Художественные особенности русских народных поддевок, приговорок, припевок и закличек.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 24.11.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 ГЛАВА детское народное творчество: виды и художественные особенности 6
2 ГЛАВА разбор произведений на примере некоторых образцов деского фольклора 11
вывод 15
Литература 16
приложение 1 18
Мороз необходим для уничтожения некоторых насекомых-вредителей. Есть еще один аспект необходимости морозов – уменьшается риск распространения вирусных заболеваний, так как в мороз влажность меньше, дома протапливаются и в них также сухо.
В целом отмечается в закличках приучение детей к правильным традициям, сменам сезонов, своевременности природных явлений. С помощью закличек дети запоминают, какая должна быть зима, когда придет лето, что происходит осенью, во взрослом состоянии это дает информацию и опыт.
Припевка, прибаутка. Назначение припевок и прибауток заключается в помощи малышу, который начал активно двигаться и познавать мир вещей и окружающей среды.
«Гуси мои, лебеди…» (прил.1).
Малая форма детского фольклора для детей до трех лет. Ярко выражен обучающий, наставляющий характер. Состоит из семи строк, обладает специфическим, «раскачивающимся» ритмом. Не всегда присутствует рифма, часто рифмуется одно и то же слово: «матушке», «хорошо». Художественная особенность припевки заключается в ее ритме, часто подразумевается, что малыш при этом может сидеть на руках, при распевании сначала имитируется полет птиц. Здесь надо остановиться на познавательной функции этой части стиха. Малышу сообщается, что гуси-лебеди – это такие птицы, которые летают, видимо, они большие, что могут поднять ребенка. Летают они плавно, что совпадает с качанием на руках. Дальше идет часть определяющая место ребенка в мире, его опору, тыл – родной дом. Отовсюду ты должен двигаться всегда в сторону дома. Там твои родители, которые согреют, накормят и защитят. Это позволяет формировать развитую и полноценную личность, уверенную в любви к себе, и готовую дарить эту любовь и заботу, когда придет его очередь.
Заканчивается припевка словами «расти хорошо», что моделирует будущее поведение, закладывает определенное направление, что человек должен расти здоровым, добрым, сытым, ему должно быть хорошо. В припевке используются уменьшительно-ласкательные слова, доброе обращение к животному миру, родителям.
«Стучит-бренчит по улице…» (прил.1).
В этой прибаутке, припевке целый рассказ. Художественной особенностью является стихотворная форма в виде диалога. Прибаутки и припевки – одни из первых диалоговых форм, которые становятся доступны малышу в раннем возрасте. Стих состоит из семи строк. Первое четверостишие – парные рифмы. Остальная часть рифма только через строку, в вопросах рифмы нет. Ритм данного стиха отличается чередованием вопрос-ответ, что легко и интересно запоминать ребенку. Первая часть читается повествовательно, она как бы отдельно от продолжения. Родители часто при этом изображают действие, совершаемое героями. Малыш с нетерпением ждет вторую часть, где он может участвовать в диалоге.
Припевка богата познавательными элементами, ребенок узнают, что по улице бегают курицы и кошки, зачем косят сено, чем кормят коров, откуда берется молоко и кто употребляет молоко. Апогеем припевки считается последняя строка, где речь идет о ребятках, здесь происходит отождествление героев с собой, в этот момент к ребенку приходит осознание всего происходящего в прибаутке: вот какова цель всех действий – дать молока мне.
С другой стороны в прибаутке описывается значительный эпизод классического крестьянского быта: выращивание, кормление, уход за домашним животным, так как только при этих условиях возможно получить еду. Прибаутка настраивает ребенка на мысль о труде, так как в стихе трудятся именно дети, что в деревне считалось всегда нормой.
вывод
Припевки, заклички, поддевки, прибаутки и прочие виды детского устного народного творчества своей художественной особенностью имеют познавательную функцию. Они знакомят ребенка с окружающей средой, законами природы, устройством общества, правилами игры и поведения. Создают целостную картину мира и прививают народные традиции.
Еще одной отличительной чертой малых форм является ритмичность, задача которой заключается в успокоении, если это колыбельная. Припевки, прибаутки, пестушки задают ритм движения, бодрствования, труда, танца, хотьбы.
Ритмы закличек и других календарно-обрядовых форм больше похожи на ворожбу, колдовство, магию, присущую языческим обрядам.
Детское устное народное творчество отличается звучной рифмой, так как главное здесь смысл. Иногда стих сбивается с классического ритма или не обладает им вовсе, но смысловая нагрузка, заложенная в дразнилке, закличке, пестушке, полностью компенсирует этот недостаток.
Особенностью детского фольклора является обилие ласкательно-уменьшительных слов, ярких сравнений, выразительных звуковых решений, интересных образов. Это позволяет детям легче запомнить и воспроизвести припевки, прибаутки, поддевки и остальные формы.
