Законодательное регулирование прокурорского надзора: история и современность
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 18.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. История становления прокурорского надзора……. ……………………….........................................................................6
1.1. Возникновения и становления прокуратуррского надзора
с 1722 по 1917 г ( дореволюционная прокуратура ) ……………………………6
1.2. Законодательное регулирование прокурорского надзора советского периода…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Законодательное регулирование прокурорского надзора
в настоящее время ……………………………………………………………….16
2.1. Законодательное регулирование прокурорского надзора в постсоветский период…………………………………………………………………………….16
2.2. Особенности прокурорского надзора в современный период …………...24
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы ………………………………………………………………33
Данная позиция в литературе связывается с особенностями предмета надзора и с полномочиями, предоставленными законом прокурору для выполнения надзорной функции. Отсюда организация надзорной деятельности прокуратуры тесно взаимосвязана с общей эффективностью механизма прокурорского надзора, понятие которого является системообразующим для целостного понимания прокурорского надзора. Таким образом, механизм прокурорского надзора следует считать системой полномочий, средств и действий по обеспечению точного, безусловного и единообразного исполнения законов.Механизм прокурорского надзора единообразен для всех его направлений, так как задан общим государственно-правовым назначением и местом в правоохранительной системе. Здесь целесообразно выделить ряд этапов. На первом формируются прокурорско-надзорные правоотношения, а в их рамках устанавливается юридическая связь между субъектами. Одним из таких субъектов принято считать прокурора, что в целом бесспорно, но все же требует конкретизации, так как понятие «прокурор» трактуемо. В узком смысле это прокуроры в статусе руководителей прокуратуры, но в широком, как и целесообразно трактовать при анализе статуса прокурора как субъекта прокурорского надзора, это совокупность должностных лиц, поименованная в ст. 54 Закона «О прокуратуре...».Органы, организации и учреждения, их должностные лица, на чьи действия и правовые акты распространен прокурорский надзор, следует считать его объектами, так как их деятельность есть предмет прокурорского надзора. Указанные органы и лица не могут быть субъектами прокурорского надзора, даже будучи вовлечены в надзорную деятельность. В то же время в более общем понимании, являясь субъектами прокурорско-надзорных отношений, они могут быть отнесены к поднадзорным субъектам. В связи с этим субъекты прокурорско-надзорных правоотношений, будучи элементом механизма функционирования органов прокуратуры в сфере надзора, дифференцируются на субъектов прокурорского надзора и поднадзорных субъектов. Обе категории находятся в диалектической взаимосвязи, следуя которой многообразие и большое число последних не могут не обуславливать широкий подход к составу первых. Выявление такой взаимосвязи может показаться источником предложения о сокращении числа участников прокурорско-надзорных правоотношений. Так, в проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О прокуратуре РФ» данное предложение было реализовано путем исключения надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также надзора за их правовыми актами. Данная инициатива, реализованная в свое время при создании министерской системы Александром I, имела отрицательный результат, так как исключительно ведомственный контроль себя не оправдал. Вот и сегодня данная инициатива не была поддержана. В частности, Н.В. Мельников обоснованно указал на необходимость вмешательства прокуратуры, «которая является поисковым органом и не связана, как суд, приводным ремнем искового производства». При таком эвристическом характере деятельности прокуратуре ежедневно необходима актуальная и релевантная информация, которой, как правило, недостаточно, соответственно страдает и аналитическая работа.В современных крайне сложных условиях геополитического противостояния, санкций и неблагоприятной экономической конъюнктуры сложности многообразия объектов надзора необходимо преодолевать не путем механического сужения их круга, а научно обоснованным и концептуально проработанным выделением специфики территории, отраслей, приоритетных направлений надзора с последующим распределением обязанностей между прокурорскими работниками. Данная задача по сути организационная и решается «отладкой» механизма надзорной деятельности.Для уточнения состава поднадзорных субъектов прокурор полномочен истребовать информацию от органов государственной власти и местного самоуправления, регистрирующих и налоговых органов, банков и т.