Конституционно-правовые основы деятельности государственной думы РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 29 29 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 27.06.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОЧНИК РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 5
1.1 Конституция РФ как основной источник конституционно-правового регулирования деятельности Государственной Думы 5
1.2 Формирование Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации 10
ГЛАВА 2 ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ И СТАТУС ДЕПУТАТОВ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ кОНСТИТУЦИЕЙ РФ 14
2.1 Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы РФ 14
2.1 Полномочия Государственной Думы РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ 27

Фрагмент для ознакомления

Закрепление в Конституции РФ полномочия ГД РФ о назначении указанного должностного лица обусловлено его положением в экономической системе государства. Кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ представляет Президент РФ. Сначала кандидатура рассматривается на заседаниях Комитетов Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, по бюджету и налогам.
Если большинством голосов от общего числа депутатов Государственная Дума проголосовала за представленную кандидатуру, председатель ЦБ РФ считается назначенным. Отклонение Государственной Думой кандидатуры дает Президенту право в течении двух недель представить нового кандидата. Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ также решает ГД РФ по представлению Президента.
6. ГД РФ назначает Председателя Счетной палаты РФ, половину ее аудиторов на должность и освобождает их от должности. Предложение о кандидатуре Председателя Счетной Палаты вносит также Президент РФ, которому в свою очередь предложение о данном кандидате может быть представлено депутатскими объединениями. Они же могут внести предложение о назначении аудиторов.
Представление о назначении Председателя и аудиторов Счетной Палаты предварительно должно быть рассмотрено на заседании Комитета ГД РФ по бюджету и налогам. Принятое Комитетом постановление рассматривается Государственной Думой в двухнедельный срок с момента внесения представления Президентом РФ.
7. К ведению Государственной Думы Конституцией отнесено назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение его от занимаемой должности. ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» одной из функций Уполномоченного называет приведение законодательства России о правах человека к общепризнанным международным принципам, совершенствование законодательства. Поэтому столь существенное значение придается Конституцией назначению Уполномоченного по правам человека.
Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного в РФ происходит путем тайного голосования большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуры на должность Уполномоченного представляются Президентом, Советом Федерации, депутатами или депутатскими объединениями ГД РФ. Должность Уполномоченного занимает кандидат, набравший большинство голосов по результатам голосования.
8. Еще одной функцией конституционного характера, предоставленной Государственной Думе, является объявление амнистии, то есть освобождения (полного или частичного) лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности или наказания, либо замена наказания на более мягкое. ГД РФ объявляет амнистию путем вынесения постановления в отношении неопределенного круга лиц. Такое постановление принимается большинством голосов от общего числа депутатов и подлежит официальному опубликованию.
Рассматриваемое конституционное полномочие Государственной Думы имеет высокое значение в общественной и политической жизни, поскольку преследует цели стабилизации и реализацию принципа гуманизма в обществе.
9. Выдвижение обвинения для отрешения от должности Президента РФ. Основанием для такого обвинения может служить государственная измена или другое тяжкое преступление, совершенное Президентом. Предложение о выдвижении обвинения вносится на обсуждение ГД РФ не менее 1/3 голосов от общего числа депутатов. В нем должны содержаться признаки преступления и указания на них.
Из состава ГД РФ образуется комиссия по рассмотрению предложения и оценке соблюдения процедур, а также содержаться факты, обосновывающие обвинение. На заседании ГД РФ рассматривается заключение, данное по результатам работы комиссии. Постановление о выдвижении обвинения против Президента принимается квалифицированным большинством голосов - не менее 2/3 депутатов. В пятидневный срок такое постановление должно быть направлено в Совет Федерации, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ для дачи ими заключения.
