Сравнительная характеристика теорий личности
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 09.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Структура личности 4
2. Мотивация 5
3. Развитие личности 6
4. Причины нарушений поведения 7
5. Психическое здоровье 8
6. Технологии коррекции социального поведения личности 9
Заключение 10
Список литературы 11
Необходимо облегчить страдания человека и сделать его здоровым, способным к сознательному и ответственному решению внутрипсихических конфликтов. Однако полного психического здоровья достичь нереально. Иногда, по З. Фрейду, психическое заболевание или разрешение конфликта в форме невроза является безобидным и социально допустимым решением. Сам З. Фрейд указывал, что психоаналитику не пристало играть роль «фанатика здоровья» вопреки всем жизненным ситуациям [4, 6].
Принципы и технологии коррекции социального поведения личности по К.Р. Роджерсу. Смысл воспитания и коррекции состоит именно в развитии целостности личности как основном качестве «полностью функционирующей личности». К. Роджерс настаивал на том, что человек наделен врожденным, естественным стремлением к здоровью и росту. Ему также присуще стремление к самотождественности (желание быть самим собой) [2, 3].
Сходства и различия во взглядах на принципы и технологии коррекции социального поведения личности по З.Фрейду и К.Р. Роджерсу. З. Фрейд считал, что не всегда можно достичь полного психического здоровья, иногда можно только лишь сгладить проявления невроза. Здоровый человек, согласно З. Фрейду, способен сам решать свои интрапсихические конфликты. К.Р. Роджерс указывал на то, что человек сам, по природе своей стремиться к состоянию целостности, полноценному функционированию.Заключение
Если провести сравнение по основным теоретическим положениям, то психоаналитический подход в лице З. Фрейда утверждает, что человеческое поведение и сознание обусловлены бессознательными мотивами, побуждающими иррациональное поведение и чувства, а переживания очень раннего детства влияют на жизненный опыт взрослого человека. В качестве основного регулятора психической жизни человека выступает психологическая защита, направленная на преодоление внутреннего беспокойства путем создания внутренних версий мира. Психологическая защита обычно проявляется бессознательно, и именно она объясняет иррациональные поступки и представления человека. Психоанализ объясняет природу человеческих затруднений с разрешением основного конфликта между Эго и Супер-Эго, то есть требованиями личности и требованиями социума, который порождает тревогу, для преодоления которой используется психологическая защита. Однако это зачастую приводит к неполноценному развитию личности, и человек проявляет не собственное Я, а те жесткие образцы поведения, которые закладывались в раннем детстве [4, 5, 6, 8].
Напротив, в центре теории личности К.Р. Роджерса находится стремление человека к целостности. При этом признается приоритет творческой стороны, которая присутствует в каждом человеке от рождения, и уделяется внимание к настоящему опыту человека и возможности прогнозирования его поведения. Природа человеческих затруднений связана с фрустрацией потребностей и рассогласованием между представлением человека о самом себе и текущими переживаниями, что вызывается условным принятием со стороны близких в детские годы [2, 3, 7, 8].
Таким образом, представленные нами теории личности, по З. Фрейду и по К.Р. Роджерсу, являются весьма различными по ряду обсужденных выше критериев.
Список литературы
Крейн, У. Теория развития: Секреты формирования личности / У. Крэйн. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2002. – 509 с.
Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ / С.Мадди. – СПб: Изд-во «Речь», 2003.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: «Прогресс», 1994.
Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. СПб.: «Азбука–классика», 2003.
Фрейд, З. Влечения и их судьба (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. Том 3. М.: Когито–Центр, 2007.
Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда / Э. Фромм. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. – 448 с.
Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. М.: Изд. «Мир», 2004. – 2095 с.
Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2007. – 606 с.
3
11
2. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ / С.Мадди. – СПб: Изд-во «Речь», 2003.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: «Прогресс», 1994.
4. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. СПб.: «Азбука–классика», 2003.
5. Фрейд, З. Влечения и их судьба (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. Том 3. М.: Когито–Центр, 2007.
6. Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда / Э. Фромм. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. – 448 с.
7. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. М.: Изд. «Мир», 2004. – 2095 с.
8. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2007. – 606 с.
Вопрос-ответ:
С чего следует начать при изучении сравнительной характеристики теорий личности?
При изучении сравнительной характеристики теорий личности следует начать с ознакомления с основными понятиями и концепциями в области психологии личности.
Какова структура личности?
Структура личности включает в себя три основных компонента: ид, эго и суперэго. Каждый из них выполняет свою функцию в формировании и регуляции поведения человека.
Какие мотивы влияют на человеческое поведение?
Существует множество мотивов, влияющих на человеческое поведение, таких как мотивы самосохранения, самоутверждения, соперничества, статуса, достижений и т.д.
Каким образом происходит развитие личности?
Развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, образования личностной идентичности и осознания своей самобытности.
Каковы причины нарушений поведения?
Причинами нарушений поведения могут быть как внешние факторы, так и внутренние психологические проблемы, такие как конфликты, стресс, низкая самооценка и др.
Какие теории личности рассматривает эта книга?
В данной книге рассматриваются следующие теории личности: Структура личности, Мотивация, Развитие личности, Причины нарушений поведения, Психическое здоровье, Технологии коррекции социального поведения личности.
О чем говорят теории личности, представленные в этой книге?
Теории личности, рассматриваемые в этой книге, затрагивают разные аспекты человеческой психики и поведения. Они помогают лучше понять структуру личности, мотивы деятельности, процессы развития и формирования личности, а также факторы, влияющие на нарушения поведения и психическое здоровье человека.
Какие технологии коррекции социального поведения личности рассматривает данная книга?
В данной книге рассматриваются различные технологии коррекции социального поведения личности, которые помогают человеку изменить нежелательное поведение и развить более адаптивные привычки. Это могут быть методы психотерапии, тренинги по развитию навыков коммуникации, техники саморегуляции и другие.