Муниципальное регулирование налогов, цен и тарифов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 80 80 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 19.06.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Основы тарифного, налогового, ценового регулирования в муниципальных образованиях 5
1.1. Виды и система оплаты муниципальных услуг 5
1.2. Основы регулирования цен и тарифов в муниципальном образовании 14
1.3. Регулирование потребительского рынка на уровне муниципального образования 19
Глава 2. Анализ тарифного регулирования в коммунальном хозяйстве МО Малая Охта 26
2.1. Анализ современных методик формирования тарифов 26
2.2. Анализ динамики оплаты коммунальных услуг в МО Малая Охта 37
2.3. Совершенствование тарифного регулирования в коммунальном хозяйстве муниципального образования Малая Охта 50
Заключение 62
Список использованных источников 65
Глоссарий 69
Приложения 71-80
Приложение 1. Начисление и оплата ЖКУ по МО «Малая Охта» за 2012 г. 71
Приложение 2. Начисление и оплата ЖКУ по МО «Малая Охта» за 2013 г. 73
Приложение 3. Начисление и оплата ЖКУ по МО «Малая Охта» за 2014 г. 75
Приложение 4. Калькуляция статей затрат на теплоэнергию, транспортируемую МО «Малая Охта» 77
Приложение 5. Малозатратные энергосберегающие мероприятия в системах тепловодоснабжения жилищного фонда 78
Приложение 6. Сравнительная характеристика методик ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации 80
Фрагмент для ознакомления

д.
Рассмотрим теоретические и практические вопросы разработки некоторых предлагаемых мероприятий и их экономическую эффективность.
Изоляция неизолированных трубопроводов систем теплопотребления.
В реальных условиях эксплуатации систем отопления и горячего водоснабжения по ряду причин в нарушение проекта и норм встречаются участки трубопроводов без изоляции или с поврежденной изоляцией, чаще всего это имеет место в подвальных и неотапливаемых помещениях. Это обстоятельство обусловливает непроизводительные теплопотери. Для среднего диаметра трубопровода 25 мм теплоотдача 1 м составляет 1,22 ккал/ч на каждый градус разности температуры теплоносителя (50°С) и температуры окружающего воздуха (20°С). Считая, что изоляция обеспечит 20 % снижения теплопотерь, получает годовую экономию тепла:
Гкал/ч,
где 5000 и 8200 – это продолжительность работы систем (ч/год);
lo, lr – это длины неизолированных участков систем горячего водоснабжения и отопления (м).
Приняв для условий МО «Малая Охта» с 300 зданиями lr = lo = 10 000 м (примерно на один дом по 30 м на каждую систему), получим экономию 966,24 Гкал/год, или при стоимости тепла 137 руб./Гкал экономию 132,4 тыс. рублей.
Объем изоляции для трубопровода диаметром 25 мм при толщине 40 мм составляет 0,0082 м3 на 1 п/м. Стоимость работ по изоляции равна 19,6 х 12 = 235,2 руб./м3; где 19,6 - стоимость в 1984 г.; 12 - переводной коэффициент на текущий год. Стоимость изоляционных работ составит: 0,0082 х 235,2 х (lr + lo) = 38,6 тыс.руб. С учетом затрат на реновацию 10% экономия затрат составит 132,4 — 13,24 = 119,2 тыс. руб., а окупаемость работ 4 мес.
Ресурсосбережение.
Необходимость разработки региональных и местных программ ресурсосбережения в рамках осуществления реформы ЖКХ обусловили следующие факторы:
- нарастание физического износа оборудования муниципальных котельных, тепловых, электрических и водопроводно-канализационных систем;
- увеличение электрической нагрузки в жилищно-коммунальном секторе городов и поселков вследствие развития малого предпринимательства, коттеджной застройки, приобретения населением высокоэффективных бытовых приборов мощностью свыше 1 кВт;
- перерасход электроэнергии в системах водоснабжения, теплоснабжения, кондиционирования воздуха и прочих вследствие использования нерегулируемого привода рабочих машин;
- рост стоимости подключения новой электрической и тепловой нагрузки городов и поселков к энергоисточникам общего пользования (централизованным котельным, теплоэлектроцентралям, электрическим сетям энергосистемы);
- рост тарифов на электро- и теплоэнергию, что приводит к увеличению объемов неплатежей и связанным с ними перерывам в электроснабжении объектов ЖКХ;
- увеличение перерывов в электроснабжении городов и поселков в случаях стихийных бедствий, неблагоприятных погодных условий и социальной напряженности по причине общего ослабления аварийно-восстановительных служб электрических сетей и высоких цен на материалы и оборудование.
В структуре коммунальных платежей на первое место выступает ресурсная составляющая тарифа, для сокращения которой необходимо приложить максимум усилий. Важно снизить издержки по этой составляющей, но сделать это довольно сложно, учитывая российскую практику. До последнего времени при строительстве зданий затраты на последующую их эксплуатацию и стоимость потребляемых при этом энергоресурсов не принимались в расчет. Предпочтение отдавалось дешевым материалам, которые имели большую теплопроводность, и простейшим строительным технологиям. В результате по теплотехническим свойствам наши здания в 2-3 раза уступают зарубежным. Не придавалось значения учету и экономии ресурсов. Если они дешевые, нет смысла ставить дорогие счетчики. Немалый вклад в расточительство вносит плачевное состояние инженерных сетей.
По расчетам специалистов «роскоммунэнерго» на тепловых магистралях городов и населенных пунктов ежегодно теряется до 10 % всей производимой в России тепловой энергии, которой хватило бы на всю зиму городу с миллионным населением. Потери и течи на трассах, нерациональный расход топочного мазута, газа, угля, как при транспортировке, так и при производстве тепла и т.п. – все это включается в себестоимость продукции и нормативы потребления. В результате нормативы расхода воды в России составляют около 300 литров на человека – вдвое больше чем в Германии или Великобритании. А некоторые нормативы превышают зарубежные аналоги в 5 – 10 раз, поскольку нормативная база, сформировавшаяся в эпоху плановой экономики, завышала необходимые затраты.
Выход остается один: уменьшение себестоимости и, следовательно, тарифов на энергоресурсы, энергию путем устранения потерь по всей цепочке – от производства до потребления. Таким образом, чтобы свести к минимуму социальные издержки, необходимо вести работу по следующим направлениям:
1) учет потребляемой населением холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газа;
2) реализация энергосберегающих мероприятий.
Поскольку любая программа энергосбережения невозможна без организации учета и проведения мониторинга и аудита, обязательным условием ее реализации является установка приборов учета. Известно также, что установка приборов учета в сочетании с соответствующими тарифами и организацией учета может дать значительную экономию ресурсов.
Проведем анализ эффективности установки водосчетчика на горячую и холодную воду.
Примем во внимание, что нормативы расхода воды в месяц на 1 человека следующие:
- горячая вода — 3,6 м3;
- холодная вода - 5,17 м3.
Стоимость 1м3: - горячей воды — 12,87 руб.; холодной воды — 1,99 руб.
Для проведения достоверных расчетов возьмем выборку, состоящую из 14 квартир из числа тех, где установлены водосчетчики и отразим полученные данные в рисунке 4.

