Политические последствия

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 105 105 страниц
  • 96 + 96 источников
  • Добавлена 08.07.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление



Введение 3
Глава 1. Причины и ход «арабской весны» 5
1.1 Политические процессы в странах Северной Африки и Ближнего Востока до начала «арабской весны» 5
1.2 Ключевые события «арабской весны» 11
Глава 2. Последствия «арабской весны» для Египта, Ливии, Туниса и Йемена 27
2.1 Политическая обстановка в Египте, Ливии, Тунисе и Йемене после «арабской весны» 27
2.2 Влияние «арабской весны» на региональную политику 40
Глава 3. Политические последствия «арабской весны» для мирового сообщества 45
3.1 «Арабская весна» и страны Запада 45
3.2 «Арабская весна» и Россия 71
Заключение 95
Список использованных источников и литературы 98

Фрагмент для ознакомления

Эти вопросы нашли отражение и в последней Стратегии национальной безопасности РФ от 31 декабря 2015 года. Особенно в документе выделяются угрозы, исходящие от Североатлантического альянса: «наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности».
Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров в своем выступлении 26 января 2016 года отметил, что в бюджетном запросе Пентагона на 2017 финансовый год на операции в Европе запланировано вместо нынешних 790 млн. долларов около 4 млрд. долларов, т.е. рост расходов составит более чем в четыре раза. Цель – создание складов передового базирования техники, оборудования, ротация на постоянной основе американских военнослужащих, т.е. НАТО расширяет присутствие своей военной инфраструктуры вблизи российских границ, что рассматривается РФ как прямая угроза безопасности.
Российские эксперты отмечают наличие в современных отношениях России и США больше разногласий, чем стремления к построению дружеских отношений. Н. Злобин по этому поводу заявляет: «Вашингтон находится в политическом одиночестве. Традиционная система американских союзников поколебалась… В России сегодня нет практического запроса на улучшение российско-американских отношений. Легко сделать политическую карьеру на антиамериканизме. На дружбе с Америкой вряд ли можно сделать карьеру».
Особое значение для России имеет нормализация российско-китайских отношений, начиная с 1980-х гг. В настоящее время одна из главных задач, стоящих перед российской дипломатией, состоит в принятии всех возможных усилий, направленных на то, чтобы сделать Китай своим союзником, а не просто партнером. Еще М. Горбачев предпринимал конкретные шаги в сторону улучшения отношений двух государств. При Б. Ельцине, с 1992 г., началась новая эра в российско-китайских отношениях.
Кризис отношений России и США будет способствовать дальнейшему активному военному и военно-техническому сотрудничеству между Китаем и Россией, включая и расширение номенклатуры технологий, которые российская сторона будет готова поставлять в КНР. Кроме того, даже появляются разговоры о том, что ограничения на предоставление китайской стороне определенных новейших военных технологий будут смягчаться. Также растет российский интерес в области совместного производства в военно-технической области. В этой связи можно говорить, что российско-китайское сотрудничество будет помогать усилению военного потенциала КР в Северо-Восточной Азии.
Из-за украинского кризиса Североатлантический альянс и США были вынуждены несколько сместить свой последний приоритет с реализации такой стратегической задачи как сдерживание Китая в АТР, вместо этого переключив свое внимание на укрепление границ НАТО с Россией, путем усиления инфраструктуры в странах-членах. Китайские эксперты полагают, что Соединенные Штаты без сомнения будут стремиться укреплять отношения с китайской стороной путем определенных уступок, чтобы постараться не допустить чрезмерно сближения РФ и КНР.
Кризис на Украине придал ускорение развитию российско-китайского взаимодействия, однако сам характер отношений и их направления остались все те же. В их основе лежат стабильные, общие интересы. Российский поворот в сторону Востока является более ранней стратегией страны, которая предполагает фундаментальное сближение двух стран, при этом вопросы безопасности будут иметь не меньший приоритет, чем экономическое сотрудничество.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная российская внешняя политика имеет широкое доктринальное оформление – в ключевых документах, посвященных как непосредственно внешнеполитической стратегии РФ, так и вопросам национальной безопасности, подчеркивается особая важность в защиты национальных интересов в связи с ростом конфликтности и неопределенности. Особое значение для российской внешней политике сегодня играют отношения с США и государствами ЕС, которые переживают один из наиболее сложных периодов в первую очередь в связи с украинским кризисом.
Традиционным инструментом внешней политики любого государства является военная сила, которая может иметь три формы реализации: применение военной силы, ее угроза и демонстрация силы.
Военная сила как средство достижения национальных интересов используется в следующих случаях:
когда иные средства, кроме военной силы, отсутствуют или неэффективны;
когда имеются другие средства, но роль военной силы абсолютизируется и признается более совершенной и продуктивной;
когда государство вынуждено отвечать адекватно на военный вызов другого государства;
когда стечение обстоятельств подталкивает государство к применению военной силы без риска получить ответный удар.
Примером использования вооруженных сил России для защиты своих внешнеполитических приоритетов является использование ВВС РФ в сирийском конфликте с октября 2015 года.
Как видно из приведенного перечня внешнеполитических приоритетов России, Сирия и в целом Ближний Восток не являются напрямую ключевым приоритетом для нашего государства. Это объясняется во многом историческими причинами и развитием интересов в других регионах, прежде всего СНГ. Однако современная позиция российского руководства в отношении сирийского конфликта обуславливается положением страны в мировой политике, как глобальная держава и член Совета Безопасности ООН она не может остаться в стороне.
В современном сирийском конфликте Россия заняла жесткую позицию о недопущении внешнего вмешательства. Жесткая позиция РФ основана в первую очередь на понимании того, что поддержка западных инициатив ранее ни разу не привела к положительным результатам как в вопросе разрешения того или иного конфликта, так и не принесла никакой выгоды самой России. Многомиллиардные потери, которые понесли в Ливии российские корпорации, даже несмотря на нейтральную позицию Москвы в разрешении ливийского конфликта, доказали, что Россия не рассматривается Западом как равноправный партнер. Сирия же для нее является крайне важным союзником в регионе. Помимо всего прочего там проживают тысячи бывших сограждан, которые имеют право на защиту России. Сирия сегодня стала чуть ли не единственным государством, через которое Россия может сохранить и расширить свое военное присутствие на Ближнем Востоке.
Геополитическое значение Сирии для России во многом обусловлено расположением в сирийском порте Тартус единственной российской военной базы за пределами бывшего СССР, что обеспечивает России выход в Средиземное море. Этот объект находится в распоряжении России с 1971 года. Порт Тартус является не только единственным пунктом базирования российских боевых кораблей в Средиземном море, но и единственной на сегодняшний день российской военной базой в дальнем зарубежье. Учитывая то, что Россия провела модернизацию данного пункта базирования в 2009-2011 гг., это также является достаточно веской причина для защиты внешнеполитических интересов России в Сирии.
У России в Сирии есть также и общие экономические интересы. По данным 2010 г. объем российского экспорта в Сирию составил 1,1 млрд. долларов. В 2009 году российские инвестиции в Сирию составили почти 4,2 млрд. долл., не считая оружейных контрактов. А с преимущественно экспортом российских вооружений инвестиции в страну превышают 20 млрд. долларов. Что касается военно-технического сотрудничества, то Сирия ведет закупки истребителей Миг-29, учебно-боевые самолеты Як-130, системы ПВО «Панцирь» и «Бук», береговые комплексы «Бастион», противокорабельные ракеты П-800 «Яхонт». Помимо продажи вооружений и военной техники ведется и ее обслуживание, модернизация и ремонт.
