Представление о любви в христианстве и секулярном гуманизме

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.06.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Секулярный гуманизм 4
1.1. Понятие секулярного гуманизма (определение, примеры, представители, зарождение) 4
1.3. Любовь к Богу 10
1.4. Любовь к ближним 11
1.5. Любовь к себе 13
Глава 2. Христианская любовь 15
2.1. Понятие христианской любви (ап. Павел, Евангелие, св. отцы и писатели) 15
2.2. Любовь к Богу 17
2.3. Любовь к ближним 18
2.4. Любовь к себе 20
Глава 3. Сравнение секулярного гуманизма и христианской любви 22
Заключение 25
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Но необходимо отметить, что любовь к ближним не главенствует, центром для христианской веры все таки остается любовь к Богу. Как же можно возлюбить всех одинаково? В христианстве каждый человек мыслиться как наш ближний мы не должны различать людей, по каким либо качествам, социальному статусу или мировоззрению. Истинную христианскую любовь можно почувствовать только если любить людей сразу без раздумий. Не относясь к ним с недоверием или предвзято, людей необходимо принимать с терпимостью и любовью, так учит нас христианство. Человеку необходимо тщательным образом воспитывать в себе христианские добродетели, истинный христианин должен быть приветлив и доброжелателен ко всем окружающим.
В своей статье К.Н. Леонтьев говорит о православном добродушии. Любовь к ближнему, именно его прощение, которое воспринимается как проявление любви в ее высшей степени, дается русскому православному человеку легче в силу особенностей менталитета.

Итак, любовь к себе в христианстве граничит с самопожертвованием и прощение. Истинная любовь должна провялятся в отношении человека к каждому во круг него. Любить ближнего необходимо, потому что через эту любовь человек становиться участным любовью Божественной в отношении, Его любви к чадам Его, то есть ко всем людям. Любовь истинная это состояние единства с миром, Богом, всеми христианами. Именно о такой истинной любви Иоанн Богослов сказал: «Бог есть любовь». Истинная любовь есть Царствие Божие внутри нас, образ Божий.

2.4. Любовь к себе
Наибольшую ценность в любви к самому себе имеет духовность и самодисциплина.
В обоих случаях любовь к себе понимается как самое сильное, глубокое, изначально присущее человеку чувство, необходимое для того, чтобы можно было бы возлюбить других и весь мир. Можно говорить о том, что любовь человека к самому себе есть мерило и камертон всех чувств христианина.
Что значит для истинного христианина возлюбить себя? Любовь к себе есть любовь образа Божьего в самом себе, так как каждый человек создан по образу и подобию его, то есть несет в себе Божественное отражение. Если человек возлюбил в себе себя, то это есть уже идолопоклонство, это уже сотворение кумира, строительство капища внутри себя. Но такое возникает только тогда, когда я себя люблю вместо Бога. Не Бога в себе, а себя вместо Бога. Если в любви нет Бога, то эта любовь непременно примет страстные формы, а это ведет к трагическим исходам. Надо любить себя – ту бессмертную душу, которую вверил нам Господь и которую ты должен спасти. Смысл любви к себе тогда можно понимать как стремление человека к спасению.
Здесь так же стоит коснуться темы аскетизма. Во многих источниках мы можем найти тезис о том, что главная идея христианской этики кроется в отречении от самого себя. Сам Новый Завет велит человеку возлюбить ближнего, как самого себя. И здесь стоит разъяснить, что любовь в себе должна заканчиваться там где начинается любовь к Богу, дабы любовь к себе не переросла в эгоизм и себялюбие. Любить себя можно в христианском понимании, можно любить себя как создание Божье, а создание такое нужно воспитывать и учить быть милостивым. Можно любить себя и мыслить, как центр мира, именно эту любовь в себе и надо искоренить.
Благочестивый христианин ведет постоянную борьбу с проявлениями корысти и другими нечестивости. То есть человека призывают отречься от всего низменного в себе, в пользу истинной христианской любви.
Блаженный Августин отмечает: «Закон же любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и себе самому, и не желал ему того зла, какого не желает себе».


