Государственная Конфессиональная политика в Российской Федераций, система тенденций и механизмы реализаций в регионе : на примере Санкт-Петербурга
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 58 + 58 источников
- Добавлена 26.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Методологические основы межконфессиональной политики РФ 7
1.1 Теоретические подходы к анализу государственной политики в сфере межконфессиональной политики 7
1.2 Основные тренды и противоречия в реализации практики межконфессионального общения 12
Глава 2. Специфика региональной государственной политики в сфере межконфессионального сотрудничества 24
2.1 Основные субъекты реализаций региональной политики в Санкт-Петербурге 24
2.2 Исторические традиции в актуализированном современном межконфессиональном диалоге Санкт-Петербурга 31
Глава 3. Эффективность государственной программы по социальному устойчивому миру в СПБ 42
3.1 Проблемы реализации государственной программы по социальному устойчивому миру в Санкт-Петербурге 42
3.2 Инструменты повышения качества жизни в рамках государственной программы по социальному устойчивому миру в СПБ 51
Заключение 59
Библиографический список 65
Приложение 72
Нормативные правовые акты и другие документы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 05.04.1995.
2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 22 января 1969 № 3534-VII) // Ведомости ВС СССР. 29 января 1969 г. № 5. Ст. 33.
3. Международный Пакт от 16.12.1966 О гражданских и политических правах (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII)// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений" (принята 25 ноября 1981 Резолюцией 36/55 на 73-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) /Источник СПС КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.03.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях"// СЗ РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
6. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. N803 «Об основных положениях региональной политики в РФ»// Источник СПС КонсультантПлюс.
7. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N602"Об обеспечении межнационального согласия"// СЗ РФ, 07.05.2012, N19, ст. 2339.
8. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N1666 "О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года"// СЗ РФ, 24.12.2012, N 52, ст. 7477.
9. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр2753 //Источник СПС КонсультантПлюс.
10. Военная доктрина РФ (утв. Президентом РФ 25.12.2014 NПр-2976)//Российская газета, N298, 30.12.2014.
11. Указ Президента РФ от 31.03.2015 N168 "О Федеральном агентстве по делам национальностей"// СЗ РФ, 06.04.2015, N14, ст. 2106.
12. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N683 "О Стратегии национальной безопасности РФ"//Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс], URL:http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015.
13. Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 N1142 (ред. от 26.11.2015) "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ"// СЭ РФ, 12.11.2012, N46, ст. 6350.
14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 307 "Об утверждении государственной программы РФ "Региональная политика и федеративные отношения"// СЗ РФ, 05.05.2014, N 18 (часть I), ст. 2153.
15. Постановление Правительства РФ от 18.04.2015 N368 "О Федеральном агентстве по делам национальностей"// СЗ РФ, 27.04.2015, N17, ст. 2564.
16. Постановление Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга от 22.1.2003 N 2.[Электронный ресурс], URL:http://gov.spb.ru/law (дата обращения: 12.04.2016).
17. Приказ Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 22.1.2004 N 3-пв «Об Отделе по связям с религиозными организациями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс], URL:http://gov.spb.ru/law (дата обращения: 12.04.2016).
18. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.7.2006 N 848. «О Программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа "Толерантность")» (с изм. 20 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс], URL:http://gov.spb.ru/law (дата обращения: 12.04.2016).
19. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2013 года N1008 «О Комитете по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге». [Электронный ресурс], URL:http://gov.spb.ru/law (дата обращения: 12.04.2016).
20. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 452 (ред. от 18.12.2015)"О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы".[Электронный ресурс], URL:http://gov.spb.ru/law (дата обращения: 12.04.2016).
21. Проект Указа Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития РФ" (по состоянию на 24.04.2015) (подготовлен Минэкономразвития России)//Источник СПС КонсультантПлюс.
22. Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений"(по состоянию на 18.12.2014, подготовлен Минтрудом России)//Источник СПС КонсультантПлюс.
23. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.9.2010 N 1256 «О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа "Толерантность")» (с изм. 26 ноября 2014 г.) (утратило силу с 01.01.2015)// [Электронный ресурс], URL:http://gov.spb.ru/law (дата обращения: 12.04.2016).
24. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1308-О-О"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Никифорова Алексея Вячеславовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1, частью четвертой статьи 7, частями первой - четвертой статьи 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и частью второй статьи 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации" // Источник СПС КонсультантПлюс.
Научная и учебно-методическая литература
1. Веремчук В . И . Социология религии. М., 2004. С. 93.
2. Галлямов Р.Р. Исламское возрождение в Волго-Уральском макрорегионе: сравнительный анализ моделей Башкортостана и Татарстана. – Ислам от Каспия до Урала: макрорегиональный подход. М.: РОССПЭН. 2007.С. 71-117.
3. Гильманов А.З., Мавляутдинов И.С. Ислам в Республике Татарстан: практика межконфессионального мира и консолидации общества. Набережные Челны: Камская государственная инженерно-экономическая академия. 2010. 170 с.
4. Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Пермь, Звезда, 2000. С. 45.
5. Мусина Р.Н. Этноконфессиональная ситуация в Республике Татарстан: акторы и факторы. − Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах РФ. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 2014.С. 257-262.
6. Мухаметшин Р.М. Ислам в Татарстане. М.: Логос. 2007.104 с.
7. Набиев Р.А., Хабутдинов А.Ю. (авт.-сост.). Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования 2-е изд. Казань: Мастер-Лайн. 2005. 102 с.
8. Христианство и ислам в контексте современной культуры: Межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке / Под редакцией Д. Спивака, Н. Таббара. – СПб / Бейрут: ФКИЦ «Эйдос», 2009. — 287 с.
Периодические издания, статьи и авторефераты
1. Безнюк Д.К. Структурные характеристики государственно-конфессиональных отношений и политики в делах религий//Социология. 2014. № 4. С. 29-35.
2. Белов А. Культурная типология протестантских конфессий в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга//Телескоп / №5 (89) / 2011. – с. 30-36.
3. Еремина С.С., Мартыненко А.В., Надькин Т.Д., Подмарев Е.А. Всероссийский молодежный Слет «Молодежь против терроризма, экстремизма и ксенофобии» в контексте формирования концепции информационной безопасности // Вестник НАК РФ, 2012. № 1 (06). С. 14-26.
4. Коликова Н. Н., Земляков Л. Е. Государственно-конфессиональные отношения в современной Беларуси // Новая экономика. 2006. № 3. С. 76.
5. Кураев А. Православие и право [Электронный ресурс]. URL: http://predanie.ru/lib/book/90075/ (дата обращения: 26.03.2016).
6. Леонов В.М. Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде // Вестник НАК РФ, 2012. № 1 (06). С. 23-27.
7. Матвиенко В. А. Государственно-конфессиональная политика в современной России: приоритеты, особенности, тенденции. Автореф. дисс ... канд. полит. наук: Орел, 2006. - 24 с.
8. Мерзляков И. Л. Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе. Автореф. дисс…канд. полит. наук. – Саратов, 2008, - 25 с.
9. Морозова Н. М. Эффективность реализации государственной национальной политики РФ : Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - Нижний Новгород, 2013. - 23с.
10. Нунуев С.Х.М. Риски религиозного экстремизма в политико-конфессиональных процессах (на примере Татарстана)//Власть. 2015. № 10. С. 151-156.
11. Пашковский, П. В. Региональная безопасность российской федеративной государственности в институционально-правовом измерении. Автореф. дисс…канд. юрид. наук. Таганрог. 2009. 27 с.
13. Плисецкий Е.Л. Современные миграционные процессы в России// "География" № 37/2003. С. 13-19.
14. Ромодановский, К. Проблема не в том, что их (мигрантов) много, а что нас (россиян) мало // Миграция. XXI век. – 2010. – №2. – С. 3-6.
15. Сафиуллина-Аль-Анси Р. ≪Хизбут-Тахрир≫ в Республике Татарстан: трансформация доктринального дискурса и поведенческого уровня// Россия и мусульманский мир. № 12. 2014. С. 30-42.
