Сравнительный анализ субкультуры футбольных и хоккейных фанатов
Заказать уникальную дипломную работу- 86 86 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 11.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Спортивные фанаты, как представители субкультуры 7
1.1. Понятие и виды субкультур 7
1.2. Особенности субкультуры футбольных и хоккейных фанатов 17
1.3. Фан-движение как составляющая субкультуры фанатов профессионального спорта 26
Глава 2. Субкультура футбольных и хоккейных фанатов в современном российском обществе 37
2.1. Фан-движения футбола и хоккея в России 37
2.2. Составляющие системы ценностей ФК «Зенит» и ХК «СКА» 52
2.3. Сходства и различия элементов субкультуры футбольных и хоккейных фанатов в России 70
Заключение 75
Список литературы 78
Приложения 81
Таким образом, футбольные фанаты оказались более критичны и требовательны к себя и даже с учетом того, что они явно относили себя к фан-движению, они сомневались в том, что отвечают всем требованиям, которые необходимые полноценному фанату.
У футбольных больший разброс мнений В тоге система ценностей футбольных фанатов более обширна, а хоккейных ограничены. Футбольные фанаты более критичны к себе, многие считают что они не соответствуют требованиям.
Рис. 4. Соответствие требованиям для фаната
В следующем вопросе было выявлено испытывали ли респонденты гордость за свой фан-клуб. В результате среди футбольных фанатов 76% испытывало гордость за свой фан-клуб. Не испытывали такого чувства 3% и 21% затруднялись с ответом.
Среди хоккейных фанатов испытывали гордость только 14%, затруднились с ответом 71% и 15% ответили отрицательно.
В результате возможно отметить что у футбольных фанатов существует больше поводов гордиться своими фан-клубами или большая к этому предрасположенность. Хоккейные же фанаты в своем большинстве затруднялись ответить, в связи с чем ценность самого клуба для них может быть так важная в сравнении с футбольными фанатами.
Рис. 5. Испытывали ли гордость за свой фан-клуб
Далее респонденты должны были выбрать две характеристики, свойственные для идеального фаната.
Среди футбольных фанатов первенство заняли следующие характеристики:
1. он должен быть полностью погружен в интересы развития фан-клуба – 46%
2. он должен защищать интересы фан-клуба любой ценой -100%
3. он должен быть нетерпим к конкурентам – 54%.
Среди хоккейных фанатов выбор был сделан следующим образом:
1. он должен защищать интересы фан-клуба любой ценой – 21%
2. он должен проявлять терпимость (толерантность) по отношению к тем, кто не является фантом хоккея – 79%;
3. должен быть информирован о событиях, матчах, правилах, символике и пр. – 100%.
В результате среди фанатов футбола присутствует большая категоричность в системе ценностей, ориентированных на преданность идеалам тогда, как хоккейные фанаты делают акцент на внутренней среде клуба и терпимости к тем, кто имеет иные ориентиры, а также на качестве информированности об атрибутике клуба.
Далее был получен ответ на вопрос о том, чувствуют ли себя респонденты значимыми членами клуба.
В результате среди футбольных фанатов 76% ощущали себя значимыми членами клуба и выразили уверенность в этом. Не чувствовали своей значимости только 3% и 21% затруднялись с ответом.
Среди хоккейных фанатов значимыми членами клуба себя чувствовали только 14%, затруднились с ответом 71% и 15% ответили отрицательно.
В результате возможно отметить что у футбольных фанатов присутствует большее количество человек, которые ощущают свою значимость и чувствуют, что делают определенный вклад. Хоккейные же фанаты в своем большинстве затруднялись ответить.
Рис. 6. Ощущают ли себя значимыми членами клуба
Подобные показатели могут быть следствием того, что в целом ФК «Зенит» более ориентирован на своих болельщиков, чем ХК «СКА». Это просматривается уже на уровне официальных сайтов из которых на сайте ФК «Зенит» расположено больше информации о клубе и его команде, болельщикам предлагается больше возможностей проявить себя, как фанатов, присутствует специализированная команда поддержки, обратная связь с фанатами и фан-клубами а так же разработаны системы бонусов и поощрений для фанатов. На уровне ХК «СКА» ситуация более скромная и нет такого ажиотажа в отношении поддержки фанатов и развития связи с ними. В результате фан-клубы ХК «СКА» менее многочисленны и более обособлены, чем у ФК «Зенит».
Далее были выявлены критерии готовности со стороны фаната защищать интересы фан-клуба.
Для футбольных фанатов они выразились в следующем. Агрессию признало эффективным 100% болельщиков. Далее по уровню популярности шла осведомленность – 32%. Для 41% стали актуальными владения специальными навыками и для 27% физическая подготовка.
Среди фанатов хоккея ведущим критерием стал высокий моральный дух – 56%. 44% отметили физическую подготовку и 100% обладание специальными навыками.
Рис.7. Критерии готовности защищать интересы фан-клуба
Далее было выявлено мнение респондентов о том, является ли для фан-клуба необходимой четкая иерархия.
Необходимым данный компонент считают 56% футбольных фанатов. Считают, что в этом отсутствует необходимость 32% и 12% затруднялись с ответом.
Среди хоккейных фанатов необходимым компонентом иерархию считают только 11%, для 76% она не является необходимым компонентом и 13% затруднялись с ответом.
