Человеческий капитал как экономический ресурс (трудовые, предпринимательские ресурсы и ресурсы знаний в мире).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Мировая экономика
  • 31 31 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 09.06.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность понятия человеческий капитал 4
2. Виды и уровни человеческого капитала 8
3. Мировой опыт формирования и развития человеческого капитала 12
4. Институционное обеспечения развития человеческого капитала 24
Выводы 28
Список литературы 31



Фрагмент для ознакомления

Для анализа такого неравенства используют Индекс гендерного неравенства (англ .. TheGenderInequalityIndex), который оценивает неравенство в возможностях достижений между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивном здоровье, расширении прав и возможностей, а также на рынке труда[5, c. 76].Среднее значение мирового индекса гендерного неравенства составляет 0,463, то есть определяется 46,3% потерь от неравенства между мужчинами и женщинами в человеческом развития (табл.5). Наилучшее значение 0,045 характерно для Нидерландов. В пятерке стран-лидеров по ИГН стоят Швеция, Дания, Швейцария и Норвегия. Наихудшее значение наблюдается в Йемена (0,747). Для развитых стран-членов ОЭСР среднее значение индекса составляло 0,28, а для стран Южной Азии - 0,568.Таблица 5.Значение ИГН некоторых стран и групп за 2014 год [2]Значение ИГНРейтинг страны по ИГНУровень материн-скойсмер-тностиКоэффици-ент рож-даемости среди подростковДоля мест в парламенте (% женщин)Количество населения со средним образованиемУровень экономической активности населенияженщины мужчиныженщины мужчиныНидерланды0,045164,337,887,590,458,371,3Швеция0,055246,544.784,485,559,468,1Великобритания0,205341229,722,199,699,855,668,5Китай0,23135379,121,354,870,467,780,1США0,256422127,417,094,794,357,570,1Россия0,312513423,211,193,596,256,371,0Европа и Центральная Азия0,280___2823,116,781,485,849,669,0Страны с высоким ИЧР0,376___4745,918,562,965,246,875,3Общемировой ИГН0,463___14551,220,352,362,951,377,2Итак, глобализационные процессы обусловливают необходимость повышения конкурентоспособности персонала, улучшение качества человеческого капитала. При этом активизация инновационных составляющих устойчивого развития стран на основе разработки и внедрения информационных технологий, обеспечивает возможности повышения конкурентоспособности национальной экономики, подготовку высококвалифицированных специалистов. Интеграционные процессы и углубление международного разделения труда непосредственно влияют на процесс производства, модернизацию социально-трудовых отношений, что обусловливает необходимость адаптации национальной экономики к мировому рынку.4.Институционное обеспечения развития человеческого капиталаРазвитие мировой экономики в XXI веке характеризуется появлением таких новых явлений, как «новая» экономика, так называемая «экономика знаний», информационное общество, конвергенция доходов, сопровождающихся углублением сотрудничества международных организаций и координации международной экономической политики, определению общих для всей глобальной сообщества задач. Среди этих целей следует отметить формирование качественного человеческого капитала, а именно создание условий для накопления человеком определенных знаний, навыков, умений, используемых в различных сферах общественного воспроизводства, способствуют росту производительности труда и тем самым обеспечивают повышение качества жизни человека (согласно теории человеческого капитала).Многочисленные теоретические и эмпирические исследования показывают, что благоприятное макроэкономическая среда - необходимое, но недостаточное условие для рационального использования человеческого капитала, что свидетельствует о важной роли институциональной инфраструктуры. Несмотря на то, что построение информационного общества, «новой» экономики и повышения качества человеческого капитала является задачей глобальной экономики, институциональная среда нужно создавать и на макро-, так и на мезоуровне.Не вдаваясь в глубокое изучение методологических подходов к толкованию сути социальных институтов, отметим, что в этом контексте считаем целесообразным рассматривать их не только как совокупность правил, норм и инструментов, а прежде всего как государственные и негосударственные организации, учреждения и другие структурные единицы, призванные обеспечивать благоприятную среду для развития человеческого капитала.В широком смысле, согласно теории государственного управления, эти институты выполняют управленческие (контролирующие, координирующие и другие) функции[2]. Спектр их достаточно широк - от традиционных (органы законодательной и исполнительной власти, системы образования и науки, здравоохранения, профсоюзы и т.п.) до новейших (телекоммуникационная инфраструктура, инновационные кластеры), роль которых в нашем государстве в целом еще недостаточно оценена, хотя значимость ее доказана зарубежным опытом (табл.6).Таблица 6Институциональная инфраструктура развития человеческого капиталаНазвание (характеристика) института Основные функцииГосударственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; местные органы исполнительной власти: органы самоуправления; центры занятости (областные, районные, городские) управления статистики, управления труда и социальной защиты; управления образования и науки; управления здравоохранения; финансовое управление органы самоуправления (Совета) территориальные подразделения центральных органов исполнительной власти: Фонд государственного имущества; Антимонопольный комитет и др.Формирование правового поля: законодательная база; постановления органов местного самоуправления (постановления сессий областного, городского, районных советов и т.п.); мониторинг демографической ситуации и занятости населения; формирование целей, задач и инструментария реализации региональной политики содействия занятости, социальной защиты населения, повышение образовательного уровня и здравоохранения; контроль за качеством образовательных услуг; координационные функции; финансовая и организационная поддержка инициатив структур микроуровня и общественных организаций; обеспечения основных прав и свобод человека; контроль за уровнем экологии.Общественные и религиозные организации; общество защиты прав потребителей; информационно-консультативные центры; общественно-рабочие группы; фонды; церковь (околоцерковные общины, религиозные образовательные учреждения); ассоциации, объединения, творческие союзы, малые академии и т.д.Обеспечение социально-общественного диалога; содействие гендерному равенству; обеспечение психологической поддержки реэмигрантов (бывших работников); предоставление бизнес-консультаций; создание и обеспечение функционирования благотворительных организаций и благотворительных фондов, защита прав и свобод человекаОбразование и наука: дошкольные; средние, средние - специальные и высшие учебные заведения; научно-исследовательские институты; учебные агентства, агентства по повышению квалификации и профессиональной переориентации; управления образования и наукиПодготовка специалистов высокой квалификации, создание возможностей для всех граждан реализовать свои способности и знания и повысить таким образом свой уровень жизни; координация деятельности образовательных учреждений; методическая помощь учебным заведениям; контроль качества образовательных услуг; повышение квалификации и переквалификация работающего населенияПродолжение табл. 6Название (характеристика) институтаОсновные функцииСистема здравоохранения: государственные и частные лечебные учреждения; санаторно-курортные учреждения; управления здравоохранения.