Особенности психических новообразований личности подростков с задержкой психического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 46 46 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 03.01.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности психических новообразований личности в подростковом возрасте 6
1.1. Общая характеристика подросткового периода развития личности 6
1.2. Психические новообразования личности подростка в норме 8
1.3. Психические новообразования личности подростка с задержкой психического развития 20
Выводы 28
Глава 2. Анализ психических новообразований личности подростков с задержкой психического развития 32
2.1. База исследования 32
2.2. Методика исследования 32
2.3. Обсуждение результатов 36
2.4. Рекомендации по коррекции психологических особенностей подростков с задержкой психического развития 39
Заключение 43
Список литературы 44
Приложение 1. Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан) 49

Фрагмент для ознакомления

Чтобы выяснить зрелость суждений подростков с задержкой психического развития мы попросили их попытаться дать оценку своему характеру.
Суждения учащихся 7-х классов о собственном характере показывают, что на первое место они ставят качества личности, связанные с видами деятельности (учебной, досуговой).
На второе место они ставят качества личности, характеризующие отношения с окружающими (сверстниками, взрослыми). Качества, связанные с особенностями интеллектуальной сферы, с общественной активностью, со способностью и различными умениями, остаются на третьем месте.
Круг качеств, которые подростки усматривают в собственном характере, достаточно узок и ограничен. У своих одноклассников они усматривают значительно больший круг качеств характера, выделяют положительные и отрицательные черты, проявляют больше умения в их выделении и оценке, выказывают большую критичность в оценке характера сверстников. Они выделяют у них качества характера, связанные со способностями и умениями, с физической силой.
Качества, связанные с интеллектуальной деятельностью, с общественной активностью выделяются подростками с задержкой психического развития у своих товарищей, как правило, только при акцентировании их педагогом-психологом. Приведем пример критериев оценки характера учащихся 7-х классов с задержкой психического развития:
Личная оценка характера:
позитивные показатели: хорошо учусь, люблю трудиться, помогаю дома, хорошо себя веду;
негативные показатели: могу грубить, дерусь, ругаюсь, курю, не могу доделать до конца задание;
Оценка характера сверстников:
позитивные показатели: добрый, тихий, заботливый, вежливый, хорошо учится, сильный, умеет хорошо рисовать, веселый, честный, хороший друг, не подведет;
негативные показатели: дерется, трусливый, груб со всеми, ленивый, не любит учиться, плохо ведет себя, жадный, противный, упрямый, неаккуратный, ругается, курит, нечестный, непослушный, никому не помогает и др.
В зависимости от умения выделить черты собственного характера обследованных подростков с задержкой психического развития мы разделили на следующие группы:
Подростки, которые сумели назвать положительные и отрицательные черты своего характера;
Подростки, которые не назвали ни положительные, ни отрицательные черты своего характера;
Подростки, которые назвали только положительные черты характера, затруднились назвать отрицательные черты характера, либо считали, что у них их нет;
Подростки, которые назвали только отрицательные черты своего характера, затрудняясь назвать положительные.
В оценке собственного характера испытывало затруднения большинство из обследованных подростков с задержкой психического развития, даже тех, кто дал объективную самооценку. Это проявлялось в колебаниях, в противоречивых заключениях о себе, в слабом умении анализировать, сопоставлять, в соотнесении положительных и отрицательных качеств характера, в незнании оценочных или отсутствии собственных критериев, в узости круга называемых и осознаваемых качеств, в поверхностности их суждений. Но при оказании помощи (в различной форме) многие подростки смогли дать оценку самому себе. Следует также отметить, что подростки с задержкой психического развития чаще осознают те качества характера, которые проявляются внешне, и те, на которые обращают внимание педагоги, родители, сверстники.
В результате этих наблюдений мы пришли к выводу, что неправильная оценка характера обследованных подростков является не только результатом незрелости, слабости протекания мыслительных операций, нарушений эмоционально-волевой сферы, необъективной оценки окружающих людей, чаще всего взрослых, а также отсутствием в сегодняшней школе организованной, систематической работы по её коррекции и формированию. Отношение к самому себе, характеру, его чертам формируется в современной школе лишь самим ходом образовательного процесса, что, конечно, не может обеспечить адекватной, устойчивой самооценки у подростка с задержкой психического развития.
Результатом проведения диагностического обследования стало выявление половины исследуемых подростков имеющих 3ПР с низким уровнем самоуважения, самооценка данных детей имеет неадекватно завышенные показатели. Самоотношение так же как и самопринятие находятся, на низком уровне. Однако по шкале самоценности большинство детей оценивают себя на средние показатели.
Таким образом, мы определили, что формирование самосознание у детей с ЗПР носит замедленный характер (по сравнению с нормой), а так же снижена активность в познании себя.

