Ориентировние на местности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: ОБЖ
  • 32 32 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 05.05.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Основы организации топографической подготовки в мотострелковых подразделениях 5
1.1 Цели и задачи обучения военной топографии 5
1.2 Основные функции и методы обучения военной топографии 8
2. Порядок и содержание работы командира подразделения по подготовке и проведению практического занятия 13
2.1 Порядок работы командира подразделения по подготовке и проведению практического занятия 13
2.2 Содержание мероприятий по подготовке и проведению практического занятия по военной топографии 15
2.3 Разработка плана-конспекта практического занятия по теме 3 «Работа с картой на местности». Занятие 1 «Ориентирование на местности по карте» 16
3. Методика проведения занятия 19
3.1 Действия руководителя при проведении практического занятия 19
3.2 Порядок оценки обучающихся 24
Заключение 29
Список литературы 30
Приложения 32
Приложение А Опорный конспект Занятие 1 «Ориентирование на местности по карте» 32
Приложение Б План-конспект по теме 3 «Работа с картой на местности». Занятие 1 «Ориентирование на местности по карте» 32
Приложение В Схема маршрута на топографической карте 32
Приложение Г Таблица исходных данных для движения по азимутам и оценочные ведомости 32

Фрагмент для ознакомления

Определение протяженности маршрута целесообразно выполнить солдатам как циркулем, так и курвиметром, затем сравнить результаты. Поправки в измеренные по карте расстояния следует вводить по участкам. Если, например, маршрут проходит по прямолинейному участку шоссе и по грунтовым дорогам, то на карте масштаба 1:100 000 с холмистой местностью в первом случае поправка может не вводиться или устанавливаться равной всего 5%. Расстояния, определенные от исходного пункта до каждого ориентира, рекомендуется подписывать в числителе дроби, ориентируя подписи по ходу движения. Пример оформления маршрута с подписанными расстояниями дан на рис. 4.

Рисунок 4 – Подготовка на карте маршрута для ориентирования в движении

Запоминание солдатами маршрута целесообразно контролировать путем составления схемы маршрута. Для отработки этого вопроса можно предложить следующее упражнение.
Солдаты находят на карте заданный маршрут, изучают местность вдоль него и запоминают характерные особенности. Затем командир собирает карты и солдаты по памяти рисуют на листе бумаги условными знаками маршрут и местность вдоль него. Время на знакомство с картой устанавливается в зависимости от степени подготовки солдат, а также в зависимости от протяженности и сложности маршрута.
В процессе движения солдаты поочередно назначаются ведущими. Они действуют самостоятельно и докладывают руководителю занятия о прибытии в заданный пункт.

3.2 Порядок оценки обучающихся
Систематические тренировки по выполнению нормативов повышают качество обучения. Нормативы отрабатываются как на плановых занятиях, так и во время самостоятельной подготовки. Вначале необходимо научить обучаемых четко выполнять все приемы в медленном темпе и только после этого норматив отрабатывается в целом. Полезно при этом с учетом подготовки обучаемых вводить промежуточные нормативные требования или отрабатывать сложные нормативы по элементам.
Большинство нормативов по военной топографии связано с работой на карте. Они рассчитаны применительно к карте масштаба 1:50000 на среднепересеченную местность. При работе на более сложной или более легкой местности в нормативы вводятся соответствующие коэффициенты.
Общий порядок выполнения нормативов может быть следующим. Каждому солдату выдается задание и в сложенном виде карта. Командир объявляет наименование норматива и условия его выполнения. Затем, проверив готовность группы, он подает команду «К выполнению норматива приступить» и включает секундомер. Обучаемые разворачивают карты и приступают к работе.
Желательно, чтобы задание на выполнение норматива имело тактический фон. Обстановка должна соответствовать условиям норматива и содержать в кратком обобщенном виде характер действий подразделения.
Работы сдаются командиру, который раскладывает их в папки соответственно на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», учитывая только время выполнения норматива. Это в дальнейшем ускоряет проверку работ. Норматив считается выполненным, если все его условия соблюдены и не было допущено нарушений требований уставов и правил техники безопасности.
Для разрабатываемого занятия целесообразно предусмотреть отработку следующих нормативов [15]

Норматив 7. Ориентирование по карте.
В ходе наступления (марша) на незнакомой местности ориентироваться по карте и определить точку стояния. Ошибка в определении не должна превышать 2 мм в масштабе карты.
Командир намечает на карте точки и устанавливает способы их определения обучаемыми.
Солдаты совершают марш в закрытой машине или пешком. Карты находятся в папках (полевых сумках). На намеченной остановке командир называет район местонахождения и подает команду на выполнение норматива, указывая способ определения точки стояния. Выполнение норматива оценивается с учетом следующих требований (таблица 1).

