Религиозный фактор в политике Европейского Союза
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 11.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Роль религии в современных международных отношениях 5
1.1 Ключевые подходы к пониманию религии в мировой политике 5
1.2 Взаимодействие религиозных организаций и государств 9
Глава 2. Религиозный фактор во внешнеполитической жизни ЕС 14
2.1 Роль религии в государствах ЕС 14
2.2 Мусульманский фактор в политике ЕС 19
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Во Франции мусульман в три раза больше, чем в Англии – 5 млн. человек, что составляет 7-8% от всего населения, и около половины из них имеют французское подданство. Цифры эти приблизительны, поскольку Франция декларируется светским государством и чиновникам запрещено задавать гражданам вопросы об их национальности и религиозности. Но уже давно не секрет, что в (пока еще) католической Франции мусульман в настоящее время больше протестантов и иудеев, исторически представлявших крупнейшие религиозные общины страны. То есть сегодня ислам во Франции представляет собой вторую по численности религию после католичества. Если в Британию поток трудовых мигрантов с Востока начался в 1970- годы, то во Франции этот процесс начался десятилетием раньше и имел не экономический, а политический характер, поскольку первая волна переселенцев состояла из сотни тысяч алжирцев, воевавших на стороне Франции в войне за независимость 1954-1962 гг.. Приток иностранцев увеличивался и за счет гастарбайтеров из бывших колоний, так как страна в тот период переживала экономический бум. Но в 1970-е годы правительство Франции стало проводить политику «нулевой миграции», однако исламское население продолжало расти за счет высокой рождаемости, нелегальной иммиграции и воссоединения семей.
Французская политика в этой сфере четко определена: легитимизация и интегрирование мусульман во французское общество. Это не совсем то, что имеет место быть в Великобритании, где правительство держит курс на «мультикультурализм», поощряя развитие отдельных культур в общебританском контексте. Интегрирование мусульман во французское общество» началось с борьбы с внешними атрибутами ислама на французских улицах, например, с хиджабами. Первой реакцией на такую политику был протест исламской общины в городе Крейле (1989 г.) и требование разрешить девочкам носить хиджабы в школах. В прессе это было представлено попыткой национально-религиозных кругов внести в сферу образования элементы коммунализма. Аргументы властей были просты и логичны: Франция- родина Просвещения, здравый смысл - основа национальной идеи, а религиозность вторична. Большинство французов – люди светского воспитания и различные признаки религиозности во внешнем виде, такие как хиджабы, вызывают у них раздражение, поскольку это подрывает базовые ценности секуляризма.
Как и в Великобритании, массовый поток мигрантов во Францию пришелся на 1980-1990-е годы. Главным образом это были выходцы и Марокко и Алжира. Некоторые исламские активисты, используя как повод тему с хиджабами, выступили против секуляризма в целом, считая, что власти могут пойти на так называемую «позитивную дискриминацию» или определенные уступки шариату. Интересно то, что исламские оппоненты секуляризма нашли сторонников в лице французской католической церкви и иудейского раввината, которые тоже были не против усиления своих позиций в обществе на фоне эскалации атеистических тенденций. Несмотря на этот религиозный всплеск, протесты и угрозы, Французская национальная ассамблея в феврале 2004 года подавляющим большинством проголосовала за запрещение хиджабов и других внешних признаков религиозности в государственных школах. 78% французов одобрили это решение (в Германии 54%, Нидерландах – 51%).
Эта внутренняя проблема, также как и в Великобритании, имела свое международное измерение, связанное с антитеррористическими операциями в Афганистане и Ираке. Если англичане были инициаторами этих акций, то Франция выступала против вторжения. Это продемонстрировало солидарность всех слоев французского общества, включая и исламскую общину, что значительно повысило популярность президента Ширака, но не предотвратило октябрьские бунты молодежи в Париже и других городах страны. Можно объяснить эти события двумя причинами. С одной стороны это реакция на глобализацию, разрушающую самобытность национальнорелигиозных анклавов и насаждающую мультикультурализм, с другой, - различные внутренние факторы. Первое обстоятельство можно считать «столкновением цивилизаций», поскольку в конфликте сошлись ценности западной культуры и исламского фундаментализма. Парадоксом ситуации можно считать только то, что протестующие по виду больше походили на американских рэперов, чем на воинов ислама, и говорили они не на арабском, а на чистом французском языке.