Рис. 8. Необходимость иерархии в фан-группе
В результате футбольные болельщики более лояльно настроены к иерархии на уровне фан-движения и более половины определяет ее необходимым компонентом. Для хоккейных фанатов она практически не востребована.
При помощи следующего вопроса у болельщиков были выявлены актуальные критерии самоидентификации и определение себя, как представителя фан-движения в этой иерархии.
Для футбольных болельщиков иерархия определилась следующим образом:
1. Гражданин России – 100%.
2. Фанат своего фан-клуба - 30%
3. Поклонник футбола – 100%
4. Житель своего региона, города, села – 27%
5. Назвал бы свою профессию, род занятий (учитель, предприниматель и т.д.) – 21%
6. Назвал бы свою семейную роль (отец, мать, брат, и т.п.) – 36%.
Для болельщиков хоккея иерархия распределилась следующим образом:
1. Гражданин России – 100%
2. Фанат своего фан-клуба - 18%
3. Поклонник хоккея – 56%
4. Житель своего региона, города, села – 11%
5. Назвал бы свою национальность (русский, украинец и т.п.) – 9%
6. Назвал бы свою профессию, род занятий (учитель, предприниматель и т.д.) – 67%
7. Назвал бы свою семейную роль (отец, мать, брат, и т.п.) – 39%.
Далее была выявлена степень удовлетворенности респондентами присутствующей на уровне фан-групп системы иерархии.
Для футбольных фанатов существующая иерархия является удовлетворительной для 41%, не полностью удовлетворяет 37% и полностью удовлетворительной ее оценили 22%.
Среди хоккейных фанатов степень удовлетворенности гораздо выше. Полностью удовлетворительной иерархию признали 76%, не полностью, 24% и неудовлетворительной не отметил ни один респондент.
В результате степень удовлетворенности иерархией для хоккейных фанатов указывает, что огни менее щепетильно относятся к ней, как компоненту системы ценностей в отличие от фанатов футбольных.
Рис. 9. Удовлетворенность иерархией в фан-группе
При помощи следующего вопроса были выявлены актуальные каналы для получения информации у фанатов. Для футбольных фанатов преимущественную роль играли сайты интернет-пространства. Их отметили в качестве актуальных 67% респондентов. 30% выбрали телевидение и радио и 3% - социальные сети.
Рис. 10. Актуальные каналы информации
Среди хоккейных фанатов социальные сети стали более актуальным каналом и их оценили, как значимые 32%. Сайты интернет выбрали 41% и 27% определили решающим каналом телевидение и радио.
Данные факторы демонстрируют не только нацеленность на получение информации, но так же и возможности. В итоге для футбольных фанатов актуальны ценностные ориентиры сетевого пространства и специализированных сайтов. Для хоккейных социальных сетей, телевидения и радио.
На следующем этапе было выявлено насколько респонденты информированы о деятельности других фан-клубов, футбольных и хоккейных клубов. Информированными себя посчитало 86% футбольных болельщиков, 14% владели ограниченными сведениями.
В отличие от них о деятельности других клубов были информированы только 56% хоккейных болельщиков и частично информированы 44%.
Рис. 11. Информированность о деятельности других клубов
Так же необходимо отметить, что отсутствие информированности не наблюдалось ни у тех, ни у других. В результате информированность о том, как функционируют другие клубы и в том числе конкуренты – один и ценностных ориентиров как футбольных, так и хоккейных болельщиков.
В следующем вопросе было выявлено ограничены ли болельщики только своими пристрастиями к футболу или хоккею и состоят ли они в других организациях (формальных/неформальных).
В результате было установлено, что среди футбольных фанатов 76% не состоят, 22% не состоят, но планируют, 2% состоят.
Среди хоккейных фанатов в других организациях состоит 41%, не состоят 22%, не состоят, но планируют 37%.
Рис. 12. Присутствие в других организациях
В результате хоккейные фанаты менее ориентированы только на один вид досуговой деятельности тогда, как футбольные фанаты более верны своим фан-клубам и не стремятся в другие организации с другой системой ценностных ориентиров.
На следующем этапе было вывалено считают ли фанаты допустимым помимо фан-клуба состоять и в других организациях.
В результате было выявлено, что допустимой такую практику считают только 15% футбольных фанатов, не уверены в точной оценке 56% и считают недопустимым 29%.
Среди хоккейных фанатов присутствует более демократичный подход.
Допустимым считают практику 76%, не допускают такой возможности 4% и не уверены точно 20%.
Рис. 13. Допустимость присутствия в других организациях
В результате хоккейные фанаты более демократичны в принятии разных ценностных ориентиров, чем футбольные фанаты. Этот фактор так же указывает на их меньшую категоричность что во многом является результатом того, что хоккейные фанаты – это представители более старшего возраста.
В следующем вопросе было выявлено что именно человек получает, если становится членом фан-клуба и поддерживает футбольный или хоккейный клуб.
56% футбольных болельщиков отметили, что для них это выражение активной позиции в отношении своей команды, для 22% - продвижение своих идей и уважение окружающих получают 22%.
Среди хоккейных фанатов для 45% - это общение с интересными людьми, 32% - выражение активной позиции в отношении своей команды, 23% - хобби.
В результате по данной позиции мнения футбольных и хоккейных фанатов не совпадают. У них разная мотивация членства в фан-клубах, а также приобщения к среде болельщиков.
