Причины возникновения БРИКС и значением новой формы интеграционного объединения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая политика
  • 80 80 страниц
  • 59 + 59 источников
  • Добавлена 10.06.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. БРИКС КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 8
1.1. История и причины возникновения БРИКС 8
1.2. Актуальность и беспрецедентность БРИКС как первого цивилизационного объединения 19
2. БРИКС В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ И МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 31
2.1. Влияние интеграционного объединения БРИКС на мировую экономику и международный бизнес 31
2.2. Банк развития БРИКС 42
3. ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ БРИКС 53
3.1. Основные направления совершенствования БРИКС 53
3.2. Анализ потенциала БРИКС как актора международной валютно-финансовой системы 63
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 80
Приложения 86
Фрагмент для ознакомления

Это повлечет за собой возможность быстрого решения конфликтов в сфере антимонопольного регулирования на международном уровне, а также формирование прозрачных, недискриминационных правил взаимодействия хозяйствующих субъектов на релевантном рынке, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии конкурентной среды стран-участниц. Высокий уровень влияния государства на экономику в странах БРИКС негативно сказывается на развитии конкурентной политики. Роль государства должна сводиться к созданию благоприятной среды для развития конкуренции, а не к ограничению свободы деятельности хозяйствующих субъектов. В данном случае странам необходим совместный контроль и создание факторов, оказывающих сдерживающее влияние роли государства на экономику своей страны. Таким образом, для развития конкурентной политики стран БРИКС необходимо тесное сотрудничество конкурентных ведомств, внедрение лучших мировых практик развития конкуренции с проекцией на особенности развития своей страны, прозрачность во взаимоотношениях между государствами, а также свобода от влияния государства на частный сектор экономики. Что касается расширения состава группы, то весьма вероятно, что еще две страны с формирующейся рыночной экономикой, а именно Иран и Индонезия, в скором времени примкнут к БРИКС. Следует добавить, что присоединиться к блоку и впоследствии играть важную роль в мировой экономике могут также Венесуэла, Турция, Таиланд, Филиппины, Пакистан и Малайзия. Принять участие в создании банка и резервного фонда могут такие развивающиеся экономики, как Мексика и Аргентина.Анализ потенциала БРИКС как актора международной валютно-финансовой системыКлуб БРИКС является очень молодым явлением, но уже смог зарекомендовать себя как существенный конструктивный элемент изменяющейся мировой архитектуры. За короткое время своего существования он смог многого достичь, поднявшись в политическом и экспертном мнении западных ведущих экономик и собственного населения с уровня игнорирования и снисходительной иронии до неохотного признания и осторожной похвалы.БРИКС также постепенно превращается из недовольных, обделенных авторитетом и желаемым статусом стран в клуб со все более широким спектром общих интересов и взглядов участников на международные экономические и политические проблемы. Нет необходимости недооценивать существующие разногласия и зачастую различные цели, преследуемые этими странами на международной арене. Все еще остается не вполне ясным, превратится ли БРИКС в крепкий интегрированный механизм сотрудничества стран-участниц. Но, с другой стороны, уже достигнутые результаты в рамках многосторонних институтов, а также в двустороннем и многостороннем форматах, равно как и уже развитая разветвленная структура встреч на уровне лидеров, министерств и ведомств, деловых кругов и гражданского общества, позволяют достаточно оптимистично оценивать перспективы БРИКС как важного, или как минимум творческого, элемента международной политики. Минимальная роль, которую можно отвести клубу этих пяти стран в будущем в случае провала в ближайшей перспективе, – это роль бульдозера для буксующей финансово-экономической системы, у руля которой стоят лишь несколько «престарелых» держав. Пять стран БРИКС уже принесли с собой на повестку дня международного взаимодействия ветер перемен, и теперь это уже необратимый процесс, хотя до сих пор и не ясно, насколько долгим и болезненным будет этот путь. В случае положительного развития сценария можно будет увидеть дальнейшее реальное взаимодействие и конвергенцию подходов пяти стран по важнейшим международным проблемам, в результате чего они превратятся в ядро, или как минимум важнейшее звено, будущей международной системы, привлекая другие страны авторитетом и мягкой силой, а также успешно ведя к провозглашенной цели более справедливого и демократичного мирового порядка через эволюцию и консенсус, а не революцию. Поэтому реализация механизма БРИКС представляет собой комплексный многосторонний выигрыш. Встречи БРИКС можно определить не только как общественное благо для мировой политики и как дополнительный козырь для нарождающихся и развивающихся стран. Позитивно влияние этого явления и на Россию, так как способствует переменам в российском менталитете, веками сосредоточенном на Европе, затем Евро-Атлантике как единственном стоящем партнере и(или) сопернике. Настоящая диверсификация и реальная открытость другим цивилизациям, культурам и континентам в итоге будет способствовать улучшению экономических показателей России и, в свою очередь, приведет к положительной внутриполитической динамике. Анализируя потенциал БРИКС, нельзя обойти стороной и перспективы созданного ими Банка развития. Перспективными направлениями деятельности НБР могут оказаться в дальнейшем его портфельные инвестиции в финансовый сектор (биржи, внешнеторговые агентства, сфера страхования и перестрахования в странах-заемщицах), что может способствовать взаимному сближению национальных экономик отдельных стран БРИКС, углублению внешнеторговых связей стран-участниц внутри группы БРИКС в целом, а также расширению инвестиций в их совместные коллективные трансграничные проекты в высокотехнологичных отраслях промышленности (телекоммуникации, медицинское машиностроение, космические технологии и др.).НБР как, по сути, коллективная наднациональная кредитная организация, будет иметь собственный максимально высокий кредитный рейтинг и получит возможность свободно привлекать заимствования с международного рынка частного ссудного капитала по существенно более низким кредитным и процентным ставкам, чем национальные банки развития стран-участниц, которым присущи страновые риски и банковский кредитный рейтинг которых объективно не может превышать суверенный рейтинг страны своего базирования. Кроме того, участие НБР в финансировании инвестиционных проектов будет сигнализировать частным инвесторам в целом об эффективности проекта и снижении страновых и политических рисков финансируемого проекта. Подобное положение представляется крайне выгодным для инвесторов из Российской Федерации на фоне существенного снижения всеми ведущими мировыми рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга РФ как суверенного заемщика. начиная с осени 2014 г.Новый банк развития БРИКС, как представляется, займет особое место в международной валютно-финансовой системе и кредитно-банковской структуре. В дальнейшем реальное укрепление позиций НБР на мировом финансовом рынке будет определяться, в первую очередь, динамикой развития и углубления многостороннего сотрудничества стран-участниц внутри группы БРИКС и возможным расширением данной группы, а также реальной способностью ныне действующих кредитных структур Группы Всемирного банка (в первую очередь, МБРР, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации и др.) модернизироваться и реально адаптироваться к современным реалиям геополитического баланса мировой экономики и учитывать насущные интересы развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.