Отечественная историография об импровизации в контексте истории джаза

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 09.06.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. История джаза 5
1.1 Истоки джазовой музыки 5
2.1 Становление джаза 9
2. Отечественная историография джаза 17
Заключение 26
Список использованных источников 28

Фрагмент для ознакомления

Книга на протяжении почти два десятилетия оставалась единственной книгой посвященной исследованию отечественного джаза. В книге систематически изложена история джаза в СССР непосредственно по первоисточникам. В книге также обширное место занимают беседы с музыкантами – пионерами отечественного джаза. Книга ценна и библиографической составляющей в которой Баташев А.Н. 329 наименований как русскоязычных, так и других языков народов СССР. Баташев сам напрямую бал связан с джазовой музыкой. До начала 1950-х годов он играл на кларнете и саксофоне. Потом занимался организаторской деятельностью и одновременно преподавал на курсах повышения квалификации музыкантов в Московском объединении музыкальных ансамблей, а с 1967 г. в Школе джаза МИФИ разработав ряд учебных программ. Из-под его пера публикации посвященные джазу стали выходить с 1962 года. Кроме русскоязычных газет и журналов также публиковался в ряде американских, польских и других международных изданиях. В 1965 году Лейтисом Н.Ш. и руководимым им Ленинградским городским джазовым клубом выходит самиздатовский журнал «Квадрат». С начала своего существования журнал существовал, как бы, полуофициально в качестве информационного бюллетеня Ленинградского городского комитета ВЛКСМ и «Ленинградского городского джазового клуба». В журнале «Квадрат» начали свою деятельность многие авторы занимающиеся исследованиями джаза, которые продолжают писать до сих пор. Журнал выходил где-то раз в год, а то и меньше. С 1965 по 1979 годы главным редактором журнала являлся Е.С. Барбран. Журнал распространялся неофициально по внутренним каналам джазовой субкультуры и не был доступен широкой аудитории. С 1979 года издание «Квадрата» из Ленинграда переносится в Новосибирск. В 1984 году Е.С. Барбран эмигрирует в Лондон, где ведет джазовые передачи на канале BBC.Одновременно с «Квадратом» выходил еще одно издание «Пульс джаза» руководимое Коппом Р. Своеобразие этого издания заключалось в том, что оно вывешивалось как стенгазета по воскресеньям на концертах городского джаз-клуба. Копии «Пульса джаза» распространялись почти по всем джаз-клубам СССР. Историографические итоги всему советскому джазу в 1982 году решает подвести Медведев А.В. Сначала для издательства «Советский композитор» он подготавливает сборник статей, интервью с музыкантами и биографических очерков, но в связи с цензурой в то время книга выходит только через пять лет. Толстая книга «Советский джаз. Проблемы, события, мастера» включала в себя тексты, написанные всеми заметными исследователями джаза на тот период: «Ефим Барбан, Алексей Баташёв, Алексей Колосов (р. 1958, в постсоветский период — многолетний ведущий программы «Когда не хватает джаза» на «Радио России»), Леонид Переверзев, Аркадий Петров, Дмитрий Ухов, Владимир Фейертаг, старейшина эстонской джазовой критики и журналистики Вальтер Оякяэр, рижский журналист Валерий Копман и многие другие. В этом эпохальном сборнике дебютировал и Андрей Соловьёв (р. 1958), в 1990-е — известный джазовый радиоведущий, а в 2000-2010-е — влиятельный джазовый подкастер, причём дебютировал не только как журналист, но и как дискограф: вместе с главой джаз-клуба МГТУ им. Баумана Игорем Косолобенковым (1944-1994) он создал для «Советского джаза» первую в своём роде дискографию джазовых пластинок в СССР, охватывающую период с 1960 по 1984 г.». [9]По цензурно-идеологическим соображениям история отечественного джаза в этом издании предстает в искаженном виде. В книге не затрагивается сталинская эпоха, а точнее годы репрессий, которыми подверглись джазовые музыканты и просто любители этой музыки. И естественно не упоминаются музыканты, уехавшие в эмиграцию из СССР в 1970-80-е гг. – это, прежде всего, трубачи ЭдиРознер и Валерий Пономарев, саксофонисты Игорь Высоцкий, Анатолий Герасимов, Вадим Вядро, Роман Кунсман и многие другие. Для нас интерес в этой книге составляют два исследования, посвященные джазовой импровизации – это Е.С. Барбан «Джазовая импровизация (К проблеме построения теории) и Чугунов Ю.Н. «И. Бриль «Практический курс джазовой импровизации».Начнем с исследования Е.С. Барбан «Джазовая импровизация». Автор определяет джазовую импровизацию как разновидность коммуникации. Такая коммуникация строится по схеме: передатчик информации (импровизатор), получатель (слушатель) и передающий информацию канал связи и помехи, влияющие на чистоту переданной информации. Джазовая коммуникация во многом зависит от коммуникативной компетенции импровизатора, которая, прежде всего, должна включать языковую компетенцию. Языковая компетенция – это знание импровизатором языкового кода и его эстетического употребления. Также языковая компетенция импровизатора включает в себя знания и умения порождать грамматически отмеченные высказывания, но и навык приобретенный опытным путем. Коммуникативная компетенция включает в себя репертуар импровизатора – это совокупность коммуникативных навыков, которая складывается из его языковой компетенции и художественной апперцепции. В статье Чугунова Ю.Н. «И. Бриль «Практический курс джазовой импровизации» пишет, что джазовая импровизация – это не просто что-то неожиданное и внезапное, а в основе джазовой импровизации лежит упорный труд, бесконечный отбор вариантов, тяжкие поиски стиля. В джазе невозможно быть первоклассным импровизатором без овладения всеми выразительными музыкальными средствами. Чтобы сделать свою импровизацию качественной музыканту нужно обладать блестящей техникой игры, виртуозным владением своего инструмента. Импровизация не терпит неуклюжести, хотя и создает впечатление легкости и естественности. Кроме того, автор сетует, что до появления учебного пособия по джазовой импровизации «Практический курс джазовой импровизации» отечественные музыканты овладевали импровизацией интуитивно, вслушиваясь с импровизации джазовых мастеров и перекладывая их на ноты, ибо в СССР не существовало ни одного приличной работы по методике импровизации. [11]В 1989 году выходит первый, по понятным причинам, и последний, советский официальный джазовый журнал «Джаз» просуществовавший не более двух лет. Издавала журнал Советская джазовая федерация. Выпуском первого номера занимались редакторы: пианист О.