Далее было выявлено какие направления деятельности присутствуют в фан-клубах футбольных и хоккейных фанатов.
Таблица 8
Деятельность в фан-клубах
Ответы хоккей футбол посещение матчей 100% 100% организация болельщиков и поддержка команды во время матча 100% 100% дезориентация противника 34% 89% агрессия в отношении фанатов противника 12% 88% распространение информации о деятельности фан-клуба и команды 2% 55% развитие и продвижение символики фан-клуба и команды 4% 15%
В результате наблюдается сходная активность у фанатов футбола и хоккея. Все они ориентированы на посещение матчей, для все важным фактором становится поддержка команд. Однако, для футбольных болельщиков так же выражена агрессивная мотивация, в которой представлена дезориентация противника, агрессия в отношении фанатов противника. Так же футбольные болельщики более ориентированы на распространение символики клуба в отличие от хоккейных.
Следующий вопрос выявлял наличие нарушений правил иерархии на уровне фан-клубов. Данный фактор указывает терпимость к подобным нарушениям и оценке его, как ценности.
Среди футбольных фанатов только 33% отметили, что нарушения присутствуют, затруднялись ответить 41% и 26% отмечали, что не нарушалась.
У хоккейных фанатов нарушение иерархии более выражено и 78% отметили, что оно присутствует, затруднялись ответить 22%. Отсутствие нарушений не отметил ни один из респондентов.
Рис. 14. Факты нарушения иерархии
Далее был получен ответ на вопрос является ли агрессия в отношении фанатов и команд противника допустимой формой выражения амбиций фан-клуба.
В результате для 87% болельщиков футбола подобная форма допустима. 13% затруднялись ответить. Для 31% хоккейных фанатов такая форма так же допустима, однако для 48% она не является допустимой и затруднялись ответить только 21%.
Рис. 15. Допустимость агрессии
В результате агрессивные действия являются допустимой практикой для болельщиков футбола и менее допустимой для болельщиков хоккея, что в целом так же подтверждает и ранее выявленные составляющие ценностных ориентиров, в которых агрессия отмечается как составляющая фан-движения футболистов и фактор проявления доминирования.
В целом же, как показали результаты исследования именно на уровне ценностных ориентиров болельщики футбола и хоккея очень различны. Для болельщиков хоккея их социальные роли более разнообразны и они менее нацелены на отражение пристрастия к конкретному виду спорта, акцент болельщиками делается на более важные для них и не связанные со портом составляющие жизни, в частности это гражданство, семейный статус, работы. Хоккейные фанаты меньше склонны к соблюдению иерархии. Так же среди болельщиков футбола присутствует больше представителей категоричного мнения, для которых не существует варианта отклонения от системы ценностей, связанных со спортом и защитой интересов команды. Одновременно с этим для футбольных болельщиков существует больнее выраженная направленность на восприятие футбола, как ценностного ориентира для всей страны, показателя превосходства, достижений, преимущества и средства самовыражения.
Для хоккейных болельщиков более важен сам процесс присутствия на матче, наблюдения за ним, включение в команду болельщиков и победа на этом фоне уже может восприниматься, как второстепенный компонент. Для футбольных же болельщиков важная именно победа и именно она становится основной ценностью и смысла посещения матча привлечения ресурсов для фан-движения.
2.3. Сходства и различия элементов субкультуры футбольных и хоккейных фанатов в России
На фоне проведенного в рамках работы анализа возможно отметить, что важным компонентом формирования субкультуры спорта является само восприятие спорта, как социальной ценности в стране. При этом, ведущим компонентом показателя успешности являются знаменитости в мире спорта. Однако и знаменитости не отстают от мастеров спорта, проповедуя ориентацию именно на здоровый образ жизни – здоровее питание, отказ от вредных привычек, занятия спортом и физической культурой, что становится частью процесса социализации современной молодежи.
Проведение подобных акций способствует привлечению внимания к физической активности и вовлечению в спорт большого числа пассивных любителей спорта. Ориентируясь на достижения молодежь старается не отстать от своих кумиров. Во многом положительное влияние оказывает и деятельность государства, ориентированная на поддержку спорта и спортивных мероприятий, вложения в спорт коммерческого сектора на основе спонсорства и благотворительности.
В последнее время интерес к здоровому образу жизни и спорту в России значительно возрос, в том числе и на уровне повышения интереса со стороны государства, все чаще ориентирующегося на поддержку спорта и здорового образа жизни.
На современном этапе практика обращения к социализирующим возможностям спорта и спортивных мероприятий становится все более приоритетной для правительства и более того, спорт определяется несущей основой патриотического воспитания, спортивные достижения становятся предметом гордости для россиян, особенно на уровне всемирно-значимых соревнований.
Молодежь определяется наиболее активной частью населения, которая нуждается в государственной поддержке в своем становлении на уровне социума, воспитания и формирования гражданской позиции. Спорт определяется одной из основ социализации, а также основой формирования и поддержания здорового образа жизни. В связи с этим ориентированность на здоровые образ жизни сочетается с ориентированность на порт, что во многом наблюдается не только в повышении значимости спорта и спортивных мероприятий, но также противопоставление спорта, как положительного социального сценария, разнообразным девиациям и социальным порокам, которые ведут человека на социальное дно.