Углублению инвестиционного взаимодействия между странами БРИКС будет способствовать разработка дорожной карты инвестиционного сотрудничества на перспективу до 2020 - 2030 гг. Такой документ поможет активизировать и другие формы внешнеэкономического взаимодействия, прежде всего торговый обмен, промышленную и научно-технологическую кооперацию, а в некоторых случаях в краткосрочной и среднесрочной перспективе даже стать их альтернативой.Стимулирование взаимных инвестиций стран БРИКС может осуществляться как в рамках общего стимулирования иностранных инвестиций, так и за счет дополнительных мер в каждом конкретном проекте сотрудничества, в частности за счет предоставления льгот по отдельным налогам, таможенным платежам, создания специальных условий для ведения бизнеса и т.п.Одним из перспективных проектов в этой области может стать сделка «Роснефти» и индийской ONGC. В обмен на гарантии ONGC по обязательному выкупу части акций в ходе предстоящего IPO индийская компания хочет приобрести эквивалентную по стоимости долю в нефтегазовых активах "Роснефти" в России. Взамен ONGC готова предложить "Роснефти" доли в своих проектах по нефтепереработке и в газовом секторе в Индии.При продуманной селективной стратегии нефтегазовый сектор может сыграть важную роль в привлечении инвестиций в Россию. В Минэнерго, например, разрабатывается проект либерализации правил работы нефтегазовых концернов в Арктике. Россия готова предоставить лицензии на разработку шельфовых месторождений зарубежным корпорациям. Сейчас компании с зарубежным капиталом могут участвовать в разработке шельфа только как миноритарные партнеры «Газпрома» и «Роснефти».Новым этапом в развитии сотрудничества в рамках БРИКС могут стать многосторонние мегапроекты, требующие более высокого уровня координации инвестиционной политики. Один из таких проектов - прокладка подводного интернет-кабеля, связывающего страны БРИКС между собой и с США. Его общая стоимость оценивается примерно в 1.5 млрд. долл. Протяженность кабельной системы с двумя волокнами по трассе Владивосток-Шаньтоу-Сингапур-Ченнаи-Маврикий-Кейптаун-Форталеза-Майами составит более 34 тыс. км, а пропускная способность будет достигать 12.8 Тбит/с.Другой крупный проект связан с распространением на территории отдельных стран БРИКС российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Продвижение технологий на базе ГЛОНАСС открывает новые перспективы для развития и гражданского, и военного секторов. Заинтересованность в использовании ГЛОНАСС уже высказала Индия. Большие надежды возлагаются и на международное сотрудничество в коммерческом использовании космического пространства, в том числе с учетом возможностей строящегося космодрома «Восточный».В подобных проектах могут принять участие и третьи страны. Например, в проекте по прокладке подводного интернет-кабеля намерены участвовать Google и некоторые другие западные высотехнологичные компании. Япония заинтересована в совместном производстве экологически чистого продовольствия. К реализации ряда проектов стран БРИКС на Дальнем Востоке могут быть привлечены рабочие из Вьетнама или Северной Кореи.Основные усилия должны концентрироваться на инвестиционном сотрудничестве, сопровождаемом промышленной и научно-технологической кооперацией. Россия готова идти на более тесное взаимодействие со странами БРИКС в высокотехнологичных отраслях. В частности, совместно с КНР будут выполнены масштабные проекты в гражданском авиастроении, космонавтике. Предусматривается также создание технопарков, индустриальных кластеров, особых экономических зон на территории обеих стран. По словам главы российского государства, «...речь должна идти о настоящем технологическом альянсе двух стран. О выстраивании производственных, инновационных цепочек, которые свяжут наши предприятия, научные, конструкторские, инжиниринговые центры. О совместном выходе на рынки третьих стран».Одна из важнейших предпосылок активизации инвестиционного взаимодействия между странами БРИКС - формирование системы прямых взаиморасчетов в национальных валютах. К настоящему времени Россия перешла на расчеты в национальной валюте только с КНР. В 2011 г. на Шанхайской валютной бирже объем торгов парой рубль/юань превысил 22 млрд. руб., что больше объема операций между юанем и британским фунтом18.Следующим этапом могли бы стать двусторонние или многосторонние договоренности об использовании национальных валют в инвестиционных целях, в том числе и в обслуживании государственной задолженности. Это может касаться как старых долгов, так и дисбалансов в расчетах, которые могут возникать и в настоящее время, в том числе в связи с предоставлением кредитов государственным корпорациям. И в этом случае одним из вариантов устранения подобных дисбалансов могут стать инвестиции кредитора, при определенных условиях финансируемые за счет возникших задолженностей. Правда, для этого придется решить целый ряд технических вопросов, связанных с гармонизацией валютного и банковского законодательства.Валюты стран БРИКС имеют хороший потенциал роста. В 2010 г. их доля в общем объеме мировых валютообменных операций повысилась до 4.1% против 1% в 1998 г. В условиях роста объема операций в китайских юанях, индийских рупиях, российских рублях и бразильских реалах на фоне сохранения неустойчивости ведущих мировых валют все более актуальным становится создание Банка международных расчетов БРИКС (БМР БРИКС), который мог бы проводить многосторонние расчеты и платежи в национальных валютах, а также кредитовать возникающие при этом временные дефициты. Нельзя исключить и возможность кредитования таким банком крупных компаний, нуждающихся в национальных валютах стран БРИКС для инвестиционных целей.Уставный фонд БМР БРИКС мог бы в значительной части или даже полностью формироваться за счет взносов в национальных валютах. При этом вклад России мог бы быть сопоставимым с вкладом КНР. В то же время в работе банка могли бы участвовать и государства, не входящие в блок, что также способствовало бы росту международного авторитета национальных валют стран БРИКС.В то же время важную роль в совместном инвестировании может сыграть двухступенчатая структура управления ПИИ. Первая ступень - это двусторонние фонды ПИИ стран БРИКС. Они уже доказали свою эффективность, привлекая дополнительные частные инвестиции. В 2011 г. Российским фондом прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорацией (CIC) был создан российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) с капиталом свыше 2 млрд. долл. Предусматривается, что не менее 70% от этой суммы будут инвестированы в проекты на территории России и других стран СНГ, а около 30% -в китайские проекты с участием российских компаний.Вторая ступень - это многосторонние институты, подобные Банку развития БРИКС. Он может участвовать в формировании двусторонних фондов ПИИ, а также осуществлять инвестиционные проекты, в том числе связанные с инвестированием в третьих странах. При такой двухступенчатой структуре экономический эффект от инвестиционной деятельности БР для России и других стран БРИКС мог бы быть более ощутимым. В любом случае работа по созданию двусторонних фондов прямых инвестиций должна быть продолжена.