Религия и кино.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 04.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Точки соприкосновения религии и кино 4
Глава 2.Категории религиозных фильмов 10
Заключение 18
Список литературы 19
Иисус тоже во храмах людей собирал, учил их. А потом они для чего собрались? Чтобы его же и казнить!.. Андрей Рублёв. ...Конечно, делают люди и зло... Горько это... Продал Иуда Христа. А вспомни, кто купил его?.. Народ? Опять же фарисеи да книжники... Людям просто напоминать надо почаще, что люди они, что русские — одна кровь, одна земля!». Здесь Андрей Тарковский показывает собственные идеи, которые высказаны героями фильма. Данный прием использован Тарковским и в других картинах. Таким образом, в картине «Андрей Рублев» реализуются такие эстетические категории (начала), как психологическое время, образность (иногда даже и метафоричность, поскольку фильм проникнут символизмом), достоверность. И эти начала тесно переплетены между собой, чтобы донести глубокий духовный, религиозный смысл данной картины, рассказать о непростой судьбе человека, о том, как человек преодолевает все трудности во многом благодаря своей вере в Бога.В третьих, это кино о христианском образе жизни. Сюда можно отнести истории о священниках, религиозных общинах и т. д.Четвертая категория — это кино о духовном мире, ангелах и посмертной судьбе человека. Она также тесно связана с поисками человеком смысла жизни и своего предназначения. Например, это фильм «Куда приводят мечты». В пятую, широкую группу, можно включить фильмы, в которых рассказывается о ситуации морального выбора и ответственности. Это могут быть притчи, сказки или истории, основанные на реальных исторических событиях.Шестая группа — это апокалиптическое кино, действующее по своим особым законам.Седьмая группа — это фильмы о семье, спасающей силе любви, святости брака, отцовства и материнства. Идеальный образец такого жанра — фильм «Древо жизни». Безусловно, многие картины могут попадать одновременно в несколько категорий. Так, «Небо над Берлином» — это и кино об ангельском мире, и о любви, и о выборе, и о предназначении.Современный западный кинематограф отличается повышенным интересом к восточным религиям. Здесь уместно вспомнить разные картины о жизни Далай-ламы и Будды, такие как «Маленький Будда», «Семь лет в Тибете» и «Кундун». В этом ряду особо важно выделить фильмы, наводящие человека на мысли о сотворении мира и его сверхъестественном происхождении, такие как «Семь» Дэвида Финчера или «Контакт» Роберта Земекиса, которые в основном поднимают вопрос о растерянности и блуждании современного человека, такие понятия как наказание и вознаграждение в потустороннем мире. Успешным образцом такого фильма можно назвать картину «Куда приводят мечты» Винчента Уорда с участием Робина Уильямса, который осуществил скачкообразный прогресс в религиозном кинематографа Запада, преподнеся зрителю изумительные по своей красочности картины загробного мира и показав ему сугубо религиозный, основанный на Библии, взгляд на загробное наказание и вознаграждение. Этот фильм демонстрирует структуру религиозных понятий с использованием новейших спецэффектов.Прекрасным примером религиозной тематики являются работы польского режиссера КшиштофаКисловского. В его фильмах мы видим ключевой элемент божественной воли и человек приходит к тому заключению, что смиренность перед Богом является наивысшей степенью свободы человека. Он взирает на жизнь человека с обнадеживающей перспективой и считает трудности, возникающие в жизни, тернистым путем к очищению души.Другие режиссеры вроде Тео Анджепулоса и ВимаВандерса также поднимают всвоих картины вопросы религиозно-духовного характера, органично вписывая их в повседневную жизнь человека.Тенденция современного мирового общества к религиозной тематике неоспорима. Прекрасным примером тому может служить огромный зрительский интерес, проявленный к картине «Страсти Христовы» Мела Гибсона, что сделало его 8-ым наиболее кассовым фильмом в истории кинематографа. Восточные кинематографисты отличаются традиционно устойчивым интересом к религиозной тематике. Например, их увлекают исторические события с религиозной подоплекой, ибо история всегда служила средством познания культурной сущности разных народов. Примерами работ, персонажи которых стремятся распознать свою исконную сущность, можно назвать такие фильмы как "Шахматист" СатьяДжитрая или "Призрак воина" Акиро Куросавы. В этих картинах мы видим возвращение к корням восточной философии и уважение к предкам в качестве главного принципа в жизни героев.