То есть ситуация даже по внешним признакам была запутанной и противоречивой, но тогдашний министр внутренних дел Н. Саркози дал происходящему однозначное объяснение, подчеркнув, что причиной беспорядков было «неумение» мусульманской молодёжи жить согласно французским нормам и ценностям.
Среди внутренних факторов называли безработицу, дороговизну и бедность как следствие европейской интеграции, и в этом смысле насилие было вызвано справедливым негодованием молодежи, а не происками международной сети исламистов. Были попытки найти и «психологические» причины случившегося.
Например, французский социолог Л. Шамбон утверждал, что бунты не были вызваны радикальным исламом, а являлись частью движения против «ненадежности» повседневной жизни на окраинах французских городов, то есть бунты были продуктом отчуждения и экзистенциального страха. В целом, большинство комментаторов не усмотрели в этих событиях ни национального, ни ярко выраженного религиозного элемента, хотя большинство из участников этих беспорядков называли себя мусульманами. Безусловно, для многих главным фактором и детонатором ситуации стал «закон о религиозных знаках», в котором, например, один из участников бунта в Лилле М. Ильхаджуи увидел вызов толерантному духу французского секуляризма, гарантирующего религиозную свободу. Действия полиции не вызвали интифады, а в мечетях призывали к спокойствию. Важно и то, что бунтари не выступали против французских идеалов, скорее негодование было вызвано несбыточностью или нереализованностью этих идеалов. По всей видимости, причиной беспорядков были не происки исламистов, не желание общины отделиться от светского французского общества, не расовые проблемы, а сознание дискриминации, которой подвергнуты тысячи проживающих в пригородах потомков первых иммигрантов. Это было выступление за равные права меньшинств в духе «свободы и равенства», некогда провозглашённых Французской революцией. Одним словом, это были бунты против маргинализации религиозно-культурных меньшинств. Силовые же методы, к которым прибегли власти вполне могут в будущем придать беспорядкам воинственный дух джихада и перевести социально-культурный конфликт в религиозный, не знающий пощады.
Заключение
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Религиозный фактор во внутренней и внешней политике стран-членов ЕС имеет партийный характер. Большинство партий, декларирующих христианские ценности, являются парламентскими и оказывают серьезное влияние на работу правительств этих стран. При этом христианско-демократические партии ни юридически, ни организационно не связаны с церквями и не включают в свои программы теологические моменты. Христианский характер проявляется, прежде всего, в отстаивании традиционных христианских ценностей во взаимоотношениях людей и в их семейной жизни, а также в борьбе за экологию труда и социальные льготы.
Во второй половине ХХ века в политической жизни Европы стал играть видную роль исламский фактор. Начиная с 1970-х годов, процесс ассимиляции мусульманского меньшинства в европейское общество стал сложной политической и социальной проблемой, как во внутреннем, так и в международном плане. В 1980-е годы по мере того, как стала набирать силу глобализация, во многих странах начали воспринимать исламские общины как своеобразного Троянского коня, с помощью которого в Европу может прийти исламский фундаментализм. Однако беспорядки во Франции показали, что исламский фундаментализм пока не нашёл в Европе благодатной почвы.
События 9 сентября 2001 г. в США, бомбовые атаки в Мадриде в марте 2004 г. и Лондоне в июле 2005 г. заставили серьезно заняться политические, научные и религиозные круги проблемой исламских общин в Европе.
Во многих странах ЕС, главным образом, в Великобритании и Франции, исламский экстремизм имеет маргинальный характер, поскольку его носителями являются небольшие группы радикалов, не пользующихся большим влиянием среди основной массы мусульман. Существует разделение ислама на «хороший» и «плохой». В этой связи обозначилась тенденция на развитие так называемого «неофундаментализма» или «просвещкнного ислама», цель которого состоит в интегрировании мусульман в культурно-исторический контекст Европы.
