формирование лексических навыков на начальном этапе обучению языку

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Лексикология
  • 65 65 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 16.05.2016
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Психологические особенности учащихся младшей школы 6
1.2. Общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе 11
1.3. Лексические навыки 15
1.3.1. Понятие лексического навыка 15
1.3.2. Цели обучения лексике 20
Выводы к главе 1 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 28
2.1. Основные методические принципы в формировании лексических навыков 28
2.2. Система заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку 41
2.3. Практическое применение разработанной методики 50
Выводы к главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ . 66
Фрагмент для ознакомления

Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.
5. Фонетическая раскраска.
Данная игровая технология используется в рамках выполнения задания №1.2 (Lesson 2). В данном упражнении школьники изучают фонетическую сторону речи, т.е. правила произнесения отдельных букв в различных позициях:
Почему буквы Ii и Yy читаются по-разному? Прочитайте памятку на с. 12 [3, с. 23].
В данном упражнении предлагается ряд слов, которые разделены по отдельным колонкам в зависимости от типа чтения гласных «I» и «y»: [ai], [i], [3:], [i].
В данном случае вместо чтения фонетического правила и отдельных лексических единиц с выделением способа произнесения изучаемых гласных букв английского языка, предлагается проведение урока с использованием раздаточного материала. Игровая технология «Фонетическая раскраска» предложена в пособии Н.К. Малышевой [18, с. 18, 21]. Задача учащихся младших классов: изучить способы чтения буквы «i» и y в разных словах, прочесть предложенные слова, после чего раскрасить каждый лепесток с транскрипционными знаками и словами в разные цвета (см. Приложение 1). Мы предлагаем использовать две раскраски: одну со словами с буквой [i] и вторую – со словами с буквой [y]. Возможно выполнение задания по вариантам.
6. Мультипликационный видеоролик.
В упражнении №1.2 (Lesson 3) после предварительного прослушивания текста (упр. №1.1) учащимся задается вопрос:
Какие слова использует Кёрк, уточняя, как часто происходят эти действия? Где эти слова стоят в предложении? [3, с. 26].
Посредством данного упражнения учащиеся знакомятся с новыми лексическими единицами: always (всегда), often (часто), usually (обычно), sometimes (иногда) и every day (каждый день).
Чтобы сделать изучение данных лексических единиц более эффективным, в опытной методике применяется видеоролик «Daily Routine» [49], целью которого является изучение вышеуказанных наречий. Основным преимуществом данного видеоролика является не столько его инновационная форма в педагогике, но и его содержание и организация: во-первых, видеоролик является мультипликационным, что соответствуют возрастным особенностям учащихся третьих классов; во-вторых, в ролике присутствует множество незнакомой лексики (поскольку данная тема еще не пройдена в третьем классе), что дает возможность школьниками проявить навыки языковой догадки; в-третьих, при видеосопровождении текста учащимся проще запомнить новые лексические единицы.
7. Игра с наглядным материалом.
Упражнение №2 (Lesson 3) УМК Кузовлева направлено на изучение новой лексической единицы – too (тоже):
Друг Кёрка рассказывает о себе. Кто из вас занимается тем же и так же часто, как и Уилл: I go to school every day, too. [3, с. 27].
Помимо новой лексической единицы too, учащиеся повторяют и автоматизируют использование уже изученной лексики на тему «Actions». Для более эффективного повторения лексики и ее закрепления в памяти учащихся, в опытной разработке предлагается использовать раздаточный наглядно-дидактический материал. Учитель заранее подготавливает карточки с изображением различных действий (watch TV, swim in the river, play sports и т.д.) и отдельный набор карточек с написанными на них наречиями, изученными ранее (often, usually и т.д.). Далее вариаций работы с наглядно-дидактическим материалом очень много. В рамках проведения опытной работы мы использовали игровую технологию: сложили все карточки с рисунками в мешочек и, подходя к каждому ученику, давали возможность выбрать карточку и составить предложения с выбранным наречием.
8. Паззл.
Технологию паззл можно использовать вместо упражнения №3.1 (Lesson 3). В данном упражнении закрепляется лексика на тему «Actions» и наречия частоты действия в английском языке. Задание выполняется в виде обсуждения заданной в учебнике таблице (см. Приложение 1). В данной таблице учащиеся обнаруживают основные данные, которые им необходимо использовать при построении высказываний:
Кёрку нравится рассказывать о своей семье, о том, чем они занимаются. What do Kirk and his relatives do and how often? Что делают Кёрк и его родственники и как часто? [3, с. 28].
С нашей точки зрения, в данном случае оптимально использовать технологию паззл вместо таблицы. Все необходимые данные, внесенные в таблицу в упражнении УМК, перенесены на листы бумаги (карточки), которые затем учащиеся используются для составления предложений (см. Приложение 1).
9. Мультипликационная сказка с субтитрами.
Педагогическая технология работы со сказкой применяется в УМК в упражнении №7 (Lesson 3). В компоненте для чтения «Reader» учащиеся читают отрывок из сказки «Three Fat Men», написанной русским писателем Ю.К. Олешей, и выполняют по данному отрывку ряд упражнений:
What is the name of the doll in the tale “Three Fat Men”? [3, c. 29].
Кто такая Суок? Прочитайте памятку и найдите значение слова doll в словаре. [5, c. 22].
Почему Суок была любимой игрушкой Тутти? [5, с. 23].
При использовании сказки при формировании лексического навыка можно использовать также ИКТ. В опытной разработке предлагается просмотреть отрывок из мультфильма по данному произведению на русском языке с субтитрами на английском языке [50]. Чтение английского текста с одновременным прослушиванием перевода, на наш взгляд, эффективно сказывается на процессе освоения лексической системы английского языка в начальных классах.
10. Видеоролик (песня).
В упражнении УМК №1.2 (Lesson 4) учащиеся изучаются лексическую тему «Question words» (т.е. такие лексические единицы как what – что, when – когда, who – кто и т.д.) в совокупности с грамматической категорией вопросительного предложения, его порядка слов и вопросительных слов:
Какие вопросы задает Тим? С каких слов он начинает вопросительные предложения? Какой порядок слов в вопросительных предложениях? [3, с. 30].
Для полноценного изучения вопросительных слов и особенностей их использования в английском языке мы предлагаем использовать песенную технологию. На Интернет ресурсе «Youtube» можно найти видеоролик, в котором мультипликационные герои учат школьников различным вопросительным словам в виде пропевания каждого предложения [43]. С нашей точки зрения, подобная форма занятия позволит учащимся побороть стеснение коммуникации на иностранном языке, подпевая за героями видеоролика, а также с легкостью запомнить рифмованные строчки песен.
Исходя из вышеизложенного, модно выделить основные преимущества опытной методики системы упражнений, предназначенной для формирования лексического навыка на начальном этапе изучения английского языка:
наглядно-дидактические материалы;
игровые технологии;
интеграция ИКТ (компьютерные программы, Интернет, видеоресурсы, аудиоресурсы);
песенное обучение (видеоресурсы);
сказка;
парная и групповая работа;
Основные лексическими темами, изученными и закрепленными в опытной системе упражнений, являются:
Relatives;
Count to 100;
Наречия частотности действия;
Наречие too;
Actions;
Question words.