Рисунок 4. Сопоставление фактического расхода воды с нормативным расходом
[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).]

Анализ данных рис. 3.1 позволяет сделать вывод о том, что в результате установки водосчетчиков потребление составило от нормативного в среднем:
- горячей воды - 65%;
- холодной воды — 50%.
В таблице 8 отражены ежемесячные расходы на одного человека по нормативам в случае установки счетчиков. Для сравнения включены расходы по нормативам при условии 100%-ной оплаты при существующих сейчас в МО «Малая Охта» дотациях.
Таблица 7
Ежемесячная плата за воду, рублей на 1 человека

Наименование услуги 100%-ная оплата 100%-ная оплата С учетом дотаций Норматив С учетом дотаций По счетчику Холодная вода 10,29 22,59 5,2 11,29 Горячая вода 46,34 133,41 30,4 86,72 Всего 56,63 156 35,6 98,01
[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).]

Таким образом, установка водосчетчиков приводит к значительному снижению потребления тепла и воды. Жильцы получают реальный экономический эффект при оплате воды. Проведенный анализ показывает значительный рост экономии средств при снижении сумм дотаций.
Однако для МО «Малая Охта» объем работ по установке счетчиков является весьма дорогостоящей процедурой, и в бюджет средства на эти цели не закладываются. Поэтому гражданам приходится затрачивать на это свои средства, которые в последующем не возмещаются. Главная трудность в том, где их взять.
Если провести полную реконструкцию внутренних инженерных систем и установить в подвале индивидуальный тепловой пункт, заменить металлические трубы на металлопластиковые, которые будут служить лет 50, установить алюминиевые батареи отопления и все приборы учета, то все затраты, начиная с проекта и кончая строительно-монтажными работами, составят максимум 60-70 долларов США на 1м3 .
Па первый взгляд, затраты громадные, но надо учитывать, что наши тарифы на энергоресурсы будут расти, и очень быстро, приближаясь к мировым. Кроме того, при внедрении новых технологий снизятся эксплуатационные расходы, появится реальная экономия энергоресурсов — значит, можно увеличить объём их продажи на внешнем рынке и т.д. Поэтому затраты на введение горизонтальной разводки систем отопления и водоснабжения при поквартирном учете энергоресурсов должны окупиться максимум года за 3-4.
Другое дело, что единовременно не каждый гражданин может заплатить всю необходимую сумму, поэтому мы предлагаем следующий способ: государство должно организовать предоставление кредитов на более выгодных условиях, чем обычные коммерческие кредиты, мы же с вами за счет экономии от внедрения поквартирного учета тепла должны возвращать кредиты.
Следовательно, установив у себя прибор учета, потребитель получает возможность снизить свои расходы, как путем уменьшения договорной величины, так и путем рационального потребления тепла и воды.
Экономное расходование ресурсов достигается и следующими мерами: утепление окон, дверей и ограждающих конструкций зданий; регулирование параметров теплоснабжения в системах отопления; применение современных типов насосного оборудования, значительно сокращающего потребление электроэнергии; внедрение новых технологий бестраншейного ремонта инженерных сетей; применение полимерных материалов; переход к часто регулируемому приводу к двигателям в системах тепло- и водоснабжения жилых и нежилых зданий; производство ограждающих конструкций зданий с повышенным термическим сопротивлением и утепление существующих зданий эффективными теплозащитными материалами; применение оконных стеклопакетов.
Таким образом, для совершенствования тарифного регулирования в коммунальном хозяйстве муниципального образования «Малая Охта» предложен ряд мероприятий, соблюдение которых способствует сокращению затрат на отдельные коммунальные услуги. Так, при изоляции неизолированных трубопроводов систем теплопотребления можно получить экономию в размере 132 400 рублей. А установка водосчетчиков приводит к значительному снижению потребления тепла и воды. Жильцы получают реальный экономический эффект при оплате воды. Проведенный анализ показывает значительный рост экономии средств при снижении сумм дотаций.
Проведя анализ тарифного регулирования в МО «Малая Охта» можно сделать следующие выводы.
Все имеющиеся методики сводят расчет тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства к выявлению прибыли и калькуляции себестоимости, исходя из норматива рентабельности. Основным при этом считается постатейный расчет затрат на производство услуги по стадиям, а статьи затрат рассчитываются по нормативам удельного расхода.
Почти во всех методических рекомендациях лишь декларируется необходимость учета или не учитывается целевая установка деятельности регулируемых организаций. В методиках не говорится ничего о необходимости формирования системы муниципального тарифного регулирования, о формировании процедур регулирования тарифов на уровне муниципального образования.
Многократные повышения тарифов, затратный подход к их формированию, который игнорирует фактор спроса — готовность и возможность потребителей (населения) оплачивать услуги соответствующего качества и соответствующей стоимости — приводит к задолженности населения по платежам за коммунальные услуги. В МО «Малая Охта» идет тенденция роста задолженности в целом, приводящая к социальной напряженности.
Предложен комплекс мероприятий по снижению затрат на отдельные виды коммунальных услуг. Внедрение таких мероприятий позволяет сократить непроизводительные расходы затрат и энергоресурсов на ремонт внутренних систем теплопотребления и котлов зданий.
Установка водосчетчиков приводит к значительному сокращению потребления воды населением муниципального образования «Малая Охта». Жильцы муниципального образования при оплате воды получают экономический реальный эффект. В ходе анализа было определено, что при использовании водосчетчиков потребление воды от нормативного в среднем составило: горячей – 65 %, холодной – 50 % воды.

