Камеральные налоговые проверки: анализ практики и проблемы повешения эффективности в РФ (на примере наоговой Инспекции)
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 43 + 43 источника
- Добавлена 10.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Налоговые проверки, их сущность и роль в системе налогового администрирования 6
1.2. Правовые и организационные проведения камеральных налоговых проверок 15
Вывод 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС РОССИИ 21 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 26
2.1. Общая характеристика Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 26
2.2. Порядок проведения камеральной проверки и оформления ее результатов в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 35
2.3. Эффективность проведения камеральных проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 46
Вывод 51
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 53
3.1. Совершенствование форм и организационно-правовых методов проведения камеральных налоговых проверок 53
3.2. Повышение эффективности организации камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 57
Вывод 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Согласно данным производственного календаря, количество рабочих часов в 2015 году составляло 1971 час. Из данной величины следует вычесть время отпуска работника – в среднем рабочих 164 часа. Следовательно, нормативное количество рабочих часов сотрудника камерального отдела составляет: 1971 – 164 = 1807 часов.
Практика показывает, что не всё рабочее время расходуется продуктивно: около 10% времени уходит на подготовку к работе и различные дополнительные операции. Кроме того, около 20% рабочего времени сотрудников камеральных отделов расходуется на выполнение должностных задач, отличных от проверки налоговой отчетности (планерки, совещания, обучение, взаимодействие с налогоплательщиками и т.п.).
Следовательно, на выполнение непосредственной функции по проверке деклараций и квартальных отчетов у налогового инспектора остается:
1807 – 1807 × (0,1 + 0,2) = 1265 часов.
Произведем расчет времени, приходящегося на проверку одной декларации (квартального отчета):
1265 / 1851 = 0,68 часа = 41 минута.
Таким образом, на проведение одной камеральной проверки, в том числе углубленной, приходится всего 41 минута времени налогового инспектора. Если при этом принять во внимание фактор сезонности сдачи отчетности и ограниченность срока камеральной проверки 30 днями, то на долю каждой проверки будет приходиться не более 25-30 минут, что слишком мало для эффективного выявления правонарушений.
Решение данной проблемы видится в увеличении численности сотрудников отделов камеральной проверки, а также улучшении качества автоматизации процесса налогового контроля. В рамках совершенствования автоматизации рекомендуется предусмотреть возможность одновременной загрузки массива данных (100 и более деклараций) и с автоматизированной проверкой не только их арифметической правильности, но и соответствия сведениям, приведенным в базах других ведомств.
При отсутствии ошибок отчетной форме должен автоматически присваиваться статус проверенной, а при выявлении неточностей она должна быть выведена на экран для принятия должностным лицом решения об углубленной проверке, вызове налогоплательщика или иных действиях.
Также в ходе исследования деятельности камеральных отделов Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области было отмечено, что акт о проведении камеральной проверки с выявлением налоговых правонарушений составляется инспекторами в программе Microsoft Word и каждый раз корректируется вручную, что требует излишних затрат времени. Для решения данной проблемы рекомендуется разработать программу, формирующую такие отчеты автоматически при выборе налогоплательщика из базы и указания категории правонарушения. При этом программа должна быть связана с базой АИС «Налог» и содержать в себе сведения обо всех типах налоговых правонарушений и их последствиях.
Вывод
Итак, анализ теоретических и практических аспектов камеральных налоговых проверок позволяет выделить следующие проблемы в исследуемой области и направления их решения:
Проблема 1. Отсутствие четкой регламентации порядка проведения камеральной налоговой проверки в Налоговом кодексе РФ. Решением проблемы может стать внесение в НК РФ изменений, подразумевающих подробную характеристику порядка проведения камеральной налоговой проверки.
Проблема 2. Регулярная модификация бланков налоговой отчетности. Решение проблемы – установление единообразных неизменных форм отчетности по всем налогам и сборам.
Проблема 3. Отсутствие перечня документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика в ходе налоговой проверки. Решение проблемы видится в установлении закрытого перечня возможных для истребования документов в ст.88 НК РФ, регулирующей процедуру проведения камеральной налоговой проверки.