Однако, режим санкций, закрытие внешних границ и активные боевые действия не только разрушили экономику страны, но и прервали ее экономические связи со многими государствами, в том числе и с Россией, чем заставили ее функционировать в условиях полной изоляции. Таким образом, в данной ситуации просто необходимо продолжать всеми силами оказывать Сирии поддержку, как на дипломатическом, так и на экономическом уровне.
Если говорить об основания для вмешательства России в сирийский конфликт и ее целей, следует отметить, что в Совете Безопасности ООН продолжилось обсуждение российского проекта резолюции, который был представлен в середине января 2012 года уже в доработанном виде, с некоторым учетом пожеланий западных держав, реакция последних была вновь предсказуемой - проект был отвергнут, а сама Россия, с одной стороны, обвинялась в том, что тянет время и не объясняет своих возможных действий в отношении Сирии, более того, не прекращает поставку оружия в страну, а, с другой стороны, некоторые страны одобрили решение Москвы пойти хоть на какой-то диалог.
В это же время ЛАГ решила продлить мандат наблюдателей, несмотря на свои изначальные намерения о выводе миссии, но Саудовская Аравия заявила о выводе своих наблюдателей в знак протеста непрекращающемуся насилию. Вскоре ЛАГ приступила к разработке плана, основным пунктом которого стала передача власти от Башара Асада вице - президенту страны и введение экономических санкций. Позднее это было включено в проект резолюции СБ ООН, представленный на рассмотрение 27 января 2012 года, однако, согласия с российской стороной так и не было достигнуто. На этом фоне ЛАГ стала вести более активные переговоры с Россией с целью поиска реального решения.
Беспорядки в Сирии растут, число жертв увеличивается с каждым днем, миссия наблюдателей ЛАГ не смогла как-либо положительно повлиять на ситуацию, и было принято решение о выводе наблюдателей. Продолжились активные дебаты в Совете Безопасности ООН, последний проект резолюции был изменен, Россия и Китай, обладая правом вето, оказали влияние на своих коллег и из текста был убран призыв к Башару Асаду уйти в отставку, но, было сохранено предложение следовать плану ЛАГ, который, в свою очередь, призывает Асада передать власть вице-президенту. Такая двусмысленная ситуация заставила отправить проект на дальнейшее рассмотрение правительствам стран-членов СБ. Также Россия и Китай не устроил и ряд других положений, введение санкций, например. В начале февраля 2012 года, воспользовавшись правом вето, Россия и Китай блокировали принятие резолюции, что, конечно же, вызвало недовольство Запада.
Пытаясь продвинуть решение по Сирии, 16 февраля 2012 года Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, которая повторила практически все положения последнего проекта, выдвинутого на рассмотрение в СБ ООН. При голосовании Россия, Китай и еще 17 стран воздержались, посчитав документ несбалансированным. Еще больше раскол в позициях наблюдается, когда Россия и Китай отказались принять приглашение на встречу так называемых «друзей Сирии» 24 февраля в Тунисе, объясняя это тем, что приглашать только представителей сирийской оппозиции и игнорировать действующую власть является нецелесообразным. В итоговой декларации конференции «друзей Сирии» была признана законная власть Сирийского Национального совета, сирийское руководство было призвано к прекращению насилия для возможности оказания гуманитарной помощи. Также все участники конференции приняли во внимание недавний запрос ЛАГ, предоставленный в ООН, о формировании совместных сил ООН и ЛАГ по поддержанию мира в Сирии. ЕС также признал легитимность Сирийского Национального совета.
Следующим этапом в сирийской истории становится договоренность с ООН по организации совместной гуманитарной миссии, а также визит спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннана в Дамаск для встречи с Асадом и представителями оппозиции, поиска мирных способов урегулирования конфликта.
Инициатива Кофи Аннана была поддержана ЕС. А президент Сирии согласился содействовать, отметив, однако, о невозможности диалога до тех пор, пока на территории страны орудуют террористы. Тем временем России и ЛАГ удалось согласовать позицию по Сирии, которая состояла из пяти основных пунктов:
прекращение любого насилия;
создание беспристрастного механизма мониторинга;
никакого внешнего вмешательства;
беспрепятственная доставка гуманитарной помощи всем сирийцам;
поддержка миссии Кофи Аннана.
21 марта 2012 года СБ ООН принял заявление, в основу которого был положен план по урегулированию кризиса в Сирии, предложенный Кофи Аннаном. Это факт говорит нам о сближении позиций стран - членов СБ. Документ был смягчен, из него были исключены резкие осуждения правительства Сирии и призывы к Башару Асаду об отставке. Несмотря на то, что документ не имеет юридической силы, тем не менее он позволил выработать общую позицию.
Одним из первых реальных результатов плана Кофи Аннана стало прекращение огня между правительством и оппозицией утром 12 апреля 2012 года. Наступило хрупкое перемирие, которое было нарушено в тот же день - на улицах продолжилась стрельба, появились новые жертвы. В странах Запада заговорили о провале миссии Кофи Аннана, ведь, по сути, ни одно из положений плана соблюдено так и не было. Встала необходимость поиска нового решения.
14 апреля СБ ООН единогласно одобрил проект резолюции по Сирии. Было одобрено предложение Кофи Аннана о введении в страну невооруженной группы наблюдателей ООН. На этот раз Россия и Китай не встретили в проекте положений, которые ранее заставляли применять их право вето. Уже 16 числа в Сирию прибыла первая группа наблюдателей для мониторинга за выполнением плана спецпредставителя ЛАГ и ООН. В результате нескольких дней наблюдений было выявлено, что ни одна из сторон не соблюдает перемирие, а Пан Ги Мун обвинил президента в Сирии в применении силы и нежелании прекращать борьбу. Уже 21 числа СБ принимает следующую резолюцию, увеличивающую число наблюдателей с 30 до 300 и продлевающую срок их пребывания до трех месяцев минимум.
Продолжились дипломатические баталии по решению сирийского кризиса - взаимные попытки Запада и РФ с КНР изменить позиции друг друга не принесли никаких плодов. Более того, ситуация обострилась скандалом вокруг сбитого турецкого самолета, а также поставками РФ оружия в Сирию. Ситуация осталась неизменной, а президент Башар Асад признал, что в стране идет война со всеми ее атрибутами и проявлениями.
В начале июля 2012 года в Женеве состоялась министерская встреча по Сирии. Принятое по итогам встречи коммюнике рекомендует создание переходного правительства с участием всех заинтересованных сторон для превращения Сирии в демократическое государство, гарантирующее полное соблюдение прав человека. А 19 июля состоялось очередное заседание Совбеза ООН, на котором Россия и Китай вновь воспользовались правом вето, блокировав принятие резолюции, предусматривавшей введение жестких санкций против Сирии. На следующий день Совет Безопасности принял резолюцию, продлевающую мандат миссии по наблюдению за прекращением насилия в Сирии (МООННС) на 30 дней, но не предусматривающую возможности военного вмешательства и введения санкций.
В начале января 2013 года президент Башар Асад выдвинул собственный план по урегулированию ситуации путем проведения новых выборов в стране, однако, пойти на всеобъемлющий диалог он был готов только при условии прекращения давления «извне».
Инициатива Асада была тепло встречена его сторонниками, но остальной мир отреагировал иначе - США и европейские страны назвали план очередной попыткой Асада удержать власть. Как уже было отмечено в первой главе, выборы 2014 года Б. Асад выиграл, однако обстановка в стране продолжала накаляться.