Список использованных источников и литературы
Артуров О.А. Католические партии Европы на службе американского империализма // Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве. М.: Правда, 1950.
Зарубежная политология: Словарь-справочник. Под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М.: Соц.-полит. журн., Независимый открытый университет, 1998.
Кепель Ж. Джихад – экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004.
Легойда В. Христианская политика // Журнал «Фома». 2005. №10.
Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Политология. 2001. № 3. C. 28-35.
Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Политология. 2001. № 3. C. 28-35. // URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45643
Переяшкин А.В. Религиозный фактор в мировой политике. Пятигорск, 2015.
Политология: Энциклопедический словарь. Под общей ред. Ю.А. Аверьянова. М.: Московский коммерческий университет, 1993.
Щипков Ф.А. Религия в современной информационной политике. М., 2000.
‘70,000 gather for violent Pakistan cartoons protest’ // URL: http://www.timesonline.co.uk/article/0..25689-2041723.00.html
Ahmad I. The needs of Muslim children can be met only through Muslim schools' // The Guardian. 22 May, 2002.
Astier H. 'We want to be French!','Open Democracy' // URL: http://www.opendemocracv.net/debates/ article.jsp?id=6&debateld=8&articleld=3051
Bilefsky D. 'Death toll mounts in rioting over cartoons' // URL: http://www.iht.com/articles/2006/02/07/news/islam.php
Champion F. De la diversite des pluralismes religieux // MOST Journal of Multicultural Societies. 2009. Vol. 1. №2.
Davie G. Europe: The Exceptional Case. Parameters of Faith in the Modern World. London: Darton, Longman and Todd, 2002.
de Koning M. 0slamization of the French riots. Interview with Laurent Chambon // ISIM Review. 17, Spring, 2006.
Gopin M. Between Eden and Armageddon: The Future of World Religions, Violence and Peacemaking. New York and London: Oxford University Press, 2000.
Hirohita M. Muslims and Buddhists dialogue // URL: http://www. uufrankfurt.de/MuslimsBuddhists021110.htm
Marty M. Politics, Religion and the Common Good: Advancing a Distinctly American Conversation About Religion's Role in Our Shared Life. San Francisco: Josey-Bass Publishers, 2000. P
Muslims voice anger over Muhammad cartoons // URL: http://www.worldpress.org/Europe/2261.cfm
Pew Global Attitudes Project Report 'The great divide: how Westerners and Muslims view each other' // URL: http://pewresearch.org/reports/?ReportID=28
Rosenau J. Along the Domestic-Foreign Frontier. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
Safire W. Safire’s Political Dictionary. Oxford Univ. Press, 2008.
Travis A. 'Desire to integrate on the wane as Muslims resent "war on Islam" // The Guardian. 16 March, 2004.
Wilson B. Prediction and prophecy in the future of religion // in G. Davie, P. Heelas, and L. Woodhead (eds) // Predicting Religion. Aldershot: Ashgate, 2003.
Safire W. Safire’s Political Dictionary. Oxford Univ. Press, 2008.
Политология: Энциклопедический словарь. Под общей ред. Ю.А. Аверьянова. М.: Московский коммерческий университет, 1993.
Marty M. Politics, Religion and the Common Good: Advancing a Distinctly American Conversation About Religion's Role in Our Shared Life. San Francisco: Josey-Bass Publishers, 2000. P. 11-14.
С. 51.
Зарубежная политология: Словарь-справочник. Под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М.: Соц.-полит. журн., Независимый открытый университет, 1998. С. 269-270.
Hirohita M. Muslims and Buddhists dialogue // URL: http://www. uufrankfurt.de/MuslimsBuddhists021110.htm
Gopin M. Between Eden and Armageddon: The Future of World Religions, Violence and Peacemaking. New York and London: Oxford University Press, 2000. Р. 13.
Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Политология. 2001. № 3. С. 28.
Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Политология. 2001. № 3. C. 28-35.
Там же.
Champion F. De la diversite des pluralismes religieux // MOST Journal of Multicultural Societies. 2009. Vol. 1. №2.
Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Политология. 2001. № 3. C. 28-35. // URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45643
Там же.
Легойда В. Христианская политика // Журнал «Фома». 2005. №10. С. 12.
Напр., Wilson B. Prediction and prophecy in the future of religion // in G. Davie, P. Heelas, and L. Woodhead (eds) // Predicting Religion. Aldershot: Ashgate, 2003.
Davie G. Europe: The Exceptional Case. Parameters of Faith in the Modern World. London: Darton, Longman and Todd, 2002.
Переяшкин А.В. Религиозный фактор в мировой политике. Пятигорск, 2015. С. 98.
Артуров О.А. Католические партии Европы на службе американского империализма // Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве. М.: Правда, 1950.
Там же. С. 3.
Rosenau J. Along the Domestic-Foreign Frontier. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
Переяшкин А.В. Религиозный фактор в мировой политике. Пятигорск, 2015. С. 110.
Pew Global Attitudes Project Report 'The great divide: how Westerners and Muslims view each other' // URL: http://pewresearch.org/reports/?ReportID=28
‘70,000 gather for violent Pakistan cartoons protest’ // URL: http://www.timesonline.co.uk/article/0..25689-2041723.00.html
Muslims voice anger over Muhammad cartoons // URL: http://www.worldpress.org/Europe/2261.cfm
Bilefsky D. 'Death toll mounts in rioting over cartoons' // URL: http://www.iht.com/articles/2006/02/07/news/islam.php
Ahmad I. The needs of Muslim children can be met only through Muslim schools' // The Guardian. 22 May, 2002.
Travis A. 'Desire to integrate on the wane as Muslims resent "war on Islam" // The Guardian. 16 March, 2004.
Кепель Ж. Джихад – экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004. С. 40.
Там же.
de Koning M. 0slamization of the French riots. Interview with Laurent Chambon // ISIM Review. 17, Spring, 2006. P. 30.
Astier H. 'We want to be French!','Open Democracy' // URL: http://www.opendemocracv.net/debates/ article.jsp?id=6&debateld=8&articleld=3051
32
1. Артуров О.А. Католические партии Европы на службе американского империализма // Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве. М.: Правда, 1950.
2. Зарубежная политология: Словарь-справочник. Под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М.: Соц.-полит. журн., Независимый открытый университет, 1998.
3. Кепель Ж. Джихад – экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004.
4. Легойда В. Христианская политика // Журнал «Фома». 2005. №10.
5. Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Политология. 2001. № 3. C. 28-35.
6. Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Политология. 2001. № 3. C. 28-35. // URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45643
7. Переяшкин А.В. Религиозный фактор в мировой политике. Пятигорск, 2015.
8. Политология: Энциклопедический словарь. Под общей ред. Ю.А. Аверьянова. М.: Московский коммерческий университет, 1993.
9. Щипков Ф.А. Религия в современной информационной политике. М., 2000.
10. ‘70,000 gather for violent Pakistan cartoons protest’ // URL: http://www.timesonline.co.uk/article/0..25689-2041723.00.html
11. Ahmad I. The needs of Muslim children can be met only through Muslim schools' // The Guardian. 22 May, 2002.
12. Astier H. 'We want to be French!','Open Democracy' // URL: http://www.opendemocracv.net/debates/ article.jsp?id=6&debateld=8&articleld=3051
13. Bilefsky D. 'Death toll mounts in rioting over cartoons' // URL: http://www.iht.com/articles/2006/02/07/news/islam.php
14. Champion F. De la diversite des pluralismes religieux // MOST Journal of Multicultural Societies. 2009. Vol. 1. №2.
15. Davie G. Europe: The Exceptional Case. Parameters of Faith in the Modern World. London: Darton, Longman and Todd, 2002.
16. de Koning M. 0slamization of the French riots. Interview with Laurent Chambon // ISIM Review. 17, Spring, 2006.
17. Gopin M. Between Eden and Armageddon: The Future of World Religions, Violence and Peacemaking. New York and London: Oxford University Press, 2000.
