Психологическое консультирование родителей по проблеме профилактики переутомления младших школьников (дополнительным образованием и внеурочной деятельностью)
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 09.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования родителей по проблеме профилактики переутомления младших школьников 6
1.1. Переутомление и его признаки у младших школьников 6
1.2. Характеристика психологического консультирования как вида психологической помощи 16
1.3. Особенности и методы психологического консультирования родителей по проблеме профилактики переутомления младших школьников 26
Глава 2. Экспериментальное исследование переутомления младших школьников 39
2.1. Цель, задачи, процедура и методики исследования 39
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 44
2.3. Разработка рекомендаций по психологическому консультированию родителей по проблеме профилактики переутомления младших школьников 47
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 60
Радость Зеленый классная, беговая дорожка, доска светофор, телевизор, машина и др. Внимание, сосредоточение Розовый кукла, принцесса, компьютер, робот, машина и др. Мечтание, фантазирование Черный ребёнок спит за партой, клякса, дождь и др. Утомление, усталость Оранжевый ребёнок помогает старушке, дети играют, животные, цветы и др. Дружелюбие, доброжелательность Желтый ребёнок с мамой, учительницей, разбитая ваза и др. Искренность Голубой море, бассейн, душ и др. Бодрость Синий футбол, волейбол, скакалка, Азарт Синий поднятая рука, дети с учителем и др. Уважение Коричневый ребенок упал, мама гладит по голове ребенка, могилка, скорая помощь и др. Сочувствие, сострадание
Оценка и интерпретация: для целей нашего исследования подсчитывалось число признаков усталости детей, каждый из которых оценивался в 1 балл. При этом учитывали как цвет, так и особенности изображения: маленькие размеры рисунка, наличие сильной штриховки или негативных деталей рисунка, что указывает на скованность, напряженность, неблагоприятное физическое состояние ребенка и т.п.
Каждый признак утомления оценивается в 1 балл.
1–2 балла - легкая степень усталости;
3–4 баллов - средняя степень усталости;
5 и более баллов - высокая степень усталости.
3. Оценка усталости школьника классным руководителем
Процедура и инструкция: учителя просят отметить проявления следующих признаков утомления учащихся:
снижение продуктивности учебного труда: увеличивается время выполнения задания и количество ошибок;
ослабление внутреннего торможения: рассеянность внимания, частые отвлечения, двигательное беспокойство;
нетерпеливое ерзанье на парте в ожидании звонка;
динамизм (кривляние) телодвижений;
изменение почерка;
жалобы на неприятные ощущения в животе, головную боль;
вегетативные реакции: изменение частоты пульса, покраснение лица, потливость рук;
попытки организовать себя, помочь себе сосредоточиться «внешней» речью (проговаривание текста).
Оценка и интерпретация:
Учителя просят отметить проявления данных признаков:
Каждый признак утомления оценивается в 2 балла, если наблюдается часто, 1 балл – иногда, признак утомления отсутствует – 0 баллов.
1–5 балла - легкая степень усталости;
6–10 баллов - средняя степень усталости;
11 и более баллов - высокая степень усталости.
Перед началом проса родителям и учителю были даны соответствующие инструкции, содержащие информацию о том, что должен делать испытуемый, и бланки методик, на которых они делали определенные пометки по мере прочтения.
Для проведения анализа результатов диагностики начальные данные переводились в числовую форму согласно описанию методик. После этого все данные были и обработаны статистическими методами (первичные статистики, метод анализа средних значений).
Для определения взаимосвязи показателей усталости с точек зрения родителей, учителя и самих детей использован метод анализа коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. Анализ проводился для всей выборки исследования.
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
В Приложении 1 (сводные таблицы 1 и 2) приведены результаты диагностики признаков переутомления по трем методикам.
Как видно из таблицы 3, в которой представлены результаты математической обработки результатов исследования, все средние значения показателей переутомления у младших школьников, «загруженных» дополнительным образованием и внеурочной деятельностью (группа 1) выше, чем у их сверстников, не занимающихся дополнительным образованием и внеурочной деятельностью (группа 2).
Таблица 3
Сравнительные результаты диагностики переутомления младших школьников, средние значения
Группа Родители Дети Учитель 1 5,9 4,8 9,5 2 3,5 3,1 6,6
Как видно из таблицы 3, в которой представлены результаты математической обработки результатов исследования, все средние значения показателей утомления у младших школьников, «загруженных» дополнительным образованием и внеурочной деятельностью (группа 1) вышее, чем у их сверстников, не занимающихся дополнительным образованием и внеурочной деятельностью.
