ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА ПРИ ЕКАТЕРИНЕ ВТОРОЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Отечества
  • 64 64 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 24.07.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИСЛАМУ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 13
1. Специфика исламских регионов империи в исследованиях российских историков 13
2. Религиозная, национальная и социальная идентичность российских мусульман в годы правления Екатерины Второй в исторических исследованиях. Отношение самих мусульман к исламу 20
3. Становление новой системы государственного регулирования ислама в Российской империи. Степная политика 25
Выводы к 1 главе 31
СТАНОВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕРПИМОСТИ И ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА ВРЕМЕН ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ ИСТОРИКОВ 33
1. Политика религиозной толерантности Екатерины II. Создание муфтиятов 33
2. Становление и регламентация сословных прав знати мусульманских народов 42
3. Ислам, православие и царизм в последние годы правления Екатерины Второй в работах российских историков 46
Выводы ко 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59

Фрагмент для ознакомления

Сенату было предписано подобрать кандидатуру главы этого управления – муфтия.
B 1789 году состоялось официальное открытие данного учреждения под названием Оренбургского магометанского духовного собрания (Уфа тогда входила в состав Оренбургской губернии). Первым муфтием стал ахун Мухамеджан Хусаинов, выходец из села Каргалы (Сеитовская слобода) под Оренбургом. Его должность по петровской «Табели о рангах» приравнивалась к чину IV класса – действительный статский советник или генерал-майор.
Создание муфтията имело целью поставить мусульманское духовенство под неусыпный контроль царской администрации, сделать его послушным и управляемым. Назначение муфтия государственной властью противоречило требованиям шариата, согласно которым имамы и муфтий должны избираться самими верующими.
К тому же полномочия духовного управления и муфтия были весьма ограниченными. В функции Оренбургского мусульманского духовного собрания (ОМДС) входило испытание претендентов на приходские должности в знании канонов ислама, надзор за действиями духовенства мусульманского, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг приходским духовенством.
Некоторые историки утверждает, что ОМДС было учреждено с целью контроля государства над мусульманским духовенством, кадровый состав которого полностью определялся государством, и для дальнейшего использования официальных исламских институтов в проведении российской политики среди мусульманского населения как внутри Российской империи, так и за её пределами.
Тем не менее, это событие имело для татар большое положительное значение. Впервые мусульманство признавалось государственной властью в качестве особой, самостоятельной религиозной общности. Создались более благоприятные условия для консолидации мусульманского населения империи, для выражения и отстаивания им своих законных интересов. Этими более благоприятными условиями раньше всех и больше всех мусульманских народов смогли воспользоваться поволжские татары, как самая многочисленная и развитая этническая общность среди них.
В конце XVIII – первой половине XIX века татарские земли Поволжья и Южного Урала пережили настоящий бум строительства мечетей как в крупных городах – Казани, Уфе, Оренбурге, Астрахани, Саратове, Пензе, так и в татарских селах и деревнях. Вот лишь некоторые сведения об открытии мечетей, почерпнутые из книги Шигабутдина Марджанй «Моста-фад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Болгар». В 1791 году была_открыта мечеть в большом селе Марджани, в 1796 году – в селе Ашыт, в 1800 году – в селе Кысна и т.д.
Быстрое увеличение числа мусульманских мечетей и духовных училищ при них обострило проблему кадров духовенства, а также религиозной литературы. Уфимское мусульманское духовное управление было лишено права открывать высшие духовные училища (медресе) для подготовки имамов. Эту задачу должны были решать сами мусульманские общины. Последние направляли наиболее склонных к духовному служению и способных молодых людей на учебу в медресе Средней Азии. И особенно славились медресе Бухары. Оттуда же поступала в основном религиозная литература.
Очень интересно мнение крупного российского историка ислама в России и арабиста Е. А. Резвана, который связывает лояльность мусульман империи того времени с умной издательской политикой императрицы. Екатерина Вторая во второй период своего царствования продолжила политику покровительства для мусульманских народов. По ее указу, например, в 1787 году в Азиатской типографии Санкт-Петербурга впервые в России был напечатан полный арабский текст Священного Корана для бесплатной раздачи «киргизцам» (современным казахам) и многим другим народам.
