Мышление:основные понятия,виды,формы.Развитие мышления в дошкольном возрасте.Умственное воспитание детей дошкольного возраста.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Общая психология
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 12.11.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Мышление: основные понятия, виды, формы 5
2. Развитие мышления в дошкольном возрасте 10
3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста 13
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Это происходит ввиду того, что взрослые предъявляют все усложняющиеся требования к поведению ребенка, требуют усвоения определенных правил и норм поведения.
Учитывая сказанное в содержание знаний детей об окружающем мире должны входить знания о предметах, об их свойствах и качествах, о способах использования, а затем и изготовления. Круг этих предметов связан, прежде всего, с деятельностью ребенка, с теми новыми видами ее, которые формируются в дошкольном детстве: игрой, изобразительной деятельностью, конструированием, трудом и учением. Знание предметов и их свойств является одним из условий развития продуктивных видов деятельности ребенка. Развитие игры и общения, формирование поведения и отношения ребенка к окружающему связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельности взрослых, о предметах и явлениях природы.
Учитывая описанные тенденции, формируется конкретное содержание умственного воспитания дошкольников. Среди них выделяют следующие факты:
- включение трактовки элементарных правил и норм поведения (правила использования предметов и вещей, правила, регулирующие отношения ребенка со взрослыми и сверстниками);
- трудовое воспитание детей, направленное на формирование элементарных основ материалистического отношения к природе требуют сообщения детям знаний о предметах и явлениях неживой природы, их свойствах (свойствах песка, глины, воды, почвы).
Следует отметить тот факт, что формирование знаний у ребенка не должно проходить хаотично. Педагогический состав ДОУ должен помнить о том, что их содержание учебного материала должно обеспечить и развитие познавательного отношения ребенка к окружающему. На основе все увеличивающегося интеллектуального запаса у ребенка формируется потребность проникнуть в сущность явлений, увидеть, узнать причины, связи.
Формирование познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано как с содержанием знаний, так и со способами их освоения. При этом необходимо учитывать тот факт, что основной особенностью умственной деятельности детей дошкольного возраста является ведущая роль в ней сенсорных процессов.
Среди основных сложностей осуществления принципов умственного воспитания детей дошкольного возраста выделяют:
- несформированность способности применять нестандартные решения при выполнении учебных задач;
- отсутствие нужной степени четкости выполнений логических операций, требующих определенной последовательности действий;
- относительно быстрая утомляемость при частой смене деятельности.
На основе ощущений и восприятий идет формирование содержания знаний — представлений, имеющих при всей обобщенности ярко выраженный образный и, следовательно, сенсорный характер. Основные формы мышления, функционирующие в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста все большее место и все большую роль начинает играть словесно-логическое мышление. Поэтому формы умственного воспитания должны быть направлены на развитие сенсорного восприятия окружающей действительности детьми. К формам умственного воспитания в данном контексте относят: игры, групповую работу, экскурсии в природу, совместную деятельность со взрослыми.
Таким образом, основными принципами умственного воспитания дошкольников можно признать:
- направленность на всестороннее развитие различных форм мышления;
- стремление к актуализации сенсорного восприятия действительности детьми;
- включение в воспитательное пространство элементов трудовой деятельности;
- трактовка норм и правил социального поведения.


















Заключение
Мышление человека является функцией его психики, позволяющей адекватно оценивать окружающий мир. В различные возрастные периоды мышление индивида имеет свои особенности, но максимальную значимость оно приобретает на начальных этапах онтогенеза, а именно в дошкольном возрасте. Мышление определяют как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Такие характеристики данного психического феномена позволяют человеку осваивать различные способы действий. Мышление человека непосредственно связано с речью или работой второй сигнальной системы.
Главными особенностями мышления дошкольников считают постепенный переход от наглядно-предметного способа действий к образному освоению явлений и предметов. Учитывая этот факт, умственное воспитание дошкольников должно быть грамотно организованно с различных точек зрения: от включения различных элементов в его содержание, до разработки инновационных средств и методов реализации данного содержания.
Многокомпонентность логических операций дошкольников продуцирует определенные сложности в организации их умственного развития, но вместе с тем обеспечивает необходимый пласт для реализации творческого начала в деятельности педагогов ДОУ.
Таким образом, развитие мышления дошкольников это синтетически единый процесс, состоящий из деятельности педагогов, основанной на знаниях об особенностях психологического развития личности ребенка.



