Правовое регулирование транспортного налога
Заказать уникальную дипломную работу- 43 43 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 21.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика транспортного налога 5
1.1. Общая характеристика региональных налогов и сборов 5
1.2.Исторический аспект возникновения транспортного налога 10
1.3.Роль транспортного налога в бюджетной системе РФ 12
Глава 2. Юридическая характеристика транспортного налога 17
2.1. Плательщики транспортного налога и объект налогообложения 17
2.2. Налоговая база 19
2.3. Налоговые ставки 20
2.4. Налоговый период, порядок исчисления налога и авансовых платежей 23
2.5. Сроки, порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей 26
Глава 3. Ответственность за нарушения законодательства о транспортном налоге 28
3.1. Нарушения по уплате транспортного налога и ответственность за их совершение 28
3.2. Споры, возникающие по транспортному налогу и защита прав налогоплательщиков 31
3.3. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и уплатой в бюджет транспортного налога 35
Заключение 38
Список использованной литературы 41
В другом случае, арбитражным судом решение налогового органа о взыскании задолженности по транспортному налогу посредством имущества налогоплательщика было признано недействительным. Суд исходил из того, что требование по уплате данного налога было выставлено гражданину М., при этом налоговым органом не было предоставлено доказательств о выставлении требования к данному гражданину как к индивидуальному предпринимателю.Впоследствии суды апелляционной и кассационной инстанции признали данный вывод суда необоснованным. Суды ссылались на тот факт, что указание в требовании об уплате налога статуса налогоплательщика как физического лица не влечет нарушения прав предпринимателя как плательщика транспортного налога, так как при таком варианте задолженность исчислена в размере, установленном для налогоплательщиков, к которым относится заявитель как индивидуальный предприниматель.Определением ВАС РФ от 27.10.2008 N 13767/08 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора.Еще одним аспектом, который необходимо рассмотреть, является вопрос о том, следует ли незарегистрированное транспортное средство считать объектом налогообложения.Обращаясь к мнению Конституционного Суда РФ, следует однозначный ответ – нет, ввиду того, что налоговая база «определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; в отношении транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах. В данном случае налоговые ставки по транспортному налогу каждый субъект РФ устанавливает самостоятельно, принимая во внимание категорию транспортного средства и его мощность двигателя». Ввиду того, что транспортное средство, не зарегистрированное в установленном законом порядке, не может быть допущено к участию в дорожном движении, то и никакого воздействия на дороги оно не оказывает. Таким образом, отсутствуют экономические основания по взиманию транспортного налога.Изучая мнение Министерства финансов РФ, мы видим, что оно пришло к такому же выводу:«обязанность по уплате транспортного налога у организации прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрации. При этом у обособленного подразделения организации (филиала) обязанность по уплате транспортного налога возникает начиная с месяца, в котором эти транспортные средства были зарегистрированы». Однако, в судебной практике по данному вопросу имеются разногласия.В поддержку предыдущих мнений выступает ФАС Центрального округа. В своем постановлении по делу № А68-АП-279/12-05 ФАС акцентирует внимание на сущности транспортного налога. Отмечается, что осуществлять эксплуатацию транспортных средств по назначению возможно только после процедуры государственной регистрации. При этом статус налогоплательщика у лица возникает при появлении у него объекта налогообложения. Таким образом, плательщиком данного налога юридическое или физическое лицо может быть «только в том случае, если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке»». Противоположное мнение выражает ФАС Московского округа, который на основании норм НК РФ и мнений Конституционного Суда выработал собственную позицию по данному вопросу. Суд отмечает, что нельзя ставить обязанность по уплате налога в зависимость от желания или нежелания лица произвести регистрацию находящихся в его собственности объектов налогообложения. Лицом, приобретающим транспортное средство, обязательно должна быть совершена процедура государственной регистрации. В случае если лицо не осуществит государственную регистрацию транспортного налога, то у него возникает необоснованная налоговая выгода, выражающаяся в неуплате транспортного налога.Таким образом, по нашему мнению, налоговое законодательство содержит явный пробел. Судебные инстанции пытаются преодолеть данную правовую коллизию, однако в своих попытках они приходят, к сожалению, к двум противоположным выводам. 3.3. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и уплатой в бюджет транспортного налогаОрганы, регистрирующие транспортные средства, не участвуют в контроле за полнотой уплаты в бюджет транспортного налога, а оповещают налоговые органы о зарегистрированных ими транспортных средствах. Ответственность уплачивать транспортный налог возлагается на всех налогоплательщиков, на которых зарегистрированы наземные, водные и воздушные транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно со ст. 358 НК РФ.