2.4. Рекомендации по коррекции психологических особенностей подростков с задержкой психического развития

Основной целью школы является обеспечение в образовательных учреждениях диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их обучения и воспитания.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);
определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания;
разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей;
прослеживание динамики развития;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок;
консультативная работа с родителями.
Указанные задачи предусмотрено выполнять силами педагогического коллектива школы и специалистами при их согласованном взаимодействии. Особое внимание на наш взгляд заслуживает подготовка комплексных рабочих программ индивидуального развития детей.
Педагогам необходимо изучать:
Самооценку характера подростков с задержкой психического развития, соблюдая при этом тактичность и внимание;
Развивать у подростков с задержкой психического развития потребность к самостоятельному анализу и критической оценке собственного характера, его черт;
Обучать подростков умению сравнивать свой характер с характером других людей, выделять и отграничивать положительные и отрицательные черты, размышлять, оценивать и делать правильные выводы;
Расширять круг осознаваемых и выделяемых качеств собственного характера, помочь им понять его социальную значимость.
Учить подростков с задержкой психического развития подходить к оценке своего характера, исходя из требований, которые предъявляются человеку в современном обществе;
Прививать нетерпимость к выявленным недостаткам своего характера, желание исправить его отдельные черты.
Анализ психолого-педагогической литературы и проведения диагностического обследования состояния процесса самосознания детей подросткового возраста с задержкой психического развития, позволяет сделать выводы и рекомендации для коррекционной работы педагогам и родителям детей данной категории, для достижения адекватного позитивного устойчивого самосознания подростков с ЗПР.
Во-первых, необходимо производить своевременную диагностику процесса самосознания для достижения благоприятного результата.
Во-вторых, установить доверительные отношения с подростком, стимулировать его интерес к себе.
В-третьих, обязательным условием является позитивный настрой всех участников коррекционного воздействия, т.к. только путем коррекционной работы недостатки процесса самосознания можно исправить.
В-четвертых, обеспечить информацией родителей детей данной категории, так как результат во многом зависит именно от них, т.е. работа должна иметь комплексный характер.
В-пятых, коррекционную работу по формированию позитивного устойчивого самосознания необходимо производить в групповой форме, так как результат процесса зависит и от установления правильных межличностных отношений. А так же важно проводить целенаправленные беседы для обогащения знаний и осознания подростками себя и своего «Я».
Практическая значимость данной статьи заключается в том, что в ходе исследования были изучены особенности развития самосознания у детей подросткового возраста с 3ПР. Полученные данные могут быть использованы специальным психологом для коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей для развития у них устойчивого позитивного самосознания.
Таким образом, воспитание социально-адекватного поведения – важнейшая цель коррекционной педагогики. Программа психологической коррекции поведения детей с ЗПР имеет достаточно сложные задачи ввиду того, что присутствует момент ослабленного, дефицитного развития, прежде всего психофизиологической базы механизмов поведения (аффективно-волевой сферы личности). Причина дисгармонии психического гомеостаза – острая церебральная недостаточность, заторможенность развития нервной системы.
В связи с этим коррекция поведения – важнейшее направление в процессе работы с подростками с ЗПР. Она должна быть ориентирована на сокращение агрессии у детей и на формирование у них социально-адекватного одобренного поведения.

