Лоббизм как инструмент PR (довести работу по 60% оригинальности)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Связи с общественностью
  • 64 64 страницы
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 21.06.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 4
Глава I. Генезис лоббизма в мире 7
1.1. Характеристика лоббизма 7
1.2 Сущность и содержание практик лоббизма 17
Глава II. Становление лоббистской деятельности в России 25
2.1. Лоббистское функционирование в России 25
2.2 Роль лоббизма в политической системе РФ 40
2.3. Исследование PR в лоббистской деятельности 46
Псковской области 46
Заключение 58
Литература 60

Фрагмент для ознакомления

Современное общественное сознание сегодня находится в стадии формирования нового видения развития социума и исторического пути государства. Сегодня в общественном сознании назрел ряд предпосылок, которые констатируют движение в направлении модернизации не смотря на ряд неудач в ходе реформ переходного периода. Необходимо так же отметить, что в дальнейшем для успешного проведения реформ в стране потребуется более детальное изучение региональных особенностей современных форм общественного сознания. Сущность общественного сознания состоит в том, что с его помощью можно осмыслить общественное социальное бытие при условии одновременного его активного и творческого преобразования. Воздействие общественного сознания на социальное бытие приобретает уже непосредственный характер, через способность сознания правильно отражать бытие. Таким образом, общественное сознание может осознанно способствовать перестройке бытия, а значит и политики.2.3. ИсследованиеPR в лоббистской деятельностиПсковской областиВ исследовании принимали участие29 человек:представителиорганагосударственнойвласти: представители депутатского корпуса, областного собрания депутатов, местногосамоуправления г.Пскова и Псковской области.    Цель исследования заключается в выявлении PR технологий (приемов) лоббистской деятельности в Псковской области. Основные вопросы исследования касаются дефиниций лоббизма и PR, восприятия этих явлений различными социальными группами в Псковской области, анализа наиболее применяемых технологий, показательных примеров лоббистских кампаний и других важных факторов. Для достоверности информации работа осуществлялась анонимно и в несколько этапов. Таблица № 1Этапы исследованияЭтапыСодержаниеМетоды, формыДиагностическийЗнание теоретических основ лоббизма Интервью Ценностно-целевойСоздание условий для осмысления депутатами осуществления лоббизма, её смыслов, ценностей.Знакомство с теоретическими аспектами в данном формате. Информационно-коммуникационные технологии (беседы по скайпу, информационные листы)ДиагностическийВыявление технологий лоббизма в деятельности органовгосударственнойвласти,илиместногосамоуправления.ИнтервьюАналитико-рефлексивный Анализ, рефлексия и оценка достигнутого в решении проблемы; самосовершенствованиеБеседаНа первом этапе (диагностический) интервьюирование респондентов, позволяющее выявить репрезентацию о лоббизме.На втором этапе (ценностно-целевой) проводилась работа целью которойформирование знаниевого компонента, расширяющего представления о лоббизме. При работе использовались следующие методы: свободная дискуссия, мозговой штурм. На третьем (диагностический) повторное интервьюирование о развитии лоббистской деятельности в Псковской области. На четвертом этапе (аналитико-рефлексивный) осознание респондентов своего отношения к лоббизму, его принципов и ценностных ориентаций. Данные, полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы, показали, что представления об особенностях, характеристиках лоббизма знакомо 18% опрошенных, 72% - знакомы с понятием «лоббизм».Большинство респондентов – 67% не имеют информации осуществующих правовых актов, содержащих нормы, регулирующие исходные лоббистские начала и взаимоучастие субъектов лоббистских правоотношений.Участниками были названы от 1 до 3 технологий лоббизма, а именно: представлятьинтересысвоихизбирателей – 100%; поиск внешних сторонников – 32%; поиск внутренних сторонников – 75%; сбор полезной информации - 89%. Основной формой лоббизма выделена - прямая (целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам). Одним из популярных ответов на вопрос «Преимущество развитияPR лоббистской деятельности в Псковской области» стал: «Лоббизм выступает не только одним из главных механизмов выработки и принятия государственных решений, но и значимой действующей силой становления демократии» - 89%.Возможность становления лоббистской деятельности в Псковской области, отметили – 61%. Остальные участники считают эту возможность или сомнительной, или же частичной. Тем не менее, большинство представителей власти отмечают, что при определенных условиях возможны позитивные изменения.