Нравственно-этическая проблематика англоязычной авторской сказки (на материале сказок О. Уайльда)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 30 30 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 11.05.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АВТОРСКАЯ СКАЗКА В КОНТЕКСТЕ СКАЗКИ НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ. СКАЗКИ О. УАЙЛЬДА 5
1.1 Авторская сказка как жанр и ее особенности 5
1.2 Сказочное творчество О. Уайльда 11
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР СКАЗОК СБОРНИКА «ГРАНАТОВЫЙ ДОМИК» 15
2.1 Нравственно-этическая проблематика сказки «Мальчик-звезда» 15
2.2 Нравственно-этическая проблематика сказки «День рождения Инфанты» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления

Не случаен в произведении постоянно эволюционирующий мотив смерти, выражающийся посредством описания безжизненных статуй во дворце, поклонения Короля мёртвому телу Королевы и, как итог, – смерти самого Карлика.«Всё, что во дворце, – пишет О.В. Ковалёва,–мрачнее, бездушнее и холоднее. Таково и убившее маленького Карлика зеркало, от которого “оберегал” лес» [10, с. 125]. Мифологема зеркала, свойственная поэтике Уайльда, приобретает в сказке «День рождения Инфанты» не менее существенное значение, чем пространство леса и сада. «Зеркало здесь, – продолжает О.В. Ковалёва, – безжалостныйконстататор, оно отражает, ничего не утаивая, оно до жестокости правдиво» [10, с. 145]. Стоит отметить, что жестокость в этом произведении Уайльда возрастает до масштабов некоего феномена: живого человека превращают в игрушку, в часть интерьера. От подобного бездушия и разрывается сердце маленького Карлика, который даже вообразить не мог, что Красота может быть так жестока.А между тем, жестокость – основа личности Инфанты. На праздничном представлении её более всего восхищает бой быков. Пусть даже игрушечный,но он будоражит ей кровь, будит в ней животные инстинкты. Удар милосердия – coupdegrâce – упомянут здесь с ледяной иронией и заранее выдаёт в принцессе натуру палача. Когда же на арену выходит Карлик с его диковинным танцем, Инфанту и вовсе захватывает настоящее неистовство чувств. Автор не напрасно делает едкое замечание: «…даже при Испанском Дворе, славившемся своим утончённым пристрастием к ужасам, ещё никогда не видели такого фантастического уродца» [28, с. 97].Суть «утончённой» жестокости вскрывает здесь Уайльд, и оно оказывается, несомненно, страшнее жестокости обыкновенной. Вспомним поведения Мальчика-звезды, который действовал грубо и прямолинейно, находясь под чарами собственной красоты и гордыни. Утончённая жестокость – намного страшнее. Продуманная и коварная, они убивает человека изнутри, как это и произошло с маленьким Карликом.Ситуацию усугубляет факт незнания героя о своём внешнем безобразии: «Когда смеялись дети, он смеялся вместе с ними, столь же свободно и от души, а в конце каждого танца отвешивал зрителям презабавные поклоны, улыбаясь и кивая им, как если бы он одним из них, а не маленьким уродцем» [28, с. 98]. Карлик обладает очень доброй душой. Он буквально боготворит всё живое вокруг него – птиц и зверей, но на первомместе у неговсё же Инфанта – как лучшее творение на Земле в его понимании. Кроме того, Карлик очень щедр. Он делится с птицами крошками,отщипывая их от своего скудного куска чёрного хлеба.Основа его натуры – милосердие. Этанравственная категория совсем неизвестна Инфанте. Она ни к кому не испытывает жалости, отчего уродливость её души проступает наружу, затмевая внешнюю красоту. В определённые моменты можно забыть, что она прекрасна, ведь перед читателем предстаёт пустое существо, обезображенное жестокостью: «Инфанта нахмурилась, и её прелестные губки, подобные розовым лепесткам, покривились в очаровательной презрительной гримаске. – Впредь да не будет сердца у тех, кто приходит со мной играть! – воскликнула она и убежала в сад» [28, с.112].