Таблица 1 – Критерии оценки норматива № 7
Этап обучения Оценка отлично хорошо удовлетворительно При первоначальном обучении 3/5. мин 4/6 мин 5/7 мин При совершенствовании 2/3 мин 3/4 мин 4/5 мин
Примечание. В знаменателе указано время при работе в ночных условиях.
Норматив 8. Нанесение целей на кар-ту
Прочитать на карте местные предметы и рельеф. Дать краткую характеристику этих элементов местности.
Командир на карте выбирает 10 местных предметов и деталей рельефа. Их обводят кружками диаметром 0,8 см и нумеруют. Для выполнения этого норматива вместо карт могут использоваться специально подготовленные карточки с наклеенными вырезками из учебных карт. На каждой карточке должно быть 10 условных знаков, и около каждого из них ставится порядковый номер. Такие карточки готовятся по числу обучаемых в группе.
Отработка норматива проводится следующим образом. После раздачи карт (карточек) и стандартных листов бумаги командир разъясняет курсантам условия выполнения норматива, обращая внимание на то, чтобы они выписывали на листе бумаги не только названия, но и характеристики местных предметов.
Оценка при этом выставляется с учетом следующих нормативных требований (таблица 2).

Таблица 2 – Критерии оценки норматива № 8
Этап обучения Оценка отлично хорошо удовлетворительно По времени 3 мин 4 мин 5 мин Названы правильно при первоначальном обучении 7 знаков 6 знаков 5 знаков При совершенствовании 10 знаков 9 знаков 8 знаков

Норматив 13. Определение расстояний по карте.
На карте даны две точки на удалении друг от друга 10—15 см. Определить расстояние между ними но прямой линии. Ошибка в определении не должна превышать 0,5 мм в масштабе карты.
Командир намечает по карте расстояния, измеряет их и составляет карточку, которая используется как при постановке задания, так и при проверке работ обучаемых. Курсанты получают карты и бланки для записи измеренных расстояний. Измерения выполняются линейкой с миллиметровыми делениями. Нормативные требования по времени следующие (таблица 3).

Таблица 3 – Критерии оценки норматива № 13
Этап обучения Оценка отлично хорошо удовлетворительно При первоначальном обучении 2 мин 3 мин 3 мин 30 сек При совершенствовании 1 мин 30 сек 2 мин 2 мин 30 сек
Задания по измерению расстояний криволинейных участков на карте выполняются так же, как и по измерению прямолинейных расстояний. В задании указывается маршрут движения протяженностью до 30—35 см. Ошибка при измерении его протяженности не должна превышать 0,2 см. Маршрут измеряется любым из способов. Оценки: 2 мин — «отлично», 3 мин — «хорошо», 4мин — «удовлетворительно»
Норматив 14. Определение координат целей (объектов).
На карте указана цель (местный предмет), определить ее полные прямоугольные координаты. Ошибка не должна превышать 0,5 мм в масштабе карты для оценок «отлично» и «хорошо» и 1 мм для оценки «удовлетворительно».
Преподаватель определяет координаты 6—8 точек и записывает их в карточку, которая в дальнейшем используется и для проверки работ. Курсанты записывают задание и по команде преподавателя приступают к выполнению норматива. Измерение производится циркулем-измерителем и линейкой с миллиметровыми делениями. Точность определения координат проверяется сравнением с контрольными данными. Оценка выставляется с учетом следующих нормативных требований по времени (таблица 4).

