Причины и последствия Раскола Русской Православной Церкви XVII в.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 16 16 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 28.10.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Истоки церковного раскола 5
Глава 2.Общая характеристика церковного раскола. Реформы патриарха Никона и их последствия 8
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

То же самое относится и к чину Исповеди, который всегда верующими переживается эмоционально. Здесь важно сказать об удалении покаянных молитв и псалмов, внесении серьезных изменений вобращении священника к исповеднику. Полемика, которая была вызвана реформой патриарха Никона, ясно показывает, что новый подход оказался не понятым и не принятым. Как справедливо отмечает Н. Сазонова, «одной из главных причин непонимания стал радикальный и одномоментный, поистине революционный, характер реформы, сопровождавшейся не только серьезными и текстовыми изменениями, но и репрессиями противников реформы. Именно сочетание этих факторов и вызвало конфликт двух «образов благочестия», представленных в двух редакциях текста Требника - дониконовской и никоновской. Сначала этот конфликт коснулся священства, а затем распространился на общество, став одной из причин церковного и общественного раскола».Авторитарный характер Никона стал причиной крупного конфликта с царём Алексеем Михайловичем. Патриарх стремился усилить свое влияние на государственное управление. 12 декабря 1666 года патриарха Никона лишили патриаршего достоинства и епископского сана, а затем сослали в Белозерский монастырь.После удаления патриарха Никона, царь Алексей Михайлович принимает решение о полном государственном контроле проведения церковной реформы.Был созван собор, направленный на то, чтобы смягчить конфронтацию с представителями старообрядчества. Поскольку сама почва для раскола уже существовала, Собор распубликовал «Наставление благочиния церковного». Также следует сказать о подписании соборного деяния2-го июля 1666 г. В нем русские епископы узаконилиновоисправленные книги и обряды, однако это деяние обладало уже более тактичный характер относительно старых обрядов и чинов, старые обряды уже не определялись как еретические. Исследователями выделяются три главных последствия церковного раскола. Первое последствие является наиболее явным и заключается в том, что Церковь непосредственно была разделена. Стала существовать основная Русская Православная Церковь, которая осуществляла свою литургическую жизнь по новым, реформированным правилам и уставам, а также многие группы верующих, в совокупности довольно многочисленные, которыми не признались богослужебные нововведения, соответственно, их религиозная жизнь осуществлялась по старым, дореформенным, обрядам – это так называемые старообрядцы (староверы). На протяжении долгого времени, особенно с самого момента раскола и до начала XVIII столетия, вплоть до окончания правления Петра I, старообрядцев преследовали, даже уничтожали физически. Второе последствие связано с духовной сферой русского общества. Прежде всего, речь идет о нарушении духовного единства населения, появлении веских оснований для начала острой вражды на религиозной почве, в силу чего народ утратил былое религиозное и нравственное единство. Также новые церковные обряды способствовали усилению социальной разобщенности. Третье последствие раскола связано с тем, что Церковь попала в зависимость от государства. Проведение церковной реформы патриархом Никоном осуществлялось с опорой на государственный аппарат.ЗаключениеВ целом, поставленные во введении задачи были решены.Что касается общей характеристики церковного раскола, то его причиной была внешняя атрибутика, но, тем не менее, он вылился в мощное противостояние, которое носило ярко выраженный идеологический характер. Крайняя острота церковного раскола связана с затрагиванием мировоззренческих факторов. Была затронута не только сфера обрядности, но и народное самосознание. К сожалению, реформа патриарха Никона совершенно не учитывала особенности мировоззрения русского народа той эпохи. При таких условиях противостояние было неизбежным.Никонианами в основном обращалось внимание на «внешнюю мудрость». Староверы (в частности, протопоп Аввакум) старались доказать, что реформа Никона приведет к конфликту между духовностью и разумом. Для Аввакума большее значение имело нравственное совершенство, но не внешняя атрибутика.Реформа Никона воспринималась многими современниками как отказ от старорусских образцов священных текстов в пользу греческих, который делает невозможным для рядовых верующих доступ к церковной истине. Старообрядцы полагали, что Никон затрагивает основы русского мировоззрения, русской культуры и духовности.Конечно же, нельзя ставить под сомнение тот факт, что церковный раскол вызвал значительные кризисные явления в духовной жизни русского общества, способствовал изменению в его мироощущении.В первую очередь, нарушилось духовное религиозное единство в русском обществе. Во-вторых, Церковь начала утрачивать свое влияние, а затем и вовсе попала в зависимость от государства. Церковный раскол, утрата духовного единства нарушили ход социального и духовного развития русского народа, привели ко многим серьезным потрясениям, последствия которых мы можем наблюдать и сегодня.Список литературыАгеева Е.А.Требник 1658 г.: история издания // Патриарх Никон и его время. - М., 2002.Богданов А.П. Патриарх Никон.//Вопросы истории. № 1, 2004. С. 51–85Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. – М., 1996.// http://www.sedmitza.ru/text/439627.htmlКарташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2.// http://www.klikovo.ru/db/msg/849Козлов, О.Ф. Дело Никона // Вопросы истории, 1976, №1Лобачев С.В. У истоков церковного раскола.// Российская история. № 2, 2001.Лобачев С.В. Патриарх Никон. - СПб., 2003.Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской церкви в XVII веке. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.). (На материалах требника и часослова). - Томск, 2008.// http://krotov.info/history/17/1650/sazonova.htmУрушев Д.А. Падение Третьего Рима. Русская жертва на алтарь греческой утопии.// http://www.anti-raskol.ru/pages/683Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – Париж, 1983.// http://krotov.info/library/21_f/lo/puti_00.html

