Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент организации
  • 71 71 страница
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 25.06.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятие и функции бюджета 6
1.2 Структура и принципы бюджетной системы 11
1.3 Нормативно-правовая база устройства бюджетной системы РФ 20
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1 Институциональная система бюджетной системы РФ 28
2.2 Оценка межбюджетных отношений 30
2.3 Анализ эффективности выполнения бюджета 2014-2015 гг. 42
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 51
3.1. Мероприятия по совершенствованию бюджетной системы РФ 51
3.2. Ожидаемая эффективность предложенных мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Межбюджетные отношения – это отношения публично-правового характера, касающиеся вопросов: обеспечения, распределения, разграничения, выравнивания бюджетных средств в виде доходов и расходов, а также равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным центром. Одним из важных аспектов межбюджетных отношений является возможность субсидирования и предоставления трансфертов субъектам РФ для выравнивания бюджетной обеспеченности, что обусловлено неравномерным социально-экономическим развитием того или иного региона. Анализ выделения средств из федерального фонда показал, что в 2015 г. наибольшую долю имеет Дальневосточный Федеральный округ и в большей степени, финансовые вливания осуществлялись в Республику Саха. На втором месте стоит Северо-кавказский ФО, на третьем месте Сибирский ФО.По субсидиям и трансфертам в 2015 г. на первом месте стоит ЦФО, на втором месте Приволжский ФО, на третьем месте Сибирский ФО. На первом месте по иным межбюджетным трансфертам стоит Приволжский ФО.Принцип эффективности использования бюджетных средств является законодательно определенным и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Эффективность бюджета показывают конкретные показатели. Так, анализ показал, что в 2015 г. несмотря на рост доходов по федеральному бюджету, а также росту доходов по консолидированному бюджету - дефицит федерального бюджета составил (-) 1 945 099,5 млн. рублей. Консолидированный бюджет также имеет дефицит, расходы превышают доходы. Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за 2015 г. составило 2 241 087,3 млн. рублей и (-) 295 987,8 млн. рублей соответственно.ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ3.1 Мероприятия по совершенствованию бюджетной системы РФГлавная задача развития экономической безопасности в области бюджетного регулирования РФ, в целом- повысить эффективность управленческой деятельности по финансовому контролю при планировании бюджета. Для этого необходимо, прежде всего, определить стратегию финансового контроля на стадии планирования, сделать шаги по совершенствованию сметы расходов и доходов, составить долгосрочные планы работы на основе оптимальной концепции расходов, а главное создать эффективный механизм принятия управленческих решений в области бюджетного регулирования.Базовая цель финансового контроля при планировании бюджета - рациональное распределение усилий и ресурсов государства и гражданского общества в интересах устойчивого социально-экономического развития и укрепления национальной безопасности РФ. Для достижения указанной цели требуется высокая управленческая культура и широкое использование методов системного анализа и прогнозирования, стратегического планирования на перспективу. На современном этапе финансовый контроль претерпевает серьезные изменения[39, с.76].Проводится система реформирования управления в целом.Необходимо создать и на правовом уровне урегулироватькомплексную систему по управлению рисками в сфере рационального использования ресурсами страны. Нужно сбалансировать цели финансового регулированияРФотносительно конечной эффективности имеющихся финансов в пределах одного года. Государство как распорядитель финансовых средств должно постоянно анализировать, во сколько обходится одна оказанная услуга у каждого подведомственного учреждения. Нужно понимать, почему у одних она значительно дешевле, чем у других, и что делать с теми, у кого затраты превышают средние значения.Жесткий контроль над расходами предъявляет новые требования и к содержанию государственных органов. В первую очередь максимально сократить расходы на содержание органов государственной власти. Особое место должен занимать организационный контроль в области финансового регулирования бюджета страны. В настоящее время исполнение данного контроля осложнено в связи с отсутствием координационных связей по осуществлению данного вида контроля, а также по распределению полномочий по его выполнению. В связи с этим на локальном уровне стоит принять соответствующие нормативные акты в области контроля и координирования.Организационный контроль должен охватывать не только все этапы финансовогоконтроля на этапе планирования бюджета, но и иметь механизмы мониторинга самих государственных служащих осуществляющих функции по финансовому контролю. Необходимо создание организационных схем по всем этапам финансового регулирования, причем на базе, как Министерства финансов РФ, так и на базе СП РФ.Определение эффективности расходов основывается на принципе эффективности использования финансовых средств, и обладает теми же недостатками, что и указанный принцип. Кроме того, граница между сущностью показателей экономичности и эффективности при данном подходе представляется нам достаточно размытой. Главной проблемой при определении эффективности расходовостается вопрос о том, что понимать под результатами их осуществления. Многие исследователи считают, что на начальном этапе расчёт показателей эффективности можно основывать не на показателях эффекта, результата, а на показателях продукта.Усиление взаимосвязи финансового процесса и осуществления экономической безопасности видится через усиление функции планирования в деятельности, что должно выражаться в принятии соответствующих нормативных актов в 2016-2017 гг.