Особенности региональной инновационной политики: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 56 56 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 11.06.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1.Региональная инновационная политика: общая характеристика 6
1.1. Современная государственная инновационная политика как базовое условие устойчивого развития страны 6
1.2. Меры государственного регулирования инновационной политики в регионах 16
Глава 2.Отличительные особенности инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области 25
2.1.Правовые основы инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области 25
2.2.Принципы и основные направления инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области 30
Глава 3.Проблемы и перспективы дальнейшего развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области на современном этапе 35
3.1.Проблемы инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области 35
3.2. Основные пути разрешения проблем и перспективы развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области 43
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Фрагмент для ознакомления

Достаточно часто разработчики инновационных продуктов свою интеллектуальную собственность защищают исключительно договором с партнером. Достаточно часто это осуществляется при работе с зарубежными заказчиками.Определенной проблемой, тесно примыкающей к выше названной, выступает и правоприменение действующих нормативных актов. Так как именно неправильное применение, а также трактовка тех нормативных актов, которые регулируют инновационную деятельность, неизменно приводит к заметному усложнению условий деятельности региональных инновационных предприятий. То же самое можно сказать и о проблеме коррупции в данной сфере. Определенное несовершенство законодательства, а также намеренное его искажение при применении часто порождает торможение деятельности инновационных предприятий. Также не способствует развитию инновационной деятельности и современное налоговое законодательство. Весьма негативно такое положение сказывается на реализацию инновационных проектов на так называемой «посевной» стадии. Налоги при этом начинают взиматься с данный предприятий еще до получения ими первой прибыли, что в значительной мере повышает угрозу их банкротства в дальнейшем. Поэтому необходимы определенные налоговые льготы для инновационных предприятий, хотя бы до запуска вырабатываемой ими инновационной продукции в серийное производство.Те инновационные центры и технопарки, которые были созданы по инициативе частных лиц, показывают более эффективное функционирование, нежели подобные организации, которые были созданынепосредственно при государственных учреждениях (в большей части при вузах). И это, невзирая на то, что те организации инновационной инфраструктуры, которые были созданы при вузах, существуют в более благоприятном положении, нежели организации, существующие самостоятельно. Это находит свое выражение в наибольшей для них доступности государственных финансовых средств, а также наличии помещений, больших возможностей привлекать к их деятельности опытный научно-преподавательский персонал, аспирантов и младших научных сотрудников. В качестве главной причинытакого положения дел являются нерешенные пока еще проблемы высшей школы в целом. К таким проблемам можно отнести: проблемы с научно-преподавательским кадровым составом, проблемы финансирования как учебной, так и научной деятельности вузов, проблема предоставления им необходимой организационной и финансовой автономии.Кроме этого, одним из тех факторов, который оказывает тормозящее влияние на развитие как инновационной деятельности, так и инновационной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выступает кадровая проблема. Несмотря на то, что малые инновационные предприятия ещене испытывают заметного дефицита в тех сотрудниках, которые занятынапрямую разработкой инновационных продуктов, тем не менее эксперты нераз подчеркивали, что дефициткадров рабочих высокой квалификации и квалифицированных инженерных кадров все же имеет место быть. В отношении дефицита инженерных кадров можно подчеркнуть, то он выступает результатом отдельного комплекса причин, среди которых можно назвать и падение в настоящее время престижа инженерных профессий, и ухудшение качества профессиональной подготовки инженеров, которое связанно в первую очередь с актуальными проблемами обновления профессорско-преподавательского состава многих вузов. При этом дефицит квалифицированных рабочих напрямую связан с разрушением в 1990-е гг. системы профессионального образования, а также падением престижа в общественном сознании промышленного труда. Несмотря на то, что инновационные предприятия данную проблему решают в первую очередь путем создания своих собственных систем подготовки необходимых кадров, тем не менее,без поддержки государства названная проблема успешно решена быть не может. В качестве еще одного фактора, тормозящего развитие инновационного бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области можно назвать дефицит как офисных, так и производственных площадей. Промышленные площади и помещения, имевшиеся в рассматриваемом регионе на конец 1990-х – нач. 2000-х гг.