Необходимое условие эффективного инвестиционного сотрудничества в рамках БРИКС - минимизация политических и иных рисков взаимных инвестиций. Эту функцию мог бы взять на себя БР при условии предоставления ему соответствующих компетенций странами БРИКС. Одновременно функции страхования рисков могли бы выполнять и специальные национальные агентства по поддержке экспорта и зарубежных инвестиций.Следующим шагом может стать подготовка многостороннего соглашения стран БРИКС о поощрении и защите взаимных инвестиций (подобного рода документ Россия подписала со странами ЕврАзЭС). По существу, речь идет о создании зоны свободных инвестиций, причем без предварительного создания зоны свободной торговли, как это традиционно предусматривается теорией региональной экономической интеграции. Но и БРИКС - не традиционная интеграционная группировка.Зона свободных инвестиций в БРИКС будет касаться только инвестиционной политики в отношении взаимных инвестиций и не затронет сферу инвестиционных взаимоотношений каждой из стран блока с третьими странами. При заключении соответствующего соглашения возможны определенные изъятия и исключения, касающиеся, например, стратегических отраслей экономики. Вместе с тем такое соглашение облегчило бы инвестиции корпоративных структур, в том числе в высокотехнологичные отрасли промышленности. Оно могло бы способствовать развитию кооперационных связей на основе аутсорсинга, привлечению инвестиций в новые области экономики. И, самое существенное, оно позволило бы расширить возможности для трансграничных инвестиций малого и среднего бизнеса. Пока же последнему совсем не просто преодолевать формальные и неформальные протекционистские барьеры, существующие в странах БРИКС.Эффективное инвестиционное сотрудничество невозможно без знания законодательства и специфики условий предпринимательства в странах-партнерах. И здесь важную роль может сыграть консультационная и информационная работа, проводимая национальными агентствами по поддержке экспорта и зарубежных инвестиций.Таким образом, страны БРИКС имеют хороший потенциал для инвестиционного взаимодействия. Существует и заинтересованность в углублении сотрудничества в этой сфере. Продолжающийся глобальный экономический кризис усиливает такую заинтересованность. Однако успех здесь будет зависеть от конкретных действий как на межгосударственном, так и на национальном уровнях. Разработка дорожной карты инвестиционного сотрудничества БРИКС стала бы важным шагом в этом направлении.В академической литературе предлагается ряд сценариев развития группы БРИКС. Г. Толорая выделяет существование трех базовых парадигм:1) стабилизация работы БРИКС без значительной динамики, сохранение нынешнего уровня и спектра взаимодействия стран-членов, ограничение их деятельности в основном финансово-экономическими вопросами;2) постепенное выхолащивание содержательной стороны сотрудничества, сведение взаимодействия только к периодическим саммитам и другим формальным мероприятиям;3) превращение объединения в полноформатный механизм стратегического и тактического взаимодействия по ключевым вопросам мировой экономики и политики.В. Б. Луковым сформулированы 4 фактора, способных в значительной мере определять долгосрочную эволюцию и перспективы развития международной группы:1) ресурсные возможности и внутренняя социально-экономическая и политическая ситуация в каждой из стран-членов;2) общие тенденции развития мировой экономики и международных отношений;3) соотношение качества совпадающих и несовпадающих интересов членов объединения;4) степень заинтересованности участников в продолжении работы.На основе возможности изменения качества влияния вышеуказанных факторов на перспективы эволюции БРИКС мы можем сформулировать 3 сценария развития данной группы в долгосрочной перспективе (до 2030 г.).1. «Распад». Данный сценарий предполагает выход одной или нескольких системообразующих стран из БРИКС. Анализ ключевых политико-экономических параметров стран группы позволяет сформулировать тезис о том, что системообразующую (экзистенциальную) роль играют Россия, Китай и Индия. Все три игрока расположены в Евразии (имеют общие границы: Китай и Россия; Китай и Индия) и формируют евразийский блок БРИКС. Есть все основания полагать, что подобные обстоятельства приведут к резкому усилению центробежных тенденций в группе и ее распаду как трансконтинентальной структуры в краткосрочной перспективе. Выход двух других партнеров окажет относительно менее негативное воздействие на процесс развития.Однако при выходе указанных членов БРИКС трансконтинентальная проекция деятельности группы и ее межцивилизационный статус будут потеряны. Данные обстоятельства могут привести к кризису и последующему распаду объединения в средне- и долгосрочной перспективе. Выход стран из БРИКС может быть обусловлен комбинацией негативных факторов, связанных с несовпадением интересов по вопросам внутреннего и/или внешнего развития «пятерки», а также двусторонними разногласиями. Наиболее существенный негативный потенциал накоплен по вопросу реформы Совета Безопасности ООН и стратегическим разногласиям между Китаем и Индией. Ослабляются тенденции полицентричности в международной системе; возрождается одностороннее лидерство западной цивилизации, вновь приобретающей мирорегулирующие функции; расходятся подходы стран БРИКС к решению вопросов глобальной безопасности, нераспространения ОМУ, противодействия терроризму, контрабанде оружия, наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров и пр.2. «Формальное существование». Данный сценарий предполагает, что группа БРИКС существует формально и не распадается по дипломатическим причинам. Усиление негативных факторов на площадке многостороннего взаимодействия сказывается на потенциале и способности БРИКС по реализации национальных интересов стран-членов. Саммиты лидеров не предполагают реальную координацию и гармонизацию позиций участников, а призваны лишь создать информационный повод для СМИ, видимость работы многосторонних механизмов. Внутри группы ставка делается на одностороннюю реализацию национальных интересов. Страны Запада успешно реализуют стратегию селективного взаимодействия с каждым отдельным членом БРИКС, а не с группой в целом. Отмечается крайне низкая степень влияния «пятерки» на международные процессы, в частности на реформу системы международных отношений; западные центры силы относительно укрепляются; фактор БРИКС не играет роли в межцивилизационном диалоге; обостряется проблема мирорегулирующей неравноправности цивилизаций; страны БРИКС занимают различные позиции по вопросу использования мирного атома.3. «Укрепление». Данный сценарий предполагает усиление функционального механизма БРИКС, сбалансированное улучшение качества и увеличение количества форматов взаимодействия на уровне объединения. Многосторонняя повестка характеризуется рассмотрением широкого круга вопросов. Институционализация значительно продвигается, создаются все новые форматы коллективного взаимодействия. Активно развиваются двусторонние экономические и политические отношения между членами объединения. Данный сценарий предполагает развитие БРИКС по двум направлениям: как альянса реформаторов международной финансово-экономической архитектуры и альянс реформаторов системы международных отношений.В рамках первого направления БРИКС удается достичь существенных практических результатов с точки зрения перераспределения механизмов глобального финансово-экономического управления от стран Запада к развивающимся странам. Усиливается влияние государств-участников в ВБ. Удается продвинуть автоматический регулярный пересмотр квот в указанных организациях на основе перманентно изменяющихся макроэкономических параметров. Участники занимают доминирующие позиции на площадке "Группы двадцати". Банк развития БРИКС приобретает важные международные функции.