Эти слова – её реакция на смерть Карлика, увидевшего в зеркале свою настоящую внешность и испытавшего смертельный шок. Он понимает, что никто и никогда не любил его, в том числе и Инфанта. С её стороны была одна только насмешка, желание развлечься, от души повеселиться над смешным уродцем. Открытие, совершённое им, чересчур жестоко, он не в силах пережить его. Возможно, если бы его окружала любовь и милосердие, потрясение от увиденного не было бы смертельным. Но, помноженное на жестокость и насмешку, оно оборачивается разрывом сердца: «Когда истина осенила его, он издал дикий вопль отчаяния и в слезах рухнул наземь. Так это он – уродливый, горбатый, гнусный на вид монстр. Он и есть чудовище, и это над ним потешались дети, и маленькая Принцесса, которая, как он верил, полюбила его, тоже просто насмехалась над его безобразием и издевалась над его кривыми ножками» [28, с.109].Карлик, в отличие от Инфанты, способен на сильные проявления чувств, на дружбу и любовь. В мире наследницы испанского престола нет таких ценностей. И если Карлику довелось увидеть своё настоящую внешность в зеркале, то Инфанте понимание её внутренней сущности так и остаётся недоступным.Мы видим, что в этой сказке, как и в предыдущей, красота не является идеальной. Она становится жестокой и эгоистической (в отличие от сказок из сборника «Счастливый Принц»). Прекрасный сад, фигурирующий здесь, как и в ранних сказках писателя, уже таит опасность для окружающих. Эта красота – чисто внешняя, без какого-либо внутреннего содержания. Уродство Карлика – носителя истинной, внутренней красоты – оказывается для обитателей дворца Инфанта предметом для развлечения. Жестокость и эгоистичность этих внешне прекрасных людей приводят к смерти Карлика – его сердце разрывается. В сказке отсутствует счастливый финал.Велика здесь роль страдания. Исследовательница О.В. Акимова акцентирует внимание на этом аспекте сказок писателя. По её мнению, заповеди Христа о самозабвении, о служении людям и абсолютном самоотречении оказываются единственным путём к духовному совершенству. В художественной системе Уайльда, Иисус Христос является олицетворением страдания, а само страдание –особенно прекрасным чувством. Радость же, напротив, эгоистична по своей сути, и, в отличие от страдания, очищает и облагораживает человека, создаёт новые нравственные ценности, и самалюбовь рождена из страдания и боли» [1, с. 72].Нравственная проблематика сказки «День рождения Инфанты» заключена в самом названии. Самый радостный день жизни героини стал днём смерти для другого человека. Противоположные по своей сути, словно два полюса, они сошлись в этот день в одной точке. В этом царстве омертвения (а мы уже указывали на признаки смерти в мире Инфанты) столкнулись жестокость и милосердие, равнодушие и любовь, красота и уродство. Духовно мёртвая героиня губит своей безжалостностью доброе и нежное сердце. Б. Колесников и О. Поддубный писали по этому поводу: «Прекрасной была душа маленького уродца, открытая для любви, и жесток, безобразен мир красавицы, не понимающей, что подлинное чувство может таиться и в некрасивом теле. У Безобразного Карлика было большое человеческое сердце, а у блестящей Инфанты оно заморожено эгоизмом» [11, с. 376].Таким образом, становится очевидным, к каким нравственным категориям тяготел Уайльд, к чему хотел привлечь внимание читателей. Проблема бессердечия действительно волновала его. Не зря сказка заканчивается словами о том, что Инфанта желает иметь дело только с теми, у кого нет сердца. Исследование истинной Красоты легли в основу этой сказки, и вывод, к которому пришёл автор, понятен каждому нравственному человеку: нет ничего красивее доброго и любящего сердца.