Заключение

Эффективное регулирование тарифов является одной из наиболее важных задач при реформировании ЖКХ. Нечеткость установленных целей реформирования системы регулирования тарифов в ЖКХ на коммунальные услуги и, как результат, недостаточное методическое и нормативно-правовое обеспечение этого процесса ведут к тому, что в настоящее время можно сказать с уверенностью: регулирование тарифов на коммунальные услуги в подавляющем большинстве муниципальных образования отличается системными серьезными недостатками.
Проведенное автором исследование муниципального регулирования налогов, цен и тарифов показывает, что вопрос, который связан с решением проблем тарифного регулирования в рамках муниципального образования, актуален. В рамках проведенного автором исследования были получены следующие результаты исследования:
1. Рассмотрены виды и система оплаты муниципальных услуг.
Частью муниципального управления является управление оказанием муниципальных услуг. Вопрос об оказании муниципальных услуг является основным в понимании экономических и социальных процессов местного значения. Оплата муниципальных услуг может осуществляться из местного бюджета, потребителем или обеими сторонами
2. Изучены основы муниципального регулирования цен, тарифов и потребительского рынка.
Основным рычагом налогового регулирования на местном уровне являются налоговые льготы, предоставляемые представительным органом МО как по долям региональных и федеральных сборов и налогов, так и по местным сборам и налогам, зачисляемых в местные бюджеты. С помощью поддержки общественных структур муниципалитеты имеют рычаги влияния на потребительский рынок, которые можно использовать в интересах населения муниципального образования.
3. Проведен анализ методических документов по формированию тарифов в муниципальных образованиях, осуществлена их систематизация, а также изложены критические взгляды на такие методики.
Анализ методических документов дает право утверждать, что они носят рекомендательный характер и в основном сводят расчет тарифов на ЖКУ к определению себестоимости.
Было установлено, что устарела методическая база определения тарифов на ЖКУ.
4. Проведено исследование динамики оплаты ЖКУ в МО «Малая Охта», а также исследованы проблемы задолженности населения муниципального образования по платежам за ЖКУ, изучена динамика изменения тарифов для населения и его потребность в жилищных субсидиях.
5. Автором был разработан ряд мероприятий по сокращению затрат на отдельные виды ЖКУ.
На первое место в структуре коммунальных платежей выходит ресурсная составляющая тарифа, для снижения которой нужно приложить множество усилий. Для сокращения тарифов необходимо сократить издержки по ресурсной составляющей тарифа. К мероприятиям по сбережению энергии в системах тепло и водоснабжения, благодаря которым можно сэкономить ресурс и сократить тариф, автором исследования были выделены следующие мероприятия:
1) учет холодной воды и регулирование давления, изоляция неизолированных трубопроводов внутренних систем теплопотребления в квартирах и на вводах зданий;
2) автоматизация воздухоудаления в системах отопления, промывка систем горячего водоснабжения и отопления с соблюдением ее нормативных сроков;
3) регулирование и учет расхода воды и тепла в банно-прачечных предприятиях, зданиях бюджетной сферы, жилых зданиях.
Автором дипломного проекта рассчитан экономический эффект от внедрения «изоляции неизолированных трубопроводов систем теплопотребления». В результате внедрения мероприятия экономия затрат составляет 119 200 рублей, работы окупятся в течение четырех месяцев. Следовательно, внедрение предложенных мероприятий позволяет сократить непроизводительные расходы затрат и энергоресурсов на ремонт внутренних систем теплопотребления и котлов зданий.
Установка водосчетчиков приводит к значительному сокращению потребления воды населением муниципального образования «Малая Охта». Жильцы муниципального образования при оплате воды получают реальный экономический эффект. В ходе анализа было определено, что при использовании водосчетчиков потребление воды от нормативного в среднем составило: горячей – 65 %, холодной – 50 % воды.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003, N 40, ст. 3822.
2. Постановление Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9 «Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства»
3. Постановление ФЭК РФ от 31.07.2002 N 49-э/8
4. Приказ Госстроя России от 28 декабря 2000 г. № 304 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на тепло и теплоноситель»