Литература
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
Арзамасцева, И. Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. и ср. пед. учеб. зав. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2002. – 472 с.
Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца ХХ столетия. Исторические эскизы. – Мурманск, 2002. – С. 7-15.
Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореф. канд. дис. М., 1990. – 17 с.
Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. – С. 177-206
Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России./ А.Н. Зимина. – Мурманск, 2002.
Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки / М. Н. Липовецкий. - Свердловск: Притча, 1992. – 174 с.
Мельников, М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. – 354 с.
Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, – № 3.
Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. – М., 1995.
Миропольский С. Народная песня в воспитании./ Беседа. – 1972, № 10.
Науменко Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы./Г. Науменко – М., 1996.
Первое словечко. Хрестоматия для детей. – 12 изд. – СТСЛ, 2013.
Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские./ Е.А. Покровский – М., 1987.
Русская литература для детей / под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Слово, 1997. - 412 с.
приложение 1
«Весна-красна!
Что принесла?
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!» [13]
«Приходи, Зима,Приходи, красна!С морозами трескучими,Снегами сыпучими,С Рождеством, с Колядой,С Масленицей молодой!» [13]
«Гуси мои, лебеди,
Возьмите меня на крылышки,
Понесите меня к батюшке
И к родимой матушке.
У батюшки и матушки
Пить и есть хорошо,
И расти хорошо.» [13]
«Стучит-бренчит по улице,
Едет Ваня на курице;
Ириша на кошке
По той же дорожке.
- Куда, Ваня, едешь?
Куда погоняешь?
- Сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровки?
- Молоко доить.
- На что тебе молоко?
- Ребяток поить.» [13]
1
2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. и ср. пед. учеб. зав. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2002. – 472 с.
3. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца ХХ столетия. Исторические эскизы. – Мурманск, 2002. – С. 7-15.
4. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореф. канд. дис. М., 1990. – 17 с.
5. Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. – С. 177-206
6. Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России./ А.Н. Зимина. – Мурманск, 2002.
7. Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки / М. Н. Липовецкий. - Свердловск: Притча, 1992. – 174 с.
8. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. – 354 с.
9. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, – № 3.
10. Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. – М., 1995.
11. Миропольский С. Народная песня в воспитании./ Беседа. – 1972, № 10.
12. Науменко Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы./Г. Науменко – М., 1996.
13. Первое словечко. Хрестоматия для детей. – 12 изд. – СТСЛ, 2013.
14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские./ Е.А. Покровский – М., 1987.
15. Русская литература для детей / под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Слово, 1997. - 412 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеют русские народные поддевки?
Русские народные поддевки имеют разнообразные художественные особенности, которые отражаются в их орнаменте, цветовой гамме и форме. Типичные особенности поддевок включают геометрические узоры, использование народных символов и мотивов, а также декоративные элементы, такие как вышивка и аппликация.
Какие особенности есть у русских народных приговорок?
Русские народные приговорки отличаются краткостью и лаконичностью выражения мысли. Они часто содержат мудрые советы, нравственные принципы и народную мудрость. Особенностью приговорок также является их ритмичность и запоминающийся звуковой рисунок.
Какие особенности присущи русским народным припевкам?
Русские народные припевки обычно имеют простую мелодику и характеризуются повторением музыкальных мотивов или слов. Они могут быть сопровождены танцами, игрой на инструментах или пениями. Особенностью припевок является их эмоциональность и способность привлечь внимание слушателей.
Какие особенности русских народных закличек?
Русские народные заклички часто исполняются в хоровой форме и имеют повторяющуюся структуру. Они могут содержать магические слова, обращения к природным силам или обрядовые формулы. Особенностью закличек является их ритуальный характер и использование в различных обрядах и традициях.
Какие выводы можно сделать на основе анализа русского детского фольклора?
Анализ русского детского фольклора позволяет сделать вывод о том, что народные поддевки, приговорки, припевки и заклички являются важными элементами культурного наследия русского народа. Они отражают народные традиции, ценности и мировоззрение. Детский фольклор также выполняет роль воспитания и образования, передавая следующему поколению знания и опыт предков.
Какие особенности художественного стиля русских народных поддевок?
Художественные особенности русских народных поддевок включают в себя использование ярких и насыщенных красок, изображение сюжетов из повседневной жизни, использование символики и магических символов, наличие ритмического строя и повторяющихся припевок.
Какие виды народных приговорок и закличек существуют в русском фольклоре?
В русском фольклоре существуют различные виды народных приговорок и закличек, такие как приговорки-загадки, приговорки-пословицы, приговорки-приметы и заклички-обереги. Каждый из них имеет свои особенности и предназначение.
Какая роль играют народные припевки в русской народной традиции?
Находясь в русской народной традиции, народные припевки играют важную роль в создании особой атмосферы и ритма. Они используются в песнях, плясках и других народных обрядах, помогая собрать людей вместе и создать единство.