Вывод ко второй главеНравственная проблематика сказок О. Уайльда «Мальчик-звезда» и «День рождения Инфанты» заключена в исследовании моральных и духовных качеств человеческой личности в свете уайльдовской концепции Красоты. По мнению писателя, Красота способна преобразовывать мир, менять его к лучшему. В своих сказках Уайльд отходит от собственного убеждения, что Красота хороша сама по себе и не должна основываться на моральных принципах. В сказочных произведениях Уайльд на примере героев Мальчика-звезды и Инфанты показывает иную сторону Красоты – пугающую, порой убивающую. Идея, вытекающая из этих сказок, очевидна: истинная Красота должна быть доброй и милосердной. Только тогда человек обретает совершенство. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данном исследовании была предпринята попытка анализа сказок О. Уайльда с целью выявления особенностей нравственной проблематики. Для достижения цели был поставлен ряд задач, поэтапное решение которых позволило сформулировать следующие выводы.Авторская сказка – это особый жанр литературы. Отличаясь от народной присутствием автора, более свободным вымыслом, индивидуализированными героями, сюжет авторской сказки основан на чуде, которое влияет и на характеристику персонажей. Влитературной сказки спокойно сосуществуют реальность, фантастика, гротеск без намёка на сатирическое изображение.В то же время авторская сказка настолько индивидуальна (поскольку всё в ней зависит от автора и его концепции), что невозможно подогнать её под общее определение.Предшественниками уайльдовской литературной сказки следует назвать Ш. Перро, бр. Гримм, Г.-Х. Андерсена.Сказки Уайльда – особый пласт мировой авторской сказки. На формирование Уайльда-художника повлиял эстетизм. Таким образом, в основе художественной концепции писателя лежит поклонение Абсолютной Красоте, отрицание реальной жизни, утверждение, что именно искусство формирует жизнь, а не наоборот. Сказка в творчестве Уайльда – это способ отобразить иную сторону реальности, в которой есть место фантастическому и прекрасному. Кроме того, контрастные стороны сказки (а Уайльд следует именно этому принципу) позволяют ему резче выявить грани любви, ненависти, дружбы, богатства, бедности, жизни и смерти.Таким образом выявляется нравственная составляющая сказок Уайльда. Она заключена в переосмыслении автором духовно-нравственных проблем общества. Всеобщее поклонение Красоте зачастую заставляет людей забывать истинные ценности: любовь, сострадание, милосердие, самопожертвование. Смело показывая неприглядную изнанку Красоты, Уайльд на примере Мальчика-звезды, прошедшего путь от бессмысленной жестокости и гордынидо истинного милосердия и самоотречения, возвысился до духовного совершенства и уподобился Иисусу Христу, т.к. перенёс немыслимые страдания. Мальчику-звезде удалось испытать духовное прозрение и раскаяние, попросить прощение у всех обиженных им.Героиня второй сказки – Инфанта –не способна на духовные подвиги. Её идеально-красивая внешность имеет отвратительную изнанку, а жестокость героини оказывается убийственной для безобразного Карлика, чью прекрасную душу никто не разглядел.Христианская мораль, которой наполнены сказки из сборника «Гранатовый домик», направлена на выражение авторской идеи, заключающейся к призыву сделать этот мир совершенным со всех точке зрения – как внешней, так и внутренней.Список использованной литературыАкимова О.В. Этика и эстетика Оскара Уайльда. – СПб. : Алетейя, 2008. — 192 с. Аллентов М.