5. Приказ Госстроя России от 28 декабря 2000 г. № 302 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков»
6. Атаманенко С. А., Горобец С. Л. Управляющая организация в сфере ЖКХ; Феникс - Москва, 2012. - 272 c.
7. Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И.В. Бабичев. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. - 528 c.
8. Баженова О.И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О. И. // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 3. – С. 31–35.
9. Балыхин А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А. Г. // Гос. власть и местное  самоупр. – 2013. – № 1. – С. 12–16.
10. Бовыкин В.В. Местное самоуправление в Русском государстве XVI в. / В.В. Бовыкин. - СПб.: Д. Буланин, 2012. - 42
11. Васильев М. В. Правила оказания услуг ЖКХ; Московская Финансово-Промышленная Академия - Москва, 2011. - 160 c.
12. Волков В. Проблемы обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и направления совершенствования законодательства по их решению / В. Волков // Муницип. власть. – 2012. – № 6. – С. 22–27.
13. Гусев А.П. Я - собственник жилья!: ТСЖ, ЖКХ, самоуправление / А.П. Гусев. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 222 c.
14. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / Под ред.  Е. С. Шугриной. 2е изд. перераб. и  доп., М: Издво «Проспект», 2015. — 240 с.
15. ЖКХ. Новые правила оказания услуг; КноРус - Москва, 2013. - 320 c.
16. Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: Научно-практическое пособие / Е.М. Заболотских. - М.: Проспект, 2013. - 232 c.
17. Зайцева Т. Н., Быстрова А. А., Лаптева М. Д., Ходакова Е. Е. Услуги общественного питания в муниципальных учреждениях г. Магнитогорска // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 127-130. 
18. Иванов А. Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ; Альпина Паблишер - Москва, 2013. - 200 c.
19. Иневатова О.А. Цели, принципы и методы регионального управления потребительским рынком // Известия Оренбургского государственного аграрного университете. - №3. – 2014. – с. 204-206.
20. Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в РФ за 2011 год // Вопр. местного самоупр. – 2013. – № 1. – С. 4–6.
21. Кодина Е.А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е. А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. – 2013. – № 2. – С. 13–22.
22. Копылов В.В. Управление эксплуатацией жилищного фонда на основе организационной кооперции и сбалансированной тарифной политики// дисс. канд. техн. наук. – 2015 г. – 126 с.
23. Ксенда В.М. Налоговые льготы и развитие оценки их эффективности на региональном уровне // Новый университет. Серия «Экономика и право». - № 6(52). – 2015. – с. 15-25.
24. Курманов Э.Р. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в свете некоторых решений Конституционного Суда Российской Федерации / Курманов Э. Р. // Конституц. и муницип. право. – 2012. – № 12. – С. 54–58.
25. Лукьянова М.Н. Организационные механизмы развития инфраструктуры продовольственного рынка (на примере муниципальных образований России) // Альманах современной науки и образования. - № 10. – 2012. – с. 127-129.
26. Мищеряков Ю.Н. Муниципальная реформа и муниципальное управление // Муниципальное право. – 2011. - N 3 (55). - С. 77-84.
27. Небольсина И.И. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях // Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение». Вопросы теории и практики. - № 8-3. – 2011. – с. 139-142.
28. Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения / Н.В. Постовой. - М.: Юриспруденция, 2013. - 112 c.
29. Праскова С.В. Единая местная администрация для поселения и муниципального района: шаг вперед и два назад? // Муниципальное право. - 2011. - N 3 (55). - С. 6-19.
30. Слюняев И.Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И. Н. Слюняев // Практика муницип. упр. – 2013. – № 2. – С. 6–12.
31. Фасеев И.Ф. Трансформации модели местного самоуправления в Российской Федерации [80-е гг. XX в. – 2012 г.] / И. Ф. Фасеев // Муницип. право. – 2012. – № 4. – С. 58–75.
32. Шугрина Е.С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях / Е. С. Шугрина // Муницип. право. – 2012. – № 4. – С. 7–14.
33. Шугрина Е.С. Соотношение понятий "муниципальное образование", "административно-территориальная единица", "населенный пункт" / Е. С. Шугрина // Городское упр. – 2013. – № 1. – С. 30–43.
34. ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).
35. Классификация затрат по разным признакам [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://ekonomika-predpr.ru/index.php?action=full&id=430 (дата обращения:15.05.2016).
Глоссарий

