Психология детского чтения.Читательская деятельность школьников.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 31 31 страница
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 13.10.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Чтение: модели и модификации 5
2. Чтение детей в информационном обществе 13
3. Активные методы обучения чтению: российский опыт 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Фрагмент для ознакомления

Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Также его программа включает устную речь, слушание и письмо под диктовку.Метод МонтессориМонтессори давала детям буквы алфавита и обучала их идентифицировать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она учила их соединять слова в значащие предложения.Метод «look-say» или «phonics»Из всех методов по обучению чтению наиболее известны два –метод «look-say» и метод «phonics». Это два глобальных и противоположных по своей основе метода обучения чтению.Давайте разберемся, какой же метод более эффективен для обучения чтению.Методика обучения чтению ДоманаЛабораторные исследования выявили, что наиболее важным фактором на пути к тому, чтобы свободно читать, является способность распознавать буквы, шаблоны произношения, и целые слова легко, автоматически и визуально. Поэтому знание букв и фонологические навыки являются одним из самых важных для развития способности читать.Методики обучения чтению, используемые в работе учителя-логопеда Методика глобального чтенияНаиболее доступной для обучения чтениюмладших школьников является методика глобального чтения.Глобальное чтение – это когда ребенок запоминает все словоцеликом. Используя одну из разновидностей методики –глобальное чтение по складам при помощи динамических кубиковЗайцева и Чаплыгина многие педагоги добились хороших результатов в кратчайшие сроки обучения. Склад – это часть слова, содержащая от однойдо двух букв. Например: ма-ма, б-ра-т, ба-бу-ш-ка. На наш взгляд, данный метод позволяет плавно и не заметно переходить к обычномучтению. Кроме того, дидактический материал уже готов.Таблица N 1Этапы глобального чтенияЭтапыГлобальное чтение1 этапНа первом этапе в игровой форме ребенку рассказывается о том, что написано на разных карточках. Изначально карточки рассматриваются вместе с ребенком с целью поиска знакомых букв. Следующим этапом раскладываются карточки и слова соотносятся с картинками. Для более интересного процесса обучения детям предлагается научить читать мишку или куклу. Одновременно ребенку предлагается 5-6 карточек, постепенно увеличивая по 10 пар.2 этапПосле того как ребенок начинает достаточно бегло ориентироваться в карточках и говорить без ошибок слова, целесообразно переходить к следующему этапу обучения чтению. На 2 этапе все слова собираются методом склада, т.е. из кубиков собираются слова. Важно отметить, что последовательность обучения чтению выстроена от простого к сложного: отдельные слова; словосочетание; предложение.3 этапНа этом этапе все слова раскладываются на отдельные буквы. Этим этапом можно пренебречь, если за 2 предыдущих этапа ребенок уже выучил все буквы. На данном этапе можно переходить к чтению различных по сложности маленьких текстов.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование, посвященное изучению психологии детского чтения, позволило сформулировать ряд теоретических выводов:Проделанный анализ позволяет утверждать, что чтение как явление чрезвычайно многогранно. Эта многогранность может находитьотражение в структуре чтения конкретной личности.В течение жизни читателя, в разные ее периоды актуализируется ипреобладает та или иная модификация чтения, реализующая определенную, жизненно необходимую на данный момент, функцию чтения. Очевидно, что чем сложнее структура чтения, тем большую ценностьдля развития личности оно (чтение) имеет. Вместе с тем нельзя не отметитьособую роль модификации «семейное чтение» так как она закладывает привычку к чтению, делающую чтение неотъемлемой частью всей жизни.В информационном обществе книга перестает быть основной формой представления и хранения знаний. Возникают новые носители информации (электронные издания, аудиокниги, CD) и термины, относящиеся к читателю («потребитель», «пользователь»). Современное чтение носит незавершенный характер, поскольку мы постоянно отрываемся от книги на телефонные звонки, домашние дела, разговоры и встречи с друзьями. Современный читатель читает книгу, пользуется телефоном, компьютером, ищет информацию в Интернете. Опосредованность и односторонность такой коммуникации не снижает достоинств информационных технологий в поиске и получении информации, в их своевременном поступлении и оперативности. Напротив, скоростные качества Интернета способствовали увеличению доступности книги и расширению возможностей человека в получении профессии, в общении и установлении контактов между людьми. Две практики чтения – чтение вслух и чтение про себя – в современных условиях дополняются новым значением. Чтение вслух или точнее на слух становиться все более популярным занятием в связи с появлением аудиокниг, которые можно прослушивать в наушниках. Чтение про себя, помимо