Проблема коррупции в системе экономической безопасности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 32 32 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 25.12.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Коррупция в экономической сфере 5
1.1. Влияние коррупции на состояние экономики 5
1.2. Специфика противодействия коррупции в области обеспечения экономической безопасности 8
2. Анализ состояния коррупции в России 11
2.1. Коррупция как угроза безопасности 11
2.2. Характеристика коррупции в области государственных закупок 15
3. Проблема противодействия коррупции в России 18
3.1. Механизм противодействия коррупции в России 18
3.2. Пути преодоления коррупции в России 23
Заключение 31
Список использованной литературы 32


Фрагмент для ознакомления

Это делает коррупционные преступления латентными и общественно опасными. Отметим, что коррупционные правонарушения относятся к числу редко выявляемых противоправных деяний. Регистрируется лишь несколько процентов или доли процента реально совершенных преступлений коррупционной направленности [3, c.235].Как отмечает В. М. Егоршин, «отношение населения к проституции намного негативнее, чем к коррупции: 37 % опрошенных граждан оправдывают существования взяточничества и лишь 25% оправдывают проституцию». Как отмечает исследователь А. И. Долгова, «признание коррупции в чреде государственных служащих является нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров». Этот факт можно проиллюстрировать также данными инициативного опроса Всероссийского центра опроса общественного мнения, который был проведен 14-15 марта 2015 года. Так, 40 % опрошенных граждан считают, что уровень коррупции в России остается высоким, при этом, по мнению 56 % граждан, коррупцию победить полностью невозможно.Для наиболее полного понимания ситуации можно также привести данные опроса, проведенного 06 апреля 2016 «Левада Центром». Согласно результатам указанного исследования, россияне считают, что в России уровень коррупции выше, чем на Западе. Подавляющее большинство граждан уверены, что этим злом поражена вся власть. Так, четверть опрошенных респондентов ответили социологам, что российская власть полностью поражена коррупцией. Еще 51 % уверены, что это произошло в значительной степени.Равнодушное отношение общества, а, зачастую даже склонение должностных лиц к совершению противоправных деяний, является мощным фундаментом существования коррупции. Такое социальное одобрение коррупционных явлений объясняется непониманием граждан сущности понятий «коррупция» и «коррупционное преступление». Отметим, что в российском уголовном законодательстве нет четкого и всеобъемлющего определения этих явлений. В Уголовном Кодексе Российской Федерации преступления коррупционной направленности не выделены в отдельную главу, что затрудняет восприятие данных правовых норм и их правоприменение. Таким образом, считаем необходимым модернизировать настоящее уголовное законодательство с учетом указанных предложений.В целях недопущения трудоустройства в органы государственной и муниципальной власти, а также в организации с государственным участием и государственные корпорации лиц, склонных к коррупционному поведению, необходимо создать единый всероссийский реестр лиц, которые когда-либо были уличены в совершении коррупционных преступлений. Данная база позволила бы осуществлять более качественный подбор кандидатов для органов государственной и муниципальной власти, не совершавших каких-либо коррупционных проступков или преступлений и не склонных к коррупционному поведению. Доступ к базе данных должен предоставляться лишь ограниченному кругу сотрудников министерств и ведомств, поскольку опубликование таких сведений нарушило бы конституционные права граждан. Подобная мера, например, уже реализуется в рамках антикоррупционной политики Японии.Кроме этого, с нашей точки зрения, необходимо совершенствовать работу правоохранительных органов по выявлению и пресечению коррупционных преступлений. Неотвратимость наказания за совершенное коррупционное деяние, провозглашенная пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», должна быть реализована в полной мере. К сожалению, на практике настоящее положение в полной мере не работает. Неутешительную статистику привел Президент Российской Федерации В. В. Путин в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию в Георгиевском зале Кремля 03 декабря 2015 года. В своем выступлении он обратил внимание собравшихся на уголовную статистику по привлечению к ответственности лиц, за совершение экономических преступлений. «За 2014 год из почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам до суда дошли лишь 46 тысяч, еще 15 тысяч дел развалились в суде. То есть приговором закончились 15 % дел. Этот факт не только порождает чувство безнаказанности в сознании должностных лиц, но и наносит существенный материальный урон бюджету государства. Так, по статистике из 15,5 млрд. рублей, подлежащих взысканию, по делам о коррупции в прошлом году удалось вернуть только 588 млн. рублей».