простой, фантазия просматривается слабо, детали рисунка не очень хорошо проработаны2 балланизкийКоля П.ребенок уложился в отведенное время; рисунок достаточно оригинален, несет в себе элементы творческой фантазии, но изображение не является авторским (губка-боб); детали рисунка проработаны 3 балла среднийЕвгений С.ребенок не уложился в отведенное время; рисунок неоригинальный, простой, фантазия не просматривается 2 балланизкийПротокол исследования по методике «Незаконченный рисунок» ФИОКритерии оценки Уровень Марк И.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийАнна К.угадано, что изображено по второму фрагменту (Б) среднийКатерина С.угадано, что изображено по второму фрагменту (Б) среднийПавел И.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийСавелий Н.угадано, что изображено по второму фрагменту (Б) среднийМария К.угадано, что изображено по второму фрагменту (Б) среднийСветлана У.угадано, что изображено по второму фрагменту (Б) среднийДарья И. угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийКоля П.угадано, что изображено по второму фрагменту (Б) среднийЕвгений С.угадано, что изображено по третьему фрагменту (В)низкийПротокол исследования по методике «Где чье место?» ФИОКритерии оценкиБаллы Уровень Марк И.испытывает трудности, выполняя задание; расставляет фигурки на свои места, объяснения почему фигурка должна быть здесь - стереотипны2низкийАнна К.испытывает трудности, выполняя задание; расставляет фигурки на свои места, объяснения почему фигурка должна быть здесь - стереотипны2низкийКатерина С.поставила кружочки с персонажами на чужие места, свой выбор смогла объяснить не со всеми фигурками.3 средний Павел И.поставил кружочки с персонажами на чужие места, свой выбор смог объяснить не со всеми фигурками.3 средний Савелий Н.поставил кружочки с персонажами на чужие места, свой выбор смог объяснить не со всеми фигурками.3 средний Мария К.испытывает трудности, выполняя задание; расставляет фигурки на свои места, объяснения почему фигурка должна быть здесь - стереотипны2низкийСветлана У.поставила кружочки с персонажами на чужие места, свой выбор смогла объяснить не со всеми фигурками.3 средний Дарья И.испытывает трудности, выполняя задание; расставляет фигурки на свои места, объяснения почему фигурка должна быть здесь - стереотипны 2низкийКоля П.поставил кружочки с персонажами на чужие места, свой выбор смог объяснить не со всеми фигурками.3 средний Евгений С.испытывает трудности, выполняя задание; расставляет фигурки на свои места, объяснения почему фигурка должна быть здесь - стереотипны2низкийПротокол исследования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста по методике Н.Ф. Комаровой «Диагностика уровня развития детских игр»Показатели развития игрыУровень развития игрынизкийсреднийвысокийСодержание игры1. Замысел игры появляется:А) с помощью взрослого;Б) самостоятельно.Марк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.2. Разнообразие замысловМарк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.3. Постановка игровых задач осуществляется:А) взрослым;Б) с помощью взрослого;В) самостоятельно.Марк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.Способы решения игровых задач4. Разнообразие игровых действий с игрушкамиМарк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.5. Игровые действия с предметами - заместителями:А) с помощью взрослого;Б) самостоятельноМарк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.6. Игровые действия с воображаемыми предметами:А) с помощью взрослого;Б) самостоятельноМарк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.7. Принятие ролиМарк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.8. Разнообразие ролевых действийМарк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.9. Выразительность ролевых действийМарк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.10.Наличие ролевых высказываний.Марк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.11. Наличие ролевой беседы:А) со взрослым;Б) со сверстником.Марк И., Анна К., Катерина С., Павел И., Савелий Н., Светлана У., Коля П.Мария К., Дарья И., Евгений С.
1. Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т.Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – С. 37-42.
2. Акрушенко А.В. Психология развития/ А.В. Акрушенко, О.А.Ларина. - М.: Эксмо, 2008. – 306с.