М. Этюды цветов Врубеля (1866 – 1887)//Советское искусствознание’77. – М.: Искусство, 1978. – Вып. 2. – С. 204 – 210.Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.Аствацуров А.А. Эстетизм и Оскар Уайльд. // История западноевропейской литературы. XIX в.: Англия. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2004. – 680 с. С. 498 – 524.Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия АН СССР. Сер. Лит. и яз.,1977. – Т. 36.Евангелие от Матфея// Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе. – SGP, Box 516 Chicago, IL 60690-0516 USA. – 292 с.Жак де Ланглад. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 1999 – 325 с.Закон Божий. – Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. – 648 с.Кагарлицкий Ю.И. Литература и театр Англии ХVIII – ХХ вв. Авторы, сюжеты, персонаж. – М.: Альфа-М, 2006. – 543 с.Ковалёва О.В. О. Уайльд и стиль модерн. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 168 с.Колесников Б. И., Поддубный О. К. Оскар Уайльд // Уайльд О. Избранное. – М.: Просвещение, 1990. – С. 360 – 377.Кривина Т.М. Что знал о красоте Оскар Уайльд // Зарубежная литература. 2006. – №7. – 282 с. С. 13 – 14. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск, 1992. – 183 с.Луков Вл. А., Соломатина Н. В. – Феномен Уайльда: тезарусный анализ: Научн. Монография. – М., 2007.Мауткина И. Ю. – «Рыбак и его душа» О. Уайльда. К вопросу о поэтике авторской сказки//Вестник Новгородского университета. – Великий Новгород, 2006. – №36. – С. 43 – 46.Мауткина И. Ю. Историческая поэтика британской сказки и литературные сказки О. Уайльда. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Великий Новгород, 2006. – 25 с.Минеев В.Н. О жанровой специфике литературной сказки // Проблемы детской литературы и фольклор. Сборник научных трудов. – Петрозаводск, 2001. – 420 с.Мнацаканян К. А. – Способы организации художественного пространства в английской литературной сказке 40–80 годов XIXвека//Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. – М., 2004. –№2. – С. 37 – 48.Молотков С. Практическая энциклопедия. Православие от А до Я. – САТИСЪ, Санкт-Петербург, 2003. – 512 с.Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители. – Русская народная сказка / Сост. О.И. Капица. – М.; Л.,1930.Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976Румянская А.А. Эстетизм Оскара Уайльда и литературная сказка Зинаиды Гиппиус «Время»: творческие схождения// Перспективные направления развития современной науки // Сборник научных работ III Международной научной конференции Евразийского Научного Объединения (г. Москва, март 2015). — Москва : ЕНО, 2015. — 192 с. С. 24 – 27.Словарь литературоведческих терминов под.ред. С.П. Белокуровой. – М., 2007. – 320 с.Соколов Ю.М. Русский фольклор. – М., 1941. – 544 с.Сологуб Ф.К. Искусство наших дней// Сологуб Ф.К. Творимая легенда. Кн. 2. – М.: Художественная литература, 1991. – 270 с.Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «фольклорная – литературная – авторская сказка»//Вестник МГЛУ. – М., 2014. – №19. – С. 144 – 151.Уайльд О. Мальчик-звезда// Сказки и рассказы. Пер. с англ. – М.: Художественная литература, 1993. – 302 с.Уайльд О. День рождения Инфанты// Сказки и рассказы. Пер. с англ. – М.: Художественная литература, 1993. – 302 с.Уайльд О. Замыслы//Уайльд О. Преступление лорда Артура Сэвила. Повести. Рассказы. Замыслы. – СПб.: Азбука-Классика, 2013. – 352 с.Фаттахова С. В. – К вопросу о некоторых особенностях поэтики сказок Ш. Перро//Филология и культура. – М., 2005. – №16. – С. 40 – 49.Цикушева И. В. – Жанровые особенности литературной сказки//// Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп, 2008. — Вып. 1 (29). – С. 13 – 17.Ojala A. Aestheticism and Oscar Wilde. – Helsinki, 1955. – 270 р. Р. 37.