По словам самой Екатерины в то время, эти действия были осуществлены «не для введения Магометанства, но для приманки на уду». Коран был издан за государственный счет, что было в том числе и ответом на жалобы татар из-за того, что сама книга была очень дорогая для обычных жителей, которые печатались до этого частным способом. Коран был напечатан специально отлитым для этой цели шрифтом, сделанным по рисункам муллы Усмана Исмаила.
Рисунок арабского шрифта отличался от всех других арабских шрифтов, применявшихся до этого в России и превосходил все арабские шрифты, существовавшие тогда в типографиях Европы. Это издание отличалось от европейских прежде всего тем, что носило мусульманский характер: текст к печати был подготовлен и снабжен подробным комментарием на арабском языке (напечатан на полях) тем же муллой Усманом Исмаилом.
В Петербурге с 1789 по 1798 гг. вышло пять изданий Корана (по разным данным тираж составлял 1200 или 3600 экземпляров). Факт публикации в России Корана активно использовался Екатериной во внешней политике, в частности в ходе войны с Турцией, и дал императрице возможность показать себя покровительницей ислама.
Кроме того, некоторые православные и русские радикальные круги в то время высказывали недовольство такой политикой Екатерины Великой. Так как сам Коран трактовался как книга вредная для православного, ибо некоторые круги империи планировали за счет христианизации русифицировать и ассимилировать многие тюркские народы. Екатерину обвиняли в том, что, издавая Коран, она, как в том числе пишет историк Пиотровский, помогла усилению ислама среди татар.
Особо ей ставили в вину решение учредить Оренбургское магометанское духовное собрание в Уфе. Однако императрица в целом продолжала прежний курс, способствовавший заметному росту влияния центральной власти на мусульманских окраинах империи. Купцы из российских мусульман стали посредниками между Россией и ее мусульманскими соседями, серьезно помогая ее продвижению в глубь Азии. Мусульмане стали широко привлекаться к службе в российской армии и на флоте, где для их духовного окормления были созданы специальные должности мулл, ахундов и муаззинов.
Вместе с тем, в период правления Екатерины Второй было изданы в империи 2 новых перевода священного для мусульман текста, что сыграло определенную позитивную роль в культурной жизни страны, усилило лояльность среди мусульман империи. Автором перевода стал известный исследователь М.И. Веревкин (1732–1795), первый директор Казанской гимназии, где его стараниями было введено, в частности, преподавание восточных языков для студентов. Веревкин прекрасно владел рядом языков. В 1763 г. он получил должность переводчика при личном Кабинете Екатерины Второй.
Несомненно, хорошей подготовкой к переводу Корана была его работа над сочинением, посвященным сравнительному анализу русской библейской терминологии с аналогичной латинской, немецкой и французской, а также переводы трудов Аббата Миньо «История Оттоманской империи» и Игнаса д'Оссона «Полная картина Оттоманской империи».
Последнее десятилетие екатерининского царствования было весьма тревожным. Войны с Турцией и Швецией, обострение польского вопроса, а особенно события начавшейся в 1789 г. Французской революции — все это крайне беспокоило стареющую императрицу. Ее особо раздражало упоминание слова «якобинец», ставшего символом самого крайнего радикализма. Отсюда — закономерность посылки Екатериной чрезвычайным послом в Турцию в 1793—1794 гг. одного из ее лучших генералов и организаторов разведки М.И. Кутузова. Михаил Илларионович должен был прежде всего противостоять антироссийским представителям якобинской Франции при султанском дворе.
В своих турецких донесениях Кутузов неоднократно употреблял понятие «якобинец». Именно из писем Кутузова Екатерина, видимо, первой в России, узнала о появлении в исламе такого радикального течения, как ваххабизм (в европейском восприятии тождественного «якобинству»). В своей реляции от 20 октября 1793 г. русский посол доносил своей государыне о том, что Турция теперь особо занята «заботой о мятежнике Абдул-Веггабе, которого правила, разрушающие богослужения магометанское и как бы якобинца, среди Аравии возникшего, должны, кажется, тревожить ревностных мусульман».
Как бы то ни было, этот шаг, по отзывам, как современников, так и историков позднее, заслужил ей добрую репутацию среди народов, которые исповедовали мусульманскую религию. Период правления Екатерины Второй стал своеобразным «исламским ренессанса» в некоторых регионах страны.