Ситуация в Сирии продолжает оставаться тяжелой, Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (НКОС) недавно отказалась от каких-либо переговоров с Россией, США, «друзьями Сирии». Президент Сирийской Арабской Республики не стремится сложить с себя полномочия в угоду Западу и некоторым арабским странам.
На международном уровне также не могут договориться - сторонники начала вооруженной миссии в Сирии и ее противники по-прежнему продолжают дипломатические баталии.
В условиях эскалации обстановки в Сирии Президент РФ В.В. Путин принял решение оказать помощь нынешнему политическому режиму в Сирии в борьбе с террористической организацией «Исламское государство», которая запрещена в России.
По словам Президента РФ, главная задача российской операции в Сирии состоит в том, чтобы «стабилизировать законную власть и создать условия для поиска политического компромисса».
С учетом внешнеполитических приоритетов РФ на Ближнем Востоке интересы России можно также квалифицировать следующим образом в контексте сирийского конфликта: для российского государство важно заявить о себе как о важном игроке международных отношений, в том числе и в ближневосточном регионе; борьба с международным терроризмом в лице «Исламского государства».
В настоящее время Россия продолжает придерживаться трех основных позиций по решению сирийского вопроса:
смена власти в Сирии может произойти только в легитимном порядке и при учете мнения сирийского народа;
иностранные силы не должны прибегать к военному вмешательству, а также оказывать содействие оппозиции финансами, вооружениями и людьми;
запрет на введение санкции против Сирии, которые могут оказать воздействие на ее экономику и, как следствие, привести к ухудшению гуманитарной ситуации в стране.
Отступив в сирийском вопросе и этим позволив оппозиции безоговорочно прийти к власти, Россия потеряет своего давнего политического союзника на Ближнем Востоке, лишится надежного партнера в сфере экономического и военно-технического сотрудничества, а также утратит возможность базирования кораблей российского ВМФ в порту Тартус, где располагается пункт материально-технического обеспечения.
Именно поэтому РФ приняла решение оказать помощь нынешнему правящему режиму Сирии в борьбе против «Исламского государства». Кроме того, это соответствует ее целям по борьбе с международным терроризмом, особенно в свете совершенного теракта 31 октября 2015 года, когда был взорван российский самолет в Египте.
Военная операция России, как уже было указано выше, началась 30 сентября 2015 года, что было санкционировано Советом Федерации, который дал согласие Президенту РФ В.В. Путину использовать ВС РФ в Сирии.
Главной целью данной операции, по заявлениям официальных лиц РФ, является предупреждение массового возврата террористов в Россию и страны СНГ. Особо подчеркивается, что будут проводиться операции исключительно военной авиации, наземные военные действия категорически исключаются.
Как отмечает российский исследователь А. Мезяев, операция российской армии в Сирии проходит с полным соблюдением как внутрироссийского, так международного права.
Операция проводится военно-воздушными силами РФ. Авиаудары наносит группировка (располагающаяся на аэродроме Хмеймим) из 30 бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием четырех истребителей, также вертолеты Ми-24 и Ми-17. Охрану авиабазы обеспечивают подразделения морской пехоты и десантников Вооруженных сил РФ, группа спецназа, а также корабли Военно-морского флота в Средиземном море. Обстрелы целей крылатыми ракетами произвели и корабли Каспийской флотилии.
Первые авиаудары по объектам на территории Сирии российские самолеты уже нанесли 30 сентября 2015 года. За первую неделю операции российская авиагруппа нанесла удары по 112 объектам в Сирии. За период с 30 сентября по 16 октября российская авиагруппа совершила 669 боевых вылетов (в том числе 115 ночных вылетов) и, по словам начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Андрея Картаполова, уничтожила 456 объектов противника, к 22 октября число совершенных вылетов достигло 934, а уничтоженных объектов - 819, к 30 октября российская авиация совершила 1391 боевой вылет и уничтожила 1623 объекта противника.
7 октября к боевым действиям были привлечены силы российского флота, корабли которого выполнили 26 пусков крылатых ракет морского базирования «Калибр» (что стало первым их боевым применением) из акватории Каспийского моря, уничтожив 11 целей на территории Сирии.
Военные действия России смогли оказать поддержку сирийским властям в лице Б. Асада, которые начали наземное наступление на позиции ИГИЛ.
По утверждениям российских властей, атаки наносились по военным объектам (складам оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов, технике, лагерям, пунктам управления, узлам связи, командным пунктам и другим) Исламского государства, «Аль-Каиды» и других террористических организаций.
По утверждениям представителей сирийской оппозиции, НАТО, США, Турции, Франции, Германии, Катара, Саудовской Аравии и Великобритании, основная масса ударов была нанесена по сирийским повстанцам, выступающим против правительства Башара Асада, а против боевиков «Исламского государства» и «Аль-Каиды» направлено меньшинство ударов.
Россия, Иран, Сирия и Ирак согласовывают действия через Международный координационный центр по борьбе с ИГИЛ, который был специально создан для координация усилий по борьбе с террористической организацией Исламское государство. Данный центр расположен в г. Багдад (Ирак).
Военные контакты России и США по сирийскому вопросу были прерваны в связи с присоединением Крыма к России, что повлекло за собой введение целого комплекса санкций против РФ со стороны ряда западных стран. Контакты по Сирии были возобновлены только после прошедших 28 сентября 2015 года переговоров президентов России и США, чтоюы «избежать конфликтов и в целях исключения препятствий операциям друг друга в Сирии».
Россия отказалась присоединиться к действующей под эгидой США коалиции, сославшись на то, что коалиция работает без мандата Совета Безопасности ООН и без обращения правительства Сирии. Вместе с тем российское руководство заявило, что «как минимум» стремится избегать недопонимания с коалицией, а «как максимум» - сотрудничать, чтобы «борьба против терроризма велась более эффективно».
В ходе проводимых с 1 октября 2015 года переговоров, представителями военных ведомств России и США согласован и 20 октября вступил в силу меморандум о безопасности полетов над Сирией. Документ регламентирует полеты самолетов и БПЛА над Сирией, определяет каналы связи между военными России и США, а также механизм взаимодействия при кризисных ситуациях, но не предполагает обмена разведданными и координации целей ударов. Достигнуты соглашения о минимальных безопасных расстояниях между самолетами России и США.
Как заявляют власти Турции, с 3 по 10 октября 2015 года произошло два нарушения российскими самолетами воздушного пространства Турции в районе сирийско-турецкой границы и 13 «опасных сближений» российской и турецкой военной авиации в районе сирийско-турецкой границы. 6 октября Турция предложила России создать рабочую группу по согласованию действий в Сирии на уровне министерств обороны двух стран, 20 октября была организована прямая телефонная линия между министерствами обороны РФ и Турции по вопросам предотвращения воздушных инцидентов в небе над Сирией.
На официальном уровне Россия объясняет свое военное участие в сирийском конфликте борьбой с террористической организаций «Исламское государство», которая угрожает в том числе и национальной безопасности РФ.
Российские власти не стремятся в одиночку оказывать поддержку Сирии. Так, еще на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке В.В. Путин призвал мировое сообщество к созданию широкой международной антитеррористической коалиции с участием исламских стран.
Несмотря на то, что Соединенные Штаты негативно восприняли действия России в Сирии, тем не менее руководство стран смогло договориться о том, что у них есть общий интерес в борьбе с ИГИЛ в Сирии, две страны планируют в ближайшее время налаживать канал общения между своими военными ведомствами во избежание недопонимания.