книги, подразумевает и печатный текст экрана. Прочитанная книга тянет читателя к письму, с тем чтобы выразить свое отношение к автору, согласиться или не согласиться с ним, изложить свою позицию и сопоставить ее с его точкой зрения. Писатель пишет книгу, основываясь на книжных источниках и БВ Чтение в XXI веке БВ 61 БВ 62 БВ других документах. Происходит постоянная компиляция текстов, которая оттесняет оригиналы. Оригиналы заменяются сборниками текстов, которые читают и перечитывают. Сегодня библиотекарь стоит перед выбором — хранить в библиотеке все или отобрать, по его мнению, лучшие книги и актуальные справочные издания. Чтение – это сложный процесс интерпретации и критики, включающий внутренний диалог с автором, публичную дискуссию с другими читателями и образование определенных критериев вкуса. В этом случае чтение понимается как сложная мыслительная работа, результатом которой является интерпретация текста. В то же время чтение книги вызывает чувство удовольствия (или неудовольствия). Такое чтение формирует литературный вкус, развивает наше воображение и творческие способности, призывает к ответу и, соответственно, письму. Эти две стороны чтения – мыслительная деятельность и эстетическое удовольствие – представляют единство чтения. Обучение чтению должно быть основано на твердом понимании букв и звуков. Даже подход с учетом особенностей каждого студента, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрежка фонетики. Начальное обучение чтению - это важный этап в развитии вашего ребёнка. Чтение формирует вербальный интеллект (способность выражать свои мысли, аргументировать), а также лежит в основе академической успеваемости в школе. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАндреев, О. А. Учитесь быстро читать [Текст] / О. А. Андреев. – М. : Просвещение, 2001. –160 с.Байяр, П. Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали [Текст] / П. Байяр. – М. : Текст, 2013. С.116Безрогов, В. Г. Букварь и религия в педагогике раннего Нового времени : учебное пособие [Текст] / В. Г. Безрогов. – М. : АСОУ, 2011. – С. 27–48.Библиотечная энциклопедия/ Рос. Гос. б-ка.-Изд-во РГБ «Пашков дом», 2007. – 1300 с.Библиотековедение: учеб.пособие/ под ред. В. В. Серова, Е. В. Сеглина. – М.: Книга, 2012. – 384 с. – Т. 2Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности : теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – М. :Межрег. центр библ. сотруд., 2006. – 512 с.Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника / Н. И. Гендина. – М. : Рус.шк. библ. ассоц., 2014. – 357 с.Глухов, А. Г. Женщины-любительницы чтения в Древней Руси [Текст] / А. Г. Глухов // Кн. дело. – 1985. – № 2. – С. 54–60.Добрынина, Н. Е. По ступеням культуры чтения/ Н. Е. Добрынина// Библиотековедение. – 2000. – №3. – С.53-57Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н. Збаровская //Библиотечное дело. – 2005, – №1. – С. 7-8История Российского образования в документах и материалах (ХI – ХVIII вв.)[Текст]. – М. : Интеллект-Центр, 2012. – 592 с.История чтения в западном мире: от Античности до наших дней [Текст] // под науч. ред. Ю. П. Мелентьевой. – М. : Гранд-Фаир, 2008. С. 208Луман Н. Медиа коммуникации. – М.: Слово, 2005. – 144 с.Мелентьева, Ю. П. Эволюция понимания сущности чтения [Электр.ресурс] / Ю. П. Мелентьева // Проблемы современного образования. – 2012. – № 1. – С. 68–72. – Режим доступа: http://www.pmedu.ru\res\2012\8.pdf. – (Дата обращения: 11.09.2016).Мелентьева, Ю. П. Общая теория чтения :намечающиеся контуры [Текст] /Ю. П. Мелентьева // Книга. Исследования и материалы. – Сб. 98–99. – М. : Наука, 2010. – С. 49–60.Мелентьева, Юлия Петровна. Чтение: модели и модификации / Ю. П. Мелентьева // Чтение. XXI век. – Челябинск :Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2014. – C. 37-48.Мелентьева, Ю. П. Эволюция понимания сущности чтения [Электр.ресурс] /Ю. П. Мелентьева // Проблемы современного образования. – 2012. – № 1. – С. 68–72.– Режим доступа: http://www.pmedu.ru\res\2012\8.pdf. ( Дата обращения: 11.09.2016)Мелентьева, Ю. П. Семейное чтение : теоретический аспект [Текст] / Ю. П. Мелентьева // Библиосфера . – 2011. – №4. – С. 11–14.Примаковский, А. П. О культуре чтения: методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда/ А. П. Примаковский. – М.: Книга, 2009. – 158 с.Пантюхова, Т. В. Читательская культура в обществе коммуникаций/ Т. В. Пантюхова// Библиотековедение. – 2008. – №3. – С. 61-64.Равинский, Д. К. Книга – учебник жизни? [Текст] / Д. К. Равинский // Библиотека и чтение: сб. тр. – СПб. : Рос.нац. б-ка, 2015. С.319Семейное чтение в год семьи [Текст] – М. : Рус.шк. библ. ассоц., 2008. С. 264Смородинская, М. Д. О культуре чтения/ М. Д. Сородинская, Ю. П. Маркова. – М.: Книга, 2004. – 143 с.Стефановская, Н. А.Экзистенциальные основы чтения [Текст] / Н. А. Стефановская. – Тамбов : Изд-во Тамбовск. гос. ун-та им. Г. Державина, 2008 – 264 с.Читатель и книга: малоизученный аспект отношений / Пер, с фр. Н.М. Баженовой и Т.Б. Марковой // Петербургская библ. школа. – 2013. № 1. С. 71. Шартье Р. Письменная культура и общество / Пер. с фр. и послесл. И.К. Стаф. – М.: Инфра-м, 2006. С. 27-28.

