Развитие и становление психолого – педагогической диагностики в России.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 02.11.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В РОССИИ 4
1.1. Становления и развитие психолого – педагогической диагностики в России 4
1.2. Современное методическое обеспечение психолого – педагогической диагностики в России 8
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 15
2.1. Цели, задачи и организация экспериментальной работы 15
2.2. Характеристика выборки и анализ экспериментального исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЯ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
В приложении представлены рисунки диагностических бланков.2.2. Характеристика выборки и анализ экспериментального исследованияГруппа является общеобразовательной, возрастныерамки испытуемых детей составили 5-6 лет. Изучаяданныеучащихся группы, мы выявили, что 90% детей проживаютвполныхсемьяхи 10%внеполныхсемьях. Изобщего числа детей 5 % являютсямалообеспеченнымиипользуютсяльготами: льготное питание, дополнительныеподаркикпраздникамот детского сада. Воспитатель группы считает, что большинство детей интеллектуально развиты, каждый ребенок творчески или спортивно одарен. Уровеньдисциплины на начало учебного года – удовлетворительный. Детипринимаютучастиевжизни детского сада (здравствуй детский сад, день осени, новый год, мероприятия, посвященные ко дню защитника отечества, день мамы, день папы, спортивные соревнования, внутригрупповые мероприятия). Дети общительны, хорошо контактируют с взрослыми, между собой находят общий язык, большинство умеют договариваться. Навыкисамообслуживаниясформированывсоответствии их возрасту:умеютсамостоятельноодеваться,раздеваться,содержатьсвоюодеждувчистоте,пользоватьсяплатком,расчёской,столовымиприборами,застёгиватьпуговицы,завязыватьшнурки.Вовремяеды большая часть детей аккуратны.Соблюдаютэлементарныеправилагигиены,правилаповедениявдетскомсаду.К занятиям в детском саду относится положительно, занимаются охотно. Проявляют устойчивый интерес к различным видам деятельности, в особенности к художественному творчеству. Речь большинства детей внятная, у некоторых имеются небольшие запинки. Ребята использует все части речи, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас расширен. Некоторые имеют трудности в грамматическом оформлении фраз, в связной речи, продолжается автоматизация звуков. Дети положительно относятся к хозяйственно-бытовому труду. К трудовым поручениям воспитателей подходят ответственно, почти все доводят начатое дело до конца.У детей хорошо развита память. Развитие элементарных математических способностей соответствует возрасту. Логическое мышление у многих развито слабо, поэтому некоторые дети плохо ориентируются в поиске закономерностей, классификации. С программой старшей группы справляются все.Констатирующий эксперимент был организован в МДОУ№6городаАша Челябинскойобласти. Утром 1 марта 2016 года в исследовании участвовали детистаршейдошкольнойгруппыввозрасте5-6лет в количестве 25 детей,изних 14 девочеки11мальчиков. За ходом проведения эксперимента наблюдал воспитатель. Рассмотримрезультаты исследованияРезультаты диагностики готовности детей к школе показали, что большая часть детей на период поступления в школу небыли готовы к школьному обучению – 11 детей, 12 детей показали хороший результат готовности к школе, и 2 ребенка имели высокий уровень готовности к школе. Родителям детей имеющих низкий уровень готовности к школе были даны рекомендации по развитию когнитивных функций психики и формированию социальных умений навыков, для того чтобы психологически подготовить детей к школьному обучению. Рисунок - Результаты исследования по методике «ГОШа»В соответствии с рисунком 1 высокий уровень готовности к школе имеют 8% (2 человека), средний уровень получили 48% (12 детей), низкий уровень готовности к школе выявлен у 44% учащихся (11 детей).Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о необходимости разработки и проведения программы адаптации детей к школе. Следует использовать на занятиях упражнения, целью которых будет являться активизация собственного «детского опыта», и его осмысление, формирование коммуникативных навыков в отношении объяснения домашнего задания, тренировка навыков эмпатии и другие.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ отечественной психологии под адаптации к школе понимается процесспривыканияребенкакшкольнымтребованиямипорядкам, кновомудлянегоокружению, кновымусловиямжизни.Обобщаяточкизрениязарубежныхиотечественныхпсихологов, считаем, что успешностьадаптациивыделяются в триуровняадаптациикшкольномуобучению: высокий, среднийинизкий. Каждыйуровеньпредполагаетопределеннуюстепеньразвитияследующихсодержательныххарактеристик: общегоотношениякшколе, интересакучебнойдеятельности, особенностейповедения, статусногоположениявклассе.