Учитывая тот факт, что из-за коррупционных преступлений убытки государственного бюджета исчисляются миллиардами рублей, считаем необходимым внести в уголовное законодательство Российской Федерации такую меру ответственности, как конфискация имущества субъекта коррупционного преступления. Однако нельзя не отметить тот факт, что зачастую такие лица переводят незаконно полученное имущество на имя своих супругов, детей и родственников, поэтому необходимо ввести в действующее антикоррупционное законодательство такое понятие как «презумпция виновности». В том случае, если член семьи или близкого окружения лица, совершившего коррупционное преступление не докажет законность источника происхождения данного имущества, то данное имущество также должно подвергнутся конфискации. В этой связи приведем позитивный опыт Сингапура, который входит в число стран с наименьшим уровнем распространения коррупции. Так, в Сингапуре в 1989 г. принят Закон о коррупции, который разрешил суду конфисковывать собственность и деньги у изобличенного в коррупции лица. Согласно указанному закону, должностных лиц обязали указывать свои доходы, а также отсутствие у них долгов перед государством, а граждан - быть в ответе за осуществление коррупционных преступлений даже в других странах.Кроме того, полагаем, что действенной мерой противодействия коррупции стало пожизненное лишение лица за совершение коррупционного преступления лицо права занимать должности в сфере государственной и муниципальной власти, а также в государственных корпорациях и коммерческих организациях с государственным участием.Также необходимо разработать алгоритм действий по блокировке финансовых счетов коррупционера, аресту его имущества на ранних стадиях расследования уголовного дела.Для повышения эффективности антикоррупционной деятельности считаем необходимым ужесточить требования к лицам, претендующим на замещение государственных и муниципальных должностей. При трудоустройстве для кандидата было бы целесообразным провести специальное тестирование, по итогам которого могла быть выявлена склонность лица к коррупционному поведению, а также проверка его на полиграфе.Кроме этого, в целях предотвращения фактов совершения коррупционных преступлений считаем необходимым повысить уровень заработной платы для государственных и муниципальных служащих. Эта мера повысит престиж государственной и муниципальной службы, а также снизит риск совершения коррупционных деяний.Весомый вклад в проведение эффективной борьбы с коррупцией в области законотворчества вносит Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Действие указанного закона направлено на анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с целью выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В соответствии с ч.2 ст.1 настоящего закона под коррупиогенными факторами понимаются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.В целях повышения эффективности реализации требований настоящего нормативно-правового акта считаем необходимым путем анализа наиболее часто встречающихся коррупциогенных факторов, выявлять причины, побудившие законодателя включить данные коррупционно опасные положения в проект закона. Данная мера позволит исключить так называемые «лазейки» в законе, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться бизнес сообщества.Для повышения эффективности антикоррупционной деятельности и реализации ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед судом и законом необходимо сократить перечень лиц, в отношении которых, согласно Уголовно-процессуальному Кодексу Российской Федерации, применяется особый порядок рассмотрения уголовных дел и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также существенно упростить порядок лишения таких лиц неприкосновенности.Полагается необходимым закрепление в ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации специальных норм, предусматривающих возможность и порядок освобождения лиц от уголовной ответственности в случае добровольного сообщения лицом о даче им взятки, посредничестве во взяточничестве, склонению к взяточничеству или в коммерческом подкупе на основании примечания к соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.В целях повышения заинтересованности потенциальных взяткодателей в сообщении о фактах дачи взяток в правоохранительные органы, а также иных лиц о совершении преступления и побуждения их к совершению действий коррупционной направленности, принятие указанного решения должно осуществляться без каких-либо отрицательных последствий для лица, в отношении которого такое решение принимается.Полагаем, что реализация данных мер будет способствовать совершенствованию антикоррупционного законодательства и эффективности его применения, а также станет залогом формирования антикоррупционного правосознания россиян.ЗаключениеЯвление коррупции в российской экономике активно развивается. Развитие коррупционных отношений осуществляется в силу слабой эффективности действующих властных институтов, которые вынуждают индивида находить параллельные пути осуществления реализации собственных экономических интересов. Слабая эффективность институтов связана с несоответствием правовых и законодательных норм объективным законам развития национальной экономики.