16. Степакова И. В. Государство и координация межконфессиональных отношений в современной России : Автореф. дисс ... канд. полит. наук : СПб., 2007. - 24 с.
17. Сулейманов Р.Р. Ваххабизм в Татарстане в постсоветский период в свете влияния внешних факторов// Проблемы национальной стратегии. № 1(16). 2013. С. 172-188.
18. Сызранов А.В. Государственная политика России по борьбе с исламским экстремизмом на территории Поволжья в конце ХХ – начале ХХI в. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астрахань. № 2(35). 2013. С. 19-27.
19. Шульженко М. В. Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион): Автореф. дисс.... канд. полит. наук. Ставрополь, 2008.- 25 с.
20. Шхагапсоева М. Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму//Теория и практика общественного развития. №11. – 2014. – с. 25-34.
Интернет-ресурсы
1. Доклад о результатах деятельности ФМС России за 2014 год.[Электронный ресурс], URL: http://www.fms.gov.ru/fms/activity/stats/Plani_prognozi_i_dokladi/Plani_prognozi_i_dokladi_razvitija_FMS_R (дата обращения: 25.03.2016).
2. Сведения иудейской общины[Электронный ресурс], URL: http://sinagoga.jeps.ru/evrejskaya-obshhina-peterburga/ob-obshhine/istoriya-obwinw.html(дата обращения: 12.04.2016).
3. Сведения официального портала Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс], URL:http://gov.spb.ru/helper/new_stat/religion/(дата обращения: 12.04.2016).
4. Сведения портала Госпрограммы [Электронный ресурс], URL: http://nacionalsoglasie.kmormp.gov.spb.ru/perechen-meroprijatij-podprogrammy-3/cikl-dokumentalnyh-filmov-k-sosedjam-s-ljubovju/ (дата обращения: 12.04.2016).
5. Сведения портала Минюста России [Электронный ресурс], URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx...(дата обращения 26.03.2016).
6. Сведения портала ФАДН [Электронный ресурс], URL: http://fadn.gov.ru/kartahttp://fadn.gov.ru/kartahttp://fadn.gov.ru/karta(дата обращения: 12.04.2016).
7. Сведения Реестра НКО Минюста России [Электронный ресурс], URL:http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx(дата обращения: 12.04.2016).
8. Сведения Российской государственной библиотеки [Электронный ресурс], URL:http://search.rsl.ru/ru/results#/...(дата обращения 26.03.2016).
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы используются для анализа государственной политики в сфере межконфессиональной политики?
Для анализа государственной политики в сфере межконфессиональной политики используются различные теоретические подходы. Один из таких подходов - это синхретический подход, который позволяет рассматривать государственную политику в сфере межконфессиональных отношений как систему, включающую различные элементы, такие как правовые аспекты, демографические факторы, религиозные идеологии и т.д. Другой подход - это институциональный подход, который анализирует роль государственных институтов в формировании и реализации межконфессиональной политики. Также применяются и другие подходы, такие как культурологический, политологический и социологический подходы.
Какие основные тренды и противоречия наблюдаются в реализации практики межконфессионального общения?
В реализации практики межконфессионального общения можно выделить несколько основных трендов и противоречий. Один из таких трендов - это усиление позиции религиозных организаций в обществе и увеличение их влияния на государственную политику. Это может вызывать конфликты и противоречия между различными религиозными группами и государством. Еще одним трендом является усиление интереса государства к регулированию межконфессиональных отношений и разработке соответствующей политики. Однако возникают противоречия между государственным вмешательством и принципами свободы вероисповедания и соблюдения прав религиозных меньшинств.
Какие теоретические подходы используются для анализа государственной политики в сфере межконфессиональных отношений?
Для анализа государственной политики в сфере межконфессиональных отношений используются различные теоретические подходы. Некоторые из них включают идеи социологии религии, политологии, социальной психологии, культурологии и других наук. Также применяется сравнительный анализ между разными странами и регионами.
Какие основные тренды и противоречия можно выделить в реализации практики межконфессионального общения?