Заключение

В подростковом возрасте, сензитивном для целого ряда новообразований, активно формируется новый уровень самосознания, что делает возможным осмысленное конструирование своего мировоззрения, системы ценностей и Я-концепции, подростка с сохранным здоровьем и ограниченными возможностями. (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). [36]
Изучение, и отсюда знание особенностей самооценки характера подростков с ограниченными возможностями здоровья, дает возможности активно управлять её развитием. Своевременно корректировать, исправлять отрицательные черты характера и личности, развивать положительные, расширять круг осознания моральных требований, ускорять её развитие.
Так же стоит отметить, что, как и у детей нормально развивающихся, так и у детей с задержкой психического развития имеются общевозрастные особенности самосознания, обусловленные возрастом ребенка так и имеющиеся особенности течения онтогенеза каждого ребенка. Особенности самоотношения подростков с 3ПР проявляются в полюсности переживаний о самих себе, в нежелании развития «собственного Я», в тенденции к преувеличении своих возможностей.
Таким образом, становиться ясно, что подростки с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном фронтальном и, прежде всего, индивидуальном сопровождении учителем-дефектологом с целью формирования у них в процессе учебной деятельности адекватной, устойчивой самооценки своего характера.


Список литературы

Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. — 412 с.
Андрущенко Т. Ю. Направленность и принципы коррекционно-развивающей программы для школьников 6–7- лет // Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова // Психология обучения, 2007, № 10, c. 31–38.
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М. 2009. – 77с.
Бизяева А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия — Псков: ПГПИ им.С. М. Кирова, 2004. — 216 стр.
Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 697-700.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 2010. - 213с.
Волков Б. Г., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. — Изд. 4-е испр. и допол.- М: Академический проект, 2010. — 213 с.
Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с
Дьякова Е. В. Формированию самосознания и навыков самопрезентации младших подростков с ЗПР на уроках литературы и во внеклассной работе средствами театрально-импровизационной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 207-209.
Замотаева А.В. Пути формирования устойчивого позитивного самосознания у подростков имеющих ЗПР // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 4(32)
Казакова В. А. Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 352-355.
Казанская В.Г. Подросток, трудности взросления. - Спб., 2008. – 288с.
Корякина И. В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 40-43.
Конева И. А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР. Глава учебного пособия // Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция: Учебное пособие. М., 2006. 1 п.л.
Костюнина Е. А. Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 642-646.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития [Тест]// Г.Крайг, Д.Бокум/ — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет/ Ун-т Рос. Акад. Образования. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО. 1999.
Лаврова Е. Е. Особенности личности подростков, воспитывающихся в семьях военнослужащих [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 34-36.
Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1036-1039.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 2-е изд. / Алексей Николаевич Леонтьев. — М.: Просвещение, 1965. — 572 с.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с
Лубовский В.И. 3адержка психического развития // Специальная психология (в 2 х томах) / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2015. - 706с.
Лукьянова А. А., Данилова М. В. Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1119-1121.
Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985–272 c.
Новгородцева A.M. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование, 2006, №2, с. 36-54
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2014. — 460 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org (дата обращения: 20.10.16).
Олейник Л. Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования: автореф. дис. … канд. философ. наук. — Л., 1975. — 25 с.
Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 160 с.
Приписнова В. В. К вопросу о развитии самосознания подростков // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 336-338.
Пульман М. Ю. Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 419-422.
Пьянкова Г. С. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / сост. Г. С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2012. — 125 с.
Репина М. А., Федоров А. Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 662-664.
Савина Н. В. Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 247-254.
Саратова Л. М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 102-104.
Слободчиков В. И., Цукерман Г. А.Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии. 1990. № 3
Специальная психология: учеб. пособие для пед. вузов / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; ред. В. И. Лубовский. –5-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — (Высшее профессиональное образование.Психология). — 461 с.
Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.-С.84–86.
Спиркин А. Г. Философия. Учеб. пособие 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону. — М.: Феникс, 2000. — 672 с.
Цилицкий В. С. Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков на разных этапах возрастного развития человека // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 913-917.
Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Изд. Наука, 1977. –144 с.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М. Просвещение, 2008. -257с.
Шаповал И. Г. Семья и подростковое насилие // Молодой ученый. — 2016. — №20.
Столин В.В. Самосознание личности – М.: Изд-во Московского университета, 1983. – 284 с. 
Пантилеев С.Р. Самоотношение / Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. 
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: «Прогресс», 1986.-422 с. 
Башмакова С. Б., Цветкова Н. В. Самоотношение подростков с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 813–817. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46338.htm.
Конева И.А. Особенности образа «Я» младших подростков с задержкой психического развития : дис. … канд. психол. наук - Н.Новгород, 2002.- 186 с. 
Талипова О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития: дис. …канд. психол. наук.- Н. Новгород, 2007.- 198 с. 
Приложение 1. Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан)