п. Для обеспечения надлежащего уровня информированности прокуратуры неоднократно ставилась задача налаживания взаимодействия с указанными органами так, чтобы необходимые сведения поступали в прокуратуру регулярно. При этом акцент всегда делался на взаимодействии прокуратуры с контролирующими органами, так как их возможности и огромный объем информации дают возможность прокурорам иметь адекватное представление о законности на подконтрольных объектах. Адекватное взаимодействие, собственно, и дает характеристику качества механизма прокурорского надзора.Информационное обеспечение включает как поиск и сбор, так и аналитическую работу, необходимую для выявления причин нарушений и определения мер их превенции. Анализ информации дает возможность прокурору точнее определить содержание своих мероприятий, планировать на перспективу, в частности и проверки, которые необходимо провести. Таким образом, надзорный механизм прокуратуры опирается на систематический и полный сбор, накопление, обработку и интерпретацию информации о состоянии законности. Результатом этой работы становится выбор поднадзорных субъектов, а также средств реагирования.Реализация надзорных полномочий ведется законодательно установленными правовыми средствами, под которыми принято понимать предусмотренные законодательством формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона. Таким образом, следующая фаза работы прокурорского надзорного механизма реализуется в форме конкретных действий по установлению фактов правонарушения, лиц, его совершивших, способа его совершения, размера ущерба и обстоятельств, способствовавших совершению правонарушения. На базе полученной информации о нарушении законности прокурор принимает решение о проверке поднадзорного объекта.ЗаключениеАнализ развития прокуратуры позволяет следующие этапы:дореволюционная прокуратура (1722-1917 гг.), развития включает этапы:а) и становления прокуратуры с 1722 по 1864 г.;б) и ее вплоть до 1917 г. (с 1864 по 1917 г.);прокуратура периода (1917-1993 гг.);прокуратура и современного периодов.Исторический срез российской советского показал ряд моментов, суть которых к следующему.1. воссоздания прокуратуры в государстве была последствиями войны и Великой Октябрьской революции, восстановления разрушенного и законности в стране. Для укрепления положения в Советском был ряд нормативных актов, ее основы, получила полноценный органа надзора, с первоначальным закреплением в юстиции.2. С СССР в Основном Законе 1924 г. прокуратура общесоюзную органов, а прокуратуру с подчинением Суду ССР. централизация прокурорского надзора создания прокуратуры СССР, с одновременной ликвидацией при Суде ССР.3. изменения в структуре органов в были с взаимоотношения с иными органами, на то, что прокуратура рассматривалась как организация, из системы государственных органов. расширения органов прокуратуры формировалась система с нижестоящих по статусу вышестоящим. прокуратуры были осуществлять свои независимо от бы то ни было органов, подчиняясь только прокурору СССР.4. В период в с введением на территориях положения органы были военизированы. В время характер советской прокуратуры был их независимостью. централизации и прокурорского надзора Конституция СССР 1977 г., а развитию функции - Закон о прокуратуре СССР.5. работы органов прокуратуры в период на прав трудящихся, борьбу с преступностью, элементами. При этом основная характеристика сводилась к государства, а - охране культа личности. прокуратура была социалистического государства, идеологии и определенные этой системой функции.6. порядка в авторитарном государстве основной прокуратуры в 30 - 40-е годы. В условиях военного задачи прокуратуры в в обеспечении законов, на обороноспособности страны. развенчания личности советской прокуратуры была на законности в экономики.7. С Конституции 1977 г. и Закона «О прокуратуре» 1979 г. спектр надзора, координация деятельности органов по с и иными правонарушениями. При этом прокурорского в самостоятельную форму деятельности, прокуроров из местных органов и влияний, их генеральному прокурору СССР под контролем. Позднее, в 80-х - 90-х годов, между органами, мероприятия ослабли, надзор был уже на народных депутатов, партии и движения. С Советского Союза прокуратура СССР свое существование.