П. Молокоедов и создатель антрепризы «Длинные руки» и авангардного клуба «ДОМ» Н.Н. Дмитриев. Вторым номером (1990) и последним (1991) занимался только О.П. Молокоедов. «Тем не менее, в журнале публиковался достаточно широкий спектр авторов, среди которых — Алексей Баташёв, Юрий Верменич, Владимир Корнеев, Игорь Косолобенков, Валерий Котельников, Леонид Переверзев, Дмитрий Ухов и др.». [9]Выводы по второй главеПервой книгой выпущенной в СССР посвященной исследованию джаза можно считать сборник из зарубежных авторов «Джаз-банд и современная музыка», к которому написал предисловие и заключение молодой музыковед С.Д. Гинзбург. В них он уделяет место и джазовой импровизации. Вторым видным исследователем джаза можно считать В.Д. Конен. Сначала она ограничивалась лишь публикацией статей в музыкальных изданиях, но в восьмидесятые годы из под ее пера выходят такие фундаментальные книги как «Пути американской музыки», «Этюды о зарубежной музыке», «Блюзы и ХХ век» и «Рождение джаза» повлиявшие на дальнейшее развитие на исследования джаза, а в особенности ее импровизационной составляющей. Но второй книгой посвященной джазу в СССР считается «Джаз» написанная в 1960 году совместно с Мысовским В.С и Фейртагом В.Б.Начиная с 1959 года, большой вклад в развитие джазового музыковедения вносит Переверзев В.Б.. Его статьи публикуются в десятках изданиях по всей стране. В 1972 году выходит в свет монография Баташева А.Н. «Советский джаз». В ней в отличие от других изданий, посвященных джазу, исследуется отечественный джаз. Кроме истории развития джаза в СССР в книгу вошли беседы с самыми заметными отечественными джазменами на то время. Большой вклад в отечественное джазоведение внесло издание журнала «Квадрат» главным редактором, которого несколько лет являлся видный исследователь джаза Е.С. Барбан. Журнал давал возможность публиковаться нескольким десяткам авторов посвятивших свою жизнь исследованию джаза.Стоит отметить еще одно издание внесшее вклад в отечественное джазовое музыковедение. В 1987 году выходит книга «Советский джаз. Проблемы, события, мастера». По существу это сборник статей всех ведущих на то время джазовых исследователей. Например, туда входят статьи Чугунова Ю.Н. и Е.С. Барбан посвященные джазовой импровизации.ЗаключениеПереверзев Л.Б. посвящает свое исследование тому, как джазовая импровизация белыми музыкантами превращается в композиции. Целью таких превращений – это преувеличение непосредственной эмоциональности, инстинктивности, стихийности, дикости и необузданности и все того, что ассоциировалось с негритянской музыкой, что пользовалось популярностью у публики.Конен В.Д. восстает против коммерциализации джаза, характеризуя джазовую импровизацию как динамичное, напряженное направление в музыкальном искусстве тем самым противопоставляя ее омертвению белыми музыкантами . Джазовая импровизация связана с народным искусством в то же время создает собственное музыкальное видение, передающееся печальную поэзию блюзов, огненность, темпераментность, непосредственность народных африканских танцев. В отличие от народной импровизации джазовая - отталкивается от созданного музыкального сценария, что требует от музыканта большого напряжения фантазии, большой творческой и исполнительской техники, а также большой музыкальной образованности. Импровизация в джазе характеризуется разнообразным ритмом, не имеющим аналогов в иной музыке, сложной и красочной полифонией.Для Барбана Е.С. джазовая импровизация – это форма коммуникации, которая строится по схеме: передатчик информации (импровизатор), получатель (слушатель) и передающий информацию канал связи и помехи, влияющие на чистоту переданной информации. И такая форма коммуникации имеет свой собственный язык.Чтобы быть адекватным передатчиком импровизатор обязан обладать импровизационным языком и мыслить на этом языке. Как же обстояло дело с импровизацией в отечественном джазе? Чугунов Ю.Н. пишет, что отечественные музыканты овладевали импровизацией интуитивно, вслушиваясь в импровизации джазовых мастеров и перекладывая их на ноты, ибо в СССР не существовало ни одного приличной работы по методике импровизации. Но для хорошей джазовойимпровизации музыканту необходимо обладать блестящей техникой игры, виртуозным владением своего инструмента. Импровизация не терпит неуклюжести, хотя и создает впечатление легкости и естественности. Поэтому так был важен выход книги И. Бриля «Практический курс джазовой импровизации».Список использованных источников1. Бородина Г. История джаза. Основные стили, выдающиеся исполнители. – М.: Классика, 2014. – 346 с.2. Джаз-банд и современная музыка. Сборник статей. // под ред. Гинзбурга С.Д. – М.: Academia, 1926. – 48 с.3. Коллиер Л.Д. Становление джаза. – М.: Радуга, 1984. – 392 с. 4. Конен В.Д. Блюзы и XX век. - М.: Музыка, 1980. – 80 с.5. Конен В.Д. История зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1981. – 534 с. 6. Конен В.Д. Рождение джаза. - М.: Сов.композитор, 1984 . - 312 с.7. Конен В.Д. Пути американской музыки. М.: Музыка, 1965. – 528 с. 8. Митропольский М.М. Краткая история джаза для начинающих. [Электронный ресурс] URL: http://www.jazz.ru/books/history/9. Мошков К. В.Джазовая журналистика в России: из подполья в резервацию за 60 лет. [Электронный ресурс] URL: http://www.moshkow.net/jazz-journalism-in-russia.htm10. Мошков К. В. Индустрия джаза в Америке. XXI век. – Спб.: Лань, 2013. – 640 с. 11. Советский джаз. Проблемы.События.Мастера. Сборник статей. // под ред. Медведева А.В., Медведевой О.Р.- М.; Сов. композитор, 1987. - 592 с.12. Переверзев Л.Б. Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе. – Спб.: Лань, 2011. – 512 с. 13. Фейртаг В.Б. Диалог со свингом. Давид Голощекин о джазе и о себе. – Спб.: Культ-информ-пресс, 2003. - 320 с. 14. Фейртаг В.Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. – Спб.: Скифия, 2011. – 564 с. 15. Фейртаг В.Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга. Время и судьбы. – Спб.: Лань, 2014. – 432 с.