Таблица 4 – Критерии оценки норматива № 14
Этап обучения Оценка отлично хорошо удовлетворительно При первоначальном обучении 3 мин 5 мин 7 мин При совершенствовании 2 мин 3 мин 4 мин
При определении географических координат цели ошибка по широте и долготе, не должна превышать трех угловых секунд.
Норматив 6. Подготовка маршрута движения на карте.
На карте дан маршрут движения 15—17 км. Наметить ориентиры. Поднять маршрут. Измерить и подписать расстояния у ориентиров от исходного пункта нарастающим итогом. Ошибка в расстояниях не должна превышать 1 мм в масштабе карты.
Солдаты получают карты, на которых показаны кружками исходный и конечный пункты. По команде на выполнение норматива солдаты поднимают маршрут, намечают ориентиры, измеряют расстояния между ними с учетом поправки за рельеф и подписывают их у ориентиров нарастающим итогом от исходного пункта.
Работы оцениваются путем сравнения их с заданием, разработанным командиром. Требования по времени следующие. Норматив выполнен за 6 мин — «отлично», за 8 мин— «хорошо» и за 10 мин — «удовлетворительно». При проверке следует обращать внимание не только на правильность расстояний и аккуратность оформления, но и на правильность выбора ориентиров с тем, чтобы их можно было найти в условиях ограниченной видимости. За неправильный выбор ориентиров или небрежное оформление маршрута оценка снижается на один балл.
В поле при использовании карты местного района обычно решается со всеми солдатами один и тот же вариант задачи. При наличии времени в целях закрепления практических навыков и более полной и объективной их проверки целесообразно задавать солдатам два или три варианта задачи по одному нормативу. В таком случае время на выполнение норматива соответственно увеличивается в 2—3 раза
За каждую ошибку сверх допустимой оценка снижается на один балл. При грубых ошибках, не позволяющих выполнить последующие действия (например, грубая ошибка при подготовке данных для движения по азимутам), норматив считается невыполненным.



Заключение
В соответствии с заданием на курсовую работу рассмотрен комплекс вопросов, включающих в себя порядок подготовки и проведения занятий по военной топографии с личным составом подразделения.
В результате проделанной работы достигнуты следующие результаты:
определены предмет, задачи и место военной топографии в системе боевой подготовки подразделения
проанализированы виды и методы проведения занятий по военной топографии с личным составом подразделения;
разработаны основные документы командира по подготовке и проведению занятий по военной топографии с личным составом взвода.
Таким образом, цель работы достигнута.
Дисциплина «Военная топография» является одним из важнейших военных предметов, тесным образом связанная с изучением и использованием местности при подготовке и ведении боевых действий, боевой учебы войск.
Особое внимание дисциплина уделяет способам определения местоположения элементов боевых порядков подразделений; нанесения объектов (целей) на карту, выполнению необходимых измерений как на местности, так и на карте с требуемой точностью, умению использовать средства разведки и навигационную аппаратуру.
Прежде всего, это связано с тем, что в результате возрастания размаха и динамичности операций, появления новых видов и средств вооружения значительно расширилась и номенклатура носителей топогеодезической информации. Принципиально меняются и методы сбора информации, и формы их представления (отображение). При этом основными критериями продолжают оставаться их точность и достоверность, обеспечить которые, в соответствие с требованиями войск, может только применение спутниковой навигационной аппаратуры.
Список литературы
Без карты в поле не выйдешь: (беседа с начальником Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – начальником Топографической службы ВС РФ В. Филатовым) // Красная звезда. – 2005. – 8 февраля. – С. 2.
Бубнов И.А., Богатов С.Ф. и др. Военная топография. Учебник для военных училищ Советской Армии – М.: Воениздат, 1976. – 279 с.
Бызов Б.Е., Коваленко А.Н. Военная топография. Для курсантов учебных подразделений. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Воениздат, 1990. – 224 с.
Верещака Т.В. Топографические карты: научные основы содержания. – М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2002. – 319 с
Военная топография / Псарев А.А., Коваленко А.Н., Куприн А.М., Пирнак Б.И. – М.: Воениздат, 1986. – 384 с.
Дмитрук, А.В. Методика проведения занятий по боевой подготовке с отделением и взводом: учеб.-метод. пособие / А.В. Дмитрук, А.С. Дубовик, С.М. Лотоцкий. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 455 с.
Елюшкин В.Г., Долгов Е.И., Яблонский Л.И. Проблемы обеспечения топогеодезической информацией тактических звеньев управления войсками. //Военная мысль. – 2001. №4. – С. 20-24.
Коваленко А.Н. Топографическая подготовка подразделения – М. Воениздат, 1984 – 176 с.
Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций / И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 180 с.
Организация боевой и командирской подготовки в частях и подразделениях РВ и А: Метод. указ. / Сост.: Н. Д. Фролов, М. Ф. Семенов, Л. А. Харкевич. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. – 56 с.
Помбрик, И.Д. Карта офицера. / И.Д Помрик, Н.А. Шевченко – М.: Воениздат, 1989. – 95 с.
Приказ Министра обороны Российской Федерации, "О Концепции боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации", от 31.1.2000 г., № 71. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.voenprav.ru/doc-1152-1.htm
Программа боевой подготовки мотострелковых подразделений – М.:, Воениздат, 2010 – 323 с.
Псарев А.А. Справочник офицера по топографическим и специальным картам – М.: Воениздат, 2007 – 176 с.
Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. Книга 1. Для мотострелковых, танковых, парашютно-десантных, десантно-штурмовых и разведывательных подразделений – М.: Воениздат. 2011 – 85 с
Топографическая подготовка: учебное пособие / Патрак А. М., Абин А. В., Силкин Н. Н., Хоменко А. В.. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. – 286 с.
Филатов В.Н. Военная топография – М.: Воениздат, 2008 – 520 с.
Официальный сайт Министерства обороны РФ. Режим доступа http://stat.mil.ru/index.htm
Материалы сайта "Военная топография". Режим доступа http://miltop.narod.ru/index.htm