2.3. Практическое применение разработанной методики

В рамках практического применения разработанной методики анализируются результаты двух групп учащихся, принимавших участие в эксперименте: контрольной группы и экспериментальной группы, каждая из которых состоит из восьми человек.
Начальный контроль знаний проводился на основе раздела УМК В.П. Кузовлева «Test yourself / Проверьте себя», который подводит итог сразу двум разделам учебника. Для начального контроля используется первая часть теста, предназначенная для проверки знаний после прохождения цикла занятий Unit 1.
Результаты начального контроля в контрольной и экспериментальной группе приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Начальный контроль знаний, где ч – человек, в/у – высокий уровень, с/у – средний уровень, н/у – низкий уровень.
Образовательный аспект Контрольная группа Экспериментальная группа Учебный аспект Изученная лексика 4 ч – в/у
3 ч - с/у
1 ч - н/у 3 ч – в/у
4 ч - с/у
1 ч - н/у Счет до 100 6 ч - в/у
2 ч - с/у 7 ч - в/у
1 ч - с/у Организационный аспект Заинтересованность 7 ч - в/у
1 ч - с/у 8 ч – в/у Соблюдение правил 5 ч - в/у
2 ч - с/у
1 ч - н/у 6 ч - в/у
1 ч - с/у
1 ч - н/у Уровень развития памяти 3 ч – в/у
3 ч - с/у
2 ч - н/у 3 ч – в/у
2 ч - с/у
3 ч - н/у
Экспериментальная работа состоит в устранении недостатков УМК, выявленных в предыдущем параграфе, в интеграции различных инновационных технологий в процесс изучения английского языка, в попытке сделать урок интересным и увлекательным для младших школьников посредством игровых технологий, наглядно-дидактических материалов, изучения сказок, песен, использования по большей части парной и групповой работы. Результат экспериментальной работы представлен в виде серии конспектов видоизмененных упражнений УМК «English-3» (см. Приложение 1).
Итоговый контроль учащихся контрольной и экспериментальной групп проводится на основе второй части раздела УМК «Test Yourself». Результаты итогового контроля представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты итогового контроля знаний учащихся
Образовательный аспект Контрольная группа Экспериментальная группа Учебный аспект Изученная лексика 5 - в/у
3 – с/у 7 - в/у
1 - с/у Ранее изученная лексика 4 ч – в/у
4 ч - с/у 6 ч – в/у
2 ч - с/у Счет до 100 7 ч - в/у
1 ч - с/у 8 ч - в/у
Организационный аспект Заинтересованность 7 ч - в/у
1 ч - с/у 8 ч – в/у Соблюдение правил 5 ч - в/у
3 ч - с/у 8 ч - в/у
Уровень развития памяти 4 ч – в/у
3 ч - с/у
1 ч - н/у 6 ч – в/у
1 ч - с/у
1 ч - н/у
Исходя из приведенных результатов итогового контроля, и в контрольной, и в экспериментальной группе обнаруживается определенная динамика на всех уровнях и общая сформированность лексического навыка. Однако в экспериментальной группе результаты несколько выше, чем в контрольной группе:
лексика экспериментального цикла уроков полностью изучена семью учащимися, что составляет 87,5% из расчета учащихся с высоким уровнем овладения лексическим навыком, что обусловлено хорошей повторяемостью материала и разнообразием форм занятий;
ранее изученная лексика также находится на более высоком уровне, чем в контрольной группе, что связано с проведением начального тестирования, в результате которого школьники имели возможность повторить лексику прошлых уроков;
счет до ста освоен всеми учащимися экспериментальной группы;
заинтересованность английский языком и его лексикой, мотивированность детей наблюдается у всех учащихся экспериментальной группы, что связано, с нашей точки зрения, с увлекательными формами занятий;
правила занятий соблюдаются всеми учащимися экспериментальной группы, поскольку игровые и инновационные занятия предполагают четкого знания условий;
общий уровень развития памяти в экспериментальной группе поднялся с 59,4% до 84,4%.
Содержание экспериментальной программы разработано с учетом интересов детей, их возрастных, физиологических и психологических особенностей. Учебный материал данной программы помогает младшим школьникам изучить необходимый материал, основные лексические единицы и речевые конструкции иностранного языка, английский алфавит, счет в пределах ста и т.д. В общем и целом, данная система упражнений направлена на изучение и закрепление лексического материала в игровой и современной форме. Более того, здесь используется личностно-индивидуальный подход к школьникам, с одной стороны, и коллективная деятельность, с другой.