Интересным представляется описание некоторых PRтехнологий, используемых при лоббировании в Псковской области:- «Покупка чиновника», как отмечают некоторые респонденты, в среде лоббистов считается топорным приемом работы. Обычно используются определенные правила и подходы при взаимодействии с объектами, которые можно было бы сгруппировать следующим образом:- Поиск внешних сторонников. Компании решившей пролоббировать что-либо не действуют в одиночку, а объединяют усилия нескольких заинтересованных структур.- Сбор полезной информации заключается в сборе информации на ключевых работников комитета, депутатов, выяснение их биографий, интересов, слабостей и пр.- Поиск внутренних сторонников. Лоббист начинает поиск тех людей среди сотрудников аппарата, депутатов и всех кто мог бы поддержать предложение лоббиста из своих собственных политических, моральных или финансовых убеждений.- Постоянная текущая информированность. Лоббист проводит регулярный мониторинг решений органов государственной власти; он регулярно получает и успевает прочитывать их материалы.- Участие в разработке. Профессиональные лоббисты всегда готовы оказать посильную помощь работникам органа государственной власти в разработке документов - так он не только устанавливает тесный личный контакт, но и всегда располагает полной информацией о готовящихся документах. - Оценка всего круга возможностей. Профессиональный лоббист обычно работает по следующим направлениям:защита и представительство интересов клиента посредством лоббирования или «торпедирования», принимаемых решений, законопроектов;поддержка корпоративных продаж при закупках, проводимых властью;поиск достоверной информации с целью продажи заинтересованным лицам;- Оценка действий государственной власти и прогнозирование ее дальнейших шагов. Если данная «служебная» информация имеет экономический характер и с ее помощью возможно извлечение прибыли, то такую информацию называют инсайдерской информацией.Если говорить о воздействии на общество политической системы в России, то в систему лоббирования здесь включаются стереотипизированные образцы определенного индивидуального политического поведения человека, которые отличаются в разных вариантах существующих политических систем и являются основой для развития и поддержания политической культуры данного общества, а также морально-этических норм и представлений, социальных ролей, организации малых сообществ (в том числе партий, групп давления и т. п.). В политологической науке в России одним из преобладающих является определение, которое относит систему лоббирования общества к упорядоченной на основе права и иных социальных норм совокупности социальных институтов, а именно, политических партий, государственных органов, различных движений, общественных организаций, в рамках которого проходит вся политическая жизнь общества, и тем самым, осуществляется политическая власть.Ученые выделяют систему лоббирования как определенный комплекс институтов и организаций, которые в совокупности составляют политическую самоорганизацию общества. К данным институтам относятся, прежде всего, различные институты и органы управления, а также руководства и общей координации политической жизни. Важное место в политической системе всегда занимают политические партии, а также связанные с ними различные организации, союзы, объединения, различные механизмы реализации политического процесса. Партии определяют жизнеспособность, а также функционирование политической системы. Кроме уже названных базовых элементов структуры политической системы в неё входят различные общественные политические организации, институты и механизмы принятия решений. Таким образом, на современном этапе изучения политическая система включает в себя как организацию политической власти, то есть отношения между государством и обществом, а также характеризует протекание различных политических процессов, которые инициируют институализацию власти, определяют состояние политической деятельности, формируют уровень политического творчества, влияют на характер политического участия. Центральным же институтом любой политической системы, вокруг которого уже группируются остальные социальные институты, является государство.Необходимость любого государственного управления вытекает из постоянной потребности к обеспечению реализации политики государства, которая направлена на использование природных, а также трудовых, различных материальных и информационных ресурсов, перераспределение доходов сообразно политической системы и общественному строю, организации соблюдения определенных основных социальных прав и гарантий с целью поддержания общественного порядка.Таким образом, именно общественная обусловленность государственного управления определяет существование сложной организационной системы, где функционирование институтов направлено на удовлетворение определенных потребностей различных групп граждан. На государственное управление ключевым образом влияют политические цели политической системы, которые озвучиваются политической элитой, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества в рамках существующей в стране политической системы.