Выводы ко 2 главе

Политика толерантности Екатерины Великой имело большое значение для всех мусульманских народов Российский империи того времени, так и для самой страны. Российская историография обладает большим количеством работ по анализу причин, которые послужили для Екатерины II возможностью предоставить мусульманским народам практически равные права с другим населением государства. Один историки связывают это с личностью самой Екатерины, которая желала, чтобы в ее стране было благоденствия абсолютно для всех народов. Другие исследователи утверждают, что это она делала, чтобы отдалить татар, башкир, крымских и сибирских татар, киргизов, других народов, исповедующих ислам, от влияния Османской империи, которая исторически была для них альтернативным центром притяжения.
Именно для этого она разрешила строить новые мечети, создала муфтияты, прочие элементы легализации ислама в России того времени. Этой же причиной был и факт становления и регламентации сословных прав для мусульманской знати. Некоторые историки, главным образом отечественные, из мусульманских народов, утверждали, что эти преобразования носили все равно негативный характер для мусульманского населения.
Кроме того, екатерининская политика по отношению к мусульманским народам империи оказалась правильнее и дальновиднее, чем ее предшественников. Ослабив религиозное давление и практически прекратив христианизацию, Екатерина Великая практически добилась того, что этими действиями исламское духовенство и дворянство из оппозиции встали на союзника российского самодержавия.
Российская историография обладает большим количеством работ, которые доказывают, что в целом перемены в духовной сфере, в сочетании с отменой ограничений на ведение торговли и дарованием мусульманским народам прав российского дворянства, составили Екатерине II доброе имя среди мусульманского населения Российской империи.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение следует отметить, что в данной дипломной работе определена проблематика легализации ислама при Екатерине Второй в отечественной историографии. Выявлены различные аспекты легализации ислама в период правления Екатерине Великой в трудах отечественных историков, исторические концепции, представления, методологические и другие научные подходы историков и иных исследователей к изучению данной научной проблемы.
Выполнены задачи анализа процесс изменения различных исторических концепций, мнений и методологических подходов дореволюционных, советских и современных отечественных историков в изучении проблемы легализации ислама в России в период правления Екатерины Второй.
Проанализирована дореволюционная историография, посвященная политике по отношению к исламу в период правления Екатерины II, выделить наиболее заметных исследователей в данной научной проблематике. Изучин методологические подходы советских историков к анализу легализации ислама в Российской империи в XVIII веке. Определены основные тенденции в современной отечественной историографии в изучении межконфессиональных взаимоотношений в этом вопросе.
Ислам при Екатерине Второй в российской историографии является историографических направлений в изучении положения ислама и мусульман в Российской империи. Данное направление охватывает широкий круг тем и вопросов.
Многие исследователи соглашаются, что политика монархии в России, и Екатерины II в частности, стремились интегрировать мусульман в российское общество, не дать им замкнуться в своей общине. В XVIII веке складывается удовлетворяющая религиозные потребности русских мусульман система.
В целом при оценке исламской политики екатерининского правительства можно согласиться со сделанным в литературе последних лет выводом о том, что имперская власть, защищая прежде всего свои интересы, приняла позитивное для российского «мусульманства» решение, подтвердив «официальный статус ислама и мусульман в многонациональной России» и признав «право мусульманских народов на сложившийся шариатский образ жизни». Как это мнение отстаивали многие исследователи, например, историк Юнусова А.Б.
Представляется, что именно при Екатерине Великой российские власти пришли к пониманию необходимости соблюдать по отношению к своим подданным важнейший принцип стабильности любой империи: «Мы вами владеем, вы нам подчиняетесь, платите налоги, за это живите и веруйте, как хотите». Конечно, в XIX в. система государственного регулирования ислама претерпевала определенные изменения. В 1810 г. появилось специальное ведомство по контролю над «иноверцами» — Главное управление (Департамент) духовных дел иностранных исповеданий, просуществовав- шее до 1917 г.
Историки констатируют, что при Екатерине главным обязательным условием оставалась абсолютная лояльность по отношению к существующему государственному строю и царствующим монархам со стороны всех подданных империи, в том числе мусульман.
Однако основные параметры исламской политики царской России сложились именно при Екатерине II. Несомненно, можно считать, что данная система организации духовной жизни российских мусульман, пребывавшая под постоянным «государственным присмотром», была несовершенна. Но все же, на наш взгляд, она достаточно полно удовлетворяла конфессиональные потребности российской исламской общины и в этом плане резко отличалась от построения религиозной жизни мусульманских народов страны в советское время.
Вообще, многие исследователи соглашаются, что поворот Екатерины Второй к политике толерантности и легализации ислама в России был вызван геополитическими соображениями. Российская империя была заинтересована привлечением новых подданных, в том числе мусульман, которые теперь становились новыми гражданами империи из-за завоевания новых территорий. В том числе и тем, что различными допущениями и политикой толерантности привлечь новых подданных, показать, что Россия не будет дискриминировать их по религиозным соображениям.
Кроме того, можно подвести итог, что состояние современной историографии по вопросу легализации ислама в Российской империи при Екатерине Второй наглядно показывает, что в данной теме существует плюрализм мнений. Историки позитивно отнеслись к тому к тем преобразованиям по использования политики толерантности ко всем национальным и религиозным группам, хотя и тут есть некоторые оговорки и исключения.
Национально ориентированные авторы мусульманских народов, нередко обвиняют российскую императрицу, что все эти меры носили исключительно прагматичный характер. Но на самом деле, как пишут историки, империя в период правления Екатерины Великой включала в себя множество векторов взаимоотношения с мусульманскими народами, и, что самое главное, с их элитами.
Итоги данного дипломного исследования показывают, что политика властей относительно к исламским народам нередко проводилась исходя из сословной принадлежности данных подданных. Однако следует сказать, что Екатерина Великая, хоть и давала свободы вероисповедания, строительства мечетей, и прочих вольностей, опасалась развития «полной исламизации» местного населения, которое нередко поверхностно относилась к исламу. Особенно официальные власти пугали различные джадиддисткие проекты мусульман, где хотели создать единственную тюрко-мусульманскую нацию из всех тюрков империи.
Кроме того, как показывают исследования ученых, Екатерина Вторая опасалась влияния Османской империи на российских мусульман, как альтернативного центра притяжения для них, что османы активно пропагандировали, особенно в моменты эскалации конфликта с Российской империей.
В том числе это происходило и поэтому, что помимо любви к своим подданным, данный факт объясняется политикой Екатерины по поощрению развития исламских учебных заведений, развитие собственных местных языков тюрков, чтобы они отличались от языка Османской империи, которая в то время стремилась тогда его, и свою этническую идентификацию, навязать для всех мусульман-тюрков России.
Политика Екатерины Второй, как считают российская историография, была в первую очередь направлена не на «восстановление», а на создание новых для страны структур в первую очередь для того, чтобы отойти от какой-то конфронтации и проблем с исламом и определить легальную нишу для функционирования религии, сделать мусульманством законным и, кроме того, управляемым.
Политика насильственной христианизации не оправдала себя, и стало очевидно, что надо искать формы мирного сосуществования. При этом государство оставило за собой право определять, какой ислам «хороший» и какой ислам «плохой», поскольку само начало формировать исламские институты и активно влиять на них через экзамены в Оренбургском Духовном Собрании, выдачу лицензий (указов) и ведение метрических книг. Екатерининская модель просуществовала практически без изменений вплоть до второй половины XIX века, когда мусульмане все больше начинают интегрироваться в общеимперское пространство и даже формируют свою политическую платформу.
Также можно констатировать, что большинство отечественных историков позитивно отнеслись к преобразованиям Екатерины Великой, Согласны, что ее действия позволили укрепить Российскую империю, снизить конфликтный потенциал в межнациональных и межнациональных отношениях ее народов.
