Из полученных результатов видно (рисунок 1), что родители, по сравнению с учителем, склонны преуменьшать утомление своих детей. Очевидно, сказывается их стремление «загрузить» детей как можно большим количеством интересных дел.
Рисунок 1. Сравнительные результаты диагностики переутомления младших школьников, средние значения
Для оценки взаимосвязи показателей усталости с точек зрения родителей, учителя и самих детей использован метод анализа коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. Анализ проводился для всей выборки исследования (таблица 4).
Таблица 4
Коэффициенты корреляции между значениями показателей усталости с точек зрения родителей, учителя и самих детей
Группа Родители Дети Учитель Родители 1 0,755** 0, 857** Дети - 1 0, 803** Учитель - - 1 **. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Критические значения для N = 30
N p 0.05 0.01 30 0.36 0.47
Анализ коэффициентов корреляции показывает, что положительными статистически значимыми (корреляция считается сильной, при которой увеличение одной переменной связано с увеличением другой переменной) являются связи всех показателей. Это говорит о том, что нет расхождения между оценками степени утомления детей как с их собственной точки зрения, так и с точки зрения родителей и учителей.
2.3. Разработка рекомендаций по психологическому консультированию родителей по проблеме профилактики переутомления младших школьников
До сведения родителей доводятся результаты психодиагности - выявленные особенности внимания и памяти у детей.
Групповая консультация (начинается с выступления психолога).
П. Выявлено, что чрезмерно загруженные дети, в основном отличаются крайней неустойчивостью внимания, легкой отвлекаемостью, слабой распределенностью и концентрацией, они быстро утомляются на уроках. При утомлении дети перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а работы пестрят множеством ошибок и исправлений.
Частые переходы от состояния активности внимания и полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Однако, и внешние обстоятельства, например, сложность задания, большой объем работы, выводят школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают энергетику внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Например, после диктанта ученик на другом уроке не может написать знакомое слово, вместо этого получается нечитаемый набор букв.
Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у одних раздражение, у других категорический отказ от работы, особенно, если требуется усвоить новый учебный материал. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.
С точки зрения объекта восприятия для большинства переутомившихся детей характерно ослабленное внимание к вербальной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. Потребуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.
Одной из особенностей частых нарушений внимания у переутомившихся детей является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии необходимого детскому организму отдыха может отмечаться недоразвитие мыслительных операций.
Общие рекомендации для всех детей следующие.
1. Больше физической активности!
Самое трудное для ребенка – это сидеть на одном месте. Дети по своей природе очень активны. Они должны бегать, прыгать, лазить, а вынуждены по многу часов подряд проводить сидя за партой. От этого больше всего страдают мышцы спины, плечевого пояса и брюшного пресса. Именно их надо укреплять в первую очередь. Конечно, этим надо заниматься круглый год, но, например, на каникулах, когда у школьника есть много свободного времени, сделать это проще. Хорошо, если вы, родители, составите ему компанию. Папа может больше времени проводить с ребенком на спортивной площадке: учить его подтягиваться, лазать по канату, забрасывать мяч в баскетбольную корзину. Маме будет несложно побегать в парке, покрутить обруч дома. Полезной . будет именно простая физическая активность, а не интенсивные спортивные перегрузки в секциях!
2. Профилактика простуд
За долгую зиму детский организм ослаб и очень подвержен простудным заболеваниям: любой сквозняк вызвать болезнь. Поэтому сейчас самое время провести витаминизацию: потребуются не только готовые аптечные комплексы, но блюда из ягод и фруктов: муссы, смузи, фреши. Вместо чая полезно пить настой шиповника или напиток из меда, лимона и имбиря. Важно начать закаливание. Но помните, в этом деле важна регулярность: обливать холодной водой ноги или все тело надо ежедневно и без пропусков.
3. Укрепление зрения
Высокая зрительная нагрузка в школе приводит к утомляемости глаз и ухудшению зрения. Поэтому дома ограничиваем время компьютерных игр, а вместо них проходим специальную компьютерную программу для расслабления глазных мышц. Хотя бы по 10–15 минут в день. И вместе с ребенком делаем упражнения для глаз. Самое простое – поставить точку на стекле на уровне глаз ребенка и попеременно смотреть то на стекло, то на отдаленный предмет за окном. И, конечно, надо больше гулять и выезжать на природу, кислород для глаз необходим.