Можно выделить несколько форм развития коррупции в системе экономики страны: 1) коррупционер выступает в качестве инициатора коррупционных отношений;2) инициатор коррупционных отношений – корруптер;3) коррупция является отражением сращивания бизнеса и власти. Развитие подобного явления в системе экономических отношений связано со спецификой социальных и правовых норм, особенностями деятельности государственных структур, определяя нарушение легальных условий реализации экономических интересов граждан, а также ущемление свобод в области отношений собственности и экономической деятельности. Для экономической безопасности представляет наибольшую угрозу закрепление коррупции путем ее трансформации в устойчивую форму экономических отношений. Препятствием на пути к данному результату может быть экономическое стимулирование со стороны государственных органов власти и увеличение рисков в случае нарушения должностных полномочий. Развитие коррупции в России связано с масштабностью теневой экономики, неэффективностью формальных институтов, высоким уровнем социального неравенства, низким уровнем распределения безналичных форм расчета, а также неудовлетворительными условиями для реализации экономических интересов и институтов российского гражданского общества.Список использованной литературыФедеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции»//Консультант-плюс//URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200569#0 (дата посещения – 25.11.2016)Алешин С. Противодействие коррупции как фактор экономической безопасности России// Развитие российской экономики: проблемы и перспективы Сборник статей участников V Международного научного студенческого конгресса. 2014. С. 35-39.Балаев Х.Р. Коррупция как угроза экономической безопасности предпринимательской деятельности// Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета «Студенческая наука - агропромышленному комплексу» В 2-х частях. Владикавказ, 2016. С. 235-237.Балог М.М. Влияние коррупции на экономическую безопасность// Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития Материалы II Международной научно-практической конференции : В 2 частях. 2015. С. 298-304.Брюханова А.А. Влияние коррупции на экономическую безопасность Российской Федерации// Наука в исследованиях молодежи - 2016 Материалы студенческой научной конференции. 2016. С. 32-34.Бузин Р.В. Коррупция как внутренняя угроза экономической безопасности национальной экономики России// Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. № 1 (48). С. 244-250.Грачева Н.Л. Коррупция как прямая угроза экономической безопасности государства// Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 211-214.Егоров В.А. Коррупция в обществе как угроза экономической безопасности// Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 5. С. 87-92.Дабагян А.А. К вопросу об экономической безопасности России: проблема коррупции//Наука сегодня: проблемы и пути решения. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 140-142.Данилина М.В. Коррупция – угроза экономической безопасности РФ// В поисках новой модели научной и образовательной деятельности: современные проблемы и методы обеспечения экономической безопасности сборник научных статей по материалам ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 130-132.Кореницина Т. Влияние коррупции на экономическую безопасность// Экономический дискурс 2014. С. 26-28.Кошкина И.А. Влияние коррупции на экономическую безопасность// Молодой ученый. 2016. № 1. С. 387-389.Крохичева Г.Е. Коррупция и экономическая безопасность// Научное обозрение. 2014. № 10-3. С. 769-771.Кузнецова Е.И. Коррупция в системе угроз экономической безопасности// Путеводитель предпринимателя. 2016. № 30. С. 86-92.Луговской Р.А. Борьба с коррупцией и экономическая безопасность России// Реструктуризация экономики России и промышленная политика Труды научно-практической конференции с зарубежным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. 2015. С. 399-405.Николаева И.В. Проблема коррупции и основные методы борьбы с ней в системе экономической безопасности России// Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития Сборник студенческих научных трудов. Редколлегия: Е.К. Карпунина [и др.]. 2016. С. 135-141.Николкина Н.Г. Экономическая безопасность как цель политики противодействия коррупции// Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 121-123.Перевалова Т.Ф. Об отделе экономической безопасности и противодействия коррупции//Уголовный закон Российской Федерации: проблемы правоприменения и перспективы совершенствования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2016. С. 139-143.Сангаева Т.Е. Влияние коррупции на экономическую безопасность// Экономическая безопасность и финансово-кредитные отношения в современных условиях: подходы, проблемы и направления совершенствования первая Международная научно-практическая сессия: сборник трудов конференции. Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. 2016. С. 66-69.Трошина С.Н. Коррупция как угроза экономической безопасности// XXI Державинские чтения Материалы Общероссийской научной конференции: в 2 частях. Ответственный редактор Е.К. Карпунина. 2016. С. 313-319.Элова Г.В. Влияние на экономическую безопасность коррупции// Апробация. 2015. № 9 (36). С. 108.