на сегодняшний день уже заняты преимущественно предприятиями сферы торговли и услуг. Кроме этого, арендная плата за как за офисные, так и производственные помещения высока для тех инновационных предприятий, которые находятся в стадии развития. Что касается помещений для бизнес-инкубаторов, которые организованы при участии правительства города и области, то их недостаточно. В городе и области имеется большое число малых инновационных предприятий, которые занимаются технологиями, требующими обязательного наличия лабораторных помещений. Все эти проблемы вызывают необходимость пересмотра политики взимания арендной платы непосредственнос малых инновационных предприятий. Невзирая на то что в Санкт-Петербурге формируется информационная составляющая инновационной инфраструктуры, периодически проводятся инновационные форумы, выставки, конференции,венчурные ярмарки, тем не менее участникам инновационной деятельности не хватает общегородских информационных баз, содержащихнеобходимые сведения об организациях, а также участниках инновационной деятельности, ряде инновационных разработках, сведения об инжиниринговых услугах и т. д. В сложившихся на настоящий момент в Санкт-Петербурге и Ленинградской области условиях развития инновационной деятельности, скорее всего, более успешно способны развиваться инновационные разработки в IТ-секторе. Все это обусловлено меньшей их зависимостью как от офисных помещений и инвестиционных средств, так и быстрой оборачиваемостью вложений в данную сферу. То есть, скорее всего, именно в связи с этим в названный сектор направляются самые объемные инвестиции как со стороны городского правительства, так и со стороны частных инвесторов. При этом от данного перераспределения страдают в первую очередь другие сферы высокотехнологичных разработок, являющиеся не менее важными как для города, области, так и для страны в целом. 3.2. Основные пути разрешения проблем и перспективы развития инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской областиНа основе изучения массива литературы по рассматриваемой теме можно заключить, что большинство исследователей считают одним из самых перспективными направлениями поддержки инноваций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области выступает формирование территориальных инновационных кластеров, а также открытых технологических платформ. Мы поддерживаем данное мнение. Организация данных кластеров происходит непосредственно на базе тесного сотрудничества как государства, так и научных организаций, инновационного производства и бизнеса. Набазе таких Санкт-Петербурга и Ленинградской области был создан и весьма успешно действует в настоящее время межрегиональный кластер медицинской, радиационных технологий, фармацевтическойпромышленности, непосредственно на территории Санкт- Петербурга – функционирует кластер «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций». При этом будет полезным на основании предварительно проведенного мониторинга уточнить отраслевые приоритеты современной кластерной политики Санкт-Петербурга в среднесрочной перспективе в области малого и среднего предпринимательства. Далее должны осуществляться дальнейшие необходимые мероприятия по выявлению групп,как малых, так и средних предприятий, которые потенциально способны образовать кластеры и мероприятия по осуществлению кластерной политики. Следует в этом отношении подчеркнуть, что процесс управления кластерами характеризуется как долговременная задача, решение которой должно осуществляться исключительно на профессиональном уровне. Ведение кластерного проекта неизменно требуют практически полной занятости штата сотрудников, а также соответствующей организационной структуры и необходимого финансирования. Кроме этого, официально зарегистрированные кластеры успешно и активно развиваются только том случае, когда они получают необходимую законную бюджетную поддержку в отношении их организационного функционирования, включая при этом соответствующее финансирование подготовки необходимых кадров. В свою очередь, открытые технологические платформы – это, в первую очередь, мобильно действующий и современный механизм осуществления коммуникаций между государством (которое является заказчиком, а также возможным инвестором), научными учреждениями (то есть создателямипринципиально новых технологий, идей, приборов и др.), бизнес-структурами, которые заинтересованнынепосредственно в повышении конкурентоспособности своей продукции, и, конечно же, производства (то есть инновационно-активныепредприятия).