Сущность государственного управления является следствием его особой социальной функции, которая направлена на упорядочение процессов развития в интересах общества через согласование разнообразных требований, а также нужд и форм деятельности, где государственный аппарат всегда выступает действенным механизмом воплощения публичной власти, а также обеспечивает реализацию государственной политики через систему административных учреждений.Таким образом, процесс государственного управления всегда представляет собой сознательную, а также целенаправленную деятельность, которая связана с реализацией государственно-властных полномочий субъектов публичной власти (политической элиты), которая регламентируется юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений.В широком смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудие.Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.Узкое толкование государственного управления связано с деятельностью государственных органов исполнительной власти.На протяжении всей истории человечества существовало огромное количество типов политических систем. К типу политической системы - относят совокупность определенных общих признаков, которые свойственны определенному политическому строю. Классификации различных политических систем сегодня проводят по самым различным основаниям. Например, по основанию формационного подхода можно выделить политические системы: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую и т.д. По основанию положения личности в обществе (то есть отсутствию или наличию гарантий прав и свобод граждан), по степени централизации власти и методов осуществления принуждения: авторитарные и демократические. По отношению к современной действительности сегодня различают консервативные политические системы и реформаторские политические системы, в зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных и реакционных политических системах. Каждая политическая система по-своему влияет на развитие общества, но всегда регулирует это развитие при помощи государственного аппарата. В частности, взаимодействие политической системы в России и государства можно представить в виде следующей схемы, где может наблюдаться некий круговорот взаимодействия, который определяет развитие общества в целом.Политическиеотношения, складывающиеся на основе интересаЛичность. Носитель политического интереса.Политическая деятельность как выражение приверженностиПолитическаясистемаПолитические организации как инструменты объединенияПолитические нормы и традицииПолитическое сознание обществаПолитическая элита, определяющая цели и задачи политической системыПолитические партии, в демократической политической системе, конкурирующие за право влияния на политическую элитуИзбиратели, в демократической политической системе, определяющие влияние на элиту через политические партии на основе выборовЗадачи, которые необходимо решать элите: 1. Национальная безопасность: - демографическая- военная- экономическая- информационная2. Правовое регулирование в обществе3. Техническое и культурное развитие обществаЗадачи воплощены в законодательстве, с помощью которого государственной машине даются определенные предписания и полномочия для управления обществомСостояние общества как результат деятельности государства в рамках определенной политической системы.Состояние как отдельных институтов, так и индивидов формирует лояльность к власти в лице государства и политической системы, в демократическом обществе, это выражается в настроениях электората.Рис. 2 Взаимоотношение государства и политической системы в РоссииВ систему лоббирования государство в целом входит как политическое, структурное, территориальное образование общества, а не какими-либо отдельными его органами. Взаимосвязь государственных и не государственных политических институтов в РФ осуществляется на уровне элементов политической системы общества, во взаимодействии с социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями и органами местного самоуправления.Это взаимодействие имеет динамический характер, оно эволюционирует, перестраиваются, но, как правило, возникают объективно, т.к. объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, и использования в интересах всего общества.При изучении способов легитимного лоббирования можно сделать вывод, что они очень близки к технологиям PR. Фактически, используя различные способы внушения, лоббист пытается создать то или иное впечатление у генераторов мнений по интересующему вопросу. Заручившись поддержкой заинтересованных лиц, депутатов опытный лоббист начинает планомерно воздействовать на тех, кто не определился по данному вопросу.Освещение проблемы в СМИ. Для этого вырабатываются профессиональные контакты с редакторами. Многие отмечают, что заказные материалы принимают абсолютно все средства массовой информации. Проведение социологических опросов и рейтингов. При правильной организации они способны в значительной степени влиять на политический процесс и ход принятия решений.