Второе направление предполагает активизацию международно-политической роли БРИКС, ревальвацию ее коллективного статуса в решении дипломатических вопросов, усиление роли "пятерки" в дискуссиях на площадке ООН. Объединение выступает в качестве инициатора значимых международных проектов, предлагает собственные пути разрешения региональных конфликтов. Возрастает его роль в противодействии глобальным вызовам и угрозам, его инициативы рассматриваются на площадке "Группы двадцати", затем проходят процесс легитимации в рамках ООН. Отмечается эффективное взаимодействие между БРИКС, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БАФ (Боаоский азиатский форум) с целью налаживания геополитического баланса в АТР, Евразии и Южной Азии.Таким образом, мы определили основные направления совершенствования БРИКС:объединения из механизма диалога и консультаций в координирующий орган по всему спектру вопросов; торговое, инвестиционное, инновационное и научно-техническое сотрудничество.Проанализировав потенциал БРИКС как актора международной валютно-финансовой системы можно сделать вывод о том, что, хотя страны БРИКС и обладают значительным потенциалом, для дальнейшего успешного развития им требуется координация усилий и переход от заявлений к реальным действиям. В таком случае объединение имеет все шансы на приобретение большего экономического веса. Если страны БРИКС будут проявлять большую гибкость и строить дальнейшие отношения на основе взаимной поддержки и поиска компромиссных решений, то взаимодействие в рамках данного союза будет способствовать их дальнейшему экономическому развитию и усилению политического влияния. Новым этапом в развитии сотрудничества в рамках БРИКС могут стать: многосторонние мегапроекты, требующие более высокого уровня координации инвестиционной политики; формирование системы прямых взаиморасчетов в национальных валютах; многосторонние договоренности об использовании национальных валют в инвестиционных целях и др.Разработаны 3 сценария развития рассматриваемой интеграционной группы в долгосрочной перспективе: распад, формальное существование и укрепление.ЗаключениеПодводя итоги работы, мы можем сформулировать следующие выводы.В первой главе мы давали характеристику БРИКС как форме интеграционного объединения. Первоначально фундаментом БРИКС было сотрудничество в формате РИК (России, Индии и Китая), а с присоединением к нему аналогичной структуры ИБСА (Индии, Бразилии и Южно-Африканской Республики) объединение превратилось в геополитическое. В настоящее время в БРИКС доминируют центростремительные тенденции, что свидетельствует об общности интересов стран-участниц: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Это происходит потому, что сфера совпадения интересов указанных стран шире, чем расхождения: они стремятся к изменению существующих экономических правил на мировой арене, привержены принципам международного права, распространяя диалоговый формат равноправных государств. Наличие центробежных сил обусловлено принадлежностью стран- участниц к различным общностям, а также расхождениями в параметрах экономического и правового развития. Пока усиление этой тенденции не стало необратимым процессом, требуется более интенсивное взаимодействие стран, прежде всего в правовом обеспечении экономического регулирования. БРИКС на современном этапе — интеграционная структура нового типа, отличающаяся как от региональных объединений (АСЕАН, АТЭС, ШОС, ЕС, НАФТА), так и от межрегиональной организации АСЕМ (Asia-Europe Meeting), в которую входят страны Восточной Азии и Западной Европы. Перспектива развития БРИКС, выстроившего механизм перехода мировых расчетов с учетом того, что ЮАР, Бразилия, Индия, Россия и Китай — лидеры по добыче золота (эквивалент реально обеспеченных денег), будет зависеть от того, сможет ли рассматриваемый глобальный форум эффективно реализовать принятую в г. Уфе Стратегию экономического партнерства стран БРИКС до 2020 г. Этот экономический блок будет играть важную роль при решении как экономических, так и политических вопросов, c которыми сталкивается мировая экономика. Успешность новых инициатив, принятых на саммитах БРИКС, будет зависеть от того, насколько широко будет задействована экономика Китая c точки зрения развития всех стран БРИКС.Вместе с тем отметим интересы, которые преследовала каждая из стран БРИКС, вступая в объединение:для Бразилии членство является логичным продолжением внешнеполитической стратегии страны, направленной на усиление её роли в мировой экономике и политике и призванной обеспечивать благоприятные внешние условия для продолжения «восходящего» развития;для России формат БРИКС незаменим как способ обретения дополнительной опоры в условиях дестабилизации международных отношений и нежелания Запада считаться с ключевыми её интересами на международной арене;Индия в БРИКС получает возможность продвигать свою повестку на международном уровне без значительных политических и экономических затрат, выстраивать и дальше отношения с государствами, которые находятся в конфликте друг с другом, а также расширить отношения и сблизиться с другими участницами интеграции, что в конечном итоге должно отобразиться и на экономике страны – решения вопроса нехватки инвестиций;для Китая это шанс позиции в диалоге с другими крупными державами, прежде всего с США и Западом: повышение глобальной конкурентоспособности, доступ к мировым энергоресурсам и сырью, защита национальной валюты, и как результат – достижение «достойного места» в будущем полицентричном мире;в ЮАР видят перспективу сотрудничества других стран БРИКС со странами африканского континента в целях его развития, совершенствование системы торговли, которая была бы более выгодна этой стране, а также несомненно это вопрос престижа и авторитета страны в глазах мирового сообщества.Во второй главе мы рассмотрели влияние БРИКС наглобальную экономику и международный бизнес.В странах - членах БРИКС ныне проживает не менее 43% мирового населения, совокупный ВВП этих стран уже в 2012 г. составил порядка 27% мирового ВВП по ППС и сохраняет тенденцию к устойчивому росту. Все это свидетельствует о дальнейшем увеличении совокупного экономического и валютно-финансового влияния стран БРИКС в ближайшие 5 - 10 лет. Между тем, перспективы повышения роли и влияния БРИКС в мировом хозяйстве будут, не в последнюю очередь, зависеть от степени развития и динамики двусторонних внешнеэкономических связей между членами объединения, от реального экономического и политико-дипломатического наполнения двустороннего и многостороннего взаимодействия между ними. Надо отметить, что, несмотря на то что роль БРИКС в глобальных инвестиционных потоках еще не столь велика, в региональных потоках ПИИ эти страны играют значительную роль.Особую роль в международной финансовой системе играет созданный странами-участницами БРИКС Новый банк развития.Ожидается, что НБР придаст уверенности не только членам БРИКС, но и другим развивающимся, а также бедным странам, которые часто оказываются в ситуации, когда несколько сверхдержав навязывают им свою тактику действий в политической, экономической и финансовой сферах. Коллективные усилия стран БРИКС могут проложить путь для мощного международного института, который будет способен влиять на решения Большой двадцатки, МВФ и других международных организаций. Такой шаг поможет повысить легитимность этих институтов, сегодня находящихся под чрезмерным влиянием Запада и Севера.