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Литература по проблеме

1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М. 2002.
2. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII – начало ХХ вв.). М., 2004;
3. Алексий епископ. Современное движение в среде русских мусульман.– Казань, 1910;
4. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. История. Теория, Механизмы. Военно-политические аспекты. М. . 2000
5. Багин С. Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. – Казань, 1910
6. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее» мнение России александровской эпохи. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. С.83.
7. Гайнутдин, Р. Ислам в современной России / Р. Гайнутдин. — М., 2004.
8. Густерин П. В. Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи. Саарбрюккен:  2014. 80 с.
9. Давлетшин, Р. А. «Великий перелом» и трагедия крестьянства Башкортостана / Р. А. Давлетшин. — Уфа: Китап, 1993.
10. Давлетшин Т. Советский Татарстан: Теория и практика ленинской национальной политики. – Мюнхен, 1974. (Казань, 2005).
11. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775—1800 гг. М., 1959.
12. Дружинина Е.И. Кючук-Кайнарджийский мир (его подготовка и
заключение). М., 1955
13. Ислаев Ф. Г Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия. От конфронтации к терпимости. Казань. 2001
14. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. С. 98
15. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане (1789—1889). Исламский дискурс под русским господством. Казань, 2008.
16. Климович Л. Ислам в царской России. – М., 1936.
17. Крымский А. История мусульманства. 2-е изд. М., 1904. Ч.1/2. С. 138
18. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995;
19. Лашков Ф. Князь Г.А. Потемкин-Таврический как деятель Крыма.
Краткий очерк по архивным данным. Симферополь, 1890.
20. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998;
21. Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Ислам в России в XVIII — начале ХХ вв.: модернизация и традиции. Нижний Новгород, 2011.
22. Раимов Р. М. 1905 год в Башкирии. – М.; Л., 1941; Его же. Образование Башкирской АССР. – М., 1952.
23. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
24. Хабутдинов А.Ю. История Оренбургского магометанского духовного собрания (1788—1917): институты, идеи, люди. М.; Н. Новгород, 2010.
25. Фрим Д. Тайны османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск, 2004.
26. Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в Новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. Казань, 1869. С.209.
27. Фирсов Н.А. Положение инородцев Северо-Восточной России в Московском государстве. Казань, 1866. С. 200.
28. Хасанов Х. Х. Формирование татарской буржуазной нации. – Казань, 1977.
29. Юлдашбаев Б. Х. История формирования башкирской нации (Дооктябрьский период). – Уфа, 1972.