Принятие мер для того, чтобы кураторство над законопроектом было получено удобному комитету.Раскладывание по депутатским ящикам газет, журналов с «полезными статьями», рейтингами, опросами. Этим приемом активно пользуются лоббисты из союзов и ассоциаций. Включение «полезных публикаций» в подготавливаемые думской пресс-службой обзоры СМИ. Например, выпуск журнала «Стратегия развития города Пскова».Организация пресс-конференций, митингов, забастовок, которые наиболее характерны для профсоюзных объединений, отстаивающих социально-экономические интересы работников своей отрасли.Организация слушаний. Это важная форма привлечения внимания к какому-либо вопросу. Например, Администрация города Пскова ежегодно организует публичные слушания по вопросу бюджета города.Организация массового направления писем и телеграмм от населения на имя объекта лоббирования непосредственно с требованиями поддержать определенное предложение. Используются также такие виды психологического давления на представителей власти, как постоянные звонки, личные визиты влиятельных деятелей, местных избирателей и т.п. Данный прием использовался фракцией «Справедливая Россия» об отмене сбора средств с населения на капитальный ремонт.Помимо легитимного способа лоббирования существует теневое лоббирование, которое может выходить за рамки правового поля это:- эффект неожиданности. Проявляется когда «вброс» закона на какое-либо рассмотрение как в государственную Думу или какое-либо областное собрание происходит моментально. - «корпоративность». Этот способ зависит от дисциплины в депутатском объединении. - удобный законопроект, который вносится параллельно с другими законопроектами. В итоге «свои» депутаты единолично ведут неудобную тему (а это длиться может годами и, как правило, ничем не заканчивается), а отраслевые лоббисты полностью контролируют ситуацию. - эффект открытого и закрытого голосования. При использовании открытого и закрытого голосования могут быть получены совершенно противоположные результаты. В данном случае личная заинтересованность депутата пересекается с корпоративными или идеологическими интересами.- эффект благоприятного времени. Это период перед депутатскими каникулами, который считается наилучшим временем для внесения законопроектаи прохождение нужного решения практически гарантированно. А время перед депутатскими выборами идеально для социально значимых проектов. Для депутатов - это прекрасная возможность за счет бюджета улучшить свой политический имидж перед избирателями, а для региональных лоббистов - получить долгожданное финансирование.- Депутатский патронаж. Его практикуют, обычно, одиозные, либо скандальные депутаты. Скандальность, которая без сомнения является ресурсом депутата, всегда привлекает внимание СМИ. - «коридорный лоббизм» или «личные связи». Он реализуется путем личных дружеских контактов и визитов к государственным деятелям. Ибо, успешные лоббисты - это люди имевшие опыт чиновничий работы и, как следствие наработанные связи.Интересным представляется тенденция городских властей застраивать территорию города. Обычно подобные действия вызывают противоречивые реакции со стороны участников процесса. Вокруг вопроса застройки района Запсковья разворачиваются целые баталии. Ситуация неоднозначна и трактоваться может по-разному. В ней проглядывается сразу несколько описанных выше приемов, которые используют участники.Таким образом, механизмы лоббирования, PR технологии в Псковской области многообразны, но требуют постоянного совершенства.ЗаключениеВ общественном сознании и политическом дискурсе доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который зачастую воспринимается как синоним коррупции. В политической жизнь России за два десятилетия политико-правовых и социально-экономических реформ осуществляются процессы институционализации групп интересов и объединений. Все они имеют различные программы или концепции социальной и экономической политики. В начале 1990-х гг. в отечественной политике были созданы условия для деятельности лоббистов. С середины 1990-х гг. в российской политике появилась возможность для деятельности лоббистов в различных отраслях (сферах) и в институтах законодательной и исполнительной власти. В отечественной политике лоббизм постепенно становился распространённым явлением, а деятельность лоббистов в полной мере проявлялась в политических, гражданских, профессиональных и региональных сферах применения данного вида весьма востребованных услуг.В политике лоббистская деятельность осуществляется высококвалифицированными специалистами по связям с государственными учреждениями, агентствами и ассоциациями на всех уровнях исполнительной, законодательной и судебной властей. Они взаимодействуют с взаимосвязанными сетями интересов групп давления, а также с многоуровневыми моделями лоббистской активности. Также следует отметить, что для наиболее распространённых моделей отечественной лоббистской деятельности присущ неинституциализированный характер взаимодействия организованных групп давления с представителями институтов государственной власти.