Необходима разработка стратегий в сфере эффективного принятия и реализации управленческих решений в отношении оптимального расходования финансовых средств как государственного, так и местных бюджетов РФ.С этой целью Министерство финансов РФобязано проводить изучение планов расходов в целом, и отдельных статей в частности, включая аналитические исследования, экспертные опросы, консультации, круглые столы.Необходимо на базе Министерства финансов РФсоздание единой координационной структуры по принятию и реализации управленческих решений в области расходования финансовых средств на стадии планирования. Эта структура должна контролировать вопросы совместного принятия решений, разработку решений, реализацию управленческих решений в рамках расходования финансовых средств на стадии планирования. Подобные структуры уже есть, но в них нет сценарного подхода к решению проблем, они неэффективны, поскольку обладают разными функциями.Необходимо установление жесткой системы отчетности за реализацией направлений деятельности всех субъектов бюджетной деятельности.К особым условиям относится специфика организации работы на конкретных участках деятельности бюджетного регулирования РФ, в том числе наличие координатора совместной работы в условиях структурно-сложной работы по анализу проблемы (начальный этап выработки управленческого решения). Кроме того, необходимо в ходе взаимодействия постоянное определение локальных целей взаимодействия, конкретизации задач участниками координационных связей применительно к конкретным формам, технологиям совместной деятельности, что обуславливает наличие расходовв рамках конкретных статей. Координационные связи в данном случае будут направлены на согласование целей и задач всеми субъектами-партнерами взаимодействия.Необходима также четкая организация деятельности по осуществлению внутренних координационных связей, направленных на оптимизацию процесса внешнего взаимодействия; такая работа будет сопровождать процесс осуществления социально – партнерских связей и является одним из условий его успешности.Важно также в рамках социального партнерства определение порядка взаимодействия: механизмов, графиков, алгоритмов, наличие специализированных кадров, готовых к осуществлению взаимодействия специалистов.Необходимо также:- повышение качества и эффективности реализации управленческих решений в области планирования расходови доходов через мониторинг деятельности;– формирование и развитие новых методов (способов) экономии финансовых средств.Министр финансов должен постоянно анализировать свою деятельность, касающуюся принятия управленческих решений в области планирования расходов и доходов бюджета использовать сценарные подходы. Приоритетным является выделение слабых и сильных сторон на каждом этапе: при определении проблемы, при постановке задач, при разработке вариантов решений, при упорядочивании вариантов решения и наконец при реализации управленческого решения. Проблема управляемости бюджетным регулированием есть некоторое противоречие между решением и исполнением, между контролем и автономией, между руководством и подчинением, между стимулами и потребностями – в общем, между возможностями управления и его границами. Поэтому проблема управляемости расходованием средств имеет много измерений и аспектов. На каждом из указанных уровней, как выяснилось в ходе исследования, управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы их решения.На первом этапе анализа происходит оценка управлением расходованием финансовых средств.Второй этап заключается в выявлении причин неуправляемости. На третьем этапе осуществляется анализ состояния выявленных факторов, позволяющий определить резервы повышения управляемости расходами.Руководству важно знать динамику ситуационных изменений, касающихся непредвиденных расходов.Система контроля поможет подсистемам отслеживать планы по расходованию.Выработка главной цели - повышение эффективности финансовой политики РФ, призвано решать целый ряд важнейших задач, основными из которых укрупненно видятся следующие:создание базовых организационных, экономических, институциональных условий для бесперебойного функционирования финансовой системы РФ;формирование благоприятной среды для расширенного воспроизводства различных видов ресурсов, укрепление собственного потенциала РФ;ориентация хозяйствующих субъектов на удовлетворение рыночных потребностей в продукции (товарах, услугах);разработка, в соответствии с Министерством финансов политики оптимизации расходов;анализ, оценка, прогнозирование, планирование, программирование развития и организация выполнения намеченных мероприятий по различным направлениям;организация и координация институциональных преобразований структурной перестройки материально-финансового положения, инновационных процессов, трансформации отношений;содействие укреплению финансово-экономической базы;участие (и содействие) в развитии различных видов инфраструктуры;координация всех материально-финансовых процессов, протекающих в области бюджетного регулирования, и применение эффективных методов и инструментов экономии средств.В рамках указанных укрупненных задач Министерство финансов РФ реализует множество различных по объему и содержанию задач и мероприятий организационного, экономического, финансового, инвестиционного, инновационного, правового, социального характера.Второй этап – планирование и прогнозирование решений.Диверсификация и специализация принятых решений – это следующий этап планирования политикиРФ, в процессе чего используется метод прогнозирования средне- и долгосрочных последствий. Возможен этап моделирования. Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно[26, с.15].Корригирование - это процесс внесения поправок, уточненийи изменений в принятые ранее и реализуемые решения. К корригированию приходится прибегать довольно часто, и, хотя осуществлять его довольно непросто, в ряде случаев это необходимо делать для достижения основной цели. Достаточно обоснованным и эффективным может считаться то решение, которое, хотя и не предусматривает каких-то деталей развития событий, но правильно отражает их общую направленность. И в этом случае может возникнуть необходимость внести частные изменения, т. е. осуществить его корригирование.