Проблема 4. Низкое качество межведомственного и межгосударственного взаимодействия. Решение – создание Единого государственного банка данных об экономической деятельности и имуществе юридических и физических лиц.
Проблема 5. Отсутствие единообразного подхода к установлению сроков сдачи налоговой отчетности. Решение проблемы заключается в установлении единого срока сдачи отчетности: например, 30 числа месяца, следующего за окончанием налогового или отчетного периода, а для более сложных в расчете налогов – 30 числа одного из последующих месяцев.
Проблема 6. Сложность существующей системы налогообложения. Решение проблемы – устранение разночтений и неотработанных норм НК РФ и упрощение сам механизм налогообложения.
Проблема 7. Ограниченность возможностей камеральной проверки. Решение проблемы – активное использование косвенных методов исчисления налоговой базы на примере зарубежной практики.
В рамках данного исследования также были предложены пути повышения эффективности организации камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области. Анализ показал, что результативность камеральных налоговых проверок в исследуемой инспекции несколько ниже, чем по России в целом.
По мнению автора, это обусловлено высокой степенью загруженности сотрудников камеральных отделов исследуемой инспекции. На проведение одной камеральной проверки, в том числе углубленной, приходится всего 41 минута времени налогового инспектора. Если при этом принять во внимание фактор сезонности сдачи отчетности и ограниченность срока камеральной проверки 30 днями, то на долю каждой проверки будет приходиться не более 25-30 минут, что слишком мало для эффективного выявления правонарушений.
Решение данной проблемы видится в увеличении численности сотрудников отделов камеральной проверки, а также улучшении качества автоматизации процесса налогового контроля. В рамках совершенствования автоматизации рекомендуется предусмотреть возможность одновременной загрузки массива данных (100 и более деклараций) и с автоматизированной проверкой не только их арифметической правильности, но и соответствия сведениям, приведенным в базах других ведомств.
При отсутствии ошибок отчетной форме должен автоматически присваиваться статус проверенной, а при выявлении неточностей она должна быть выведена на экран для принятия должностным лицом решения об углубленной проверке, вызове налогоплательщика или иных действиях.
Также в ходе исследования деятельности камеральных отделов Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области было отмечено, что акт о проведении камеральной проверки с выявлением налоговых правонарушений составляется инспекторами в программе Microsoft Word и каждый раз корректируется вручную, что требует излишних затрат времени. Для решения данной проблемы рекомендуется разработать программу, формирующую такие отчеты автоматически при выборе налогоплательщика из базы и указания категории правонарушения. При этом программа должна быть связана с базой АИС «Налог» и содержать в себе сведения обо всех типах налоговых правонарушений и их последствиях.
Применение указанных методов в российской практике будет способствовать повышению эффективности камеральных налоговых проверок как на уровне Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области, так и на уровне всей российской налоговой системы в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе был произведен анализ теоретических и практических аспектов проведения камеральных налоговых проверок и разработаны мероприятия по повышению их эффективности. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие по контролю налогового органа за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов и сборов.
Камеральная налоговая проверка представляет собой проверку, которая осуществляется по месту расположения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленные налогоплательщиком, что служит основанием для исчисления и уплаты налогов, а также прочей документации о деятельности налогоплательщика по данным налогового органа. Порядок осуществления налоговой камеральной проверки регламентируется ст. 88 НК РФ.
Субъектами камеральной налоговой проверки являются налоговые органы, а конкретно – отделы камеральных проверок инспекций ФНС России, должностные лица которых осуществляют проверку налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком по месту нахождения налогового органа.
Объектом камеральной проверки являются налоговые декларации, представленные налогоплательщиками в налоговые органы, а также расчеты авансовых платежей и сборов.
Камеральная проверка инициируется налоговым органом по результатам представления декларации или расчетов налогоплательщиком. Начало проверки не требует специальных решений руководителя налогового органа.
Налогоплательщик не уведомляется о начале и об окончании камеральной проверки при отсутствии нарушений.
Камеральная проверка длится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации налогоплательщиком в налоговый орган. При отсутствии нарушений проверка автоматически завершается.