Наглядным примером возвращения к религиозно-духовным истокам в восточном искусстве является иранский кинематограф. После Исламской революции кинематограф в Иране претерпел коренные преобразования, и внутренние убеждения вкупе с религиозностью создали ценные работы в области кино. Эти работы вдохнули новое дыхание в иранский кинематограф, в корне отличаясь от дореволюционного иранского кино и даже от современного мирового кинематографа. В работах иранских режиссеров религия – это не просто личностное или общественное мышление, или совокупность обрядов. Религия в исламском воззрении и в представлении иранских кинорежиссеров пронизывает и охватывает все стороны жизни человека. Религия присутствует во всех сферах человеческой жизни, она повсюду указывает человеку путь. При таком подходе, возможно, не во всех кинокартинах можно встретить сугубо религиозные обычаи, но сила религиозной убежденность практически составляют дух картины.Эти картины наполнены духовным и метафизическим содержанием в повседневной жизни человека, такие как "Страж", "Эмигрант", "Отцовская ферма", "Страна Солнца", "Очень далеко, очень близко" и другие работы, которые не только вызвали большой интерес у иранского зрителя, и имели немалый успех среди сторонников ценностного кинематографа по всему миру.ЗаключениеНа основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Религия является важнейшим социальным институтом, кроме того, религия – это и значительная составляющая духовной культуры общества. Роль религии в развитии цивилизации действительно велика, сохраняется ее значимость и на современном этапе, поскольку религия непосредственно участвует в процессах формирования духовно-нравственных ценностей и соответствующих моделей поведения. Что касается кинематографа, то он также обладает большими возможностями влияния на массовое сознание, на формирование отдельной личности. Массовый кинематограф задает те или иные стандарты поведения, формирует мировоззрение. Для религии искусство кино особенно значимо, поскольку кинематограф может пропагандировать религиозные ценности и принципы, доносить их в доступной форме до массовой аудитории. Однако это в том случае, если интересы религии и кино совпадают. К сожалению, на современном этапе мы можем наблюдать ситуацию, когда кинематографисты в стремлении получить коммерческий успех, пропагандируют ложные ценности, что негативно сказывается на духовном состоянии общества. Религия служит для искусства кино источником вдохновения, предметом творческого интереса, а также источником сюжетов. Таким образом, отношения между религией и кино являются достаточно сложными и многогранными. Однако можно сделать вывод о необходимости сотрудничества данных сфер духовной жизни, чтобы способствовать духовному оздоровлению общества. Список литературыГараджа В.И. Социология религии. – М., 2005.Загребин. «Иконописец необыкновенный, всех превосходящий мудростью великой» (К 40-летию выхода на экран фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв»).// http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/ZagrebinAR.htmlКармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006Майзель Е. Всюду Бог? Пробные заметки о религиозном кино. http://kinoart.ru/archive/2012/09/vsyudu-bog-probnye-zametki-o-religioznom-kinoНуждинова В.С. Православие и кинематограф: точки соприкосновения при духовно-нравственном становлении личности. http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavie-i-kinemotograf-tochki-soprik/Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. – М., 2004.Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. /Электронный ресурс: Российский гуманитарный интернет-университет.// http://www.i-u.ruТарковский А. Для меня кино - это способ достичь какой-то истины.//Советская Россия, 1988, 3 апреля (выступление 1981 года).Туровская М. 7 ½ или Фильмы Андрея Тарковского.// http://lib.ru/CINEMA/kinolit/TARKOWSKIJ/turtarkowskij.txt_ContentsЯблоков И.Н. Религиоведение. – М., 2005.