Список литературы

1. Агеева Е.А.Требник 1658 г.: история издания // Патриарх Никон и его время. - М., 2002.
2. Богданов А.П. Патриарх Никон.//Вопросы истории. № 1, 2004. С. 51–85
3. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. – М., 1996.// http://www.sedmitza.ru/text/439627.html
4. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2.// http://www.klikovo.ru/db/msg/849
5. Козлов, О.Ф. Дело Никона // Вопросы истории, 1976, №1
6. Лобачев С.В. У истоков церковного раскола.// Российская история. № 2, 2001.
7. Лобачев С.В. Патриарх Никон. - СПб., 2003.
8. Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской церкви в XVII веке. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.). (На материалах требника и часослова). - Томск, 2008.// http://krotov.info/history/17/1650/sazonova.htm
9. Урушев Д.А. Падение Третьего Рима. Русская жертва на алтарь греческой утопии.// http://www.anti-raskol.ru/pages/683
10. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – Париж, 1983.// http://krotov.info/library/21_f/lo/puti_00.html

Вопрос-ответ:

Какие были истоки церковного раскола в Русской Православной Церкви XVII века?

Истоки церковного раскола можно найти в реформах патриарха Никона. Он внес серьезные изменения в исповедальные обряды, что вызвало полемику и несогласие среди верующих.

Какие последствия привел церковный раскол в Русской Православной Церкви XVII века?

Церковный раскол привел к разделению верующих на две группы: старообрядцы и новообрядцы. Конфликт сопровождался насилием и репрессиями со стороны государства, что привело к тяжелым последствиям для верующих и для целой страны в целом.

Какие изменения в исповедальных обрядах вызвали полемику и несогласие среди верующих во время церковного раскола в Русской Православной Церкви?

Реформы патриарха Никона внесли серьезные изменения в покаянные молитвы и псалмы, а также в обряд исповеди. Это вызвало неодобрение и несогласие среди верующих, что стало одной из причин церковного раскола.

Какие группы верующих появились в результате церковного раскола в Русской Православной Церкви XVII века?

В результате церковного раскола появились две основные группы верующих: старообрядцы и новообрядцы. Старообрядцы отвергали реформы Никона и придерживались старых обрядов и традиций, в то время как новообрядцы принимали изменения и исповедовали новые обряды.

Какое влияние оказал церковный раскол на жизнь и развитие Русской Православной Церкви XVII века?

Церковный раскол имел существенное влияние на жизнь и развитие Русской Православной Церкви XVII века. Он привел к разделению верующих, насилию и репрессиям со стороны государства, а также к утрате целого ряда духовных текстов и обрядов. В результате раскола, церковь ослабла и потеряла свое место и роль в русском обществе.

Какие были причины Раскола Русской Православной Церкви XVII века?

Основной причиной Раскола стало несогласие с реформами, проводимыми патриархом Никоном. Он внес серьезные изменения в покаянные молитвы, исповедь, обращение священника к исповеднику, что вызвало ожесточенную полемику и разногласия в церковном сообществе.

Какие последствия имел Раскол Русской Православной Церкви XVII века?

Раскол привел к разделению на две стороны: сторонников новых реформ и сторонников старых традиций. Были созданы две отдельные церкви - Русская Православная Церковь и Раскольническая Церковь. Это привело к глубоким социальным и политическим разногласиям в обществе и имело долгосрочные последствия для религиозной жизни России.

Какие изменения внес патриарх Никон в Русской Православной Церкви и почему они вызвали Раскол?

Патриарх Никон внес серьезные изменения в покаянные молитвы, исповедь и обращение священника к исповеднику. Он стал придерживаться новых, более строгих норм и правил. Однако, эти изменения вызвали ожесточенную полемику среди верующих, так как они переживали эмоционально чин Исповеди. В результате разногласий и споров, церковное сообщество разделилось на две стороны, что привело к Расколу.