Заключение



События, происходящие в настоящее время в Северной Африке и на Ближнем Востоке, делают данный регион центром современной мировой политики, а также оказывают все большее воздействие на геополитическую ситуацию в XXI веке. Политической обстановке в изучаемом регионе сегодня свойственны такие черты как значительная подвижность, многоуровневая комплексность и слабая предсказуемость будущих событий. Нынешние тенденции будут во многом определять все будущее развитие региона, они определяются разновекторной направленностью и скоростью протекания. Сегодня «проблемный пакет» региона – арабо-израильский конфликт – дополнился новыми сложностями. Очень важно признать, что на данном этапе отмечается тесная взаимосвязь проблемы смены поколений власти с процессами эффективности проводимых демократических преобразований на всем Ближнем Востоке. «Арабская весна» должна рассматриваться именно с такой точки зрения.
События, которые спровоцировали смену политических режимов в 2011 году в таких странах как Тунис, Ливия, Египет и Йемен (а в Ливию была осуществлено даже военное вмешательство), привели к дестабилизации обстановки в таком стратегически важном регионе и повлияли на общемировую ситуацию. Давать оценку всей степени такого влияния достаточно сложно, так как события продолжают развиваться и других государствах и не только на Ближнем и Среднем Востоке.
Политическое будущее стран, переживших эти потрясения, все еще туманно, а уже один за другим появляются новые очаги конфликтов. Наиболее критичной продолжает оставаться ситуация в Сирии. Сирия действительно играет активную роль в ближневосточных делах, но не может полностью контролировать развитие важнейших событий в регионе. Поэтому региональная ситуация и отношения с соседними странами и ведущими мировыми державами серьезно влияют на развитие внутренних процессов в стране. Нынешний конфликт в Сирии 2011-2016 гг. создает действительно крайне опасную обстановку во всем регионе, власти этой страны не собираются сдавать свои позиции и настроены продолжать войну с оппозицией.
Все чаще появляется вопрос о том, что смогут ли по сходному сценарию развиваться события в других частях мира. Политические катаклизмы в этом регионе, вкупе с не всегда удачными попытками международного сообщества справиться с этими вызовами, приводят к трещинам во всей сформировавшейся после Второй мировой войны системе международного права, при том, что старая система дает сбои, а новая не формируется из-за разных представлений держав о ее будущем.
При всем своеобразии происходящего в отдельно взятой стране можно выделить общие тенденции, которые позволяют понять причины этих конфликтов и оценить их последствия, выходящие далеко за рамки этого региона.
Таким образом, «арабская весна» в мировой геполитике последних нескольких лет является, безусловно, одним из самых серьезных факторов, непосредственно затрагивающих интересы всех хоть сколько-нибудь значимых мировых игроков, а тем более соседей арабского мира. Если отвлечься от конспирологических теорий, в целом «арабская весна» оказалась для мирового сообщества неожиданной и возможные перспективные последствия ее начинают осознаваться только теперь.
Текущие же результаты «арабской весны» – это полная смена правящих кланов и, соответственно, полное переформатирование внешнеполитических и экономических связей «поствесенних» стран, и общее значительное усиление (и идеологические, и политическое, и организационное) радикального ислама – как внутри этих стран, так и в арабском мире вообще, включая его обособленные анклавы на «чужих» территориях, например, в Евросоюзе.
Соответственно, первая реакция мировых держав на «арабскую весну» достаточно длительное время выражалась в воздержании от резких движений и откровенном выжидании дальнейшего развития событий. Правда, потом западные страны взяли курс на перехват инициативы и перешли к ранней поддержке всех протестных движений. Позиция России по части выжидания ничем из общего ряда не выделялась. Более того, Россия до сих пор демонстрирует в целом известную невнятность, очевидно объясняющуюся тем, что с большинством «весенних» стран ее интересы практически не связаны.




