Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия ребенка в неполной семье

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 83 83 страницы
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 25.05.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических условий эмоционального благополучия ребенка в неполной семье 6
1.1. Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте 6
1.2. Неполная семья как психологическая проблема 20
1.3. Сложности, возникающие у дошкольников из неполных семей 26
Глава 2 Исследование психолого-педагогических условий эмоционального благополучия ребенка в неполной семье 37
2.1. Цель, задачи и методики исследования 37
2.2. Сравнительная характеристика эмоционального благополучия ребенка в полной и неполной семье 43
2.3. Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий эмоционального благополучия ребенка в неполной семье 67
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение 83

Фрагмент для ознакомления

»Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Картинки к тесту для мальчиков: Приложение 4Вопросы к методике «Социальные эмоции»Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?2. Можно ли обижать животных? Почему?3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций.1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?2. Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»,- ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс 1999. – 240с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе: методический материал. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
3. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 213с.
4. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1998. – 23с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
6. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика – М.: Академический Проект, 2015. – 240с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2011. – 352с.
8. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. – М.: Когито-Центр, 2011. – 184с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. – 220с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352с.
11. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 336с.
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 320с.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – СПб.: Речь, 2008. – 214с.
14. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для ВУЗов – М.: Владос, 2000. – 304с.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2011. – 752 с
16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2003. – 544с.
17. Карпенко А.Л. Неполная семья как один из факторов, влияющих на формирование половой идентичности современных детей подросткового и младшего юношеского возраста // Социосфера – 2012 – №4 – С.21-24
18. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
19. Кучерова Е.В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья. // Вестник Брестского университета – 2008 – №03 – 176с.
20. Левашкина А.О. Идентификация детей разного пола с родителями в полных и неполных семьях: дисс. канд. псих. наук. – Ярославль, 2013. – 236с.
21. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М.: Владос, 2008. — 237 с.
22. Лисина В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие: дисс. канд. педагог. наук. – М., 1994. – 162с.
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 2007. – 216с.
24. Личко А.Е. Негармоничная семья как психогенный фактор. Виды неправильного воспитания // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2012. – 400с.
25. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2015. – 76 с.
26. Малафеева Е.Н., Никитина А.А. Динамика развития половой идентификации у детей дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2012. – 656с.
28. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 608с.
29. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. – М.: Владос, 2012. – 159с.
30. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Юрайт. 2016. – 432с.
31. Перхун А.Д. Психологические особенности детей из неполных семей // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2014 года – С. 19-32
32. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М. Новая школа, 1993. – 221с.
33. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб: Питер, 2009. – 192c.
34. Психология семьи: научное издание / В.Н. Дружинин. – М.: КСП. – СПб. : Питер, 2000. – 318с.
35. Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2009. – 584с.
36. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации. / под ред. А. Можейко. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
37. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Апрель Пресс, 2011. – 432с.
38. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2. – 36-41с.
39. Сайфугалиева А.И. Казарян М.Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях // Психологические проблемы современной российской семьи. – М., 2005. – 360с.
40. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2015. – 384с.
41. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопр. психол. – 1999. – №6. – C.18-28.
42. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 19
43. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия. // Социологические исследования. – 1998. – № 2.
44. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2012. – 694с.
45. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практический психолог. – М.: Просвещение, 2011. – 114с.
46. Флэйк-Хобкон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998. – 511с.
47. Фрайфельд И.В. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности: дисс. канд. педагог. наук. – Екатеринбург, 2013. – 225с.
48. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи.— М., Владос, 2013. – 272с.
49. Шаграева О.А., Кошелева А.Д., Лобза О.В. Ребенок в семье: Учебное пособие. – М.: МГПУ, 2007. – 386с.
50. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 214с.
51. Щербакова Н. Е. Экспериментальное исследование материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях // Молодой ученый. – 2013. – №2. – С. 317-321.
52. Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей. // Психология личности: теория и эксперимент. – М., 1982. – С. 108-114
53. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 651с.
54. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 384с.
55. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2013. – 176 с.