Конечно, жесткий запрет на компьютерные игры – не самый действенный метод отвлечь ребенка от компьютера. Вместо запрета лучше предложите ребенку альтернативу. Купите настольную игру – сейчас их огромный выбор. Проводить за ней вечер будет интересно не только детям, но и взрослым членам семьи.
4. Полезное питание.
Большинство родителей склонны давать уставшим детям поблажку, разрешая есть любые вкусности, которые желанны, но не полезны: чипсы, шоколадные батончики и прочую еду, как бы вознаграждая за трудности учебы и дополнительных занятий. Это большая ошибка. Похвальное желание вознаградить за труды и побаловать ребенка чем-то вкусненьким можно реализовать иначе: сделайте акцент на полезные сладости – сухофрукты, варенье, свежевыжатые соки.
Ребенок должен, прежде всего, восстановить энергетические ресурсы головного мозга, которые ежедневно и активно расходуются. Мозг – самый «прожорливый» орган и его нужно кормить сытнее остальных. Поэтому продуктом №1 должна стать рыба, желательно морская. Ученые доказали: те, кто регулярно ест рыбу и морепродукты, лучше учатся и лучше пишут тесты, чем те, кто ест рыбы мало или не ест совсем. Все дело в натуральных жирных кислотах омега3 – они просто необходимы для питания клеток мозга и образования новых нейронных связей. Что интересно, омега3 – это единственный пищевой нутриент, позитивно влияющий на интеллектуальные способности человека. Еще лучше сделать постоянным гостем в своем доме натуральный рыбий жир – там омега3 содержится в первозданном виде. Для ребенка подойдут капсулы: они не пахнут и не имеют вкуса, только выбирайте те, что соответствуют его возрасту.
5. Развиваем мышление и фантазию
Чтобы не отвратить ребенка от познавательной активности, которую снижает усталость, родители должны отыскать интересные способы познания окружающего мира. Можно вместе с ребенком смотреть телепередачи или читать книги о природе, людях, космосе, животных и растениях. Можно посещать музеи, театры, консерваторию, ходить на экскурсии. Или приобрести наборы для опытов, которые можно проводить в домашних условиях. Полезно сводить ребенка к себе на работу – ему наверняка будет интересно увидеть маму и папу с другой стороны – не как родителя, а как специалиста.
6. Даем возможность заниматься любимым делом
У школьников, особенно при многочисленных дополнительных занятиях, часто не остается времени на хобби. Нужно хотя бы каникулы посвятить тому, что ребенок любит больше всего на свете: авиамоделированию, лепке, вышивке, конструированию, рисованию.
7. Основная задача родителей – обеспечить ребенку нормальный режим и не стараться нагружать его сверх меры. Постоянно следите за режимом труда и отдыха вашего ребенка. Уроки надо делать в одно и то же время. Психологи считают, что наиболее удачные для этого часы – после 16.00. Начинать лучше с письменных заданий. Время приготовления заданийне должно затягиваться до бесконечности. Следите, чтобы ребенок достаточно спал. Во втором классе - – 9–10 часов в день. Гулять после уроков надо не менее 2 часов в день. Для того, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, родители должны заботиться не только о хорошем физическом самочувствии малыша, но и его настроении. В комнате, где ребенок занимается, надо обеспечить тишину, сократить количество отвлекающих факторов.
П. Далее мы перейдем к тем вопросам, которые больше всего вас волнуют. Думаю, что всем родителям будет интересно это послушать.
Р. У моей дочери – Лены диагностика показала высокий уровень утомления. Но ведь она с интересом занимается в кружках, ей все так нравится! Расскажите подробнее, как проходило Ваше обследование. Хочу понять – в чем дело!
П. Условия проведения обследования - индивидуальное обследование, задания давались в форме создания рисунка, экспертную оценку дал классный руководитель.