Занятия спортом в качестве приоритета для подавляющей части молодых людей указывают на их определенную склонность к тому, чтобы оценивать спорт, как ценность. То есть фактически у них выработана позиция, которая определяется занятия спортом в качестве значимой составляющей в жизни человека, однако для себя они не находят возможностей определить ее в качестве таковой.
Во многом подобная модель является результатом наличия у современных молодых людей системы ценностей, которая не определяет необходимость долговременного планирования и оценки реальной ситуации, при которой время – это процесс изменения. Для молодых людей существует позиция «все впереди», которая заставляет откладывать смену системы ценностей на более удобный или комфортный период, либо «все позади», что определяет факт завершения возможности свершения новых начинаний.
Наличие данной позиции обусловлено спецификой смысло – жизненных ориентиров, в частности выбора своего жизненного пути по достижению совершеннолетия. В частности, для молодых людей общество ставит рамки и ограничения согласно которым они должны выбрать профессию, выучиться, вступить в брак, родить детей. Отклонение не одобряется и не поощряется и на периферии России традиционные взгляды представляется все еще ценными в отличие от крупных мегаполисов или стран Запада, где стереотипы и дискриминация отходит в прошлое. Российское общество в целом менее толерантно, менее терпимо к инородной системе ценностей и приоритетов.
В связи с этим, профессиональный или любительский спорт в большей мере определяется, как привилегия и исходя из этого его определяют зрелищным мероприятием, особенно в рамках продвижения командных видов спорта. Одними из таких является футбол и хоккей и исходя из их системы ценностей формируется и субкультура футбольных и хоккейных фанатов.
В результате проведенного исследования было выявлено, что существуют сходства и различия между субкультурами фанатов, которые выражаются в следующих компонентах.
- Для хоккейных фанатов большую ценность представляют уже имеющиеся достижения команду и ее имидж тогда, как для футбольных больший вес представляют победа. Так же хоккейные фанаты больше внимания уделяют игрокам, как ценностному ориентиру и заслугам данных игроков.
- Для фанатов хоккея фан- движение – это проявление преданности и преданность определяется основной ценностью. У фанатов футбола мнения разделились практически поровну и выявились те, кто определил ценностью преданность и те, кто службы. Часть так же выделяет самостоятельный критерий ставит во главу информированность, чего у хоккейных фанатов не наблюдается. Они более едины в мнении.
- У хоккейных фанатов более выражены и едины ценностные идеалы относительно понимания того, что значит быть фанатом. Для футбольных фанатов присутствует более выраженная градация и демократичность во мнениях.
- Совпадение системы ценностных ориентиров у футбольных и хоккейных фанатов наблюдается только на уровне знаний символики команды, а также проявления интереса к хоккею/футболу. По остальным показателями качеств наблюдается расхождение и для футбольных фанатов более ценным является забота об интересах фан-клуба, соблюдение законов фан-клуб, а борьба за интересы команды фан-клуба, готовность защищать свою команду и ее интересы, убеждение в том, что команда лучшая уважение традиций фан-клуба.
- У футбольных фанатов существует больше поводов гордиться своими фан-клубами или большая к этому предрасположенность. Хоккейные же фанаты в своем большинстве затруднялись ответить, в связи с чем ценность самого клуба для них может быть так важная в сравнении с футбольными фанатами.
- Среди фанатов футбола присутствует большая категоричность в системе ценностей, ориентированных на преданность идеалам тогда, как хоккейные фанаты делают акцент на внутренней среде клуба и терпимости к тем, кто имеет иные ориентиры, а также на качестве информированности об атрибутике клуба.
- У футбольных фанатов присутствует большее количество человек, которые ощущают свою значимость и чувствуют, что делают определенный вклад. Хоккейные же фанаты в своем большинстве затруднялись ответить.
- Футбольные болельщики более лояльно настроены к иерархии на уровне фан-движения и более половины определяет ее необходимым компонентом. Для хоккейных фанатов она практически не востребована.
- Хоккейные фанаты менее ориентированы только на один вид досуговой деятельности тогда, как футбольные фанаты более верны своим фан-клубам и не стремятся в другие организации с другой системой ценностных ориентиров.
- Хоккейные фанаты более демократичны в принятии разных ценностных ориентиров, чем футбольные фанаты. Этот фактор так же указывает на их меньшую категоричность что во многом является результатом того, что хоккейные фанаты – это представители более старшего возраста.
- Наблюдается сходная активность у фанатов футбола и хоккея. Все они ориентированы на посещение матчей, для все важным фактором становится поддержка команд. Однако, для футбольных болельщиков так же выражена агрессивная мотивация, в которой представлена дезориентация противника, агрессия в отношении фанатов противника. Так же футбольные болельщики более ориентированы на распространение символики клуба в отличие от хоккейных.
- Агрессивные действия являются допустимой практикой для болельщиков футбола и менее допустимой для болельщиков хоккея, что в целом так же подтверждает и ранее выявленные составляющие ценностных ориентиров, в которых агрессия отмечается как составляющая фан-движения футболистов и фактор проявления доминирования.
В целом различия наблюдаются в большей степени на уровне ценностных ориентиров, а также практики поведения на матчах и оценки самих матчей.