Одной из основных проблем бюрократии является её невосприимчивость к результату своей деятельности. Отчасти это обусловлено абсолютной монополией государства в сфере оказания публичных услуг, отсутствием на государственной службе стимулов продуктивной работы, а также тем, что расходы государства основываются на смете, а не на программно-целевом принципе.3. Повышение компетентности служащих в области материально- технического обеспечения РФ.Большое значение также будет иметь повышение администрирования в области деятельности.Стратегия реформ опирается на два фундаментальных предположения, что сначала необходимо рационализировать и укрепить государственный фундамент (основные реформы), а только затем внедрять менеджериальные принципы (передовые реформы). Смысл этого положения состоит в том, что нельзя увеличивать степени свободы в развращённой бюрократии. Более того, имплементация передовых механизмов должна начинаться не с новой схемы организации, а с содержания работы элементов административной системы (институциональная теория организационных изменений), обратный порядок приведёт к организационным конфликтам и выхолащиванию смысла реформы.Правовая легитимность будет обеспечиваться за счет разработки локальных нормативно – правовых актов, которые будут обуславливать реализацию эффективной политики.Так, в частности должны быть приняты документы:- о введении новых технических программ и оборудования в рамках планирования бюджета;- о повышении профессиональной компетентности в области рационального использования материальными ресурсами.Таким образом, на основании вышеизложенного, для достижения названных целевых ориентиров должны быть выполнены задачи и стандарты по огромному количеству показателей в каждой отрасли деятельности.Важным фактором совершенствования должно стать изменение механизма планирования бюджета на основе методов моделирования и реального прогнозирования. На сегодняшний день прогнозирование является условным, сначала планируются показатели, а потом регионы перекрывают одни расходы другими доходами, что не запланировано в реальности. В данном случае необходимо усиления контроля не на стадии исполнения, а на стадии планирования, когда создаются завышенные суммы или нереальные доходы, показатели, которых изначально не достичь.3.2 Ожидаемая эффективность предложенных мероприятийВ первую очередь, существующий процесс стратегического планирования бюджета РФне обеспечивает обоснованного определения приоритетов государственной политики, а также взаимосвязи перспективного планирования и непосредственной деятельности органов власти, концентрации ресурсов на стратегических направлениях развития. Это происходит из-за отсутствия механизма установления жесткой взаимосвязи между принимаемыми стратегическими и среднесрочными решениями и основным инструментом годового планирования – годовым федеральным бюджетом. Сложившаяся практика планирования не только не обеспечивает обоснованное принятие решений по достижению стратегических целей развития страны, но и не предполагает сколь-нибудь обоснованной и научной процедуры поддержки принятия решений. На сегодняшний день регламентация содержания процессов принятия решений подменена формализацией документооборота процедур планирования.Таким образом, стоит признать, что в современных условиях развития стратегического планирования бюджета РФ, даже при наличии нормативно-правового регулирования не выработан эффективный механизм взаимодействия и координации между органами власти. Для создания системы управления, обеспечивающей решение конкретных задач развития страны, необходима корректировка существующей системы подготовки и принятия решений в органах исполнительной власти.Целесообразность совершенствования организационных основ стратегического планирования бюджета РФопределяется следующими факторами:1) использование системного подхода к социально-экономическому развитию;2) наличие сложно решаемых и разнообразных по характеру проблем, скоторыми сталкиваются субъекты управления стратегического планирования бюджета РФ, что определяет необходимость системного подхода к ихрешению, согласования отдельных направлений государственной политики посодержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;3) постановка четких целей, задач, состава и структурымероприятий и запланированных результатов;4) важность концентрации ресурсов по реализации мероприятий,соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере стратегического планирования бюджета РФ;5) необходимость реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий по повышению результативности деятельности органов власти для достижения целей стратегического планирования бюджета РФ.Главная задача развития организационных основ стратегического планирования бюджета РФ,в перспективе - повысить эффективность совместной работы органов исполнительной и представительной власти на всех уровнях. Для этого необходимо, прежде всего, определить шаги по совершенствованию законодательной базы, составить долгосрочные планы работы по взаимодействию различных органов в области стратегического планирования бюджета РФ.Всё это должно происходить открыто, чтобы население знало, что происходит в округе, какие планы должны реализоваться в перспективе.В перспективе важной задачей развития стратегического планирования бюджета РФдолжна стать задача оптимизации полномочий органов местного самоуправления как одних из основных по реализации социально-экономической политики на конкретной территории.Стратегическое планирование бюджета РФдолжнорассматриваться всеми органами государственной власти и управления какуниверсальный инструмент, обеспечивающий системное и взаимосвязанное стратегическоецелеполагание, постановкуи реализацию крупных государственныхзадач с использованием механизмагосударственно-частного партнерства икомплексный учет всего многообразияфакторов внутреннего и внешнего характера.