Приложения


(не распечатывать, для формирования оглавления)

Приложение А Опорный конспект Занятие №1 «Ориентирование на местности по карте»
Приложение Б План-конспект по теме №3 «Работа с картой на местности». Занятие №1 «Ориентирование на местности по карте»
Приложение В Схема маршрута на топографической карте
Приложение Г Таблица исходных данных для движения по азимутам и оценочные ведомости













2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Без карты в поле не выйдешь: (беседа с начальником Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – начальником Топографической службы ВС РФ В. Филатовым) // Красная звезда. – 2005. – 8 февраля. – С. 2.
2. Бубнов И.А., Богатов С.Ф. и др. Военная топография. Учебник для военных училищ Советской Армии – М.: Воениздат, 1976. – 279 с.
3. Бызов Б.Е., Коваленко А.Н. Военная топография. Для курсантов учебных подразделений. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Воениздат, 1990. – 224 с.
4. Верещака Т.В. Топографические карты: научные основы содержания. – М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2002. – 319 с
5. Военная топография / Псарев А.А., Коваленко А.Н., Куприн А.М., Пирнак Б.И. – М.: Воениздат, 1986. – 384 с.
6. Дмитрук, А.В. Методика проведения занятий по боевой подготовке с отделением и взводом: учеб.-метод. пособие / А.В. Дмитрук, А.С. Дубовик, С.М. Лотоцкий. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 455 с.
7. Елюшкин В.Г., Долгов Е.И., Яблонский Л.И. Проблемы обеспечения топогеодезической информацией тактических звеньев управления войсками. //Военная мысль. – 2001. №4. – С. 20-24.
8. Коваленко А.Н. Топографическая подготовка подразделения – М. Воениздат, 1984 – 176 с.
9. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций / И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 180 с.
10. Организация боевой и командирской подготовки в частях и подразделениях РВ и А: Метод. указ. / Сост.: Н. Д. Фролов, М. Ф. Семенов, Л. А. Харкевич. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. – 56 с.
11. Помбрик, И.Д. Карта офицера. / И.Д Помрик, Н.А. Шевченко – М.: Воениздат, 1989. – 95 с.
12. Приказ Министра обороны Российской Федерации, "О Концепции боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации", от 31.1.2000 г., № 71. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.voenprav.ru/doc-1152-1.htm
13. Программа боевой подготовки мотострелковых подразделений – М.:, Воениздат, 2010 – 323 с.
14. Псарев А.А. Справочник офицера по топографическим и специальным картам – М.: Воениздат, 2007 – 176 с.
15. Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. Книга 1. Для мотострелковых, танковых, парашютно-десантных, десантно-штурмовых и разведывательных подразделений – М.: Воениздат. 2011 – 85 с
16. Топографическая подготовка: учебное пособие / Патрак А. М., Абин А. В., Силкин Н. Н., Хоменко А. В.. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. – 286 с.
17. Филатов В.Н. Военная топография – М.: Воениздат, 2008 – 520 с.
18. Официальный сайт Министерства обороны РФ. Режим доступа http://stat.mil.ru/index.htm
19. Материалы сайта "Военная топография". Режим доступа http://miltop.narod.ru/index.htm

Вопрос-ответ:

Какие цели и задачи обучения военной топографии?

Целью обучения военной топографии является подготовка военнослужащих к выполнению задач по ориентированию на местности, определению своего местоположения, использованию топографических карт и инструментов. Задачи обучения включают изучение теоретических основ топографии, развитие умений и навыков работы с картами, компасами и другими инструментами, а также проведение практических учений и тренировок по ориентированию на местности.