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические условия способствуют эмоциональному благополучию ребенка в неполной семье?

Одно из таких условий - установление доверительных и близких отношений между родителями и ребенком. Это помогает развитию эмоциональной связи и чувства безопасности у ребенка. Также важна поддержка педагогов и специалистов, которые могут помочь ребенку в процессе адаптации к ситуации неполной семьи.

Какие сложности могут возникать у дошкольников из неполных семей?

У детей, живущих в неполных семьях, могут возникать различные сложности. Одна из них - эмоциональная неуравновешенность, вызванная нестабильностью семейной ситуации. Также дети могут испытывать чувство потери или отчуждения от отсутствующего родителя. Влияние этих факторов может отразиться на их эмоциональном благополучии.

Какие трудности сопровождают неполные семьи?

Неполные семьи могут столкнуться с рядом трудностей. Это может быть экономическая нестабильность, отсутствие поддержки от второго родителя или нехватка времени и внимания к ребенку. Все эти факторы могут повлиять на эмоциональное благополучие ребенка и требуют особых психолого-педагогических условий.

Какая роль у доверительных отношений между родителями и ребенком в неполной семье?

Доверительные отношения между родителями и ребенком играют важную роль в эмоциональном благополучии ребенка в неполной семье. Они способствуют формированию эмоциональной связи между ними, что в свою очередь способствует чувству безопасности и уверенности у ребенка. Такие отношения помогают ребенку справляться с возникающими сложностями и эмоциональным напряжением.

Какие факторы влияют на эмоциональное благополучие ребенка в неполной семье?

Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка в неполной семье могут быть различными. Одним из них является отношение между родителями и ребенком. В неполной семье может отсутствовать один из родителей, что может оказывать негативное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Также, важным фактором является качество взаимодействия родителей с ребенком, их поддержка и внимание к его эмоциональным потребностям.

Какое значение имеет развитие ребенка в дошкольном возрасте для его эмоционального благополучия в неполной семье?

Развитие ребенка в дошкольном возрасте играет важную роль для его эмоционального благополучия в неполной семье. В этом возрасте формируются основы психологического благополучия, и если у ребенка возникают трудности или проблемы, то это может оказывать негативное влияние на его эмоциональное состояние. Поэтому важно создавать подходящие психолого-педагогические условия для развития ребенка и помощи ему в преодолении сложностей.

Какие сложности могут возникать у дошкольников из неполных семей?

У дошкольников из неполных семей могут возникать различные сложности. Например, у них может наблюдаться повышенная тревожность или недостаток эмоциональной поддержки. Также, дети из неполных семей могут испытывать чувство неполноценности или отсутствия опоры. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и сложности могут проявляться по-разному.

Как взаимодействие родителей и ребенка влияет на эмоциональное благополучие в неполной семье?

Взаимодействие родителей и ребенка играет важную роль в эмоциональном благополучии в неполной семье. Если родители проявляют внимание, заботу и эмоциональную поддержку к ребенку, то это способствует его эмоциональному развитию и благополучию. Однако, если родители не уделяют достаточно внимания или создают атмосферу конфликта, это может негативно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка.

Какие психолого-педагогические условия способствуют эмоциональному благополучию ребенка в неполной семье?

Одним из основных условий является создание положительной и поддерживающей атмосферы в семье, где ребенок чувствует себя защищенным и любимым. Также важно обеспечить адекватную психологическую поддержку, обращать внимание на эмоциональные потребности ребенка и развивать его эмоциональную компетентность.

Как неполная семья может влиять на эмоциональное состояние дошкольников?

Неполная семья может стать источником стрессов и психологических травм для дошкольников. Они могут испытывать чувство потери, одиночества и неполноценности, а также столкнуться с изменениями в распределении внимания и ресурсов со стороны родителей. Все это может сказаться на их эмоциональном благополучии и поведении.