Кант и Просвещение

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История Мировая
  • 10 10 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 02.05.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Особенности идеологии Просвещения 4
2.Кант: идеология просвещения и особенности философско-этической системы 7
Заключение 13
Список литературы 14

Фрагмент для ознакомления

Это  и  есть  моральный  закон. То есть, категорический   императив  «касается не содержания поступка  и  не того, что из него должно последовать, а формы  и  принципа, из которого следует сам поступок; существенно хорошее в этом поступке состоит в образе мыслей, последствия же могут быть какие угодно».Таким образом, категорический   императив один, однако он выражается посредством различных формул. Особенно важны следующие три формулы, которые также характеризуются как практические принципы категорического императива.Согласно первому принципу, индивидуальная максима должна согласовываться с всеобщим законодательством: «Поступай только согласно такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». То есть, Кантом выделяется универсальность в качестве фундаментальной характеристики нравственности. Человек поступает определенным образом по отношению к другому человеку, а значит и предполагает, что этот человек будет поступать также по отношению к нему. Благодаря второму практическому принципу действие категорического императива в определенной степени ограничивается. Для Канта человек – это единственная цель, соответственно, второй принцип звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда использовал человечество  и  в своем лице,  и  в лице всякого другого человека также как цель, но никогда - только как средство». Из этого принципа следует необходимость ориентированности морального поступка на человека, безотносительно к каким-либо внешним обстоятельствам или характеристикам. Благодаря третьему практическому принципу задается характер категорического  веления  и  статус законодательствующей воли. Нравственная воля проявляет себя не только в качестве законодательствующей воли, но  и  как воли, подчиняющейся закону. Согласно Канту, воля «должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась также как самой себе законодательствующая  и  именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)».В целом, необходимо заметить, что категорический моральный императив Канта является последовательным развитием западной философской традиции, которая идет от Августина Блаженного (стоит особенно отметить учение Августина о свободе и предопределении: до грехопадения люди обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. В качестве ограничивающего фактора тогда выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом. После грехопадения люди утратили свою свободу, а также начали грешить. Жертва, принесенная Иисусом Христом, помогла людям вновь обратиться к Богу; благодать помогает людям творить благо. Благодать несоизмерима с заслугами, а получают её только люди избранные и предопределенные к спасению. Люди как обладающие нравственной свободой могут сознательно делать свой выбор в пользу зла или же добра). В свою очередь, философская система Августина Блаженного восходит к античным традициям (тесная связь с идеями неоплатонизма). Для Канта же действительная человечность и моральная ценность заключены в позитивной свободе, проявляющейся в доброй воле, то есть той воле, которая подчинена нравственному закону. Кроме того, И. Кант как и мыслители античности признает верховенство разума в жизни человека. Первостепенное значение разума было признано Сократом, Платоном, Аристотелем и многими другими.Вместе с тем, в категорическом моральном императиве Канта преломляются и восточные этические традиции. В частности, отметим общность между этическими учениями Канта и Конфуция. Х. Ретц в своей книге «Конфуций» отмечает следующее: «Центральный конфуцианский мотив самопревозмогания через осознание нравственного долга также звучит вполне по-кантовски». ЗаключениеКак полагал Кант, истинное Просвещение немыслимо без нравственности и морали. Просвещенный человек – это тот, который мыслит творчески, разумно, свободно, несет ответственность за свой выбор. В практической философии и этике Иммануила Канта  (ImmanuilKant, 1724-1804) нашли свое отражение главные традиции как западной, так и восточной этики. В особенности, в его этическом учении осуществляется развитие главных тенденций новоевропейской этики, в частности, это касается утверждения таких принципов, как автономия человека, рациональное обоснование морали. Философ полагал, что как непременные предпосылки моральности любой личности выступают свобода и разум. Причем, мораль для Канта являлась средством для принуждения человека к определенному поведению. Это принуждение осуществляется посредством долженствования, а специфическим выражением этого долженствования является нравственный закон в форме категорического императива.Список литературыКант И. Критика практического разума.// http://lib.rus.ec/b/167271Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Из истории общественно-политической мысли России. – М., 1994.Рикуперати Дж. Человек Просвещения./Дж. Рикуперати//Мир Просвещения. Исторический словарь. – М., 2003. Середкина Е.В. Конфуцианские элементы в кантианской этике.//Ученые записки ПГТУ. № 6, 2003.Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. - М., 1978.

Список литературы

1. Кант И. Критика практического разума.// http://lib.rus.ec/b/167271
2. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Из истории общественно-политической мысли России. – М., 1994.
3. Рикуперати Дж. Человек Просвещения./Дж. Рикуперати//Мир Просвещения. Исторический словарь. – М., 2003.
4. Середкина Е.В. Конфуцианские элементы в кантианской этике.//Ученые записки ПГТУ. № 6, 2003.
5. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. - М., 1978.


Вопрос-ответ:

Что представляет собой идеология Просвещения?