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции»//Консультант-плюс//URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200569#0 (дата посещения – 25.11.2016)
2. Алешин С. Противодействие коррупции как фактор экономической безопасности России// Развитие российской экономики: проблемы и перспективы Сборник статей участников V Международного научного студенческого конгресса. 2014. С. 35-39.
3. Балаев Х.Р. Коррупция как угроза экономической безопасности предпринимательской деятельности// Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета «Студенческая наука - агропромышленному комплексу» В 2-х частях. Владикавказ, 2016. С. 235-237.
4. Балог М.М. Влияние коррупции на экономическую безопасность// Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития Материалы II Международной научно-практической конференции : В 2 частях. 2015. С. 298-304.
5. Брюханова А.А. Влияние коррупции на экономическую безопасность Российской Федерации// Наука в исследованиях молодежи - 2016 Материалы студенческой научной конференции. 2016. С. 32-34.
6. Бузин Р.В. Коррупция как внутренняя угроза экономической безопасности национальной экономики России// Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. № 1 (48). С. 244-250.
7. Грачева Н.Л. Коррупция как прямая угроза экономической безопасности государства// Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 211-214.
8. Егоров В.А. Коррупция в обществе как угроза экономической безопасности// Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 5. С. 87-92.
9. Дабагян А.А. К вопросу об экономической безопасности России: проблема коррупции//Наука сегодня: проблемы и пути решения. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 140-142.
10. Данилина М.В. Коррупция – угроза экономической безопасности РФ// В поисках новой модели научной и образовательной деятельности: современные проблемы и методы обеспечения экономической безопасности сборник научных статей по материалам ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 130-132.
11. Кореницина Т. Влияние коррупции на экономическую безопасность// Экономический дискурс 2014. С. 26-28.
12. Кошкина И.А. Влияние коррупции на экономическую безопасность// Молодой ученый. 2016. № 1. С. 387-389.
13. Крохичева Г.Е. Коррупция и экономическая безопасность// Научное обозрение. 2014. № 10-3. С. 769-771.
14. Кузнецова Е.И. Коррупция в системе угроз экономической безопасности// Путеводитель предпринимателя. 2016. № 30. С. 86-92.
15. Луговской Р.А. Борьба с коррупцией и экономическая безопасность России// Реструктуризация экономики России и промышленная политика Труды научно-практической конференции с зарубежным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. 2015. С. 399-405.
16. Николаева И.В. Проблема коррупции и основные методы борьбы с ней в системе экономической безопасности России// Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития Сборник студенческих научных трудов. Редколлегия: Е.К. Карпунина [и др.]. 2016. С. 135-141.
17. Николкина Н.Г. Экономическая безопасность как цель политики противодействия коррупции// Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 121-123.
18. Перевалова Т.Ф. Об отделе экономической безопасности и противодействия коррупции//Уголовный закон Российской Федерации: проблемы правоприменения и перспективы совершенствования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2016. С. 139-143.
19. Сангаева Т.Е. Влияние коррупции на экономическую безопасность// Экономическая безопасность и финансово-кредитные отношения в современных условиях: подходы, проблемы и направления совершенствования первая Международная научно-практическая сессия: сборник трудов конференции. Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. 2016. С. 66-69.
20. Трошина С.Н. Коррупция как угроза экономической безопасности// XXI Державинские чтения Материалы Общероссийской научной конференции: в 2 частях. Ответственный редактор Е.К. Карпунина. 2016. С. 313-319.
21. Элова Г.В. Влияние на экономическую безопасность коррупции// Апробация. 2015. № 9 (36). С. 108.