Система взаимодействия государства и организованных групп интересов во многом определяет общее состояние отечественной демократии, эффективность государственного управления, а также служит индикатором процесса модернизации. Следует отметить, что в современной российской политике деятельность различных групп давления отражает преимущественно интересы наиболее влиятельных слоёв бизнес-сообщества и корпоративных групп.Совет по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации и консультативные советы в округах придавали отношениям государства с корпоративными группами, представляющими интересы крупного бизнеса, ― Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палатой (ТПП), ― характер единой общефедеральной системы. Однако, данная «иерархическая» схема лоббирования не была лишена недостатков, так как в современных российских политико-правовых и социально-экономических процессах именно лоббирование является одним из преобладающих направлений в отечественной практике взаимодействия власти и организованного бизнеса.Поэтому Администрация Президента Российской Федерации выбрала альтернативу, нацеленную на развитие диверсификации способов представления интересов и создание конкурирующих лоббистских организаций.Администрация Президента Российской Федерации также взаимодействует с новыми влиятельными корпоративными объединениями российского бизнеса — «Деловой Россией» и Объединением предпринимательских организаций России (ОПОРа). Данная стратегия диверсификации структуры взаимодействия с корпоративным лобби, выбранная Администрацией Президента Российской Федерации, является в какой-то мере выигрышной. В самом деле, относительно демократическая политическая среда и стабильная отечественная экономика превращает чётко детерминированную схему неокорпоративного патронажа в весьма устойчивую систему.Однако в настоящее время невозможно, учитывая неопределённость российских политических процессов и событий, выявить какие-либо устойчивые тенденции развития ситуации представительства корпоративных интересов в современной России. Более того, лоббирование бизнес-интересов в России проходит в основном негласно и процесс принятия решений не всегда подконтролен парламенту и обществу.В отличие от корпоративных групп российского лобби, интересы широких слоёв населения неадекватно представлены в современной отечественной политике: в качестве эффективных лоббистов практически невозможно назвать общественные организации. Более того, Совет и профильные Комиссии Общественной палаты Российской Федерации как консультативного и законно-совещательного института, созданного в 2005 г. для осуществления взаимодействия между гражданским обществом и представителями, не способны в полной мере компенсировать указанный выше недостаток.Институциональное оформление лоббизма как элемента системы представительства интересов в современной отечественной политике ещё не завершено и зависит от принятия законодательства, регулирующего деятельность групп интересов. Следует отметить, что отсутствие общепринятой неформальной этики взаимоотношений между представителями государственной власти и лоббистами, а также отсутствие сформулированных в российском законодательстве форм и методов лоббистской деятельности весьма негативно сказывается, прежде всего, на функционировании отечественных групп давления. Поэтому развитие институционального представительства интересов различных групп давления в России и принятие законов, регулирующих деятельность групп интересов, позволит организованному бизнесу, а также общественным организациям влиять на представителей исполнительной и законодательной власти посредством легальных процедур.ЛитератураI. Монографические изданияАвтономов, А.С. Азбука лоббирования / А.С. Автономов. – М.: Права человека, 2004. – 112 с.Автономов, А.С. Правовая антология политики: к построению системы категорий / А.С. Автономов. – М.: ООО Фирма «Инфограф». 1999. – 348 с.Бинецкий, А.Э. Лоббизм в современном мире / А.Э. Бинецкий. – М.: Теис. 2004. – 348 с. Георгица, Я. Процесс артикуляции интересов в политической системе // Элементы теории политики// Под ред. В.П. Макаренко. – Ростов-на-Дону: ООО Фирма «Инфограф». 1991. – 348 с.Лепехин, В.А. Лоббизм / В.А. Леехин. – М.: Фонд "IQ", 1995. – 115 с.Любимов, А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт / А.П. Любимов. – М.,1998. – 208 с.Любимов, А.П. История лоббизма в России / А.П. Любимов – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. – 208 с.Любимов, А.П. Гражданский лоббизм. Процедуры и технологии обращений граждан / А.П. Любимов– М.: Мэйн, 1998. – 208 с.Марченко, М.Н. Политические теории и политическая практика развитых стран – М.,1992. – 208 с.