Содержание программы построено таким образом, что дети чувствуют отношение изучаемой лексики к своей жизни. Таким образом, школьники могут овладеть необходимым материалом довольно легко и с большим увлечением.
Приведенная программа имеет три основные функции: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функция программы заключается в формировании лексического навыка школьников при помощи различных фраз, песен, в прививании навыков слухового восприятия иностранной речи посредством аудирования, а также в стимулировании легкого запоминания лексики английского языка.
Развивающая функция заключается в развитии детской моторики посредством игр с карточками, мелками для рисования на доске, в развитии зрительной памяти, слуховой памяти, логического мышления.
Воспитательная функция предполагает развитие различных социальных навыков, таких как работа в коллективе, умение слушать и запоминать, сочувствовать неудачам и радоваться победам.
Проведем методический анализ экспериментального цикла занятий по английскому языку.
1. Ступень и уровень обучения.
Представленный цикл занятий по английскому языку предназначен для начальной ступени обучения предмету «Английский язык» в общеобразовательном учреждении. Уровень изучения английского языка в рамках экспериментальной работы рассчитан на минимальную учебную нагрузку, которая предполагает не более 45 минут занятий иностранным языком в день.
2. Ведущий подход к обучению, соответствие принципам данного подхода.
Цикл занятий по английскому языку, проведенный в рамках экспериментальной работы, преследует цель, которая заключается в том, чтобы дать младшим школьникам представление об иностранном языке, его важности в современном мире, подготовить школьников к дальнейшему изучению языка в средних и старших классах. Достигая цели обучения, школьники в рамках данного цикла развивают языковую и речевую компетенции, формируя лексический навык. Языковая компетенция вырабатывается в процессе изучения новых лексических единиц и речевых конструкций. Речевая компетенция развивается при формировании навыков говорения и аудирования.
Цикл занятий по английскому языку, проведенный в рамках экспериментальной работы, простроен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Причем формы и методы педагогической деятельности группируются согласно основным целям обучения иностранному языку. Как отмечено выше, образовательный процесс для младших школьников – это вторичный вид деятельности, уступающий место игровой деятельности. В связи с этим большинство заданий в экспериментальной работе построено в игровой и наглядной форме с использованием инновационных образовательных ресурсов.
3. Структурные компоненты.
Для проведения цикла занятий в рамках экспериментальной работы потребовалось:
1. УМК В.П. Кузовлева «English-3» (Student’s Book, Reader, AB);
2. Пособие Э. Боума и Т. Клементьевой «Family and Pets: Pupil’s book and Workbook»;
3. Пособие Н.К. Малышевой «Секреты английских звуков»;
4. Компьютер/ноутбук;
5. Интерактивная доска.
6. Модем.
7. Карточки.
8. Паззл.
Тематическое планирование цикла занятий построено с учетом возрастных особенностей младших школьников.
4. Соотношение видов заданий.
Цикл заданий по английскому языку построен на основе постоянного варьирования. В каждом отдельном уроке мы пытались объединить различные типы заданий, необходимых не только для достижения цели цикла занятий, но и для достижения необходимого уровня сформированности лексического навыка школьников.
В данном цикле занятий по английскому языку используется наглядно-дидактический материал, что связано, прежде всего, с простотой его использования и с широкой вариативностью. Наглядные средства привлекают школьников своей яркостью и красочностью. Они могут использоваться как при изучении нового материала, так и при повторении пройденного.
Здесь используются также игровые задания, в связи с основной деятельностью младших школьников. Причем известно, что не все дети получают одинаковое удовольствие от всех типов игр, поэтому в опытной разработке виды игр чередуются, что помогает добиться максимального усвоения материала всей группой учащихся.
Лексический материал системы упражнений подобран таким образом, чтобы он сочетался с окружающей средой ребенка. Это можно назвать дополнительным фактором легкой запоминаемости лексики и сопутствующих речевых конструкций английского языка.