Список использованных источников и литературы



Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013.
Алиев В.А. Национальные интересы Российской федерации на пространстве стран СНГ // Федерация. 2008. №8. Август.
Аль-Каила провозгласила исламский эмират в ливийском городе Дерн // URL: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/02/23/n_1717749.shtml
«Арабская весна» - понятие и причины // URL: http://www.dpp.gov.jo/2012/15.htm
Арабская весна 2011 года. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Отв. ред. А.В. Коротаев, Ю.В. Зинькина, А.С. Ходунов. М.: Либроком/URSS, 2012.
Арриги Дж. Неравенство в доходах на мировом рынке и будущее социализма / URL: http://scepsis.net/library/id_2293.html
Асад в письме попросил Путина о военной поддержке // URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/09/30/n_7651301.shtml
Билан В. Предчувствие большой беды // URL: http://www.stoletie.ru/geopolitika/predchuvstvije_bolshoj_bedy_2011-01-26.htm
Бойко А.Ю. Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность // Обозреватель-Observer. 2011. Т. 257. № 6.
Бурцев С.Н. Иранский фактор во взаимоотношениях России и США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. М., 2014.
В Ливии прошли антиправительственные выступления // URL: http://rusk.ru/st.php?idar=46705
В нарушение всех резолюций ООН в Ливии идет наземная операция войск НАТО // URL: http://tass.ru/arhiv/659079
В Тунисе пройдет второй тур президентских выборов // URL: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2014/11/141125_rn_tunisia_elections_run-off
ВМФ РФ модернизирует пункт базирования кораблей в Сирии // URL: http://ria.ru/defense_safety/20090720/177967779.html
Военная доктрина Российской Федерации // URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf
«Восьмёрка» поможет «арабской весне» деньгами // URL: http://ru.euronews.com/2011/05/28/g8-announce-aid-package-for-egypt-and-tunisia/
Все санкции Запада против России // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587
«Второй сирийский фронт»: боевики «Аль-Каиды» воюют против бывших союзников-повстанцев // URL: http://9tv.co.il/news/2014/01/10/166812.html
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 году, Москва, 26 января 2016 года // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2032328
Гасанова Д. Сирия после выборов: настоящее и будущее // URL: http://www.grtribune.ru/home/politicreview/9058-2014-06-10-01-26-30.html
Глава ФСБ объяснил причины военного вмешательства России в Сирии // URL: http://www.interfax.ru/russia/475934
Дехийо Л. Хрупкий баланс: четыре столетия борьбы за господство в Европе. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005.
«Довильское партнерство»: новый план Маршалла // URL: http://newsland.com/news/detail/id/940781/
Егорин А.З. Муаммар Каддафи. М. 2009.
Егорин А.З. Неизвестный Каддафи. М.: ЭКСМО, 2011.
Зачем России Сирия и Иран? // URL: http://www.odnako.org/blogs/show_16843/
Зверева Т. Средизменоморский проект Парижа // МЭМО. 2014. №8. С. 56-66.
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. МГУ, М., 1997.
Иордания // URL: http://ru.euronews.com/tag/jordan/
Иран: интервенция в Сирию грозит США «серьезными последствиями» // URL: http://rus.ruvr.ru/news/2013_08_25/Iran-predostereg-SSHA-ot-voennogo-vmeshatelstva-v-Siriju-6816/
Калинина Н. Отношения России и ЕС заморожены // URL:http://ura.ru/content/primenews/28-10-2014/news/1052193218.html
Кашеутова Е. Ситуация в Сирии // Доклады международной конференции «Молодежная модель ООН-2013». Тюмень: ТГУ, 2013.
Кашина А.А. Ситуация в Тунисе: февраль-май 2013 г. // URL: http://www.iimes.ru
Кирсанов Е.Е. Эпоха трансформаций на Ближнем Востоке // URL: http://www.iimes.ru/?p=12051
Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
Коппитерс Б., Фоушин Н., Апресян Р. Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры. М.: Градарики, 2012.
Лабинская И. Круглый стол: События в Северной Африке и на Ближнем Востоке: причины и следствия // МЭМО. 2011. №9.
Лавров: Цель создания координационного центра в Багдаде — борьба с ИГИЛ // URL: http://bbratstvo.com/2015/09/28/lavrov-tsel-sozdaniya-koordinatsionnogo-tsentra-v-bagdade-borba-s-ig/
Малашенко А. Революции в Тунисе, Египте и Ливии // Россия и мусульманский мир. 2011. №7. С. 143-148.
Махнев С.Д. Особенности двусторонних отношений Сирии со странами региона Ближнего Востока в период 1991-2014 гг. Нижний Новгород, 2015.
Мезяев А. Российская операция в Сирии и международное право // URL: http://ruspravda.info/Rossiyskaya-operatsiya-v-Sirii-i-mezhdunarodnoe-pravo-15536.html
Мирский Г. Арабская весна // URL: http://www.imemo.ru/files/File/magazines/Year_Planet/2011/Mirskiy.pdf
Мирский Г.И. Арабский мир: надоело, не верим, не боимся // Международные процессы. 2011. №1. С. 99-105.
Михайлевский Е.В. Электронные коммуникации как важнейший фактор организации социальных волнений // URL: http://www.iimes.ru/?p=12075
Мохов Н.В., Мохова И.М. Реакция Франции на «арабскую весну»: старые ориентиры новой внешней политики // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/19-07-11c.htm
Мухаметов Р.С. Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации // Политика и политические науки. 2010. №2. С. 133-139.
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Андрей Картаполов подвел итоги действий российской авиагруппы в Сирии за истекший месяц // URL: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12062281@egNews
Нового президента Туниса приняли во Франции с высшими почестями // URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20150407-novogo-prezidenta-tunisa-prinyali-vo-frantsii-s-vysshimi-pochestyami/
Обама и Путин договорились о контактах между военными по ситуации в Сирии // URL: http://www.interfax.ru/world/469851
Обзор основных направлений внешнеэкономической деятельности Египта // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/eg/about_eg/ved_eg/
Патиев Ф.А. Курдские автономные районы современной Сирии // Курдский фактор в региональной геополитике. (Материалы круглого стола в ИМЭМО РАН 11.03.2015 г.). Под редакцией А.Г. Арбатова. М.: ИМЭМО РАН, 2015.
Пожидаев Е. «Второй фронт» Ирана: битва за Африку // URL: http://navoine.ru/iran-second-front-the-battle-for-africa.html
Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ // URL: http://itar-tass.com/armiya-i-opk/1674958
Президентом Туниса избран Бежи Каид эс-Себси // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1665159
Путин обозначил цели российской операции в Сирии // URL: http://lenta.ru/news/2015/10/11/bigbrotheriswatching/
РБК Quote // URL: http://quote.rbc.ru/macro/news/2011/05/26/405616.shtml
Резолюция ГА 66/176 // URL: http://www.un.org/russian/news/focus.asp?focusID=25
Россия и Турция открыли телефонную линию по вопросам предотвращения авиаинцидентов в Сирии // URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/10/20/n_7794851.shtml
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/osndd/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae4
Ткаченко A.A. Перспективы интеграции стран Северной Африки и Европейского Сообщества // Ближний Восток и современность. Вып. 4. M., 1997.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 9 мая.
Указ Президента РФ №683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
Фитуни Л. «Арабская весна»: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // МЭМО. 2012. №1. С. 3-14.
Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2011.
Шаклеина Т.А. Современные американские концепции мирового лидерства. М.: ИСКРАН, 2010.
Эксперты об отношениях России и США в 2014 году: не сделать бы хуже // URL: http://ria.ru/politics/20140124/991062265.html
Юрьева В.Д. «Социально-экономические причины «Арабской весны» на примере Ливии. М., 2013.
A Muslim democracy in action // URL: http://www.economist.com/node/18185813
Abnaa Alwatan, January 25th revolution. N.Y.: Amazon Books, 2011.
Al Bawaba. Syrian Arab Republic: General Assembly President and Arab League head discuss Syria and Arab Spring // Mena Report. 2012. February 22.
Barcelona declaration adopted at the Euro-Mediterranean Conference - 27-28/11/95 // URL: http://ec.europa.eu/comm/external_relations/euromed/bd.htm
Barcelona Process: Union for the Mediterranean // URL: http://europa.eu/legislation_summaries/external_relations/relations_with_third_countries/mediterranean_partner_countries/rx0001_en.htm
Beverly Crawford. The impact of EU Enlargement on the Euro-Med Partnership. University of California at Berkeley 22 April 2005.
Brower D. Understanding the Arab Spring // Petroleum Economist. 2011. October.
Cook S.A. How do you say "frenemy" in Turkish? // URL: http://mideast.foreignpolicy.com/posts/2010/06/01/how_do_you_say_frenemy_in_turkish
Daoud A. France’s new president: foreign policy and where North Africa stands // The North Africa Journal // URL: http://www.north-africa.com/premium/opinions/2012/05/09/frances-new-president-foreign-policy-and-where-north-africa-stands
Euro-Mediterranean Partnership. 5 years of Partnership -25 years of Cooperation. European Commission, External Relations DG . December 2000.
External and Intra- European Trade Monthly Statistics. № 7 2005, № 7 2006; Eurostat. Luxemburg, 2005, 2006 // URL: http://ies.berkeley.edu
Ikenbeny G. The Myth of Post-Cold War Chaos // Foreign Affairs. 2010. May-June. Р. 79-91.
Lagendijk J. Zero neighbors without problems // URL: http://www.todayszaman.com/columnist-261591-zero-neighbors-without-problems.html
Larrabee F.S. Turkey’s Eurasian Agenda // The Washington Quartery. 2011. Winter. Р. 17.
Louai Balbisi, Tamas Szigetvari. Economic Breakthrough by the Mediterranean Countries in the Context of EU Enlargement // Working Papers № 121. October 2001. Institute for World Economy of Hungarian Academy of Sciences. Budapest, 2001.
Luhn A. Russia’s turbulent ties in Europe – the Guardian briefing // URL: http://www.theguardian.com/world/2014/oct/17/-sp-russia-relations-europe-guardian-briefing
Principles Of Turkish Foreign Policy. Address by H. E. Foreign Minister of Republic of Turkey Ahmet Davutoğlu // URL: http://www.setav.org/ups/dosya/14808.pdf
Ribakoff J. Speech by Turkey’s PM Erdogan: Turkey is on the side of Egypt’s protesters URL: http://www.examiner.com/article/speech-by-turkey-s-pm-erdogan-turkey-is-on-the-side-of-egypt-s-protesters
Salem P. Turkey’s Image in the Arab World // URL: http://carnegieendowment.org/files/Paul_Salem_FINAL.pdf
Selim G.M. Perceptions of Hard Security Issues in the Arab World, Coping with Global Environmental Change, Disasters and Security: Threats, Challenges, Vulnerabilities and Risks. Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 5, 2011.
Simpson Ch. Assessing the Arab Spring in Libya and Syria: A Compilation of Varying Statements from Key Actors // Connections: The Quarterly Journal. 2011. Winter. Р. 55-67.
The National Security Strategy of the United States of America // The White House. National Security Council // URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc/
The World Bank // URL: http://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.GROW
Touati Z. Presse et Revolution en Tunisie: role, enjeux et perspectives // Journal of Communication Studies. 2012. Vol 5. №1 (9). P. 139-150.
Transparency International // URL: http://cpi.transparency.org/cpi2010/results/
U.S., Europe call for Syrian leader al - Assad to step down // URL: http://edition.cnn.com/2011/POLITICS/08/18/us.syria/index.html
Walzer M. The Argument about Humanitarian Intervention // URL: http://them.polylog.org/5/awm-en.htm
Whitman R.G., Juncos A.E. The Arab Spring, the Eurozone Crisis and the Neighbourhood: A Region in Flux // Journal of Common Market Studies. 2012. September. P. 147-161.
Zabadani, Former Syria Resort, Now Rebel Stronghold // URL: http://www.huffingtonpost.com/2012/01/16/zabadani-syria-resort_n_1208743.html?ref=tw