В Санкт-Петербурге и Ленинградской области органыуправления государством в настоящее время имеют определенную возможность влиять на процесс инновационных процессов в регионе либо отдельной отрасли для повышенияуровня разработки и внедрения инновационных концепций в разные сектора экономики, а также бизнеса и производства. В этом случае органы государственной власти для достижения поставленной цели используют, как нами уже упоминалось ранее, разного рода мерырегулирующего воздействия, которые разделяют на прямые и косвенные.Наглядным примером примой меры выступает также обозначенная ранее целевая Программа «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области», которая предусматривает бюджетное финансирование Правительством Ленинградской области проводимых инноваций в регионе. В настоящее время Правительству Санкт-Петербургу и Ленинградской области необходимо поддерживать достигнутого результата и развиваться далее.Кроме этого, в краткосрочной перспективе обязательно должны получать свою реализацию те проекты, которые ориентированы на решение именно критических проблем, то есть первоочередных проблем, без успешного решения которых дальнейшая инновационная деятельность в регионе будет достаточно затруднена.Это в первую очередь относится к решению в оперативном порядке проблем в областях обеспечения жизнедеятельности, показатели которых находятся ниже допустимых законом пороговых значений.Для решения практических проблем будет целесообразным использовать программно-целевой метод с применением механизмов частно-государственного партнерства.То есть кластерная политика,по сути, выступает в качестве базового механизма реализации стратегии инновационного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области и может достаточно эффективно применяться для развития разного рода секторов городского и областного хозяйства.Важным звеном в процессе развития инновационных разработок должно являться участие научно-педагогического персонала ведущих университетов в различных программах государственного, академического, так отраслевого, межведомственного, регионального уровня.Кроме этого, на настоящий момент назрела необходимость закрепить законодательно юридический статус мегаполисов (г. Санкт-Петербург) в качестве городов с особым видом управления и экономики, предоставить им дополнительные возможности в области сбора налогов и формирования собственных бюджетов, при этом предоставить некоторые дополнительные возможности в сфере социально-экономического развития.Кроме этого, значимая роль в управлении инновационным развитием города и области играет его информационное обеспечение. С точки зрения Г. В. Гедримович, М. В. Ежов, С. М. Климов необходимо привлекать внимания научной общественности к проблеме качества информационной базы для высшей школы на современном этапе, формируемой в результате деятельности как федеральных, так и отраслевых и региональных информационных центров. Существующая в настоящее время централизованная информационная система не может, да и практически не ставит своей целью полное и оптимальное обеспечение постоянно меняющихся информационных потребностей вузовских исследователей. В связи с этим необходимо создание специальной базы информирования научно-образовательной деятельности. С целью устранения слабой инновационной и технологической ориентации в высшей школе Санк-Петербурга и Ленинградской области необходимо формирование сильного, а также профессионально подготовленного информационно-библиотечного комплекса, На государственном уровне построения информационного общества обязательно должно производиться с учетом имеющихся и гипотетических рисков и ограничений. Снижение такого рода рисков может быть обеспеченоисключительно за счет взаимодействия государства и общества, а также выработки на данной основе адекватной государственной политики, особых механизмов ее реализации, соответствующего законодательного обеспечения. В этом отношении в качестве ведущей задачиможно назвать обеспечение гражданам свободного доступа к информационным ресурсам Таким образом,в том случае,если в ближайшие годы, названные нами выше проблемы развития инновационного бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области не будут решены непосредственно на государственном уровне, тогда накопленный на настоящий момент с достаточными трудностями инновационный потенциал Санкт-Петербурга и Ленинградской области может постепенно начать сокращаться. Это можно негативно сказаться как на инновационное развитие рассматриваемого региона, так и на страну в целом. Для обеспечения необходимой поддержки принятия верных управленческих решений на уровне города или области должна быть обеспечена возможность применения следующих технологий:- осуществление мозговых штурмов с целью оценки ситуации, а также поиска решений, - необходимая экспертная поддержка реализации планов, стратегий, а также отдельных проектов, - осуществление мониторинга текущего состояния инновационного и социально-производственного комплекса город и области, - осуществление оценки возможностей и выявление возможных угроз на основе проведения математического моделирования, статистического анализа, а также технологий проектирования.