Заключение
Таким образом, в основу формирования субкультуры, как уже было сказано, могут быть положены не просто общие ценности и мировоззрения, но интересы. Одним из таких интересов является спорт и разные его виды. Командные виды спорта сами по себе являются фактором, формирующим закрытые и полузакрытые социальные группы, субкультуры. Однако, субкультуры могут формироваться и в рамках почитания этих видов спорта и команд, которые его представляют. Одними из подобных являются футбольные и хоккейные фанаты. Данная субкультура получила широкое распространение в последние годы в связи с активизацией футбольного и хоккейного фанатского движения. К данной субкультуре может относиться молодежь различных социальных слоев. Приоритетом представителя субкультуры является активное участие в жизни футбольной или хоккейной команды посредствам просмотра матчей, в которых она участвует. Особенно активные фанаты ориентированы на посещение матчей лично, активную поддержку путем выкрикивания лозунгов, размахиванием символикой и пр.
Особенностями субкультуры хоккейных и футбольных фанатов также является знание фанатов всех нюансов хода игры, знаменитостей из мира почитаемого спорта, истории клуба, за который он болеет и пр. При этом, существует также определенная градация среди самих фанатов даже на уровне субкультуры и лидерами представляются наиболее активные болельщики, которые четко соблюдают все условия фан-клубов и «кодекс поведения» фанатов. В частности, наиболее активные представители субкультуры посещают матчи не только в регионе своего проживания, но и активно следуют за командами по всему миру, пристально наблюдают за ходом игры в процессе прямой трансляции в случае, если поездки осуществлять невозможности. Также именно за счет активистов и лидеров субкультур происходит распространение ее идей и ценностных ориентиров. Лидеры используют СМИ, при помощи которых поддерживают связь, привлекают к фан-движению представителей молодежи.
Фан-движение, как составляющая субкультуры фанатов, очень активно и порой агрессивно проявляет себя в более узкой среде, чем конкретный вид спорта. Они нацелены на поддержку команды или клуба и если просто любитель футбола может быть включенным в субкультуру только на период, когда он становится болельщиком, то представитель фан-движения редко выходит из этого образа и вид спорта является его приоритетным интересом так же, как и все, что с ним связано. При этом, фан-движения футбола и хоккея очень сходны в рамках своей системы ценностных ориентиров. Однако наблюдаются и явные отличия, которые дают возможность противопоставить последователей, как представителей различных субкультур.
Наиболее явные отличия футбольных и хоккейных фанатах наблюдаются в их поведении во время матчей. Хоккейный матч – это зрелищное мероприятие не только на льду, но и на трибунах. Так же футбольные фанаты отмечаются, как более агрессивные и более принципиальные в сравнении с хоккейными.
Как показали результаты исследования именно на уровне ценностных ориентиров болельщики футбола и хоккея очень различны. Для болельщиков хоккея их социальные роли более разнообразны и они менее нацелены на отражение пристрастия к конкретному виду спорта, акцент болельщиками делается на более важные для них и не связанные со портом составляющие жизни, в частности это гражданство, семейный статус, работы. Хоккейные фанаты меньше склонны к соблюдению иерархии. Так же среди болельщиков футбола присутствует больше представителей категоричного мнения, для которых не существует варианта отклонения от системы ценностей, связанных со спортом и защитой интересов команды. Одновременно с этим для футбольных болельщиков существует больнее выраженная направленность на восприятие футбола, как ценностного ориентира для всей страны, показателя превосходства, достижений, преимущества и средства самовыражения.
Для хоккейных болельщиков более важен сам процесс присутствия на матче, наблюдения за ним, включение в команду болельщиков и победа на этом фоне уже может восприниматься, как второстепенный компонент. Для футбольных же болельщиков важная именно победа и именно она становится основной ценностью и смысла посещения матча привлечения ресурсов для фан-движения.
Список литературы
Авладеев А. А. Структура спортивной аудитории футбольного состязания // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 527-530.
Агапов Е.П. Феномен околофутбольного хулиганства //Методология, теория и история социологии /ред. В.И. Филоненко.- Ростов на Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. – С. 290-294.
Александрова, А.В. Клубный формат в больших городах современной России / А.В. Александрова // Актуальные проблемы социологии молодёжи, культуры и образования: материалы международной конференции. В 3 Т./ под общей редакцией Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. –2010. – 317 с.
Барсамова А.А.Музыкальные молодежные субкультуры – норма или девиация?// Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. — Вып. 8. — М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 439- 460.
Белютин Р.В. Речевое поведение немецких и российских футбольных фанатов: сходства и различия //Вестник ВГУ: Лингвистика и межкультурная коммуникация – 2013 - № 1. - С. 195-199.
Васильева Е.Н., Гуляихин В.Н. Экономическая социализация учащейся молодежи: опыт регионального исследования//Социс – 2014 - № 8. – С. 115-119.
Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапков В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования//Социс – 2009 - № 4. – с. 108 – 117.
Войтик Е. А. Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации // Журналистский ежегодник. - 2012. - № 1.
Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Знание и креативность – основные черты нового социума//Российское предпринимательство – 2012 - № 2. – с. 64 – 71.
Горшков М.К., Шереги Ф.Е. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения//Гуманитарий юга России – 2012 - № 3. – С. 23-46.
Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 2009. – 398 с.
Крупец Я.Н. Студенческая молодежь в СМИ: особенности репрезентации//Социс – 2013 - № 10. – С. 61-69.
Кузнецов М. В. Смысловое наполнение понятия «футбольные фанаты» // Аналитика и культурология. - 2014. - № 29.