Таким образом, полномочия Госдумы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, довольно широкие. Они детализированы законами и подзаконными нормативными актами. Все основные полномочия обусловлены высокой значимость необходимости регуляции общественных отношений, на которые они направлены. Основным из полномочий является законодательная деятельность. Указанные полномочия Государственной Думы РФ направлены на реализацию принципа разделения властей, обеспечивает принцип верховенства права.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы выполнена ее цель и основные задачи, проанализированы конституционно-правовые основы деятельности Государственной Думы РФ.
Рассмотрены положения Конституции РФ, относящиеся к деятельности Государственной Думы, как основного источника правового регулирования деятельности нижней палаты парламента. Конституция РФ является основой деятельности Госдумы. Все федеральные законы, подзаконные нормативные акты основаны на нормах, закрепленных по тексту всей Конституции РФ.
Рассмотрен порядок формирования Государственной Думы РФ, система выборов, предусмотренная действующим законодательством и утратившим силу. Основы формирования Государственной Думы РФ носят конституционно-правовой характер, в ней как в основном законе страны не могут быть закреплены детали избирательного порядка, требований к кандидатам в депутаты, порядку организации выборов. Представляется правильным в данном вопросе согласиться с исследователями, предлагающими внести в Конституцию главу об избирательном праве. Это усложнит процедуру изменения законодательства, соответственно, не будет столь частых кардинальных перемен в федеральном законодательстве относительно системы выборов.
Проанализирован конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы РФ, особенности их правового положения как основу деятельности Госдумы. Представляется, что привилегии депутатов Госдумы, предоставленные им законом в связи с их деятельностью, обусловлены волей избирателей, которые предоставляют депутату право действовать, выражая свои интересы. Поэтому строгое соблюдение законодательства парламентариями является необходимым фактором их работы.
Охарактеризованы закрепленные в Конституции РФ полномочия Государственной Думы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ. Данные полномочия довольно широкие, затрагивают все основные сферы общественной, экономической и политической жизни в стране. То есть все основные полномочия Государственной Думы РФ обусловлены высокой значимость необходимости регуляции общественных отношений, на которые они направлены, а также реализацией принципа разделения властей, обеспечивает принцип верховенства права.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / «Российская газета». - № 130. - 08.07.1999. - (ред. от 03.05.2016, с изм. от 23.05.2016).
Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета», № 108, 24.05.2005. - (ред. от 05.10.2015).
Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета», № 45, 26.02.2014. - (ред. от 05.04.2016).
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 801 (ред. от 26.02.2016)
Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ». - 27.09.1993. - № 39. - ст. 3597. - (ред. от 10.01.2003).
Учебная и специальная литература
Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М.: Юстицинформ, 2015. 188 с.
Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие/ Безруков А.В. - Саратов: Вузовское образование. - 2014. - 267 c.
Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 6.
Карасев А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // Российский юридический журнал. - 2013. - № 6. - С. 68 - 72.
Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М. – Статут. - 2013. - 688 с.
Колошинская Н.В. Конституционное право России: учебное пособие/ Колошинская Н.В., Бодунова О.Г. - СПб. - Троицкий мост. - 2016. - 168 c.
Конституционное право России: учебник для студентов вузов/ Б.С. Эбзеев и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2013. - 687 c.
Михалева Н.А. Выборы губернаторов не оправдали наших надежд. Партийное строительство в России: цели и средства // Законодательство и экономика. - 2005. - № 2.
Судебная практика
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.98 № 28-П «По делу о толковании Положений части 4 статьи 111 конституции Российской Федерации" // «Российская газета». - № 247. - 29.12.1998.
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета». - № 41. - 29.02.1996.
Интернет ресурсы
СПС Консультант Плюс http://base.consultant.ru
Официальный сайт Государственной Думы http://www.duma.gov.ru/search/#?q=%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B+2016&sr=sr_news&page=1
Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 6.

Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ». - 27.09.1993. - № 39. - ст. 3597. - (ред. от 10.01.2003).
См.: Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М. – Статут. - 2013. - 688 с.
См.: Михалева Н.А. Выборы губернаторов не оправдали наших надежд. Партийное строительство в России: цели и средства // Законодательство и экономика. - 2005. - № 2.
Карасев А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // Российский юридический журнал. - 2013. - № 6. - С. 68 - 72.

Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / «Российская газета». - № 130. - 08.07.1999. - (ред. от 03.05.2016, с изм. от 23.05.2016).
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета». - № 41. - 29.02.1996.
См.: Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М. – Статут. - 2013. - 688 с.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.98 № 28-П «По делу о толковании Положений части 4 статьи 111 конституции Российской Федерации" // «Российская газета». - № 247. - 29.12.1998.









29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / «Российская газета». - № 130. - 08.07.1999. - (ред. от 03.05.2016, с изм. от 23.05.2016).
3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета», № 108, 24.05.2005. - (ред. от 05.10.2015).
4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета», № 45, 26.02.2014. - (ред. от 05.04.2016).
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 801 (ред. от 26.02.2016)
6. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ». - 27.09.1993. - № 39. - ст. 3597. - (ред. от 10.01.2003).
Учебная и специальная литература
1. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М.: Юстицинформ, 2015. 188 с.
2. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие/ Безруков А.В. - Саратов: Вузовское образование. - 2014. - 267 c.
1. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 6.
2. Карасев А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // Российский юридический журнал. - 2013. - № 6. - С. 68 - 72.
3. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М. – Статут. - 2013. - 688 с.
4. Колошинская Н.В. Конституционное право России: учебное пособие/ Колошинская Н.В., Бодунова О.Г. - СПб. - Троицкий мост. - 2016. - 168 c.
5. Конституционное право России: учебник для студентов вузов/ Б.С. Эбзеев и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2013. - 687 c.
6. Михалева Н.А. Выборы губернаторов не оправдали наших надежд. Партийное строительство в России: цели и средства // Законодательство и экономика. - 2005. - № 2.
Судебная практика
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.98 № 28-П «По делу о толковании Положений части 4 статьи 111 конституции Российской Федерации" // «Российская газета». - № 247. - 29.12.1998.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета». - № 41. - 29.02.1996.
Интернет ресурсы
1. СПС Консультант Плюс http://base.consultant.ru
2. Официальный сайт Государственной Думы http://www.duma.gov.ru/search/#?q=%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B+2016&sr=sr_news&page=1

Вопрос-ответ:

Какие основные источники регулируют деятельность Государственной Думы в РФ?

Основным источником конституционно-правового регулирования деятельности Государственной Думы РФ является Конституция Российской Федерации.

Что регулирует третья глава первого раздела Конституции РФ?

Третья глава первого раздела Конституции РФ устанавливает основные принципы и порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Как формируется Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации?

Государственная Дума формируется на основе всеобщего равного и прямого выборного права граждан России, при этом число депутатов составляет не менее 450 человек.

Каков статус депутатов Государственной Думы РФ?

Статус депутатов Государственной Думы РФ закреплен Конституцией РФ и определяет их права, обязанности и ответственность за свою деятельность.

Какие полномочия имеет Государственная Дума РФ?

Государственная Дума РФ осуществляет законодательную деятельность, участвует в формировании правительства, осуществляет контроль за его деятельностью, решает другие вопросы, отнесенные к ее компетенции.

Какие основные источники регулируют деятельность Государственной Думы в России?

Главным источником конституционно-правового регулирования деятельности Государственной Думы является Конституция Российской Федерации. Важными источниками также являются законы, принимаемые Федеральным Собранием, и иные нормативные правовые акты.

Как формируется Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации?

Государственная Дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права граждан Российской Федерации, достигших 18-летнего возраста. Депутаты Государственной Думы избираются населением Российской Федерации на пятилетний срок.

Какие полномочия имеет Государственная Дума РФ?

Государственная Дума РФ имеет широкий спектр полномочий, включая принятие законов, участие в формировании правительства, контроль за его деятельностью, рассмотрение вопросов об объявлении амнистии и прочее. Она также участвует в бюджетном процессе и осуществляет надзор за деятельностью исполнительной власти.

Какой статус имеют депутаты Государственной Думы?

Депутаты Государственной Думы обладают конституционно-правовым статусом, который закреплен Конституцией РФ. Они являются равноправными участниками процесса законодательства и относятся к депутатам, представляющим интересы граждан Российской Федерации. У них есть право участвовать в работе комитетов и других органов Думы, инициировать законодательные инициативы, а также выступать на пленарных заседаниях и делать предложения по вопросам, находящимся в компетенции Государственной Думы.

Какие привилегии и права предоставляются депутатам Государственной Думы?

Депутаты Государственной Думы имеют ряд привилегий и прав, таких как неприкосновенность, иммунитет от уголовного преследования без согласия Думы, возможность свободного передвижения по территории России и за ее пределами, право на освобождение от определенных гражданских обязанностей и прочее. Однако, эти привилегии и права не являются безоговорочными и могут быть ограничены в случаях, предусмотренных законодательством.