Повышение качества жизни граждан, а именно уровня здоровья, увеличение продолжительности жизни и продолжения трудоспособного возраста; уменьшение показателей детской смертности; применения мер по пресечению распространения эпидемий туберкулеза, ВИЧ / СПИДа и других опасных заболеваний, распространение информации о тяжелых заболеваниях; реализация региональных целевых программ; контроль за использованием бюджетных средствИнновационная инфраструктура: инновационные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные кластеры: научно-образовательные учреждения - бизнес-структуры - государствоОбеспечение инновационного развития, эффективного использования человеческого «технологического» капитала; институциональное обеспечение связи образования, науки и бизнеса; содействие поступлению частных финансовых ресурсов в образование и наукуИнституты, обеспечивающие доступ населения к информации: телекоммуникационная инфраструктура; общественно-рабочие группы; фонды; СМИ; пресс-службы местных органов исполнительной власти и самоуправления.Информационное обеспечение, в том числе обеспечение доступа к Интернет-ресурсам, различных источников правдивой информации о политических, экономических, культурных и др. новости, возможности трудоустройства; права и свободы граждан; связи с общественностью; формирование имиджа страны для международной продвижения.Финансовые институты: банки, небанковские учреждения: кредитные союзы; страховые компании; областные, районные и городские финансовые управленияАккумулирования и координация финансовых потоков; обеспечение доступа населения к кредитным ресурсам и страховых услуг; субсидирование, дотации, субвенции для отдельных слоев населения, на поддержку инновационного развития и т.д.; обеспечение прозрачности межбюджетных отношенийПрофсоюзные организацииРегулирование рынка труда; обеспечение соблюдения работодателями норм трудового законодательства; содействие повышению безопасности труда; контроль за соблюдением социальных гарантийКак показало исследование, в рамках социального инвестирования на государственном и региональном уровнях приоритетными направлениями являются финансирование масштабных социальных проектов в сфере обеспечения человеческого развития, реализация которых возможна только при условии государственной поддержки и имеет определяющее социальное значение как для региона, так и для государства в целом. Прежде всего, это инвестиции в образование, здравоохранение, инвестиции, направленные на развитие региональных рынков труда и инвестиции в культурное развитие населения. На уровне предприятий приоритетными направления социального инвестирования являются инвестиции в развитие персонала, развитие социальной сферы предприятия, реализацию стратегии социальной ответственности, социальных программ и общественно значимых социальных проектов, разработанных с учетом интересов основных заинтересованных сторон. На личностном уровне для обеспечения человеческого развития наибольшее значение имеют инвестиции в образование, здоровье, отдых, физическую культуру и спорт, а также духовная, благотворительная деятельность.Выводы Человеческий капитал как основа интеллектуального достояния организации является краеугольным камнем формирования производственного капитала постиндустриального общества. Развитие рыночной экономики сегодня связано с созданием добавленной стоимости в результате широкого внедрения инноваций, движущей силой которых становится высокоинтеллектуальная и творческая личность. Через ныне государственное регулирование в постиндустриальных странахнаправлено на расширенное воспроизводство интеллектуальной составляющей национального богатства.Формирование человеческого капитала является следствием разветвленной структуры индустриализованнойэкономики и значительных инвестиций, то есть владение им является характерным признаком среднего классаэкономически развитого общества. По определению средний класс - стабилизатор общества игарант его демократического развития, доказывает достоверность прогнозов относительно международной миграции «владельцев» человеческого капитала в рамках «фрикционного» уровня, при котором количество желающихизменить страну трудоустройства будет незначительной и мало зависит от экономических факторов.Для активации и использования интеллектуального потенциала конкурентоспособности национальной экономики решения требуют прежде всего такие проблемы: реформирование национальной системы высшего образования в соответствии с мировыми и европейскими стандартами с целью устранения диспропорции между новым технологическим укладом и устаревшей системой подготовки кадров и, как следствие, неадекватной качеству трудовых ресурсов; значительное усиление мотивации кадрового потенциала науки; внедрение государственных мероприятий, которые обусловливают активизацию спроса на инновации со стороны предприятий; содействие совершенства стратегического управления в научно-технологической среде; формирование и развитие на уровне предприятий стратегии управления интеллектуальной собственностью; распространение института партнерства при выполнении НИОКР как на взаимодействие субъектов реального сектора экономики, так и за его пределами (прежде всего на взаимодействие предприятий с субъектами секторов высшего образования и академической науки); оптимизация политики государственного финансового содействия развитию образования и науки; устранение неблагоприятного направленности миграционных потоков, которая сейчас ориентирована не на ввоз интеллектуального капитала, а на вывоз.Список литературыГапоненко А. Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. – М. :Эксмо, 2008. – 400 с.Гильтман М.А. К вопросу о методологии теории человеческого капитала. / М.А. Гильтман – Проблемы современной экономики. – 2009. – режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2607Иванюк И. А. Воспроизводство интеллектуального капитала [Электронный ресурс]: монография / И. А. Иванюк. – Режим доступа : http://creativeconomy.ru/library/prd218.php.Ильина Н.Е. Научные подходы к поня-тию человеческого капитала // Вестник- Экономист. — 2011. — № 2. — С. 36-42.Заде Ф., Корчагин Ю. А. Эффективность и качество на-циональных человеческих капиталов стран мира [Текст] / Ю. А. Корчагин. - Воронеж, 2011. – 207 с.Касаееа Т.В. Роль трудового ресурса человека в общественной производительной комбинации// Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. -Тамбов, 2012. Вып. 1. – С. 45-52.Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России: монография / науч. ред. Т.В. Гри-горова; Сибирский университет потреби- тельской кооперации. — Новосибирск, 2010. — 368 с.Корчагин Ю. Широкое понятие человеческого капитала // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=22.Радионова И. Экономический рост с участием человеческого капитала / И. Радионова // Экономика Украины. – 2009. - № 1. – С. 19-30.Романтеев П.В. Аналитический обзор методик оценки человеческого капитала // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — 02. — С. 25-37.Супрун В. А. Интеллектуальный капитал:Главный фактор конкурентоспособности экономики в ХХІ веке / В. А. Супрун. – М. :КомКнига, 2006. – 192 с.Цапенко И.В. Проблема эффективного воспроизводства человеческого капитала и инвестиционные подходы к ней // Инновации. – 2010. – № 4. – С. 34-41.Human Development Report 2015. Режимдоступа: http://hdr.undp.org/hdr5press/press/report/index.htmlMayo A. The Value of the Enterprise: Valuing People as Assets – Monitoring, Measuring, Managing. London: Nicholas Brealey Publishing. -2001. 238 р.www.hdirussia.ru- Интернет-портал «ЧеловеческийпотенциалРоссии»


1. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. – М. : Эксмо, 2008. – 400 с.
2. Гильтман М.А. К вопросу о методологии теории человеческого капитала. / М.А. Гильтман – Проблемы современной экономики. – 2009. – режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2607
3. Иванюк И. А. Воспроизводство интеллектуального капитала [Электронный ресурс]: монография / И. А. Иванюк. – Режим доступа : http://creativeconomy.ru/library/prd218.php.
4. Ильина Н.Е. Научные подходы к поня- тию человеческого капитала // Вестник- Экономист. — 2011. — № 2. — С. 36-42.
5. Заде Ф., Корчагин Ю. А. Эффективность и качество на- циональных человеческих капиталов стран мира [Текст] / Ю. А. Корчагин. - Воронеж, 2011. – 207 с.
6. Касаееа Т.В. Роль трудового ресурса человека в общественной производительной комбинации// Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2012. Вып. 1. – С. 45-52.
7. Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России: монография / науч. ред. Т.В. Гри- горова; Сибирский университет потреби- тельской кооперации. — Новосибирск, 2010. — 368 с.
8. Корчагин Ю. Широкое понятие человеческого капитала // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=22.
9. Радионова И. Экономический рост с участием человеческого капитала / И. Радионова // Экономика Украины. – 2009. - № 1. – С. 19-30.
10. Романтеев П.В. Аналитический обзор методик оценки человеческого капитала // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — 02. — С. 25-37.
11. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал:Главный фактор конкурентоспособности экономики в ХХІ веке / В. А. Супрун. – М. : КомКнига, 2006. – 192 с.
12. Цапенко И.В. Проблема эффективного воспроизводства человеческого капитала и инвестиционные подходы к ней // Инновации. – 2010. – № 4. – С. 34-41.
13. Human Development Report 2015. Режим доступа: http://hdr.undp.org/hdr5press/press/report/index.html
14. Mayo A. The Value of the Enterprise: Valuing People as Assets – Monitoring, Measuring, Managing. London: Nicholas Brealey Publishing. -2001. 238 р.
15. www.hdirussia.ru - Интернет-портал «Человеческий потенциал России»