ЗаключениеВ современных условиях становятся актуальными проблемы развития механизма управления инновационной составляющей пространственных организаций. Регионализация страны налагает на федеральные и региональные органы власти разрабатывать новые действенные инструменты управления инновационными процессами регионов и страны в целом.Особенностью инновационной политики Российской Федерации на современном этапе выступают крупные государственные инициативы для стимулирования инновационной деятельности. К таким инициативам можно отнести принятое решения об организации особых экономических зон; формирование технопарков в регионахи их обязательной финансовой поддержке непосредственно со стороны государства; развитии отечественных наукоградов.Одного из направлений поддержки инновационного развития регионов выступает переориентация инновационной политики на поддержку эффективного взаимодействия и осуществления партнерства ведущих компаний, серьезных научных организаций, вузов и прочих элементов современной национальной инновационной системы России.Для поддержки инновационной региональной политики необходимы: меры административной и правовой поддержки; меры финансовой поддержки; меры организационно-экономической поддержки;меры, направленные на развитие НИОКР,совершенствованию инновационной инфраструктуры отдельного региона.В Санкт-Петербурге и Ленинградской области инновационная деятельностьбазируется на следующих основных принципах: комплексность; принцип системности; принцип адресности; принцип этапности; принцип открытости. Инновационная политика Санкт-Петербурга и Ленинградской области основывается как на федеральных и региональных законов, регулирующих данную сферу, а также программном подходе. Формирование такого рода законодательной базы напрямую связано с развитием инновационной составляющей ого потенциала региона.Инновационное развитие а рассматриваемом нами регионе имеет многоотраслевое и многоаспектное направление.В настоящее время основными проблемами инновационной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области выступают следующие: финансовые,несовершенство современного налогового законодательства,несовершенство действующей нормативно-правовой базы, кадровые проблемы,проблемы передачи инновационных продуктов и технологий российским промышленным предприятиям,проблема передачи офисныхи производственных площадей.В качестве перспективными направлениями поддержки инноваций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области выступает формирование территориальных инновационных кластеров, а также открытых технологических платформ, а также информационное обеспечение инновацинной политики. Для обеспечения необходимой поддержки принятия верных управленческих решений на уровне города или области должна быть обеспечена возможность применения следующих технологий: мозговые штурмы; экспертная поддержка реализации планов, стратегий, проектов, мониторинга текущего состояния инновационного и социально-производственного комплекса город и области; оценка возможностей и выявление возможных угроз на основе проведения моделирования, статистического анализа, технологий проектирования.Кроме этого, при определении направлений совершенствования механизма управления инновационной деятельностью на уровне региональных хозяйствующих субъектов, необходимо учитывать внешнююконкурентную среду, то естьуровень инновационной направленности социально-экономических параметров развития регионаСписок использованной литературыГражданский кодекса Российской Федерации от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ. Часть IV (в ред. от 15 февр. 2016 г. № 3-П) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 29 апр. 2015 г) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).Федеральный закон Российской Федерации от 2 авг. 2009 г. № 217-ФЗ «О малых инновационных предприятиях при вузах» [Электронный ресурс]. – Режм доступа: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/federalnyi-zakon-rossiiskoi-federatsii-ot-2-avgusta-2009-g-n-217-fz-o-malykh-innovatsi. - Загл. с экрана. – (дата обращения - 07.-03.2016).Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 2 июля 2013 г. №171-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).Федеральный закон от 3 нояб. 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 29 дек. 2015 г. № 406-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).Закон Санкт-Петербурга об основах инновационной политики Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://gigabaza.ru/doc/2785.html/. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).Проект Закона Санкт-Петербурга «О научно-технической и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/2785.html. - загл. с экрана. – (дата обращения 11.03.2016).О долгосрочной целевой программе «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы» (с изм. на 7 июня 2013 г.) (утратило силу с 14.04.