Комплексное экономическое и социальное развитие муниципального образования (МО) – это целенаправленное изменение ситуации в сторону повышения качества и объема муниципальных услуг.
Материальные блага – категория экономической теории, которая представляет собой блага имущественного характера.
Местное самоуправление – это деятельности и организации граждан, которые обеспечивают решение населением вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью, исходя из интересов жителей Муниципального образования.
Муниципалитет – это государственная самоуправляемая административно-территориальная единица с четко определенной территорией и населением, проживающим на ней.
Муниципальная власть – это разновидность публичной власти, которая связана с реализацией функций МСУ.
Муниципальная собственность – это имущественный комплекс МО, в который входят недвижимое и движимое имущество, земельные участки.
Муниципальная услуга – это базовый элемент всей муниципальной деятельности, основа социальных и экономических отношений на территории муниципального образования между людьми.
Муниципальные услуги – это услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых несут определенную ответственность органы местного самоуправления (МСУ).
Муниципальное образование – это часть территории РФ, в границах которой совместно с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения лишь местных вопросов.
Налоговые льготы – это преимущества, которые предоставляются МСУ или государством определенной категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с прочими налогоплательщиками.
Объединения граждан – общества защиты прав потребителей, союзы предпринимателей и товаропроизводителей, союзы потребителей.
Перекрестное финансирование – это финансирование, при котором для обеспечения льготного тарифа для одной категории граждан, устанавливается повышенный тариф для другой категории граждан.
Свойство МУ «отсутствия соперничества» - повышение количества потребителей услуг не влечет за собой уменьшения полезности услуг для каждого потребителя; удовлетворение потребности в одной услуге не сокращает потребности в другой.
Сдерживание тарифов и цен - это полная или частичная замена рыночных рычагов регулирования хозяйственной деятельности на административные рычаги.
Тарифы, цены и налоги на муниципальном уровне – это основные регуляторы экономических процессов в МО
Приложения

Приложение 1.
Таблица 8. Начисление и оплата ЖКУ по МО «Малая Охта» за 2012 г.





[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).]

Рисунок 5. Начисление и оплата ЖКУ по МО «Малая Охта» за 2012 г.


[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).]
Приложение 2.
Таблица 9. Начисление и оплата ЖКУ по МО «Малая Охта» за 2013 г.



[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).]

Рисунок 6. Начисление и оплата ЖКУ по МО «Малая Охта» за 2013 г.


[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).]
Приложение 3.
Таблица 10. Начисление и оплата ЖКУ по МО «Малая Охта» за 2014 г.



[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).]
Рисунок 7. Начисление и оплата ЖКУ по МО «Малая Охта» за 2014 г.