1. Акимова О.В. Этика и эстетика Оскара Уайльда. – СПб. : Алетейя, 2008. — 192 с.
2. Аллентов М.М. Этюды цветов Врубеля (1866 – 1887)//Советское искусствознание’77. – М.: Искусство, 1978. – Вып. 2. – С. 204 – 210.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвеще¬ние, 1977.
4. Аствацуров А.А. Эстетизм и Оскар Уайльд. // История западноевропейской литературы. XIX в.: Англия. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2004. – 680 с. С. 498 – 524.
5. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия АН СССР. Сер. Лит. и яз.,1977. – Т. 36.
6. Евангелие от Матфея// Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе. – SGP, Box 516 Chicago, IL 60690-0516 USA. – 292 с.
7. Жак де Ланглад. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 1999 – 325 с.
8. Закон Божий. – Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. – 648 с.
9. Кагарлицкий Ю.И. Литература и театр Англии ХVIII – ХХ вв. Авторы, сюжеты, персонаж. – М.: Альфа-М, 2006. – 543 с.
10. Ковалёва О.В. О. Уайльд и стиль модерн. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 168 с.
11. Колесников Б. И., Поддубный О. К. Оскар Уайльд // Уайльд О. Избранное. – М.: Просвещение, 1990. – С. 360 – 377.
12. Кривина Т.М. Что знал о красоте Оскар Уайльд // Зарубежная литература. 2006. – №7. – 282 с. С. 13 – 14.
13. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск, 1992. – 183 с.
14. Луков Вл. А., Соломатина Н. В. – Феномен Уайльда: тезарусный анализ: Научн. Монография. – М., 2007.
15. Мауткина И. Ю. – «Рыбак и его душа» О. Уайльда. К вопросу о поэтике авторской сказки//Вестник Новгородского университета. – Великий Новгород, 2006. – №36. – С. 43 – 46.
16. Мауткина И. Ю. Историческая поэтика британской сказки и литературные сказки О. Уайльда. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Великий Новгород, 2006. – 25 с.
17. Минеев В.Н. О жанровой специфике литературной сказки // Проблемы детской литературы и фольклор. Сборник научных трудов. – Петрозаводск, 2001. – 420 с.
18. Мнацаканян К. А. – Способы организации художественного пространства в английской литературной сказке 40–80 годов XIXвека//Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. – М., 2004. –№2. – С. 37 – 48.
19. Молотков С. Практическая энциклопедия. Православие от А до Я. – САТИСЪ, Санкт-Петербург, 2003. – 512 с.
20. Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители. – Русская народная сказка / Сост. О.И. Капица. – М.; Л.,1930.
21. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976
22. Румянская А.А. Эстетизм Оскара Уайльда и литературная сказка Зинаиды Гиппиус «Время»: творческие схождения// Перспективные направления развития современной науки // Сборник научных работ III Международной научной конференции Евразийского Научного Объединения (г. Москва, март 2015). — Москва : ЕНО, 2015. — 192 с. С. 24 – 27.
23. Словарь литературоведческих терминов под.ред. С.П. Белокуровой. – М., 2007. – 320 с.
24. Соколов Ю.М. Русский фольклор. – М., 1941. – 544 с.
25. Сологуб Ф.К. Искусство наших дней// Сологуб Ф.К. Творимая легенда. Кн. 2. – М.: Художественная литература, 1991. – 270 с.
26. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «фольклорная – литературная – авторская сказка»//Вестник МГЛУ. – М., 2014. – №19. – С. 144 – 151.
27. Уайльд О. Мальчик-звезда// Сказки и рассказы. Пер. с англ. – М.: Художественная литература, 1993. – 302 с.
28. Уайльд О. День рождения Инфанты// Сказки и рассказы. Пер. с англ. – М.: Художественная литература, 1993. – 302 с.
29. Уайльд О. Замыслы//Уайльд О. Преступление лорда Артура Сэвила. Повести. Рассказы. Замыслы. – СПб.: Азбука-Классика, 2013. – 352 с.
30. Фаттахова С. В. – К вопросу о некоторых особенностях поэтики сказок Ш. Перро//Филология и культура. – М., 2005. – №16. – С. 40 – 49.
31. Цикушева И. В. – Жанровые особенности литературной сказки//// Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп, 2008. — Вып. 1 (29). – С. 13 – 17.
32. Ojala A. Aestheticism and Oscar Wilde. – Helsinki, 1955. – 270 р. Р. 37.