Вопрос-ответ:

Какая проблема описывается в статье?

Проблема коррупции в системе экономической безопасности.

Как коррупция влияет на состояние экономики?

Коррупция негативно влияет на экономику, она ухудшает инвестиционный климат, повышает стоимость товаров и услуг, ослабляет конкуренцию, подрывает доверие к правительству и снижает экономический рост.

Каким образом осуществляется противодействие коррупции в области обеспечения экономической безопасности?

Противодействие коррупции включает в себя создание эффективной системы контроля и наказания, повышение прозрачности и открытости в государственных закупках, разработку антикоррупционных стратегий и программ, обучение служащих правилам этики и укрепление требований к финансовой отчетности.

В чем заключается угроза коррупции для безопасности государства?

Коррупция угрожает безопасности государства, так как она ослабляет легитимность и авторитет государственных органов, создает неравенство в доступе к ресурсам, способствует проникновению организованной преступности и терроризма, а также подрывает экономическую стабильность и развитие.

Каковы пути противодействия коррупции в России?

Пути противодействия коррупции в России включают укрепление законодательства, улучшение эффективности правоохранительных органов и судебной системы, повышение уровня образования и осведомленности населения, разработку антикоррупционных программ и мероприятий, а также активное участие общественности в борьбе с коррупцией.

Как коррупция влияет на экономику?

Коррупция оказывает негативное влияние на экономику, поскольку она увеличивает издержки бизнеса, искажает конкуренцию и снижает инвестиционные потоки. Коррупция также приводит к неправильному распределению ресурсов, что в конечном итоге сказывается на уровне экономического развития страны.

Каким образом коррупция влияет на область государственных закупок?

Коррупция в области государственных закупок приводит к порче деловой репутации страны и ухудшает условия ведения бизнеса. Она приводит к нарушению конкуренции и снижению качества предлагаемых товаров и услуг. Кроме того, коррупция в этой сфере может приводить к переплатам за закупаемые товары и услуги, что негативно сказывается на бюджете страны.

Каков механизм противодействия коррупции в России?

Механизм противодействия коррупции в России включает в себя широкий спектр мер, таких как законодательные и организационные изменения, усиление контроля и наказания за коррупционные деяния, а также повышение общественной осведомленности о проблеме коррупции. В последние годы в России были приняты ряд законов и созданы специализированные органы, которые занимаются борьбой с коррупцией.

Какие пути противодействия коррупции можно предложить в России?

Для противодействия коррупции в России можно предложить следующие пути: ужесточение наказаний за коррупционные преступления, повышение требований к чиновникам, улучшение прозрачности государственных закупок, упрощение процедур и устранение лишних административных барьеров, а также активное привлечение граждан к контролю за деятельностью государственных органов.

Какая проблема обсуждается в статье?

В статье обсуждается проблема коррупции в системе экономической безопасности.

Как коррупция влияет на состояние экономики?

Коррупция негативно влияет на экономику, поскольку приводит к ухудшению условий для предпринимательства и инвестиций, искажает справедливое распределение ресурсов, подрывает доверие к правительству и создает неблагоприятные условия для развития бизнеса.

Какая специфика противодействия коррупции в области обеспечения экономической безопасности?

Противодействие коррупции в области обеспечения экономической безопасности требует разработки и внедрения эффективных механизмов контроля, ужесточения наказаний за коррупционные преступления, повышения прозрачности процессов государственных закупок и укрепления системы этических норм и принципов.