Выявление ошибок, расхождений, несоответствие сведений в ходе камеральной проверки налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию. Указанные пояснения должны быть представлены налогоплательщиком в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Наряду с проверкой налоговой отчетности должностные лица налоговых органов вправе использовать дополнительные способы налогового контроля. Если по результатам рассмотрения пояснений и документов налогоплательщика либо при их отсутствии налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, инспекторы ИФНС России в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляют акт камеральной проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Акт камеральной проверки вручается налогоплательщику в срок до 5 рабочих дней с даты составления. При несогласии его можно обжаловать 1 месяца.
В практической части работы была рассмотрена деятельность проведения камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области.
Межрайонная ИФНС России №21 по Московской области входит в единую централизованную систему налоговых органов, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральной налоговой службы РФ), и его территориальных органов. Инспекция обслуживает налогоплательщиков г. Руза, г. Можайска, Рузского и Можайского районов. Юридический адрес налоговой инспекции: 143103, г. Руза, ул. Революционная, д. 23.
Камеральные налоговые проверки в Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области осуществляют два отдела камеральных проверок. Отдел камеральных проверок № 1 специализируется на проверке деклараций юридических лиц, отдел камеральных проверок № 2 – на проверке деклараций индивидуальных предпринимателей.
Камеральные проверки в инспекции осуществляются в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, письмами ФНС России, а также внутренним регламентом камеральных проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 25 сентября 2008 г. N ММ-4-2/33дсп@.
В наиболее общем виде проведение камеральной проверки предполагает выполнения трех основных процедур: проверка сопоставимости показателей, взаимоувязка показателей и проверка достоверности показателей. В отдельных случаях производится также сопоставление данных налоговой отчетности налогоплательщика с уровнем и динамикой показателей объемов потребления и со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков. Камеральная проверка, в ходе которой выполняются все пять перечисленных действий, а также используется информация, дополнительно представленная налогоплательщиками и иными лицами по запросам налогового органа, называется «углубленной камеральной проверкой».
При отсутствии нарушений в налоговой декларации камеральная проверка закрывается без уведомления налогоплательщика. Если инспектор выявил нарушения, он составляет акт по итогам проверки (п.5 ст.88 НК РФ).
В 2015 году камеральные отделы Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области провели 33318 проверок, из которых 23,5% составляли проверки юридических лиц и 76,5% – проверки индивидуальных предпринимателей. В ходе проверок было выявлено 2541 нарушение. Следует отметить, что по данным за пять лет доля камеральных налоговых проверок, выявивших нарушения, в общем числе камеральных проверок в целом остается неизменным – около 7,5%.
Сумма доначисленных по результатам камеральных налоговых проверок налоговых платежей по результатам камеральных налоговых проверок, в исследуемой ИФНС неуклонно возрастает. В 2015 году данный показатель составлял 22208 тыс.руб., что на 5,2% больше, чем в предшествующем периоде, и 11,5% превышает показатель 2011 года. Наибольший объем доначисленных сумм приходится на налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Таким образом, деятельность по проведению камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области в целом является достаточно эффективной.
Анализ теоретических и практических аспектов камеральных налоговых проверок позволяет выделить следующие проблемы в исследуемой области и направления их решения:
Проблема 1. Отсутствие четкой регламентации порядка проведения камеральной налоговой проверки в Налоговом кодексе РФ. Решением проблемы может стать внесение в НК РФ изменений, подразумевающих подробную характеристику порядка проведения камеральной налоговой проверки.
Проблема 2. Регулярная модификация бланков налоговой отчетности. Решение проблемы – установление единообразных неизменных форм отчетности по всем налогам и сборам.
Проблема 3. Отсутствие перечня документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика в ходе налоговой проверки. Решение проблемы видится в установлении закрытого перечня возможных для истребования документов в ст.88 НК РФ, регулирующей процедуру проведения камеральной налоговой проверки.
Проблема 4. Низкое качество межведомственного и межгосударственного взаимодействия. Решение – создание Единого государственного банка данных об экономической деятельности и имуществе юридических и физических лиц.