Главная форма осуществления налогового контроля со стороны налоговых органов - это налоговые проверки налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов).Проверка налогоплательщика, плательщика сборов или же налогового агента предполагает ревизию всех документов, которые нужны для исчисления и уплаты налогов, обследование с соблюдением установленных правил всех помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (доходов) или же с содержанием других объектов обложения налогами и прочими платежами в бюджет и государственные внебюджетные фонды.Согласно со ст.31 НК РФ одним из полномочий налоговых органов считается проведение налоговых проверок в порядке, установленном ст.ст.87 - 89 НК РФ. Сообразно ст.87 НК РФ присутствуют 2 вида налоговых проверок - камеральные и выездные. Целью проведения и камеральной и выездной налоговых проверок считается контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов либо налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Порядок проведения камеральной проверки раскрывается в ст.88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка ведется по месту нахождения налогового органа на базе налоговых деклараций и прочих документов налогоплательщика, служащих причиной для исчисления и уплаты налогов и сборов, также других сведений о деятельности налогоплательщика, наличествующих у налогового органа.В рамках ст.82 и на основании ст.87 НК РФ налоговые органы, исполняя налоговый контроль, вправе проводить выездные проверки. При всем при этом понятие "выездная налоговая проверка", введенное Налоговым кодексом РФ, по сути подходит понятию "документальная проверка", которое использовалось в Законе РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ".Выездные налоговые проверки ведутся по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа либо его заместителя.Заметим, что срок проведения проверки включает время практического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика.В соответствии со ст.91 НК РФ доступ должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется только при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов влечет за собой применение мер ответственности, предусмотренных ст.124 НК РФ.По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной работе, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение.В соответствии со ст.70 НК РФ в 10-дневный срок с даты вынесения решения налогоплательщику направляется требование об уплате налога и пени.ЗаключениеВ Российской Федерации физические и юридические лица облагаются различными видами налогов и государственных сборов, одним из которых является транспортный налог (ТН). Данный вид государственного сбора устанавливают Налоговый кодекс РФ и постановления региональных субъектов власти РФ. ТН является региональным платежом, а значит, подлежит уплате в бюджет региона. Каждый региональный субъект власти страны вправе устанавливать собственную ставку для физических лиц и организаций, порядок и срок уплаты транспортного налога юридическими лицами, но в пределах разрешенных федеральным законодательством. Также регионы вправе предусматривать льготы по данному виду сбора. Налогоплательщиками налога на транспорт, в соответствии со статьей 357 НК РФ, признаются субъекты, на которых зарегистрировано транспортное средство, являющееся объектом налогообложения по данному виду государственного сбора. Не являются налогоплательщиками: организаторы 22-х Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи, маркетинговые партнеры олимпийского Международного комитета в отношении того транспорта, который использовался только для организации данных спортивных соревнований и для развития города как горноклиматического курорта; ФИФА и ее дочерние организации, которые указаны в ФЗ "О подготовке и проведении в РФ мирового чемпионата по футболу ФИФА-2018, Кубка конфедераций ФИФА-2017 и внесении изменений в отдельные законы РФ"; национальные футбольные ассоциации, конфедерации, "Россия-2018" - Организационный комитет и его дочерние структуры, медиаинформаторы ФИФА, поставщики товаров и услуг ФИФА, которые указаны в ФЗ "О подготовке и проведении в РФ мирового чемпионата по футболу ФИФА-2018, Кубка конфедераций ФИФА-2017 и внесении изменений в отдельные законы РФ" в отношении того транспорта, который использовался исключительно в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанным законом. Исходя из законодательства РФ, можно сделать вывод, что существуют общие характеристики транспортного налога для физических и юридических лиц, а также отдельные особенности по уплате данного сбора для организаций. При этом НК РФ обозначает юридические лица как организации, а ИП, согласно данному кодексу, транспортный налог на автомобиль должны платить так же, как и физлица. Так, объект налогообложения, налоговые ставки и база являются общими для всех налогоплательщиков. А вот отчетные периоды, льготы, порядок расчета и уплаты, как правило, неидентичны для физлиц и организаций.В соответствии с Налоговым Кодексом РФ появление объекта налогообложения у лица связывается с государственной регистрацией транспортного средства, принадлежащего ему на праве собственности.В связи с этим, у лица появляется возможность незаконно уходить от уплаты налога. Мы разделяем мнение судов, согласно с которым фактическое уклонение лица от проведения своевременной регистрации принадлежащего ему транспортного средства является нарушением. В свою очередь, не может являться основанием освобождения лица от налогообложения нарушение данным лицом соответствующих норм.