1. Бородина Г. История джаза. Основные стили, выдающиеся исполнители. – М.: Классика, 2014. – 346 с.
2. Джаз-банд и современная музыка. Сборник статей. // под ред. Гинзбурга С.Д. – М.: Academia, 1926. – 48 с.
3. Коллиер Л.Д. Становление джаза. – М.: Радуга, 1984. – 392 с.
4. Конен В.Д. Блюзы и XX век. - М.: Музыка, 1980. – 80 с.
5. Конен В.Д. История зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1981. – 534 с.
6. Конен В.Д. Рождение джаза. - М.: Сов. композитор, 1984 . - 312 с.
7. Конен В.Д. Пути американской музыки. М.: Музыка, 1965. – 528 с.
8. Митропольский М.М. Краткая история джаза для начинающих. [Электронный ресурс] URL: http://www.jazz.ru/books/history/
9. Мошков К. В. Джазовая журналистика в России: из подполья в резервацию за 60 лет. [Электронный ресурс] URL: http://www.moshkow.net/jazz-journalism-in-russia.htm
10. Мошков К. В. Индустрия джаза в Америке. XXI век. – Спб.: Лань, 2013. – 640 с.
11. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. // под ред. Медведева А.В., Медведевой О.Р. - М.; Сов. композитор, 1987. - 592 с.
12. Переверзев Л.Б. Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе. – Спб.: Лань, 2011. – 512 с.
13. Фейртаг В.Б. Диалог со свингом. Давид Голощекин о джазе и о себе. – Спб.: Культ-информ-пресс, 2003. - 320 с.
14. Фейртаг В.Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. – Спб.: Скифия, 2011. – 564 с.
15. Фейртаг В.Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга. Время и судьбы. – Спб.: Лань, 2014. – 432 с.