Проблема 5. Отсутствие единообразного подхода к установлению сроков сдачи налоговой отчетности. Решение проблемы заключается в установлении единого срока сдачи отчетности: например, 30 числа месяца, следующего за окончанием налогового или отчетного периода, а для более сложных в расчете налогов – 30 числа одного из последующих месяцев.
Проблема 6. Сложность существующей системы налогообложения. Решение проблемы – устранение разночтений и неотработанных норм НК РФ и упрощение сам механизм налогообложения.
Проблема 7. Ограниченность возможностей камеральной проверки. Решение проблемы – активное использование косвенных методов исчисления налоговой базы на примере зарубежной практики.
В рамках данного исследования также были предложены пути повышения эффективности организации камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области. Анализ показал, что результативность камеральных налоговых проверок в исследуемой инспекции несколько ниже, чем по России в целом.
По мнению автора, это обусловлено высокой степенью загруженности сотрудников камеральных отделов исследуемой инспекции. На проведение одной камеральной проверки, в том числе углубленной, приходится всего 41 минута времени налогового инспектора. Если при этом принять во внимание фактор сезонности сдачи отчетности и ограниченность срока камеральной проверки 30 днями, то на долю каждой проверки будет приходиться не более 25-30 минут, что слишком мало для эффективного выявления правонарушений.
Решение данной проблемы видится в увеличении численности сотрудников отделов камеральной проверки, а также улучшении качества автоматизации процесса налогового контроля. В рамках совершенствования автоматизации рекомендуется предусмотреть возможность одновременной загрузки массива данных (100 и более деклараций) и с автоматизированной проверкой не только их арифметической правильности, но и соответствия сведениям, приведенным в базах других ведомств.
При отсутствии ошибок отчетной форме должен автоматически присваиваться статус проверенной, а при выявлении неточностей она должна быть выведена на экран для принятия должностным лицом решения об углубленной проверке, вызове налогоплательщика или иных действиях.
Также в ходе исследования деятельности камеральных отделов Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области было отмечено, что акт о проведении камеральной проверки с выявлением налоговых правонарушений составляется инспекторами в программе Microsoft Word и каждый раз корректируется вручную, что требует излишних затрат времени. Для решения данной проблемы рекомендуется разработать программу, формирующую такие отчеты автоматически при выборе налогоплательщика из базы и указания категории правонарушения. При этом программа должна быть связана с базой АИС «Налог» и содержать в себе сведения обо всех типах налоговых правонарушений и их последствиях.
Применение указанных методов в российской практике будет способствовать повышению эффективности камеральных налоговых проверок как на уровне Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области, так и на уровне всей российской налоговой системы в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ от 04 августа 2014 г., N 31, ст. 4398.
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340.
Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I. О налоговых органах Российской Федерации (ред. от 2 апреля 2014 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 5 февраля 2016 г.) // СЗ РФ от 4 октября 2004 г. N 40 ст. 3961.
Письмо Минфина России от 17 апреля 2007 г. N 03-02-07/1-182 // Информационно-правовая система «Гарант».
Письмо Минфина России от 24 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-471 // Информационно-правовая система «Гарант».
Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 25 февраля 2009 г. N ММ-7-6/85@. Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н. (ред. от 17 марта 2015 г.) // Информационно-правовая система «Гарант».
Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) // Информационно-правовая система «Гарант».
Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» // Информационно-правовая система «Гарант».
Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 14 июля 2015 г. N ЕД-4-3/12317@ «О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций» // Информационно-правовая система «Гарант».
Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 25 сентября 2008 г. N ММ-4-2/33дсп@ «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок».
Аронов А.В. Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 544 с.
Грунина Д.К. Основы налогового администрирования. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. – 94 с.
Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2015. – 128 с.
Дорофеева Н.А., Брилон А.В., Брилон Н.В. Налоговое администрирование: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 296 с.
Ефремова Т.А. Налоговые органы России: становление, направления модернизации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
Килинкарова Е.В. Налоговое право зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 368 с.
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 354 с.
Налоги и налоговое администрирование: учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. направлениям и специальностям / Федерал. налоговая служба, Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации ; под ред. М.В. Мишустина. – М.: Просвещение, 2015. – 912 с.
Налоговое администрирование: учебное пособие / Под ред. проф. Л.И. Гончаренко. – М.: Кнорус, 2009. – 446 с.
Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. – 5-e изд., испр. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 704 с.
Налогообложение организаций: Учебник. / под ред. проф. Гончаренко Л.И. – М.: Экономистъ, 2006. – 480 с.
Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 416 с.
Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / Под ред. В.В. Кузьменко – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 186 с.
Правовые проблемы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Wolters Kluwer, 2012. – 224 с.
Проблемы налогового администрирования в Российской Федерации: монография / Под ред. Е.Б. Шуваловой. – М.: МЭСИ, 2012. – 187 с.
Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Academia, 2013. – 208 с.
Теория и практика налогообложения: Учебник / Под ред. Н.И. Малиса. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
Ванюхина А.М., Шемякина М.С. Роль камеральной налоговой проверки в системе налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2015. № 6 (10). С. 16-24.
Ёжиков С.Г., Королева Л.П. Камеральные и выездные налоговые проверки: условия перехода количественных изменений в качественные // В сборнике: Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Лукьянчиков В.И.. Липецк, 2013. С. 31-33.
Журавская В.А., Пономарев О.В. Камеральные налоговые проверки: правовые и организационные проблемы проведения // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 17-2. С. 227-236.
Марченко М.А. Мероприятия налогового контроля при проведении камеральных налоговых проверок // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 45-47.
Симиренко О.В. Спецификация камеральных налоговых проверок как мероприятий налогового администрирования // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 75-79.
Цвилий-Букланова А.А. К вопросу о полномочиях налоговых органов в ходе проведения камеральных налоговых проверок // Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 19. С.99-106.
Шемякина М.С., Ванюхина А.М. Анализ методики камеральной налоговой проверки декларации по НДС // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4 (28). С. 100-109.
Щербакова Н.В. Организация работы налоговых органов по истребованию документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 7-8 (41-42). С. 65-68.
Щербакова Н.В., Ахмазьянова Л.Т. Камеральная налоговая проверка как одна из основных форм налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2015. № 7 (11). С. 88-96.
Рыкунова В.Л., Севрюкова Л.В. Совершенствование форм и методов контрольной работы налоговых органов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 102-106.
Амплеева С. Новый регламент камеральных проверок ограничивает произвол инспекторов [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/173330.html
Национальная экономическая энциклопедия [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.vocable.ru/
Официальный сайт ФНС РФ [Интернет-ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ от 04 августа 2014 г., N 31, ст. 4398.
Проблемы налогового администрирования в Российской Федерации: монография / Под ред. Е.Б. Шуваловой. – М.: МЭСИ, 2012. – С.13.
Данченко М.А. Налогообложение: Учебное пособие. – Томск, 2012. – С.85.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – С.298.
Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер: ИД-БИНФА, 2014. – С.198.
Закирова Э.Х. Налоги и налогообложение. – М.: МИЭМП, 2012. – С.67
Поролло Е.В.Налоговый контроль: принципы и методы проведения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – С.17.
Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М.: Инфра-М, 2013. – С.13.
Финансы. Учебник для вузов / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М., 2011. – С. 105.
Елизарова Н.В. Налоговое право. – М.: МИЭМП, 2011. – С.158
Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – С.17.
Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб: Питер, 2012. – С.18
Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 2 апреля 2014 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492.
Официальный сайт ФНС России. – URL: http://www.nalog.ru/
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215.
Сформировано автором.
Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. – 5-e изд., испр. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С.205.
Ванюхина А.М., Шемякина М.С. Роль камеральной налоговой проверки в системе налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2015. № 6 (10). С.17.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215.
Приказ ФНС России от 25 сентября 2008 г. N ММ-4-2/33дсп@ «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок».
Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» // Информационно-правовая система «Гарант».
Письмо Минфина России от 24 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-471 «Об истребовании (выемке) налоговым органом, осуществляющим налоговую проверку, документов у налогоплательщика» // Информационно-правовая система «Гарант».
Приказ Федеральной налоговой службы от 25 февраля 2009 г. N ММ-7-6/85@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н» (ред. от 17 марта 2015 г.) // Информационно-правовая система «Гарант».
