Протестные движения периода
Заказать уникальную дипломную работу- 96 96 страниц
- 87 + 87 источников
- Добавлена 15.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Определение и формы политического протеста 8
1.2. Подходы к исследованию политического протеста в мировой и российской политике 20
1.3. Модель изучения политического протеста в современном мире 35
Глава II. Предпосылки и основные акторы политического протеста в Египте 51
2.1. Причины политического протеста в Египте 51
2.2. Власть и оппозиция в ходе протестов в Египте 60
Глава III Технологии политического протеста в Египте 75
3.1. Информационно-психологические механизмы политического протеста 75
3.2. Социальные эффекты и дальнейшие сценарии политического протеста 85
Заключение 91
Список использованной литературы 96
По Хантингтону, именно на «линиях разлома» в ближайшие десятилетия могут произойти события, связанные с изменением политической карты мира. «Линии разлома» являются теми территориями, где, играя на противопоставлении «свой-чужой» в сфере языка, религии, традиций и культуры, при определенной психологической обработке общества можно решать сложные вопросы преобразования политических систем. «Для людей, которые ищут свои корни, важны враги, и наиболее потенциально опасная вражда всегда возникает вдоль «линий разлома» между основными мировыми цивилизациями».
Рассматривая политические процессы, произошедшие после крушения системы социализма, проф. Збигнев Бжезинский, в своей работе «Великая шахматная доска» открыто говорит о гегемонии США, наделяя это государство статусом империи, интересы которой существуют в различных регионах мира. Для достижения этой цели необходимо научится правильно расставлять политические фигуры в основном регионе мира, где в ближайшие десятилетия будут развиваться основные события – в Евразии. Бжезинский отмечает, что одним из методов, который может быть использован для достижения этих целей, является концепция, разработанная проф. С. Хантингтоном о противоречиях, возникающих при «столкновении цивилизаций», а также противопоставлении «свой-чужой».
Если в трудах С. Хантингтона и Зб. Бжезинского изложена методология будущих преобразований политической системы мира, то методы ее реализации систематизированы в трудах директора института им. Альберта Энштейна Джина Шарпа, который считается идеологом «цветных революций». В 1964 году Дж. Шарп защитил в Оксфордском университете диссертацию по теме «Ненасильственные методы свержения режимов», а затем более 30 лет являлся ведущим специалистом в сфере международных отношений Гарвардского университета. В 1983 году он основал некоммерческую организацию, занимающуюся изучением методов использования ненасильственных действий в конфликтах – институт им. Альберта Энштейна. Дж. Шарп не только разработал методику «ненасильственного» свержения режимов и опубликовал ее в целой серии работ, но и выступил в качестве консультанта при их реализации в ряде регионов мира, в частности, в Прибалтике в 1990-1991 годах. Его методы использованы при организации всех известных нам «цветных революций», в частности, он считается идеологом «арабской весны».
«Сила – в ненасилии» – так можно кратко сформулировать основную идею теории Шарпа. В статье «Теория ненасильственной борьбы» Дж. Шарп подчеркивает, что «термин ненасилие в последнее время становится все более и более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики; без него редко обходятся в политологических дискуссиях, оно все чаще встречается в прессе, в статьях, вышедших по поводу текущих социальных и политических событий».
В книге «От диктатуры к демократии», впервые опубликованной в Бангкоке в 1993 году, Дж. Шарп отмечает, что распространенной ошибкой прошлых кампаний политического неповиновения являлась ставка всего на один или два метода, например, забастовки и массовые демонстрации. На деле же существует множество методов, позволяющих стратегам сопротивления по мере необходимости концентрировать борьбу или распылять ее. Мнение о том, что «силовые действия всегда срабатывают быстро, в то время как ненасильственные средства требуют значительного времени, явно перестало быть справедливым. Хотя может потребоваться немало времени, чтобы изменить глубинную ситуацию и общество, сама борьба против диктатуры с помощью ненасильственных методов иногда протекает сравнительно быстро». В соответствии с его методикой сопротивление должно быть ненасильственным. «Выбирать ненасильственные действия имеет смысл не просто потому, что это хорошо или приятно, а потому что это более эффективно», - подчеркивает Шарп. Ненасильственная борьба намного более сложное и разнообразное средство борьбы, чем насилие. Вместо насилия, борьба ведется «психологическим, социальным, экономическим и политическим оружием, применяемым населением и общественными институтами. Такое оружие известно под различными именами протестов, забастовок, отказа в сотрудничестве, бойкотов, выражения недовольства и народного самоуправления».
В основе метода Шарпа лежит принцип, что «власть всегда неоднородна, так как состоит из людей. К тому же сила любой власти основана на послушании народа распоряжениям правящих лидеров, а значит, если народ не подчиняется, лидеры автоматически теряют власть». Суть методик Шарпа сводится к тому, чтобы найти слабые точки режима. Смена власти должна проходить в три этапа. Первый: акции протеста, распространение выражения «нелегитимность власти». Второй этап: дискредитация силовых структур и государственного аппарата, агитация к саботажу и вредительству. Третий этап: непосредственное свержение власти.
Особую роль в реализации планов по реализации «ненасильственных действий» Джин Шарп отводит планированию по каждому из этапов сопротивления власти. Дж. Шарп собрал и подробно описал 198 методов ненасильственной борьбы, а также некоторые варианты их взаимодействия. Они разбиты на три группы: протест и убеждение, отказ от сотрудничества и вмешательство. Методы ненасильственного протеста и убеждения в основном включают символические демонстрации, в том числе процессии, марши и пикеты (54 метода). Отказ от сотрудничества разделяется на четыре подкатегории: (а) отказ в социальном сотрудничестве (16 методов), (б) отказ в экономическом сотрудничестве, в том числе, бойкоты (26 методов) и забастовки (23 метода), и отказ в политическом сотрудничестве (38 методов). Ненасильственное вмешательство с использованием психологических, физических, социальных, экономических или политических средств, таких как голодовка, ненасильственная оккупация и параллельное самоуправление (41 метод), образует последнюю группу.
Жесткой инструкции по их структурированию нет - методы могут быть использованы в любой комбинации в каждой из стран. Анализ событий, именуемых «цветными революциями» показывает, что там, где они происходят на «линиях разлома», наиболее эффективными являются методы борьбы связанные с акцентуацией цивилизационных противоречий, имеющих отношение к сфере духовной жизни людей, таких как традиции, язык и религия.
Еще одним эффективным методом оказался метод установления повестки дня. Стоит отметить, что повестка дня, как феномен существовал всегда. Достаточно удачно его описывали и интерпретировали различные теории, начиная с общих теорий сообщений (физика, кибернетика) в «теории магической пули» и «теории установления повестки дня». Именно последняя, по нашему мнению, на сегодняшний день является наиболее эвристической, удачной и адекватной для объяснения соответствующих процессов. Удачной для своего времени она была потому, что появилась тогда, когда стало неоспоримым влияние средств массовой информации. Появились подходы определения важности и захвата внимания. Теория «установления повестки дня» пришла на замену «теории магической пули» в конце 1968 года на основании полевого эмпирического исследования электората, который не определился с выбором. Суть опроса сводилась к тому, чтобы определить ключевые темы и сообщения, важные для избирателя в сопоставлении с имеющимся медиа-контентом.
У истоков этих подходов находятся классики теории пропаганды – Г. Лассвелл, Липманн, Дж. Дьюи. Эти авторы предложили методы для исследовательской формализации информационного пространства и инструментов для работы с ним. В самом широком плане повестка дня – это набор актуальных для субъектов вопросов, которые требуют обсуждения. Теория, которая описывает эти процессы, была в общих чертах предложенна американскими исследователями в 1972 году. Она основывается на таких постулатах: 1. Новостная повестка дня определяет публичный порядок дня (новость о событии определяет ее обсуждение). 2. Мы обращаемся к СМИ для того, что понять, на чем нам нужно сосредоточить свое внимание (фокусировка внимания для определения, что важного происходит вокруг). 3. Медиа не говорят нам, ЧТО думать, они говорят нам, о ЧЕМ думать (расстановка акцентов). 4. Медиа говорят нам, что делать.
Повестка дня как теория отвечает на главный вопрос – как влияют новости (новостная коммуникация, новостной дискурс) на политический выбор человека. Отсюда понятно, что теория фокусируется на следующих аспектах: - избирательные кампании; - установление четких причинно-следственных связей между повесткой дня СМИ и публичным порядком дня; - количественные измерения репрезентации политического выбора. А повестка как метод представляет собой способ, которым происходит структурирование реальности (в первую очередь субъективной, но по внешним факторам стремящеюся быть похожей на объективную).