К основным задачам Нового банка развития относятся:1) предоставление гарантий и займов государственным и частным проектам в любом государстве-члене Банка;2) участие в капитале, размещении ценных бумаг или содействие доступу к международным рынкам капитала для любого коммерческого, промышленного, сельхозпредприятия или предприятия сектора услуг, проекты которого осуществляются на территории государств-членов Банка;3) оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов. Несмотря на амбициозность целей и задач НБР, а также Пула условных валютных резервов стран БРИКС они вряд ли когда-нибудь станут альтернативой бреттон-вудской архитектуре мирового финансового порядка. Дело в том, что страны - участницы БРИКС одновременно являются членами МВФ и Всемирного банка, и какой-либо массовый исход из них вряд ли предвидится. Скорее всего, между «старым» и «новым» поколениями финансовых институтов установятся партнерские связи на уровне взаимного сотрудничества и взаимного дополнения, которые будут отвечать духу экономической и финансовой глобализации.В третьей главе мы рассмотрели потенциал и перспективы БРИКС.Принятая на VII саммите БРИКС в г. Уфа (Россия) Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 г. вселяет надежду на дальнейшее укрепление такого сотрудничества между странами, особенно в области энергетики, включая добычу нефти, газа и развитие энергетической инфраструктуры, добычи полезных ископаемых, повышения производительности и устойчивости сельскохозяйственного производства, а также расширения и диверсификации своего участия в глобальной торговле в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).Среди основных направлений, в рамках которых может произойти совершенствоание БРИКС можно назвать: объединения из механизма диалога и консультаций в координирующий орган по всему спектру вопросов; торговое, инвестиционное, инновационное и научно-техническое сотрудничество.В целом, мы можем сказать, что страны БРИКС обладают достаточно высоким потенциалом для дальнейшего экономического развития: в первую очередь, это обусловлено наличием мощной ресурсной базы: в Бразилии это сельское хозяйство, в России – полезные ископаемые, в Индии – интеллектуальные ресурсы, в Китае – дешевая рабочая сила, а в Южноафриканской республике – природные ресурсы. Если ранее страны БРИКС ассоциировались, прежде всего, с кризисами и высокими рисками, то в настоящий момент они показывают стабильный ежегодный рост, рассматриваются как перспективные развивающиеся рынки и серьезные соперники на мировой арене наряду с нынешними глобальными игроками. Таким образом, результаты, которые удалось добиться группировке еще на начальном этапе развития, а также скорость роста и дальнейшие перспективы позволяют определить БРИКС как глобального игрока, который в будущем будет только наращивать свое влияние. Если страны БРИКС будут проявлять большую гибкость и строить дальнейшие отношения на основе взаимной поддержки и поиска компромиссных решений, то взаимодействие в рамках данного союза будет способствовать их дальнейшему экономическому развитию и усилению политического влияния. На основе проведенного в работе анализа нами разработаны 3 сценария развития БРИКС в долгосрочной перспективе (до 2030 г.):«распад» - предполагает выход одной или нескольких системообразующих стран из БРИКС;«формальное существование» - группа БРИКС существует формально и не распадается по дипломатическим причинам;«укрепление» - усиление функционального механизма БРИКС, сбалансированное улучшение качества и увеличение количества форматов взаимодействия на уровне объединения. Данный сценарий предполагает развитие БРИКС по двум направлениям: как альянса реформаторов международной финансово-экономической архитектуры и альянс реформаторов системы международных отношений.Полагаем, влияние БРИКС будет измеряться его реальными возможностями отвечать на вызовы времени в длительной перспективе, поэтому ответственность данного объединения заключается не столько в экономическом росте, сколько в нахождении выхода из цикла существующего экономического доминирования с учетом интересов других стран и объединений, не исчезнувших с появлением БРИКС.Список использованных источников и литературыИсточники Опубликованные Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС (подписан в г. Форталезе 15.07.2014, ратифицирован Федеральный закон от 02.05.2015 N 107-ФЗ «О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС»). – Правовая система «КонсультантПлюс».Соглашение о Новом банке развития (подписано в г. Форталезе 15.07.2014, ратифицировано Федеральным законом от 08.03.2015 № 29-ФЗ «О ратификации Соглашения о Новом банке развития»). – Правовая система «КонсультантПлюс».Декларация, принятая по итогам саммита БРИК 14 апреля 2011 г., (г. Санья, о. Хайнань, Китай) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/907 (дата обращения 25.02.2016).Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://brics2015.ru/russia_and_brics/20150301/15383.html (дата обращения 25.02.2016).Меморандум о взаимопонимании о создании совместного интернет-сайта БРИКС (г. Уфа, Российская Федерация, 09.07.2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric (дата обращения 25.02.2016).Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц БРИК (15 апреля 2010 г., г. Бразилиа, Бразилия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBsamBric/8B8AE397B54634E7C325780900468661 (дата обращения 25.02.2016).Совместное заявление лидеров стран БРИК (16 июня 2009 г., г. Екатеринбург, Россия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBsamBric/F204322D9ED6118EC3257853003F4BD2 (дата обращения 25.02.2016).Стратегия экономического партнёрства БРИКС (принята по итогам седьмого саммита БРИКС, г. Уфа, Российская Федерация, 09 июля 2015 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5002 (дата обращения 25.02.2016).Уфимская декларация (принята по итогам седьмого саммита БРИКС, г. Уфа, Российская Федерация, 09 июля 2015 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5002 (дата обращения 25.02.2016).Уфимский план действий (принят по итогам седьмого саммита БРИКС, г. Уфа, Российская Федерация, 09 июля 2015 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric (дата обращения 25.02.2016).Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС, г.Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.epsu.org/IMG/pdf/_Deklaraciya.pdf (дата обращения 25.02.2016).Этеквинская декларация и Этеквинский план действий (приняты по итогам V саммита БРИКС, г. Дурбан, ЮАР, 27 марта 2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/1430 (дата обращения 25.02.2016).Литература Авдеева К. Будет ли работать банк развития БРИКС? / К. Авдеева // Банковское дело. – 2014. - № 8. - C. 14.Андреева Е. Потенциал БРИКС и ШОС / Е. Андреева, А. Ратнер // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. - № 4. - C. 111-116.Бевеликова Н.М. БРИКС: правовые особенности развития / Н.М Бевеликова // Журнал российского права. - 2015. - № 8 (224). - С. 110-123.БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития. М.: РУДН, 2013. - С. 222 С.Вергун А. Н. Страны БРИКС в международных инвестиционных процессах / А. Н Вергун // Вестник МГИМО. - 2013. - №2 (29). - С.127-134.Гаврилова И.А. Саммиты БРИКС: история, переговоры, результаты / И.А Гаврилова // Научный альманах. - 2015. - № 10-4 (12). - 51-53. DOI:10.17117/na.2015.10.04.051.Давыдов В. БРИКС как фактор становления полицентричного режима международных отношений / В. Давыдов // Международная жизнь. 2011. - № 5. - C. 96-104.Захарова С.В. Перспективы стратегического взаимодействия стран БРИКС / С. В. Захарова, О. А. Кондратьев, О.Ю. Соколова // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 5. - С. 86-90.Захарова С.В. Потенциальные возможности укрепления БРИКС: торговое, инновационное и научно-техническое сотрудничество / С. В. Захарова, О. А. Кондратьев // Факторы успеха. - 2015. - № 1 (4). - С. 27-34.Икбал Б.