Причины формирования агрессивного поведения детей, формы проявления, пути преодоления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 27.05.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретический аспект психологической диагностики агрессивности 6
1.1 Понятие агрессивности в психологической литературе 6
1.2. Виды и типы агрессии 15
1.2. Способы и методы психологической диагностики агрессивности 18
2. Эмпирическое исследование диагностики агрессивности 23
2.1. Этапы, методы, методики диагностики агрессивности 23
2.2 Анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Во время фрустрационной ситуации у большинства диагностируемых нами девочек также отмечается тип реакции «с фиксацией на препятствии», у одних девочек преобладает тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности», а у других отмечается «фиксация на самозащите».Обобщая полученные нами результаты исследования, можно сделать вывод, что большинство диагностированных нами детей дошкольного возраста имеет высокий уровень выраженности агрессии - 56%, 25 % - средний уровень и всего 19% - низкий уровень выраженности агрессии. Также в ходе проведения экспериментального исследования, наблюдая за испытуемыми, мы заметили, что подавляющее большинство детей, которые склонны к агрессивности обладают комплексом личностных свойств, а именно: низкая социальная нормативность, слабая коммуникативная активность, независимость, беспечность, робость, ситуативная тревожность, неадекватная завышенная самооценка.2.2Социально-психологические приемы, направленные на понижение агрессивности у дошкольниковРабота с агрессивными детьми имеет особенности, так как специфика данной категории детей заключается в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии, следовательно, поведенческие их проблемы обусловлены именно высоким уровнем сенсорной, эмоциональной фрустрации, высоким уровнем страхов и тревоги, а также сильными чувствами обиды и вины. По этой причине, на начальных этапах работы, направленной на понижение агрессивности не показаны групповые формы, так как неизбежна отрицательная консолидация в группе, индивидуальная работа соответственно является наиболее эффективной. Совсем неэффективными считаются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». [9, c.117]. У детей данного возраста понижение агрессивности предполагает такой алгоритм действий:1. Распознавание вида агрессии, потому что каждый вид агрессии требует своего собственного подхода; 2. Понижение естественной агрессии детей:2.1. Контроль за соматическим состоянием ребенка, воспитательное воздействие при нарушении его состояния неэффективно; 2.2. Разъяснительная практика;2.3. Тактика эмоциональной поддержки воспитательного процесса;3. Понижение вынужденной агрессии таких детей направлено именно на устранение причин вынужденной агрессии;4. Понижение агрессии детей с неадекватным поведением: Выявление причины неадекватного состояния:1. Внутренние причины: особенности личности ребенка, особенности психики;2. Внешние причины: негативная обстановка в данной семье, смена коллектива, изменение социальных условий, и так далее. В наши дни большое признание всех исследователей получило когнитивно-поведенческое направление. Суть его сводится к тому, что вместе с классическими приемами поведенческой терапии применяются приемы когнитивного переструктурирования, то есть «атаки» на иррациональные убеждения, формирования способности именно к осознанию сущности собственного поведения, правильных установок и привычек, ответственности.Цели когнитивно-поведенческой терапии в понижении агрессивности дошкольников приводятся следующим образом: 1. Проведение функционального поведенческого анализа; 2. Коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок; 3. Изменение представлений о себе; 4. Развитие компетентности в социальном функционировании.Один из более экологических подходов к работе, сосредоточенной на понижение агрессивности у ребенка дошкольного возраста по праву считается арт-терапия, т.к. творческий процесс является источником позитивных, новых переживаний ребенка, которые связаны с реализацией и изучением возможностей творческой экспрессии, а также рождает уже новые креативные потребности и соответственно способы их удовлетворения.Рисование либо лепка считаются не опасными методами разрядки напряжения. Данный способ подходит для работы с детьми. Он дает возможность возвратить ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный момент: абсолютное принятие, признание плюсов, потребность в признании, положительном внимании. Освобождается психическая сила, которая расходуется в безрезультатную напряженность. Ребенок успокаивается. Демонстративность, негативизм, злость уступают место инициативности, творчеству.ЗАКЛЮЧЕНИЕ1. Анализ литературы позволил сделать следующие выводы: выделить комплекс факторов, провоцирующих возникновение агрессивности. Во-первых, это тип отношения родителей к ребенку. Агрессивные дети различаются и между собой. В них преобладает один из трех видов агрессивности: импульсивно-демонстративный, нормативно-инструментальный, целенаправленно-враждебный. Пути коррекции детской агрессии - игра, изменение среды, творческое самовыражение, сублимация через спорт и социально-утверждаемое деятельность, тренинги.2. К формированию агрессивности приводят: отвержение, гиперсоциализация, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим. Второй фактор - стрессы и негативные примеры в социальном окружении, третий - индивидуальные особенности ребенка. Четвертая из возможных причин - препятствие реализации базовых потребностей ребенка - потребность в движении, общении, внимании. Наконец, последний фактор - биологический, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболеваниями. Важными проблемами дошкольного учреждения является диагностика и коррекция агрессивного поведения. Особого внимания требуют дети, у которых агрессивность становится интеграционной характеристикой человека. Им свойственны высокая частота агрессивных действий, преобладание физической агрессии, недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженная самооценка, восприятие окружающих как врагов и соперников, мнительность.Анализ исследования проблемы понижения агрессивных проявлений у детей данного возраста позволяет сделать выводы:3. Диагностика агрессивности детей дошкольноговозраста подразумевает выявление новых видов и признаков, факторов и причин возникновения, снижения и нарастания агрессивности. Объективность всей диагностики в этом случае обеспечивается именно выбором критериев, признаков и характеристик, которые не зависят от оценки и самооценки поведения людьми из близкого социального окружения.Агрессивность является свойством личности, которое возникает в процессе социализации под влиянием каких либо факторов, и приобретающее дуальный характер, в виде деструктивной или же конструктивной направленности;Агрессивность в дошкольном возрасте проявляется в различных формах: вербальных и физических актах, реакциях протеста, негативизме, нарушает многие адаптивные возможности личности. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнастази А., Урбина С. - Психологическое Тестирование (Мастера Психологии) – СПб, 2001. – 470 с.Долгова А.Г. Агрессия в дошкольномдошкольном возрасте. Диагностика и коррекция. - М .: Генезис, 2009. - 216 с.Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. Н. Мальгин, Н. Миронова, С. Рысев, Е. Турутино. - СПб .: Питер, 2002. - 998 с.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - Четвёртый изд., Стереотип. - М .: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.ДжонДоллард Frustration and Aggression. New Haven; L, 1939 (et al.).Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании дошкольника М .: Феникс, 2007. - 336 с.А. Басс и А. Дарки Методика диагностики показателей и форм агрессии.Э. Фромм. Анатомия человеческойдеструктивности. М .: АСТ, 2004.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер.с нем. - М .: Педагогика. 1991. - 144 с.Скрипченко О.В. Психическое развитие додошкольников. - М .: Просвещение, 1974. - 104 с.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.420 с.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.Соловьева С.Л., Незнанов Н.Г. Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения. //Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева, СПб., 1993. № 1. С. 75–77.Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии. Автореф. дисс. .докт. пс. н. СПб., 1997. 43 с.Bandura A. Aggression: A social learning analysis. N. Y., 1973.Bass A.N. The Psychology of Aggression. N. Y., 1961.