Идеология Просвещения представляет собой философское и социально-политическое движение XVIII века, которое выступало за освобождение общества от невежества, тирании и неравенства. Ее основные принципы включали веру в разум, науку, свободу мысли и права человека. Просветители стремились просветить и образовать граждан, чтобы они могли принимать независимые решения и вносить вклад в развитие общества.

Какую роль играл Кант в идеологии Просвещения?

Кант считается одним из основных философов Просвещения. Он развивал идеи Просвещения и внес существенный вклад в ее философию и этику. Кант выдвинул концепцию категорического императива, который ставит обязательство действовать морально выше всех других побуждений. Он призывал людей действовать согласно принципам разума и добра, а не эгоистическим интересам. Кант также основал свою этическую систему на идее универсального закона, который должен быть применим ко всем рациональным существам.

Какие особенности философско-этической системы Канта?

Философско-этическая система Канта имеет несколько особенностей. В центре его системы стоит категорический императив, который требует действовать согласно общепринятым принципам морали. Кант считал, что добро состоит в самом поступке, а не в его последствиях. Он также подчеркивал важность универсальности моральных принципов и справедливости для всех рациональных существ. Кант признавал необходимость автономности и независимости человека, которые могут быть достигнуты через разумную автономию и самоуправление.

Каким образом категорический императив связан с моральным законом Канта?

Кант считал, что категорический императив представляет собой моральный закон, который обязывает нас действовать согласно определенным принципам и правилам безотносительно к последствиям. Он признавал необходимость универсальности моральных принципов и справедливости для всех рациональных существ. Таким образом, категорический императив и моральный закон Канта являются взаимосвязанными и подтверждают необходимость действовать в соответствии с общепринятыми моральными нормами, а не эгоистическими интересами.

Какие особенности идеологии Просвещения представлял Кант?

Идеология Просвещения, которую представлял Кант, имела несколько особенностей. Одна из них заключалась в признании научного знания и разума как основы прогресса общества. Кант также выступал за свободу мысли и выражения, а также за равноправие граждан. Он признавал необходимость договоренностей и правил для общественного блага, однако не принимал вертикальные иерархии и настаивал на признании нравственного закона как главного руководства в обществе.

Какая философско-этическая система представлял Кант в идеологии просвещения?

В идеологии просвещения Кант разработал философско-этическую систему, основанную на принципе категорического императива. Согласно этому принципу, поступок считается морально хорошим не из-за его последствий, а из-за самой формы и принципа, которые лежат в его основе. Категорический императив заявляет, что в любой ситуации мы должны поступать так, как хотели бы, чтобы все люди поступали в подобных обстоятельствах. Таким образом, Кант призывал к соблюдению долга и нравственной ответственности в повседневной жизни.

Какие ценности заключались в философско-этической системе Канта?

В философско-этической системе Канта главными ценностями были свобода и нравственность. Кант считал свободу мысли и выражения ключевыми для прогресса общества, а нравственность была основой его системы ценностей. Он призывал людей поступать морально в соответствии с категорическим императивом, а также придерживаться правил и договоренностей для общественного блага.

Какие убеждения и принципы выдвигал Кант в своей философско-этической системе?

В своей философско-этической системе Кант выдвигал несколько убеждений и принципов. Один из них был основан на признании нравственного закона как главного руководства для общества. Он также утверждал, что все люди обладают достоинством и равны перед ним законом. Кант признавал необходимость договоренностей и правил для общественного блага, но отвергал вертикальные иерархии и настаивал на равноправии всех граждан.

Что такое Просвещение и какие у него особенности?

Просвещение – это идеологическое и философское течение, которое стремится к освобождению человека от невежества и зависимости, в основе которого лежит уверенность в разумности и способности каждого индивида к саморазвитию и самоопределению. Основные особенности просвещения включают веру в рациональность, изучение науки и прогресс, приверженность истине и свободе мысли.

Какие идеи и принципы связывают Канта с идеологией Просвещения?

Кант активно поддерживал идеи просвещения и разделял многие его принципы. Он признавал важность разума и критического мышления, а также настаивал на свободе и автономии личности. Кант разработал этическую систему, основанную на категорическом императиве, который требует соблюдения моральных законов вне зависимости от желаемых последствий. Таким образом, Кант подчеркивал важность нравственности и постоянной самооценки.

Чем отличается категорический императив Канта от последствий поступка?

Категорический императив Канта касается не содержания поступка или его последствий, а формы и принципа, из которых следует сам поступок. Он подразумевает, что действие должно быть обусловлено моральными законами и принципами без каких-либо исключений или условностей. Последствия поступка, согласно Канту, могут быть любыми, но хорошее в действии состоит в самом поступке и его основах, а не в его последствиях.

Как Кант связывает мораль и разум в своей философии?

Кант считал, что мораль основана на разуме. Он утверждал, что разум способен отличать добро от зла и определять моральные принципы, которые должны лежать в основе поступков человека. Кант также подчеркивал, что разумное существо должно быть свободным и способным принимать собственные решения на основе моральных законов. Таким образом, Кант связывает мораль и разум в своей философии, полагая, что разум должен руководить нравственными поступками.