Различное понимание идеи «Москва - третий Рим» в XVI-XVII вв
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 20.10.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Зарождение и суть идеи «Москва-Третий Рим» 5
2. Идея «Москва - третий Рим» в общественной и политической жизни Руси в XVI-XVII вв. 8
Заключение 11
Список использованных источников 13
Доктрина «мы есть Третий Рим», сформулированная в качестве генеральной идеи Московского государства, естественным образом предполагала и расширение собственного культурного пространства, включение в свою орбиту всех тех сфер потенциального Православия, которые лежали на периферии собственного социума», а завоевание чужих земель представляется как санкционированный свыше и, следовательно, вполне закономерный с точки зрения «божественного права» акт [2].ЗаключениеИдея«Москва - Третий Рим» на Русистала популярной и признанной при Иване IV Грозном, когда после 1547 г. она из Московского великого княжествапревратилось в царство. Данная идеяимела огромное влияние наформированиепонимания России как империи и навозвеличивание русского централизованного государства.Эта концепция сначала развивалась как идея о богоизбранности русского государствакак преемницы византийского и толькопотом она стала политической идеологией образования государства Руси иее возвеличивания.Идея о Москве как Третьем Римедавала право считать Московское царство, как единственное истинноеправославное государство, в котором в высшей степени должны были воплотиться доктрины православного вероучения. В данной концепции отчетливо можно заметить все элементы христианского теократического миропонимания: Во-первых, – это хилиазм - в образе последнего в истории и выходящего за ее границы Московского государства, которое собой олицетворяет«царство Христово».Во-вторых, - этоэсхатологизм - завершение хода истории в третьем Риме («а четвертому Риму не бывать»).В-третьих, - это мессианизм, связанный с верой в богоизбранность русского народа, объединенногоМосковским государством.ТеократическиестремленияРуси в средневековье выражались в обожествлении правителя и его власти. В данный период истории впервые на Руси совершается обряд помазания царя на царство, а это значит, что власть правителя приобрела статуссвященного. Государственное правление понимается как акт служениядуховным целям, «как милость Бога по отношению к слабым людям, по своим грехам и преступлениям не могущим нести на себе безгосударственные формы жизни» [5]. Чтобы подтвердить свой высокий статус государственной власти великий князь меняет свой титул на царский. Теперь он имеет божественное предназначение, и он уже не как прежде является первым среди равных, а единственным, т.е.самодержецем. Слово царьлатинского происхождения и производится от слова цезарь, чтоподчеркивает авторитет новойполитической идеологии, тем самым, намекая на преемственность царской власти Московского князя от власти римских и византийских императоров. Рассматриваемая нами идея нашла свое воплощениетакже и в архитектуре столицы. Столичные градостроители XVI-XVII в. активно пытались внедрятьв структуру города элементы Константинопольской и Римской архитектуры. Кроме того, в Москву часто зазывали иностранных специалистов из числа строителей и иконописцев.Идея «Москва - Третий Рим» имеет большое значениедля зарожденияроссийской государственности. И сейчас концепциямонахаФилофеяпродолжает влиять на социальную, духовную и политическую жизнь страны.Список использованных источниковБауэр Е.А. Идея «Москва — третий Рим» в русской общественной мысли конца XV начала XVII вв.: отечественная историография XX столетия: Монография. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - 127с.Дьяченко Г.В. Идея «Москва — Третий Рим» и её влияние на русскую государственность. [Электронный ресурс] URL: http://vadiml.livejournal.com/3252.htmlРанчин А. М. Третий Рим» и ее место в русской культуре XVI-XVIII вв. [Электронный ресурс] URL: http://twidler.ru/referat/kultura-i-iskusstvo/teoriya-moskva---tretiy-rim-201660Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. – М.: Индрик, 1998 – 416 с. Стремоухов Д. Москва - Третий Рим: источник доктрины. //Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - с. 425-441.Тимошина, Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла» // Правоведение. -№ 4, 2005. - С. 181 - 208
1. Бауэр Е.А. Идея «Москва — третий Рим» в русской общественной мысли конца XV начала XVII вв.: отечественная историография XX столетия: Монография. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - 127с.
