Церковный раскол в XVII веке как религиозный и социокультурный феномен

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 15 15 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 14.06.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ 4
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА НИКОНА. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА 7
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ РАСКОЛА НА ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРУ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Фрагмент для ознакомления

«Двенадцать статей» будут официально отменены только в 1716 году. Гонения на раскольников в том виде, в котором они практиковались в конце XVII века, утихнут, но разного рода (в том числе экономические) притеснения будут продолжаться ещё долгое время.Хотя репрессии, несомненно, нанесли огромный урон и обществу, и культуре России XVII века, можно выделить и ряд позитивных последствий.Так, бежавшие от правосудия староверы в результате обосновались в Сибири, на Урале и Алтае; в некоторых местах их общины сохраняются до сих пор. Там старообрядцы создали самобытную культуру (точнее, учитывая отсутствие единой старообрядческой церкви — множество различных культур) со своими обрядовыми практиками, своими псалмами, своим костюмом, своим бытовым укладом. Среди последствий раскола стоит упомянуть и то, что образование стало более светским — и, как следствие, более распространенным (поскольку церковь лишилась не только независимости от государства, но и, вместе с этим, монополии на грамотность и образование). Количество грамотных людей среди населения возросло, как и количество выпускаемых книг. Начали выпускаться учебники; в продаже появились иностранные книги. Некоторые (в основном, конечно, дворяне) начали отпускать детей учиться за границу, что раньше было редкостью. В школах отныне преподавали как греческий, так и латинский языки (хотя поначалу два языка вместе не изучались в одной школе)» в 1686 году была открыта Славяно-греко-латинская академия, первое в российской истории высшее учебное заведение. Именно там получил образование М. В. Ломоносов, основавший позже Московский Университет. Светским стало не только образование, но и искусство. Новые тенденции появляются в архитектуре, живописи и прикладном искусстве. Именно в XVII веке появляются первые светские портреты, а также иконописный стиль фряжского письма — возникший под влиянием западной светской живописи и характеризовавшийся склонностью к реализму, акцентом на внешней достоверности. Старообрядцы вообще и протопоп Аввакум в частности, разумеется, выступали против этого художественного стиля.Кроме этого, важно отметить, что именно во время раскола зародилось очень важное, едва ли не основополагающее для российской культуры идеологическое разделение на условные «западничество» (попытка сблизить Россию с европейской, а в случае раскола — конкретно греческой культурой и наукой, взяв из них самое лучшее; этот путь позже выберет для страны Петр I) и «славянофильство» (консервативная, охранительная тенденция, отрицающая необходимость реформ и неприязненно относящаяся ко всему чужеземному).Разумеется, в XVII веке эти направления мысли были еще не до конца оформлены и не имели тех названий, которыми (именно по этой причине — в кавычках) они обозначены здесь, но именно на почве дискуссии о необходимости церковной реформы это разделение впервые наметилось, — чтобы получить полное развитие только в XIX веке. Сам факт того, что этот конфликт, вопрос выбора между подражанием Западу и сохранением традиций, возник, говорит о другом немаловажном явлении: Россия начала гораздо теснее контактировать со странами Европы, готовясь к серьезному выходу в международноеполитическое, экономическое и культурное пространство.ЗАКЛЮЧЕНИЕВторая половина XVII века— это время, когда в России средневековая парадигма постепенно уходит, давая дорогу Новому времени. Кризис средневекового мировоззрения выразился в том числе в церковном расколе, в результате которого церковь потеряла большую часть влияния. Это повлекло за собой распространение грамотности и образования, а также обмирщение искусства и появление новых, светских жанров. Раскол так и иначе задел все слои российского общества. Можно рассматривать его сквозь призму любой научной позиции: как противостояние государства и Церкви, как противостояние украинской и московской традиций православия, как противостояние грекофилов и консерваторов, как противостояние эксплуатируемых и эксплуататоров, — факт остается фактом: религия действительно раскололась на две неравных части, расколов тем самым и общество, и культуру. После чудовищных в своей жестокости послереформенных гонений уцелевшие староверы создавали настолько обособленные общины и вели настолько изолированный образ жизни, что их культуру действительно можно считать отдельным явлением.Раскол стал тяжелым испытанием для Церкви, государства и народа; фанатизм, жестокость и бескомпромиссность можно было увидеть со всех сторон. Тем не менее, можно сказать, что это испытание закалило как Церковь, проявившую стойкость, которая не оставит ее и в синодальный период, и в годы революции; так и народ, чья национальная идентичность постепенно начинала вырисовываться. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ«Двенадцать статей» царевны Софьи // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. Т. 4. — СПб., 1836. — С. 419–422. № 284.Быковская Г. А., Черных В. Д., Злобин А. Н. Проблемы взаимоотношений государства и церкви: историография церковного раскола XVII в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 13, No3, 2011.Воробьева Н. В. Некоторые аспекты духовной жизни человека в конце XVII века // Образование и социально-экономические проблемы современного общества: Сб. науч. трудов. — Омск, 2002. Воробьева Н. В. Идейные и духовные истоки церковных реформ в середине XVII века // Образовательный процесс: история и современность: Сб. науч. трудов. — Омск, 2003.Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 2 тома. T. II. Период второй, московский. От нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. В 2 частях. — М., 1900.Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории — М.: Айрис-Пресс, 2010.Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. — М.: Церковь, 1995. — 528 с.Ионов И. Н. Российская цивилизация IX – начало XX в. — М.: Просвещение, 2001.Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 года: Учеб. для гуманитар. вузов неистор. спец. / Под общ. ред. В.В. Каргалова. — М.: Русское слово, 1998.Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. III. — М.: Мысль, 1988.Крамер А. В. Раскол русской Церкви в середине XVII в. — СПб.: Алетейя, 2011.Макарий, митрополит (Булгаков). История русской церкви. — Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 – 1996. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России: учеб.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Павленко Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года. — М: Высшая школа, 1996.Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп). — СПб., 1890 – 1907.Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. — М.: Высшая школа, 1981. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. — М.: «Русское слово», 2012.Соловьев С. М. История России с древнейшихвремен. Кн.VI. — СПб.: Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1961.Татищев В. Н. История Российская. Т.1. — Л.: Наука, 1968.Лобачев С. В. Патриарх Никон. — СПб.: Искусство, 2003. Аввакум. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. — М.: Academia, 1934.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Двенадцать статей» царевны Софьи // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. Т. 4. — СПб., 1836. — С. 419 – 422. № 284.
2. Быковская Г. А., Черных В. Д., Злобин А. Н. Проблемы взаимоотношений государства и церкви: историография церковного раскола XVII в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 13, No3, 2011.
3. Воробьева Н. В. Некоторые аспекты духовной жизни человека в конце XVII века // Образование и социально-экономические проблемы современного общества: Сб. науч. трудов. — Омск, 2002.
4. Воробьева Н. В. Идейные и духовные истоки церковных реформ в середине XVII века // Образовательный процесс: история и современность: Сб. науч. трудов. — Омск, 2003.
5. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 2 тома. T. II. Период второй, московский. От нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. В 2 частях. — М., 1900.
6. Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории — М.: Айрис-Пресс, 2010.
7. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. — М.: Церковь, 1995. — 528 с.
8. Ионов И. Н. Российская цивилизация IX – начало XX в. — М.: Просвещение, 2001.
9. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 года: Учеб. для гуманитар. вузов неистор. спец. / Под общ. ред. В.В. Каргалова. — М.: Русское слово, 1998.
10. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. III. — М.: Мысль, 1988.
11. Крамер А. В. Раскол русской Церкви в середине XVII в. — СПб.: Алетейя, 2011.
12. Макарий, митрополит (Булгаков). История русской церкви. — Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 – 1996.
13. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
14. Павленко Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года. — М: Высшая школа, 1996.
15. Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп). — СПб., 1890 – 1907.
16. Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. — М.: Высшая школа, 1981.
17. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. — М.: «Русское слово», 2012.
18. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн.VI. — СПб.: Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1961.
19. Татищев В. Н. История Российская. Т.1. — Л.: Наука, 1968.
20. Лобачев С. В. Патриарх Никон. — СПб.: Искусство, 2003.
21. Аввакум. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. — М.: Academia, 1934.