Купцова Т. В. Психологические особенности агрессивного поведения футбольных фанатов // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 687-689.
Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/
Лукьянова Е.Л., Сабирова Г.А. «Кризис где-то и параллельно»: особенности изучения молодежи в условиях экономического спада//Социс – 2012 - № 5. – С. 79-88.
Мирясова О.А.Политическая социализация молодежи в процессе участия в протестных движениях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. N5 (99). С. 216-225.
Омельченко Е.Л. Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст//Социс – 2013 - № 10. - С. 52-61
Патрушев С.В. Гражданская активность: институциональный подход: (перспективы исследования) // Политические исследования. – 2009. – N6. –С.24-31.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 218 с.
Тугуз Э. А. Номинации болельщиков в спортивном дискурсе (на материале английских спортивных неологизмов) // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №.1 (57).
Фефелов М. Б. Социально-психологические факторы футбольной субкультуры // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 10.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – Спб.: Питер, 2011. – 412 с.
Хухлаева О.В. Особенности психологического здоровья современных студентов // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 1. - С.37-40.
Чернова Ж.В. Специфика гендерных отношений молодых взрослых//Социс – 2012 - № 7. – С. 118 – 127.
Чибисова О. В. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 198–201.
Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. Социология молодежи. М.: Норма, 2011. – 411 с.
Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. – 417 с.
Шугальский С. С. Развлечения молодежи в социокультурной среде мегаполиса // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 178–184.
Щитов А.Г. Болельщики и фанаты как феномен спортивного дискурса//Филологические науки. Вопросы теории и практики – 2013 - № 3. – С. 212 – 215.
Якуба А.В. Футбольные фанаты как субкультура России //Вестник Краснодарского Университета МВД России 2014 - № 4. – С. 184 – 189.
Приложения
Анкета
Уважаемый респондент!
Предлагаем Вам принять участие в исследовании, которое проводится с целью определения ценностных ориентиров фанатов футбола/хоккея.
Просим Вас внимательно прочитать и ответить на вопросы анкеты.
Пожалуйста, не пропускайте вопросы. Необходимо выбранный вами вариант ответа отметить «галочкой». Будьте внимательны, в некоторых вопросах может быть несколько вариантов ответов!
Анкета анонимная, поэтому указывать Ф.И.О. не нужно. Результаты будут обобщены и использованы в научно-практических целях.
Заранее благодарим за участие!
1. Что у Вас вызывает чувство гордости за вашу футбольную/хоккейную команду/клуб (выберите 1 вариант)?
а) их спортивные достижения
b) история и успехи
с) возможности команды и будущие победы
d) вклад конкретных спортсменов в развитие команды
2. Как Вы для себя определяете понятие «фанат»?
a) человек, служащий команде/клубу
b) человек, который предан футболу/хоккею
c) человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей команды/клуба
d) свой вариант______________________________________________
3. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «фанат»?
a) самосознание, гордость за принадлежность к фан-клубу
b) непримиримость к представителям других команд и фан-клубов
c) готовность к поддержке своего клуба в любое время
d) бескорыстное стремление поддержать идеалы фан-клуба
4. Какие, по Вашему мнению, качества свойственны представителю фан-клуба? (выберите несколько подходящих вариантов)
Ответы проявление чувства долга и ответственности за свои поступки забота о б интересах фан-клуба соблюдение законов фан-клуба борьба за интересы команды фан-клуба участие в каждом мероприятии фан-клуба Посещение по возможности всех матчей лично интерес к футболу/хоккею и событиям из мира спорта Участие в любительских матчах фанатов Обязательный просмотр каждого матча своей команды готовность защищать свою команду и ее интересы конструктивная критика конкурентов убеждение в том, что команда лучшая знание символов команды и клуба и их защита уважение традиций фан-клуба
5. Вы считаете себя фанатом футбола/хоккея, который полностью соответствует всем требованиям?
a) да
b) нет
c) затрудняюсь ответить
6. Испытывали ли вы гордость за свой фан-клуб?
а) да
b) нет
с) затрудняюсь ответить
7. Каким должен быть фанат футбола/хоккея, по Вашему мнению (выберите не более 2 пунктов)?
a) он должен быть полностью погружен в интересы развития фан-клуба
b) он должен защищать интересы фан-клуба любой ценой
c) он должен проявлять терпимость (толерантность) по отношению к тем, кто не является фантом футбола/хоккея
d) он должен быть нетерпим к конкурентам
e) другое:_____________________________________________________
8. Чувствуете ли вы себя значимым членом фан-клуба?
а) да
b) нет
с) затрудняюсь ответить
9. Как вы считаете, что должно определять готовность фаната футбола/хоккея к защите интересов фан-клуба (Выберите 2 варианта)?
a) высокий моральный дух (согласно установкам клуба)
b) агрессия по отношению к негативу в отношении фан-клуба
c) полная осведомленность о деятельности фан-клуба и преимуществах команды
d) восприятие интересов фан-клуба, как ведущих в своей жизни
e) готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов фан-клуба
f) владение специальными навыками и умениями
g) физическая подготовленность
h) не задумывался над этим
10. Необходима ли на уровне фан-клуба четкая иерархия?
a) да
b) нет
c) затрудняюсь ответить
11. Как бы Вы ответили сами себе на вопрос «Кто я такой?» (выберите 3 варианта)
a) Гражданин России
b) фанат своего фан-клуба
c) поклонник футбола/хоккея
d) Гражданин мира
e) Житель своего региона, города, села
f) Назвал бы свою национальность (русский, украинец и т.п.)