Вопрос-ответ:

Что такое человеческий капитал?

Человеческий капитал - это экономический ресурс, представленный навыками, знаниями и опытом человека, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг.

Какие виды и уровни человеческого капитала существуют?

Виды человеческого капитала включают образование, профессиональные навыки и здоровье. Уровни человеческого капитала могут быть различными у разных людей, в зависимости от их образования, опыта работы и других факторов.

Каков мировой опыт формирования и развития человеческого капитала?

Мировой опыт формирования и развития человеческого капитала включает различные подходы к образованию, профессиональной подготовке и здравоохранению. Разные страны имеют разные системы образования и программы подготовки, которые направлены на развитие человеческого капитала.

Как институциональное обеспечение влияет на развитие человеческого капитала?

Институциональное обеспечение, такое как правительственные политики и программы, законы о труде и образовании, может оказывать значительное влияние на развитие человеческого капитала. Наличие эффективных и доступных систем образования и здравоохранения, а также возможностей для профессионального роста и развития, играет важную роль в формировании и совершенствовании человеческого капитала.

Каким образом используется Индекс гендерного неравенства для анализа неравенства?

Индекс гендерного неравенства или The Gender Inequality Index используется для оценки неравенства между мужчинами и женщинами. Он учитывает различные показатели, включая достаток, образование и здоровье, и позволяет анализировать и сравнивать уровень гендерного неравенства в разных странах.

Что такое человеческий капитал?

Человеческий капитал - это экономический ресурс, представленный знаниями, навыками, образованием и опытом работников. Он является основным фактором, определяющим продуктивность и экономический рост.

Какие виды и уровни человеческого капитала можно выделить?

Виды и уровни человеческого капитала могут быть разнообразными. Основными видами являются физический и интеллектуальный капитал. Уровни можно разделить на индивидуальный, организационный и национальный.

Каким образом развивается человеческий капитал в мире?

Развитие человеческого капитала в мире происходит через инвестиции в образование, повышение квалификации работников, развитие научно-технического прогресса и развитие инноваций. Также важным является социальное обеспечение и содействие здоровью и благосостоянию населения.

Как институциональное обеспечение развития человеческого капитала влияет на экономику?

Институциональное обеспечение развития человеческого капитала играет ключевую роль в экономике. Это включает в себя создание устойчивой системы образования и поддержку научных исследований, а также разработку законов и политик, способствующих улучшению условий для работы и развития людей.

Как оценивается неравенство в показателях гендерного неравенства?

Для анализа гендерного неравенства используется Индекс гендерного неравенства, который оценивает неравенство в различных областях, таких как здоровье, образование и экономическая активность. Этот индекс позволяет оценить уровень дискриминации и неравноправия между мужчинами и женщинами.

Что такое человеческий капитал?

Человеческий капитал - это экономический ресурс, представляющий собой совокупность навыков, знаний, образования и опыта, которыми обладают работники и могут использовать для создания ценности и улучшения производительности.