Фитуни Л. "Арабская весна": трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // МЭМО. 2012. №1. С. 3-14.
Simpson Ch. Assessing the Arab Spring in Libya and Syria: A Compilation of Varying Statements from Key Actors // Connections: The Quarterly Journal. 2011. Winter. Р. 55-67.

Фитуни Л.Л. «Арабская весна»: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // МЭМО. 2012. №1. С. 5.
Мирский Г.И. Арабский мир: надоело, не верим, не боимся // Международные процессы. 2011. №1. С. 99-105.
Фитуни Л. "Арабская весна": трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // МЭМО. 2012. №1. С. 3-14.
Whitman R.G., Juncos A.E. The Arab Spring, the Eurozone Crisis and the Neighbourhood: A Region in Flux // Journal of Common Market Studies. 2012. September. P. 147-161.
Brower D. Understanding the Arab Spring // Petroleum Economist. 2011. October. P. 43.
Al Bawaba. Syrian Arab Republic: General Assembly President and Arab League head discuss Syria and Arab Spring // Mena Report. 2012. February 22.
Бойко А.Ю. Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность // Обозреватель-Observer. 2011. Т. 257. № 6. С. 35.
Мирский Г. Арабская весна // URL: http://www.imemo.ru/files/File/magazines/Year_Planet/2011/Mirskiy.pdf
См.: Touati Z. Presse et Revolution en Tunisie: role, enjeux et perspectives // Journal of Communication Studies. 2012. Vol 5. №1 (9). P. 139-150.
Мирский Г. Арабская весна // URL: http://www.imemo.ru/files/File/magazines/Year_Planet/2011/Mirskiy.pdf
Кашина А.А. Ситуация в Тунисе: февраль-май 2013 г. // URL: http://www.iimes.ru
Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013. С. 16.
Abnaa Alwatan, January 25th revolution. N.Y.: Amazon Books, 2011. Р. 67.
Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013. С. 18.
Цит. по: там же.
Билан В. Предчувствие большой беды // URL: http://www.stoletie.ru/geopolitika/predchuvstvije_bolshoj_bedy_2011-01-26.htm
Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013. С. 19.
Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013. С. 19.
Там же.
Кирсанов Е.Е. Эпоха трансформаций на Ближнем Востоке // URL: http://www.iimes.ru/?p=12051
Transparency International // URL: http://cpi.transparency.org/cpi2010/results/
Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013. С. 20.
РБК Quote // URL: http://quote.rbc.ru/macro/news/2011/05/26/405616.shtml
The World Bank // URL: http://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.GROW
Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013. С. 20.
Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013. С. 20.
Обзор основных направлений внешнеэкономической деятельности Египта // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/eg/about_eg/ved_eg/
Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013. С. 22.
Юрьева В.Д. «Социально-экономические причины «Арабской весны» на примере Ливии. М., 2013. С. 15.
Там же.
В Ливии прошли антиправительственные выступления // URL: http://rusk.ru/st.php?idar=46705
В нарушение всех резолюций ООН в Ливии идет наземная операция войск НАТО // URL: http://tass.ru/arhiv/659079
Иордания // URL: http://ru.euronews.com/tag/jordan/
Юрьева В.Д. «Социально-экономические причины «Арабской весны» на примере Ливии. М., 2013. С. 16.
Там же.
Юрьева В.Д. «Социально-экономические причины «Арабской весны» на примере Ливии. М., 2013. С. 17.
Там же..
Там же.
Юрьева В.Д. «Социально-экономические причины «Арабской весны» на примере Ливии. М., 2013. С. 18.
Егорин А.З. Муаммар Каддафи. М. 2009. С. 71.
Пожидаев Е. «Второй фронт» Ирана: битва за Африку // URL: http://navoine.ru/iran-second-front-the-battle-for-africa.html
Егорин А.З. Неизвестный Каддафи. М.: ЭКСМО, 2011. С. 204.
Аль-Каила провозгласила исламский эмират в ливийском городе Дерн // URL: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/02/23/n_1717749.shtml
Арабская весна 2011 года. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Отв. ред. А.В. Коротаев, Ю.В. Зинькина, А.С. Ходунов. М.: Либроком/URSS, 2012. С. 29.
Бурцев С.Н. Иранский фактор во взаимоотношениях России и США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. М., 2014. С. 128.
«Второй сирийский фронт»: боевики «Аль-Каиды» воюют против бывших союзников-повстанцев // URL: http://9tv.co.il/news/2014/01/10/166812.html
Патиев Ф.А. Курдские автономные районы современной Сирии // Курдский фактор в региональной геополитике. (Материалы круглого стола в ИМЭМО РАН 11.03.2015 г.). Под редакцией А.Г. Арбатова. М.: ИМЭМО РАН, 2015. С. 51.
Патиев Ф.А. Курдские автономные районы современной Сирии // Курдский фактор в региональной геополитике. (Материалы круглого стола в ИМЭМО РАН 11.03.2015 г.). Под редакцией А.Г. Арбатова. М.: ИМЭМО РАН, 2015. С. 54.
U.S., Europe call for Syrian leader al - Assad to step down // URL: http://edition.cnn.com/2011/POLITICS/08/18/us.syria/index.html
Резолюция ГА 66/176 // URL: http://www.un.org/russian/news/focus.asp?focusID=25
Zabadani, Former Syria Resort, Now Rebel Stronghold // URL: http://www.huffingtonpost.com/2012/01/16/zabadani-syria-resort_n_1208743.html?ref=tw
Гасанова Д. Сирия после выборов: настоящее и будущее // URL: http://www.grtribune.ru/home/politicreview/9058-2014-06-10-01-26-30.html
Principles Of Turkish Foreign Policy. Address by H. E. Foreign Minister of Republic of Turkey Ahmet Davutoğlu // URL: http://www.setav.org/ups/dosya/14808.pdf
Salem P. Turkey’s Image in the Arab World // URL: http://carnegieendowment.org/files/Paul_Salem_FINAL.pdf
A Muslim democracy in action // URL: http://www.economist.com/node/18185813
Cook S.A. How do you say "frenemy" in Turkish? // URL: http://mideast.foreignpolicy.com/posts/2010/06/01/how_do_you_say_frenemy_in_turkish
Larrabee F.S. Turkey’s Eurasian Agenda // The Washington Quartery. 2011. Winter. Р. 17.
Lagendijk J. Zero neighbors without problems // URL: http://www.todayszaman.com/columnist-261591-zero-neighbors-without-problems.html
Ribakoff J. Speech by Turkey’s PM Erdogan: Turkey is on the side of Egypt’s protesters URL: http://www.examiner.com/article/speech-by-turkey-s-pm-erdogan-turkey-is-on-the-side-of-egypt-s-protesters
Ткаченко A.A. Перспективы интеграции стран Северной Африки и Европейского Сообщества // Ближний Восток и современность. Вып. 4. M., 1997. С. 53.
Euro-Mediterranean Partnership. 5 years of Partnership -25 years of Cooperation. European Commission, External Relations DG . December 2000. Р. 3.
Union Européenne - Maghreb. 25 ans de Coopération 1976-2001. Commission Européenne. Р. 4.
Barcelona declaration adopted at the Euro-Mediterranean Conference - 27-28/11/95 // URL: http://ec.europa.eu/comm/external_relations/euromed/bd.htm
Selim G.M. Perceptions of Hard Security Issues in the Arab World, Coping with Global Environmental Change, Disasters and Security: Threats, Challenges, Vulnerabilities and Risks. Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 5, 2011.
External and Intra- European Trade Monthly Statistics. № 7 2005, № 7 2006; Eurostat. Luxemburg, 2005, 2006 // URL: http://ies.berkeley.edu
См.: Louai Balbisi, Tamas Szigetvari. Economic Breakthrough by the Mediterranean Countries in the Context of EU Enlargement // Working Papers № 121. October 2001. Institute for World Economy of Hungarian Academy of Sciences. Budapest, 2001.
См.: Beverly Crawford. The impact of EU Enlargement on the Euro-Med Partnership. University of California at Berkeley 22 April 2005. P. 14.
Мохов Н.В., Мохова И.М. Реакция Франции на «арабскую весну»: старые ориентиры новой внешней политики // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/19-07-11c.htm
Малашенко А. Революции в Тунисе, Египте и Ливии // Россия и мусульманский мир. 2011. №7. С. 143-148.
Мохов Н.В., Мохова И.М. Реакция Франции на «арабскую весну»: старые ориентиры новой внешней политики // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/19-07-11c.htm
«Довильское партнерство»: новый план Маршалла // URL: http://newsland.com/news/detail/id/940781/
«Восьмёрка» поможет «арабской весне» деньгами // URL: http://ru.euronews.com/2011/05/28/g8-announce-aid-package-for-egypt-and-tunisia/
Зверева Т. Средизменоморский проект Парижа // МЭМО. 2014. №8. С. 56-66.
Daoud A. France’s new president: foreign policy and where North Africa stands // The North Africa Journal // URL: http://www.north-africa.com/premium/opinions/2012/05/09/frances-new-president-foreign-policy-and-where-north-africa-stands
В Тунисе пройдет второй тур президентских выборов // URL: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2014/11/141125_rn_tunisia_elections_run-off
Президентом Туниса избран Бежи Каид эс-Себси // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1665159
Нового президента Туниса приняли во Франции с высшими почестями // URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20150407-novogo-prezidenta-tunisa-prinyali-vo-frantsii-s-vysshimi-pochestyami/
Нового президента Туниса приняли во Франции с высшими почестями // URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20150407-novogo-prezidenta-tunisa-prinyali-vo-frantsii-s-vysshimi-pochestyami/
The National Security Strategy of the United States of America // The White House. National Security Council // URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc/
Там же.
Шаклеина Т.А. Современные американские концепции мирового лидерства. М.: ИСКРАН, 2010. С. 110.
Там же.
Ikenbeny G. The Myth of Post-Cold War Chaos // Foreign Affairs. 2010. May-June. Р. 79-91.
Коппитерс Б., Фоушин Н., Апресян Р. Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры. М.: Градарики, 2012. С. 97.
Walzer M. The Argument about Humanitarian Intervention // URL: http://them.polylog.org/5/awm-en.htm
Там же.
Дехийо Л. Хрупкий баланс: четыре столетия борьбы за господство в Европе. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. С. 42.
Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 89.
Указ Президента РФ №683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
Там же.
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. МГУ, М., 1997. С. 100.
Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2011. С. 62.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/osndd/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae4
Там же.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 9 мая.
Алиев В.А. Национальные интересы Российской федерации на пространстве стран СНГ // Федерация. 2008. №8. Август.
Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2011. С. 79.
Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/osndd/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae4
Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
Алиев В.А. Национальные интересы Российской федерации на пространстве стран СНГ // Федерация. 2008. №8. Август.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/osndd/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae4
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.

Военная доктрина Российской Федерации // URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf
Цит. по: Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ // URL: http://itar-tass.com/armiya-i-opk/1674958
Военная доктрина Российской Федерации // URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf
Калинина Н. Отношения России и ЕС заморожены // URL:http://ura.ru/content/primenews/28-10-2014/news/1052193218.html
Все санкции Запада против России // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587
Luhn A. Russia’s turbulent ties in Europe – the Guardian briefing // URL: http://www.theguardian.com/world/2014/oct/17/-sp-russia-relations-europe-guardian-briefing
Указ Президента РФ №683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 году, Москва, 26 января 2016 года // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2032328
Эксперты об отношениях России и США в 2014 году: не сделать бы хуже // URL: http://ria.ru/politics/20140124/991062265.html
Мухаметов Р.С. Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации // Политика и политические науки. 2010. №2. С. 133-139.
ВМФ РФ модернизирует пункт базирования кораблей в Сирии // URL: http://ria.ru/defense_safety/20090720/177967779.html
Зачем России Сирия и Иран? // URL: http://www.odnako.org/blogs/show_16843/
Фитуни Л. «Арабская весна»: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // МЭМО. 2012. С. 3-14.
Кашеутова Е. Ситуация в Сирии // Доклады международной конференции «Молодежная модель ООН-2013». Тюмень: ТГУ, 2013.
Путин обозначил цели российской операции в Сирии // URL: http://lenta.ru/news/2015/10/11/bigbrotheriswatching/
Асад в письме попросил Путина о военной поддержке // URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/09/30/n_7651301.shtml
Глава ФСБ объяснил причины военного вмешательства России в Сирии // URL: http://www.interfax.ru/russia/475934
Мезяев А. Российская операция в Сирии и международное право // URL: http://ruspravda.info/Rossiyskaya-operatsiya-v-Sirii-i-mezhdunarodnoe-pravo-15536.html
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Андрей Картаполов подвел итоги действий российской авиагруппы в Сирии за истекший месяц // URL: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12062281@egNews
Там же.
Лавров: Цель создания координационного центра в Багдаде — борьба с ИГИЛ // URL: http://bbratstvo.com/2015/09/28/lavrov-tsel-sozdaniya-koordinatsionnogo-tsentra-v-bagdade-borba-s-ig/
Обама и Путин договорились о контактах между военными по ситуации в Сирии // URL: http://www.interfax.ru/world/469851
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам председательства России в Совете Безопасности ООН, Нью-Йорк, 1 октября 2015 года // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1825252
Россия и Турция открыли телефонную линию по вопросам предотвращения авиаинцидентов в Сирии // URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/10/20/n_7794851.shtml