Вопрос-ответ:

Что представляет из себя отечественная историография об импровизации в контексте истории джаза?

Отечественная историография об импровизации в контексте истории джаза - это совокупность исследований, книг, статей и других публикаций отечественных историков, посвященных изучению истории джаза и его элемента - импровизации.

Какие истоки джазовой музыки есть в истории джаза?

Истоки джазовой музыки в истории джаза связаны с музыкальными традициями африканских народов, а также с эволюцией музыки рабов в Америке, включая ритмические и гармонические элементы таких жанров, как блюз, регтайм и марш.

Как происходило становление джаза в истории джаза?

Становление джаза в истории джаза происходило в начале XX века в США. Основной вклад в развитие джаза внесли афроамериканские музыканты, которые сочетали элементы африканской и американской музыкальной традиции, добавляя свою собственную импровизацию и ритмическую свободу.

Что известно об отечественной историографии джаза?

Отечественная историография джаза включает в себя широкий спектр исследований, которые охватывают различные аспекты истории джаза в СССР. Одним из значимых источников является книга, которая являлась единственной на тот момент и комбинировала историографические данные с беседами с музыкантами-пионерами.

Какие источники использовались для составления отечественной историографии джаза?

Для составления отечественной историографии джаза использовались различные первоисточники, включая архивные материалы, документы, записи выступлений и интервью с музыкантами. Также важной частью исследования были беседы с музыкантами, которые помогли восстановить историю джаза в СССР.

Какая книга является единственной посвященной отечественному джазу и исследованию импровизации?

Книга, которая рассматривает отечественный джаз и исследование импровизации в этом контексте, и которая оставалась единственной в своем роде на протяжении почти двух десятилетий, - это книга, в которой систематически изложена история джаза в СССР по первоисточникам и содержит беседы с музыкантами, является такой книгой.

Какова основная тематика книги по отечественной истории джаза?

Книга по отечественной истории джаза основательно рассматривает историю джаза в СССР с учетом первоисточников и содержит большое количество бесед с музыкантами. Это позволяет представить полную картину становления и развития джазовой музыки в стране.

Сколько времени книга оставалась единственной в своем роде?

Книга, посвященная отечественному джазу и исследованию импровизации, оставалась единственной в своем роде на протяжении почти двух десятилетий. За это время она стала неотъемлемым источником для изучения истории джаза в СССР.

Какие источники использует автор книги о джазе в СССР?

Автор книги о джазе в СССР систематически использует первоисточники для изложения истории джаза в стране. Это позволяет подробно и точно описать происхождение и развитие джазовой музыки, а также позволяет проследить пути ее влияния и импровизации.