2. Дьяченко Г.В. Идея «Москва — Третий Рим» и её влияние на русскую государственность. [Электронный ресурс] URL: http://vadiml.livejournal.com/3252.html
3. Ранчин А. М. Третий Рим» и ее место в русской культуре XVI-XVIII вв. [Электронный ресурс] URL: http://twidler.ru/referat/kultura-i-iskusstvo/teoriya-moskva---tretiy-rim-201660
4. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. – М.: Индрик, 1998 – 416 с.
5. Стремоухов Д. Москва - Третий Рим: источник доктрины. // Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - с. 425-441.
6. Тимошина, Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла» // Правоведение. -№ 4, 2005. - С. 181 - 208
Вопрос-ответ:
Какая идея лежит в основе концепции "Москва третий Рим"?
Идея "Москва третий Рим" предполагает, что после падения Римской империи и смены столицы Константинопольского государства на Стамбул, Москва осуществляет роль третьего Рима и становится новым центром православного мира.
Какое значение имела идея "Москва третий Рим" в общественной и политической жизни Руси в XVI-XVII веках?
Идея "Москва третий Рим" играла важную роль в формировании идеологии Московского государства, подтверждала его специальное историческое предназначение и привлекала новых сторонников, как внутри страны, так и среди соседних государств.
Какова суть доктрины "мы есть Третий Рим"?
Суть доктрины заключается в том, что Москва, как преемница Рима и Константинополя, стала новым центром Православной церкви и продолжает борьбу за веру и правду на Земле. Она принимает на себя миссию защиты и распространения православия.
Каким образом идея "Москва третий Рим" влияла на политику Московского государства в XVI-XVII веках?
Идея "Москва третий Рим" вдохновляла Московское государство на активные действия в защите православия и укреплении своего авторитета. Она способствовала формированию имперской политики, расширению границ государства и всеобщему осознанию России как духовного центра православного мира.
Какие источники были использованы в данной статье?
В данной статье были использованы различные исторические и академические источники, включая работы исследователей и историков, а также первоисточники того времени, связанные с идеей "Москва третий Рим".
Какая идея была названа "Москва третий Рим"?
Идея "Москва третий Рим" представляла собой доктрину о том, что после Рима и Константинополя, Москва стала новым центром христианства и носителем православной веры.
Как идея "Москва третий Рим" отразилась на общественной и политической жизни Руси в XVI-XVII веках?
Идея "Москва третий Рим" играла важную роль в формировании самосознания русского народа и в укреплении политической власти Московского государства. Она содействовала объединению разных регионов Руси под властью Москвы и способствовала развитию православной церкви.
Какое значение имело расширение культурного пространства идеи "Москва третий Рим"?
Расширение культурного пространства включение в свою орбиту всех тех сфер потенциального Православ предполагало установление Москвы как духовного и культурного центра. Это имело важное значение для укрепления русской самобытности и поддержания единства православного мира.
Какие источники говорят об идее "Москва третий Рим" в XVI-XVII веках?
Источниками для изучения идеи "Москва третий Рим" в указанный период могут быть церковные летописи, памятники литературы того времени, в том числе труды русских православных писателей и деятелей.
Почему идея "Москва третий Рим" вызывала интерес и поддержку в XVI-XVII веках?
Идея "Москва третий Рим" вызывала интерес и поддержку в этих веках потому, что она подтверждала русскую превосходность и уникальность перед другими европейскими странами. Кроме того, она давала основание для укрепления государственной власти и единства Руси.
Как зародилась идея Москва третий Рим?
Идея Москва третий Рим появилась в XVI веке и была сформулирована в качестве генеральной идеи Московского государства. Она предполагала, что Москва должна стать преемницей Рима как центра православного христианства после падения Византии.
Какая роль у идеи Москва третий Рим в общественной и политической жизни Руси в XVI-XVII веках?
Идея Москва третий Рим играла важную роль в общественной и политической жизни Руси в XVI-XVII веках. Она служила идеологической основой для объединения православных государств и народов вокруг Московского государства. Она также укрепляла самоидентификацию России как преемницы Византии и защитницы православного христианства от западного католицизма.