3. Аксенова О.Е., Колодич Е.Н., Санцевич Д.В., Юркевич Н.А. Программа «Радуга». Методические рекомендации. - Минск: БГПУ, 2004. – 35 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - С.807-819.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.
8. Деркунская В.А, Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5–7 лет [Текст]: учебно-методическое пособие - М.: Центр педагогического образования. - 2014. -128 с.
9. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
10. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
11. Запорожец А.В., Маркова ТА. Игра и ее роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. - М.: Наука, 2000. - 440 с.
12. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. - Нижний Новгород, НГПИ им. Горького, 1992. - 21 с
13. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей . - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики — 640 с.
16. Новоселова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13.
17. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – М., 2007.- 125 с.
18. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве. – Вопросы психологии, 2007 - №1.
19. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 2006. – 200 с. Библиогр.: 195-198 с.
20. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога//Учеб. пособие: В 2 кн.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2010.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2010 – 712 с.
22. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. - М.,1995. – 291 с.
24. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 368 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития воображения детей дошкольного возраста описываются в данной статье?
В статье описываются особенности развития воображения детей дошкольного возраста, такие как формирование понятия и сущности воображения, особенности развития воображения в дошкольном детстве, воображение как основа творческой деятельности дошкольников и особенности развития игровой деятельности современных дошкольников.
Какое значение имеет воображение в творческой деятельности дошкольников?
Воображение является основой творческой деятельности дошкольников. Оно позволяет детям выражать свои идеи и фантазии, создавать новые образы и ситуации. Развитие воображения способствует креативному мышлению, расширяет сферу интересов и помогает детям развивать свою индивидуальность.
Какие особенности развития игровой деятельности современных дошкольников описываются в данной статье?
Статья описывает особенности развития игровой деятельности современных дошкольников. В частности, рассматривается влияние современных технологий на развитие игровой активности детей, выявляются причины снижения интереса к традиционным детским играм, а также обсуждаются возможные пути развития игровой активности детей в современном обществе.
Какие выводы можно сделать по первой главе данной статьи?
По первой главе данной статьи можно сделать следующие выводы: воображение является важным компонентом творческой и игровой деятельности дошкольников; развитие воображения происходит на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности; воображение детей влияет на формирование и развитие их творческих способностей; современные дети сталкиваются с особенностями развития игровой деятельности в современном обществе.
Какие основные теоретические аспекты изучаются в первой главе статьи?
В первой главе статьи изучаются понятие и сущность воображения в психолого-педагогической литературе, особенности развития воображения детей в дошкольном возрасте, роль воображения в творческой деятельности дошкольников, а также особенности развития игровой деятельности современных дошкольников.
Что такое воображение по определению психолого-педагогической литературы?
Воображение - это психический процесс, позволяющий создавать ментальные образы, которых нет в реальности, и работать с ними, применяя их в различных сферах деятельности.
Как развивается воображение у детей в дошкольном возрасте?
Воображение у детей в дошкольном возрасте развивается постепенно: сначала они могут визуализировать только предметы и явления, которые они видели ранее, затем начинают появляться более сложные образы, которые частично основываются на реальности, а частично являются вымышленными.
Какую роль играет воображение в творческой деятельности дошкольников?
Воображение является основой творческой деятельности дошкольников, так как позволяет им создавать новые образы, сочетать различные элементы реальности и вымысла, а также экспериментировать и находить нестандартные решения задач.
Какие особенности развития игровой деятельности современных дошкольников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности развития игровой деятельности современных дошкольников, такие как большое количество игровых материалов и игрушек, активное использование технологий в играх, изменение преимущественных форм игры в зависимости от возраста и другие.
Что означает понятие "воображение" и как оно определяется в психолого-педагогической литературе?
Понятие "воображение" в психолого-педагогической литературе определяется как когнитивный процесс, позволяющий создавать и воспроизводить образы, представления и ситуации, которые не имеют прямого отношения к реальности. Оно позволяет ребенку мысленно представлять, экспериментировать, воображать и создавать новые идеи.