Глава 3. Сравнение секулярного гуманизма и христианской любви

Где же кроиться основное различие в понимании любви для представителя секулярного гуманизма и христианина? В этой главе исследования мы попробуем воссоздать диалог между ними.
Секулярный гуманизм принимает как наивысшую ценность личность человека, конечно в гуманизме не отрицается ценность любви, но любовь здесь вытекает из личностной самодостаточности. Если задать такой же вопрос христианину то он не задумываясь ответит – любовь. Здесь можно вспомнить строку из «Песни песней»: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне» (6:3).
В христианской религии ценность человека раскрывается в принятии этой ценности другим человеком, личность – это всегда лицо, обращенное к другому. Понять это нам помогает представление о любви к ближнему.
Любовь есть отношение, при котором центром, смыслом, содержанием и оправданием моей жизни являюсь не я, а другой – как это хорошо видно на примере влюбленных из «Песни песней». Для того чтобы войти в отношения, в которых наша человеческая сущность может раскрыться, мы должны довериться и отдать, посвятить себя кому-то другому.
Ценность любви в христианской религии есть абсолютная ценность в ее проявлении как любви к Богу и любви к ближнему. На этой ценности строиться все бытие человеческое.
К сожалению, в нашем сегодняшнем обществе место Бога и любви к нему в христианском понимании, заменила ценность человека его права и свободы. Отказавшись от образа человека, которого Творец создал по образу и подобию своему, человека которому может быть даровано спасение, секулярный гуманизм возводит на вершину образ человека, подверженного влиянию человеческих страстей. При чем, проявление человеческих страстей считается нормальным в секулярном гуманизме.
Общее благо, общественная солидарность и взаимопомощь отходят на второй план, потому что главным является «собирание сокровищ на земле» (Мф. 6:19) и удовлетворение повседневных потребностей и желаний, часто греховных, которые оказываются на вершине иерархии ценностей.
В основе христианского понимания любви лежит доверие, человек доверяется своей любви. Мы призваны покаяться, то есть довериться обещаниям Бога и покориться Его заповедям. Мы можем предаться Богу, потому, что Бог первым отдал Себя нам в Иисусе Христе.
И наконец, один из наиболее важных вопросов способна ли любовь в понимании секулярного гуманизма на прощение как высшее благодать любви? Гуманисты говорят о том, что они принимают выбор человека, но осуждают отступление от провозглашенных ценностей. Согласно взглядам представителей секулярного гуманизма оступившемуся не помогут в ущерб социума.
Позиция светского гуманиста – наказание с назиданием, христианского – покаяние с прощением и любовью.
Без Бога, вне Бога – прекращается сущий источник жизни, и жизнь превращается в процесс умирания: любовь преобразуется в ненависть, истина – в ложь, добро – в зло, красота – в уродство, блаженство – в страдание, разумная благая свобода творчества – в безумную и злую свободу разрушения, жизнь – в смерть.
Только лишь христианство говорит о спасении всех заблудших и оступившихся, потому что и они созданы по образу и подобию, то есть с любовью. Ибо познавший Христа, познал – Жизнь, Истину, Путь; ибо принявший Христа, принял – Любовь.
Истинная любовь не просто ценность, апофеоз этого представления заключен в послании Апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся…»
Не перестаёт и Божественная любовь к нам, хотя мы и отпали от своего Создателя, и развратились. Но и погибающим, нисходящим к смертной персти Он предуготовил путь спасения; «Ибо так возлюбил Господь Бог человека, что отдал за него Своего Сына Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Как вывод данной части исследования можно вынести тезис: без утверждения любящего Бога не представляется возможным утверждение нравственности и человечности. Позиция отрицания любви в христианском понимании, не дает человеческой душе пути к Спасению, пути духовного роста. Любовь есть стремление к развитию,


Заключение
В ходе исследования были выполнены задачи, поставленные во введении работы.
Подводя итоги можно говорить, что идеи гуманизма заключаются в понимании человека как основной ценности, в любви к нему. Понимание любви в секулярном гуманизме есть понимание свободы человека, его прав. Для секулярного гуманизма любовь к Богу это принцип «слепой» веры, лишающей человека свободы, как основной ценности. Главное в секулярном гуманизме не любовь к человеку, а уважение, именно в таком ключе рассматривается любовь. В целом гуманистическое мировоззрение предлагает человеку ценность любой жизни, человека учат жить для общих ценностей.
В противовес представлениям секулярного гуманизма была рассмотрена любовь в христианском представлении. Любовь христиане понимают как путь к Спасению, как наивысшую ценность веры.
Ценность любви в христианской религии есть абсолютная ценность в ее проявлении как любви к Богу и любви к ближнему. На этой ценности строиться все бытие человеческое.
Люди выбирающие жизнь без Божественной любви, пребывают в духовной пустоте, не испытав истинной любви как высшей ценности.
Список литературы