2

Список использованных источников и литературы



1. Аббасова С.А. Предпосылки, причины и возможные последствия арабской весны (на примере Египта). М., 2013.
2. Алиев В.А. Национальные интересы Российской федерации на пространстве стран СНГ // Федерация. 2008. №8. Август.
3. Аль-Каила провозгласила исламский эмират в ливийском городе Дерн // URL: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/02/23/n_1717749.shtml
4. «Арабская весна» - понятие и причины // URL: http://www.dpp.gov.jo/2012/15.htm
5. Арабская весна 2011 года. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Отв. ред. А.В. Коротаев, Ю.В. Зинькина, А.С. Ходунов. М.: Либроком/URSS, 2012.
6. Арриги Дж. Неравенство в доходах на мировом рынке и будущее социализма / URL: http://scepsis.net/library/id_2293.html
7. Асад в письме попросил Путина о военной поддержке // URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/09/30/n_7651301.shtml
8. Билан В. Предчувствие большой беды // URL: http://www.stoletie.ru/geopolitika/predchuvstvije_bolshoj_bedy_2011-01-26.htm
9. Бойко А.Ю. Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность // Обозреватель-Observer. 2011. Т. 257. № 6.
10. Бурцев С.Н. Иранский фактор во взаимоотношениях России и США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. М., 2014.
11. В Ливии прошли антиправительственные выступления // URL: http://rusk.ru/st.php?idar=46705
12. В нарушение всех резолюций ООН в Ливии идет наземная операция войск НАТО // URL: http://tass.ru/arhiv/659079
13. В Тунисе пройдет второй тур президентских выборов // URL: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2014/11/141125_rn_tunisia_elections_run-off
14. ВМФ РФ модернизирует пункт базирования кораблей в Сирии // URL: http://ria.ru/defense_safety/20090720/177967779.html
15. Военная доктрина Российской Федерации // URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf
16. «Восьмёрка» поможет «арабской весне» деньгами // URL: http://ru.euronews.com/2011/05/28/g8-announce-aid-package-for-egypt-and-tunisia/
17. Все санкции Запада против России // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587
18. «Второй сирийский фронт»: боевики «Аль-Каиды» воюют против бывших союзников-повстанцев // URL: http://9tv.co.il/news/2014/01/10/166812.html
19. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 году, Москва, 26 января 2016 года // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2032328
20. Гасанова Д. Сирия после выборов: настоящее и будущее // URL: http://www.grtribune.ru/home/politicreview/9058-2014-06-10-01-26-30.html
21. Глава ФСБ объяснил причины военного вмешательства России в Сирии // URL: http://www.interfax.ru/russia/475934
22. Дехийо Л. Хрупкий баланс: четыре столетия борьбы за господство в Европе. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005.
23. «Довильское партнерство»: новый план Маршалла // URL: http://newsland.com/news/detail/id/940781/
24. Егорин А.З. Муаммар Каддафи. М. 2009.
25. Егорин А.З. Неизвестный Каддафи. М.: ЭКСМО, 2011.
26. Зачем России Сирия и Иран? // URL: http://www.odnako.org/blogs/show_16843/
27. Зверева Т. Средизменоморский проект Парижа // МЭМО. 2014. №8. С. 56-66.
28. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. МГУ, М., 1997.
29. Иордания // URL: http://ru.euronews.com/tag/jordan/
30. Иран: интервенция в Сирию грозит США «серьезными последствиями» // URL: http://rus.ruvr.ru/news/2013_08_25/Iran-predostereg-SSHA-ot-voennogo-vmeshatelstva-v-Siriju-6816/
31. Калинина Н. Отношения России и ЕС заморожены // URL:http://ura.ru/content/primenews/28-10-2014/news/1052193218.html
32. Кашеутова Е. Ситуация в Сирии // Доклады международной конференции «Молодежная модель ООН-2013». Тюмень: ТГУ, 2013.
33. Кашина А.А. Ситуация в Тунисе: февраль-май 2013 г. // URL: http://www.iimes.ru
34. Кирсанов Е.Е. Эпоха трансформаций на Ближнем Востоке // URL: http://www.iimes.ru/?p=12051
35. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
36. Коппитерс Б., Фоушин Н., Апресян Р. Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры. М.: Градарики, 2012.
37. Лабинская И. Круглый стол: События в Северной Африке и на Ближнем Востоке: причины и следствия // МЭМО. 2011. №9.
38. Лавров: Цель создания координационного центра в Багдаде — борьба с ИГИЛ // URL: http://bbratstvo.com/2015/09/28/lavrov-tsel-sozdaniya-koordinatsionnogo-tsentra-v-bagdade-borba-s-ig/
39. Малашенко А. Революции в Тунисе, Египте и Ливии // Россия и мусульманский мир. 2011. №7. С. 143-148.
40. Махнев С.Д. Особенности двусторонних отношений Сирии со странами региона Ближнего Востока в период 1991-2014 гг. Нижний Новгород, 2015.
41. Мезяев А. Российская операция в Сирии и международное право // URL: http://ruspravda.info/Rossiyskaya-operatsiya-v-Sirii-i-mezhdunarodnoe-pravo-15536.html
42. Мирский Г. Арабская весна // URL: http://www.imemo.ru/files/File/magazines/Year_Planet/2011/Mirskiy.pdf
43. Мирский Г.И. Арабский мир: надоело, не верим, не боимся // Международные процессы. 2011. №1. С. 99-105.
44. Михайлевский Е.В. Электронные коммуникации как важнейший фактор организации социальных волнений // URL: http://www.iimes.ru/?p=12075
45. Мохов Н.В., Мохова И.М. Реакция Франции на «арабскую весну»: старые ориентиры новой внешней политики // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/19-07-11c.htm
46. Мухаметов Р.С. Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации // Политика и политические науки. 2010. №2. С. 133-139.
47. Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Андрей Картаполов подвел итоги действий российской авиагруппы в Сирии за истекший месяц // URL: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12062281@egNews
48. Нового президента Туниса приняли во Франции с высшими почестями // URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20150407-novogo-prezidenta-tunisa-prinyali-vo-frantsii-s-vysshimi-pochestyami/
49. Обама и Путин договорились о контактах между военными по ситуации в Сирии // URL: http://www.interfax.ru/world/469851
50. Обзор основных направлений внешнеэкономической деятельности Египта // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/eg/about_eg/ved_eg/
51. Патиев Ф.А. Курдские автономные районы современной Сирии // Курдский фактор в региональной геополитике. (Материалы круглого стола в ИМЭМО РАН 11.03.2015 г.). Под редакцией А.Г. Арбатова. М.: ИМЭМО РАН, 2015.
52. Пожидаев Е. «Второй фронт» Ирана: битва за Африку // URL: http://navoine.ru/iran-second-front-the-battle-for-africa.html
53. Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ // URL: http://itar-tass.com/armiya-i-opk/1674958
54. Президентом Туниса избран Бежи Каид эс-Себси // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1665159
55. Путин обозначил цели российской операции в Сирии // URL: http://lenta.ru/news/2015/10/11/bigbrotheriswatching/
56. РБК Quote // URL: http://quote.rbc.ru/macro/news/2011/05/26/405616.shtml
57. Резолюция ГА 66/176 // URL: http://www.un.org/russian/news/focus.asp?focusID=25
58. Россия и Турция открыли телефонную линию по вопросам предотвращения авиаинцидентов в Сирии // URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/10/20/n_7794851.shtml
59. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/osndd/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae4
60. Ткаченко A.A. Перспективы интеграции стран Северной Африки и Европейского Сообщества // Ближний Восток и современность. Вып. 4. M., 1997.
61. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 9 мая.
62. Указ Президента РФ №683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
63. Фитуни Л. «Арабская весна»: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // МЭМО. 2012. №1. С. 3-14.
64. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2011.
65. Шаклеина Т.А. Современные американские концепции мирового лидерства. М.: ИСКРАН, 2010.
66. Эксперты об отношениях России и США в 2014 году: не сделать бы хуже // URL: http://ria.ru/politics/20140124/991062265.html
67. Юрьева В.Д. «Социально-экономические причины «Арабской весны» на примере Ливии. М., 2013.
68. A Muslim democracy in action // URL: http://www.economist.com/node/18185813
69. Abnaa Alwatan, January 25th revolution. N.Y.: Amazon Books, 2011.
70. Al Bawaba. Syrian Arab Republic: General Assembly President and Arab League head discuss Syria and Arab Spring // Mena Report. 2012. February 22.
71. Barcelona declaration adopted at the Euro-Mediterranean Conference - 27-28/11/95 // URL: http://ec.europa.eu/comm/external_relations/euromed/bd.htm
72. Barcelona Process: Union for the Mediterranean // URL: http://europa.eu/legislation_summaries/external_relations/relations_with_third_countries/mediterranean_partner_countries/rx0001_en.htm
73. Beverly Crawford. The impact of EU Enlargement on the Euro-Med Partnership. University of California at Berkeley 22 April 2005.
74. Brower D. Understanding the Arab Spring // Petroleum Economist. 2011. October.
75. Cook S.A. How do you say "frenemy" in Turkish? // URL: http://mideast.foreignpolicy.com/posts/2010/06/01/how_do_you_say_frenemy_in_turkish
76. Daoud A. France’s new president: foreign policy and where North Africa stands // The North Africa Journal // URL: http://www.north-africa.com/premium/opinions/2012/05/09/frances-new-president-foreign-policy-and-where-north-africa-stands
77. Euro-Mediterranean Partnership. 5 years of Partnership -25 years of Cooperation. European Commission, External Relations DG . December 2000.
78. External and Intra- European Trade Monthly Statistics. № 7 2005, № 7 2006; Eurostat. Luxemburg, 2005, 2006 // URL: http://ies.berkeley.edu
79. Ikenbeny G. The Myth of Post-Cold War Chaos // Foreign Affairs. 2010. May-June. Р. 79-91.
80. Lagendijk J. Zero neighbors without problems // URL: http://www.todayszaman.com/columnist-261591-zero-neighbors-without-problems.html
81. Larrabee F.S. Turkey’s Eurasian Agenda // The Washington Quartery. 2011. Winter. Р. 17.
82. Louai Balbisi, Tamas Szigetvari. Economic Breakthrough by the Mediterranean Countries in the Context of EU Enlargement // Working Papers № 121. October 2001. Institute for World Economy of Hungarian Academy of Sciences. Budapest, 2001.
83. Luhn A. Russia’s turbulent ties in Europe – the Guardian briefing // URL: http://www.theguardian.com/world/2014/oct/17/-sp-russia-relations-europe-guardian-briefing
84. Principles Of Turkish Foreign Policy. Address by H. E. Foreign Minister of Republic of Turkey Ahmet Davutoğlu // URL: http://www.setav.org/ups/dosya/14808.pdf
85. Ribakoff J. Speech by Turkey’s PM Erdogan: Turkey is on the side of Egypt’s protesters URL: http://www.examiner.com/article/speech-by-turkey-s-pm-erdogan-turkey-is-on-the-side-of-egypt-s-protesters
86. Salem P. Turkey’s Image in the Arab World // URL: http://carnegieendowment.org/files/Paul_Salem_FINAL.pdf
87. Selim G.M. Perceptions of Hard Security Issues in the Arab World, Coping with Global Environmental Change, Disasters and Security: Threats, Challenges, Vulnerabilities and Risks. Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 5, 2011.
88. Simpson Ch. Assessing the Arab Spring in Libya and Syria: A Compilation of Varying Statements from Key Actors // Connections: The Quarterly Journal. 2011. Winter. Р. 55-67.
89. The National Security Strategy of the United States of America // The White House. National Security Council // URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc/
90. The World Bank // URL: http://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.GROW
91. Touati Z. Presse et Revolution en Tunisie: role, enjeux et perspectives // Journal of Communication Studies. 2012. Vol 5. №1 (9). P. 139-150.
92. Transparency International // URL: http://cpi.transparency.org/cpi2010/results/
93. U.S., Europe call for Syrian leader al - Assad to step down // URL: http://edition.cnn.com/2011/POLITICS/08/18/us.syria/index.html
94. Walzer M. The Argument about Humanitarian Intervention // URL: http://them.polylog.org/5/awm-en.htm
95. Whitman R.G., Juncos A.E. The Arab Spring, the Eurozone Crisis and the Neighbourhood: A Region in Flux // Journal of Common Market Studies. 2012. September. P. 147-161.
96. Zabadani, Former Syria Resort, Now Rebel Stronghold // URL: http://www.huffingtonpost.com/2012/01/16/zabadani-syria-resort_n_1208743.html?ref=tw