Периодическая печать

1. Арапов Д.Ю. Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи // Большая Российская энциклопедия. Т. 8. М., 2007.
2. Арапов Д.Ю. Ислам в петровской России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2012. № 4.
3. Арапов Д.Ю. Манифест 8 апреля 1783 г. «О присоединении Крыма к России». Подготовка, принятие, международное признание // Импера- торская Россия и мусульманский мир. Сб. материалов / Сост. Д.Ю. Ара- пов. М., 2006.
4. Арапов Д.Ю. Мусульманский вопрос в русско-турецких отношениях (70-е — начало 80-х годов XVIII в.) // Особенности российского истори- ческого процесса. Сб. статей памяти академика Л.В. Милова (к 80-летию со дня рождения). М., 2009.
5. Арапов Д.Ю. Посольство М.И. Кутузова в Турцию в 1793—1794 гг. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вторые чтения памяти ака- демика РАН Л.В. Милова. Материалы к международной научной конфе- ренции 17—19 ноября 2011 г. М., 2011.
6. Арапов Д.Ю. Мусульманский фактор во внешней политике России XIX — начала ХХ в. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 1.
7. Бартольд В.В. Халиф и султан (1912 г.) // Бартольд В.В. Сочинения.
Т. VI. М., 1966.
8. Васильев А.Д. Османо-турецкие параллели российским муфтиятам //
Pax Islamica. 2011. № 2 (7).
9. Веденина, В. Эволюция государственной политики России в отношении ислама в XVII–XVIII вв. / В. Веденина // История России как многоконфессионального государства. Мат. 42-й Всерос. заочной конфер. — СПб.: Нестор, 2006. — С. 20–23.
10. Дружинина Е.И. Русский дипломат А.М. Обресков // Исторические
записки. Т. 40. М., 1952.
11. Иванов Н.А. Организация шариатской власти и административно-
хозяйственного аппарата в Османской империи XVI—XVII вв. // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993.
12. Ибнева Г. Путешествие Екатерины II по Волге в 1767 году: узнавание империи // Ad imperio. 2000. № 2.
13. Некрасов А.М. Крымское ханство // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 3. М., 2000.
14. Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманских представлений о власти // Социально-политические представления в исламе. М., 1987.
15. Соловьёв С.М. История России с древнейших времен // Соловьёв С.М. Сочинения. Кн. 14. Т. 27. М., 1994.
16. Bobrovnikov V. Islam in the Russian Empire // The Cambridge History of Russia/ Cambridge. 2006. Vol. II.
17. Crews R. Empire and the Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth Russia // American Historical Review. 2003. February.
18. Арапов Д. Ю. Российские мусульмане в вооруженных силах России в XIX — начале ХХ вв. // Военно-исторический журнал. 2006. № 9.
19. Арапов Д. Ю. «Совершенно новые веяния…» Министр внутренних дел Д. С. Сипягин и русский посол в Турции И. А. Зиновьев о «мусульманском вопросе» // Родина. 2006. № 12.
20. Арапов Д. Ю. Новое слово о Белом движении // Военно-исторический журнал. 2008. № 1.
21.Арапов Д. Ю. П. А. Столыпин и ислам // Российская история. 2012., № 2.

Материалы сети Интернет

1. Ислам в России URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ислам_в_России (Дата обращения 10.02.2016).
2. Возрождения ислама. URL: http://maxpark.com/community/politic/content/ 1678053 (Дата обращения 10.03.2016).
3. Исторические вехи в истории крымских татар URL: http://vozrojdenie.crimea.ua/history/642-istoriya-kr-tatar.html (Дата обращения: 10.03.2016).
4. Казань мусульманская: мечеть, построенная с личного разрешения Екатерины II URL: http://www.islam.ru/content/history/44601 (Дата обращения: 10. 03.2015).
5. Ислам в России: традиции и перспективы URL: http://safe-rgs.ru/289-islam-v-rossii-tradicii-i-perspektivy.html (Дата обращения: 13.09.2015).
6. Внешняя политика Екатерины Второй URL: http://russiahistory.ru/vneshnyaya-politika-ekateriny-ii-2/ (Дата обращения 10.01.2016).
7. История мусульманской религии URL: http://islam-today.ru/istoria/ (Дата обращения 11.08.2015).
8. Взгляд на историю ислама в России URL: http://www.islamonline.ru/index.php?catid=6:2009-03-27-12-15 (Дата обращения 01.02.2016)
9. Распространение и история ислама в России: исторический аспект вопроса URL: http://www.portal-slovo.ru/history/43706.php (Дата обращения 11.03.2016)
10. Экскурс в историю ислама в России URL: http://islamnarusi.livejournal.com/4345.html (Дата обращения 17.05.2015).