На сегодняшний день функциями являются обеспечение верховенства закона, и законности, и в деятельности прокуратуры защита прав и человека и гражданина. В со ст. 1 Федерального закона «О Российской Федерации» Российской - единая централизованная органов, от имени Российской надзор за Конституции Российской Федерации и законов, на Российской Федерации. внесло свои в направления, и приоритеты деятельности прокуратуры. Таким образом, российская имеет исторический опыт эффективной по за законов и обвинения в судах. сегодня - это правоохранительный орган, качество деятельности и кадров не сомнения. с уверенностью в будущее, ее всегда высоко востребована обществом, а участком данного органа должен надзор за законов и за прав и свобод и гражданинаВ современных условиях сохраняет актуальность вопрос о роли и месте прокуратуры в Российской Федерации, бывший предметом научных дискуссий еще в период активного реформирования правовой системы России, с конца 1980-х годов. По-прежнему не решен основной вопрос - о сущности прокуратуры и ее базовых функциях. Ответа на него нет и в Конституции. В связи с этим поиски концептуальной модели деятельности российской прокуратуры продолжаются. Исследователи разделились на три группы, где, соответственно, доминируют три позиции: прокуратура - орган надзора; институт государственного обвинения; сочетает первое и второе. На практике преобладает третья позиция, которая требует научного обоснования.Надзорная функция всегда «отставала» от функции гособвинения, которая считалась приоритетной в прокуратурах и сходных институтах развитых стран, у которых Россия заимствовала политико-правовой опыт. Следует учитывать, что формирование и развитие прокуратуры, реализация ее надзорной функции лежали в основе формирования в российском авторитарном (периодами - тоталитарном) правосознании политически заданной идеи законности.Список литературыНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - N 30. - Ст. 3012; 2010. - N 31. - Ст. 4197.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. - 2002. - N 46. - Ст. 4532.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 1.Федеральный закон от 7 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472.ЛитератураАлексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть // Организация управления в органах прокуратуры: Сб. ст. М., 2011. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учеб. для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. Байкин И.М. Прокуратура - орган государственной власти // Современное право. - 2009. - N 12. Байкин И.М. Прокуратура и судебная власть // Российская юстиция. 2009. N 10. Басков В.И. Прокурорский надзор: Учебник. - М., 2012.Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991 гг.) // Журнал российского права. - 2012. - N 12.Бондар А.В. Прокуратура Саратовской области. История и современность. 2014 // Официальный интернет-портал, www.sarprok.ru.Бывальцева С. Защита прав и свобод человека // Законность. 2008. N 9. Бывальцева С.Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 5. Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы // История государства и права. - 2014. - N 15.Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. - 2015. - N 4. Кирилловых А.А. К истории развития правового статуса советской прокуратуры // История государства и права. 2011. N 24. Мельников Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России // Государство и право. 2013. N 5.Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.Е. Виноградова. М., 2014. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Издательство НОРМА, 2013. Синельщиков Ю.П. Настольная книга прокурора. М.: Экслит. 2012. Устинов В.В. Доклад на расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры РФ, февраль 2006 г.Шобухин В.Ю. Надзор за исполнением законов как одно из основных направлений деятельности прокуратуры // Правоведение. 2014. N 6. Шобухин В.Ю. Статус российской прокуратуры. СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - N 30. - Ст. 3012; 2010. - N 31. - Ст. 4197.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. - 2002. - N 46. - Ст. 4532.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Федеральный закон от 7 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472.
Литература
6. Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть // Организация управления в органах прокуратуры: Сб. ст. М., 2011.
7. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учеб. для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.
8. Байкин И.М. Прокуратура - орган государственной власти // Современное право. - 2009. - N 12.
9. Байкин И.М. Прокуратура и судебная власть // Российская юстиция. 2009. N 10.
10. Басков В.И. Прокурорский надзор: Учебник. - М., 2012.
11. Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991 гг.) // Журнал российского права. - 2012. - N 12.
12. Бондар А.В. Прокуратура Саратовской области. История и современность. 2014 // Официальный интернет-портал, www.sarprok.ru.
13. Бывальцева С. Защита прав и свобод человека // Законность. 2008. N 9.
14. Бывальцева С.Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 5.
15. Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы // История государства и права. - 2014. - N 15.
16. Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. - 2015. - N 4.