Адаптация к школе -этоприспособлениекуспешномуфункционированиювданнойсреде, способностькдальнейшемупсихологическому, личностному, социальномуразвитию. Однимизосновныхфакторов, дезадаптацииребенка, являетсянедостаточный уровень школьной зрелости и мотивационнойготовностикобучениювшколе.Проблема адаптации к школе являетсяширокойиобъемной. Несмотрянаееактивноеисследованиевсовременнойпсихологии, остаетсянедостаточноизученнойвсилусвоеймногоаспектности. Исследование проблемы школьнойадаптации младшего школьника, предполагаетвыявлениеуровней, которыеопределяютсянаоснованиианализадиагностическихданных, атакже качественного анализапсихологическихтрудностей, испытываемыхребенкомвадаптационныйпериод. Всоответствиисэтимидолжнастроитьсякоррекционно-развивающаяработасучащимися и их родителями, испытывающимитрудностивпроцессешкольнойадаптации.В данном соответствии наше исследование было организовано в три этапа. Поисково-подготовительный этап включил в себя теоретический анализ изучения аспектов исследования. Основной этап был реализован проведением констатирующегоэкспериментаи анализом результатов исследования.По итогам констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты: адаптировались к школе 12% учащихся, эти дети принятии статус ученика, имеют представления о школе, уроках, домашнем задании. Средний уровень адаптации получили 48% учеников и 40% детей не смогли адаптироваться к школе. Дезадаптированные дети не имеют представления обуроках, домашнемзаданииидлячегоименнонужноходитьвшколу.Такимобразом, гипотеза нашего исследования отом, что уровень адаптации к школе у детей младшего школьного возраста повысится, еслибудутучитыватьсяиндивидуально-личностныеособенностидетей;отношенияродителейкребенкуистильвоспитаниявсемье. А своевременная консультативная помощь родителямбудетспособствоватьуспешнойадаптации детей 6-7 лет к школе, подтвердилась.БИБЛИОГРАФИЯЗахараш Т. Современное обновление содержания психологической диагностики / Т. Захараш // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12. – С. 74. 79.Качина Л.Б. Использование опросников в работе практического психолога образования //Психология и школа. - 2006. - № 4. - С. 21-28. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с. Кочетов А.И. Психологическая диагностика в школе. - Минск: Нар. свита, 1987. - 323 с.Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога психолога общего школьного образования // Управление общеобразовательным учреждением. – 2013. – № 1 (35). – С. 8-15. Медведев, Д.А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.Постановление правительства Челябинской области от 28.06.2013 года № 122-П в редакции «Об областной целевой Программе развития образования в Челябинской области на 2013 – 2015 годы». Психическое развитие младшего школьника /под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1990. – 160 с. Психологический словарь /под общей ред. Ю. Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. / Н.Я. Семаго и М.М. Семаго // Школьный психолог. 2003. - №9. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, В. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: «Академия», 2002. - 398 с.Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования /И.Ю. Троицкая, Е.Н. Рогожина // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов всероссийской научно- практической конференции. - Арзамас. 2015. - С. 127-132.ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ 4. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Хохлова О.А. Психодиагностика / О.А. Хохлова // Справочник психолога. – 2010. - №3. – С. 4.Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. - С. 77–90. Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. – 2004, №4. – С. 23-26.Якубенко, О. В. Диагностика и профилактика нарушений адаптации студентов- первокурсников / О. В. Якубенко // Кубанский научный медицинский вестник. - 2009. - № 3. - С. 149-153.ПРИЛОЖЕНИЯРисунки диагностических бланков методики ГОШаРисунок - Регистрационный листРисунок - Лист заключения о готовности к обучению в школеЗаключение на ребенка Чунину Юлию Прианализерезультатов,полученнымпоотдельнымсубтестам, первое, что бросаетсявглаза-этонеровностьпрофиля:величиныстандартныхбалловколеблютсяот2до6.ОсобеннобольшойперепаднаблюдаетсявпрофилеКСИ.