Результаты наблюдения за поведением Лены во время диагностики:
- плохой контакт с экспериментатором, эмоциональная вялость;
- уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах: отсутствие интереса к процедуре обследования, внимание рассеянное, рисовала неохотно, рисунок выполнен черным карандашом, много штриховки, изображена дорога с лужей;
- степень самостоятельности выполнения заданий – требовались разъяснения в ходе эксперимента;
- необычные поведенческие проявления: плохая концентрация внимания, установка на сосредоточение лишь усугубляла ситуацию, т.к. девочка начала беспокоиться, не могла сосредоточиться;
- учитель также отметил ослабление внутреннего торможения: рассеянность внимания, частые отвлечения, двигательное беспокойство
Выводы: у Лены выявлен высокий уровень утомления, требуется снизить дополнительную нагрузку.
Р. И у моей Кати диагностика показала высокий уровень утомления. Расскажите – в чем Вы видите проблемы!
П. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:
- девочка очень замкнутая, малоэмоциональная, слабо развиты коммуникативные навыки;
- уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах: исследованием девочка не заинтересовалась, рисовала только после нескольких обращений к ней;
- степень самостоятельности выполнения заданий – требовались разъяснения в ходе эксперимента, переспрашивала – какой карандаш взять, что можно рисовать;
— необычные поведенческие проявления: теряя интерес к исследованию – отключалась, сидела некоторое время глядя в одну точку, затем опять поднимала голову и начинала что-то рисовать.
- учитель также отметил снижение продуктивности учебного труда: у Кати с начала учебного года постоянно увеличивается время выполнения задания и количество ошибок.
П. Следует развивать у Кати коммуникативные навыки. Какой кружок она посещает?
Р. Она ходит в кружок домоводства, еще – мягкой игрушки.
П. Сколько раз в неделю она посещает кружки?
Р. 4 раза. И дома все время что-то шьет.
П. Скорее всего, у Кати слишком нагружено зрение, она от этого может уставать. Снизьте нагрузку. Надо больше гулять.
П. Подводя итоги нашей встречи, я надеюсь, что наш разговор поможет вам и вашим детям быть здоровыми и счастливыми!
Выводы по 2 главе.
Выявлено, что все средние значения показателей утомления у младших школьников, «загруженных» дополнительным образованием и внеурочной деятельностью (группа 1) вышее, чем у их сверстников, не занимающихся дополнительным образованием и внеурочной деятельностью.
Из полученных результатов видно, что родители, по сравнению с учителем, склонны преуменьшать утомление своих детей. Очевидно, сказывается их стремление «загрузить» детей как можно большим количеством интересных дел.
Анализ коэффициентов корреляции показывает, что положительными статистически значимыми (корреляция считается сильной, при которой увеличение одной переменной связано с увеличением другой переменной) являются связи всех показателей. Это говорит о том, что нет расхождения между оценками степени утомления детей как с их собственной точки зрения, так и с точки зрения родителей и учителей.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что переутомление – это глубокое и продолжительное снижение работоспособности, требующее длительного отдыха и сопровождающееся нарушениями деятельности систем организма. Семейные установки и представления о том, как необходимо обучать ребенка, играют основополагающую роль в развитии мотивационно - личностных установок детей. При этом зачастую, руководствуясь своими представлениями о развитии ребенка и воспитательными установками, родители чрезмерно перегружают младших школьников дополнительным образованием и внеурочной деятельностью. Это приводит к переутомлению и, как следствие – к ухудшению здоровья учащихся. Родители - главная опора ребенка и, если они постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку, при этом не перегружая его чрезмерно, не требуя успехов во всех возможных сферах деятельности, то развитие личности ребенка будет успешным.
Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь родителям посмотреть на проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений с их детьми, которые, будучи источниками трудностей, в том числе - проблемы профилактики переутомления младших школьников, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установок родителей как на воспитание и развитие своих детей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы родители получают возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить как свое отношение к происходящему, так и свое поведение, осмыслить и принять советы и рекомендации психолога-консультанта.
Эксперимент показал, что все средние значения показателей утомления у младших школьников, «загруженных» дополнительным образованием и внеурочной деятельностью (группа 1) вышее, чем у их сверстников, не занимающихся дополнительным образованием и внеурочной деятельностью.
Из полученных результатов видно, что родители, по сравнению с учителем, склонны преуменьшать утомление своих детей. Очевидно, сказывается их стремление «загрузить» детей как можно большим количеством интересных дел.
Анализ коэффициентов корреляции показывает, что положительными статистически значимыми (корреляция считается сильной, при которой увеличение одной переменной связано с увеличением другой переменной) являются связи всех показателей. Это говорит о том, что нет расхождения между оценками степени утомления детей как с их собственной точки зрения, так и с точки зрения родителей и учителей.