Амплеева С. Новый регламент камеральных проверок ограничивает произвол инспекторов [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/173330.html
Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством …» // Информационно-правовая система «Гарант».
Письмо Минфина России от 17 апреля 2007 г. N 03-02-07/1-182 // Информационно-правовая система «Гарант».
Источник информации: внутренняя отчетность Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области.
Источник информации: внутренняя отчетность Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области.
Источник информации: внутренняя отчетность Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области.
Источник информации: внутренняя отчетность Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области.
Источник информации: внутренняя отчетность Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области, официальный сайт ФНС России [Интернет-ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/
Источник информации: внутренняя отчетность Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области, официальный сайт ФНС России [Интернет-ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/
Производственный календарь на 2015 год // Информационно-правовая система «Гарант».
45
СИСТЕМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Учет налого-
плательщиков
Налоговые
проверки
Производство по делам
о налоговых правонарушениях
Камеральные
налоговые
проверки
Выездные
налоговые
проверки
Налоговый
мониторинг
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
В зависимости от характеристики контролируемых лиц
Налоговая проверка организаций
Налоговая проверка физ.лиц
В зависимости от объема контролируемой деятельности
Комплексная налоговая проверка
Тематическая налоговая проверка
В зависимости от степени охвата предметов контроля
Сплошная налоговая проверка
Выборочная налоговая проверка
В зависимости от периодичности проведения
Первоначальная налоговая проверка
Повторная налоговая проверка
В зависимости от характера контрольных мероприятий
Плановая налоговая проверка
Внеплановая налоговая проверка
В зависимости от места проведения мероприятия
Камеральная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка
Налоговое администрирование – деятельность государственных органов власти по обеспечению полноты сбора налоговых платежей в государственный бюджет
В финансовом аспекте
Налоговое администрирование –
это процесс управления, связанный с осуществлением налогового контроля
В управленческом аспекте
Налоговое администрирование – деятельность органов власти по поводу контроля за исполнение налогового законодательства и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
В юридическом аспекте
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФНС РОССИИ
Межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам
Межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам
Межрегиональная инспекция ФНС по ценообразованию для целей налогообложения
Межрегиональная инспекция ФНС по централизованной обработке данных
Управления ФНС по субъектам РФ
(85 управлений)
Межрайонные инспекции ФНС
Инспекции ФНС
по районам
Инспекции ФНС по городам без
районного деления
Инспекции ФНС по районам в городах
СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
Объект налого-обложения
Налоговая
база
Налоговый период
Уплата налога в бюджет
Исчисление налога (в т.ч. льготы)
Налоговая
ставка
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРАЙОННОЙ
ИФНС РОССИИ №21 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНТРОЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕ СВЯЗАННАЯ С КОНТРОЛЕМ
Информационно-разъяснительная деятельность
Учетно-аналитическая деятельность
Налоговый контроль
(учет налогоплательщиков, проведение камеральных и выездных проверок)
Взимание налоговых платежей
Обеспечение функционирования налогового органа
Контроль за применением ККТ
Контроль за проведением азартных игр
Валютный контроль
Контроль за исчислением и уплатой неналоговых платежей
Контроль за оборотом этилового спирта и алкогольной продукции
Территориально обособленные рабочие места (ТОРМ) в г.Можайске
Отдел финансового обеспечения
Взаимоувязка показателей
Проверка сопоставимости показателей
Проверка достоверности показателей
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Аналитический отдел
Отдел общего обеспечения
Отдел кадров и безопасности
Отдел оперативного контроля
Отдел камеральных проверок № 2
Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства
Отдел камеральных проверок № 1
Отдел информационных технологий
Отдел выездных
проверок
Отдел работы с налогоплательщиками
Отдел регистрации и учёта налогоплательщиков
Правовой отдел
Заместитель начальника инспекции
Заместитель начальника инспекции
НАЧАЛЬНИК ИНСПЕКЦИИ
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340.
5. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I. О налоговых органах Российской Федерации (ред. от 2 апреля 2014 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492.
6. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 5 февраля 2016 г.) // СЗ РФ от 4 октября 2004 г. N 40 ст. 3961.
7. Письмо Минфина России от 17 апреля 2007 г. N 03-02-07/1-182 // Информационно-правовая система «Гарант».