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 09.04.2014 № 109) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/891828737. - Загл. с экрана. – (дата обращения 11.03.2016).Постановление Правительства Ленинградской области от 16.11.2009 # 345 «О долгосрочной целевой программе «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2012 годы»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/ea-normy/y3p.htm. - Загл. с экрана. – (дата обращения 11. 03.2016)Постановление от 20 июля 2007 г. № 884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (утратило силу на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N 275) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // docs.cntd.ru/document/8453965/. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).Баранчеев, В.П. Управление инновациями [Текст] / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – М.: ИД «Юрайт», 2011. – 232 с.Басов, А.И. Инновации – главное направление инвестиционного процесса [Текст] / А.И. Басов // Финансы и кредит. – 2006. – № 5. – С. 28–34.Бурханов, Р.М. Первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге [Текст] / Р.М. Бурханов // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 1 (41). – С. 39 - 41. Васюхин, О. В. Особенности оценки конкурентоспособности инноваций в области нанотехнологий [Текст] / О.В. Васюхин, А.Б. Титов // Вестн. Рос. Акад. Естествен. наук. – 2010. – № 3. – С. 8–10.Гаврилов, С. Инновации: польза и риски [Текст] / С. Гаврилов // Директор информационной службы. – 2010. – № 11. – C. 29 - 30.Гедримович, Г. В. Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность высшей школы на примере социально-экономического образования: монография [Текст] / Г. В. Гедримович, М. В. Ежов, С. М. Климов. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 383 с. Давыдова, А.А. К вопросу об устойчивом развитии [Текст] / А.А. Давыдова, О.Ю. Савенкова // Устойчивое и инновационное развитие регионов России в условиях глобальных трансформаций: материалы междунар. науч.-практич. конференции, 30 окт. 2014 г. / Липецкий филиал Финансового ун-та при Правительстве РФ. – Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2015. – С. 89 - 91.Еремеев, С. Г. Кластеры как основа инновационной структуры мегаполиса [Текст] / С. Г. Еремеев // Экономика и управление. – 2009. – № 1. – С. 45-47.Ильдяков, А.В. Повышение эффективности управления инновационной деятельностью предприятия в рамках концепции сбалансированной системы показателей [Текст]: Монография/ А.В. Ильдяков. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 143 с.Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие Г.А. Маховикова, Н.Ф Ефимова. – М.: Эксмо, 2010. – 208 с. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 310 с.Канаметова, Д.А. Исследование пространства качества жизни, как параметра региональной социально-экономической системы [Текст] / Д.А. Канаметова // Известия КБНЦ РАН. – 2013. – №5(55). – С.12-16. Кармышев, Ю. А. Доминирующие тенденции и факторы в социально-экономическом развитии монофункционального крупного города [Текст] / Ю.А Кармышев // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 11. – С. 99 – 111.Ковалев, В.Р. Трансграничное сотрудничество между регионами России и Финляндии [Текст] / В.Р. Ковалев // Журн. правовых и экономических исследований. – 2014. – № 4. – С. 156–162.Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. «Отчет о реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге за 2010 г.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: cedipt.spb.ru/innovations/materials/otchet2010.pdf. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 10.03.2016).Корчемкин, С.С. Меры государственного регулирования инновационной активности предприятий в регионе [Текст] / С.С. Корчемкин // Журн. правовых и экономических исследований. – 2015. – № 2. – С. 170–175.Кузьмина, С. Н. Формирование инфраструктуры организации с целью обеспечения ее инновационного развития[Текст] / С.Н. Кузьмина. – СПб.:Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 298 с.Мельников, О.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия[Текст] / О.Н. Мельников, В.Н. Шувалов // Рос. предпринимательство. – 2012. – № 9(69). – С. 100–104.Мищенко, А. С. Проблемы развития инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Социологический анализ [Текст] / А..С. Мищенко // Социология науки и технологий. – 2012. – № 1. – Т. 3. – С. 42 - 45.Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.miiris.ru/infrastruct/view_organizations.php?page=35&sort=l&show_type=&show_ baza=&cbO=l&action=send . – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mangeshine.ru/dius-478-2.html. - Загл. с экрана. – (дата обращения – 07.03.2016).Основы инновационного менеджмента [Текст] : учеб. пособие / под ред. проф. В.В. Кокосова. – М.: Магистр, 2011. – 429 с. Открытый портал «Инновации в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://innovation.gov.ru/ node/3575. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 05.03.2016).Переходов, В.Н. Основы управления инновационной деятельностью[Текст] / В.