g) Назвал бы свои религиозные убеждения (православный, мусульманин и т.д.)
h) Назвал бы свою профессию, род занятий (учитель, предприниматель и т.д.)
i) Назвал бы свою семейную роль (отец, мать, брат, и т.п.)
g) Просто сказал бы «человек»
k) Другое____________________________________________________
l) Затрудняюсь ответить
12. По Вашему мнению, система иерархии и ценностных ориентиров фан-клуба удовлетворяет ваши запросы? (выберите 1 вариант)
a) полностью удовлетворяют
b) удовлетворяют не полностью
c) не удовлетворяют
d) другое____________________________________________________
13. Вы получаете информацию из мира хоккея/футбола преимущественно благодаря (выберите 1 вариант):
a) телевидения, радио
b) газет, журналов
c) наружной рекламы
d) интернета
e) специализированных сайтов и подобных ресурсов
f) социальных сетей
14. Знаете ли Вы о других фан-клубах футбола/хоккея и чем они занимаются?
a) да
b) нет
c) знаю, но ограниченные сведения
15.Являетесь ли Вы помимо фан-клуба членом и других организаций?
a) да
b) нет
c) нет, но хотелось бы, планирую
16. Считаете ли Вы допустимым помимо фан-клуба быть членом и других организаций?
a) да
b) нет
c) нет, но хотелось бы, планирую
17. Что, по Вашему мнению, даёт людям членство в фан-клубе?
a) общение с интересными людьми
b) новые знания
c) хобби
d) возможность улучшить жизнь
e) выражение активной позиции в отношении своей команды
f) проявление уважения к своей команду или клубу
g) продвижение своих идей
h) уважение окружающих
i) иное
18. Какие направления деятельности в рамках вашего фан-клуба присутствуют?
a) посещение матчей
b) организация болельщиков и поддержка команды во время матча
c) дезориентация противника
d) агрессия в отношении фанатов противника
e) распространение информации о деятельности фан-клуба и команды
f) развитие и продвижение символики фан-клуба и команды
g) поддержка хоккея/футбола как вида спорта в целом
h) свой вариант
19. Как Вы считаете, в вашем фан-клубе нарушаются принципы иерархии?
a) да
b) нет
c) затрудняюсь ответить
20. Является ли агрессия в отношении фанатов и команд противника допустимой формой выражения амбиций фан-клуба?
a) да
b) нет
c) затрудняюсь ответить
Пожалуйста, укажите основные данные:
1. Укажите свой возраст (полных лет) _______
2. Укажите свой пол: М Ж
3. Укажите ваш род деятельности (студент, школьник и пр.)___________
______________________________________________________________
Субкультуры: неформальные движения молодежи [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.subcult.ru/
Чибисова О. В. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. С. 198–201.
Мирясова О.А.Политическая социализация молодежи в процессе участия в протестных движениях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - N5 (99). С. 218.
Там же С. 218.
Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/
Авладеев А. А. Структура спортивной аудитории футбольного состязания // Молодой ученый. - 2015. - №15. С. 528.
Войтик Е. А. Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации / Е. А. Войтик // Журналистский ежегодник. - 2012. - № 1. С. 110.
Кузнецов М. В. Смысловое наполнение понятия «футбольные фанаты» / М. В. Кузнецов // Аналитика и культурология. - 2014. - № 29. С. 151.
Авладеев А. А. Структура спортивной аудитории футбольного состязания // Молодой ученый. - 2015. - №15. С. 529.
Тарасов А. Субкультура футбольных фанатов и правовой радикализм [электронный ресурс] – режим доступа: http://saint-juste.narod.ru/fanats.html
Тарасов А. Субкультура футбольных фанатов и правовой радикализм [электронный ресурс] – режим доступа: http://saint-juste.narod.ru/fanats.html
Кузнецов М.В. Субкультура футбольных фанатов и футбольных хулиганов. Культурологический аспект [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/616/3672
Агапов Е.П. Болельщики и фанаты //Исторические, философские, юридические науки, культурология и искусствоведение. – Тамбов: Грамота, 2013 - № 11. С. 19.
Якуба А.В. Футбольные фанаты как субкультура России //Вестник Краснодарского Университета МВД России 2014 - № 4. С. 187.
Белютин Р.В. Речевое поведение немецких и российских футбольных фанатов: сходства и различия //Вестник ВГУ: Лингвистика и межкультурная коммуникация – 2013 - № 1. С. 195-199.
Купцова Т. В. Психологические особенности агрессивного поведения футбольных фанатов // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 687-689.
Классификация хоккейных болельщиков [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.fanloko.com/making/?art=353 (дата обращения 21.03.2016)
Что бросают на лед хоккейные фанаты [электронный ресурс] – режим доступа: http://pikabu.ru/story/chto_brosayut_na_led_khokkeynyie_fanatyi_974996(дата обращения 21.03.2016)
3
1. Авладеев А. А. Структура спортивной аудитории футбольного состязания // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 527-530.
2. Агапов Е.П. Феномен околофутбольного хулиганства //Методология, теория и история социологии /ред. В.И. Филоненко.- Ростов на Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. – С. 290-294.