В реализации практики межконфессионального общения можно выделить несколько основных трендов и противоречий. Одним из таких трендов является увеличение роли государства в регулировании религиозной жизни, одновременно с постепенным ослаблением влияния традиционных религий. Противоречия возникают, например, из-за несовпадения интересов различных религиозных сообществ, а также из-за конфликтов между верующими и неверующими.
Какова специфика региональной государственной политики в сфере межконфессионального сотрудничества?
Специфика региональной государственной политики в сфере межконфессионального сотрудничества заключается в учете особенностей конкретного региона. В Санкт-Петербурге, например, при реализации такой политики учитывается многообразие религиозных сообществ, их социальная роль и влияние. Также особое внимание уделяется сохранению культурного, исторического и духовного наследия города.
Какие механизмы используются для реализации государственной конфессиональной политики в РФ?
Для реализации государственной конфессиональной политики в РФ используются различные механизмы. Это может быть создание специальных органов и комитетов, проведение конференций, семинаров и тренингов по межконфессиональному общению, разработка и принятие нормативных актов, в том числе законодательных. Также применяются методы информационной работы и публичной дискуссии с участием представителей разных религиозных сообществ.
Какие теоретические подходы используются при анализе государственной политики в сфере межконфессиональных отношений?
Теоретические подходы, применяемые при анализе государственной политики в сфере межконфессиональных отношений, включают в себя международное право, политическую науку, социологию и религиоведение. Основными понятиями, рассматриваемыми в этих подходах, являются свобода вероисповедания, разделение церкви и государства, секуляризм и антисекуляризм, плюрализм и мультикультурализм.
Какие основные тренды и противоречия наблюдаются в реализации межконфессионального общения?
В реализации межконфессионального общения в сфере государственной политики наблюдается ряд основных трендов и противоречий. С одной стороны, существует стремление к соблюдению принципа свободы вероисповедания и разделения церкви и государства, а также к укреплению межконфессионального диалога и сотрудничества. С другой стороны, возникают противоречия, связанные с нарушением прав верующих, дискриминацией определенных религиозных групп, а также с конкуренцией между различными конфессиональными организациями.
Какие механизмы реализации государственной конфессиональной политики существуют в Санкт-Петербурге?
В Санкт-Петербурге существуют различные механизмы реализации государственной конфессиональной политики. Одним из таких механизмов является создание Совета по делам религий при губернаторе Санкт-Петербурга, который занимается координацией и контролем работы конфессиональных организаций в регионе. Кроме того, в городе функционируют специальные департаменты, отвечающие за взаимодействие с религиозными организациями и реализацию конкретных программ и проектов.
Какие теоретические подходы используются для анализа государственной политики в сфере межконфессиональных отношений?
Для анализа государственной политики в сфере межконфессиональных отношений используются различные теоретические подходы. Один из таких подходов - это институционализм. Он основывается на идее, что государственная политика формируется и реализуется через институты и организации, которые выступают посредниками между государством и конфессиями. Другой подход - это функционализм. Он ориентирован на исследование роли конфессий в обществе и их вклада в социальное и экономическое развитие. Еще один подход - это теория конфессионального плюрализма, которая рассматривает конфессии как самостоятельные и независимые институты, с которыми государство должно устанавливать равноправные отношения.
Какие основные тренды и противоречия можно выделить в реализации практики межконфессионального общения в РФ?
В реализации практики межконфессионального общения в РФ можно выделить несколько основных трендов и противоречий. Один из трендов - это укрепление роли государства в регулировании конфессиональных отношений. В последние годы государство активно вмешивается в жизнь религиозных общин, определяет правила их деятельности, контролирует финансовые ресурсы и предоставляет преимущества определенным конфессиям. Однако возникают и противоречия, связанные с этим. Например, возникает вопрос о равноправии и свободе вероисповедания, а также о допустимости государственного вмешательства в религиозные дела. Еще одно противоречие - это конфликты и напряженность между различными религиозными общинами. В РФ существуют различные конфессии, и взаимодействие между ними не всегда складывается гладко. Сталкиваются разные ценности и интересы, что может приводить к конфликтам и напряженности в обществе.