Миллер Г.Ф. Описание сибирского царства и всех происшедших в нем дел от начала, а особливо от
покорения его Российской державе по сии времена: [в 5 т.]. СПб., 1787; Falk H. J. P. Beyträge zur
Topographischen Kenntnis des Russischen Reiches, Bd. 1–3. St.-Petersburg, 1785 – 1786; Георги И. Г. Описание
всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799.
Ермолаев И. П. Проблема колонизации Среднего Поволжья и Приуралья в русской историографии (вторая
половина XIX – начало XX в.): дис… канд. ист. наук. Казань, 1965
Ислам в Российской империи // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост. Д. Ю. Арапов. М., 2001.
Бухарское ханство в русской востоковедческой историографии. М., Изд-во МГУ. 1981. 128 с.
Макаров Д. М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья. Чебоксары. 2000, С. 270.
Катанов Н. Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 14, 1904. С. 191 – 216.
Багин С. Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. – Казань, 1910

Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII-XIX вв. Уфа. 1999; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа. 1999.
Исторические вехи в истории крымских татар URL: http://vozrojdenie.crimea.ua/history/642-istoriya-kr-tatar.html (Дата обращения: 10.03.2016).
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 1998-2003. Вып. 1-4.
Ислаев Ф. Г. История Новокрещенской конторы. Казань, 1998. С. 142.
Гилязов И. А. Политика христианизации народов Среднего Поволжья. Казань, 1993. С. 162.
Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 68.
Леонтьева О. Б. Национальная и конфессиональная политика Российской империи в современной историографии
Юнусова А.Б. Ислам в Башкорстане. Уфа, 1999. С. 47—48
Сибагатуллин, Ф. С. От Аттилы до президента .— Казань : Идел-Пресс, 2008 -. Кн. 1: Великие хунны и Золотая Орда .— 2008 .— 207 с.
Арапов Д.Ю. Ислам в петровской России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2012. № 4.
Арапов Д.Ю. Исламская политика Екатерины Великой, Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2014. № 5. С. 25-37.
Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в Новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. Казань, 1869. С.209.

Khodarkovsky M. Russia’s Steppe Frontier: The Making of a Colonial Empire, 1500–1800. Indiana University Press, 2002. 304 p.
Бартольд В.В. Ислам; он же, Культура мусульманства // Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI; Крымский А.Е. История мусульманства. М., 1904.
Крымский А. История мусульманства. 2-е изд. М., 1904. Ч.1/2. С. 138
Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман России. Пг., 1917. Данная работа переиздана в кн.: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М., 2001.
Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. 1767—1769. Т. 18. СПб., 1830. С. 275.
Казань мусульманская: мечеть, построенная с личного разрешения Екатерины II URL: http://www.islam.ru/content/history/44601 (Дата обращения 10. 03.2015).
Арапов Д.Ю. Исламская политика Екатерины Великой, Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2014. № 5. С. 25-37.
Мингазетдинов А. А. Милостью царицы Екатерины, М. 2012. С. 112.
Ибнеева Г.В. Имперская политика Екатерины II в зеркале венценосных путешествий. - М.: Памятники исторической мысли, 2009. - 469 с.
Азаматов Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в общественной и духовной жизни мусульманского населения Южного Урала в конце XVIII-XIX в.: автореф. дис.... канд. ист. наук. Уфа, 1994. С. 2.
Кричинскй А. Очерки политики российского царизма на окраинах. Баку, 1918. Ч. 1.
Екатерина II. Возрождения ислама. URL: http://maxpark.com/community/politic/content/1678053 (Дата обращения 10.03.2016).
Арапов Д.Ю. Мусульманский вопрос в русско-турецких отношениях (70-е — начало 80-х годов XVIII в.) // Особенности российского истори- ческого процесса. Сб. статей памяти академика Л.В. Милова (к 80-летию со дня рождения). М., 2009.
Текст проекта А.М. Обрескова см.: Дружинина Е.И. Кючук-Кайнарджий- ский мир (его подготовка и заключение). М., 1955. С. 338—347
Бартольд В.В. Халиф и султан… М. С. 75—80
Дружинина Е.И. Кючук-Кайнарджийский мир… М. С. 280—281.
Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001. С. 397
Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи. С. 50—51
Хабутдинов А.Ю. История Оренбургского магометанского духовного собрания (1788—1917): институты, идеи, люди. М.; Н. Новгород, 2010.

Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. 1789—1796. Т. 23. СПб., 1830. С. 579
Густерин П. В. Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи. Саарбрюккен:  2014. 80 с.
Густерин П. В. Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи. Саарбрюккен:  2014. 80 с.

Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в Новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. Казань, 1869. С.209.
Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. С. 58.
Е. А. Резван Статья из сборника: Россия и Кавказ: история, религия, культура. – СПб., 2002.
Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманских представлений о власти // Социально-политические представления в исламе. М., 1987.
Арапов Д.Ю. Посольство М.И. Кутузова в Турцию в 1793—1794 гг. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вторые чтения памяти академика РАН Л.В. Милова. Материалы к международной научной конференции 17—19 ноября 2011 г. М., 2011. С. 236—241.