По нашему мнению, транспортный налог должен быть целевым.Фискальные платежи по данному налогу должны зачисляться на специальный счет, с которого будет осуществляться финансирование, направленное на улучшение дорожного покрытия, повышения безопасности дорожного движения и т.п.Ввиду этого, мы предлагаем разделить наземные транспортные средства на две группы: в первую следует отнести транспортные средства, используемые в целях движения по дорогам общего пользования. Ко второй группе будут относиться транспортные средства, используемые исключительно на территории собственника.Уплата транспортного налога будет осуществляться вне зависимости от факта государственной регистрации транспортных средств.В качестве объекта налогообложения должен выступать юридический факт права собственности на каждое транспортное средство. Ставки же транспортного налога будут зависеть от группы, к которой относится транспортное средство. За счет транспортного налога от транспортных средств, используемых в целях движения по дорогам общего пользования, будут решаться экологические и дорожные проблемы. Налоговые ставки для данной группы будут повышенными.В то же время, использование транспортных средств только на территории собственника не снимает потребности проведения работ, которые направлены на охрану окружающей среды. Однако, налоговые ставки для данной категории должны быть существенно меньше.Таким образом, мы считаем необходимым внести изменения в статьи НК РФ, регулирующие взимание транспортного налога, а именно: статью 357 НК РФ «Налогоплательщики» изложить в следующей редакции: «Налогоплательщиками налога признаются лица, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации, собственниками транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации». Список использованной литературыБюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // КонсультантПлюсНалоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // КонсультантПлюсФедеральный закон от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ» // КонсультантПлюсУказ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней» // КонсультантПлюсПисьмо Министерства финансов РФ от 24 марта 2010 г. № 0305-05-04/06// СПС «КонсультантПлюс»Агузарова Ф. С. Что даст введение нового налога в России? // Финансы и кредит. 2013. № 18. С. 61—65Бачило Т. Г., Трубицина Н. В. Еще раз о транспортном налоге // Известия МГТУ . 2014. №2 (20) С.44-48.Берестовой А.А. Критерии законности транспортного налога // Бизнес в законе . 2012. №2 С.47-50.Блохин А.Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Рос.предпринимательство. – 2011 - № 9, вып 1, – С. 35-40Брызгалин А.В. Региональные налоги и законодательство субъектов РФ о налогах / А.В. Брызгалин; под общ.ред. А.В. Брызгалина. - Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2012Гринкевич Л. С. Анализ результативности собираемости налогов в Российской Федерации / Л. С. Гринкевич, И. Ю. Жалонкина / / Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 4 (16). — С. 118-123. К вопросу о транспортном налоге // Экономика и учет труда. – 2012, - № 3 - С. 29-33Киреенко А. П. Экологический вычет по налогу на доходы физических лиц как механизм компенсации ущерба здоровью населения / А. П. Киреенко, О. В. Батурина // Известия Иркутской государственной экономической академии — 2013. — № 2. Кузнецова З. П. Проблемы реформирования транспортного налога в Российской Федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии . 2012. №1 (11) С.135-142.Майбуров И. А. Налоги и налогообложение : учеб. / И. А. Майбуров. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 559 с. Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 64-68Семенихин В. В. Транспортный налог // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях . 2011. №6 С.30-37.Таучелова М. И. Необходимость реформирования транспортного налога // Известия Горского государственного аграрного университета. 2014. Т. 51. № 1. С. 134—138.Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового Кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу N А56-4989/2010 // КонсультантПлюсПостановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2008 N Ф04-4108(2008/7655-А27-15 // КонсультантПлюсПостановление ФАС Московского округа от 19 сентября 2008 г. « КА-А40/8418-08 по делу № А40-49292/07-151-322 // СПС «КонсультантПлюс»Постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2006 г. по делу № КА-А41/4543-06// СПС «КонсультантПлюс»Постановление ФАС Центрального округа от 3 апреля 2006 г. по делу № А68-АП-279/12-05// СПС «КонсультантПлюс»Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 19.09.2007 по делу N А69-1274/07-9 // КонсультантПлюс
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // КонсультантПлюс
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // КонсультантПлюс
3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ» // КонсультантПлюс
4. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней» // КонсультантПлюс
5. Письмо Министерства финансов РФ от 24 марта 2010 г. № 0305-05-04/06// СПС «КонсультантПлюс»
6. Агузарова Ф. С. Что даст введение нового налога в России? // Финансы и кредит. 2013. № 18. С. 61—65
7. Бачило Т. Г., Трубицина Н. В. Еще раз о транспортном налоге // Известия МГТУ . 2014. №2 (20) С.44-48.