1. Анастази А., Урбина С. - Психологическое Тестирование (Мастера Психологии) – СПб, 2001. – 470 с.
2. Долгова А.Г. Агрессия в дошкольном дошкольном возрасте. Диагностика и коррекция. - М .: Генезис, 2009. - 216 с.
3. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. Н. Мальгин, Н. Миронова, С. Рысев, Е. Турутино. - СПб .: Питер, 2002. - 998 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - Четвёртый изд., Стереотип. - М .: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
5. Джон Доллард Frustration and Aggression. New Haven; L, 1939 (et al.).
6. Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании дошкольника М .: Феникс, 2007. - 336 с.
7. А. Басс и А. Дарки Методика диагностики показателей и форм агрессии.
8. Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М .: АСТ, 2004.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер.с нем. - М .: Педагогика. 1991. - 144 с.
10. Скрипченко О.В. Психическое развитие додошкольников. - М .: Просвещение, 1974. - 104 с.
11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.420 с.
12. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.
13. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
14. Соловьева С.Л., Незнанов Н.Г. Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения. //Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева, СПб., 1993. № 1. С. 75–77.
15. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии. Автореф. дисс. . докт. пс. н. СПб., 1997. 43 с.
16. Bandura A. Aggression: A social learning analysis. N. Y., 1973.
17. Bass A.N. The Psychology of Aggression. N. Y., 1961.

Вопрос-ответ:

Какие могут быть причины формирования агрессивного поведения у детей?

Причины формирования агрессивного поведения у детей могут быть различными. Это могут быть генетические факторы, неблагоприятные условия в семье, негативный опыт взаимодействия со сверстниками, повышенный уровень стресса и др.

Какие формы проявления агрессии встречаются у детей?

Агрессивное поведение у детей может проявляться различными способами. Это может быть физическая агрессия, вербальная агрессия, пассивно-агрессивное поведение и др.

Как можно преодолеть агрессивное поведение детей?

Преодоление агрессивного поведения детей требует индивидуального подхода. Важно проводить психологическую диагностику, чтобы выявить причины агрессии. Затем можно применять специализированные методики и методы работы с агрессивностью, такие как тренинги, консультации с психологом, развитие социальных навыков и т.д.

Какие методы и способы можно использовать при психологической диагностике агрессивности у детей?

При психологической диагностике агрессивности у детей можно использовать различные методы и способы. Это могут быть наблюдение за поведением ребенка, тестирование, анкетирование, беседы и интервью, анализ анамнеза и т.д.

Какие этапы и методики можно использовать при диагностике агрессивности у детей?

Диагностика агрессивности у детей может проводиться в несколько этапов. Это может быть сбор информации и анамнеза, наблюдение за поведением, проведение тестов и анкетирование, интервью с ребенком и его родителями, анализ полученных данных и формулирование выводов.

Какие причины могут привести к формированию агрессивного поведения у детей?

Причинами формирования агрессивного поведения у детей могут быть различные факторы, такие как: наследственность, неблагоприятная семейная обстановка, негативное влияние окружения, несоответствие педагогических методов, избыток негативных эмоций и т.д.

Какие формы проявления агрессивного поведения у детей существуют?

Агрессивное поведение у детей может проявляться различными способами, например, физической агрессией (битьём, криком, драками), вербальной агрессией (руганью, оскорблениями, угрозами), пассивно-агрессивным поведением (молчанием, игнорированием, саботажем) и другими формами.

Каким образом можно преодолеть агрессивное поведение у детей?

Для преодоления агрессивного поведения у детей можно использовать различные подходы, например, проводить психологическую коррекцию, обучать альтернативным способам выражения эмоций, развивать навыки эмоционального самоконтроля, создавать благоприятную семейную и образовательную среду, обращаться за помощью к специалистам и т.д.