Н.. Переходов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 294 с.Саванович, С.В. Проблема повышения инновационной активности российских предприятий [Текст] / С.В. Саванович // Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет). Науч.-практич. интернет-конференция «Социо- культурные факторы инновационного развития организации». 17 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.mai.ru/events/sfiro/articles/sec7/ savanovich.doc. – (дата обращения: 25.02.2016).Совершенствование механизма управления инновационным развитием территории: монография / науч. ред. Х. С. Пак. – СПб.: Изд-во СПб-го ун-та управление и экономики, 2014. – 166 с.Сорокин, В.Е. Зарубежный опыт в реализации инновационной промышленной политики через кластерное развитие [Текст] / В.Е. Сорокин // Устойчивое и инновационное развитие регионов России в условиях глобальных трансформаций: материалы междунар. науч.-практич.конференции, 30 окт. 2014 г. / Липецкий филиал Финансового ун-та при Правительстве РФ. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2015. С. 396 – 402.Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://bishelp.ru/business/economics/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sankt-peterburga-do-2030-goda. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).Ходачек, А.М. Сценарные условия развития Санкт-Петербурга [Текст] / А.М. Ходачек // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. – 2014. – № 9. – С. 137 – 139.Шепелев, Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры [Текст] / Г.В. Шепелев // Инновации. – 205. – № 2. – С. 6-15.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекса Российской Федерации от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ. Часть IV (в ред. от 15 февр. 2016 г. № 3-П) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).
2. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 29 апр. 2015 г) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 авг. 2009 г. № 217-ФЗ «О малых инновационных предприятиях при вузах» [Электронный ресурс]. – Режм доступа: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/federalnyi-zakon-rossiiskoi-federatsii-ot-2-avgusta-2009-g-n-217-fz-o-malykh-innovatsi. - Загл. с экрана. – (дата обращения - 07.-03.2016).
4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 2 июля 2013 г. №171-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).
5. Федеральный закон от 3 нояб. 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 29 дек. 2015 г. № 406-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).
6. Закон Санкт-Петербурга об основах инновационной политики Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://gigabaza.ru/doc/2785.html/. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).
7. Проект Закона Санкт-Петербурга «О научно-технической и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/2785.html. - загл. с экрана. – (дата обращения 11.03.2016).
8. О долгосрочной целевой программе «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы» (с изм. на 7 июня 2013 г.) (утратило силу с 14.04.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 09.04.2014 № 109) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/891828737. - Загл. с экрана. – (дата обращения 11.03.2016).
9. Постановление Правительства Ленинградской области от 16.11.2009 # 345 «О долгосрочной целевой программе «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2012 годы»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/ea-normy/y3p.htm. - Загл. с экрана. – (дата обращения 11. 03.2016)
10. Постановление от 20 июля 2007 г. № 884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (утратило силу на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N 275) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // docs.cntd.ru/document/8453965/. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).
11. Баранчеев, В.П. Управление инновациями [Текст] / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – М.: ИД «Юрайт», 2011. – 232 с.
12. Басов, А.И. Инновации – главное направление инвестиционного процесса [Текст] / А.И. Басов // Финансы и кредит. – 2006. – № 5. – С. 28–34.
13. Бурханов, Р.М. Первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге [Текст] / Р.М. Бурханов // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 1 (41). – С. 39 - 41.
14. Васюхин, О. В. Особенности оценки конкурентоспособности инноваций в области нанотехнологий [Текст] / О.В. Васюхин, А.Б. Титов // Вестн. Рос. Акад. Естествен. наук. – 2010. – № 3. – С. 8–10.
15. Гаврилов, С. Инновации: польза и риски [Текст] / С. Гаврилов // Директор информационной службы. – 2010. – № 11. – C. 29 - 30.
16. Гедримович, Г. В. Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность высшей школы на примере социально-экономического образования: монография [Текст] / Г. В. Гедримович, М. В. Ежов, С. М. Климов. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 383 с.