Именностратегическое планирование бюджета РФспособно обеспечить повышение эффективности и качества государственногоуправления в жестких условиях глобализации и усиления стратегических рисков для развития и угроз национальной безопасности (табл.3.1).Таблица 3.1.Эффективность стратегического планирования бюджета в 2016-2017 гг.ГодДоходыРасходыЭффективность201616271,8 млн. руб.16271,8млн. руб.Отсутствие дефицита бюджета201717088,6 млн. руб.17088,6 млн. руб.Отсутствие дефицита бюджетаТаким образом, эффективность выражается не в повышении доходов бюджета, а в отсутствии дефицита бюджета, то есть строгое выполнение запланированных показателей и не превышение расходов над доходами.Необходима также четкая организация деятельности по осуществлению внутренних координационных связей, направленных на оптимизацию процесса внешнего взаимодействия; такая работа будет сопровождать процесс осуществления социально – партнерских связей и является одним из условий его успешности.Важно также в рамках определения порядка взаимодействия механизмов, графиков, алгоритмов, наличие специализированных кадров, готовых к осуществлению взаимодействия специалистов.Основными направлениями развития регионов в области бюджетного регулирования являются:Повышение ответственности общего руководства муниципальным образованиемРФв области расходования бюджетных средств и всесторонняя координация, усиление исследований по ключевым вопросам стратегии развития территории в рамках дополнительных доходов покрывающих расходы, планирование политики, капитального экономического и социального развития и реформирования, выработка координат для соответствующей комплексной работы по экономическим и социальным вопросам.Комплексный подход к реализации стратегии социально-экономического устойчивого развития регионов РФи координации по ключевым вопросам, обеспечение баланса стратегических ресурсов, связанных с общим и устойчивым развитием РФв целом и повышения гармоничного экономического и социального развития населения, ресурсов и окружающей среды.Укрепление научно-исследовательского стратегического планирования и разработка политики для реструктуризации промышленности и повышение уровня промышленной структуры города, оптимизация пространственного расположения объектов экономической инфраструктуры и координационного развития между районами РФ.Содействие реформе в области инвестиций и финансирования системы территорий РФ, повышения уровня эффективного администрирования инвестиционным управлением. Интеграция инвестиционного управления для инфраструктуры и обновление технологий в единую систему инвестиционного развития. Смещение фокуса инвестиций администрации, оптимизации структуры инвестиций в целях увеличения модернизации промышленности, обеспечение рационального расположения ключевых инвестиционных проектов, предотвращения нерационального инвестиций и улучшения инвестиционного дохода.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современной литературе понятие бюджета носит дискуссионный характер, как и в законодательстве нет единого понятия, так в частности, под ним понимается форма реализации, часть казны, и даже документ. К числу основных функций бюджета стоит отнести такие функции как распределительная, контрольная, регулирующая стабилизирующая, обеспечительная, стимулирующая, контрольная, координирующая.Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов федерального, регионального и муниципального уровня. На каждом уровне бюджет утверждается соответствующими законодательными органами власти.Нормативно-правовое регулирование бюджетной системы России строится на конституционных нормах, бюджетном законодательстве, а также нормативно-правовых актах уровневого характера: субъектов РФ, муниципальных органов власти.Институциональная основа бюджетной системы основывается на органах, которые принимают бюджет и органах, которые осуществляют координацию и контроль деятельности за исполнением бюджета РФ. Так, принятием бюджета занимаются законодательные органы власти. Координирующее и контролирующее значение имеют Министерство финансов и Счетная палата РФ, которые осуществляют бюджетное регулирование.Межбюджетные отношения – это отношения публично-правового характера, касающиеся вопросов: обеспечения, распределения, разграничения, выравнивания бюджетных средств в виде доходов и расходов, а также равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным центром. Одним из важных аспектов межбюджетных отношений является возможность субсидирования и предоставления трансфертов субъектам РФ для выравнивания бюджетной обеспеченности, что обусловлено неравномерным социально-экономическим развитием того или иного региона. Анализ выделения средств из федерального фонда показал, что в 2015 г. наибольшую долю имеет Дальневосточный Федеральный округ и в большей степени, финансовые вливания осуществлялись в Республику Саха. На втором месте стоит Северо-кавказский ФО, на третьем месте Сибирский ФО.По субсидиям и трансфертам в 2015 г. на первом месте стоит ЦФО, на втором месте Приволжский ФО, на третьем месте Сибирский ФО. На первом месте по иным межбюджетным трансфертам стоит Приволжский ФО.Принцип эффективности использования бюджетных средств является законодательно определенным и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Эффективность бюджета показывают конкретные показатели. Так, анализ показал, что в 2015 г. несмотря на рост доходов по федеральному бюджету, а также росту доходов по консолидированному бюджету - дефицит федерального бюджета составил (-) 1 945 099,5 млн. рублей. Консолидированный бюджет также имеет дефицит, расходы превышают доходы. Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за 2015 г. составило 2 241 087,3 млн. рублей и (-) 295 987,8 млн. рублей соответственно.Важным фактором совершенствования должно стать изменение механизма планирования бюджета на основе методов моделирования и реального прогнозирования. На сегодняшний день прогнозирование является условным, сначала планируются показатели, а потом регионы перекрывают одни расходы другими доходами, что не запланировано в реальности. В данном случае необходимо усиления контроля не на стадии исполнения, а на стадии планирования, когда создаются завышенные суммы или нереальные доходы, показатели, которых изначально не достичь.