Приэтом,"провал"характерендлясубтеста,успешность выполнения которого в большей степениопределяетсяналичиемспециального обучения (Арифметический). Высокиепоказателидля-субтестов,измеряющихумения,которыемогутбытьосвоенысамимребенком, имеющим необходимые задатки (понятливость и пересказ). Для своего возраста девочка достаточно самостоятельна и независима в повседневных практических вопросах, легко вступает в контакт, достаточно сообразительна. По полученным данным (блок ПСИ), ребенок имеет нормальный уровень интеллекта, достаточный для обучения. Снижение показателя по субтесту (эскизы), объясняется наличием ВРГ (0 баллов). В качестве положительных моментов отмечаем, что у ребенка развита речь и выраженная вербальная активность. Таким образом, составляя заключение, мы можем отметить, что уровень готовности ребенка к школе удовлетворительный, поэтому существует риск школьной неуспеваемости. Чтобы Юля могла обучаться на среднем уровне, ей необходима поддержка и коррекция. Основные проблемы «мишени» для коррекции – это педагогическая запущенность, отражающаяся на уровне гибкости мышления и арифметических навыках. Ресурсы, на которые мы можем опираться это - развитость речи, вербальная активность и общительность.Такому ребенку необходимо рекомендовать дополнительные занятия для восполнения уровня знаний. При этом необходимо начинать с гибкости мышления, опираясь на развитые вербальные функции, математические операции следует осваивать постепенно и доводить полученные навыки до автоматизма. При успешной реализации названных мероприятий ребенок сможет стабильно обучаться на среднем уровне. ЧунинаЮлияготовакобучению в школе. Таблица 1 –Полные результаты диагностики готовности к школе старшей группы№Имя ребенкаМышлениеПамятьПСИОсведомленностьПонятливостьПересказАрифметическийКСИОбщая готовностьТревожностьРВГЛогическоеСловесно-логическоеКреативное(творческое)1А АВВСВВВСВССВ302А БСВСССВВССВС003А ВССНВССНВННН004А ПНСССНСНСССС-105В АСНССНСССССС006В АНВНСССНСННН537В ЛНСВВСВННННН108В МНВНСНСССННН209В ПНВНННСНСННН0010ЖВННССНСССССН0211И ЕНСНННСННСНН0012И СНСНННСННННН-4013К ВСНСССССНССС1014К КННВНВСННННН-3015К СВВСВВВССВВВ0216Л ЕССННННННСНН-7217ЛМНСВВСССНССС-5018Л ЭВССССВССССС-7019М ВНССВСССВНСС0020М ТСССВСВССВВВ0021Н ПССНСССВСНСС0022Н ССНВСССССССС0223П АНСННННННСНН0424Р БННВСССННСНС-1125Ш ВВВВВВВНВССВ0026А АСССВССССССС01Выше нормы возрастного развития %00131787139132221,717,4Норма возрастного развития %4374616569,67043576156,560,9Ниже нормы возрастного развития %5726261721,71748301721,721,7Нарушение регуляции %174Пояснения: В — высокий (5,5 и более баллов), С — средний (4-5,4 баллов), Н — низкий (менее 4 баллов).Тревожность >> 0 не тревожен ( чем больше к 10 тем меньше тревожность) << 0 тревожен от -1 до -2 повышенная тревожность от -3 до -7 высокая тревожность от -7 до -10РВГ- нарушение регулятивной сферы 0 — норма; 0 >> 12 гиперактивностьТаблица 2- Общий уровень готовности к школе по методике ГОШа№ИмяребенкаУровеньБалл числовойБалл буквенныйА А9ВА Б9СА В5НА П7СВ А5СВ А6НВ Л5НВ М7СВ П4НЖВ5НИ Е5НИ С6СК В4СК К3НК С4НЛ Е7СЛМ5СЛ Э7СМ В4НМ Т10ВН П6СН С7СП А5НР Б7СШ В4НИтогВ–2С-12Н-11Пояснения: В — высокий, С — средний, Н — низкий.
2 Качина Л.Б. Использование опросников в работе практического психолога образования //Психология и школа. - 2006. - № 4. - С. 21-28.
3 Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
4 Кочетов А.И. Психологическая диагностика в школе. - Минск: Нар. свита, 1987. - 323 с.
5 Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога психолога общего школьного образования // Управление общеобразовательным учреждением. – 2013. – № 1 (35). – С. 8-15.
6 Медведев, Д.А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.
7 Постановление правительства Челябинской области от 28.06.2013 года № 122-П в редакции «Об областной целевой Программе развития образования в Челябинской области на 2013 – 2015 годы».
8 Психическое развитие младшего школьника /под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1990. – 160 с.
9 Психологический словарь /под общей ред. Ю. Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
10 Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. / Н.Я. Семаго и М.М. Семаго // Школьный психолог. 2003. - №9.
11 Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, В. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: «Академия», 2002. - 398 с.
12 Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования /И.Ю. Троицкая, Е.Н. Рогожина // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов всероссийской научно- практической конференции. - Арзамас. 2015. - С. 127-132.
13 ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ 4. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
14 Хохлова О.А. Психодиагностика / О.А. Хохлова // Справочник психолога. – 2010. - №3. – С. 4.
15 Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. - С. 77–90.
16 Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. – 2004, №4. – С. 23-26.
17 Якубенко, О. В. Диагностика и профилактика нарушений адаптации студентов- первокурсников / О. В. Якубенко // Кубанский научный медицинский вестник. - 2009. - № 3. - С. 149-153.