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие / Л.Е. Балашов. – М.: 2003. – 137с.
Бердяев Н.А. Философия свободы // Соченения. / Н.А. Бердяев – М.: Раритет, 1994. – 420 с.
Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. [Электронный ресурс] http://www.krotov.info/berdyaev/1944/oek_08.html.
Бородавкин С.В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры. / С.В. Бороддавкин. – Спб.:Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2004, 240с.
Бородавкин С. В. Человек в зеркале культуры // Здравый смысл. 2002/2003, № 1 (26), с. 29. Додд Ч.Г. Основатель христианства. / Ч.Г. Додд. - М.: 1997
Глушаков Е. Гуманизм христианский и светский с точки зрения верующего // ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2002/2003 № 1 (26) [Электронный ресурс] http://razumru.ru/humanism/journal/
Ефремов Ю. Православие и гуманизм [Электронный ресурс] Санкт-петербургское отделение Российского гуманистического общества: http://humanism.su/ru/
Круглов А.Г. Что такое достоинство? // Материалы к конференции движения «За гражданское достоинство // Здравый смысл. Специальный выпуск. Апрель. 1999, 22с
Кувакин В.А. Твой рай и ад / В.А. Кувакин. – М.: «Гнозис», с. 77.
Кувакин А.В. Признаем истину. Хотя бы по умолчанию // Здравый смысл. 2001/2002, № 1 (22), с. 19.
Кудишина А.А. Человечность человека. – М.: РГО, 2005, 390с.
Куртц П. Запретный плод/ П. Куртц. – М.: РГО, 2002, 222с.
Крук Р. Основы христианской этики / Р. Крук. – М.: Триада. 2005 17с.
Ноубель Д. Осмысливая современность. Киев: Центр просветительских программ Международной ассоциации христианских школ. 1989, 127с.
Митрополит Кирилл. Права человека и нравственная ответственность. Выступление на X Всемирном Русском Народном Соборе. – Сибирь, 2006, №318/3, С.178-186.
Об истинной религии. Теологический трактат. - Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с.
Прот. А.С. Миропольский. Любовь и самолюбие с религиозной точки зрения. Казань. 1910. Цензор - прот. Стефан Преображенский. [Электронный ресурс] http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miropolskij/
Рубанцова Т. А. Философско-методологические основания гуманизации образования // дисс. докт. филос. наук. – Новосибирск, 2001, 211 с.
Щепенко М. Гуманизм и христианство. / М.А. Щепенко. – М.: 2005, №10, С.189.



Куртц П. Запретный плод/ П. Куртц. – М.: РГО, 2002, 134с
Куртц П. Запретный плод/ П. Куртц. – М.: РГО, 2002, 41c.
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие / Л.Е. Балашов. – М.: 2003. – 62с.

Кувакин В.А. Твой рай и ад / В.А. Кувакин. – М.: «Гнозис», с. 77.
Бородавкин С.В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры. / С.В. Бороддавкин. – Спб.:Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2004, с. 95-96

Об истинной религии. Теологический трактат. - Мн.: Харвест, 1999. – 49c.