Порт, Д. Институты , институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Порт. – М., 2004. – 348 с.Семененко, И.С. Лоббизм и представительство интересов бизнеса системы в России / И.С. Семененко. – М.,Московский центр Карнеги. 1998. – 208 с.Толстых, П.А. GRпрактикум по лоббизму в России / П.А. Толстых. – М., ООО «Альпина Бизнес Букс», 2007. – 208 с.Гранкин, И.В. Парламент России. Изд. 2-е, доп. – М.,Изд-во гуманитарной литературы, 2001. – 208 с.II. Научные статьиАвтономов, А.С. К плану законодательных работ Федерального Собрания Российской Федерации / А.С. Автономов // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. – М., 1996. – Вып. II. – С. 91-101.Баранов, С.Д. Популизм и лоббизм: две стороны парламентской деятельности России / С.Д. Баранов // Социология и политология. М., 1999.  – Вып.I – С.  58–65.Боброва, Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации / Н.А. Боброва // Государство и право. – М., 1995. – Вып. XI. – С. 43-48.Васильева,  С.В.  Правовой  институт  лоббизма  в  России:  оценка  законодательства  и  перспектив  формирования / С.В. Васильева //  Сравнительное  конституционное  обозрение.  – М., 2013.  – Вып. I.(92) – С.  136—148.Григор, Г.Э. Предпринимательский лоббизм / Г.Э. Григор // Сборник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. – М., 2002.Зяблюк, Н.Г. Лоббизм на весах демократии: зло или благо? / Н.Г. Зяблюк // Российское обозрение. – М., 1992.АВТОР Лоббизм в России: этапы большого пути // Социологические исследования. – М., 1996. – № 3.Малько, А.В. Лоббизм / А.В. Малько // Общественные науки и современность. – М., 1995.  – Вып.IV – С.  58–65.Перегудов, С.П. Корпоративный капитал в российской политике / С.П. Перегудов // Политические исследования. – М., 2000.  – Вып.IV – С.  58–65.Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада ипроблемы России / С.П. Перегудов // Политические исследования. – М., 1993.  – Вып.IV – С.  58–65.III. Учебные пособия и справочные изданияПавроз, А.В. Группа интересов и лоббизм в политике: учеб. пособие / А.В.Павроз. – Спб: из-во Спб. гос.ун-та, 2006. – 187 с.Зудин, А.Ю. Бизнес и политика в посткоммунистической России / А.Ю. Зудин–М.: ЦПТ, 1995. – Ч. 1-2. – 187 с.Любимов, А.П.Парламентское право России: учеб. пособие / А.П. Любимов–М., 2002. – 187 с.V. Современная периодическая печать1. Вяткин, К. Лоббизм. Поддается ли он контролю? / К. Вяткин // Российская газета. – 1993, 14 января. 2. Зубков, С.А. Лоббизм в практике менеджмента / С.А. Зубков // Социально-политический журнал. – 1996. – № 5. – С. 1.3. Зудин, А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма / А.Ю. Зудин // Общественные науки и современность. – 1999. – № 5. – С. 1.4. Иванов, Н.Б. Лоббизм в политической культуре США / Н.Б. Иванов // Власть. – 1995, 01 августа. – № 5. – С. 1.5. Королева, В.Ю. Государственная Дума: технологии экономического лоббирования хозяйствующих субъектов / В.Ю. Королева // Представительская власть: мониторинг, анализ, информация. – 1997. – № 2-3. – С. 69-77.6. Смирнов, В.В., Зотов, С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы / В.В. Смирнов, С.В. Зотов // Государство и право. – 1996. – № 1. – С.112–120.VI. Интернет-ресурсы1. Даль, Р. Полиархия, плюрализм и пространство. Последствия исторических сдвигов, связанных с изменением пространства. [Электронный ресурс] / Р. Даль. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Polit/dal/polpl.php(дата обращения: 14.01.2016).2. Жильцова, С. Лоббизм в России. [Электронный ресурс] / С. Жильцова. Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=26&art=3213(дата обращения: 14.01.2016).3. Указ  Президента  РФ  от  11  апреля  2014  г.  №  226  «О  Национальном  плане  противодействия  коррупции  на  2014—2015  годы»  [Электронный  ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161699/(дата обращения: 01.12.2014).IV. Авторефераты диссертаций и диссертационные исследования1. Горобец, В.Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Горобец Михаил Васильевич.– М., 2000. – 92 c.2. Григор, Г.Э. Использование лоббизма в реализации экономических интересов предприятия: автореф. дис. ... канд. эконом. наук:12.00.01 / Григор Михаил Васильевич. – М., 2004. – 92 c.3. Зотов, С.В. Лоббизм как институт политического представительства в современной России: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / Зотов Михаил Васильевич. – М., РАГС., 1997. – 92 c.4. Зяблюк, Н.Г. Лоббизм в политической системе США: автореф. дис. ... док. полит. наук: 23.00.02 / Зяблюк Михаил Васильевич. – М., 1997. – 77 с.5. Любимов, А.П.Формирование лоббистских правоотношений в российском обществе: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... док. юрид. наук: 23.00.02 / Любимов Михаил Васильевич. – М., 2002. – 77 с.6. Толстых, П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ: структура, технологии, перспективы легитимации: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 12.00.01 / Толстых Михаил Васильевич. – М., 2006. – 77 с.