2. Загребин. «Иконописец необыкновенный, всех превосходящий мудростью великой» (К 40-летию выхода на экран фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв»).// http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/ZagrebinAR.html
3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006
4. Майзель Е. Всюду Бог? Пробные заметки о религиозном кино. http://kinoart.ru/archive/2012/09/vsyudu-bog-probnye-zametki-o-religioznom-kino
5. Нуждинова В.С. Православие и кинематограф: точки соприкосновения при духовно-нравственном становлении личности. http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavie-i-kinemotograf-tochki-soprik/
6. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. – М., 2004.
7. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. /Электронный ресурс: Российский гуманитарный интернет-университет.// http://www.i-u.ru
8. Тарковский А. Для меня кино - это способ достичь какой-то истины.//Советская Россия, 1988, 3 апреля (выступление 1981 года).
9. Туровская М. 7 ½ или Фильмы Андрея Тарковского.// http://lib.ru/CINEMA/kinolit/TARKOWSKIJ/turtarkowskij.txt_Contents
10. Яблоков И.Н. Религиоведение. – М., 2005.
Вопрос-ответ:
Какие точки соприкосновения можно найти между религией и кино?
Точки соприкосновения между религией и кино могут быть разными. Кино может использовать религиозные темы, символы и мотивы, чтобы передать определенные идеи и ценности. Религиозные фильмы могут вдохновляться верой и рассказывать истории о религиозных лидерах и событиях. Кино также может вызывать религиозные рефлексы и задавать вопросы о вере, морали и смысле жизни.
В чем особенности категорий религиозных фильмов?
Категории религиозных фильмов могут быть разнообразными. Одна из категорий - фильмы о библейских сюжетах, которые рассказывают истории из Библии о Боге, Иисусе Христе и других религиозных фигурах. Другая категория - фильмы о вере и духовности, которые исследуют религиозные темы и вопросы смысла жизни. Третья категория - фильмы, которые используют символы и мотивы религии для передачи определенного послания или эмоциональной атмосферы.
Какие фильмы можно отнести к категории религиозных фильмов?
К категории религиозных фильмов можно отнести такие известные работы, как "Христос", "Пассия Христа", "Бен-Гур", "Тень во тьме", "Моисей", "Адвокат дьявола", "Святой отец", "Богоматерь", "Укрощение строптивого", "Страсти Христовы". Эти фильмы рассказывают о религиозных событиях, вере, морали и духовности.
Что можно сказать о фильме "Андрей Рублев" режиссера Андрея Тарковского?
Фильм "Андрей Рублев" режиссера Андрея Тарковского является шедевром русского кино и одним из знаковых произведений мирового кинематографа. Фильм рассказывает историю жизни и творчества известного русского иконостаса Андрея Рублева и исследует темы веры, искусства и духовности. Этот фильм является глубоким рассуждением о роли искусства и веры в жизни человека и о соотношении искусства и религии.
Какая связь между религией и кинематографом?
Религия и кино имеют много точек соприкосновения. Кино как форма искусства может перенести на экран религиозные идеи, образы и символы, а религия, в свою очередь, может использовать кино для распространения своих учений и проповеди.
Какие категории религиозных фильмов существуют?
В книге "Религия и кино" автор разделяет религиозные фильмы на несколько категорий: библейские фильмы, фильмы о пророках и святых, религиозно-философские фильмы, мистические фильмы и фильмы о религиозной тематике.
Какая роль киноиграет в религиозной практике и обрядах?
Кино может использоваться в религиозных практиках и обрядах, например, в виде просмотра религиозных фильмов в храмах и церквях, на религиозных мероприятиях или в домашней обстановке. Фильмы могут служить как источник вдохновения, так и средство для передачи и распространения религиозных учений.
Какую роль сыграл Иисус в истории религии?
Иисус Христос является одним из самых важных и центральных персонажей в истории религии. Он основал христианство и его учения стали основой для многих религиозных верований. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса олицетворяют основные принципы веры и милосердия.