Безработица и ее особенности в России на современном этапе
Заказать уникальный реферат- 39 39 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 23.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление 4
1.1. Полная занятость и безработица. Естественный уровень безработицы и факторы на него влияющие 4
1.2. Виды безработицы 5
1.3. Причины и последствия безработицы 6
Глава 2. Анализ и проблемы безработицы в России 8
2.1. Анализ динамики безработицы в России 8
2.2. Проблемы безработицы в России: занятость молодежи и женщин, переподготовка и социальная реабилитация безработных. Человеческий капитал 13
Глава 3. Пути снижения безработицы в России 19
3.1. Экономические последствия безработицы, оценка потерь 19
3.2. Факторы и способы преодоления длительной безработицы. Концепция гибкого рынка 28
3.3. Государственная политика занятости 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение. Распределение занятого населения по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год 39
Безработным, отнесенным к 1-й группе, предоставляется комплекс необходимых услуг по содействию в поиске работы — профориентационные услуги, профессиональное обучение и др. В Российской Федерации основными используемыми способами поиска работы длительно безработных в 2015 г. явились:•обращения в государственную (33 %) и коммерческую (3,5%) службы занятости;•подача объявлений в печать и отклики на объявления (15 %);•обращение к друзьям, родственникам и знакомым (57 %);•обращение к работодателю (26 %);•другие способы (11%);•поиск земли, зданий, машин, оборудования и др. для открытия собственного дела (1,3 %). Длительно безработные используют одновременно несколько способов поиска работы.В 2009 г. правительственные меры по снижению безработицы включали четыре основных направления: переобучение, общественные работы, переселение и субсидии для начала бизнеса.3.3. Государственная политика занятостиГосударственная политика в области содействия занятости населения, на реализацию которой нацелен закон «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон), направлена, прежде всего, на обеспечение равных возможностей всем гражданам России, независимо от того, какой они национальности, пола, возраста, социального положения, политических или религиозных убеждений в сфере занятости и защиты от безработицы. Как показала практика функционирования этого Закона, до настоящего времени имеют место проблемы в части его реализации, несмотря на то, что в него более тридцати раз вносились изменения и дополнения. Анализируя ситуацию, можно, конечно, допустить низкое качество правового обеспечения. Однако жизнь подтверждает, что столь динамичное развитие социально-экономических процессов, изменение демографической ситуации, проявление новых кризисных явлений обусловливают необходимость практически постоянного совершенствования законодательства о занятости.Более того, масштабы и климатические различия субъектов Российской Федерации, а также социально-экономические условия в регионах диктуют необходимость учета существующих особенностей в процессе обеспечения занятости населения регионов и сокращения уровня безработицы, а также совершенствования механизмов поддержки временно неработающих.Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы. В области регулирования рынка труда перед государством стоит ряд задач: достижение сбалансированного соотношения между спросом и предложением ресурса труда, необходимого для достижения высокого уровня жизни населения; создание благоприятных условий для формирования его мобильности, создающей предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики; осуществление процесса интеграции страны в международную систему разделения труда, которая, в свою очередь, создает необходимые условия для взаимосвязи и взаимозависимости воспроизводственных процессов всех стран.Государственное регулирование рынка труда должно включать комплекс мер, направленных на достижение соответствия профессиональной подготовки работников уровню производства, а также на минимизацию отрицательного воздействия рыночного механизма экономики.Деятельность государства в области регулирования рынка труда включает два основных направления: социальное и экономическое. Социальное направление обеспечивает процесс регулирования количественных соотношений между спросом и предложением на рынке труда, в то время как экономическое включает систему мер по воздействию на качество ресурса труда, его пропорций, повышение профессиональной квалификации и производительное потребление.Система государственного регулирования рынка руда может осуществлять как прямое, так и косвенное воздействие. Первое носит регулирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест в негосударственном секторе экономики, развитии системы профессионального обучения и переподготовки, стимулировании (сдерживании) развития производства в различных регионах, регламентирует продолжительность рабочего дня. Косвенное воздействие на рынок труда осуществляется через изменения условий хозяйствования, посредством осуществления налоговой политики, политики амортизации основных фондов, стимулирования НИОКР, а также путем субсидирования различных отраслей.