Метод установления повестки дня является одним из главных медиа-инструментов современности, основываясь на тематизации и возбуждении информационного пространства. Функциями этого метода являются: формирование определенного отношения к той или иной проблеме, вопросу; создание резонанса относительно отдельных проблем (с целью построения действий); фокуса внимания от одних вопросов к другим. Конечно, обсуждая технологические процедуры, нельзя обойти вопрос относительно того, кто является субъектом установления повестки дня?
Наиболее четкими критериями определения субъекта этого процесса есть возможности доступа к ресурсам и потенциал распространения. Следовательно, к субъектам установления повестки дня относятся: - главные редакторы, которые могут рецензировать материал даже после журналистов; - владельцы медиа; - группы влияния / интересов (стейкхолдеры); - политики (их политические консультанты и PR-группы); - новостные события (когда события такого уровня, что создают необходимую линейную перспективу – фокус внимания).
Больше всего вопросов возникает относительно последнего пункта, поскольку сначала кажется, что нарушен принцип конкретной субъектности (отношение к конкретному человеку или группе лиц). Однако это не совсем так. Конечно, указанные субъекты имеют четкую индивидуальную привязку, кроме последнего. Однако «новостные события» – это отдельный субъект, где неважен конкретный автор. Это событие, которое само может задавать рамки ее интерпретации и распространения. Понятно, что другие указанные субъекты могут пытаться ее нивелировать, но это не всегда возможно, поскольку существуют слухи, альтернативные каналы. Влияние такого события не всегда можно вычислить статистически, следовательно, мы должны его включать в перечень субъектов формирования повестки дня.
Что касается методов, то здесь ситуация более понятна, поскольку может использоваться все, что является эффективным. Например, все более популярными становятся подходы психологии и даже психотерапии, нейролингвистического программирования, игротехники и тому подобное.
Одними из наиболее эффективных методов установления повестки дня являются: - создание рамки (четкие ограничения, поля с собственными правилами), - переопределение (событие или по-другому называется, или происходит борьба интерпретаций), - референция в другое время (событие сопоставляется с настоящим, вчерашними или будущими событиями), - размытие (создание дополнительных тем и категорий, которые размывают основную). Конечно, указанный перечень не является исчерпывающим. Это большая тема, требующая отдельного рассмотрения, но уже эти методы позволяют понять разнообразие и широту имеющихся подходов.
На аналитическом и деятельном уровнях работа с повесткой происходит по следующим направлениям: 1. Анализ текстов (репрезентация мнений). 2. Анализ поведения (оперативная работа – репрезентация действий). 3. Практика функционирования слухов. 4. Активные меры (стабилизация, продвижение, дискредитация имиджей). Источниками такого анализа, соответственно, будут: центральные и региональные СМИ, опросы общественного мнения, непосредственное наблюдение (с выделением и анализом слухов). Вопрос о формализации непосредственного наблюдения решается методом оцифровки данных.
С точки зрения совершенствования техники проведения соответствующих исследований, любые данные следует перевести в текст и, соответственно, цифровую форму, что позволит с помощью компьютеров анализировать большие массивы информации. Методов таких исследований достаточно много. Кроме общих описательных и аналитических, это, в первую очередь, контент-анализ (количественный и качественный), ивент-анализ и категоризация.
3.2. Социальные эффекты и дальнейшие сценарии политического протеста
Лозунги египетской революции были на редкость однообразны: «Мубарак, уходи!». На многочисленных фотографиях – ни одного исламистского призыва, мусульмане братаются с коптами в едином порыве. Западная пресса писала о том, что «Братья-мусульмане» – организация, у молодёжи непопулярная из-за устаревшей фундаменталистской идеологии, что молодые египтяне жаждут демократии западного образца. Все эти иллюзии были развеяны 18 февраля 2011 г., когда «герою твиттер-революции» Ваэлю Гониму не дали поздравить 3-миллионную толпу со свержением Мубарака. И молодой человек покорно принял такую постановку вопроса, подчеркнув это в твиттере. И вдруг оказалось, что революция началась 25 января – в «День гнева», дату которого установили ещё 19 января «Братья-мусульмане». Три миллиона человек – больше, чем когда-либо собиралось на площади Тахрир и около неё за всё время революции, – пришли тогда внимать пятничной проповеди 84-летнего Юсуфа аль-Кардави, духовного лидера «Братьев-мусульман» всего мира, наверное, самого влиятельного суннитского богослова современности, ступившего на египетскую землю впервые за последние тридцать лет. В своей речи, обращённой ко всем египтянам – мусульманам и коптам, шейх сказал, что египтяне показали всему миру, как делать революции, призвал армию поскорее отправить в отставку правительство, оставшееся со времён Мубарака, сформировать новый кабинет национального единства из честных и достойных людей, освободить всех политических заключённых, отменить чрезвычайное положение, обратил внимание на необходимость восстановления египетской экономики, разворованной Мубараком, указал молодёжи, что революцию надо продолжать. А ещё шейх напомнил, что следующей целью Всевышнего после победы революции в Египте является освобождение мечети аль-Акса. На этих словах революционные массы громко одобрительно и столь убедительно загудели, что вызвали в Израиле многочисленные публикации о новом Хомейни. Аль-Кардави поспешил развеять эти опасения и уже 21 февраля дал интервью египетской газете «Аль-Ахрам»: «Моя пятничная проповедь не есть свидетельство начала религиозного государства... Я ориентирован на создание светского государства, но на исламской основе. Так будет правильно для нашего государства. Многие государства выбрали в качестве основы социализм, другие - национализм... Но я категорически против религиозного государства, мы не государство мулл или шейхов».
30 апреля 2011 была создана партия – Хизб ал-хуррийа ва-л-‘адаля, руководители которой сразу сообщили: «Свобода, равенство, братство – всё это есть в шариате». Девиз партии – «Мы несём добро Египту». Ближе к выборам стало ясно, что светское государство Юсуфа аль-Кардави несколько отличается от общепринятых представлений. Так, в мае он разъяснил, что исламское государство должно быть всё-таки создано путём реформирования общества снизу вверх ненасильственными методами, к власти надо приходить демократическим путём, через выборы. Он отстаивает концепцию «светского государства на исламской основе», которое такое же светское, как другие государства мира, но власти его должны отвечать требованиям шариата. А граждане имеют право не повиноваться грешнику.
В отличие от Хомейни, аль-Кардави широко эксплуатирует понятие «демократия». Капитализм (западного типа) для него неприемлем, т.к. заставляет человека поклоняться золоту, а не Богу, который и есть истинный владелец всех богатств. Но свобода рынка допустима при соблюдении принципов исламской экономики: закят (обязательные отчисления в пользу нуждающихся), запрет монополизма, мошенничества, несправедливости, расточительности, роскоши, богатства и т.п. Таким образом, по мнению аль-Кардави, новое государство избежит опасностей капитализма и восстановит социальную справедливость. Это будет государство каждого, а не государство богатых. Западная демократия плоха тем, что бездуховна. Большинство должно иметь право изменить всё, что угодно, в т.ч. и саму демократию. Эти демократические ценности надо, по мнению шейха, совместить с исламом, к которому они очень близки.