Инструкция к проведению исследования
Оценка своих способностей, черт характера выражается на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце - максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.
Шкалы в тесте Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:
здоровье;
способности и ум человека;
его характер;
пользуется ли он авторитетом у сверстников;
умение делать что-то самостоятельно, своими руками;
уверенность в себе; внешность человека.
Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу - «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.
Анализ результатов
При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм - 48 баллов).
Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от «0» до «х».
Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от «0» до «-».
Далее необходимо вычислить расстояние от «х» до «-».
Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки.
Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.
Расшифровка показателей
Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой).
Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.
Показатели уровня притязаний:
Адекватный - 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
Высокий - 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
Низкий - ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.
Уровень самооценки:
Адекватная - 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
Завышенная - 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как «закрытость для опыта», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
Заниженная - менее 45 баллов.

Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и «защитной» неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту «недооценку», чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.













2

1. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. — 412 с.
2. Андрущенко Т. Ю. Направленность и принципы коррекционно-развивающей программы для школьников 6–7- лет // Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова // Психология обучения, 2007, № 10, c. 31–38.
3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М. 2009. – 77с.
4. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия — Псков: ПГПИ им.С. М. Кирова, 2004. — 216 стр.
5. Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 697-700.
6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 2010. - 213с.
7. Волков Б. Г., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. — Изд. 4-е испр. и допол.- М: Академический проект, 2010. — 213 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
9. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с
10. Дьякова Е. В. Формированию самосознания и навыков самопрезентации младших подростков с ЗПР на уроках литературы и во внеклассной работе средствами театрально-импровизационной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 207-209.
11. Замотаева А.В. Пути формирования устойчивого позитивного самосознания у подростков имеющих ЗПР // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 4(32)
12. Казакова В. А. Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 352-355.
13. Казанская В.Г. Подросток, трудности взросления. - Спб., 2008. – 288с.
14. Корякина И. В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 40-43.
15. Конева И. А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР. Глава учебного пособия // Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция: Учебное пособие. М., 2006. 1 п.л.
16. Костюнина Е. А. Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 642-646.
17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития [Тест]// Г.Крайг, Д.Бокум/ — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
18. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет/ Ун-т Рос. Акад. Образования. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО. 1999.
19. Лаврова Е. Е. Особенности личности подростков, воспитывающихся в семьях военнослужащих [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 34-36.
20. Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1036-1039.
21. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 2-е изд. / Алексей Николаевич Леонтьев. — М.: Просвещение, 1965. — 572 с.
22. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с
23. Лубовский В.И. 3адержка психического развития // Специальная психология (в 2 х томах) / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2015. - 706с.
24. Лукьянова А. А., Данилова М. В. Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1119-1121.
25. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985–272 c.
26. Новгородцева A.M. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование, 2006, №2, с. 36-54
27. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2014. — 460 с.
28. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org (дата обращения: 20.10.16).
29. Олейник Л. Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования: автореф. дис. … канд. философ. наук. — Л., 1975. — 25 с.
30. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 160 с.
31. Приписнова В. В. К вопросу о развитии самосознания подростков // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 336-338.
32. Пульман М. Ю. Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 419-422.
33. Пьянкова Г. С. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / сост. Г. С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2012. — 125 с.
34. Репина М. А., Федоров А. Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 662-664.
35. Савина Н. В. Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 247-254.
36. Саратова Л. М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 102-104.
37. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А.Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии. 1990. № 3
38. Специальная психология: учеб. пособие для пед. вузов / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; ред. В. И. Лубовский. –5-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — (Высшее профессиональное образование.Психология). — 461 с.
39. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.-С.84–86.
40. Спиркин А. Г. Философия. Учеб. пособие 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
41. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону. — М.: Феникс, 2000. — 672 с.
42. Цилицкий В. С. Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков на разных этапах возрастного развития человека // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 913-917.
43. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Изд. Наука, 1977. –144 с.
44. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М. Просвещение, 2008. -257с.
45. Шаповал И. Г. Семья и подростковое насилие // Молодой ученый. — 2016. — №20.
46. Столин В.В. Самосознание личности – М.: Изд-во Московского университета, 1983. – 284 с.
47. Пантилеев С.Р. Самоотношение / Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2007.
48. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: «Прогресс», 1986.-422 с.
49. Башмакова С. Б., Цветкова Н. В. Самоотношение подростков с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 813–817. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46338.htm.
50. Конева И.А. Особенности образа «Я» младших подростков с задержкой психического развития : дис. … канд. психол. наук - Н.Новгород, 2002.- 186 с.
51. Талипова О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития: дис. …канд. психол. наук.- Н. Новгород, 2007.- 198 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют психические новообразования личности подростков с задержкой психического развития?