1. Андреев, О. А. Учитесь быстро читать [Текст] / О. А. Андреев. – М. : Просвещение, 2001. –160 с.
2. Байяр, П. Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали [Текст] / П. Байяр. – М. : Текст, 2013. С.116
3. Безрогов, В. Г. Букварь и религия в педагогике раннего Нового времени : учебное пособие [Текст] / В. Г. Безрогов. – М. : АСОУ, 2011. – С. 27–48.
4. Библиотечная энциклопедия/ Рос. Гос. б-ка.-Изд-во РГБ «Пашков дом», 2007. – 1300 с.
5. Библиотековедение: учеб. пособие/ под ред. В. В. Серова, Е. В. Сеглина. – М.: Книга, 2012. – 384 с. – Т. 2
6. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности : теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – М. : Межрег. центр библ. сотруд., 2006. – 512 с.
7. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника / Н. И. Гендина. – М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2014. – 357 с.
8. Глухов, А. Г. Женщины-любительницы чтения в Древней Руси [Текст] / А. Г. Глухов // Кн. дело. – 1985. – № 2. – С. 54–60.
9. Добрынина, Н. Е. По ступеням культуры чтения/ Н. Е. Добрынина// Библиотековедение. – 2000. – №3. – С.53-57
10. Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н. Збаровская //Библиотечное дело. – 2005, – №1. – С. 7-8
11. История Российского образования в документах и материалах (ХI – ХVIII вв.)[Текст]. – М. : Интеллект-Центр, 2012. – 592 с.
12. История чтения в западном мире: от Античности до наших дней [Текст] // под науч. ред. Ю. П. Мелентьевой. – М. : Гранд-Фаир, 2008. С. 208
13. Луман Н. Медиа коммуникации. – М.: Слово, 2005. – 144 с.
14. Мелентьева, Ю. П. Эволюция понимания сущности чтения [Электр. ресурс] / Ю. П. Мелентьева // Проблемы современного образования. – 2012. – № 1. – С. 68–72. – Режим доступа: http://www.pmedu.ru\res\2012\8.pdf. – (Дата обращения: 11.09.2016).
15. Мелентьева, Ю. П. Общая теория чтения :намечающиеся контуры [Текст] /Ю. П. Мелентьева // Книга. Исследования и материалы. – Сб. 98–99. – М. : Наука, 2010. – С. 49–60.
16. Мелентьева, Юлия Петровна. Чтение: модели и модификации / Ю. П. Мелентьева // Чтение. XXI век. – Челябинск : Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2014. – C. 37-48.
17. Мелентьева, Ю. П. Эволюция понимания сущности чтения [Электр. ресурс] /Ю. П. Мелентьева // Проблемы современного образования. – 2012. – № 1. – С. 68–72.– Режим доступа: http://www.pmedu.ru\res\2012\8.pdf. ( Дата обращения: 11.09.2016)
18. Мелентьева, Ю. П. Семейное чтение : теоретический аспект [Текст] / Ю. П. Мелентьева // Библиосфера . – 2011. – №4. – С. 11–14.
19. Примаковский, А. П. О культуре чтения: методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда/ А. П. Примаковский. – М.: Книга, 2009. – 158 с.
20. Пантюхова, Т. В. Читательская культура в обществе коммуникаций/ Т. В. Пантюхова// Библиотековедение. – 2008. – №3. – С. 61-64.
21. Равинский, Д. К. Книга – учебник жизни? [Текст] / Д. К. Равинский // Библиотека и чтение: сб. тр. – СПб. : Рос. нац. б-ка, 2015. С.319
22. Семейное чтение в год семьи [Текст] – М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2008. С. 264
23. Смородинская, М. Д. О культуре чтения/ М. Д. Сородинская, Ю. П. Маркова. – М.: Книга, 2004. – 143 с.
24. Стефановская, Н. А.Экзистенциальные основы чтения [Текст] / Н. А. Стефановская. – Тамбов : Изд-во Тамбовск. гос. ун-та им. Г. Державина, 2008 – 264 с.
25. Читатель и книга: малоизученный аспект отношений / Пер, с фр. Н.М. Баженовой и Т.Б. Марковой // Петербургская библ. школа. – 2013. № 1. С. 71.
26. Шартье Р. Письменная культура и общество / Пер. с фр. и послесл. И.К. Стаф. – М.: Инфра-м, 2006. С. 27-28.