Итак, достигнута цель исследования и доказана гипотеза психологическое консультирование родителей способствует предупреждению переутомления младших школьников (дополнительным образованием и внеурочной деятельностью).
Список использованной литературы
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - 6-е изд., - М.: Академический Проект, 2005. - 496 с.
Авдеева Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. — Челябинск, 2013. — С. 97-99.
Авдулов Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2011. - 330 с.
Адамова М.В. Школьная усталость — как распознать, и как помочь справиться? [Электронный ресурс], 2014.- URL: http:// www.molnet.ru/
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е издание. - М.: «Класс», 2007. — 208 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . - СПб: Питер, 2012. - 288 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. - 2008. - 464 с.
Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 2008. - 144 с.
Ванновская О.В. Основные понятия психологического консультирования: словарь-справочник. - СПб: СПбИПиА, 2015. - 364 с.
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2002. - 464 с.
Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей / С. В. Велиева. - СПб.: Речь, 2005. - 340 с.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос, 2006. - 160 с.
Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие /ед. В.А.Гараева. - СПб: Питер, 2013. - 198 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.; Т.1. Детская психология. - М.: ООО «Книга по требованию», 2012. - 362 с.
Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. - СПб: Питер, 2007. - 736 с.
Гулина М.А., Зинченко Ю.П. Консультативная психология: Учебник.- СПб: Питер, 2015. - 336 с.
Гусакова М.П. Психологическое консультирование: теория и практика: Учеб. пос. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.
Догуревич О. А. Курс лекций по возрастной анатомии и физиологии человека: учебное пособие. - Пенза: ПГПУ, 2010. - 400 с.
Дубровина И. Практическая психология образования.- СПб: Питер, 2009. -С.342.
Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога.- Изд. 5-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 320 с.
Ерахтина Т.А. Некоторые способы профилактики утомляемости у младших школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 3. - с. 50 - 52.
Ермолаев Ю.А.Возрастная физиология. - М.: СпортАкадемПресс, 2011. - 448 с.
Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. - М.: Эксмо, 2010. - 384 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. и психол. напр. и спец. - М.: Логос, 2010. - 384 с.
Копылов Ю.А., Баринова И.П., Петрович З.А. Физкультминутки в начальной школе // ж. Физическая культура в школе. - 2013. - №6 - С. 59 – 62; 2013 - № 7 - С. 50 - 52.
Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — М.: Академический Проект, 2012. - 464 с.
Лысова Н. Ф. , Завьялова Я. Л. , Ширшова В. М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие. - Новосибирск: Сибирское ун-кое изд-во, 2011. - 402 с.
Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 582 с.
Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: Учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 143 с.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с.
Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2008. — 109 с.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать душевное здоровье / пер. с англ. - М.: АПРЕЛЬ-Пресс, 2009. - 224 с.
Нагорнова А.Ю., Денисова Г.М. Основы педагогики и психологии младшего школьника. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 371 с.;
Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 528 с.
Никберг И.И. Здоровье и здоровый образ жизни. - СПб: Вектор, 2010. - 144 с.
Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие. - СПб: СПбГУ , 2006. - 68 с.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
Панкова Д.Д., Румянцева А.Г. Руководство по школьной медицине // М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011. - 640 с.
Пиз А. Язык телодвижений. - М.: Эксмо-Пресс, 2007. - 272 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 частях. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. - М.: Юрайт, 2012. - 416 с.
Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 976 с.
Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2009. - 230с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2015. - 718 с.
Стародубцева И. В. Умственное и физическое воспитание: точки соприкосновения // Вестник ЮУрГУ. - 2007. - №16 (71). - URL: http://cyberleninka.ru/
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. - М.: Метафора, 2010. - 368 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.- 362 с.
Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.: Академический Проект. - 2005. - 144с.