[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).] Приложение 4.
Рисунок 8. Калькуляция статей затрат на теплоэнергию, транспортируемую МО «Малая Охта»



[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).]

Приложение 5
Таблица 11. Малозатратные энергосберегающие мероприятия в системах тепловодоснабжения жилищного фонда
Объект реализации Наименование Характеристика Статьи затрат Сэкономленный ресурс Теплоисточник (котельные) Приборный учет отпуска тепла в тепловую сеть и расхода воды на подпитку сетей Приборы учета и их монтаж - Наладка оборудования согласно нормативному регламенту Оплата труда, материалы Электроэнергия, топливо Очистка внутренних поверхностей нагрева котлов и теплообменников с соблюдением ее нормативных сроков Оплата труда, реагенты Тепло (топливо) Регулирование давления подпиточной и сетевой воды с помощью регулируемого электропривода насосов Устройства регулирования и их монтаж Вода – подпиточная, сетевая, электроэнергия Применение автоматизированного энергосберегающего режима отпуска тепла с учетом бытовых тепловыделений в помещениях зданий - Тепло (топливо) Тепловые пункты и тепловые сети (ИТП, ЦТП) Диагностика состояния тепловых сетей Диагностические приборы Сетевая вода, тепло Замена поврежденных участков тепловой сети новыми с эффективной изоляцией Демонтажные, строительно-монтажные работы, теплопроводы Сетевая вода, тепло Оптимизация режима работы теплового пункта по смешанной схеме с ограничением расхода сетевой воды Устройство ограничения и его монтаж Электроэнергия Групповое регулирование давления воды с помощью регулируемого электроприводы насосов в ИТП, ЦТП Устройства регулирования и их монтаж Вода, электроэнергия Очистка теплообменников с соблюдением ее нормированных сроков Оплата труда, реагенты Сетевая вода, тепло (топливо) Автоматическое групповое регулирование и учет расходов тепла на ИТП (ЦТП) и на горячее водоснабжение и воды на подпитку Приборы учета и их монтаж Сетевая вода, тепло (топливо) Устранение перерасхода тепла на отопление при увеличении диаметра сопла элеватора против расчетного - Электроэнергия, топливо Распределение теплоносителя по потребителям в соответствии с его фактической потребностью - Электроэнергия, топливо

Продолжение приложения 5
Потребители Регулирование давления и учет холодной воды в квартирах и на вводах зданий Приборы учета и их монтаж, регуляторы Электроэнергия, вода Изоляция неизолированных трубопроводов внутренних систем теплопотребления Оплата труда и изоляционные материалы Тепло Автоматизация воздухоудаления в системах отопления Воздухоотводчики и их монтаж Сетевая вода Промывка систем отопления и горячего водоснабжения с соблюдением ее нормативных сроков Аренда средств очистки, оплата труда и реагенты Тепло Регулирование и учет расхода воды и тепла в банно-прачечных предприятиях, зданиях бюджетной сферы, жилых зданиях Приборы учета и регулирования и их монтаж Тепло
[Источник: Составлено автором на основе данных: ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).]
Приложение 6.
Таблица 13. Сравнительная характеристика методик ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации
Наименование Для каких предназначены организаций? Цель методик Сопоставление методик Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на тепло и теплоноситель Предназначены для использования ФЭК РФ (Федеральной энергетической комиссией), регулируемыми организациями, органами МСУ, региональными энергетическими комиссиями субъектов РФ Расчет экономически обоснованных уровней регулируемых цен и тарифов на потребительском рынке энергетической и тепловой энергии в рамках устанавливаемых предельных уровней указанных цен и тарифов ФЭК РФ
Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на отведение стоков и вод Используются организациями, которые реализуют тепловую энергию и находятся в муниципальной собственности Финансовое обоснование цены на тепловую энергию Рекомендации разработаны ЦНИС (центром информационных систем и нормирования в жилищно-коммунальном хозяйстве) Госстроя РФ, который исполняет функции Федерального центра тарифной и ценовой политике в ЖКХ России Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на отведение стоков и вод Для организаций и предприятий, которые осуществляют транспортировку, очистку, подъем воды, а также утилизацию, транспортирование, очистку, перекачку сточной жидкости вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также органами МСУ и органами исполнительной власти субъектов РФ Определение цен на отведение стоков и воду муниципальных и государственных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства Рекомендации разработаны ЦНИС (центром информационных систем и нормирования в жилищно-коммунальном хозяйстве) Госстроя РФ, который исполняет функции Федерального центра тарифной и ценовой политике в ЖКХ России при участии Ассоциации водоотведения и водоснабжения РФ (А.В. Свеиоополянский).