Подростки с задержкой психического развития могут иметь различные психические новообразования, такие как недостаточное развитие интеллекта, эмоциональные проблемы, нарушения поведения и т. д. Они могут испытывать трудности в социальной адаптации и общении с окружающими.

Чем отличаются психические новообразования личности подростков в норме от тех, у кого есть задержка психического развития?

Подростки в норме могут иметь определенные психические новообразования, такие как формирование личности, установление самоидентификации и поиск своего места в обществе. У подростков с задержкой психического развития эти процессы могут быть затруднены из-за их особых потребностей и ограничений.

Какие трудности испытывают подростки с задержкой психического развития в формировании личности?

Подростки с задержкой психического развития могут испытывать трудности в самоидентификации и определении своих интересов, способностей и ценностей. Они могут столкнуться с проблемами аутизма, дефицита внимания, агрессивного поведения и другими проявлениями, которые могут затруднить их процесс формирования личности.

Какие проблемы эмоционального характера могут возникать у подростков с задержкой психического развития?

У подростков с задержкой психического развития могут возникать различные эмоциональные проблемы, такие как тревожность, депрессия, неустойчивость настроения и низкая самооценка. Они могут испытывать трудности в эмоциональном регулировании и выражении своих чувств.

Какие нарушения поведения могут проявляться у подростков с задержкой психического развития?

У подростков с задержкой психического развития могут проявляться различные нарушения поведения, такие как агрессия, непослушание, небрежность, отрицание правил и т. д. Они могут испытывать трудности в контроле своих эмоций и в адаптации к требованиям общества и окружающей среды.

Какие особенности характерны для подросткового периода развития личности?

Подростковый период характеризуется резкими физическими и психологическими изменениями. Ребенок начинает формировать свою самостоятельность, независимость, идентичность и начинает искать свое место в обществе.

Какие психические новообразования характерны для личности подростка в норме?

Психические новообразования личности подростка включают формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, появление смысловой сферы, развитие эмоциональной сферы, формирование самооценки и самоидентификации.

Какие психические новообразования характерны для личности подростка с задержкой психического развития?

Для подростков с задержкой психического развития характерны определенные особенности в формировании психических новообразований. Это может включать ограниченность в развитии эмоциональной сферы, задержки в формировании самооценки и самоидентификации, а также более медленное развитие ценностных ориентаций.

Какие изменения происходят в психических новообразованиях личности подростка с задержкой психического развития?

У подростков с задержкой психического развития психические новообразования могут развиваться с более медленным темпом или иметь определенные ограничения. Например, развитие эмоциональной сферы может быть ограничено, появление смысловой сферы и формирование ценностных ориентаций может замедляться.

Какое значение имеет изучение психических новообразований личности подростков с задержкой психического развития?

Изучение психических новообразований личности подростков с задержкой психического развития позволяет лучше понять их особенности и потребности. Это помогает разрабатывать более эффективные методы работы с такими подростками и создавать условия для их развития и адаптации в обществе.

Какие особенности у подросткового периода развития личности?

Подростковый период развития личности характеризуется рядом особенностей. В этот период происходят значительные физические, психические и социальные изменения. Подростки часто испытывают конфликты с авторитетами, появляется потребность в самостоятельности и независимости. Также характерно формирование новых интересов и установок, становление собственной идентичности.

Какие психические новообразования могут возникнуть у подростков в норме?

Психические новообразования личности подростка в норме могут включать такие явления как переживания влюбленности и романтических чувств, формирование идентичности, переоценка ценностей, развитие социальных навыков и формирование ближних отношений, формирование эмоциональной саморегуляции и самооценки.