Приложения
Приложение 1. Результаты исследования признаков утомления
Таблица 1
Результаты диагностики признаков утомления детей 1 группы, баллы
№ Родители Дети Учитель 1 4 3 6 2 5 4 11 3 5 6 8 4 6 7 12 5 4 4 11 6 5 6 7 7 5 5 13 8 5 6 11 9 7 4 11 10 4 5 6 11 6 4 7 12 4 6 12 13 3 6 6 14 5 7 11 15 4 6 11 Ср.знач. 5,9 4,8 9,5
Таблица 2
Результаты диагностики признаков утомления детей 2 группы, баллы
№ Родители Дети Учитель 1 4 3 6 2 3 4 4 3 4 5 7 4 3 4 4 5 4 4 11 6 2 4 5 7 4 5 6 8 3 4 6 9 3 4 11 10 4 5 5 11 2 4 4 12 4 3 6 13 5 6 11 14 4 4 6 15 6 5 7 Ср.знач. 3,5 3,1 6,6
Приложение 2. Результаты расчета коэффициентов ранговой корреляции Спирмена
Таблица 4
Результаты расчета коэффициентов ранговой корреляции показателей диагностики родителей и детей
№ Значения
1 гр Ранг
1 гр Значения
2 гр Ранг
2 гр d (ранг 1 гр - ранг 2 гр) d2 1 4 12 3 9.5 2.5 6.25 2 6 22.5 5 22.5 0 0 3 5 18 3 9.5 8.5 72.25 4 7 26 7 30 -4 16 5 8 29 5 22.5 6.5 42.25 6 5 18 6 27 -9 81 7 6 22.5 5 22.5 0 0 8 8 29 6 27 2 4 9 7 26 5 22.5 3.5 12.25 10 4 12 4 17 -5 25 11 6 22.5 4 17 5.5 30.25 12 8 29 6 27 2 4 13 3 6.5 4 17 -10.5 110.25 14 5 18 3 9.5 8.5 72.25 15 7 26 6 27 -1 1 16 4 12 3 9.5 2.5 6.25 17 2 2.5 2 3.5 -1 1 18 5 18 3 9.5 8.5 72.25 19 3 6.5 2 3.5 3 9 20 4 12 4 17 -5 25 21 2 2.5 1 1 1.5 2.25 22 4 12 3 9.5 2.5 6.25 23 3 6.5 4 17 -10.5 110.25 24 4 12 4 17 -5 25 25 2 2.5 2 3.5 -1 1 26 2 2.5 2 3.5 -1 1 27 4 12 3 9.5 2.5 6.25 28 5 18 6 27 -9 81 29 3 6.5 4 17 -10.5 110.25 30 6 22.5 3 9.5 13 169 Суммы 465 465 0 1102.5
Результат: rs = 0.755
Таблица 5
Результаты расчета коэффициентов ранговой корреляции показателей диагностики родителей и учителя
N Значения
1 гр Ранг
1 гр Значения
2 гр Ранг
м d (ранг 1 гр - ранг 2 гр) d2 1 4 12 6 9.5 2.5 6.25 2 6 22.5 11 23 -0.5 0.25 3 5 18 8 18 0 0 4 7 26 12 28.5 -2.5 6.25 5 8 29 11 23 6 36 6 5 18 7 15.5 2.5 6.25 7 6 22.5 13 30 -7.5 56.25 8 8 29 11 23 6 36 9 7 26 11 23 3 9 10 4 12 6 9.5 2.5 6.25 11 6 22.5 7 15.5 7 49 12 8 29 12 28.5 0.5 0.25 13 3 6.5 6 9.5 -3 9 14 5 18 11 23 -5 25 15 7 26 11 23 3 9 16 4 12 6 9.5 2.5 6.25 17 2 2.5 4 2 0.5 0.25 18 5 18 7 15.5 2.5 6.25 19 3 6.5 4 2 4.5 20.25 20 4 12 11 23 -11 121 21 2 2.5 5 4.5 -2 4 22 4 12 6 9.5 2.5 6.25 23 3 6.5 6 9.5 -3 9 24 4 12 11 23 -11 121 25 2 2.5 5 4.5 -2 4 26 2 2.5 4 2 0.5 0.25 27 4 12 6 9.5 2.5 6.25 28 5 18 11 23 -5 25 29 3 6.5 6 9.5 -3 9 30 6 22.5 7 15.5 7 49 Суммы 465 465 0 642.5
Результат: rs = 0.857
Таблица 6
Результаты расчета коэффициентов ранговой корреляции показателей диагностики детей и учителя
N Значения
1 гр Ранг
1 гр Значения
2 гр Ранг
2 гр d (ранг 1 гр - ранг 2 гр) d2 1 3 9.5 6 9.5 0 0 2 5 22.5 11 23 -0.5 0.25 3 3 9.5 8 18 -8.5 72.25 4 7 30 12 28.5 1.5 2.25 5 5 22.5 11 23 -0.5 0.25 6 6 27 7 15.5 11.5 132.25 7 5 22.5 13 30 -7.5 56.25 8 6 27 11 23 4 16 9 5 22.5 11 23 -0.5 0.25 10 4 17 6 9.5 7.5 56.25 11 4 17 7 15.5 1.5 2.25 12 6 27 12 28.5 -1.5 2.25 13 4 17 6 9.5 7.5 56.25 14 3 9.5 11 23 -13.5 182.25 15 6 27 11 23 4 16 16 3 9.5 6 9.5 0 0 17 2 3.5 4 2 1.5 2.25 18 3 9.5 7 15.5 -6 36 19 2 3.5 4 2 1.5 2.25 20 4 17 11 23 -6 36 21 1 1 5 4.5 -3.5 12.25 22 3 9.5 6 9.5 0 0 23 4 17 6 9.5 7.5 56.25 24 4 17 11 23 -6 36 25 2 3.5 5 4.5 -1 1 26 2 3.5 4 2 1.5 2.25 27 3 9.5 6 9.5 0 0 28 6 27 11 23 4 16 29 4 17 6 9.5 7.5 56.25 30 3 9.5 7 15.5 -6 36 Суммы 465 465 0 887.5
Результат: rs = 0.803
2
2. Авдеева Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. — Челябинск, 2013. — С. 97-99.