С этими идеалами Партия свободы и справедливости победила в ноябре – декабре 2011 г. Эти выборы проходили по сложной схеме, основа которой сохранилась со времён Мубарака. Изменения, внесённые в неё за время революции, сами по себе показательны. При Мубараке в «нулевые» 444 из 454 депутатов Народного собрания (Маджлис аш-Шааб) избирались в два этапа по двухмандатным мажоритарным округам, а 10 назначались президентом. На выборах 2010 г. количество мест было поднято до 518, из которых избирались 508. 64 места были зарезервированы для кандидатов- женщин. 7 из 10 «президентских» мест заняли копты. Статья 87 ныне отменённой конституции предписывала, чтобы как минимум один из двух победителей в каждом округе был рабочим или крестьянином. Остальные именовались «специалистами». Избиратели при голосовании выбирали из списка двух кандидатов. Кандидат, набиравший более 50% голосов, считался победителем в первом туре. Со вторым туром всё было гораздо сложнее. Если с 1-го тура в парламент проходил «специалист», то в списке 2-го тура оказывались два рабоче-крестьянских кандидата, получившие наибольшее количество голосов в 1-м туре. Если оба победивших в 1-м туре не принадлежали к рабочим или крестьянам, лишь один из них проходил в парламент, а за 2-е место боролись два рабоче-крестьянских кандидата, набравших наибольшее количество голосов. Реформа избирательной системы началась в мае 2011 г. Высший совет Вооружённых сил Египта представил проект закона, в котором двухмандатная система сохранялась для 2/3 мест, а 1/3 должна была распределиться между партиями по пропорциональной системе. Женская квота отменялась. В июле появились поправки, в которых определялся размер палат парламента: 518 для Народного собрания и 390 для Консультативного совета (Маджлис аш-Шура, из них 260 должны были избираться и 130 назначаться). Также поправки увеличивали количество избранных по пропорциональной системе до 50%. Следующие поправки появились уже в конце сентября и радикально изменяли систему: по партийным спискам должны были избираться уже 2/3 Народного собрания, численность коего уменьшалась до 498 депутатов. Также в поправках содержалась идея запретить избираться по мажоритарным округам членам партий. Но к этим предложениям крайне негативно отнеслись партии от аутсайдеров до Партии свободы и справедливости. Такая система позволяла вернуться во власть бывшим членам распущенной ныне правящей партии. Левая партия «Тагамму» выступила с заявлением, что поправки служат двум политическим силам – «Братьям-мусульманам» и остаткам Национально-демократической партии. После массовых демонстраций и угроз бойкота выборов со стороны ряда политических движений в законопроекте осталось только 2/3 по партийным спискам. «Братья-мусульмане» заявили, что выставят своих кандидатов во всех округах, а не в половине, как планировали раньше. Этот тактический ход позволил ПСС увеличить своё присутствие в парламенте почти на 10% за счёт двухмандатных округов, в большинстве которых её кандидаты убедительно победили, хотя все эксперты перед выборами ожидали успеха остатков Национально- демократической партии в силу их организованности и связей. Прогноз оказался ошибочным. Бывшие члены партии Мубарака были наголову разбиты практически везде. Блоки и партии совместно выявляли и агитировали против «фулюлей» – бывших членов Национально- демократической партии Мубарака.
Интересен и опыт уведомительной регистрации партий и минимального (0,5%) барьера для прохода в парламент. В России есть устойчивое представление, что эта система приведёт к образованию бесчисленного множества карликовых партий, от которых в парламент пройдёт 1-2 человека, и законодательный орган будет неработоспособен. Как показала египетская практика, в случае, если разрешены избирательные блоки, это мнение ошибочно. Бюллетень из сорока позиций не приводит к избранию представителей всех этих движений. Даже 0,5% – это очень много. Со значительным перевесом побеждают крупные коалиции, причём не обязательно их должны возглавлять крупные организации с чёткой, проверенной десятилетиями борьбы структурой.
Салафиты, которым за две недели до выборов прогнозировали максимум 9%, завоевали почти в три раза больше, только потому что смогли сформулировать идеи, которые общество хотело услышать, и донести их до масс. Ранее партия Нур была частью Демократического блока, который возглавляет ПСС. Но за несколько недель до выборов салафиты решили отколоться и вести борьбу самостоятельно, поскольку «Братья-мусульмане» слишком авторитарно распределяли позиции в избирательных списках. Они заняли неожиданное второе место, потому что шли в рамках наиболее популярного – исламистского – тренда, но были более радикальны, то есть чисты и не замазаны тесными и многолетними контактами руководства с властями, встроенностью его в правящую элиту.
Ещё один немаловажный штрих: в переполненной энтузиазмом стране, где голосовать на руках тащили даже древних стариков, максимум явки был в первом раунде и составил 62%. И эта цифра, равно как 43,7% победившей партии, для демократических выборов огромна. Победа исламистских организаций показала, прежде всего, что в восприятии египтян оба светских проекта: либеральный и социалистический – в своё время потерпели крах. Исламисты остались единственной силой на политической арене, которая всё время находилась в оппозиции, у которой ещё не было возможности попробовать реализовать свою утопию. Сейчас трудно прогнозировать дальнейшее развитие событий, потому что оно находится в слишком большой зависимости от всё более нестабильной ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Кроме того, «Братьям-мусульманам» ещё предстоит выяснять отношения с управляющим сейчас Египтом Высшим советом Вооружённых сил во главе с маршалом Тантави, за политикой которого БМ бдительно следят и периодически жёстко критикуют, но в серьёзную уличную фазу эти споры пока не переходили.
Заключение
В результате проведенного исследования можно заключить, что, в современной обществоведческой науке нет однозначного толкования понятия «политический протест». Разные исследователи, исходя из собственных научных задач, включают в это понятие различные политические акции и формы политического участия граждан. Как правило, протест рассматривается как форма нетрадиционного политического поведения, то есть такой, которая не является неотъемлемым элементом функционирования механизма регулярного представления интересов различных социальных групп в политическом процессе. В основе любых протестных акций – общественно-политический конфликт, который возникает вследствие недовольства существующей системой. Протест, выраженный или латентный, присутствует в любой системе политических отношений, сопровождает развитие любого политического режима и, пользуясь терминологией системной теории, аккумулирует запросы на входе политической системы.
Согласно данным последних исследований в сфере мировых протестов к наиболее распространенным факторам и причинам протестных беспорядков в условиях современности относятся: «требования экономической справедливости и протест против мер жесткой экономии; неэффективность политического представительства и политической системы в целом; глобальная справедливость; права людей и прочее». Так в период с 2006 по 2013 годы в мире было проведено 376 акций протеста по поводу неэффективности политического представительства, в частности по поводу отсутствия реальной демократии, коррупции, отсутствия прозрачности и подотчетности, неэффективности существующих правовых институтов. Протесты, вызванные в основном политическими факторами на сегодняшний день по количеству проведенных акций уступают только протестам, имеющих исключительно экономическую природу (448 акций). То есть вопрос политического участия и влияния на принятие политических решений в современном обществе стоит очень остро.
В процессе имиджированния государственной власти важно учитывать общественный резонанс протестных акций. Выработка PR-стратегии в аспекте реакции на протестные выступления начинается уже на этапе предоставления уполномоченными органами разрешения на проведение протестных акций. В целом, неконвенционные протесты имеют больший общественный резонанс потому, что в данном случае внимание акцентируется на демонстрации противостояния представителей власти и общественности.
Протест как форма выражения общественного мнения становится катализатором для формирования взвешенной позиции власти в контексте решения проблемных вопросов, которую государство в лице уполномоченных представителей представляет общественности. В этом аспекте протестные движения и акции относятся к весомым факторам формирования имиджа государственной власти.
Проявлением политического протеста являются коллективные действия, которые в политико-социологической литературе относятся к протестным формам политического поведения. Варианты последних могут быть различными – от «мягких», таких, как подписание петиций и воззваний, до «жестких» (радикальных), зачастую предполагающих проявление насилия. В указанные формы политической активности обычно оказываются вовлеченными не очень значимые, с точки зрения репрезентативности по отношению к общему числу населения, группы людей. Вместе с тем, эта активность оказывается неотъемлемым фактом современной политической жизни страны.
В политической литературе используется термин «политическая иммобильность», который означает такие состояния политической деятельности, как исключение из политических отношений, обусловленное низким уровнем общественного развития или «заорганизованности», разочарованием в политических институтах), политическая апатия, что является формой неприятия политической системы, и политический бойкот – выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.
Опыт революционного процесса в странах с разными вариациями имитационной демократии, от шахского Ирана до Арабской весны, показывает, что за несколько лет до падения системы происходит вынужденная либерализация политического пространства, расширение присутствия в парламенте подконтрольной системной оппозиции (включая попытки конструирования таковой), а иногда и дозированный допуск туда внесистемной. Это происходит как ответ на массовые протесты, которые могут выражаться в стихийных уличных выступлениях, забастовках, протестном голосовании. Однако на принципиальные структурные изменения система уже не способна в силу косности и инертности. Как только градус протестных настроений в обществе временно снижается, вновь происходит усиление авторитарных тенденций и репрессивного давления. Режим отказывается от попытки создания какого-либо баланса сил из-за того, что даже малейшая либерализация даёт начало неуправляемым идейно-политическим процессам.
Начинались арабские и цветные революции очень похоже: вспышка происходила после какого-нибудь возмутительного прецедента, связанного с унижением властью человеческого и национального достоинства (в цветных революциях всегда связано с фальсификацией выборов); в авангарде много молодёжи из средних городских слоёв; единственным чётко артикулированным требованием было свержение насквозь коррумпированного режима, позитивная программа в лозунгах восставших отсутствовала; очень мало убитых и раненых. Но дальше пути восстаний расходятся, потому что за бунтом «цветных революций» не стоит никакой структурированной оппозиции, никто не предлагает внятной программы и утопии, поэтому движение вянет, приведя к власти популистскую фигуру, абсолютно устраивающую правящую элиту в широком смысле, т.е. за исключением бывшего «лидера нации», его родных и близких.