27


1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
2. Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие / Л.Е. Балашов. – М.: 2003. – 137с.
3. Бердяев Н.А. Философия свободы // Соченения. / Н.А. Бердяев – М.: Раритет, 1994. – 420 с.
4. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. [Электронный ресурс] http://www.krotov.info/berdyaev/1944/oek_08.html.
5. Бородавкин С.В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры. / С.В. Бороддавкин. – Спб.:Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2004, 240с.
6. Бородавкин С. В. Человек в зеркале культуры // Здравый смысл. 2002/2003, № 1 (26), с. 29. Додд Ч.Г. Основатель христианства. / Ч.Г. Додд. - М.: 1997
7. Глушаков Е. Гуманизм христианский и светский с точки зрения верующего // ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2002/2003 № 1 (26) [Электронный ресурс] http://razumru.ru/humanism/journal/
8. Ефремов Ю. Православие и гуманизм [Электронный ресурс] Санкт-петербургское отделение Российского гуманистического общества: http://humanism.su/ru/
9. Круглов А.Г. Что такое достоинство? // Материалы к конференции движения «За гражданское достоинство // Здравый смысл. Специальный выпуск. Апрель. 1999, 22с
10. Кувакин В.А. Твой рай и ад / В.А. Кувакин. – М.: «Гнозис», с. 77.
11. Кувакин А.В. Признаем истину. Хотя бы по умолчанию // Здравый смысл. 2001/2002, № 1 (22), с. 19.
12. Кудишина А.А. Человечность человека. – М.: РГО, 2005, 390с.
13. Куртц П. Запретный плод/ П. Куртц. – М.: РГО, 2002, 222с.
14. Крук Р. Основы христианской этики / Р. Крук. – М.: Триада. 2005 17с.
15. Ноубель Д. Осмысливая современность. Киев: Центр просветительских программ Международной ассоциации христианских школ. 1989, 127с.
16. Митрополит Кирилл. Права человека и нравственная ответственность. Выступление на X Всемирном Русском Народном Соборе. – Сибирь, 2006, №318/3, С.178-186.
17. Об истинной религии. Теологический трактат. - Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с.
18. Прот. А.С. Миропольский. Любовь и самолюбие с религиозной точки зрения. Казань. 1910. Цензор - прот. Стефан Преображенский. [Электронный ресурс] http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miropolskij/
19. Рубанцова Т. А. Философско-методологические основания гуманизации образования // дисс. докт. филос. наук. – Новосибирск, 2001, 211 с.
20. Щепенко М. Гуманизм и христианство. / М.А. Щепенко. – М.: 2005, №10, С.189.

Вопрос-ответ:

Что такое секулярный гуманизм?

Секулярный гуманизм - это философское учение, которое отделяет этику и мораль от религии и основывается на уважении к человеческому достоинству и самостоятельности.

Кто является представителями секулярного гуманизма?

Среди известных представителей секулярного гуманизма можно назвать Жана Поль Сартра, Бертрана Рассела, Ричарда Докинза и Сэма Харриса.

Что представляет собой христианская любовь?

Христианская любовь - это преданность и служение Богу, любовь к ближним и самолюбование.

Какова роль любви к Богу в христианстве?

Любовь к Богу является основой христианской веры и служит источником вдохновения для избавления от эгоизма и направления своей жизни на служение другим.

В чем заключается разница между секулярным гуманизмом и христианской любовью?

Секулярный гуманизм основан на уважении человеческого достоинства и самостоятельности, в то время как христианская любовь базируется на преданности Богу и служении ближним.

Каково понятие секулярного гуманизма?

Секулярный гуманизм - это философское направление, основанное на человеческом достоинстве и ценностях, независимых от религиозных убеждений. Он акцентирует внимание на развитии и счастье человека в настоящем мире, прославлении человеческого разума и этических принципах, предназначенных для общественной благотворительности и социальной справедливости.

Какие примеры секулярного гуманизма существуют?

Примеры секулярного гуманизма включают такие движения, как светский гуманизм, критическое мышление, экзистенциализм и гуманистическая психология. Они все стремятся к развитию и благополучию человека без привязки к религиозным доктринам.

Что сказано о любви к Богу в христианстве?

В христианстве любовь к Богу является основной заповедью. Христиане верят, что Бог является источником любви, и они должны отдавать Ему все свои сердца, души и разум. Это проявляется в поклонении, молитве и жизни, основанной на божественных установках.

Какие представления о любви к ближнему в секулярном гуманизме?

В секулярном гуманизме любовь к ближнему рассматривается как неотъемлемая часть человеческого достоинства. Секуляристы признают равенство всех людей и обязательство помогать другим. Это проявляется в содействии благотворительности, просвещении и борьбе за справедливость в обществе.

Как христианство относится к любви к себе?

В христианстве любовь к себе считается необходимой, но с ограничениями. Христианские учения наставляют своих последователей быть смиренными и нетерпимыми к гордыне и эгоизму. Любовь к себе должна выражаться в самоуважении, самообладании и заботе о своем ближнем.