8. Письмо Минфина России от 24 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-471 // Информационно-правовая система «Гарант».
9. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 25 февраля 2009 г. N ММ-7-6/85@. Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н. (ред. от 17 марта 2015 г.) // Информационно-правовая система «Гарант».
10. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) // Информационно-правовая система «Гарант».
11. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» // Информационно-правовая система «Гарант».
12. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 14 июля 2015 г. N ЕД-4-3/12317@ «О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций» // Информационно-правовая система «Гарант».
13. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 25 сентября 2008 г. N ММ-4-2/33дсп@ «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок».
14. Аронов А.В. Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 544 с.
15. Грунина Д.К. Основы налогового администрирования. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. – 94 с.
16. Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2015. – 128 с.
17. Дорофеева Н.А., Брилон А.В., Брилон Н.В. Налоговое администрирование: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 296 с.
18. Ефремова Т.А. Налоговые органы России: становление, направления модернизации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
19. Килинкарова Е.В. Налоговое право зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 368 с.
20. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 354 с.
21. Налоги и налоговое администрирование: учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. направлениям и специальностям / Федерал. налоговая служба, Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации ; под ред. М.В. Мишустина. – М.: Просвещение, 2015. – 912 с.
22. Налоговое администрирование: учебное пособие / Под ред. проф. Л.И. Гончаренко. – М.: Кнорус, 2009. – 446 с.
23. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. – 5-e изд., испр. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 704 с.
24. Налогообложение организаций: Учебник. / под ред. проф. Гончаренко Л.И. – М.: Экономистъ, 2006. – 480 с.
25. Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 416 с.
26. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / Под ред. В.В. Кузьменко – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 186 с.
27. Правовые проблемы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Wolters Kluwer, 2012. – 224 с.
28. Проблемы налогового администрирования в Российской Федерации: монография / Под ред. Е.Б. Шуваловой. – М.: МЭСИ, 2012. – 187 с.
29. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Academia, 2013. – 208 с.
30. Теория и практика налогообложения: Учебник / Под ред. Н.И. Малиса. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
31. Ванюхина А.М., Шемякина М.С. Роль камеральной налоговой проверки в системе налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2015. № 6 (10). С. 16-24.
32. Ёжиков С.Г., Королева Л.П. Камеральные и выездные налоговые проверки: условия перехода количественных изменений в качественные // В сборнике: Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Лукьянчиков В.И.. Липецк, 2013. С. 31-33.
33. Журавская В.А., Пономарев О.В. Камеральные налоговые проверки: правовые и организационные проблемы проведения // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 17-2. С. 227-236.
34. Марченко М.А. Мероприятия налогового контроля при проведении камеральных налоговых проверок // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 45-47.
35. Симиренко О.В. Спецификация камеральных налоговых проверок как мероприятий налогового администрирования // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 75-79.
36. Цвилий-Букланова А.А. К вопросу о полномочиях налоговых органов в ходе проведения камеральных налоговых проверок // Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 19. С.99-106.
37. Шемякина М.С., Ванюхина А.М. Анализ методики камеральной налоговой проверки декларации по НДС // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4 (28). С. 100-109.
38. Щербакова Н.В. Организация работы налоговых органов по истребованию документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 7-8 (41-42). С. 65-68.
39. Щербакова Н.В., Ахмазьянова Л.Т. Камеральная налоговая проверка как одна из основных форм налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2015. № 7 (11). С. 88-96.
40. Рыкунова В.Л., Севрюкова Л.В. Совершенствование форм и методов контрольной работы налоговых органов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 102-106.
41. Амплеева С. Новый регламент камеральных проверок ограничивает произвол инспекторов [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/173330.html
42. Национальная экономическая энциклопедия [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.vocable.ru/
43. Официальный сайт ФНС РФ [Интернет-ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/
Вопрос-ответ:
Какая роль играют камеральные налоговые проверки в системе налогового администрирования?
Камеральные налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля и выполняют важную роль в системе налогового администрирования. Они позволяют налоговым органам проверять налоговую отчетность и документацию на предмет исполнения налогового законодательства. Такие проверки позволяют выявлять налоговые нарушения и осуществлять контроль за правильностью уплаты налогов.