Выводы к главе 2

Согласно проведенному анализу УМК по английскому языку для младших классов, основными методическими принципами формирования лексических навыков являются: 1) сочетание различных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования); 2) наглядно-дидактический материал; 3) игровые технологии; 4) сказка; 5) проблемные задания.
Основными преимуществами УМК – основы опытной разработки явились оптимальное тематическое планирование, учитывающее потребности и интересы младших школьников; равное соотношение аудирования, чтения, говорения и письма; использование сказки как педагогического феномена; доминирование проблемного подхода к формированию лексического навыка. Среди недостатков УМК, устранение которых стало целью опытной разработки, выделены редкое и однотипное использование ИКТ (только в качестве текстов для аудирования), отсутствие групповой работы и редкое привлечение парной работы, недостаточное разнообразие наглядно-дидактических материалов, редкое использование игровых технологий.
В рамках опытной разработки системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексического навыка младших школьников наиболее значимыми являются следующие задания: 1) игровая технология «Генеалогические древо»; 2) ИКТ (видеоресурс); 3) игровая технология «Painter», 4) презентация «Power Point»; 5) фонетическая раскраска; 6) мультипликационный видеоролик; 7) игровая технология с наглядным материалом; 8) паззл; 9) русская сказка с субтитрами на английском языке; 10) песня.
Сравнение результатов начального и итогового контроля учащихся контрольной и экспериментальной групп показало большую динамику во второй группе: лексика экспериментальной разработки полностью изучена, ранее изученная лексика повторена, освоен счет до ста, повышен интерес и мотивация учащихся, соблюдаются правила занятий, а также поднялся общий уровень развития памяти.