Вопрос-ответ:

Что такое авторская сказка и какие особенности она имеет?

Авторская сказка - это сказка, созданная одним автором, обладающая своими особенностями. Она отличается от народной и литературной сказки своим личным звучанием и оригинальностью. Авторская сказка может содержать глубокие моральные и этические проблемы, а также отражать взгляды автора на мир и жизнь.

Какие морально-этические проблемы рассматриваются в авторской сказке "Мальчик звезда" О. Уайльда?

В сказке "Мальчик звезда" О. Уайльд представляет читателю несколько морально-этических проблем. Одна из них - жажда славы и самоутверждения через достижение внешних успехов, в ущерб внутреннему развитию и доброте. Другая проблема - оценка людей по их внешнему виду и статусу, а не по сути их души. Сказка показывает, что настоящая красота и счастье находятся внутри человека.

Что вы можете сказать о нравственно-этической проблематике сказки "День рождения Инфанты" О. Уайльда?

В сказке "День рождения Инфанты" О. Уайльд поднимает важные нравственно-этические вопросы. Одна из них - проблема безразличия к страданиям других, особенно в отношении детей. Автор показывает, что эгоизм и безразличие к чужой боли могут привести к горьким последствиям. Также сказка учит нас ценить настоящую дружбу и подчеркивает важность сострадания и сочувствия к другим.

Какой художественный мир представлен в сказке "Гранатовый домик" О. Уайльда?

Сказка "Гранатовый домик" О. Уайльда создает свой собственный художественный мир, полный волшебства и фантазии. В этом мире гранатовый домик становится символом счастья и умиротворения. В сказке присутствуют элементы магии и сказочности, которые помогают читателю погрузиться в необыкновенную атмосферу произведения и насладиться его глубокими эмоциями.

Какие особенности имеет авторская сказка в англоязычной литературе?

Авторская сказка в англоязычной литературе обладает рядом особенностей. В отличие от народной сказки, она имеет автора, который является создателем истории и контролирует ее сюжет, персонажей и моральные уроки. Авторская сказка также часто содержит более сложные и глубокие нравственные вопросы, которые отражают современные социальные и культурные реалии.

Какую нравственно этическую проблематику можно найти в сказке "Мальчик звезда" Оскара Уайльда?

В сказке "Мальчик звезда" Оскар Уайльд поднимает важный вопрос о жертвенности и бессердечности человека. Главный герой, мальчик, который превратился в звезду, страдает от того, что его любят только за его внешний вид и блеск. Сказка говорит о том, что настоящая любовь должна быть основана на внутренних качествах и добрых поступках, а не на материальных благах.

Какую нравственно этическую проблематику можно найти в сказке "День рождения Инфанты" Оскара Уайльда?

В сказке "День рождения Инфанты" Оскар Уайльд исследует тему эгоизма и собственной выгоды. Он показывает, как неконтролируемая жажда власти и богатства может привести к разрушительным последствиям не только для самих эгоистов, но и для окружающих. Сказка напоминает нам о важности сострадания и заботы о других, а не только о себе.

Какие особенности художественного мира сказки "Гранатовый домик" можно выделить?

Сказка "Гранатовый домик" Оскара Уайльда имеет свои особенности в художественном мире. Она описывает мир волшебства, где реальность и фантазия смешиваются вместе. В этом мире главные герои — принц и принцесса — сталкиваются с различными испытаниями и нравственными дилеммами, которые помогают им развиваться и становиться лучше. Сказка также содержит яркие и магические описания мест и событий, создавая атмосферу волшебства и загадочности.