Взгляды прогрессивных европейских мыслителей и педагогов прошлого на ознакомление детей с природой.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 10 10 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 05.03.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Взгляды Я.А. Коменского на ознакомление детей с природой.
2.Ж.Ж. Руссо о естественном воспитании детей в природе
3.Взгляды И.Г. Песталоцци на положительное значение восприятия детьми природы
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Взгляды И.Г. Песталоцци на положительное значение восприятия детьми природы

Сторонником идеи положительного значения восприятия детьми природы являлся И.Г. Песталоцци (1746 – 1827гг.) Швейцарский педагог- демократ жил в эпоху крушения феодального строя и утверждения в Европе капиталистической формы производства. Всю свою жизнь педагог отдал преобразованию системы воспитания и образования трудового народа, делу подготовки учителей новой формации.
Он поддерживал идею Ж.Ж. Руссо о воспитании детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Педагог считал развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка - успехом школьного обучения. Этот успех может быть достигнут благодаря обучению детей на лоне природы: в лесу, в горах и долинах. Ребенок должен чувствовать природу, следовать за ней. Именно посредством органов чувств происходит первоначальное познание ребенком окружающего мира. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются беспорядочные и смутные представления. Далее их необходимо упорядочить и сформировать в ясные представления и четкие понятия. Песталоцци отмечает, что это должен быть постепенные и последовательные процесс познания.
Песталоцци видел главную цель воспитания в гармоничном развитии заложенных в ребенка природных задатков. Человек, по мнению педагога, уже рождается с физическими, умственными и нравственными способностями. Он писал, что в ребенке заложены потенциальные внутренние силы, которым свойственно спонтанное развитие и самостоятельная активность. Задачей педагога в этом случае является правильно направить инициативу ребенка в нужное русло, содействовать саморазвитию потенциальных внутренних сил.
Песталоцци разработал теорию элементарного образования, т.е. гармоничного развития ребенка в полном согласии с природой. Оно включало физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное развитие. Мнение Песталоцци совпадало с Коменским, когда шла речь о необходимости ознакомления детей с явлениями из области естествознания, географии и физики.
В конце реферата необходимо заметить, что Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци являются величайшими новаторами в педагогике, т.к впервые предложили в качестве активного руководителя и наставника обучения и воспитания детей дошкольного возраста удивительный и разнообразный мир природы.


Библиография

Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие. / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск, Изд – во НГПИ, 2008. – 108с.
История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Педагогика, 1986. – 234с.
Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие. / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М. Педагогика, 1987. – 304с.
Степашко, Л.А. Философия и история образования. / Л.А. Степашко. – М.: МПСИ, Изд-во «Флинта», 1999. – 272с.
Степашко, Л.А. Философия и история образования. / Л.А. Степашко. – М.: МПСИ, Изд-во «Флинта», 1999. – С.54.
Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие. / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М. Педагогика, 1987. – С. 71.
Там же. С. 72.
История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Педагогика, 1986. – С. 104.
Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие. / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М. Педагогика, 1987. – С. 254.
История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Педагогика, 1986. – С. 106.
История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Педагогика, 1986. – С. 133-137.









10

Библиография

1.Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие. / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск, Изд – во НГПИ, 2008. – 108с.
2.История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Педагогика, 1986. – 234с.
3.Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие. / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М. Педагогика, 1987. – 304с.
4.Степашко, Л.А. Философия и история образования. / Л.А. Степашко. – М.: МПСИ, Изд-во «Флинта», 1999. – 272с.

Вопрос-ответ:

Какие взгляды на ознакомление детей с природой высказывал Я. А. Коменский?

Я. А. Коменский относился к числу прогрессивных мыслителей и педагогов прошлого, которые придавали большое значение ознакомлению детей с природой. Он считал, что природу следует рассматривать как живого учителя, который может помочь детям понять законы и принципы мира. Коменский призывал использовать наблюдение за природой в процессе обучения, чтобы дети могли лучше усвоить учебный материал и развить свои наблюдательные способности.

Какие идеи о естественном воспитании детей в природе высказывал Ж. Ж. Руссо?