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы являлся анализ методических условий формирования лексических навыков на начальном этапе обучению языку. Для достижения данной цели, в ходе выполнения исследования решен ряд задач.
Прежде всего, в работе изучены психологические особенности учащихся младшей школы, которые сильно влияют на методические принципы формирования лексического навыка. Среди основных возрастных особенностей младших школьников мы выделили сензитивность, т.е. психологическую готовность к школе и к изучению иностранного языка, ведущую игровую деятельность, открытость, наглядно-образное, творческое мышление, а также развитое воображение.
Рассмотрев общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе, мы выделили, что самый главный момент в современном системе образования – это развитие личности. Все многочисленные задачи преподавания английского языка сводятся к данному принципу.
Лексический навык – это процесс выбора нужной в данном контексте лексической единицы. Будучи компонентом лексической компетенции, лексические навык является первой ступенью для достижения общей коммуникативной компетенции, на которой основано все современное образование. Лексический навык складывается из речевых умений, которые развиваются на начальном этапе в три обязательных этапа и в сочетании всех видов и форм речевой деятельности.
Приведя основные методические принципы в формировании лексических навыков на основе рекомендованного министерством образования УМК по английскому языку, мы пришли к выводу, что в современных учебниках соблюдается только ограниченный набор методических принципов в формировании анализируемого навыка, в частности, сочетание различных видов речевой деятельности, использование наглядности, игр, сказок, однако в недостаточной пропорции, отсутствие ИКТ (за исключение аудиоресурсов), индивидуализация обучения.
Разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексического навыка младших школьников позволила устранить данные недостатки УМК путем добавления игровых технологий различных видов, видеоресурсов, мультипликации, раздаточного материала, песенного материала, приоритетного использования компьютера и других видов ИКТ.
В общем и целом разработанная система упражнений показала положительный результат.





















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Авраменко А.А. Развитие коммуникативной компетенции посредством использования потенциала детских сказок на уроках английского языка в начальной школе (целостное описание актуального педагогического опыта). Белгород, 2012. 31 с.
Алимова О.С. Театрально-музыкальная деятельность – средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. Екатеринбург, 2013. С. 6-14.
Английский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. С.I / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2012. 104 с.
Английский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М., Просвещение, 2012. 115 с.
Английский язык. Reader. 3 класс. М.: Просвещение, 2012. 87 с.
Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012). М.: Буки-Веди, 2012. С. 152-154.
Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезаурус, 2013. С. 25-34.
Давыдова Ю.Г. К вопросу о понятии "лексическая компетенция" на продвинутых уровнях владения иностранными языками // Альманах современной науки и образования. 2013. №5(72). С. 55-60.
Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. №25. С. 126-127.
Еремин Ю.В., Рубцова А.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 248 с.
Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. №1. С. 36-43.
Ивенин Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку // Среднее профессиональное образование. 2014. №7. С. 38-39.
Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. М.: Litres, 2015. 276 с.
Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. Березники, 2010. 15 с.
Колесников Л.И. Проблемные задания как средство понимания текста и развития обучающихся // Реализация методов проблемного обучения в условиях модернизации российского образования: вопросы теории и практики: материалы VI Западно-Сибирской Всероссийской научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий» (Нижневартовск, 10 ноября 2010 года) / Отв.ред. Е.В. Ковалевская. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. С. 13-15.
Короткова И.П. Роль фольклора в многоуровневой системе обучения английскому языку младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №5. Т. 109. С. 217-220.
Ладик Н.А. К вопросу о разработке современного учебного пособия по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей ФМО // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: Электронный сборник. Вып.1. Минск, 2011. С. 24-25.
Малышева Н.К. Секреты английских звуков. М.: Дрофа, 2006. 64 с.
Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2010. 73 с.
Мухамедьянова А.Х. Ролевые игры на уроке иностранного языка // Вестник КАСУ. 2007. №2. С. 128-133.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград: Учитель, 2008. 91 с.
Одинцова И.В. Роль темы в учебнике по развитию речи // Вестн. РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. №1. С. 106-112.
Орехова Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) // Крымский научный вестник. 2015. №4. С. 290-300.

Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 156 с.
Раицкая Л.К. Использование интернета в обучении английскому языку в высшей школе // Филологические науки в МГИМО: сборник науч. трудов. - №18(33). – М.: МГИМО-Университета, 2004. – с. 112-116.
Ремнева И.Ю. Использование виртуального ученого пространства MOODLE в обучении английскому языку // Современный учитель английского языка: сборник статей. – СПб., 2012. – с. 30-33.
Родина Н.М., Протасова Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр. яз.». – М.: Владос, 2010. – 201 с.
Ромашко З.М. К вопросу о важности письменной речи в обучении иностранному языку // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ (Электронный сборник). Вып.2. Минск, 2012. С. 40-42.
Сахарова Л.Г., Агалакова Т.Б. Особенности формирования коммуникативной культуры у студентов медицинского вуза // Вятский медицинский вестник. 2011. №1. С. 55-60
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2014. 239 с.
Терехина Л.А. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Английская сказка». Усолье, 2013. 10 с.
Ткачева Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Наука, техника и образование. 2014. №2(2). С. 88-91.
Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
Шайметова Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку / ФЭН-Наука. 2011. №3. С. 37-38.
Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. СПб.: Златоуст, 2015. 336 с.
Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 784 с.
Янечко Р.В. Театрально-музыкальная деятельность – средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. – Екатеринбург, 2013. – с. 107-117.
Яшина Е.В. Возрастные детерминанты обучения иностранной лексике // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. №2. С. 146-148.
Bouma E., Klementieva T. Family and Pets: Pupil’s book and Workbook. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 51 с.
Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition. – Longman ELT, 2001. – 386 c.
Llach M.P.A. Lexical Errors and Accuracy in Foreign Language Writing. Multilingual Matters, 2011. 247 р.
Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. 3d ed. MacMillan, 2011. 416 р.


Электронные источники и Интернет-ресурсы

Английский Язык для Детей - Обучающее Видео / Приветствие, Вопросы. / https://www.youtube.com/watch?v=zfayySQppdk
Малышева Г.Д. Развитие навыков аудирования на уроках английского языка в старших классах. Изд-во Macmillan, 2014. / http://www.macmillan.ru/upload/Forteacher/Metodika/Recenzii_i_otzyvy/article-Malysheva.pdf
Островская М. Театрализация как один из активных приемов формирования навыков свободного языкового самовыражения // Иностранный языки: Интернет-издание для учителя, 2014. / http://iyazyki.ru/2014/08/formation-lingvoexpression/
Попова Т. Инсценировка сказок для повышения мотивации изучения немецкого языка // Иностранные языки: Интернет-издание для учителя, 2014. / http://iyazyki.ru/2014/08/russiantales-motivation/
Райнициани-Костров Дж. Ролевые игры, школьный театр на уроках английского языка «Time to act is time to learn» // Иностранный языки: Интернет-издание для учителя. 2014. / http://iyazyki.ru/2014/08/timetoact-timetolearn/
Чаусенко Л.А. Возрастные особенности младших школьников. 2015. / http://pedportal.net/nachalnye-klassy/psihologiya/vozrastnye-osobennosti-mladshih-shkolnikov-532982
English Lesson - Daily Routine - Sometimes, Never, Always, Often. / http://portall.zp.ua/video/english-lesson-daily-routine-sometimes-never-always-often/id-oBmp-iS3wBD.html
The Three Fat Men 1963 Три толстяка English subtitles Russian animation // Youtube. / https://www.youtube.com/watch?v=wBCBSCZCsvE
We Can Count to 100 / Песенка считалка на английском до 100 // Mail.ru. / https://my.mail.ru/mail/roz_kat/video/845/851.html
Young learners seem to be getting younger and younger!