Продолжение приложения 6 Методика по калькулированию, учету, планированию себестоимости услуг ЖКХ Для организаций разных видов деятельности ЖКХ: прачечного, банного и гостиничного хозяйств; электроснабжения; теплоснабжения; водоотведения и водоснабжения и иных видов с учетом специфики производства и реализации услуг в каждом из них Обеспечение единства классификации и состава затрат, методов их учета и исчисления себестоимости в компаниях различных видов деятельности ЖКХ. ОАО «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства» вместе с Государственным комитетом РФ по жилищной, архитектурной и строительной политики. Составители: Чернышев Л.Н., Фатахетдинова А.И. и др.
[Источник: Составлено автором]

Зайцева Т. Н., Быстрова А. А., Лаптева М. Д., Ходакова Е. Е. Услуги общественного питания в муниципальных учреждениях г. Магнитогорска // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 127.
Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / Под ред. Е. С. Шугриной. 2е изд.  перераб. и  доп., М: Издво «Проспект», 2015. — с. 7.  
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003, N 40, ст. 3822.

Ксенда В.М. Налоговые льготы и развитие оценки их эффективности на региональном уровне // Новый университет. Серия «Экономика и право». - № 6(52). – 2015. – с. 15-25.
Небольсина И.И. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях // Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение». Вопросы теории и практики. - № 8-3. – 2011. – с. 139-142.

Копылов В.В. Управление эксплуатацией жилищного фонда на основе организационной кооперции и сбалансированной тарифной политики// дисс. канд. техн. наук. – 2015 г. – 126 с.

Лукьянова М.Н. Организационные механизмы развития инфраструктуры продовольственного рынка (на примере муниципальных образований России) // Альманах современной науки и образования. - № 10. – 2012. – с. 127.
Приказ Госстроя России от 28 декабря 2000 г. № 304 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на тепло и теплоноситель».
Приказ Госстроя России от 28 декабря 2000 г. № 302 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков».
Постановление ФЭК РФ от 31.07.2002 N 49-э/8
Постановление Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9 «Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства».
Классификация затрат по разным признакам [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://ekonomika-predpr.ru/index.php?action=full&id=430 (дата обращения:15.05.2016).












2

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003, N 40, ст. 3822.
2. Постановление Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9 «Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства»
3. Постановление ФЭК РФ от 31.07.2002 N 49-э/8
4. Приказ Госстроя России от 28 декабря 2000 г. № 304 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на тепло и теплоноситель»
5. Приказ Госстроя России от 28 декабря 2000 г. № 302 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков»
6. Атаманенко С. А., Горобец С. Л. Управляющая организация в сфере ЖКХ; Феникс - Москва, 2012. - 272 c.
7. Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И.В. Бабичев. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. - 528 c.
8. Баженова О.И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О. И. // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 3. – С. 31–35.
9. Балыхин А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А. Г. // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 1. – С. 12–16.
10. Бовыкин В.В. Местное самоуправление в Русском государстве XVI в. / В.В. Бовыкин. - СПб.: Д. Буланин, 2012. - 42
11. Васильев М. В. Правила оказания услуг ЖКХ; Московская Финансово-Промышленная Академия - Москва, 2011. - 160 c.
12. Волков В. Проблемы обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и направления совершенствования законодательства по их решению / В. Волков // Муницип. власть. – 2012. – № 6. – С. 22–27.
13. Гусев А.П. Я - собственник жилья!: ТСЖ, ЖКХ, самоуправление / А.П. Гусев. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 222 c.
14. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / Под ред. Е. С. Шугриной. 2 е изд. перераб. и доп., М: Изд во «Проспект», 2015. — 240 с.
15. ЖКХ. Новые правила оказания услуг; КноРус - Москва, 2013. - 320 c.
16. Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: Научно-практическое пособие / Е.М. Заболотских. - М.: Проспект, 2013. - 232 c.
17. Зайцева Т. Н., Быстрова А. А., Лаптева М. Д., Ходакова Е. Е. Услуги общественного питания в муниципальных учреждениях г. Магнитогорска // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 127-130.
18. Иванов А. Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ; Альпина Паблишер - Москва, 2013. - 200 c.
19. Иневатова О.А. Цели, принципы и методы регионального управления потребительским рынком // Известия Оренбургского государственного аграрного университете. - №3. – 2014. – с. 204-206.
20. Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в РФ за 2011 год // Вопр. местного самоупр. – 2013. – № 1. – С. 4–6.
21. Кодина Е.А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е. А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. – 2013. – № 2. – С. 13–22.
22. Копылов В.В. Управление эксплуатацией жилищного фонда на основе организационной кооперции и сбалансированной тарифной политики// дисс. канд. техн. наук. – 2015 г. – 126 с.
23. Ксенда В.М. Налоговые льготы и развитие оценки их эффективности на региональном уровне // Новый университет. Серия «Экономика и право». - № 6(52). – 2015. – с. 15-25.
24. Курманов Э.Р. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в свете некоторых решений Конституционного Суда Российской Федерации / Курманов Э. Р. // Конституц. и муницип. право. – 2012. – № 12. – С. 54–58.
25. Лукьянова М.Н. Организационные механизмы развития инфраструктуры продовольственного рынка (на примере муниципальных образований России) // Альманах современной науки и образования. - № 10. – 2012. – с. 127-129.
26. Мищеряков Ю.Н. Муниципальная реформа и муниципальное управление // Муниципальное право. – 2011. - N 3 (55). - С. 77-84.
27. Небольсина И.И. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях // Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение». Вопросы теории и практики. - № 8-3. – 2011. – с. 139-142.
28. Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения / Н.В. Постовой. - М.: Юриспруденция, 2013. - 112 c.
29. Праскова С.В. Единая местная администрация для поселения и муниципального района: шаг вперед и два назад? // Муниципальное право. - 2011. - N 3 (55). - С. 6-19.
30. Слюняев И.Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И. Н. Слюняев // Практика муницип. упр. – 2013. – № 2. – С. 6–12.
31. Фасеев И.Ф. Трансформации модели местного самоуправления в Российской Федерации [80-е гг. XX в. – 2012 г.] / И. Ф. Фасеев // Муницип. право. – 2012. – № 4. – С. 58–75.
32. Шугрина Е.С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях / Е. С. Шугрина // Муницип. право. – 2012. – № 4. – С. 7–14.
33. Шугрина Е.С. Соотношение понятий "муниципальное образование", "административно-территориальная единица", "населенный пункт" / Е. С. Шугрина // Городское упр. – 2013. – № 1. – С. 30–43.
34. ГИС ЖКХ - информационная система жилищно-коммунального хозяйства [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/malaya-oxta-malaya-oxta/1 (дата обращения:15.05.2016).
35. Классификация затрат по разным признакам [электронный ресурс]. Доступ по ссылке: http://ekonomika-predpr.ru/index.php?action=full&id=430 (дата обращения:15.05.2016).