Какие основные функции и методы обучения военной топографии?

Основные функции обучения военной топографии включают формирование у военнослужащих знаний и навыков по работе с картами, ориентированию на местности, определению своего местоположения, а также развитие умений по прокладке маршрутов и использованию топографических инструментов. Применяемые методы обучения включают лекции, практические занятия, учебные учения и тренировки, а также самостоятельную работу с учебной литературой и инструментами.

Какие цели и задачи обучения военной топографии в мотострелковых подразделениях?

Цель обучения военной топографии в мотострелковых подразделениях - овладение военно-топографическими знаниями и навыками, необходимыми для определения и передачи информации о местности, обеспечения ориентирования и движения подразделений в боевых условиях. Задачи обучения включают изучение основных понятий топографии, ознакомление с картами и другими средствами топографического обеспечения, освоение методов и приемов ориентирования и навигации на местности, а также практическое применение полученных знаний и навыков в учебно-боевых задачах.

Какие основные функции и методы обучения военной топографии в мотострелковых подразделениях?

Основные функции обучения военной топографии в мотострелковых подразделениях включают овладение теоретическими знаниями, развитие практических навыков и формирование умений применять полученные знания и навыки в боевых условиях. Методы обучения включают лекции, беседы, практические занятия на местности, тренировки на симуляторах и компьютерных программах, а также выполнение практических заданий и учебно-боевых задач.

Каков порядок и содержание работы командира подразделения по подготовке и проведению практического занятия по военной топографии?

Порядок работы командира подразделения по подготовке и проведению практического занятия включает следующие этапы: определение целей и задач занятия, разработка плана и программы занятия, подготовка необходимых материально-технических средств и методических пособий, проведение занятия на местности, анализ результатов и оценка выполнения задач. Содержание работы командира подразделения включает ознакомление личного состава с топографическими материалами, проведение практических упражнений по ориентированию на местности, обучение использованию навигационных средств и приемов движения по территории, а также оценку уровня подготовки личного состава и планирование дальнейшей работы.

Какие основные цели и задачи обучения военной топографии в мотострелковых подразделениях?

Основные цели и задачи обучения военной топографии в мотострелковых подразделениях включают развитие навыков ориентирования на местности, создание картографической базы данных, умение работать с топографическими средствами и аппаратурой, а также обеспечение военных подразделений достоверной и актуальной географической информацией.

Какие основные функции и методы обучения военной топографии используются в мотострелковых подразделениях?

Основные функции обучения военной топографии в мотострелковых подразделениях включают развитие навыков картографирования и ориентирования на местности, установление связи с другими подразделениями и руководством, а также использование топографических средств для планирования и выполнения боевых задач. В методах обучения применяются лекции, практические занятия, тренировки на местности и компьютерные симуляции.

В чем заключается порядок работы командира подразделения по подготовке и проведению практического занятия по военной топографии?

Порядок работы командира подразделения по подготовке и проведению практического занятия по военной топографии заключается в определении целей и задач занятия, подготовке необходимой топографической и картографической информации, организации работы с топографическими средствами и аппаратурой, контроле над выполнением заданий и анализе результатов.

Какие мероприятия проводятся по подготовке и проведению практического занятия по военной топографии?

Мероприятия по подготовке и проведению практического занятия по военной топографии включают выбор места проведения занятия, подготовку необходимых топографических материалов и карт, обучение военнослужащих работе с топографическими средствами, проведение учебных тренировок и практических заданий на местности, а также оценку результатов и установление дальнейших задач.

Какие цели и задачи обучения военной топографии в мотострелковых подразделениях?

Целью обучения военной топографии в мотострелковых подразделениях является овладение военно-топографическими знаниями и навыками, необходимыми для организации и проведения боевых действий на местности. Задачи обучения включают изучение основных приемов и методов ориентирования на местности, работы с картами и другими топографическими материалами, а также выполнение задач по определению своего местоположения и ориентированию подразделения в различных условиях.

Каковы основные функции и методы обучения военной топографии?

Основной функцией обучения военной топографии является подготовка военнослужащих к ориентированию на местности и выполнению различных топографических задач на поле боя. В обучении используются различные методы, такие как лекции, практические занятия на местности, самостоятельное изучение топографических материалов и выполнение задач. Также применяются компьютерные программы и средства визуализации для более наглядного изучения и понимания топографической информации.