65


65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авраменко А.А. Развитие коммуникативной компетенции посредством использования потенциала детских сказок на уроках английского языка в начальной школе (целостное описание актуального педагогического опыта). Белгород, 2012. 31 с.
2. Алимова О.С. Театрально-музыкальная деятельность – средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. Екатеринбург, 2013. С. 6-14.
3. Английский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. С.I / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2012. 104 с.
4. Английский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М., Просвещение, 2012. 115 с.
5. Английский язык. Reader. 3 класс. М.: Просвещение, 2012. 87 с.
6. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012). М.: Буки-Веди, 2012. С. 152-154.
7. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезаурус, 2013. С. 25-34.
8. Давыдова Ю.Г. К вопросу о понятии "лексическая компетенция" на продвинутых уровнях владения иностранными языками // Альманах современной науки и образования. 2013. №5(72). С. 55-60.
9. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. №25. С. 126-127.
10. Еремин Ю.В., Рубцова А.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 248 с.
11. Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. №1. С. 36-43.
12. Ивенин Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку // Среднее профессиональное образование. 2014. №7. С. 38-39.
13. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. М.: Litres, 2015. 276 с.
14. Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. Березники, 2010. 15 с.
15. Колесников Л.И. Проблемные задания как средство понимания текста и развития обучающихся // Реализация методов проблемного обучения в условиях модернизации российского образования: вопросы теории и практики: материалы VI Западно-Сибирской Всероссийской научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий» (Нижневартовск, 10 ноября 2010 года) / Отв.ред. Е.В. Ковалевская. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. С. 13-15.
16. Короткова И.П. Роль фольклора в многоуровневой системе обучения английскому языку младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №5. Т. 109. С. 217-220.
17. Ладик Н.А. К вопросу о разработке современного учебного пособия по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей ФМО // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: Электронный сборник. Вып.1. Минск, 2011. С. 24-25.
18. Малышева Н.К. Секреты английских звуков. М.: Дрофа, 2006. 64 с.
19. Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2010. 73 с.
20. Мухамедьянова А.Х. Ролевые игры на уроке иностранного языка // Вестник КАСУ. 2007. №2. С. 128-133.
21. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград: Учитель, 2008. 91 с.
22. Одинцова И.В. Роль темы в учебнике по развитию речи // Вестн. РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. №1. С. 106-112.
23. Орехова Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) // Крымский научный вестник. 2015. №4. С. 290-300.

24. Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 156 с.
25. Раицкая Л.К. Использование интернета в обучении английскому языку в высшей школе // Филологические науки в МГИМО: сборник науч. трудов. - №18(33). – М.: МГИМО-Университета, 2004. – с. 112-116.
26. Ремнева И.Ю. Использование виртуального ученого пространства MOODLE в обучении английскому языку // Современный учитель английского языка: сборник статей. – СПб., 2012. – с. 30-33.
27. Родина Н.М., Протасова Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр. яз.». – М.: Владос, 2010. – 201 с.
28. Ромашко З.М. К вопросу о важности письменной речи в обучении иностранному языку // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ (Электронный сборник). Вып.2. Минск, 2012. С. 40-42.
29. Сахарова Л.Г., Агалакова Т.Б. Особенности формирования коммуникативной культуры у студентов медицинского вуза // Вятский медицинский вестник. 2011. №1. С. 55-60
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2014. 239 с.
31. Терехина Л.А. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Английская сказка». Усолье, 2013. 10 с.
32. Ткачева Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Наука, техника и образование. 2014. №2(2). С. 88-91.
33. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
34. Шайметова Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку / ФЭН-Наука. 2011. №3. С. 37-38.
35. Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. СПб.: Златоуст, 2015. 336 с.
36. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 784 с.
37. Янечко Р.В. Театрально-музыкальная деятельность – средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. – Екатеринбург, 2013. – с. 107-117.
38. Яшина Е.В. Возрастные детерминанты обучения иностранной лексике // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. №2. С. 146-148.
39. Bouma E., Klementieva T. Family and Pets: Pupil’s book and Workbook. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 51 с.
40. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition. – Longman ELT, 2001. – 386 c.
41. Llach M.P.A. Lexical Errors and Accuracy in Foreign Language Writing. Multilingual Matters, 2011. 247 р.
42. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. 3d ed. MacMillan, 2011. 416 р.