Вопрос-ответ:

Что такое муниципальное регулирование налогов, цен и тарифов?

Муниципальное регулирование налогов, цен и тарифов - это процесс установления и контроля ставок налогов, цен и тарифов на муниципальном уровне. Он проводится органами местного самоуправления с целью обеспечения равных условий для различных субъектов хозяйствования и защиты интересов населения.

Какие виды и системы оплаты муниципальных услуг существуют?

Существуют различные виды и системы оплаты муниципальных услуг. Например, это может быть фиксированная ежемесячная плата, плата за каждое использование услуги, плата по тарифам, устанавливаемым органами местного самоуправления. Возможны также системы прогрессивной оплаты, при которых стоимость услуги зависит от её объёма или качества.

Как осуществляется регулирование цен и тарифов в муниципальном образовании?

Регулирование цен и тарифов в муниципальном образовании осуществляется органами местного самоуправления. Они устанавливают ставки налогов, цен и тарифов, а также контролируют их соблюдение. Регулирование проводится с учётом федеральных законов и нормативных документов, а также особенностей региона и потребностей населения.

Как осуществляется регулирование потребительского рынка на уровне муниципального образования?

Регулирование потребительского рынка на уровне муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления. Они контролируют качество и безопасность товаров и услуг, защищают права потребителей, проводят антимонопольные меры, борются с недобросовестной конкуренцией и иными нарушениями закона в сфере потребительского рынка.

Какие методики формирования тарифов используются в коммунальном хозяйстве МО Малая Охта?

В коммунальном хозяйстве МО Малая Охта используется несколько методик формирования тарифов. В основном, это методика учёта затрат на производство услуг и методика учёта социально-экономических факторов. Также важным аспектом является консультация с жителями и учёт их мнения при определении тарифов на коммунальные услуги.

Какие виды муниципальных услуг существуют?

Существуют различные виды муниципальных услуг, такие как водоснабжение, горячее и холодное отопление, уборка территории и многие другие. Они предоставляются муниципальными организациями и регулируются специальными ценами и тарифами.

Какими методиками формируются тарифы в коммунальном хозяйстве?

В коммунальном хозяйстве тарифы формируются с использованием различных методик. Это могут быть методики, основанные на стоимости предоставляемых услуг, методики, учитывающие инфляцию и экономические показатели, а также методики, учитывающие себестоимость и прибыль.

Как происходит регулирование цен и тарифов в муниципальных образованиях?

Регулирование цен и тарифов в муниципальных образованиях происходит через установление специальных нормативов и правил. Муниципальные органы власти определяют максимальные и минимальные значения цен и тарифов на муниципальные услуги и контролируют их соблюдение. Это позволяет обеспечить справедливость и доступность услуг для населения.