Эффективность мер будет выражаться не в повышении доходов бюджета, а в отсутствии дефицита бюджета, то есть строгое выполнение запланированных показателей и не превышение расходов над доходами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыКонституция РФ // Российская газета 1993 – 25 декабря.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. –1994. – №32. – Ст. 3301Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - N 31. - ст. 3823.Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета 2014 – 3 июля - № 6418Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ 2013. – № 14. – ст. 1652 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)Специальная литератураАшмарина Е.М. Финансовое право – М.: Элит, 2014.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М. 2011. Беляева Е.С. Финансовая оценка принципа сбалансированности бюджета на субфедеральном уровне // Известия Юго-западного университета. Серия. Экономика, социология. Менеджмент 2013 - № 1. С. 193-187.Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России // Федерализм. 2008. № 2. С. 113-117.Бирюков А.Г. Межбюджетные отношения: проблемы и пути совершенствования // Инициативы XXI в. 2009 - № 2. С. 35-37.Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. Бутовский А. Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии.СПб., 1847. Т. 1. Бюджетное право // Под ред. П.Кононова – М.: Юнити-Дана, 2012.Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма – М.: Финансы, 2015.Галицкая С.В. Финансовый менеджмент – М.: Эксмо, 2009.Государственное регулирование экономики. / Под ред. Петрова А.Н. -СПб.: Питер, 2012.Грачева Е.Ю. Финансовое право – М.: Проспект, 2013.Ерошкина Л.А. Эволюция и совершенствование форм федеральных межбюджетных трансфертов в РФ: автореферат на соискание ученой степени к.э.н.- Волгоград, 2008. Ивлиев, И. Ю. Правовое регулирование межбюджетных трансфертов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М.,2010.Карасева М.В. Бюджетное право – М.: Эксмо, 2014.Крохина Ю.А. Финансовое право – М., 2008. Лаврищева М.В. Составление стратегического плана деятельности органов государственной власти // Экономика строительства и городского хозяйства. 2012. Т. 8. № 4. С. 285-289.Лазаренко Л.Е.  Финансово-кредитные механизмы регулирования экономики монография. Орел, 2015. С. 116-130.Ломинадзе А.А. О понятии и роли бюджета // Вопросы экономики и права. 2015. № 88. С. 21-25.Мангейм Джарол Б, Рич Ричард К. Политология. Методы исследования М.: Издательство «Весь мир» 2007. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы – М., 2011Назаров В. Стратегическое планирование как фактор повышения эффективности государственного управления // Власть 2013 - № 12. – С. 4-8.Нитти Ф. Основные начала финансовой науки / Ф. Нити; пер. с итал. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1904.Ниязметов А.К. О понятийном аппарате межбюджетных отношений // Финансы. 2010. № 8. С.22-26.Петрова Г.В. Финансовое право – М.: Проспект, 2012.Пешкова Х.В. Дотации и субсидии: финансово-правовой и экономический аспекты. М.: Российская академия правосудия, 2010. Поветкина Н.А. Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8. С. 65-70.Поветкина Н.А. Роль и значение доходов бюджета // Финансовое право. 2015. № 6. С. 17-21.Романцов И.В. Развитие равенства в принципе права. // Вестник Тамбовского университета. Серия. Гуманитарные науки 2007. – Т. 55. - № 11. С. 287-292.Рыбакова Р. Ю. Теоретические основы построения межбюджетных отношений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 9. С. 16–21.Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М., 2007.Соколова Э.Д.Финансовое право – М., 2007.Староскольская В.Д., Бурашникова А.Ф. Бюджетное устройство и основные принципы построения бюджетной системы // В сборнике: Актуальные вопросы современной экономической науки Сборник докладов XXII Международной научной конференции. Отв. ред. А.В. Горбенко. 2015. С. 76-78.Сухарев О.С. Государственное стратегическое планирование и направления развития экономики России // Экономическое возрождение России. 2014. № 2 (40). С. 29-31.Ткачева Т.Ю. Трансформация форм межбюджетных трансфертов в свете новаций бюджетной политики // Известия юго-западного государственного университета 2011 - № 2. С. 48-51.Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского федерализма. М.: Дело, 2008. Усков И.В. Экономическая природа бюджета // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2010. № 1 (6). С. 21-26.Финансовое право РФ. // Под ред.Н.Д.Эриашвили. – М., 2009. Финансовое право: Учебник / отв. Ред. М.В. Карасева. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ. 2009. Финансовое право: Учебник / Под ред. Проф. О.Н. Горбуновой. М.: Юристь, 2009. Финансы // Под ред. Дробозиной Л.А. – М., 2014. Ягофаров Р. К вопросу о понятии межбюджетных трансфертов // Власть 2009 - № 8. С. 77-79.Электронные ресурсыДинамика доходов федерального бюджета // Минфин России [Электронный ресурс]: http://info.minfin.ru/fbdohod.phpДинамика расходов федерального бюджета // Минфин России [Электронный ресурс]: http://info.minfin.ru/fbrash.phpМежбюджетные трансферты по субъектам РФ из федерального бюджета // [Электронный ресурс]: http://www.iminfin.ru/index.php/razdely/mezhbyudzhetnye-transferty/federalnye-fondy-rfПредварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2015 года // [Электронный ресурс]: http://rg.ru/2016/01/27/budjet-dok.htmlСчетная палата РФ // [Электронный ресурс]: http://audit.gov.ru/Сравнительный анализ структуры доходной части региональных и местных бюджетов // [Электронный ресурс]: http://www1.minfin.ruТемп роста доходов консолидированного бюджета // [Электронный ресурс]: http://www.iminfin.ru/index.php/razdely/dokhody/sravnenie-tempa-rosta-dokhodov-po-sub-ektam-rfЭлектронные ресурсы на иностранном языкеWorld Wide Words: investigating the English language across the globe. // [Электронныйресурс]: http:// www.worldwidewords.org/topicalwords/tw-bud1.htmПРИЛОЖЕНИЕ 1

Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ // Российская газета 1993 – 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. –1994. – №32. – Ст. 3301
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - N 31. - ст. 3823.
4. Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета 2014 – 3 июля - № 6418
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ 2013. – № 14. – ст. 1652
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)

Специальная литература
7. Ашмарина Е.М. Финансовое право – М.: Элит, 2014.
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М. 2011.
9. Беляева Е.С. Финансовая оценка принципа сбалансированности бюджета на субфедеральном уровне // Известия Юго-западного университета. Серия. Экономика, социология. Менеджмент 2013 - № 1. С. 193-187.
10. Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России // Федерализм. 2008. № 2. С. 113-117.
11. Бирюков А.Г. Межбюджетные отношения: проблемы и пути совершенствования // Инициативы XXI в. 2009 - № 2. С. 35-37.
12. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000.
13. Бутовский А. Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии. СПб., 1847. Т. 1.
14. Бюджетное право // Под ред. П.Кононова – М.: Юнити-Дана, 2012.
15. Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма – М.: Финансы, 2015.
16. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент – М.: Эксмо, 2009.
17. Государственное регулирование экономики. / Под ред. Петрова А.Н. -СПб.: Питер, 2012.
18. Грачева Е.Ю. Финансовое право – М.: Проспект, 2013.
19. Ерошкина Л.А. Эволюция и совершенствование форм федеральных межбюджетных трансфертов в РФ: автореферат на соискание ученой степени к.э.н.- Волгоград, 2008.
20. Ивлиев, И. Ю. Правовое регулирование межбюджетных трансфертов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М.,2010.
21. Карасева М.В. Бюджетное право – М.: Эксмо, 2014.
22. Крохина Ю.А. Финансовое право – М., 2008.
23. Лаврищева М.В. Составление стратегического плана деятельности органов государственной власти // Экономика строительства и городского хозяйства. 2012. Т. 8. № 4. С. 285-289.
24. Лазаренко Л.Е. Финансово-кредитные механизмы регулирования экономики монография. Орел, 2015. С. 116-130.
25. Ломинадзе А.А. О понятии и роли бюджета // Вопросы экономики и права. 2015. № 88. С. 21-25.
26. Мангейм Джарол Б, Рич Ричард К. Политология. Методы исследования М.: Издательство «Весь мир» 2007.
27. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы – М., 2011
28. Назаров В. Стратегическое планирование как фактор повышения эффективности государственного управления // Власть 2013 - № 12. – С. 4-8.
29. Нитти Ф. Основные начала финансовой науки / Ф. Нити; пер. с итал. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1904.
30. Ниязметов А.К. О понятийном аппарате межбюджетных отношений // Финансы. 2010. № 8. С.22-26.
31. Петрова Г.В. Финансовое право – М.: Проспект, 2012.
32. Пешкова Х.В. Дотации и субсидии: финансово-правовой и экономический аспекты. М.: Российская академия правосудия, 2010.
33. Поветкина Н.А. Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8. С. 65-70.
34. Поветкина Н.А. Роль и значение доходов бюджета // Финансовое право. 2015. № 6. С. 17-21.
35. Романцов И.В. Развитие равенства в принципе права. // Вестник Тамбовского университета. Серия. Гуманитарные науки 2007. – Т. 55. - № 11. С. 287-292.
36. Рыбакова Р. Ю. Теоретические основы построения межбюджетных отношений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 9. С. 16–21.
37. Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М., 2007.
38. Соколова Э.Д.Финансовое право – М., 2007.
39. Староскольская В.Д., Бурашникова А.Ф. Бюджетное устройство и основные принципы построения бюджетной системы // В сборнике: Актуальные вопросы современной экономической науки Сборник докладов XXII Международной научной конференции. Отв. ред. А.В. Горбенко. 2015. С. 76-78.
40. Сухарев О.С. Государственное стратегическое планирование и направления развития экономики России // Экономическое возрождение России. 2014. № 2 (40). С. 29-31.
41. Ткачева Т.Ю. Трансформация форм межбюджетных трансфертов в свете новаций бюджетной политики // Известия юго-западного государственного университета 2011 - № 2. С. 48-51.
42. Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского федерализма. М.: Дело, 2008.
43. Усков И.В. Экономическая природа бюджета // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2010. № 1 (6). С. 21-26.
44. Финансовое право РФ. // Под ред.Н.Д.Эриашвили. – М., 2009.
45. Финансовое право: Учебник / отв. Ред. М.В. Карасева. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ. 2009.
46. Финансовое право: Учебник / Под ред. Проф. О.Н. Горбуновой. М.: Юристь, 2009.
47. Финансы // Под ред. Дробозиной Л.А. – М., 2014.
48. Ягофаров Р. К вопросу о понятии межбюджетных трансфертов // Власть 2009 - № 8. С. 77-79.