Электронные источники и Интернет-ресурсы

43. Английский Язык для Детей - Обучающее Видео / Приветствие, Вопросы. / https://www.youtube.com/watch?v=zfayySQppdk
44. Малышева Г.Д. Развитие навыков аудирования на уроках английского языка в старших классах. Изд-во Macmillan, 2014. / http://www.macmillan.ru/upload/Forteacher/Metodika/Recenzii_i_otzyvy/article-Malysheva.pdf
45. Островская М. Театрализация как один из активных приемов формирования навыков свободного языкового самовыражения // Иностранный языки: Интернет-издание для учителя, 2014. / http://iyazyki.ru/2014/08/formation-lingvoexpression/
46. Попова Т. Инсценировка сказок для повышения мотивации изучения немецкого языка // Иностранные языки: Интернет-издание для учителя, 2014. / http://iyazyki.ru/2014/08/russiantales-motivation/
47. Райнициани-Костров Дж. Ролевые игры, школьный театр на уроках английского языка «Time to act is time to learn» // Иностранный языки: Интернет-издание для учителя. 2014. / http://iyazyki.ru/2014/08/timetoact-timetolearn/
48. Чаусенко Л.А. Возрастные особенности младших школьников. 2015. / http://pedportal.net/nachalnye-klassy/psihologiya/vozrastnye-osobennosti-mladshih-shkolnikov-532982
49. English Lesson - Daily Routine - Sometimes, Never, Always, Often. / http://portall.zp.ua/video/english-lesson-daily-routine-sometimes-never-always-often/id-oBmp-iS3wBD.html
50. The Three Fat Men 1963 Три толстяка English subtitles Russian animation // Youtube. / https://www.youtube.com/watch?v=wBCBSCZCsvE
51. We Can Count to 100 / Песенка считалка на английском до 100 // Mail.ru. / https://my.mail.ru/mail/roz_kat/video/845/851.html

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Институт филологии и межкультурной коммуникации

Отделение русской и зарубежной филологии (наименование Л. Н. Толстого)

Курсы

Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения

выполнил: студентка 4 курса

Группа 101012 И

Залевская Ирина

Проверил: доктор педагогических наук,

профессор Фахрутдинова Резида Ахатовна

Казань 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты

1.1 Анализ исследований проблемы формирования лексических навыков

1.2 Особенности общего развития лексических навыков учащихся старшего школьного возраста

1.3 Содержание, формы, методы

Выводы по главе 1

Глава 2.Эксперименты исследования лексических навыков на старшем этапе

2.1 Содержание УМК

2.2 Начальный этап эксперимента, совершенствование лексических навыков

2.3 Контроль этап эксперимента и его результаты,

Выводы по главе 2

Вывод

Список литературы

Приложения

Вделают

Тема моей диссертационной работы - формирование лексических навыков на старшем этапе обучения.

Есть замечательная цитата из Евангелия от Иоанна, так как у нас в христианской мифологии: "В начале было слово...", Он четко указывает на значение и роль лексики, как и в самой жизни человека, так и в языке как системе знаков. С помощью слов мы называем окружающие предметы, конкретизируем понятия, передаем наши мысли. Они помогают нам, чтобы отразить реальную и воображаемую реальность. Язык, таким образом, это основной строительный материал нашей речи, ее значительную часть. Владение лексики является необходимым условием для развития навыков речи. Не зря говорят: "Хромое слово - хромая речь". Учим слова не только и не столько для того, чтобы знать, а для того, чтобы их использовать, осуществлять общение. Поэтому обучение лексической стороне речи - не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Будь то устного (говорение, аудирование, чтение) или письменной (письмо), в основе каждого слова. Можно сказать, что язык является более важным, фонетики и грамматики. Многие авторы, касающиеся вопросов обучения лексике, отмечают специфические трудности лексического материала. Само по себе слово-очень сложное и многообразное явление. Каждое слово имеет определенный объем значений, форму и употребление. В виде слов понятно, фонетическая и орфографическая сторона слова, его структура и грамматические формы. Произношение и написание слов иностранного языка новы для учащихся и, таким образом, вызывает значительные трудности. Трудности у учащихся вызывают также количество значений слов, по сравнению с родным языком, многозначность слов, характер совместимости некоторые слова друг с другом, употребление слов, связанных с объемом значений и определяется конкретной ситуацией выражения.