Литература

I. Монографические издания

1. Автономов, А.С. Азбука лоббирования / А.С. Автономов. – М.: Права человека, 2004. – 112 с.
2. Автономов, А.С. Правовая антология политики: к построению системы категорий / А.С. Автономов. – М.: ООО Фирма «Инфограф». 1999. – 348 с.
3. Бинецкий, А.Э. Лоббизм в современном мире / А.Э. Бинецкий. – М.: Теис. 2004. – 348 с.
4. Георгица, Я. Процесс артикуляции интересов в политической системе // Элементы теории политики// Под ред. В.П. Макаренко. – Ростов-на-Дону: ООО Фирма «Инфограф». 1991. – 348 с.
5. Лепехин, В.А. Лоббизм / В.А. Леехин. – М.: Фонд "IQ", 1995. – 115 с.
6. Любимов, А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт / А.П. Любимов. – М.,1998. – 208 с.
7. Любимов, А.П. История лоббизма в России / А.П. Любимов – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. – 208 с.
8. Любимов, А.П. Гражданский лоббизм. Процедуры и технологии обращений граждан / А.П. Любимов – М.: Мэйн, 1998. – 208 с.
9. Марченко, М.Н. Политические теории и политическая практика развитых стран – М.,1992. – 208 с.
10. Порт, Д. Институты , институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Порт. – М., 2004. – 348 с.
11. Семененко, И.С. Лоббизм и представительство интересов бизнеса системы в России / И.С. Семененко. – М., Московский центр Карнеги. 1998. – 208 с.
12. Толстых, П.А. GR практикум по лоббизму в России / П.А. Толстых. – М., ООО «Альпина Бизнес Букс», 2007. – 208 с.
13. Гранкин, И.В. Парламент России. Изд. 2-е, доп. – М., Изд-во гуманитарной литературы, 2001. – 208 с.

II. Научные статьи
1. Автономов, А.С. К плану законодательных работ Федерального Собрания Российской Федерации / А.С. Автономов // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. – М., 1996. – Вып. II. – С. 91-101.
2. Баранов, С.Д. Популизм и лоббизм: две стороны парламентской деятельности России / С.Д. Баранов // Социология и политология. М., 1999. – Вып.I – С. 58–65.
3. Боброва, Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации / Н.А. Боброва // Государство и право. – М., 1995. – Вып. XI. – С. 43-48.
4. Васильева, С.В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив формирования / С.В. Васильева // Сравнительное конституционное обозрение. – М., 2013. – Вып. I.(92) – С. 136—148.
5. Григор, Г.Э. Предпринимательский лоббизм / Г.Э. Григор // Сборник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. – М., 2002.
6. Зяблюк, Н.Г. Лоббизм на весах демократии: зло или благо? / Н.Г. Зяблюк // Российское обозрение. – М., 1992.
7. АВТОР Лоббизм в России: этапы большого пути // Социологические исследования. – М., 1996. – № 3.
8. Малько, А.В. Лоббизм / А.В. Малько // Общественные науки и современность. – М., 1995. – Вып.IV – С. 58–65.
9. Перегудов, С.П. Корпоративный капитал в российской политике / С.П. Перегудов // Политические исследования. – М., 2000. – Вып.IV – С. 58–65.
10. Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России / С.П. Перегудов // Политические исследования. – М., 1993. – Вып.IV – С. 58–65.
III. Учебные пособия и справочные издания

1. Павроз, А.В. Группа интересов и лоббизм в политике: учеб. пособие / А.В.Павроз. – Спб: из-во Спб. гос.ун-та, 2006. – 187 с.
2. Зудин, А.Ю. Бизнес и политика в посткоммунистической России / А.Ю. Зудин – М.: ЦПТ, 1995. – Ч. 1-2. – 187 с.
3. Любимов, А.П. Парламентское право России: учеб. пособие / А.П. Любимов – М., 2002. – 187 с.
V. Современная периодическая печать
1. Вяткин, К. Лоббизм. Поддается ли он контролю? / К. Вяткин // Российская газета. – 1993, 14 января.
2. Зубков, С.А. Лоббизм в практике менеджмента / С.А. Зубков // Социально-политический журнал. – 1996. – № 5. – С. 1.
3. Зудин, А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма / А.Ю. Зудин // Общественные науки и современность. – 1999. – № 5. – С. 1.
4. Иванов, Н.Б. Лоббизм в политической культуре США / Н.Б. Иванов // Власть. – 1995, 01 августа. – № 5. – С. 1.
5. Королева, В.Ю. Государственная Дума: технологии экономического лоббирования хозяйствующих субъектов / В.Ю. Королева // Представительская власть: мониторинг, анализ, информация. – 1997. – № 2-3. – С. 69-77.
6. Смирнов, В.В., Зотов, С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы / В.В. Смирнов, С.В. Зотов // Государство и право. – 1996. – № 1. – С.112–120.
VI. Интернет-ресурсы
1. Даль, Р. Полиархия, плюрализм и пространство. Последствия исторических сдвигов, связанных с изменением пространства. [Электронный ресурс] / Р. Даль. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Polit/dal/polpl.php (дата обращения: 14.01.2016).
2. Жильцова, С. Лоббизм в России. [Электронный ресурс] / С. Жильцова. Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=26&art=3213 (дата обращения: 14.01.2016).
3. Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 годы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161699/ (дата обращения: 01.12.2014).
IV. Авторефераты диссертаций и диссертационные исследования