Главной причиной январских волнений 2011 г. стала социально- политическая система, сформированная в Египте во 2-й половине ХХ в. Изъяны экономики, вызывавшие гражданский протест, бесспорно, важны, но в данном случае вторичны по отношению к этой системе. Не артикулированной чётко, но основной претензией граждан Египта к этой системе было отсутствие места для шага вперёд. Это была питательная среда, в которой множился латентный политический протест.
Несмотря на внешнюю устойчивость системы, латентные настроения египтян кардинально отличались от официальной электоральной статистики: 85% негативно относятся к Штатам, 92% называют США и Израиль главными врагами Египта. В то же время 85% полагают, что роль ислама в политике позитивна, 65% убеждены, что исламское духовенство должно играть бóльшую роль в политической системе страны, а 59% симпатизируют фундаменталистам при выборе между модернизмом и фундаментализмом. Официальный Египет Мубарака позиционировался как светское, антиисламистское государство – и действительно был таковым. И данные особенности внешней политики Мубарака вызывали к его режиму ненависть, пожалуй, не меньшую, чем коррумпированность системы и отсутствие гражданских свобод на фоне безнадёжной бедности основной массы населения. Действия власти расценивали как позорное предательство арабских и мусульманских интересов, которое поставило крест на амбициях Египта как регионального лидера.
Уже в середине нулевых, выходя на акции протеста, люди обвиняли Мубарака в создании полицейского государства. И это государство ощущалось египтянами как тотально коррумпированное. Ежегодно хотя бы раз взятку приходилось давать 18 египтянам из ста.
Арабская весна отличается тем, что за внешне похожими проявлениями стояла прекрасно структурированная исламистская оппозиция, имеющая огромное влияние на массы через мечети, а также известную населению, благодаря многолетней пропаганде, программу действий и социально-экономическую и политическую утопию (халифат, исламская демократия, исламская экономика и т.п.). Десятки лет находившиеся на нелегальном положении исламистские организации после начала революций зарегистрировали партии и теперь официально побеждают на свободных выборах, de facto во многом их и организуя.
Список использованной литературы
Arab Human Development Report 2009, p. 111.
Barber P.B. Participatory Democracy / P.B. Barber // Encyclopedia of Democracy. - N.Y., 1995. - V. 3
Beissinger М. Structure and Example in Modular Political Phenomena: The Diffusion of Bulldozer/Rose/Orange/Tulip Revolutions. Perspectives on Politics. – vol. 5. – No. 2. – June 2007. – 259-276 рр.
Budge I. The New Challenge of Direct Democracy. - Cambridge,1996. - P. 11 – 13.
Challenges to Human Security in the Arab Countries. NY: UNDP, 2009. P.109.
Country Comparison: Population Growth Rate // The World Factbook / https://www.cia. gov/library/publications/the-world-factbook/ rankorder/2002rank.html?countryName=Egypt&countryCode=eg®ionCode=afr&rank=57#eg.
Demographia World Urban Areas: 7th Annual Edition (2011.04), p. 13.
Egypt // The World Bank. Working for a World Free of Poverty. Data / http:// data.worldbank.org/country/egypt-arabrepublic?display=default.
Egypt // The World Bank. Working for a World Free of Poverty. Data.
Egypt Private Sector. Country Profile. African Development Bank, 2009, p. 165.
Global Corruption Barometer. Transparency International: http://www.transparency.org/ policy_research/surveys_indices/cpi/2010/results.
Hall Peter A. Political Science and the Three New Institutionalisms / Peter A. Hall and R. Rosemary // Political Studies. - 1996. - № 5. - Р. 938-957.
International Statistics on Crime and Justice. Helsinki: UNODC, 2010, p. 70.
Jenkins J.S., Klandermans B. The Politics of Protest. Comparative Perspectives on State and Social Movements. Univ. of Minnesota Press: UCL Press. 1995. Р.6.
Kepel G. Muslim Extremism in Egypt: the Prophet and Pharaoh. Berkley: University of California Press, 2003, p. XII.
Kessler O. Analysis: Yusuf al-Qaradawi – a ‘man for all seasons’ // The Jerusalem Post. 02/20/2011 / http://www.jpost.com/MiddleEast/Article.aspx?id=208978.
McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass media / M. McCombs, D. Shaw // Public Opinion Quarterly. – 1972. – 36 (2). – Р. 176–187.
McFaul М. «Transitions from Postcommunism» Journal of Democracy. – Volume 16. – Number 3. – July 2005. – Р. 5 – 18.
Ortiz I., Burke S., Berrada M., Cortes H. World Protests 2006 – 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://policydialogue.org/publications/working_papers/world_protests_2006-2013/.
Roszak T. The Making of a Counter-Culture (Reflection on the technological society and the youthful opposition) / T. Roszak. - Garden City, NY: Anchor Books, 1969; Reich Ch. The Greening of America / Ch. Reich. - New York, 1970.
Soviet Terrorism School [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.videofact.com/english/
Spruyt H. The Sovereign State and Its Competitors.Princeton. – New-Jork: Princeton University Press, 1994. – 288 pp.
Wickham, Carrie Rosefsky. Mobilizing Islam: Religion, Activism and Political Change in Egypt. New York: Columbia University Press, 2002, pp. 71–75, 88–89, 93–118, 202.
Williams, Daniel (2006-04-30). Egypt Extends 25-Year-Old Emergency Law// The Washington Post. Retrieved 2011-01-29.
World Economic Outlook. Recovery, Risk and Rebalancing. IMF, 2010, p. 84.
Yinger J. M. Presidential address: countercultures and social change / J. M. Yinger. - American Sociological Review., 1977. - Vol. 42. - № 6. - С. 833-853.
Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп.– В 2 т. Т. 1. – М.: Юристъ, 2006. – С. 364.
Актон Дж. История свободы в античности // Полис. - 1993. - № 3. - С. 112.
Аль-Кардави: Ля ‘аляка ли би-т-танзим аль-Ихван // Аль-Ахрам. 2011.02.21/ http:// www.ahram.org.eg/450/2011/02/21/12/63784. aspx.
Бёкенфёрде Е.В. Демократия как конституционный принцип // Государственное право Германии. - М., 1994. - С. 37.
Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. Перевод О. Ю. Уральской. – М.: Междунар. отношения, 1998.
Билан В.Н. Социальные вызовы в Египте // Институт Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/28-07-10a.htm.
Братья-мусульмане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lenta.ru/lib/14163646.
Вайнштейн Г. И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. - М.: Наука, 1990. - С. 25.
Васильев В.И. Прямая демократия: опыт Калифорнии // Государство и право. - 1994. -№ 1. - С. 116.
Вестфрид М.Б. Итоги «арабской весны»: анализ причин и особенностей // Право и управление. XXI век. - М.: ФГОБУ ВПО «МГИМО(у) МИД РФ», 2014, № 1 (30). - С. 61-67.
Гапич А., Лушников Д.Технологии цветных революций. – М., 2010. – С. 14.
Гафуров С.З. Опыт сравнительного анализа приватизации и формирования рынка корпоративных ценных бумаг в развивающихся и пост-социалистических странах. На примере России и Египта (1991-1996) // Институт свободы Московский Либертариум / http://www.libertarium.ru/l_lib_gafur_3#02.
Гилев А. В. Политические трансформации на постсоветском пространстве: имеют ли значение «цветные революции»? // Полития. – 2010. – № 2 (57). – С. 107–121.
Даль Р. О демократии: Пер. с англ. - М., 2000. - С. 106 – 107.
Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник для вузов / И.Н. Кузнецов. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 576 с. // ЭБС «Лань», 2012.
Дорофеев Д. В. «Цветные революции» в центрально-азиатском регионе в контексте внешнеполитической стратегии США // Культура народов Причерноморья. – 2008. – № 125. – С. 51–54.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
Коротаев А.В., Зинькина Ю. Демографические корни египетской революции. «Мальтузианская ловушка» и выход из неё // Демоскоп Weekly. №459-460. 21 марта – 3 апреля 2011: http://demoscope.ru/weekly/2011/0459/tema06.php#_FNR_60. Fargues P. 1997. State Policies and the Birth Rate in Egypt: From Socialism to Liberalism // Population and Development Review 23(1): 115–138. P. 117-118.
Костюшев В.В., Горьковенко В.В. Социологическое описание коллективных протестных действий: информационная база данных акций протеста (PRODAT-SPb) // Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН. 1999. С. 144-177.
Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления) 5- е издание, испр. и дополн. – М.:ООО «Журнал «Управление персоналом», 2011.
Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание / П. Курц ; пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина. – М. : Наука, 2005. – 360 с.-С.299.
Лейн Д. «Кольорова» революція як політичний феномен // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. – 2010. – №1. – С.21.
Либерализм Запада. XVII–XX вв. Сб. статей / В.В. Согрин, А.И. Патрушев, Е.С. Токарева, Т.М. Фадеева. М.: Изд-во Ин-та всеобщ. истории РАН, 1995. 227 с.
Максимов И. В. «Цветная» революция – социальный процесс или сетевая технология? / Монография. – М.: Книга по Требованию, 2010. – 116 с.
Марков С. Цветная революция – это новый тип политических технологий по смене политической власти. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.km.ru/glavnoe/2005/11/15/arkhiv
Маслов Д. От качества власти к качеству жизни: инициативы государства и «точки роста» // Стандарты и качество. - 2007. - № 5. - С. 75 - 79.
Мосеев, Р.Н. Современное документоведение: учебное пособие / Р.Н. Мосеев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный открытый университет. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 377 с.
Нересянц В.С. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000. - С. 209.
Опрос «Процесс Мубарака: Какого наказания вы ждёте для бывшего президента?»// Аль-Масри аль-Йаум (на араб. яз.) / http:// www.almasryalyoum.com/ar_poll/http://www. almasryalyoum.com/ar_poll/
Ореховская Н. Е. Сущность и место «цветных революций» в ряду революций // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 2 (12). – С. 124–127.
Оськина И., Лупу А. Возникновение и предпосылки распространения терроризма как социально-психологического явления: историко-правовой аспект// История государства и права. - М.: Юрист, 2013, № 8.
Павлушков А.Р. Правонарушения духовенства как форма социально-политического протеста (XVIII-XIX вв.) // Право и политика: теоретические и практические проблемы: сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию ЮФ РГУ им. С.А. Есенина 4 ноября 2013 года. - Рязань: Концепция, 2013, Вып. 2. - С. 90-93.
Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Новейший политологический словарь. Ростов на Дону: Феникс. 2010. - С. 56.
Погорилко В. Ф. Конституционное право Украины : учеб. / В. Ф. Погорилко, В. Л. Федоренко, за общ. ред. проф. В. Л. Федоренко. – К. : КНТ, Лира-К, 2011. – 532 с.
Поздняков С. В. Политический протест: Автореф. дисс… кандидата полит-их наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 26 с.
Пономарева Е. Г., Рудов Г.А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель – Observer. – 2012. – № 3. – С. 36–48.
Пономарева Е. Секреты «цветных революций». Современные технологии смены политических режимов // Свободная мысль. – 2012. – №1/2. – С.88.
Почепцов Г. Революция. com. Основы протестной инженерии. – М.: Европа, 2005. – 532 с.
Працко Г.С., Шпак В.Ю. Политические конфликты и протесты // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2013, № 5. - С. 23-26.
Пугачев В. П. Управление свободой. – М. : КомКнига, 2005. – 272 с.
Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе / С.Н. Пшизова // Полис. - 2000. - № 2. - С. 42.
Ражбадинов М.З. Анатомия египетской революции - 2011. Египет накануне и после политического кризиса в январе - феврале 2011 года. М.: ИВ РАН, 2013.
Ражбадинов М.З. Ассоциация «Братья-мусульмане» и перспективы политических процессов в современном Египте // Вестник МГИМО. 2013. №2 (29).
Рузанов С.А. Особенности развития политического процесса 1994-1999 гг. и их влияние на эволюцию социального протеста в российском обществе // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2014, № 10. - С. 166-173.
Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: «КАНОН-пресс», 1998. - 416 с.
Самброс A. «Феномен цветных революций». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politua.info/index.php?option=com_content&task=view&id=431.
Самих Ханнаши К вопросу о становлении и развитии демократии: «арабская весна» в Тунисе и Египте // Конституционные преобразования современности: материалы круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации (Белгород, 12 декабря 2011). - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2011. - С. 94-105.
Сафронов В. В. Потенциал протеста и демократическая перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Том 1. - №4. - 116-130.
Сологуб, О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учебное пособие. - 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 206 с.
Студницина Б. Я. «Культура протеста» и ее роль в социокультурной динамике»: Автореф. Дис. - М., 2001. - 22 с.
Труевцев К.М. Политические системы арабских стран – между авторитаризмом и демократией // Ислам и общественное развитие в начале XXI века / отв. ред. В.Я. Белокриницкий, А.З. Егорин, Н.Ю. Ульченко. М.: Крафт+, 2005. С.64-65.
Фурман Д.Е. Движение по спирали. Политическая система России в ряду других систем. М.: Весь мир, 2010.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.– М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С.15.
Царегородцева И.А. Деятельность «Братьев-мусульман» в парламенте Египта: путь к системной оппозиции // Вестник РГГУ. 2009. №13.
Челпанова Д. Д. Характер и динамика протестной активности на юге России: Автореф. дис. …канд. соц. наук. Новочеркасск, 2011. - С. 13.
Шарп Д. От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения – М.: Новое Издательство, 2005. – С. – 34.
Шарп Джин. От диктатуры к демократии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // psyfactor.org/lib/sharp.htm
Шарп Джин. Теория ненасильственной борьбы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // mioritix.tripod.com/civica/sharp1
Шевердяев С.Н. Материальные и организационные основы цивилизованного политического протеста // Право и экономика. - М.: Юстицинформ, 2012, № 10. - С. 63-71.
Школа террористов с марксистским уклоном / Сегодня №90 (2032), 22 апреля 2005 г.
Юсупова-Фарзалиева Д. М. «Цветные революции» как следствие кризиса современных демократий // Вестник Института стратегических исследований ПГЛУ: Сборник научных трудов. – 2012. – Выпуск 3: Эверсионный вектор мировой политики: теория, стратегия, тактика. – С. 28–30.
Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»// Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, № 29, ст. 2950
Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2444
Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Новейший политологический словарь. Ростов на Дону: Феникс. 2010. - С. 56.
Jenkins J.S., Klandermans B. The Politics of Protest. Comparative Perspectives on State and Social Movements. Univ. of Minnesota Press: UCL Press. 1995. Р.6.
Костюшев В.В., Горьковенко В.В. Социологическое описание коллективных протестных действий: информационная база данных акций протеста (PRODAT-SPb) // Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН. 1999. С. 144-177.
Костюшев В.В., Горьковенко В.В. Социологическое описание коллективных протестных действий: информационная база данных акций протеста (PRODAT-SPb) // Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН. 1999. С. 144-177.
Челпанова Д. Д. Характер и динамика протестной активности на юге России: Автореф. дис. …канд. соц. наук. Новочеркасск, 2011. - С. 13.
Працко Г.С., Шпак В.Ю. Политические конфликты и протесты // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2013, № 5. - С. 23-26.
Ortiz I., Burke S., Berrada M., Cortes H. World Protests 2006 – 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://policydialogue.org/publications/working_papers/world_protests_2006-2013/.
Ortiz I., Burke S., Berrada M., Cortes H. World Protests 2006 – 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://policydialogue.org/publications/working_papers/world_protests_2006-2013/.
Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание / П. Курц ; пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина. – М. : Наука, 2005. – 360 с.-С.299.
См., например: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: «КАНОН-пресс», 1998. - 416 с.
Нересянц В.С. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000. - С. 209.
См., например: Либерализм Запада. XVII–XX вв. Сб. статей / В.В. Согрин, А.И. Патрушев, Е.С. Токарева, Т.М. Фадеева. М.: Изд-во Ин-та всеобщ. истории РАН, 1995. 227 с.
См.: Погорилко В. Ф. Конституционное право Украины : учеб. / В. Ф. Погорилко, В. Л. Федоренко, за общ. ред. проф. В. Л. Федоренко. – К. : КНТ, Лира-К, 2011. – 532 с.
Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп.– В 2 т. Т. 1. – М.: Юристъ, 2006. – С. 364.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
Бёкенфёрде Е.В. Демократия как конституционный принцип // Государственное право Германии. - М., 1994. - С. 37.
Barber P.B. Participatory Democracy / P.B. Barber // Encyclopedia of Democracy. — N.Y., 1995. — V. 3
Budge I. The New Challenge of Direct Democracy. — Cambridge,1996. — P. 11 – 13.; Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе / С.Н. Пшизова // Полис. — 2000. — № 2. — С. 42.
Актон Дж. История свободы в античности // Полис. - 1993. - № 3. - С. 112.