А., Группа стран БРИКС: значение для глобального мира / Б.А. Икбал, Я. Цин, Л. А. Бастос // Регион: экономика и социология. – 2015. - № 2 (86). – С. 286-303.Клишин В. В. Новый банк развития БРИКС: проблемы создания и перспективы деятельности / В. В. Клишин, В. В. Павлов // Азия и Африка сегодня. – 2015. - № 9. - C. 27-30.Ковтун М.В. Россия-Бразилия: современное состояние и перспективы / М.В. Ковтун // Латинская Америка. - 2011. - № 12. - С.33 -41.Коньков Н. БРИКС – дело благородное / Н. Коньков // Газета «Завтра». – 2013. - Вып. № 14 (1011). - С. 4.Ли Синь. Страны БРИКС – укрепляя сотрудничество / Синь Ли // Международная жизнь. - 2012. - № 2.Луков В. Б. Россия в клубе лидеров / В.Б. Луков.- М.: Научная книга, 2002. С. 143.Луков В.Б. БРИКС – фактор глобального значения / В.Б. Луков // Международная жизнь. - 2011. - № 6.Луков В.Б. Символ многополярного мира / В.Б. Луков // Международная жизнь. – 2014. - № 7. - C. 43-49Макарова И.А. Роль стран БРИКС в создании новой финансово-экономической архитектуры / И.А. Макарова // Сравнительно-правовой подход и его инструменты в исследованиях юридических аспектов БРИКС: труды Лаборатории сравнительно-правовых исследований. - С.-Пб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - С. 134-147Минкина М.А. Развитие конкурентной политики в рамках интеграционных образований на примере стран БРИКС / М.А. Минкина // В сборнике: Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Новосибирск. - 2014. С. 368-369.Новиков А. В. Страны БРИКС: сотрудничество для экономического развития А. В. Новиков, И. Я Новикова // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - 2015. - № 5. - C. 26-37.Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире / В. П Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. - № 12. - С. 14 – 23.Панова В. БРИКС: проблемы взаимодействия и потенциал сотрудничества / В. Панова // Обозреватель. – 2013. - № 1. – С. 39-53.Разумнова Л. Механизм урегулирование торговых споров в рамках ВТО / Л. Разумнова // Международная экономика. - 2014. - № 1.Толорая Г.Д. К вопросу о значении 6-го саммита БРИКС / Г. Д. Толорая // Сотрудничество в целях развития БРИКС. М., 2014. С. 12.Тумайкина И.И. Интеграционные процессы и статус группы БРИКС в условиях глобализации мировой экономики / И. И. Тумайкина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2015. - № 9-10. - С. 70-73.Уяиаев С. В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира. Китай в мировой и региональной политике: история и современность. / С. В. Уяиаев. - М.: ИДВ РАН, 2011. - Вып.16. - С. 53.Харт Э. Как укрепляются растущие державы? / Э. Харт, Б. Джонс // Аналитические материалы. - 2011. - №2(33). - С. 12-13.Хейфец Б. А. Новые финансовые институты БРИКС / Б. А. Хейфец // Финансы. – 2013. - № 5. - C. 17-21.Юе Япхуа. Четыре золотых слитка / Япхуа Юе // Стратегия России. - 2009. - № 1. - С. 35-36.Явнова И.И. БРИКС: история создания / И. И Явнова // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2015. - № 53. - С. 71-74.БРИКС. Совместная статистическая публикация. 2015; Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР/ Росстат. – M.: ИИЦ «Статистика России», 2015. – 235 с. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nkibrics.ru/pages/publications (дата обращения 25.02.2016).В. Путин предлагает Китаю технологический альянс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/top.rbc.ru/politics/05/06/2012/653638.shtml (дата обращения 25.02.2016).Золотовалютные резервы Китая доросли почти до двух триллионов долларов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2009/01/13/reserves/ (дата обращения 25.02.2016).Официальный сайт МВФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/index.htm (дата обращения 25.02.2016).Официальный сайт НКИ БРИКС. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/ (дата обращения 25.02.2016). Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics2015.ru/ (дата обращения 25.02.2016).Силантьев Я. Р., Мальцев А. А. Экономический потенциал ЮАР в БРИКС / Я. Р. Силантьев, А. А. Мальцев // Концепт. – 2015. – № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2015/65334.htm (дата обращения 25.02.2016).Титаренко М.Л. БРИК: предпосылки взаимодействия, подходы и оценки сторон / М.Л. Титаренко // Страны БРИКС в условиях глобального кризиса, потенциал и проблемы консолидации. М.: Издательство Российского государственного социального университета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric (дата обращения 25.02.2016).Шапиро Н.А. Концепция «БРИК» и Россия за пределами 2050 года / Шапиро Н.А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/031209/17.html (дата обращения 25.02.2016).Andrew Hurrell. Hegemony, liberalism and global order: what space for would-be great powers?// InternationalAffairs. – 2006. - vol. 82. - № 1. - Р. 1–19.Articles of Agreement of the New Development Bank. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://brics6.itamaraty.gov.br/images/pdf/BRICSNDB.doc (дата обращения 28.02.2016).BRICS calls bluff of West backed financial institutions // Greater Kashmir. Srinagar. - 2013. - April, 7.BRICS grouping pledges to check abuse of tax treaties // The Indian Express. New Delhi. - 2013. - Jan, 19.Nistor Р. FDI Implications on BRICS Economy Growth/ P. Nistor // Procedia Economics and Finance. – 2015. - Vol. 32. – P. 981–985 DOI: 10.1016 / S2212-5671 (15) 01557-9.Rajagopalan R. BRICS, a coalition of unequals / R. Rajagopalan // The Financial Express. 2013. - March, 30.The foundation is a bit shaky (editorial) // Hindustan Times. - New Delhi. – 2013. - March, 29.World Economic Outlook Database [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/01/weodata/index.aspx (дата обращения 25.02.2016).ПриложенияПриложение 1Таблица 1Темпы роста валового внутреннего продукта стран БРИКС, %Страна2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.Бразилия2,71,03,54,0Россия4,33,63,73,8Индия7,94,55,96,4Китай9,37,88,28,5ЮАР3,52,32,84,1Среднемировой показатель3,93,23,54,1Составлено по данным World Economic Outlook. Приложение 2Рис. 1 Доли стран БРИКС в мировом ВВП в 2011 и 2012 гг. Составлено по данным World Economic Outlook.Приложение 3Таблица 3Валовые внутренние сбережения стран БРИКС, в % ВВПСтрана2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.Бразилия19,00816,84217,19915,61513,987Китай48,82849,05048,18948,49847,366Индия34,69531,49530,79430,17029,321Россия29,51627,20123,26223,14023,739ЮАР16,98515,13714,35514,91315,631Составлено по данным World Economic Outlook. Приложение 4Таблица 4Валовые внутренние инвестиции стран БРИКС, % от ВВПСтрана2000 г.2011 г.Бразилия18,319,8Китай35,148,8Индия24,237,9Россия18,719,8ЮАР15,921,7Составлено по данным World Economic Outlook. Приложение 5Таблица 5Доли стран БРИКС в мировом объеме денежных переводов, % Страна2005 г.2011 г.Бразилия1,31,2Китай8,812,0Индия8,113,5Россия1,11,6ЮАР0,20,5Составлено по данным World Economic Outlook. Приложение 6Таблица 6Валютные резервы стран БРИКС, % от ВВП Страна1990 г.2011 г.Бразилия1,01,0Китай7,648,8Индия0,518,0Россия…30,4ЮАР0,910,7Составлено по данным World Economic Outlook. Приложение 7Рис. 2. Состояние государственного бюджета стран БРИКС в 2000 и 2011 гг. Составлено по данным World Economic Outlook. Приложение 8Таблица 7ВВП на душу населения и охват населения страхованием в странахБРИКС в 2011 г. СтранаВВП на душу населения, долл. СШАСредства, затраченные населением на страхование, % от ВВПБразилия106753,1Китай42273,8Индия12555,1Россия128782,3ЮАР712914,8Составлено по данным World Economic Outlook.Приложение 9Рис. 3. Доли стран БРИКС в мировом потоке прямых иностранных инвестиций в 2000 и 2011 гг. Составлено по данным World Economic Outlook.

1. Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС (подписан в г. Форталезе 15.07.2014, ратифицирован Федеральный закон от 02.05.2015 N 107-ФЗ «О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС»). – Правовая система «КонсультантПлюс».
2. Соглашение о Новом банке развития (подписано в г. Форталезе 15.07.2014, ратифицировано Федеральным законом от 08.03.2015 № 29-ФЗ «О ратификации Соглашения о Новом банке развития»). – Правовая система «КонсультантПлюс».
3. Декларация, принятая по итогам саммита БРИК 14 апреля 2011 г., (г. Санья, о. Хайнань, Китай) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/907 (дата обращения 25.02.2016).
4. Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://brics2015.ru/russia_and_brics/20150301/15383.html (дата обращения 25.02.2016).
5. Меморандум о взаимопонимании о создании совместного интернет-сайта БРИКС (г. Уфа, Российская Федерация, 09.07.2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric (дата обращения 25.02.2016).
6. Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц БРИК (15 апреля 2010 г., г. Бразилиа, Бразилия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBsamBric/8B8AE397B54634E7C325780900468661 (дата обращения 25.02.2016).
7. Совместное заявление лидеров стран БРИК (16 июня 2009 г., г. Екатеринбург, Россия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBsamBric/F204322D9ED6118EC3257853003F4BD2 (дата обращения 25.02.2016).
8. Стратегия экономического партнёрства БРИКС (принята по итогам седьмого саммита БРИКС, г. Уфа, Российская Федерация, 09 июля 2015 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5002 (дата обращения 25.02.2016).
9. Уфимская декларация (принята по итогам седьмого саммита БРИКС, г. Уфа, Российская Федерация, 09 июля 2015 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5002 (дата обращения 25.02.2016).
10. Уфимский план действий (принят по итогам седьмого саммита БРИКС, г. Уфа, Российская Федерация, 09 июля 2015 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric (дата обращения 25.02.2016).
11. Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС, г.Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.epsu.org/IMG/pdf/_Deklaraciya.pdf (дата обращения 25.02.2016).
12. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий (приняты по итогам V саммита БРИКС, г. Дурбан, ЮАР, 27 марта 2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/1430 (дата обращения 25.02.2016).
Литература
13. Авдеева К. Будет ли работать банк развития БРИКС? / К. Авдеева // Банковское дело. – 2014. - № 8. - C. 14.
14. Андреева Е. Потенциал БРИКС и ШОС / Е. Андреева, А. Ратнер // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. - № 4. - C. 111-116.
15. Бевеликова Н.М. БРИКС: правовые особенности развития / Н.М Бевеликова // Журнал российского права. - 2015. - № 8 (224). - С. 110-123.
16. БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития. М.: РУДН, 2013. - С. 222 С.
17. Вергун А. Н. Страны БРИКС в международных инвестиционных процессах / А. Н Вергун // Вестник МГИМО. - 2013. - №2 (29). - С.127-134.
18. Гаврилова И.А. Саммиты БРИКС: история, переговоры, результаты / И.А Гаврилова // Научный альманах. - 2015. - № 10-4 (12). - 51-53. DOI:10.17117/na.2015.10.04.051.
19. Давыдов В. БРИКС как фактор становления полицентричного режима международных отношений / В. Давыдов // Международная жизнь. 2011. - № 5. - C. 96-104.
20. Захарова С.В. Перспективы стратегического взаимодействия стран БРИКС / С. В. Захарова, О. А. Кондратьев, О.Ю. Соколова // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 5. - С. 86-90.
21. Захарова С.В. Потенциальные возможности укрепления БРИКС: торговое, инновационное и научно-техническое сотрудничество / С. В. Захарова, О. А. Кондратьев // Факторы успеха. - 2015. - № 1 (4). - С. 27-34.
22. Икбал Б.А., Группа стран БРИКС: значение для глобального мира / Б.А. Икбал, Я. Цин, Л. А. Бастос // Регион: экономика и социология. – 2015. - № 2 (86). – С. 286-303.
23. Клишин В. В. Новый банк развития БРИКС: проблемы создания и перспективы деятельности / В. В. Клишин, В. В. Павлов // Азия и Африка сегодня. – 2015. - № 9. - C. 27-30.
24. Ковтун М.В. Россия-Бразилия: современное состояние и перспективы / М.В. Ковтун // Латинская Америка. - 2011. - № 12. - С.33 -41.
25. Коньков Н. БРИКС – дело благородное / Н. Коньков // Газета «Завтра». – 2013. - Вып. № 14 (1011). - С. 4.
26. Ли Синь. Страны БРИКС – укрепляя сотрудничество / Синь Ли // Международная жизнь. - 2012. - № 2.
27. Луков В. Б. Россия в клубе лидеров / В.Б. Луков.- М.: Научная книга, 2002. С. 143.
28. Луков В.Б. БРИКС – фактор глобального значения / В.Б. Луков // Международная жизнь. - 2011. - № 6.
29. Луков В.Б. Символ многополярного мира / В.Б. Луков // Международная жизнь. – 2014. - № 7. - C. 43-49
30. Макарова И.А. Роль стран БРИКС в создании новой финансово-экономической архитектуры / И.А. Макарова // Сравнительно-правовой подход и его инструменты в исследованиях юридических аспектов БРИКС: труды Лаборатории сравнительно-правовых исследований. - С.-Пб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - С. 134-147
31. Минкина М.А. Развитие конкурентной политики в рамках интеграционных образований на примере стран БРИКС / М.А. Минкина // В сборнике: Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Новосибирск. - 2014. С. 368-369.
32. Новиков А. В. Страны БРИКС: сотрудничество для экономического развития А. В. Новиков, И. Я Новикова // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - 2015. - № 5. - C. 26-37.
33. Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире / В. П Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. - № 12. - С. 14 – 23.
34. Панова В. БРИКС: проблемы взаимодействия и потенциал сотрудничества / В. Панова // Обозреватель. – 2013. - № 1. – С. 39-53.
35. Разумнова Л. Механизм урегулирование торговых споров в рамках ВТО / Л. Разумнова // Международная экономика. - 2014. - № 1.
36. Толорая Г.Д. К вопросу о значении 6-го саммита БРИКС / Г. Д. Толорая // Сотрудничество в целях развития БРИКС. М., 2014. С. 12.
37. Тумайкина И.И. Интеграционные процессы и статус группы БРИКС в условиях глобализации мировой экономики / И. И. Тумайкина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2015. - № 9-10. - С. 70-73.
38. Уяиаев С. В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира. Китай в мировой и региональной политике: история и современность. / С. В. Уяиаев. - М.: ИДВ РАН, 2011. - Вып.16. - С. 53.
39. Харт Э. Как укрепляются растущие державы? / Э. Харт, Б. Джонс // Аналитические материалы. - 2011. - №2(33). - С. 12-13.
40. Хейфец Б. А. Новые финансовые институты БРИКС / Б. А. Хейфец // Финансы. – 2013. - № 5. - C. 17-21.
41. Юе Япхуа. Четыре золотых слитка / Япхуа Юе // Стратегия России. - 2009. - № 1. - С. 35-36.
42. Явнова И.И. БРИКС: история создания / И. И Явнова // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2015. - № 53. - С. 71-74.
43. БРИКС. Совместная статистическая публикация. 2015; Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР/ Росстат. – M.: ИИЦ «Статистика России», 2015. – 235 с. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nkibrics.ru/pages/publications (дата обращения 25.02.2016).
44. В. Путин предлагает Китаю технологический альянс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/top.rbc.ru/politics/05/06/2012/653638.shtml (дата обращения 25.02.2016).
45. Золотовалютные резервы Китая доросли почти до двух триллионов долларов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2009/01/13/reserves/ (дата обращения 25.02.2016).
46. Официальный сайт МВФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/index.htm (дата обращения 25.02.2016).
47. Официальный сайт НКИ БРИКС. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/ (дата обращения 25.02.2016).
48. Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brics2015.ru/ (дата обращения 25.02.2016).
49. Силантьев Я. Р., Мальцев А. А. Экономический потенциал ЮАР в БРИКС / Я. Р. Силантьев, А. А. Мальцев // Концепт. – 2015. – № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2015/65334.htm (дата обращения 25.02.2016).
50. Титаренко М.Л. БРИК: предпосылки взаимодействия, подходы и оценки сторон / М.Л. Титаренко // Страны БРИКС в условиях глобального кризиса, потенциал и проблемы консолидации. М.: Издательство Российского государственного социального университета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric (дата обращения 25.02.2016).
51. Шапиро Н.А. Концепция «БРИК» и Россия за пределами 2050 года / Шапиро Н.А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/031209/17.html (дата обращения 25.02.2016).
52. Andrew Hurrell. Hegemony, liberalism and global order: what space for would-be great powers?// InternationalAffairs. – 2006. - vol. 82. - № 1. - Р. 1–19.
53. Articles of Agreement of the New Development Bank. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://brics6.itamaraty.gov.br/images/pdf/BRICSNDB.doc (дата обращения 28.02.2016).
54. BRICS calls bluff of West backed financial institutions // Greater Kashmir. Srinagar. - 2013. - April, 7.
55. BRICS grouping pledges to check abuse of tax treaties // The Indian Express. New Delhi. - 2013. - Jan, 19.
56. Nistor Р. FDI Implications on BRICS Economy Growth/ P. Nistor // Procedia Economics and Finance. – 2015. - Vol. 32. – P. 981–985 DOI: 10.1016 / S2212-5671 (15) 01557-9.
57. Rajagopalan R. BRICS, a coalition of unequals / R. Rajagopalan // The Financial Express. 2013. - March, 30.
58. The foundation is a bit shaky (editorial) // Hindustan Times. - New Delhi. – 2013. - March, 29.
59. World Economic Outlook Database [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/01/weodata/index.aspx (дата обращения 25.02.2016).