1. Горобец, В.Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Горобец Михаил Васильевич. – М., 2000. – 92 c.
2. Григор, Г.Э. Использование лоббизма в реализации экономических интересов предприятия: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 12.00.01 / Григор Михаил Васильевич. – М., 2004. – 92 c.
3. Зотов, С.В. Лоббизм как институт политического представительства в современной России: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / Зотов Михаил Васильевич. – М., РАГС., 1997. – 92 c.
4. Зяблюк, Н.Г. Лоббизм в политической системе США: автореф. дис. ... док. полит. наук: 23.00.02 / Зяблюк Михаил Васильевич. – М., 1997. – 77 с.
5. Любимов, А.П. Формирование лоббистских правоотношений в российском обществе: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... док. юрид. наук: 23.00.02 / Любимов Михаил Васильевич. – М., 2002. – 77 с.
6. Толстых, П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ: структура, технологии, перспективы легитимации: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 12.00.01 / Толстых Михаил Васильевич. – М., 2006. – 77 с.

Вопрос-ответ:

Что такое лоббизм?

Лоббизм - это практика влияния на принятие решений со стороны групп интересов через лоббистские организации и методы.

Какие функции выполняет лоббизм?

Лоббизм выполняет такие функции, как представление интересов групп, участие в формировании законодательства, оказание влияния на политику и принятие решений.

Какая роль лоббизма в политической системе России?

Лоббизм играет важную роль в политической системе России, как средство воздействия на принятие решений, формирование законодательства и защиту интересов групп.

Какие примеры лоббизма в России можно найти?

Примеры лоббизма в России можно найти в деятельности корпораций, ассоциаций, некоммерческих организаций, которые представляют интересы различных отраслей экономики и общественных групп.

Какое значение имеет PR в лоббистской деятельности?

PR играет важную роль в лоббистской деятельности, позволяя эффективно представлять интересы и убеждать общественность и политиков в правильности принимаемых решений.

Что такое лоббизм?

Лоббизм - это форма деятельности, направленной на защиту интересов определенной группы людей или организации перед органами власти. Лоббисты используют различные инструменты и методы, чтобы повлиять на принятие политических или правовых решений.

Какой генезис лоббизма в мире?

Лоббизм как явление возник в США в конце XIX века. Именно там были разработаны основные принципы и методы лоббирования. Со временем лоббизм распространился и стал активно применяться во многих других странах мира. В настоящее время лоббизм является неотъемлемой частью политических систем многих государств.

Какая роль лоббизма в политической системе РФ?

В России лоббизм является относительно новым явлением. В то же время, он все больше приобретает значимость и влияние на принятие политических и правовых решений. Лоббисты используют связи с политиками и властными структурами для продвижения интересов своих заказчиков. Однако, в России существует определенная законодательная база, регулирующая лоббизм и устанавливающая правила его осуществления.

Какое место занимает лоббизм в системе PR в России?

Лоббизм и PR являются взаимосвязанными концепциями. Лоббисты часто используют методы PR, чтобы создать положительное представление о своих заказчиках и их интересах. PR-техники могут быть использованы для формирования общественного мнения в пользу лоббистской деятельности и изменения отношения к определенным вопросам. Однако, важно помнить, что лоббизм и PR являются разными инструментами с разными целями и методами работы.

Как исследуется PR в лоббистской деятельности Псковской области?

Исследование PR в лоббистской деятельности Псковской области включает в себя анализ различных аспектов и методов PR, используемых лоббистами в данном регионе. Исследователи анализируют примеры успешной лоббистской кампании, изучают влияние PR-техник на принятие политических решений и оценивают эффективность применения PR в лоббизме. Это помогает понять, какие методы и приемы PR могут быть полезными в лоббистской деятельности в других регионах.

Что такое лоббизм?

Лоббизм - это деятельность, направленная на влияние на принятие решений государственных и общественных органов в пользу определенных интересов группы или отрасли.

В чем состоит сущность практик лоббизма?

Сущность практик лоббизма заключается в использовании различных манипуляций и стратегий для влияния на решения политических и общественных органов. Это может включать проведение информационных кампаний, оказание финансовой поддержки, а также использование связей и контактов внутри органов власти.