17. Кирилловых А.А. К истории развития правового статуса советской прокуратуры // История государства и права. 2011. N 24.
18. Мельников Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России // Государство и право. 2013. N 5.
19. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.Е. Виноградова. М., 2014.
20. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Издательство НОРМА, 2013.
21. Синельщиков Ю.П. Настольная книга прокурора. М.: Экслит. 2012.
22. Устинов В.В. Доклад на расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры РФ, февраль 2006 г.
23. Шобухин В.Ю. Надзор за исполнением законов как одно из основных направлений деятельности прокуратуры // Правоведение. 2014. N 6.
24. Шобухин В.Ю. Статус российской прокуратуры. СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.
Вопрос-ответ:
Какова история становления прокурорского надзора?
История становления прокурорского надзора имеет несколько этапов развития, начиная с дореволюционной прокуратуры в России в период с 1722 по 1917 год. Затем в советском периоде было проведено законодательное регулирование прокурорского надзора. Подробнее об этом можно узнать в соответствующих главах статьи.
Какой период относится к дореволюционной прокуратуре?
Дореволюционная прокуратура в России существовала с 1722 по 1917 год. В этот период прокурорский надзор стал формироваться и развиваться, обретая определенные функции и полномочия.
Какое законодательное регулирование было проведено в советский период?
В советский период было проведено законодательное регулирование прокурорского надзора. Это включало в себя принятие законов и нормативных актов, устанавливающих полномочия и функции прокуратуры. Более подробную информацию можно найти в соответствующей главе статьи.
Какие функции и полномочия имел прокурорский надзор?
Прокурорский надзор имеет различные функции и полномочия, которые варьируются в зависимости от периода истории. В дореволюционной прокуратуре прокурорский надзор включал контроль за соблюдением закона и осуществлением правосудия, а также защиту прав и интересов государства, правопорядка и общего блага. В советском периоде функции прокурорского надзора расширились и включали контроль за исполнением законов, борьбу с преступностью и коррупцией, а также защиту прав и свобод граждан.
Какие законы и нормативные акты относятся к законодательному регулированию прокурорского надзора?
Законодательное регулирование прокурорского надзора включает ряд законов и нормативных актов, которые устанавливают полномочия и функции прокуратуры. К ним относятся, например, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и другие законы, а также постановления и распоряжения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Подробнее об этом можно узнать в соответствующей главе статьи.
Какова история становления прокурорского надзора?
Прокурорский надзор имеет долгую историю, начиная с его возникновения в Российской империи с 1722 года и дореволюционной прокуратуры. В советский период прокурорский надзор регулировался соответствующими законодательными актами. В настоящее время прокурорский надзор является важной составляющей системы правоохранительных органов, обеспечивая соблюдение законности и защищая права граждан и государственные интересы.
Как прокурорский надзор регулировался в период советской власти?
Прокурорский надзор в советском периоде регулировался соответствующими законодательными актами, такими как Конституция СССР и Уголовный кодекс РСФСР. Прокурорские органы осуществляли надзор за соблюдением законности в сферах правопорядка, борьбы с преступностью, защиты государственных интересов и прав граждан. Это позволяло обеспечивать защиту прав и свобод граждан, а также строгое исполнение законов.
Что представляет собой прокурорский надзор в современности?
В современности прокурорский надзор является важной функцией прокуратуры, направленной на контроль за соблюдением законности, защиту прав и свобод граждан, а также обеспечение государственных интересов. Прокурорский надзор осуществляется в различных сферах: правопорядок, борьба с коррупцией, защита прав детей, защита прав потребителей и др. Прокурорские органы проводят проверки, расследования и предъявляют обвинения в случае выявления нарушений закона.
Какое значение имеет законодательное регулирование прокурорского надзора?
Законодательное регулирование прокурорского надзора играет важную роль в обеспечении его эффективной работы и защите прав и свобод граждан. Законы и нормативно-правовые акты определяют полномочия прокурорских органов, порядок проведения проверок и расследований, а также ответственность за нарушения законодательства. Это позволяет гарантировать прозрачность и законность деятельности прокурорского надзора и обеспечивать справедливость в правовом государстве.