3. Александрова, А.В. Клубный формат в больших городах современной России / А.В. Александрова // Актуальные проблемы социологии молодёжи, культуры и образования: материалы международной конференции. В 3 Т./ под общей редакцией Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. –2010. – 317 с.
4. Барсамова А.А.Музыкальные молодежные субкультуры – норма или девиация?// Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. — Вып. 8. — М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 439- 460.
5. Белютин Р.В. Речевое поведение немецких и российских футбольных фанатов: сходства и различия //Вестник ВГУ: Лингвистика и межкультурная коммуникация – 2013 - № 1. - С. 195-199.
6. Васильева Е.Н., Гуляихин В.Н. Экономическая социализация учащейся молодежи: опыт регионального исследования//Социс – 2014 - № 8. – С. 115-119.
7. Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапков В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования//Социс – 2009 - № 4. – с. 108 – 117.
8. Войтик Е. А. Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации // Журналистский ежегодник. - 2012. - № 1.
9. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Знание и креативность – основные черты нового социума//Российское предпринимательство – 2012 - № 2. – с. 64 – 71.
10. Горшков М.К., Шереги Ф.Е. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения//Гуманитарий юга России – 2012 - № 3. – С. 23-46.
11. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 2009. – 398 с.
12. Крупец Я.Н. Студенческая молодежь в СМИ: особенности репрезентации//Социс – 2013 - № 10. – С. 61-69.
13. Кузнецов М. В. Смысловое наполнение понятия «футбольные фанаты» // Аналитика и культурология. - 2014. - № 29.
14. Купцова Т. В. Психологические особенности агрессивного поведения футбольных фанатов // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 687-689.
15. Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/
16. Лукьянова Е.Л., Сабирова Г.А. «Кризис где-то и параллельно»: особенности изучения молодежи в условиях экономического спада//Социс – 2012 - № 5. – С. 79-88.
17. Мирясова О.А.Политическая социализация молодежи в процессе участия в протестных движениях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. N5 (99). С. 216-225.
18. Омельченко Е.Л. Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст//Социс – 2013 - № 10. - С. 52-61
19. Патрушев С.В. Гражданская активность: институциональный подход: (перспективы исследования) // Политические исследования. – 2009. – N6. –С.24-31.
20. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 218 с.
21. Тугуз Э. А. Номинации болельщиков в спортивном дискурсе (на материале английских спортивных неологизмов) // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №.1 (57).
22. Фефелов М. Б. Социально-психологические факторы футбольной субкультуры // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 10.
23. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – Спб.: Питер, 2011. – 412 с.
24. Хухлаева О.В. Особенности психологического здоровья современных студентов // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 1. - С.37-40.
25. Чернова Ж.В. Специфика гендерных отношений молодых взрослых//Социс – 2012 - № 7. – С. 118 – 127.
26. Чибисова О. В. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 198–201.
27. Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. Социология молодежи. М.: Норма, 2011. – 411 с.
28. Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. – 417 с.
29. Шугальский С. С. Развлечения молодежи в социокультурной среде мегаполиса // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 178–184.
30. Щитов А.Г. Болельщики и фанаты как феномен спортивного дискурса//Филологические науки. Вопросы теории и практики – 2013 - № 3. – С. 212 – 215.
31. Якуба А.В. Футбольные фанаты как субкультура России //Вестник Краснодарского Университета МВД России 2014 - № 4. – С. 184 – 189.
Вопрос-ответ:
Какие виды субкультур фанатов рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются субкультуры футбольных и хоккейных фанатов.
Какие особенности есть у субкультуры футбольных и хоккейных фанатов?
Особенности субкультуры футбольных и хоккейных фанатов включают сильную привязанность к своей команде, агрессивность и конфликтность в отношении фанатов других команд, использование символики и символов команды.
Какую роль играют фан-движения в субкультуре фанатов?
Фан-движения являются важной составляющей субкультуры фанатов и выступают в качестве организаторов акций и мероприятий, поддерживают команду на матчах и активно пропагандируют свои ценности и идеи.
Как выглядит фан-движение в футболе и хоккее в России?
Фан-движение в футболе и хоккее в России представлено организованными группами фанатов, которые активно поддерживают свои команды, организовывают хореографии и сопровождающие акции, участвуют в фанатских соревнованиях и публично выражают свою поддержку команде.
Какие ценности представлены в системе ценностей ФК "Зенит" и ХК "СКА"?
В системе ценностей ФК "Зенит" и ХК "СКА" присутствуют ценности такие как патриотизм, солидарность, борьба, победа, честь и уважение к команде и ее истории.
Какие виды субкультур существуют в профессиональном футболе и хоккее?
В профессиональном футболе и хоккее существуют различные виды субкультур, включая фанатские движения, ультрас, хулиганы, а также другие группы с определенными ценностями и поведенческими особенностями.
Какие особенности присутствуют в субкультуре футбольных и хоккейных фанатов?
Субкультура футбольных и хоккейных фанатов характеризуется такими особенностями, как приверженность конкретному клубу, формирование уникальных ритуалов и символики, принятие коллективной идентичности и активное участие в жизни команды.
Какова роль фан-движения в субкультуре фанатов профессионального спорта?
Фан-движение играет важную роль в субкультуре фанатов профессионального спорта. Оно объединяет людей с общими интересами и ценностями, создает атмосферу поддержки команды, формирует уникальную культуру и влияет на развитие спортивных событий.