Васильев В.И. Прямая демократия: опыт Калифорнии // Государство и право. - 1994. -№ 1. - С. 116.
Даль Р. О демократии: Пер. с англ. - М., 2000. - С. 106 – 107.
Даль Р. О демократии: Пер. с англ. - М., 2000. - С. 106 – 107.
Шевердяев С.Н. Материальные и организационные основы цивилизованного политического протеста // Право и экономика. - М.: Юстицинформ, 2012, № 10. - С. 63-71.
Roszak T. The Making of a Counter-Culture (Reflection on the technological society and the youthful opposition) / T. Roszak. — Garden City, NY: Anchor Books, 1969; Reich Ch. The Greening of America / Ch. Reich. — New York, 1970; Yinger J. M. Presidential address: countercultures and social change / J. M. Yinger. — American Sociological Review., 1977. — Vol. 42. — № 6. — С. 833-853.
Рузанов С.А. Особенности развития политического процесса 1994-1999 гг. и их влияние на эволюцию социального протеста в российском обществе // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2014, № 10. - С. 166-173.
Студницина Б. Я. «Культура протеста» и ее роль в социокультурной динамике»: Автореф. Дис. — М., 2001. — 22 с.
Павлушков А.Р. Правонарушения духовенства как форма социально-политического протеста (XVIII-XIX вв.) // Право и политика: теоретические и практические проблемы: сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию ЮФ РГУ им. С.А. Есенина 4 ноября 2013 года. - Рязань: Концепция, 2013, Вып. 2. - С. 90-93.
Сафронов В. В. Потенциал протеста и демократическая перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. — Том 1. — №4. — 116-130.
Оськина И., Лупу А. Возникновение и предпосылки распространения терроризма как социально-психологического явления: историко-правовой аспект// История государства и права. - М.: Юрист, 2013, № 8.
Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник для вузов / И.Н. Кузнецов. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 576 с. // ЭБС «Лань», 2012.
Мосеев, Р.Н. Современное документоведение: учебное пособие / Р.Н. Мосеев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный открытый университет. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 377 с.
Сологуб, О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учебное пособие. - 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 206 с.
Маслов Д. От качества власти к качеству жизни: инициативы государства и «точки роста» // Стандарты и качество. - 2007. - № 5. - С. 75 - 79.
Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления) 5- е издание, испр. и дополн. – М.:ООО «Журнал «Управление персоналом», 2011.
Hall Peter A. Political Science and the Three New Institutionalisms / Peter A. Hall and R. Rosemary // Political Studies. - 1996. - № 5. - Р. 938-957.
Вайнштейн Г. И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. — М.: Наука, 1990. — С. 25.
Поздняков С. В. Политический протест: Автореф. дисс… кандидата полит-их наук. — Ростов-на-Дону, 2002. — 26 с.
Шарп Д. От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения – М.: Новое Издательство, 2005. – С. – 34.
Самброс A. «Феномен цветных революций». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politua.info/index.php?option=com_content&task=view&id=431.
McFaul М. «Transitions from Postcommunism» Journal of Democracy. – Volume 16. – Number 3. – July 2005. – Р. 5 – 18.
Beissinger М. Structure and Example in Modular Political Phenomena: The Diffusion of Bulldozer/Rose/Orange/Tulip Revolutions. Perspectives on Politics. – vol. 5. – No. 2. – June 2007. – 259-276 рр.
Spruyt H. The Sovereign State and Its Competitors.Princeton. – New-Jork: Princeton University Press, 1994. – 288 pp.
Почепцов Г. Революция. com. Основы протестной инженерии. – М.: Европа, 2005. – 532 с.
Пугачев В. П. Управление свободой. – М. : КомКнига, 2005. – 272 с.
Максимов И. В. «Цветная» революция – социальный процесс или сетевая технология? / Монография. – М.: Книга по Требованию, 2010. – 116 с.
Пономарева Е. Г., Рудов Г.А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель – Observer. – 2012. – № 3. – С. 36–48.
Гилев А. В. Политические трансформации на постсоветском пространстве: имеют ли значение «цветные революции»? // Полития. – 2010. – № 2 (57). – С. 107–121.
Дорофеев Д. В. «Цветные революции» в центрально-азиатском регионе в контексте внешнеполитической стратегии США // Культура народов Причерноморья. – 2008. – № 125. – С. 51–54.
Ореховская Н. Е. Сущность и место «цветных революций» в ряду революций // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 2 (12). – С. 124–127.
Юсупова-Фарзалиева Д. М. «Цветные революции» как следствие кризиса современных демократий // Вестник Института стратегических исследований ПГЛУ: Сборник научных трудов. – 2012. – Выпуск 3: Эверсионный вектор мировой политики: теория, стратегия, тактика. – С. 28–30.
Лейн Д. «Кольорова» революція як політичний феномен // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. – 2010. – №1. – С.21.
Марков С. Цветная революция – это новый тип политических технологий по смене политической власти. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.km.ru/glavnoe/2005/11/15/arkhiv
Пономарева Е. Секреты «цветных революций». Современные технологии смены политических режимов // Свободная мысль. – 2012. – №1/2. – С.88.
Гапич А., Лушников Д.Технологии цветных революций. – М., 2010. – С. 14.
Вестфрид М.Б. Итоги «арабской весны»: анализ причин и особенностей // Право и управление. XXI век. - М.: ФГОБУ ВПО «МГИМО(у) МИД РФ», 2014, № 1 (30). - С. 61-67.
World Economic Outlook. Recovery, Risk and Rebalancing. IMF, 2010, p. 84.
Egypt Private Sector. Country Profile. African Development Bank, 2009, p. 165.
Arab Human Development Report 2009. Challenges to Human Security in the Arab Countries. NY: UNDP, 2009. P.109.
Egypt // The World Bank. Working for a World Free of Poverty. Data / http:// data.worldbank.org/country/egypt-arabrepublic?display=default.
Гафуров С.З. Опыт сравнительного анализа приватизации и формирования рынка корпоративных ценных бумаг в развивающихся и пост-социалистических странах. На примере России и Египта (1991-1996) // Институт свободы Московский Либертариум / http://www.libertarium.ru/l_lib_gafur_3#02.
Arab Human Development Report 2009, p. 111.
Arab Human Development Report 2009. Challenges to Human Security in the Arab Countries. NY: UNDP, 2009, p. 20.
Country Comparison: Population Growth Rate // The World Factbook / https://www.cia. gov/library/publications/the-world-factbook/ rankorder/2002rank.html?countryName=Egypt&countryCode=eg®ionCode=afr&rank=57#eg.
Самих Ханнаши К вопросу о становлении и развитии демократии: «арабская весна» в Тунисе и Египте // Конституционные преобразования современности: материалы круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации (Белгород, 12 декабря 2011). - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2011. - С. 94-105.
Билан В.Н. Социальные вызовы в Египте // Институт Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/28-07-10a.htm.
Demographia World Urban Areas: 7th Annual Edition (2011.04), p. 13.
Коротаев А.В., Зинькина Ю. Демографические корни египетской революции. «Мальтузианская ловушка» и выход из неё // Демоскоп Weekly. №459-460. 21 марта – 3 апреля 2011: http://demoscope.ru/weekly/2011/0459/tema06.php#_FNR_60. Fargues P. 1997. State Policies and the Birth Rate in Egypt: From Socialism to Liberalism // Population and Development Review 23(1): 115–138. P. 117-118.
Egypt // The World Bank. Working for a World Free of Poverty. Data.
Фурман Д.Е. Движение по спирали. Политическая система России в ряду других систем. М.: Весь мир, 2010.
Труевцев К.М. Политические системы арабских стран – между авторитаризмом и демократией // Ислам и общественное развитие в начале XXI века / отв. ред. В.Я. Белокриницкий, А.З. Егорин, Н.Ю. Ульченко. М.: Крафт+, 2005. С.64-65.
International Statistics on Crime and Justice. Helsinki: UNODC, 2010, p. 70.
Global Corruption Barometer. Transparency International: http://www.transparency.org/ policy_research/surveys_indices/cpi/2010/results.
Опрос «Процесс Мубарака: Какого наказания вы ждёте для бывшего президента?»// Аль-Масри аль-Йаум (на араб. яз.) / http:// www.almasryalyoum.com/ar_poll/http://www. almasryalyoum.com/ar_poll/
Царегородцева И.А. Деятельность «Братьев-мусульман» в парламенте Египта: путь к системной оппозиции // Вестник РГГУ. 2009. №13.
Братья-мусульмане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lenta.ru/lib/14163646.
Там же.