17. Давыдова, А.А. К вопросу об устойчивом развитии [Текст] / А.А. Давыдова, О.Ю. Савенкова // Устойчивое и инновационное развитие регионов России в условиях глобальных трансформаций: материалы междунар. науч.-практич. конференции, 30 окт. 2014 г. / Липецкий филиал Финансового ун-та при Правительстве РФ. – Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2015. – С. 89 - 91.
18. Еремеев, С. Г. Кластеры как основа инновационной структуры мегаполиса [Текст] / С. Г. Еремеев // Экономика и управление. – 2009. – № 1. – С. 45-47.
19. Ильдяков, А.В. Повышение эффективности управления инновационной деятельностью предприятия в рамках концепции сбалансированной системы показателей [Текст]: Монография / А.В. Ильдяков. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 143 с.
20. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие Г.А. Маховикова, Н.Ф Ефимова. – М.: Эксмо, 2010. – 208 с.
21. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 310 с.
22. Канаметова, Д.А. Исследование пространства качества жизни, как параметра региональной социально-экономической системы [Текст] / Д.А. Канаметова // Известия КБНЦ РАН. – 2013. – №5(55). – С.12-16.
23. Кармышев, Ю. А. Доминирующие тенденции и факторы в социально-экономическом развитии монофункционального крупного города [Текст] / Ю.А Кармышев // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 11. – С. 99 – 111.
24. Ковалев, В.Р. Трансграничное сотрудничество между регионами России и Финляндии [Текст] / В.Р. Ковалев // Журн. правовых и экономических исследований. – 2014. – № 4. – С. 156–162.
25. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. «Отчет о реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге за 2010 г.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: cedipt.spb.ru/innovations/materials/otchet2010.pdf. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 10.03.2016).
26. Корчемкин, С.С. Меры государственного регулирования инновационной активности предприятий в регионе [Текст] / С.С. Корчемкин // Журн. правовых и экономических исследований. – 2015. – № 2. – С. 170–175.
27. Кузьмина, С. Н. Формирование инфраструктуры организации с целью обеспечения ее инновационного развития [Текст] / С.Н. Кузьмина. – СПб.:Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 298 с.
28. Мельников, О.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия[Текст] / О.Н. Мельников, В.Н. Шувалов // Рос. предпринимательство. – 2012. – № 9(69). – С. 100–104.
29. Мищенко, А. С. Проблемы развития инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Социологический анализ [Текст] / А..С. Мищенко // Социология науки и технологий. – 2012. – № 1. – Т. 3. – С. 42 - 45.
30. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.miiris.ru/infrastruct/view_organizations.php?page=35&sort=l&show_type=&show_ baza=&cbO=l&action=send . – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).
31. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mangeshine.ru/dius-478-2.html. - Загл. с экрана. – (дата обращения – 07.03.2016).
32. Основы инновационного менеджмента [Текст] : учеб. пособие / под ред. проф. В.В. Кокосова. – М.: Магистр, 2011. – 429 с.
33. Открытый портал «Инновации в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://innovation.gov.ru/ node/3575. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 05.03.2016).
34. Переходов, В.Н. Основы управления инновационной деятельностью [Текст] / В.Н.. Переходов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 294 с.
35. Саванович, С.В. Проблема повышения инновационной активности российских предприятий [Текст] / С.В. Саванович // Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет). Науч.-практич. интернет-конференция «Социо- культурные факторы инновационного развития организации». 17 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.mai.ru/events/sfiro/articles/sec7/ savanovich.doc. – (дата обращения: 25.02.2016).
36. Совершенствование механизма управления инновационным развитием территории: монография / науч. ред. Х. С. Пак. – СПб.: Изд-во СПб-го ун-та управление и экономики, 2014. – 166 с.
37. Сорокин, В.Е. Зарубежный опыт в реализации инновационной промышленной политики через кластерное развитие [Текст] / В.Е. Сорокин // Устойчивое и инновационное развитие регионов России в условиях глобальных трансформаций: материалы междунар. науч.-практич. конференции, 30 окт. 2014 г. / Липецкий филиал Финансового ун-та при Правительстве РФ. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2015. С. 396 – 402.
38. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://bishelp.ru/business/economics/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sankt-peterburga-do-2030-goda.
– Загл. с экрана. - (дата просмотра – 10.03.2016).
39. Ходачек, А.М. Сценарные условия развития Санкт-Петербурга [Текст] / А.М. Ходачек // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. – 2014. – № 9. – С. 137 – 139.
40. Шепелев, Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры [Текст] / Г.В. Шепелев // Инновации. – 205. – № 2. – С. 6-15.