8. Берестовой А.А. Критерии законности транспортного налога // Бизнес в законе . 2012. №2 С.47-50.
9. Блохин А.Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Рос. предпринимательство. – 2011 - № 9, вып 1, – С. 35-40
10. Брызгалин А.В. Региональные налоги и законодательство субъектов РФ о налогах / А.В. Брызгалин; под общ. ред. А.В. Брызгалина. - Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2012
11. Гринкевич Л. С. Анализ результативности собираемости налогов в Российской Федерации / Л. С. Гринкевич, И. Ю. Жалонкина / / Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 4 (16). — С. 118-123.
12. К вопросу о транспортном налоге // Экономика и учет труда. – 2012, - № 3 - С. 29-33
13. Киреенко А. П. Экологический вычет по налогу на доходы физических лиц как механизм компенсации ущерба здоровью населения / А. П. Киреенко, О. В. Батурина // Известия Иркутской государственной экономической академии — 2013. — № 2.
14. Кузнецова З. П. Проблемы реформирования транспортного налога в Российской Федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии . 2012. №1 (11) С.135-142.
15. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение : учеб. / И. А. Майбуров. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 559 с.
16. Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 64-68
17. Семенихин В. В. Транспортный налог // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях . 2011. №6 С.30-37.
18. Таучелова М. И. Необходимость реформирования транспортного налога // Известия Горского государственного аграрного университета. 2014. Т. 51. № 1. С. 134—138.
19. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового Кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.
20. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу N А56-4989/2010 // КонсультантПлюс
21. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2008 N Ф04-4108(2008/7655-А27-15 // КонсультантПлюс
22. Постановление ФАС Московского округа от 19 сентября 2008 г. « КА-А40/8418-08 по делу № А40-49292/07-151-322 // СПС «КонсультантПлюс»
23. Постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2006 г. по делу № КА-А41/4543-06// СПС «КонсультантПлюс»
24. Постановление ФАС Центрального округа от 3 апреля 2006 г. по делу № А68-АП-279/12-05// СПС «КонсультантПлюс»
25. Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 19.09.2007 по делу N А69-1274/07-9 // КонсультантПлюс
Вопрос-ответ:
Что такое транспортный налог?
Транспортный налог - это налог, который начисляется собственникам транспортных средств на территории Российской Федерации.
Какие налоги и сборы являются региональными?
Региональными налогами и сборами являются транспортный налог, налог на имущество физических лиц, налог на землю, плата за пользование объектами животного мира.
Какова роль транспортного налога в бюджетной системе РФ?
Транспортный налог является одним из источников дохода бюджетов всех уровней в Российской Федерации. Он направляется на финансирование дорожного хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры и поддержание автотранспортной отрасли.
Кто является плательщиками транспортного налога и каков объект налогообложения?
Плательщиками транспортного налога являются собственники транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Объектом налогообложения являются транспортные средства, включая автомобили, мотоциклы и другие виды транспорта.
Какие налоговые ставки применяются при исчислении транспортного налога?
Налоговые ставки при исчислении транспортного налога определяются органами местного самоуправления и могут отличаться в разных регионах Российской Федерации. Они зависят от различных факторов, таких как тип транспортного средства, его мощность, возраст и прочие параметры.
Какие плательщики и объекты налогообложения существуют в отношении транспортного налога?
Плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, которые владеют транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации. Объектами налогообложения являются сами транспортные средства.
Какие исторические аспекты привели к возникновению транспортного налога?
Транспортный налог как таковой возник в России в 1992 году, после развала Советского Союза и перехода страны к рыночной экономике. Возникновение этого налога связано с необходимостью формирования доходов бюджета на уровне регионов, а также регулирования транспортной отрасли и стимулирования эффективного использования транспортных средств.
Какова роль транспортного налога в бюджетной системе РФ?
Транспортный налог является важным источником доходов бюджета на уровне регионов. Эти средства направляются на финансирование различных программ и проектов в транспортной отрасли, а также на обеспечение функционирования муниципальных образований. Таким образом, транспортный налог играет важную роль в обеспечении финансовой устойчивости и развития регионов России.