Какова сущность камеральных налоговых проверок?
Сущность камеральных налоговых проверок заключается в том, что они осуществляются без присутствия проверяющих лиц и проводятся на основе анализа документов и сведений, предоставленных налогоплательщиками. Это позволяет налоговым органам провести детальный анализ налоговой отчетности и другой документации, проверить ее соответствие требованиям налогового законодательства и выявить налоговые нарушения.
Какие проблемы могут возникать при повышении эффективности камеральных налоговых проверок в России?
Одной из проблем повышения эффективности камеральных налоговых проверок в России является отсутствие объективности и прозрачности процесса проверки. Также возникают проблемы с недостаточной квалификацией сотрудников налоговых органов, их непрофессиональностью в проведении таких проверок. Кроме того, часто возникают проблемы с соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков во время проведения камеральных налоговых проверок.
Какие меры предпринимаются для повышения эффективности камеральных налоговых проверок в России?
Для повышения эффективности камеральных налоговых проверок в России предпринимаются ряд мер. Во-первых, проводится работа по совершенствованию законодательства в области налогового контроля. Во-вторых, осуществляется повышение квалификации сотрудников налоговых органов и развитие их профессионализма. Также внедряются современные информационные технологии, которые позволяют автоматизировать процесс проведения камеральных налоговых проверок и улучшить их эффективность.
Что такое камеральные налоговые проверки?
Камеральные налоговые проверки - это одна из форм налогового контроля, которая проводится официальными органами налоговой инспекции для проверки соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства. Отличительной особенностью камеральных проверок является их проведение в офисе налоговой инспекции, без выезда на место деятельности налогоплательщика.
В чем заключается роль камеральных налоговых проверок в системе налогового администрирования?
Камеральные налоговые проверки играют важную роль в системе налогового администрирования. Они позволяют налоговым инспекторам проверить правильность и полноту предоставления налоговой отчетности налогоплательщиком, а также выявить нарушения налогового законодательства. Это способствует соблюдению налоговой дисциплины и инспирит ее укреплению.
Какие проблемы повышают эффективность камеральных налоговых проверок в РФ?
В РФ существуют некоторые проблемы, которые могут снижать эффективность камеральных налоговых проверок. Например, недостаток квалифицированных кадров в налоговых инспекциях, что затрудняет проведение и анализ проверок. Также важную роль играет политическое вмешательство в деятельность налоговых инспекций, что может негативно сказываться на независимости и объективности проверок.
Как проходят камеральные налоговые проверки в Межрайонной ИФНС России по Московской области?
В Межрайонной ИФНС России по Московской области камеральные налоговые проверки проводятся в соответствии с установленными нормами и процедурами. Проверки осуществляются опытными налоговыми инспекторами, которые анализируют предоставленную налоговую отчетность, проверяют соответствие обязательствам по уплате налогов и выявляют нарушения налогового законодательства.
Какие формы налогового контроля существуют в России?
В России существуют различные формы налогового контроля, одной из которых является камеральная налоговая проверка. Это проверка, осуществляемая налоговыми инспекциями на основе документов и информации, предоставленной налогоплательщиками. Также существуют выездные налоговые проверки, которые проводятся непосредственно на месте хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Какова роль камеральной налоговой проверки в системе налогового администрирования?
Камеральная налоговая проверка является важной формой налогового контроля, позволяющей налоговым органам проверять правильность и полноту расчетов налогоплательщиков. Она дает возможность выявить налоговые нарушения, установить несоответствия между предоставленной налоговой отчетностью и фактическими оборотами организации. Кроме того, камеральные налоговые проверки помогают выявить случаи неправомерного получения налоговых льгот или скидок.
Какова практика проведения камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России по Московской области?
Практика проведения камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России по Московской области показывает, что такие проверки проводятся регулярно и охватывают широкий спектр налогоплательщиков. Они осуществляются с соблюдением установленных законом процедур и сопровождаются составлением актов проверки. В ходе проверок выявляются налоговые нарушения и принимаются меры по их устранению, в том числе возможно применение штрафных санкций.