Ражбадинов М.З. Анатомия египетской революции — 2011. Египет накануне и после политического кризиса в январе — феврале 2011 года. М.: ИВ РАН, 2013.
Ражбадинов М.З. Ассоциация «Братья-мусульмане» и перспективы политических процессов в современном Египте // Вестник МГИМО. 2013. №2 (29).
Школа террористов с марксистским уклоном / Сегодня №90 (2032), 22 апреля 2005 г.
Soviet Terrorism School [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.videofact.com/english/
Там же.
Williams, Daniel (2006-04-30). Egypt Extends 25-Year-Old Emergency Law// The Washington Post. Retrieved 2011-01-29.
Kepel G. Muslim Extremism in Egypt: the Prophet and Pharaoh. Berkley: University of California Press, 2003, p. XII.
Wickham, Carrie Rosefsky. Mobilizing Islam: Religion, Activism and Political Change in Egypt. New York: Columbia University Press, 2002, pp. 71–75, 88–89, 93–118, 202.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.– М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с.
Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. Перевод О. Ю. Уральской. – М.: Междунар. отношения, 1998.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.– М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С.50.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.– М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С.49.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.– М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С.15.
Шарп Джин. Теория ненасильственной борьбы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // mioritix.tripod.com/civica/sharp1
Шарп Джин. От диктатуры к демократии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // psyfactor.org/lib/sharp.htm
Там же
Шарп Джин. От диктатуры к демократии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // psyfactor.org/lib/sharp.htm
Шарп Джин. От диктатуры к демократии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // psyfactor.org/lib/sharp.htm
McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass media / M. McCombs, D. Shaw // Public Opinion Quarterly. – 1972. – 36 (2). – Р. 176–187.
Kessler O. Analysis: Yusuf al-Qaradawi – a ‘man for all seasons’ // The Jerusalem Post. 02/20/2011 / http://www.jpost.com/MiddleEast/Article.aspx?id=208978.
Аль-Кардави: Ля ‘аляка ли би-т-танзим аль-Ихван // Аль-Ахрам. 2011.02.21/ http:// www.ahram.org.eg/450/2011/02/21/12/63784. aspx.
2
2. Barber P.B. Participatory Democracy / P.B. Barber // Encyclopedia of Democracy. - N.Y., 1995. - V. 3
3. Beissinger М. Structure and Example in Modular Political Phenomena: The Diffusion of Bulldozer/Rose/Orange/Tulip Revolutions. Perspectives on Politics. – vol. 5. – No. 2. – June 2007. – 259-276 рр.
4. Budge I. The New Challenge of Direct Democracy. - Cambridge,1996. - P. 11 – 13.
5. Challenges to Human Security in the Arab Countries. NY: UNDP, 2009. P.109.
6. Country Comparison: Population Growth Rate // The World Factbook / https://www.cia. gov/library/publications/the-world-factbook/ rankorder/2002rank.html?countryName=Egypt&countryCode=eg®ionCode=afr&rank=57#eg.
7. Demographia World Urban Areas: 7th Annual Edition (2011.04), p. 13.
8. Egypt // The World Bank. Working for a World Free of Poverty. Data / http:// data.worldbank.org/country/egypt-arabrepublic?display=default.
9. Egypt // The World Bank. Working for a World Free of Poverty. Data.
10. Egypt Private Sector. Country Profile. African Development Bank, 2009, p. 165.
11. Global Corruption Barometer. Transparency International: http://www.transparency.org/ policy_research/surveys_indices/cpi/2010/results.
12. Hall Peter A. Political Science and the Three New Institutionalisms / Peter A. Hall and R. Rosemary // Political Studies. - 1996. - № 5. - Р. 938-957.
13. International Statistics on Crime and Justice. Helsinki: UNODC, 2010, p. 70.
14. Jenkins J.S., Klandermans B. The Politics of Protest. Comparative Perspectives on State and Social Movements. Univ. of Minnesota Press: UCL Press. 1995. Р.6.
15. Kepel G. Muslim Extremism in Egypt: the Prophet and Pharaoh. Berkley: University of California Press, 2003, p. XII.
16. Kessler O. Analysis: Yusuf al-Qaradawi – a ‘man for all seasons’ // The Jerusalem Post. 02/20/2011 / http://www.jpost.com/MiddleEast/Article.aspx?id=208978.
17. McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass media / M. McCombs, D. Shaw // Public Opinion Quarterly. – 1972. – 36 (2). – Р. 176–187.
18. McFaul М. «Transitions from Postcommunism» Journal of Democracy. – Volume 16. – Number 3. – July 2005. – Р. 5 – 18.
19. Ortiz I., Burke S., Berrada M., Cortes H. World Protests 2006 – 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://policydialogue.org/publications/working_papers/world_protests_2006-2013/.
20. Roszak T. The Making of a Counter-Culture (Reflection on the technological society and the youthful opposition) / T. Roszak. - Garden City, NY: Anchor Books, 1969; Reich Ch. The Greening of America / Ch. Reich. - New York, 1970.
21. Soviet Terrorism School [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.videofact.com/english/
22. Spruyt H. The Sovereign State and Its Competitors.Princeton. – New-Jork: Princeton University Press, 1994. – 288 pp.
23. Wickham, Carrie Rosefsky. Mobilizing Islam: Religion, Activism and Political Change in Egypt. New York: Columbia University Press, 2002, pp. 71–75, 88–89, 93–118, 202.
24. Williams, Daniel (2006-04-30). Egypt Extends 25-Year-Old Emergency Law// The Washington Post. Retrieved 2011-01-29.
25. World Economic Outlook. Recovery, Risk and Rebalancing. IMF, 2010, p. 84.
26. Yinger J. M. Presidential address: countercultures and social change / J. M. Yinger. - American Sociological Review., 1977. - Vol. 42. - № 6. - С. 833-853.
27. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп.– В 2 т. Т. 1. – М.: Юристъ, 2006. – С. 364.
28. Актон Дж. История свободы в античности // Полис. - 1993. - № 3. - С. 112.
29. Аль-Кардави: Ля ‘аляка ли би-т-танзим аль-Ихван // Аль-Ахрам. 2011.02.21/ http:// www.ahram.org.eg/450/2011/02/21/12/63784. aspx.
30. Бёкенфёрде Е.В. Демократия как конституционный принцип // Государственное право Германии. - М., 1994. - С. 37.
31. Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. Перевод О. Ю. Уральской. – М.: Междунар. отношения, 1998.
32. Билан В.Н. Социальные вызовы в Египте // Институт Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/28-07-10a.htm.
33. Братья-мусульмане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lenta.ru/lib/14163646.
34. Вайнштейн Г. И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. - М.: Наука, 1990. - С. 25.
35. Васильев В.И. Прямая демократия: опыт Калифорнии // Государство и право. - 1994. -№ 1. - С. 116.
36. Вестфрид М.Б. Итоги «арабской весны»: анализ причин и особенностей // Право и управление. XXI век. - М.: ФГОБУ ВПО «МГИМО(у) МИД РФ», 2014, № 1 (30). - С. 61-67.
37. Гапич А., Лушников Д.Технологии цветных революций. – М., 2010. – С. 14.
38. Гафуров С.З. Опыт сравнительного анализа приватизации и формирования рынка корпоративных ценных бумаг в развивающихся и пост-социалистических странах. На примере России и Египта (1991-1996) // Институт свободы Московский Либертариум / http://www.libertarium.ru/l_lib_gafur_3#02.
39. Гилев А. В. Политические трансформации на постсоветском пространстве: имеют ли значение «цветные революции»? // Полития. – 2010. – № 2 (57). – С. 107–121.
40. Даль Р. О демократии: Пер. с англ. - М., 2000. - С. 106 – 107.
41. Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник для вузов / И.Н. Кузнецов. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 576 с. // ЭБС «Лань», 2012.
42. Дорофеев Д. В. «Цветные революции» в центрально-азиатском регионе в контексте внешнеполитической стратегии США // Культура народов Причерноморья. – 2008. – № 125. – С. 51–54.
43. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
44. Коротаев А.В., Зинькина Ю. Демографические корни египетской революции. «Мальтузианская ловушка» и выход из неё // Демоскоп Weekly. №459-460. 21 марта – 3 апреля 2011: http://demoscope.ru/weekly/2011/0459/tema06.php#_FNR_60. Fargues P. 1997. State Policies and the Birth Rate in Egypt: From Socialism to Liberalism // Population and Development Review 23(1): 115–138. P. 117-118.
45. Костюшев В.В., Горьковенко В.В. Социологическое описание коллективных протестных действий: информационная база данных акций протеста (PRODAT-SPb) // Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН. 1999. С. 144-177.
46. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления) 5- е издание, испр. и дополн. – М.:ООО «Журнал «Управление персоналом», 2011.
47. Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание / П. Курц ; пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина. – М. : Наука, 2005. – 360 с.-С.299.
48. Лейн Д. «Кольорова» революція як політичний феномен // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. – 2010. – №1. – С.21.
49. Либерализм Запада. XVII–XX вв. Сб. статей / В.В. Согрин, А.И. Патрушев, Е.С. Токарева, Т.М. Фадеева. М.: Изд-во Ин-та всеобщ. истории РАН, 1995. 227 с.
50. Максимов И. В. «Цветная» революция – социальный процесс или сетевая технология? / Монография. – М.: Книга по Требованию, 2010. – 116 с.
51. Марков С. Цветная революция – это новый тип политических технологий по смене политической власти. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.km.ru/glavnoe/2005/11/15/arkhiv
52. Маслов Д. От качества власти к качеству жизни: инициативы государства и «точки роста» // Стандарты и качество. - 2007. - № 5. - С. 75 - 79.
53. Мосеев, Р.Н. Современное документоведение: учебное пособие / Р.Н. Мосеев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный открытый университет. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 377 с.
54. Нересянц В.С. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000. - С. 209.
55. Опрос «Процесс Мубарака: Какого наказания вы ждёте для бывшего президента?»// Аль-Масри аль-Йаум (на араб. яз.) / http:// www.almasryalyoum.com/ar_poll/http://www. almasryalyoum.com/ar_poll/
56. Ореховская Н. Е. Сущность и место «цветных революций» в ряду революций // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 2 (12). – С. 124–127.
57. Оськина И., Лупу А. Возникновение и предпосылки распространения терроризма как социально-психологического явления: историко-правовой аспект// История государства и права. - М.: Юрист, 2013, № 8.
58. Павлушков А.Р. Правонарушения духовенства как форма социально-политического протеста (XVIII-XIX вв.) // Право и политика: теоретические и практические проблемы: сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию ЮФ РГУ им. С.А. Есенина 4 ноября 2013 года. - Рязань: Концепция, 2013, Вып. 2. - С. 90-93.
59. Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Новейший политологический словарь. Ростов на Дону: Феникс. 2010. - С. 56.
60. Погорилко В. Ф. Конституционное право Украины : учеб. / В. Ф. Погорилко, В. Л. Федоренко, за общ. ред. проф. В. Л. Федоренко. – К. : КНТ, Лира-К, 2011. – 532 с.
61. Поздняков С. В. Политический протест: Автореф. дисс… кандидата полит-их наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 26 с.
62. Пономарева Е. Г., Рудов Г.А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель – Observer. – 2012. – № 3. – С. 36–48.
63. Пономарева Е. Секреты «цветных революций». Современные технологии смены политических режимов // Свободная мысль. – 2012. – №1/2. – С.88.
64. Почепцов Г. Революция. com. Основы протестной инженерии. – М.: Европа, 2005. – 532 с.
65. Працко Г.С., Шпак В.Ю. Политические конфликты и протесты // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2013, № 5. - С. 23-26.
66. Пугачев В. П. Управление свободой. – М. : КомКнига, 2005. – 272 с.
67. Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе / С.Н. Пшизова // Полис. - 2000. - № 2. - С. 42.
68. Ражбадинов М.З. Анатомия египетской революции - 2011. Египет накануне и после политического кризиса в январе - феврале 2011 года. М.: ИВ РАН, 2013.
69. Ражбадинов М.З. Ассоциация «Братья-мусульмане» и перспективы политических процессов в современном Египте // Вестник МГИМО. 2013. №2 (29).
70. Рузанов С.А. Особенности развития политического процесса 1994-1999 гг. и их влияние на эволюцию социального протеста в российском обществе // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2014, № 10. - С. 166-173.
71. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: «КАНОН-пресс», 1998. - 416 с.
72. Самброс A. «Феномен цветных революций». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politua.info/index.php?option=com_content&task=view&id=431.
73. Самих Ханнаши К вопросу о становлении и развитии демократии: «арабская весна» в Тунисе и Египте // Конституционные преобразования современности: материалы круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации (Белгород, 12 декабря 2011). - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2011. - С. 94-105.
74. Сафронов В. В. Потенциал протеста и демократическая перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Том 1. - №4. - 116-130.
75. Сологуб, О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учебное пособие. - 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 206 с.
76. Студницина Б. Я. «Культура протеста» и ее роль в социокультурной динамике»: Автореф. Дис. - М., 2001. - 22 с.
77. Труевцев К.М. Политические системы арабских стран – между авторитаризмом и демократией // Ислам и общественное развитие в начале XXI века / отв. ред. В.Я. Белокриницкий, А.З. Егорин, Н.Ю. Ульченко. М.: Крафт+, 2005. С.64-65.
78. Фурман Д.Е. Движение по спирали. Политическая система России в ряду других систем. М.: Весь мир, 2010.
79. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.– М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С.15.
80. Царегородцева И.А. Деятельность «Братьев-мусульман» в парламенте Египта: путь к системной оппозиции // Вестник РГГУ. 2009. №13.
81. Челпанова Д. Д. Характер и динамика протестной активности на юге России: Автореф. дис. …канд. соц. наук. Новочеркасск, 2011. - С. 13.
82. Шарп Д. От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения – М.: Новое Издательство, 2005. – С. – 34.
83. Шарп Джин. От диктатуры к демократии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // psyfactor.org/lib/sharp.htm
84. Шарп Джин. Теория ненасильственной борьбы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // mioritix.tripod.com/civica/sharp1
85. Шевердяев С.Н. Материальные и организационные основы цивилизованного политического протеста // Право и экономика. - М.: Юстицинформ, 2012, № 10. - С. 63-71.
86. Школа террористов с марксистским уклоном / Сегодня №90 (2032), 22 апреля 2005 г.
87. Юсупова-Фарзалиева Д. М. «Цветные революции» как следствие кризиса современных демократий // Вестник Института стратегических исследований ПГЛУ: Сборник научных трудов. – 2012. – Выпуск 3: Эверсионный вектор мировой политики: теория, стратегия, тактика. – С. 28–30.
Вопрос-ответ:
Какие формы политического протеста существуют?
Формы политического протеста могут быть разнообразными: митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, блокирование дорог и зданий, написание петиций, использование социальных сетей для организации акций и многое другое.
Какие подходы используются при исследовании политического протеста?
При исследовании политического протеста применяются разные подходы, включая социологический, политологический, исторический и психологический подходы. Каждый из них позволяет рассмотреть протестные движения с разных сторон и выявить основные причины и динамику протеста.
Какая модель изучения политического протеста используется в современном мире?
В современном мире часто используется комплексная модель изучения политического протеста, которая включает в себя анализ социально-экономических, политических и культурных факторов, а также рассматривает взаимодействие между различными акторами и институциями.
Какие причины политического протеста существуют в Египте?
Причины политического протеста в Египте могут быть различными, однако одной из основных причин является недовольство населения политической и экономической ситуацией в стране, а также коррупцией и непрозрачностью власти.
Как власть и оппозиция ведут себя в ходе протестов в Египте?
В ходе протестов в Египте власть и оппозиция часто вступают в противостояние друг с другом. Власть пытается подавить протесты, используя силу и репрессивные меры, в то время как оппозиция стремится привлечь к себе поддержку населения и добиться изменений в политической системе.
Каково определение политического протеста?
Политический протест - это активная форма выражения несогласия граждан с политической системой или режимом в стране.
Какие формы может принимать политический протест?
Политический протест может принимать различные формы, такие как массовые демонстрации, забастовки, голодовки, гражданское неповиновение и другие акции гражданского неповиновения.
Какие подходы используются для исследования политического протеста в мировой и российской политике?
Для исследования политического протеста используются различные подходы, включая социологический, политологический, антропологический и экономический подходы. В мировой политике также широко используется сравнительный анализ различных протестных движений.
Какова модель изучения политического протеста в современном мире?
Модель изучения политического протеста в современном мире предполагает анализ причин и форм политического протеста, исследование основных акторов и их интересов, а также анализ последствий протестных движений для политической системы и общества в целом.
Каковы основные причины политического протеста в Египте?
Основными причинами политического протеста в Египте являлись недовольство жителей страны политическим режимом, коррупцией, неравенством, высокой безработицей и ограничениями на гражданские свободы.
Какие есть формы политического протеста?
Формы политического протеста могут быть разнообразными: митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, блокады, и т.д.