Электронные ресурсы
49. Динамика доходов федерального бюджета // Минфин России [Электронный ресурс]: http://info.minfin.ru/fbdohod.php
50. Динамика расходов федерального бюджета // Минфин России [Электронный ресурс]: http://info.minfin.ru/fbrash.php
51. Межбюджетные трансферты по субъектам РФ из федерального бюджета // [Электронный ресурс]: http://www.iminfin.ru/index.php/razdely/mezhbyudzhetnye-transferty/federalnye-fondy-rf
52. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2015 года // [Электронный ресурс]: http://rg.ru/2016/01/27/budjet-dok.html
53. Счетная палата РФ // [Электронный ресурс]: http://audit.gov.ru/
54. Сравнительный анализ структуры доходной части региональных и местных бюджетов // [Электронный ресурс]: http://www1.minfin.ru
55. Темп роста доходов консолидированного бюджета // [Электронный ресурс]: http://www.iminfin.ru/index.php/razdely/dokhody/sravnenie-tempa-rosta-dokhodov-po-sub-ektam-rf

Электронные ресурсы на иностранном языке
56. World Wide Words: investigating the English language across the globe. // [Электронный ресурс]: http:// www.worldwidewords.org/topicalwords/tw-bud1.htm

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет бюджет в Российской Федерации?