Вопрос-ответ:

Каковы основные предпосылки церковной реформы в XVII веке?

Основными предпосылками церковной реформы в XVII веке были усиление центральной власти в России и стремление установить единую культовую практику в православной церкви. Никон, патриарх Московский и всея Руси, выступил инициатором реформы, предлагая исправить литургические тексты и обряды с целью их приближения к греческому образцу.

Какие основные события привели к церковному расколу в XVII веке?

Основными событиями, вызвавшими церковный раскол в XVII веке, было принятие присяги Московским патриархом Никоном, которая вызвала несогласие части духовенства и прихожан. Последующие споры по поводу реформы церковных текстов и старообрядческие бунты привели к расколу православной церкви.

Каково было влияние раскола на общество и культуру в XVII веке?

Раскол в XVII веке оказал значительное влияние на общество и культуру. Он привел к глубокому расколу православной церкви и разделению на реформистское и старообрядческое движение. Конфликты между сторонами раскола, гонения на старообрядцев и экономические притеснения оставили негативный след в социокультурной сфере.

Когда были официально отменены двенадцать статей чары?

Двенадцать статей чары были официально отменены только в 1716 году. Эти статьи являлись одним из основных документов, запрещающих старообрядческие обряды и литургию. Отмена статей произошла в результате усилий Петра I, который стремился к объединению и смирению раскола.

Какие последствия были у гонений на раскольников в XVII веке?

Гонения на раскольников в XVII веке имели различные последствия. Они вызывали социальные и экономические притеснения, что приводило к ухудшению жизни старообрядческих общин. Эти гонения также усилили антиправительственные настроения и вызвали дальнейшее разделение общества на стороны раскола.

Какие были предпосылки церковной реформы в XVII веке?

Главная предпосылка церковной реформы в XVII веке была связана с попыткой привести русскую церковь в соответствие с греко-восточным каноническим правом. Также существовала потребность в централизации управления церковными делами и унификации богослужебных обрядов.

Какие основные события привели к церковному расколу в XVII веке?

Основными событиями, которые привели к церковному расколу, являются введение Никоном реформ в церковнославянском письменном языке, реорганизация церковной иерархии, изменение богослужебных обрядов и введение новых книг богослужения.

Как раскол влиял на общество и культуру в XVII веке?

Церковный раскол в XVII веке имел значительное влияние на общество и культуру. Он привел к политическим и социальным напряжениям, разделению на два лагеря - старообрядцев и новообрядцев, которые имели различные взгляды на религию и культуру. Раскол также повлек за собой изменения в литературном искусстве, музыке, архитектуре и других сферах культуры.

Когда были официально отменены действующие двенадцать статей и прекратились гонения на раскольников?

Действующие двенадцать статей были официально отменены только в 1716 году. Гонения на раскольников в том виде, в котором они практиковались в конце XVII века, утихнут, но разного рода притеснения, включая экономические, продолжались.