3. Авдулов Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2011. - 330 с.
4. Адамова М.В. Школьная усталость — как распознать, и как помочь справиться? [Электронный ресурс], 2014.- URL: http:// www.molnet.ru/
5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е издание. - М.: «Класс», 2007. — 208 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . - СПб: Питер, 2012. - 288 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. - 2008. - 464 с.
8. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 2008. - 144 с.
9. Ванновская О.В. Основные понятия психологического консультирования: словарь-справочник. - СПб: СПбИПиА, 2015. - 364 с.
10. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2002. - 464 с.
11. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей / С. В. Велиева. - СПб.: Речь, 2005. - 340 с.
12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос, 2006. - 160 с.
13. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие /ед. В.А.Гараева. - СПб: Питер, 2013. - 198 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.; Т.1. Детская психология. - М.: ООО «Книга по требованию», 2012. - 362 с.
15. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. - СПб: Питер, 2007. - 736 с.
16. Гулина М.А., Зинченко Ю.П. Консультативная психология: Учебник.- СПб: Питер, 2015. - 336 с.
17. Гусакова М.П. Психологическое консультирование: теория и практика: Учеб. пос. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.
18. Догуревич О. А. Курс лекций по возрастной анатомии и физиологии человека: учебное пособие. - Пенза: ПГПУ, 2010. - 400 с.
19. Дубровина И. Практическая психология образования.- СПб: Питер, 2009. -С.342.
20. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога.- Изд. 5-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 320 с.
21. Ерахтина Т.А. Некоторые способы профилактики утомляемости у младших школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 3. - с. 50 - 52.
22. Ермолаев Ю.А.Возрастная физиология. - М.: СпортАкадемПресс, 2011. - 448 с.
23. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. - М.: Эксмо, 2010. - 384 с.
24. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. и психол. напр. и спец. - М.: Логос, 2010. - 384 с.
25. Копылов Ю.А., Баринова И.П., Петрович З.А. Физкультминутки в начальной школе // ж. Физическая культура в школе. - 2013. - №6 - С. 59 – 62; 2013 - № 7 - С. 50 - 52.
26. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — М.: Академический Проект, 2012. - 464 с.
27. Лысова Н. Ф. , Завьялова Я. Л. , Ширшова В. М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие. - Новосибирск: Сибирское ун-кое изд-во, 2011. - 402 с.
28. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 582 с.
29. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: Учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 143 с.
30. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с.
31. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2008. — 109 с.
32. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать душевное здоровье / пер. с англ. - М.: АПРЕЛЬ-Пресс, 2009. - 224 с.
33. Нагорнова А.Ю., Денисова Г.М. Основы педагогики и психологии младшего школьника. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 371 с.;
34. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 528 с.
35. Никберг И.И. Здоровье и здоровый образ жизни. - СПб: Вектор, 2010. - 144 с.
36. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие. - СПб: СПбГУ , 2006. - 68 с.
37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
38. Панкова Д.Д., Румянцева А.Г. Руководство по школьной медицине // М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011. - 640 с.
39. Пиз А. Язык телодвижений. - М.: Эксмо-Пресс, 2007. - 272 с.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 частях. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. - М.: Юрайт, 2012. - 416 с.
41. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 976 с.
42. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2009. - 230с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2015. - 718 с.
44. Стародубцева И. В. Умственное и физическое воспитание: точки соприкосновения // Вестник ЮУрГУ. - 2007. - №16 (71). - URL: http://cyberleninka.ru/
45. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. - М.: Метафора, 2010. - 368 с.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.- 362 с.
47. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.: Академический Проект. - 2005. - 144с.
Вопрос-ответ:
Как определить, что мой ребенок переутомлен?
Одним из признаков переутомления у младших школьников может быть частое чувство усталости, повышенная раздражительность, проблемы со сном или аппетитом. Также ребенок может часто болеть, иметь сниженную концентрацию внимания и не проявлять интереса к учебе и урокам. Если вы замечаете подобные признаки у своего ребенка, возможно, ему необходимо психологическое консультирование.
Какое значение имеет психологическое консультирование родителей в профилактике переутомления у младших школьников?
Психологическое консультирование родителей играет важную роль в профилактике переутомления у младших школьников, поскольку помогает им понять причины и последствия перегрузки, научиться определять потребности и возможности ребенка, а также разработать адекватные стратегии его восстановления и организации досуга.
Какие методы психологического консультирования использовать?
В психологическом консультировании родителей по проблеме переутомления младших школьников можно использовать различные методы, в зависимости от конкретной ситуации и потребностей ребенка и его семьи. Некоторые из методов включают в себя осознание проблемы, развитие навыков управления стрессом, установление границ и организацию времени, а также развитие навыков снятия физического и эмоционального напряжения.
Какие преимущества имеет психологическое консультирование перед другими видами психологической помощи?
Психологическое консультирование имеет ряд преимуществ перед другими видами психологической помощи. Во-первых, оно ориентировано на родителей, что позволяет им развивать навыки воспитания и справляться с проблемами своего ребенка непосредственно. Во-вторых, консультирование может быть более гибким и доступным для родителей, так как они могут получать помощь дистанционно или в удобное для них время. В-третьих, психологическое консультирование может быть более фокусированным и специфичным для конкретной ситуации, что позволяет быстрее решать проблемы и достигать желаемых результатов.
Как можно определить, что младший школьник переутомлен?
Переутомление у младших школьников может проявляться различными признаками, такими как усталость, раздражительность, плохой сон, сниженная активность, проблемы с концентрацией внимания и ухудшение успеваемости. Ответы на эти признаки даёт статья "Переутомление и его признаки у младших школьников" в главе 1.
Что такое психологическое консультирование и как оно может помочь родителям?
Психологическое консультирование - это вид психологической помощи, направленный на поддержку и решение проблем родителей. В случае проблемы с переутомлением младших школьников, консультация позволяет родителям получить информацию о причинах и последствиях переутомления, а также научиться правильно организовывать учебную и досуговую деятельность ребенка. Более подробную информацию можно найти в главе 1 статьи.
Какие особенности и методы применяются в психологическом консультировании?
Особенности психологического консультирования могут включать эмпатию со стороны консультанта, построение доверительной атмосферы, неоценочность и некритичность. Кроме того, в консультировании могут использоваться различные методы, такие как беседы, игры, тренинги, психологические упражнения и т. д. Более подробно об этом можно прочитать в главе 1 статьи.
Какие существуют причины переутомления младших школьников дополнительным образованием и внеурочной деятельностью?
Причины переутомления младших школьников могут быть связаны с избыточной нагрузкой на ребенка, несоответствием задачам и возможностям, отсутствием правильной организации досуговой и учебной деятельности, а также физическим и эмоциональным стрессом. Более подробную информацию об этом можно найти в главе 1 статьи.
Какие признаки переутомления у младших школьников?
Признаки переутомления у младших школьников могут включать: постоянное чувство усталости, нарушение сна, снижение эффективности учебной деятельности, раздражительность, плохое настроение, снижение интереса к учебе и внеурочным занятиям, снижение самооценки и ухудшение физического состояния.