Бюджет в Российской Федерации выполняет ряд основных функций, таких как финансирование государственных расходов, регулирование экономики, социальная защита населения, обеспечение национальной безопасности и другие.

Какова структура и принципы бюджетной системы в России?

Бюджетная система России состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Принципы бюджетной системы включают единство бюджетной политики, финансовую самостоятельность субъектов федерации, соответствие бюджетных правил и т.д.

Какова нормативно-правовая база устройства бюджетной системы в России?

Нормативно-правовая база устройства бюджетной системы в России включает Федеральный закон "О бюджетной системе Российской Федерации", налоговый и бюджетный кодексы, ряд других федеральных законов и постановления правительства.

Какие проблемы оценки бюджетной системы России существуют?

При оценке бюджетной системы России возникают проблемы с институциональной системой, межбюджетными отношениями и анализом эффективности выполнения бюджета.

Какие выводы можно сделать по анализу эффективности выполнения бюджета в 2014-2015 годах?

По анализу эффективности выполнения бюджета в 2014-2015 годах можно сделать выводы о необходимости улучшения финансового планирования, контроля и управления расходами, а также о необходимости направления бюджетных средств на наиболее приоритетные области.

Какие функции выполняет бюджет системы РФ?

Бюджетная система Российской Федерации выполняет несколько функций, включая финансирование государственных расходов, регулирование экономики, распределение доходов и обеспечение социальной защиты населения.

Какова структура бюджетной системы РФ?

Бюджетная система Российской Федерации состоит из федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов. Федеральный бюджет осуществляет финансирование государственных нужд на федеральном уровне, региональные бюджеты - на уровне субъектов РФ, а местные бюджеты - на уровне муниципалитетов.

Каковы основные принципы бюджетной системы РФ?

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются принцип единства бюджетной системы, прозрачности и ответственности, принцип уровневости и принцип сбалансированности бюджета.

Какова нормативно-правовая база устройства бюджетной системы РФ?

Нормативно-правовая база устройства бюджетной системы Российской Федерации включает Конституцию РФ, федеральные законы о бюджетной системе, налоговом законодательстве и другие законы, регулирующие бюджетные отношения в стране.

Как оценивается межбюджетные отношения в бюджетной системе РФ?

Оценка межбюджетных отношений в бюджетной системе Российской Федерации проводится на основе анализа доходов и расходов различных уровней бюджетной системы, а также оценки доли доходов, передаваемых между уровнями бюджетов.

Каково понятие и функции бюджета в Российской Федерации?

Бюджет в Российской Федерации - это основной финансовый документ, в котором определяются доходы и расходы государства на определенный период. Функции бюджета включают финансирование государственных программ, обеспечение социальной защиты граждан, обеспечение экономического развития, регулирование экономики и поддержание финансовой стабильности.

Каковы структура и принципы бюджетной системы в Российской Федерации?

Бюджетная система в Российской Федерации состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Принципы бюджетной системы включают конституционную основу, федеральные нормативные акты, принцип единства и гласности бюджетной системы, принцип финансовой дисциплины и др.