2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Литература по проблеме

1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М. 2002.
2. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII – начало ХХ вв.). М., 2004;
3. Алексий епископ. Современное движение в среде русских мусульман.– Казань, 1910;
4. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. История. Теория, Механизмы. Военно-политические аспекты. М. . 2000
5. Багин С. Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. – Казань, 1910
6. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее» мнение России александровской эпохи. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. С.83.
7. Гайнутдин, Р. Ислам в современной России / Р. Гайнутдин. — М., 2004.
8. Густерин П. В. Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи. Саарбрюккен: 2014. 80 с.
9. Давлетшин, Р. А. «Великий перелом» и трагедия крестьянства Башкортостана / Р. А. Давлетшин. — Уфа: Китап, 1993.
10. Давлетшин Т. Советский Татарстан: Теория и практика ленинской национальной политики. – Мюнхен, 1974. (Казань, 2005).
11. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775—1800 гг. М., 1959.
12. Дружинина Е.И. Кючук-Кайнарджийский мир (его подготовка и
заключение). М., 1955
13. Ислаев Ф. Г Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия. От конфронтации к терпимости. Казань. 2001
14. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. С. 98
15. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане (1789—1889). Исламский дискурс под русским господством. Казань, 2008.
16. Климович Л. Ислам в царской России. – М., 1936.
17. Крымский А. История мусульманства. 2-е изд. М., 1904. Ч.1/2. С. 138
18. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995;
19. Лашков Ф. Князь Г.А. Потемкин-Таврический как деятель Крыма.
Краткий очерк по архивным данным. Симферополь, 1890.
20. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998;
21. Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Ислам в России в XVIII — начале ХХ вв.: модернизация и традиции. Нижний Новгород, 2011.
22. Раимов Р. М. 1905 год в Башкирии. – М.; Л., 1941; Его же. Образование Башкирской АССР. – М., 1952.
23. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
24. Хабутдинов А.Ю. История Оренбургского магометанского духовного собрания (1788—1917): институты, идеи, люди. М.; Н. Новгород, 2010.
25. Фрим Д. Тайны османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск, 2004.
26. Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в Новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. Казань, 1869. С.209.
27. Фирсов Н.А. Положение инородцев Северо-Восточной России в Московском государстве. Казань, 1866. С. 200.
28. Хасанов Х. Х. Формирование татарской буржуазной нации. – Казань, 1977.
29. Юлдашбаев Б. Х. История формирования башкирской нации (Дооктябрьский период). – Уфа, 1972.

Периодическая печать

1. Арапов Д.Ю. Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи // Большая Российская энциклопедия. Т. 8. М., 2007.
2. Арапов Д.Ю. Ислам в петровской России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2012. № 4.
3. Арапов Д.Ю. Манифест 8 апреля 1783 г. «О присоединении Крыма к России». Подготовка, принятие, международное признание // Импера- торская Россия и мусульманский мир. Сб. материалов / Сост. Д.Ю. Ара- пов. М., 2006.
4. Арапов Д.Ю. Мусульманский вопрос в русско-турецких отношениях (70-е — начало 80-х годов XVIII в.) // Особенности российского истори- ческого процесса. Сб. статей памяти академика Л.В. Милова (к 80-летию со дня рождения). М., 2009.
5. Арапов Д.Ю. Посольство М.И. Кутузова в Турцию в 1793—1794 гг. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вторые чтения памяти ака- демика РАН Л.В. Милова. Материалы к международной научной конфе- ренции 17—19 ноября 2011 г. М., 2011.
6. Арапов Д.Ю. Мусульманский фактор во внешней политике России XIX — начала ХХ в. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 1.
7. Бартольд В.В. Халиф и султан (1912 г.) // Бартольд В.В. Сочинения.
Т. VI. М., 1966.
8. Васильев А.Д. Османо-турецкие параллели российским муфтиятам //
Pax Islamica. 2011. № 2 (7).
9. Веденина, В. Эволюция государственной политики России в отношении ислама в XVII–XVIII вв. / В. Веденина // История России как многоконфессионального государства. Мат. 42-й Всерос. заочной конфер. — СПб.: Нестор, 2006. — С. 20–23.
10. Дружинина Е.И. Русский дипломат А.М. Обресков // Исторические
записки. Т. 40. М., 1952.
11. Иванов Н.А. Организация шариатской власти и административно-
хозяйственного аппарата в Османской империи XVI—XVII вв. // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993.
12. Ибнева Г. Путешествие Екатерины II по Волге в 1767 году: узнавание империи // Ad imperio. 2000. № 2.
13. Некрасов А.М. Крымское ханство // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 3. М., 2000.
14. Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманских представлений о власти // Социально-политические представления в исламе. М., 1987.
15. Соловьёв С.М. История России с древнейших времен // Соловьёв С.М. Сочинения. Кн. 14. Т. 27. М., 1994.
16. Bobrovnikov V. Islam in the Russian Empire // The Cambridge History of Russia/ Cambridge. 2006. Vol. II.
17. Crews R. Empire and the Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth Russia // American Historical Review. 2003. February.
18. Арапов Д. Ю. Российские мусульмане в вооруженных силах России в XIX — начале ХХ вв. // Военно-исторический журнал. 2006. № 9.
19. Арапов Д. Ю. «Совершенно новые веяния…» Министр внутренних дел Д. С. Сипягин и русский посол в Турции И. А. Зиновьев о «мусульманском вопросе» // Родина. 2006. № 12.
20. Арапов Д. Ю. Новое слово о Белом движении // Военно-исторический журнал. 2008. № 1.
21.Арапов Д. Ю. П. А. Столыпин и ислам // Российская история. 2012., № 2.