Жан-Жак Руссо был приверженцем естественного воспитания детей в природе. Он считал, что природа - это идеальная среда для развития ребенка. В своем труде "Эмиль, или о воспитании" Руссо описывает методы и принципы естественного воспитания, включающие ознакомление ребенка с природой и ее законами. Руссо призывал детей избегать общественной среды и проводить больше времени на свежем воздухе, чтобы развить свои физические, интеллектуальные и эмоциональные способности.

Какие взгляды на положительное значение восприятия детьми природы разделял И. Г. Песталоцци?

Иоганн Готтлиб Песталоцци считал, что природа имеет большое значение для воспитания и образования детей. Он признавал природу источником вдохновения, эмоционального развития и эстетического восприятия. Песталоцци особо подчеркивал значение наблюдения за природой для развития наблюдательности и способности анализировать. Он использовал природу как обучающую среду, в которой дети могли изучать различные явления и законы мира.

Какие взгляды на ознакомление детей с природой высказывал И.Г. Песталоцци?

И.Г. Песталоцци считал, что восприятие детьми природы имеет положительное значение. Он считал, что дети должны иметь возможность проводить время на природе, общаться с ней и изучать ее. Он также подчеркивал, что природа может стать наставником для детей, учить их самому главному - любви и добродетели. Песталоцци призывал учителей уделять больше внимания природе в процессе обучения и воспитания.

Какие взгляды на ознакомление детей с природой высказывал Я.А. Коменский?

Я.А. Коменский считал, что природа является источником знаний, и дети должны иметь возможность наблюдать ее, чтобы учиться и развиваться. Он призывал преподавателей использовать природу для примеров и иллюстраций в процессе обучения. Коменский считал, что природа важна для формирования двойного восприятия у детей - они должны видеть как делаются вещи и что делают. Он считал, что природа способствует полноценному развитию детей и характеризуется мудростью и пользой.

Какие взгляды на ознакомление детей с природой высказывал Ж.Ж. Руссо?

Ж.Ж. Руссо считал, что природа - естественная среда для воспитания детей. Он говорил о важности ознакомления детей с природой и призывал не отрывать их от нее. Руссо считал, что природа помогает детям развиваться физически, познавать мир и развивать наблюдательность. Он подчеркивал, что слишком раннее отделение детей от природы приводит к нарушению их развития и здоровья.

Какие педагогические взгляды были у Я.А. Коменского?

Я.А. Коменский был одним из ведущих представителей прогрессивного педагогического мышления своего времени. Он разработал идеи обратного окружения, акцентированного на развитии ученика и его индивидуальности. Коменский выступал за интересы детей, их радость от обучения, внимание к здоровью и гармоничному развитию личности.

Какие взгляды на ознакомление детей с природой высказывал Я.А. Коменский?

Я.А. Коменский (1592-1670) признавал природу важным источником обучения детей. Он считал, что дети могут учиться наблюдая различные явления и процессы в природе. Коменский также полагал, что учиться нужно путем самостоятельных открытий, а не пассивного запоминания. Он призывал использовать природу в качестве естественной учебной среды для детей, где они смогут получать знания путем опыта и исследования.

Какие идеи воспитания детей в природе высказывал Ж.Ж. Руссо?

Ж.Ж. Руссо (1712-1778) считал, что воспитание детей в природных условиях является наиболее естественным и полезным способом. Он считал, что природа является источником и воспитательной силой для ребенка, которая позволяет ему развиваться гармонично. Руссо призывал к созданию специальных детских садов и школ в природных местах, где дети смогут свободно общаться с природой и учиться через опыт и наблюдение.

Какое значение восприятия детьми природы выделял И.Г. Песталоцци?

И.Г. Песталоцци (1746-1827) придавал большое значение восприятию детьми природы. Он считал, что природа способствует развитию чувств и наблюдательности у детей, а также укрепляет их здоровье. Песталоцци признавал природу самой лучшей школой для детей, где они могут изучать мир и развиваться физически, интеллектуально и эмоционально. Он призывал учителей и родителей использовать природу для образования и воспитания детей.