18. Hirohita M. Muslims and Buddhists dialogue // URL: http://www. uufrankfurt.de/MuslimsBuddhists021110.htm
19. Marty M. Politics, Religion and the Common Good: Advancing a Distinctly American Conversation About Religion's Role in Our Shared Life. San Francisco: Josey-Bass Publishers, 2000. P
20. Muslims voice anger over Muhammad cartoons // URL: http://www.worldpress.org/Europe/2261.cfm
21. Pew Global Attitudes Project Report 'The great divide: how Westerners and Muslims view each other' // URL: http://pewresearch.org/reports/?ReportID=28
22. Rosenau J. Along the Domestic-Foreign Frontier. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
23. Safire W. Safire’s Political Dictionary. Oxford Univ. Press, 2008.
24. Travis A. 'Desire to integrate on the wane as Muslims resent "war on Islam" // The Guardian. 16 March, 2004.
25. Wilson B. Prediction and prophecy in the future of religion // in G. Davie, P. Heelas, and L. Woodhead (eds) // Predicting Religion. Aldershot: Ashgate, 2003.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет религиозный фактор в политике Европейского Союза?
Религиозный фактор играет значительную роль в политике Европейского Союза. Взаимодействие религиозных организаций и государств является одной из ключевых тем в современных международных отношениях. Мусульманский фактор также оказывает влияние на политику ЕС. В разных странах ЕС религиозная ситуация разная, например, во Франции мусульман в три раза больше, чем в Англии.
Какими ключевыми подходами понимается религия в мировой политике?
Существуют различные подходы к пониманию роли религии в мировой политике. Один из подходов предполагает, что религия является ключевым фактором, определяющим весь комплекс политических и социальных отношений. Другой подход считает, что религия играет второстепенную роль и не имеет прямого влияния на политические процессы.
Какие религиозные организации взаимодействуют с государствами в Европейском Союзе?
В Европейском Союзе взаимодействуют различные религиозные организации, включая христианские, исламские, еврейские и другие общины. Они имеют свои представительства и влияние на политические процессы в соответствующих странах ЕС.
Какая роль религии в государствах Европейского Союза?
Религия играет значительную роль в государствах Европейского Союза. Она является одной из ключевых составляющих культурного и социального наследия стран ЕС. Разные конфессии и религиозные организации имеют свое место и свое влияние в общественной и политической жизни государств ЕС.
Какие последствия имеет мусульманский фактор в политике Европейского Союза?
Мусульманский фактор оказывает значительное влияние на политику Европейского Союза. Вопросы иммиграции, межкультурного взаимодействия, интеграции и исламского экстремизма становятся актуальными и вызывают обсуждения и принятие различных политических решений. При этом, в каждой стране ЕС мусульманская община имеет свои особенности и влияние на политические процессы.
Какую роль играет религия в современных международных отношениях?
Религия имеет значительное влияние на современные международные отношения. Она может быть фактором, способствующим конфликтам, а также играть роль посредника в разрешении споров и смягчении напряжения.
Какие ключевые подходы к пониманию религии в мировой политике существуют?
В мировой политике существует несколько ключевых подходов к пониманию роли религии. Это религиозный эксклюзивизм, религиозный инклюзивизм и секуляризм. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и последствия для политической сферы.
Каково взаимодействие религиозных организаций и государств в международных отношениях?
Взаимодействие религиозных организаций и государств в международных отношениях может быть разнообразным. Оно может выражаться в поддержке государством религиозных организаций, а также влиянии религии на политические решения и деятельность государств.
Какую роль играет религия в политике Европейского Союза?
Религиозный фактор имеет определенное значение в политике Европейского Союза. Он может влиять на формирование политических решений, а также на отношение государств-членов ЕС к религиозным меньшинствам и их правам.
Какова роль мусульманского фактора в политике Европейского Союза?
Мусульманский фактор играет все более значительную роль в политике Европейского Союза. Учитывая рост мусульманского населения в некоторых странах ЕС, вопросы, связанные с исламом, становятся все более актуальными и требуют особого внимания со стороны политиков и правительств.