Список литературы
1. Андриевская Т.Ю., «Исследование особенностей развития мышления в онтогенезе человека»: - М., 2012;
2. Баварин М.С., «Психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте»: - М., 2013;
3. Калашникова А.А., «Основы умственного воспитания дошкольников»: - М., 2012;
4. Макарова Ю.А., «Исследование развития мышления: проблемы и перспективы»: - М., 2011;
5. Рахманкулов О.Е., «Виды и формы мышления»: - М., 2012;
6. Свинарева З.Н., «Мыслительные операции, характерные для детей дошкольного возраста»: - М., 2012;
7. Тафинцева Е.Е., «Организация воспитательной среды в ДОУ»: - М., 2010;
8. Ухтомцева А.П., «Принципы воспитательной работы в ДОУ»: - М., 2012;
9. Фирсова М.И., «Изучение психологических особенностей ребенка, возникающих в процессе социализации»: - М., 2014;
10. Яковлев А.С., «Современная социальная психология: проблемы и перспективы»: - М., 2010.






Андриевская Т.Ю., «Исследование особенностей развития мышления в онтогенезе человека»: - М., 2012
Баварин М.С., «Психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте»: - М., 2013
Калашникова А.А., «Основы умственного воспитания дошкольников»: - М., 2012
Макарова Ю.А., «Исследование развития мышления: проблемы и перспективы»: - М., 2011
Рахманкулов О.Е., «Виды и формы мышления»: - М., 2012
Свинарева З.Н., «Мыслительные операции, характерные для детей дошкольного возраста»: - М., 2012
Тафинцева Е.Е., «Организация воспитательной среды в ДОУ»: - М., 2010
Ухтомцева А.П., «Принципы воспитательной работы в ДОУ»: - М., 2012
Фирсова М.И., «Изучение психологических особенностей ребенка, возникающих в процессе социализации»: - М., 2014
Яковлев А.С., «Современная социальная психология: проблемы и перспективы»: - М., 2010









17

Список литературы
1. Андриевская Т.Ю., «Исследование особенностей развития мышления в онтогенезе человека»: - М., 2012;
2. Баварин М.С., «Психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте»: - М., 2013;
3. Калашникова А.А., «Основы умственного воспитания дошкольников»: - М., 2012;
4. Макарова Ю.А., «Исследование развития мышления: проблемы и перспективы»: - М., 2011;
5. Рахманкулов О.Е., «Виды и формы мышления»: - М., 2012;
6. Свинарева З.Н., «Мыслительные операции, характерные для детей дошкольного возраста»: - М., 2012;
7. Тафинцева Е.Е., «Организация воспитательной среды в ДОУ»: - М., 2010;
8. Ухтомцева А.П., «Принципы воспитательной работы в ДОУ»: - М., 2012;
9. Фирсова М.И., «Изучение психологических особенностей ребенка, возникающих в процессе социализации»: - М., 2014;
10. Яковлев А.С., «Современная социальная психология: проблемы и перспективы»: - М., 2010.

Вопрос-ответ:

Какие основные понятия мышления существуют?

Основными понятиями мышления являются образование, представление, анализ, синтез, классификация и сравнение.

Какие виды форм могут принимать мыслительные операции?

Мыслительные операции могут принимать такие виды форм, как понятия, суждения и умозаключения.

Как развивается мышление в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте происходит активное развитие мышления. Ребенок начинает осознавать свои мыслительные процессы, учиться сравнивать, анализировать, классифицировать информацию, а также развивает свою память и воображение.

Что такое умственное воспитание детей дошкольного возраста?

Умственное воспитание детей дошкольного возраста - это систематическое развитие и формирование мыслительных способностей, памяти, воображения, логического мышления и других психических процессов с целью подготовить детей к успешной адаптации в обществе и образовательной среде.

Какой эффект оказывает увеличение требований к поведению ребенка на его мышление?

Увеличение требований к поведению ребенка может оказывать усложняющий эффект на его мышление. Ребенку может быть трудно справиться с новыми правилами и нормами поведения, что может затруднить развитие его мыслительных процессов.

Какие основные понятия связаны с мышлением?

Основные понятия, связанные с мышлением, включают в себя логическое мышление, творческое мышление, пространственное мышление, образное мышление и другие.

Какие виды формы мышления существуют?

Виды формы мышления включают вербальное мышление (связанное с использованием языка), образное мышление (связанное с использованием образов и картин), символическое мышление (связанное с использованием знаков и символов) и другие.

Как развивается мышление в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте происходит активное развитие мышления. Дети начинают формировать логическое мышление, улучшается способность к анализу и обобщению информации, развивается творческое мышление и пространственное мышление.

Как осуществляется умственное воспитание детей дошкольного возраста?

Умственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется через игры, различные упражнения и задания, которые способствуют развитию и формированию разных видов мышления, а также через общение с другими детьми и взрослыми.

Какие литературы можно почитать на эту тему?

Список литературы, которую можно почитать на тему развития мышления в дошкольном возрасте, включает "Психология дошкольного возраста" автора В.В. Давыдова, "Развитие умственных способностей детей" автора Р.М. Гагниева и "Мышление и речь: проблемы развития в детском возрасте" автора М.И. Захарова.