Вопрос-ответ:

Каковы причины и ход арабской весны?

На причины и ход арабской весны влияли несколько факторов. В странах Северной Африки и Ближнего Востока до начала арабской весны кипела долгая недовольство населения некомпетентными и авторитарными правительствами, коррупцией, неравенством и нарушениями прав человека. Желание улучшить свою жизнь и добиться демократии послужило толчком к началу протестов. К ключевым событиям арабской весны относятся Тунисская революция, Бахрейнские протесты, протесты в Йемене, восстание в Египте, восстание в Ливии и другие.

Какие последствия арабской весны оказались для Египта, Ливии, Туниса и Йемена?

Последствия арабской весны для Египта, Ливии, Туниса и Йемена были разнообразными. В Египте и Ливии произошли глубокие политические изменения. В Египте был свергнут диктатор Хосни Мубарак и власть перешла к временному правительству, затем было проведено выборы, в результате которых к власти пришел Мусульманский братство. В Ливии произошел гражданская война, которая привела к падению режима Муаммара Каддафи. В Тунисе также произошла смена власти, но страна сумела достичь более стабильной политической ситуации. В Йемене длительный военный конфликт привел к гибели множества людей и разрушению экономики.

Как арабская весна повлияла на региональную политику?

Арабская весна оказала значительное влияние на региональную политику. Протесты и восстания вызвали волну нестабильности в странах Северной Африки и Ближнего Востока, что привело к изменениям в региональной силовой балансе. Влияние различных политических и религиозных групп усилилось, а некоторые страны, такие как Иран и Саудовская Аравия, стали активно вмешиваться во внутренние дела других государств. В результате арабской весны были изменены и укреплены некоторые региональные альянсы.

Каковы причины арабской весны?

Причины арабской весны включают в себя политическую репрессию, экономическую неравенство, высокую безработицу и отсутствие свободы слова в странах Северной Африки и Ближнего Востока.

Какие политические процессы были в странах Северной Африки и Ближнего Востока до арабской весны?

До арабской весны, в странах Северной Африки и Ближнего Востока, часто царило авторитарное правление, закрепленное за долгие годы во власти. Такие страны, как Египет, Ливия, Тунис и Йемен, были управляемы диктаторами, которые ограничивали политические свободы и развитие гражданского общества.

Какие ключевые события произошли во время арабской весны?

Во время арабской весны произошло несколько ключевых событий, таких как массовые протесты, свержение диктаторских режимов, проведение выборов и изменения в политической системе некоторых стран. Например, в Тунисе был свержен президент Бени Али, в Египте - Мубарак, в Ливии - Каддафи.

Какие последствия арабской весны были для Египта, Ливии, Туниса и Йемена?

В результате арабской весны, Египет, Ливия, Тунис и Йемен столкнулись с политической нестабильностью, экономическим кризисом, ростом террористической активности и конфликтами. Также произошло изменение политической системы в некоторых из этих стран.

Какие политические последствия арабской весны были для международной обстановки?

Арабская весна привела к изменениям в региональной политике и отношениях с другими странами. Например, в результате вооруженных конфликтов, разразившихся после арабской весны, мир столкнулся с ростом терроризма и беженским кризисом, который затронул не только регион, но и другие страны мира.