Таким образом, к ключевым направлениям государственного регулирования рынка труда и занятости населения относятся: преодоление дефицита рабочих мест путем проведения устойчивой инвестиционной и налоговой политики, развитие малых форм предприятий, направление инвестиционных потоков как в развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; оптимизация объемов занятости населения в негосударственном секторе экономики, осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства; разработка специальной целевой программы по поддержанию занятости в различных регионах страны; развитие гибких форм трудоиспользования ресурса труда;планомерная стабилизация уровня жизни населения, усиление социальной поддержки граждан, нацеленной на снижение потребности отдельных групп населения в работе;развитие и рационализация программных услуг, направленных на борьбу с безработицей и возвращение безработных граждан к активному труду.ЗаключениеРоссийский рынок труда не хаотичен, а подчиняется определенным законам, которые происходит из сложившихся трудовых отношений и проблем. Ежегодное сокращение численности трудоспособного населения из-за плохой и не рациональной демографической политики ситуации.Желание заменить собственные трудовые ресурсы, на иммигрантов из бывших советских республик, подогревая тем самым общее недовольство и увеличивая безработицу. Кроме того на протяжении долгого времени во многих отраслях экономики сохраняется низкая производительность труда, износ основных фондов оставшихся со времен СССР и не рациональная, а порой даже губительная политика руководителей предприятий. Также для России характерна такая проблема как неравномерность распределения занятых в экономике.Правовое регулирование рынка труда и занятости в России основывается, прежде всего, на Конституции, федеральных законах, и иных нормативных и правовых актах. С помощью законодательных инструментов устанавливаются экономические, правовые, социальные и организационные основы государственного регулирования, политики занятости населения, социальной и трудовой защиты работников. Государственное регулирование рынка труда и занятости должно представлять собой прозрачную и открытую систему трудовых отношений, учитывающую интересы, как объектов, так и субъектов трудовых отношений.Данная модель рынка труда скорее складывалась как синергия из независящих друг от друга решений государства, предпринимателей и работников. При этом в существующем виде модель регулирования рынка труда не решает основных задач — поддержания экономического роста и поддержки незащищенных слоев населения. Следовательно, исследования, связанные с поиском компромиссов в области выбора модели регулирования рынка труда, является актуальным направлением исследований, в том числе с помощью применения экономико-математических методов.Список использованных источниковАнтология экономической классики : в 2 т. / сост. И. А. Столяров. М. : Эконов, 1993. Т. 2. 488 с.Биксина, Н.А. Реализация основных направлений государственного регулирования рынка труда на макро-, микро- и региональном уровнях / Н.А. Биксина // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 5 (17). С. 44-49Гукасьян, Г.М. Экономика от «А» до «Я»: Тематический справочник. М.: 2009. 480 с.Забелина О.В., Романюк А.В. Оценка основных факторов, определяющих динамику рынка труда региона. Тверь: Триада, 2014. 220 с.Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», утвержденное Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 10.10.2014 № 46К (992). 606 с.Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 09.03.2016)Кашепов А. В. Рынок труда: проблемы и решения : монография / А. В. Кашепов, С. С. Сулакшин, А. С. Малчинов. М. : Науч. эксперт, 2014. 232 с.Костин Л. А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики / Л. А.Костин. М. : Профсоюзы и экономика, 2010. 296 с.Кривошапко Ю. Число безработных в России достигло почти миллиона человек / Ю. Кривошапко // Российская газета. 2015. 2 марта.Маслова И. С. Российский рынок труда / И. С. Маслова. М. : Наука, 2013. 205 с.Микульский К. Рынок труда в России / К. Микульский. М. : Наука, 2015. 197 с.Муравьева К.Н. Трансформация видов занятости на современном этапе развития общества//Социология и право. 2013. №1 (18). С. 33-37Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»РБК. Минтруд планирует полностью решить проб- лемузанятостиинвалидовк2020году.URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131203123541.shtmlСловарь современных экономических терминов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. 4-е изд. М.: 2010 480 с.Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости / М. Х. Гарсия-Исер, И. К. Золотова, А. Е. Когут [и др.]. М. : Инфограф, 2015. 111 с.Федеральный закон от 01.12.2007 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (ред. от 29.12.2012).Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015)Федеральный закон от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (ред. от 28.11.2015).Федеральный закон от 29.12.2012 №73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016).Шевченко И.В. К вопросу о цели и механизме регулирования рынка труда // TerraEconomicus. 2015. № 2. С. 167-172Шевченко И.В. Реализация потенциала государственного регулирования рынка труда в трансформируемой экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2014. 32 с.Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М. : Изд-во МГУ, 2006. 373 с.Эренберг Р. Д. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Д. Эренберг, Р. С. Смит ; пер. с англ. под ред. Р. П. Колосовой, Т. О. Разумовой, С. Ю. Рощина. М.: Изд-во МГУ, 2006. 777 с.ПриложениеРаспределение занятого населения по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости)В процентахПериодВсегоСельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводствоДобыча полезных ископаемыхОбрабатывающие производстваПроизводство и распределение электроэнергии, газа и водыСтроительствоОптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораныТранспорт и связьФинансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услугГосударственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечениеОбразованиеЗдравоохранение и предоставление социальных услугДругие виды экономической деятельностиВсего 200510010,11,818,22,96,717,19,27,47,29,26,93,320061009,91,718,03,16,517,39,17,67,19,07,23,520071008,91,917,42,97,017,59,48,16,99,17,43,520081008,51,916,53,07,617,29,38,27,69,17,43,720091008,32,015,33,27,117,39,48,38,09,47,93,920101007,72,015,23,37,217,59,38,48,19,47,93,920111007,72,015,03,27,218,09,48,77,79,27,94,020121007,32,015,03,37,418,29,48,77,59,28,03,920131007,02,214,83,27,618,49,59,07,49,27,94,120141006,72,114,53,37,618,49,59,37,39,27,94,320151006,72,114,33,27,618,49,59,47,49,27,94,3Мужчины 200510012,32,820,44,010,712,512,67,68,93,72,52,1200610012,12,720,54,310,412,512,67,88,73,52,72,3200710010,92,919,84,011,312,813,08,28,63,62,82,2200810010,42,919,04,112,412,413,18,19,03,42,92,3200910010,23,117,74,511,612,313,48,59,63,53,22,420101009,93,117,74,611,912,513,28,69,63,53,12,420111009,63,217,54,612,012,813,49,09,03,33,02,420121009,23,217,74,712,413,113,48,98,73,43,22,320131008,53,417,44,512,613,313,79,28,53,33,12,420141008,23,417,24,712,713,513,69,58,43,23,22,520151008,23,317,04,612,713,213,89,68,53,23,22,6Женщины 20051007,90,815,91,82,621,75,77,25,514,811,54,620061007,70,815,41,82,522,25,57,55,614,611,64,820071006,80,815,01,82,522,35,78,05,314,812,14,920081006,60,813,91,82,622,35,38,36,115,012,15,220091006,30,812,81,92,522,55,38,16,315,412,85,420101005,60,812,71,92,422,85,38,16,615,612,95,420111005,70,812,41,82,223,35,38,46,415,212,85,620121005,40,812,21,92,223,65,28,46,315,413,05,520131005,40,912,01,82,323,75,18,86,215,312,85,820141005,20,811,71,82,223,75,29,06,115,512,76,120151005,10,811,41,82,223,95,09,26,215,512,96,0
2. Биксина, Н.А. Реализация основных направлений государственного регулирования рынка труда на макро-, микро- и региональном уровнях / Н.А. Биксина // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 5 (17). С. 44-49
3. Гукасьян, Г.М. Экономика от «А» до «Я»: Тематический справочник. М.: 2009. 480 с.
4. Забелина О.В., Романюк А.В. Оценка основных фак¬торов, определяющих динамику рынка труда регио¬на. Тверь: Триада, 2014. 220 с.
5. Заключение Счетной палаты Российской Федера¬ции на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», утвержденное Коллегией Счетной па¬латы Российской Федерации, протокол от 10.10.2014 № 46К (992). 606 с.
6. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 09.03.2016)
7. Кашепов А. В. Рынок труда: проблемы и решения : монография / А. В. Кашепов, С. С. Сулакшин, А. С. Малчинов. М. : Науч. эксперт, 2014. 232 с.
8. Костин Л. А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики / Л. А.Костин. М. : Профсоюзы и экономика, 2010. 296 с.
9. Кривошапко Ю. Число безработных в России достигло почти миллиона человек / Ю. Кривошапко // Российская газета. 2015. 2 марта.
10. Маслова И. С. Российский рынок труда / И. С. Маслова. М. : Наука, 2013. 205 с.
11. Микульский К. Рынок труда в России / К. Микульский. М. : Наука, 2015. 197 с.
12. Муравьева К.Н. Трансформация видов занятости на современном этапе развития общества//Социология и право. 2013. №1 (18). С. 33-37
13. Прогноз социально-экономического развития Рос¬сийской Федерации на 2015 год и на плановый пери¬од 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
14. Распоряжение Правительства Российской Феде¬рации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономи¬ческого развития Российской Федерации на период до 2020 года»
15. РБК. Минтруд планирует полностью решить проб- лемузанятостиинвалидовк2020году.URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131203123541.shtml
16. Словарь современных экономических терминов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. 4-е изд. М.: 2010 480 с.
17. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости / М. Х. Гарсия-Исер, И. К. Золотова, А. Е. Когут [и др.]. М. : Инфограф, 2015. 111 с.
18. Федеральный закон от 01.12.2007 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (ред. от 29.12.2012).
19. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015)
20. Федеральный закон от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (ред. от 28.11.2015).
21. Федеральный закон от 29.12.2012 №73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016).
22. Шевченко И.В. К вопросу о цели и механизме регулирования рынка труда // Terra Economicus. 2015. № 2. С. 167-172
23. Шевченко И.В. Реализация потенциала государственного регулирования рынка труда в трансформируемой экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2014. 32 с.
24. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М. : Изд-во МГУ, 2006. 373 с.
25. Эренберг Р. Д. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Д. Эренберг, Р. С. Смит ; пер. с англ. под ред. Р. П. Колосовой, Т. О. Разумовой, С. Ю. Рощина. М.: Изд-во МГУ, 2006. 777 с.
Вопрос-ответ:
Каковы основные причины безработицы в России?
Основными причинами безработицы в России являются экономические факторы, такие как спад производства и сокращение рабочих мест в связи с изменением экономической конъюнктуры. Также безработицу могут вызывать структурные факторы, такие как неподходящая квалификация работников или дефицит спроса на определенные виды товаров и услуг. Другими причинами являются социальные факторы, например, высокий уровень миграции населения или недостаточная разработка региональной инфраструктуры.
Какие последствия может иметь безработица для общества?
Безработица может иметь серьезные последствия для общества. Во-первых, она приводит к ухудшению жизненного уровня безработных людей, так как они лишаются постоянного дохода. Это может привести к бедности, социальному неравенству и ухудшению качества жизни. Во-вторых, безработица может вызвать ухудшение экономической ситуации в целом, так как уменьшается спрос на товары и услуги, что может привести к снижению производства и общему экономическому спаду. Кроме того, безработица может вызывать социальное напряжение и нестабильность, так как безработные люди могут ощущать обиду и негативно относиться к власти и обществу в целом.
Какие виды безработицы существуют?
Виды безработицы могут различаться в зависимости от причин и характеристик. Одним из видов безработицы является фрикционная безработица, которая связана с поиском работниками новых мест работы или сменой работы. Еще одним видом безработицы является конъюнктурная безработица, которая возникает в результате экономических флуктуаций и спада производства. Структурная безработица возникает в результате различий между потребностями рынка труда и навыками работников. Сезонная безработица связана с колебаниями сезонной активности в определенных отраслях экономики. Также может выделяться скрытая безработица, которая не учитывается в официальной статистике, например, в виде неофициальной работы или неактивного поиска работы.
Какие виды безработицы существуют?
Виды безработицы могут быть структурной, конъюнктурной и фрикционной. Структурная безработица связана с неподходящими квалификацией работников и изменениями в структуре экономики. Конъюнктурная безработица возникает в результате сокращения производства или экономического спада. Фрикционная безработица связана с временными перерывами между поиском работы и ее нахождением.
Каковы причины и последствия безработицы?
Причины безработицы могут быть различными, включая экономический спад, недостаток квалифицированных рабочих и изменения в производственных процессах. Последствия безработицы могут быть негативными для индивидуума и общества в целом, такие как снижение доходов, социальная напряженность и ухудшение условий жизни.
Каковы особенности безработицы в России?
Безработица в России имеет свои особенности, такие как высокий уровень безработицы среди молодежи и женщин, недостаток программ переподготовки и социальной реабилитации для безработных. Также важными проблемами являются низкая занятость в некоторых регионах и неравномерное распределение рабочих мест.
Как анализируется динамика безработицы в России?
Динамика безработицы в России анализируется по сравнению уровня безработицы в различные периоды времени, использованию статистических данных и показателей, таких как количество заявок на получение пособий по безработице и число зарегистрированных безработных.
Как решаются проблемы безработицы в России?
Проблемы безработицы в России решаются различными способами, включая создание новых рабочих мест, развитие программ переподготовки и социальной реабилитации для безработных, стимулирование предпринимательства и развитие малого бизнеса. Также важным аспектом является содействие социальной интеграции безработных и создание условий для повышения квалификации работников и их адаптации к изменениям в рыночной экономике.