Вопрос-ответ:
Как развивалась и становилась психолого-педагогическая диагностика в России?
Развитие и становление психолого-педагогической диагностики в России было процессом, в котором важную роль сыграли различные исследования и теоретические основы. В начале XX века появляются первые научные школы, занимающиеся развитием психолого-педагогической диагностики. Вскоре после этого начинают разрабатываться методики и инструменты для проведения диагностики различных психологических и педагогических характеристик учащихся.
Какое современное методическое обеспечение используется в психолого-педагогической диагностике в России?
Современное методическое обеспечение включает в себя различные методики, тесты, анкеты, опросники и интервью. Они используются для изучения психологических и педагогических характеристик учащихся, таких как интеллектуальные способности, личностные особенности, образовательные потребности и т.д. Кроме того, современные технологии, такие как компьютерные программы и онлайн-системы, также применяются в психолого-педагогической диагностике.
Какие выводы можно сделать по главе "Становления и развитие психолого-педагогической диагностики в России"?
Основными выводами данной главы являются то, что психолого-педагогическая диагностика в России имеет долгую историю развития, начиная с появления первых научных школ в начале XX века. Она также тесно связана с разработкой различных методик и инструментов для проведения диагностики психологических и педагогических характеристик учащихся. Современное методическое обеспечение включает в себя разнообразные методики, тесты, анкеты и другие инструменты, а также применяет современные технологии, такие как компьютерные программы и онлайн-системы.
Как произошло становление и развитие психолого-педагогической диагностики в России?
Становление и развитие психолого-педагогической диагностики в России произошло в несколько этапов. Сначала были созданы первые школы детской психологии, затем проводились исследования и эксперименты для разработки методов диагностики. Важную роль сыграла психолого-педагогическая школа Л. С. Выготского и его учеников. В результате этих процессов был сформирован методический и теоретический фундамент психолого-педагогической диагностики в России.
Какое современное методическое обеспечение используется в психолого-педагогической диагностике в России?
Современное методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики в России включает различные методы и инструменты сбора информации о психологических и педагогических характеристиках обучаемых. В число таких методов входят: наблюдение, опросы, тестирование, интервью, анкетирование. Также важную роль играет использование компьютерных программ и информационных технологий для обработки и анализа полученных данных.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи "Развитие и становление психолого-педагогической диагностики в России"?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: психолого-педагогическая диагностика в России прошла несколько этапов становления и развития; важную роль в этом процессе сыграла психолого-педагогическая школа Л. С. Выготского и его учеников; современное методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики включает различные методы и инструменты сбора информации о психологических и педагогических характеристиках обучаемых.
Какие основы легли в основу развития и становления психолого-педагогической диагностики в России?
Развитие и становление психолого-педагогической диагностики в России основывается на теоретических основах психологии и педагогики, а также на опыте и практике работы психологов и педагогов в образовательных учреждениях.
Какое методическое обеспечение используется в современной психолого-педагогической диагностике в России?
Современная психолого-педагогическая диагностика в России основана на широком спектре методического обеспечения, включающего различные тесты, опросники, наблюдение за поведением и развитием детей, а также интервьюирование родителей и учителей.
Каковы цели и задачи экспериментального исследования по изучению готовности детей к школе?
Целями и задачами экспериментального исследования по изучению готовности детей к школе являются определение уровня развития различных психологических и педагогических характеристик у детей, выявление особенностей их подготовки к школьному обучению, а также разработка рекомендаций по улучшению этого процесса.
Как организовано экспериментальное исследование по изучению готовности детей к школе?
Экспериментальное исследование по изучению готовности детей к школе организовано с помощью проведения психологических и педагогических тестов, анкетирования родителей и учителей, наблюдения за поведением и развитием детей, а также анализа полученных данных.
Какие выводы можно сделать на основе представленной в главе информации?
Представленная в главе информация позволяет сделать вывод о том, что психолого-педагогическая диагностика является важной составляющей образовательного процесса в России, основываясь на теоретических основах психологии и педагогики и используя разнообразные методы и инструменты для изучения готовности детей к школе.
Каковы основные теоретические основы развития и становления психолого-педагогической диагностики в России?
Основные теоретические основы развития и становления психолого-педагогической диагностики в России включают в себя понятия и принципы различных психологических и педагогических теорий. Одной из основных теорий, которая оказала влияние на развитие диагностики, является теория психической деятельности Л.С. Выготского. Его идеи о зоне ближайшего развития и развитии психических процессов через социальное взаимодействие стали основой для развития диагностического инструментария и методик. Также важным направлением в развитии диагностики стало использование принципов и методов классической и дифференциальной психологии, а также психоанализа.