Материалы сети Интернет

1. Ислам в России URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ислам_в_России (Дата обращения 10.02.2016).
2. Возрождения ислама. URL: http://maxpark.com/community/politic/content/ 1678053 (Дата обращения 10.03.2016).
3. Исторические вехи в истории крымских татар URL: http://vozrojdenie.crimea.ua/history/642-istoriya-kr-tatar.html (Дата обращения: 10.03.2016).
4. Казань мусульманская: мечеть, построенная с личного разрешения Екатерины II URL: http://www.islam.ru/content/history/44601 (Дата обращения: 10. 03.2015).
5. Ислам в России: традиции и перспективы URL: http://safe-rgs.ru/289-islam-v-rossii-tradicii-i-perspektivy.html (Дата обращения: 13.09.2015).
6. Внешняя политика Екатерины Второй URL: http://russiahistory.ru/vneshnyaya-politika-ekateriny-ii-2/ (Дата обращения 10.01.2016).
7. История мусульманской религии URL: http://islam-today.ru/istoria/ (Дата обращения 11.08.2015).
8. Взгляд на историю ислама в России URL: http://www.islamonline.ru/index.php?catid=6:2009-03-27-12-15 (Дата обращения 01.02.2016)
9. Распространение и история ислама в России: исторический аспект вопроса URL: http://www.portal-slovo.ru/history/43706.php (Дата обращения 11.03.2016)

Вопрос-ответ:

Какая политика Российской империи была по отношению к исламу при правлении Екатерины Второй?

Политика Российской империи по отношению к исламу при правлении Екатерины Второй была в основном направлена на контроль и регулирование религиозной и социальной жизни мусульман. Империя стремилась к ассимиляции исламских регионов, включая Кавказ и Среднюю Азию, в единую российскую цивилизацию.

Что исследователи считают спецификой исламских регионов Российской империи во времена Екатерины Второй?

Исследователи считают, что исламские регионы Российской империи во времена Екатерины Второй отличались особой социальной, религиозной и национальной идентичностью. Эти регионы имели свои особенности в организации общества, в повседневной жизни и восприятии ислама.

Какое отношение имели сами мусульмане к исламу в годы правления Екатерины Второй?

Сами мусульмане в годы правления Екатерины Второй имели разное отношение к исламу. Некоторые придерживались традиционных исламских верований и практик, другие были более открытыми к западным влияниям и прогрессивным изменениям. Однако, в целом, ислам оставался основным элементом их религиозной и культурной идентичности.

Какую новую систему государственного управления можно наблюдать в годы правления Екатерины Второй?

В годы правления Екатерины Второй наблюдалось становление новой системы государственного управления, направленной на усиление контроля над исламскими регионами. Империя внедряла свои институты и законодательство, а также проводила политику ассимиляции и модернизации мусульманского населения.

Какую политику в отношении ислама проводила Российская империя в годы правления Екатерины Второй?

Российская империя в годы правления Екатерины Второй проводила политику терпимости и некоторой легализации ислама. Была создана специальная комиссия по делам священников мусульман, которая занималась организацией и регулированием жизни мусульман. Кроме того, было разрешено строительство новых мечетей и ранее запрещенные мусульманские обряды начали проводиться под охраной государства.

Какие исламские регионы Российской империи рассматривались в исследованиях российских историков?

В исследованиях российских историков рассматривались особенности ислама в таких регионах, как Кавказ, Средняя Азия, Волго-Уральская и Сибирская области. Историки изучали религиозную, национальную и социальную идентичность мусульман этих регионов в годы правления Екатерины Второй.

Какое отношение к исламу испытывали сами мусульмане в годы правления Екатерины Второй?

Отношение самих мусульман к исламу в годы правления Екатерины Второй было разнообразным. Некоторые мусульмане ощущали свободу вероисповедания и активно практиковали ислам, другие воспринимали его как часть своей национальной идентичности. Однако, были и те, кто испытывал давление или дискриминацию со стороны государства.

Каково значение новой системы государственного управления для ислама в Российской империи в годы правления Екатерины Второй?

Становление новой системы государственного управления в годы правления Екатерины Второй сыграло важную роль в преобразовании отношения к исламу. Репрессивные меры были смягчены, и были созданы условия для развития исламской культуры и образования. Были открыты новые мечети и медресе.