Вопрос-ответ:

Какие основные модели и модификации чтения существуют у школьников?

У школьников существуют различные модели и модификации чтения, включая круговую модель чтения, модель взаимодействия текст-читатель, модель смысловой ориентации, модель аналитико-синтетического чтения, модель стратегического чтения и др. Каждая модель предлагает свой подход к пониманию и восприятию текста.

Каким образом информационное общество влияет на чтение детей?

Информационное общество оказывает значительное влияние на чтение детей. Возможность получения информации из различных источников, доступность электронных книг и интернета создают новые возможности и вызовы для детского чтения. В некоторых случаях это может привести к уменьшению интереса к традиционным книгам и снижению глубины понимания текстов.

Какие активные методы обучения чтению используются в России?

В России применяются различные активные методы обучения чтению, такие как методика Ильи Франка, методика Владимира Жукова, методика Монте-Сори и др. Эти методики активно используют игровой подход, создание ситуаций чтения, занятия в малых группах, использование наглядных пособий и интерактивных технологий. Они стараются развить у детей умение понимать прочитанное и самостоятельно работать с текстом.

Каким образом Монтессори обучала детей чтению?

Монтессори обучала детей чтению через использование букв алфавита. Она учила детей идентифицировать буквы, писать и произносить их. После этого она помогала детям соединять звуки и создавать слова. Программа Монтессори также включала устную речь, слушание и письмо под диктовку.

Какие еще навыки включает программа Мура?

Программа Мура включает не только чтение, но и письмо и устную речь. Мур просит детей писать, читать и печатать слова и предложения. Он также уделяет внимание развитию устной речи, слушанию и письму под диктовку. Это позволяет детям развивать различные навыки коммуникации и взаимодействия с текстом.

Какую роль играет чтение в развитии школьников?

Чтение играет важную роль в развитии школьников. Оно помогает расширить словарный запас, развить воображение и креативное мышление, улучшить коммуникативные навыки, развить память и внимание. Кроме того, чтение способствует развитию логического мышления и аналитических способностей, приучает к критическому мышлению и способствует формированию моральных ценностей.

Какие модели и модификации чтения используются в работе со школьниками?

В работе со школьниками применяются различные модели и модификации чтения. Например, одной из моделей чтения является модель Монтессори, которая основана на поэтапном обучении детей письму и чтению. Другая модель - модель Мура, предлагает обучение чтению через устную речь, слушание, письмо и печатание. Также используется модель активных методов обучения чтению, которая включает в себя интерактивные упражнения, игры и деятельность.

Как информационное общество влияет на чтение детей?

Информационное общество имеет значительное влияние на чтение детей. С появлением интернета и электронных устройств, дети стали больше времени проводить в онлайн-пространстве, что влечет за собой необходимость развития навыков чтения и адаптации к читательской среде в интернете. Появление электронных книг также повлияло на чтение детей, ведь все больше школьников предпочитают читать в электронном формате. Однако, все еще существует опасность избыточной информации и неправильного использования интернета, поэтому важно развивать у школьников навыки критического мышления и выборочного чтения.

Какие активные методы обучения чтению используются в России?

В России применяются различные активные методы обучения чтению. Например, использование интерактивных упражнений и игр, специальных учебных материалов, таких как магнитные буквы и карточки со словами. Также используется метод диктовки, при котором учитель или родитель диктует слова или предложения, а ребенок записывает их. Некоторые учителя также используют метод ролевых игр или театрализации, чтобы заинтересовать детей и сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным.

Почему важно развивать у детей навыки чтения?

Развитие навыков чтения у детей является важным, так как чтение способствует развитию речи, мышления, фантазии и креативности. Чтение также помогает расширить словарный запас и улучшить письменные навыки.

Какое влияние оказывает чтение на развитие ребенка?

Чтение оказывает положительное влияние на развитие ребенка, так как способствует развитию воображения и творческого мышления. Чтение также помогает развивать у ребенка навыки анализа и абстрактного мышления.

Какие методы обучения чтению используются в России?

В России используются различные методы обучения чтению, включая активные методы, такие как метод Монтессори. Этот метод предлагает детям изучать буквы алфавита и учиться их писать и произносить. Также в России используются программы, в которых детям предлагается писать, читать и печатать слова и предложения.