Вопрос-ответ:

Какие меры государственного регулирования применяются на федеральном уровне в инновационной политике?

Национальная инновационная политика на федеральном уровне включает в себя такие меры, как создание специальных инновационных центров, финансирование инновационных проектов, поддержка научно-технического развития, улучшение инфраструктуры и т.д. Все эти меры направлены на стимулирование инновационной активности и развитие новых технологий в стране.

Каким образом государство поддерживает инновационную политику на региональном уровне?

Государство поддерживает инновационную политику на региональном уровне путем создания специальных программ и проектов, предоставления финансовой поддержки и налоговых льгот для инновационных предприятий, развития научно-технической инфраструктуры и т.д. Важным инструментом поддержки является также установление партнерских отношений между государством, бизнесом и научным сообществом.

Какие отличительные особенности в инновационной политике можно отметить у Санкт-Петербурга и Ленинградской области?

Санкт-Петербург и Ленинградская область обладают развитой инновационной инфраструктурой, которая включает в себя научные и технологические центры, университеты, бизнес-инкубаторы и другие организации. Кроме того, данные регионы активно привлекают инвестиции в инновационные проекты, разрабатывают специальные программы для поддержки стартапов и предоставляют налоговые льготы для инновационных предприятий.

Какое значение имеет инновационная политика для устойчивого развития страны?

Инновационная политика играет важную роль в устойчивом развитии страны. Она способствует развитию новых технологий и инновационных проектов, что в свою очередь повышает конкурентоспособность экономики и обеспечивает социально-экономическое развитие. Благодаря инновациям создается новые рабочие места, повышается уровень жизни населения и решаются многие современные проблемы.

Какова роль государственной инновационной политики для устойчивого развития страны?

Государственная инновационная политика играет важную роль в устойчивом развитии страны. Она направлена на развитие и поддержку инноваций, создание благоприятной среды для инновационных проектов и их коммерциализации. Благодаря государственной поддержке инновационных процессов, страна может повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке, создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в научные и технологические разработки.

Какие меры государственного регулирования используются в региональной инновационной политике?

В региональной инновационной политике применяются различные меры государственного регулирования. Это может быть финансовая поддержка инновационных проектов, создание специальных инновационных центров, проведение конкурсов и грантов, разработка и внедрение инновационных законов и нормативных актов, поддержка научных исследований и инновационных кластеров, обучение и подготовка кадров в области инноваций, создание совместных проектов с бизнесом и научными учреждениями.

Какие особенности региональной инновационной политики можно выделить в Санкт-Петербурге и Ленинградской области?

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области реализуются ряд отличительных особенностей в региональной инновационной политике. Они включают в себя создание специальных инновационных центров и технопарков, активное привлечение инвестиций в инновационные проекты, развитие научных и исследовательских центров, поддержку стартапов и малого и среднего бизнеса, проведение конкурсов и грантов для инновационных проектов, развитие образовательных программ и кластерных инициатив.

Какова роль государственной инновационной политики в устойчивом развитии страны?

Государственная инновационная политика является базовым условием устойчивого развития страны. Она направлена на развитие инновационной системы, увеличение объемов и эффективности инвестиций в инновационную деятельность, стимулирование научно-технического прогресса и создание благоприятных условий для развития инновационных предприятий. Государственная поддержка инноваций способствует повышению конкурентоспособности экономики, созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения и обеспечению национальной безопасности.