Вопрос-ответ:

Какие причины привели к возникновению БРИКС?

БРИКС возник как ответ на недостаток воздействия развивающихся стран на международной арене. В странах БРИКС сосредоточены значительные экономические ресурсы, и их объединение позволяет повысить их влияние.

Какое значение имеет БРИКС как форма интеграционного объединения?

БРИКС является новой формой интеграционного объединения развивающихся стран. Это позволяет создать сильное экономическое и политическое партнерство, которое способно конкурировать с развитыми странами и влиять на мировую экономику.

Какова история и причины возникновения БРИКС?

БРИКС был создан в 2006 году, когда главы ее стран решили объединиться для улучшения экономического развития и повышения своего влияния на мировой арене. Основными причинами были желание противостоять господству развитых стран и использовать совместные ресурсы для достижения своих целей.

Чем БРИКС отличается от других интеграционных объединений?

БРИКС отличается от других интеграционных объединений своим глобальным влиянием и уникальной комбинацией экономического и политического партнерства. Оно объединяет страны с огромным потенциалом и ресурсами, которые вместе могут эффективно конкурировать на мировой арене и обеспечить себя экономическим ростом и развитием.

Как БРИКС влияет на мировую экономику и международный бизнес?

БРИКС оказывает значительное влияние на мировую экономику и международный бизнес. Его объединение позволяет странам БРИКС совместно разрабатывать и проводить политику, которая способствует их экономическому росту и развитию. Кроме того, БРИКС предлагает альтернативные идеи и подходы к глобальным экономическим вопросам, которые представляют интерес для других стран и организаций.

Какие причины привели к возникновению БРИКС?

БРИКС возникло как результат стремления развивающихся стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) объединиться и укрепить свое экономическое положение в мире. Основными причинами стали неудовлетворенность уровнем участия в международных финансовых институтах и отсутствием достаточной роли в принятии глобальных экономических решений.

Какое значение имеет БРИКС как форма интеграционного объединения?

БРИКС представляет собой новую форму интеграционного объединения развивающихся стран с целью установления более справедливого экономического порядка в мире. Оно способствует повышению влияния участников на международную арену, созданию совместных экономических и торговых связей, а также развитию внутренней инфраструктуры и сотрудничеству в области науки и культуры.

Какую историю имеет БРИКС и почему оно так актуально и беспрецедентно?

История БРИКС началась в 2001 году, когда министры финансов этих стран провели встречу в Нью-Йорке. С тех пор БРИКС прошло долгий путь развития и стало одним из самых сильных объединений развивающихся стран. Его актуальность и беспрецедентность заключается в том, что БРИКС является первым цивилизационным объединением, в которое входят страны с разными политическими, экономическими и культурными системами.

Какое влияние оказывает БРИКС на мировую экономику и международный бизнес?

БРИКС имеет значительное влияние на мировую экономику и международный бизнес. Это объединение занимает крупную долю в мировом ВВП и является одним из крупнейших потребителей и производителей товаров и услуг. БРИКС также активно участвует в формировании новых торговых правил и образовании регулирующих органов в международном бизнесе.

Какие были история и причины возникновения БРИКС?

БРИКС возник в 2001 году и охватывает пять стран: Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку. Это объединение было сформировано с целью укрепления сотрудничества и экономического развития между этими государствами. Одной из основных причин создания БРИКС была необходимость объединиться для улучшения своего положения в мировой экономике и повышения геополитической роли каждой из стран.

Почему БРИКС является актуальным и беспрецедентным цивилизационным объединением?

БРИКС является актуальным и беспрецедентным цивилизационным объединением, так как сотрудничество между этими странами позволяет им совместно решать множество экономических и политических вопросов. Такое сотрудничество представляет собой новый формат интеграционного объединения, который учитывает интересы и потребности различных регионов мира, а не только западной части северного полушария.

Какое влияние оказывает БРИКС на мировую экономику и международный бизнес?

Интеграционное объединение БРИКС имеет значительное влияние на мировую экономику и международный бизнес. Эти страны, объединившись, становятся сильным игроком на мировой арене, способным вносить значительные изменения в мировую экономику и политику. БРИКС расширяет свои рынки сбыта, влияет на цены на энергию, товары и услуги, и способствует усилению инвестиций и торговли между странами.