Национальный вопрос среднеазиатском регионе 1985-2000

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История современная
  • 29 29 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 26.12.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение ---------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Распад СССР и образование независимых государств Центральной Азии------------------------------------------------------------------ 5
1.1 Распад СССР образование СНГ 1985-1991г.-------------------- 5
1.2 Создание и развитие независимых государств в Центральной Азии. 1991-2000 г.-------------------------------------------------------------------- 8
Глава 2. Национальные конфликты на территории Центральной Азии--------------------------------------------------------------------------------------------- 17
2.1 Хроника первых конфликтов на территории Центральной Азии за период с 1985г. по 1991г.--------------------------------------------------------- 17
2.2 Военные действия на территории Центральной Азии в период с 1991 г. по 2000 г.-------------------------------------------------------------------- 20
Заключение ------------------------------------------------------------------- 25
Список литературы ---------------
Фрагмент для ознакомления

От руководства области стали требовать, чтобы приняли меры для регулирования внутренней миграции, решили вопросы с пропиской, жильем, трудоустройством киргизской молодежи. Так наблюдался значительный перекос в сфере обслуживания и торговли, где в основном работали лица узбекской национальности.Тогда на митинги вышли уже узбеки, на которых они стали требовать, чтобы Ошскую область сделали центром узбекской культуры и предоставили ей автономию. Свои требования они выдвигают перед руководством Ошской области и назначают срок решения на 4 июня. Со своей стороны митингующие киргизы тоже выдвигают свои требования и назначают тот же срок.Руководство попыталось разрешить конфликт мирным путем. Принято решение выделить под застройку 662 га земли. Большинство киргизов и узбеков были согласны с таким решением. Но представители киргизской организации «Ош аймагы» стали требовать о выделить 30 га земли именно на территории колхоза им.Ленина, на территории которого проживало большинство узбеков. Это привело к беспорядкам, которые начали представители узбекской организации «Адолат». Милиция не смогла их остановить. Тогда местные власти вышли на площадь и пообещали, что выделят на территории колхоза им.Ленина около 500 квартир особо нуждающимся киргизам, остальных распределят по другим хозяйствам. Узбекам пообещали выполнить все их требования, кроме автономии области.Но разъяренную толпу уже было не остановить словами, узбеки начали крушить все вокруг, им на помощь добавились прибывшие из Узбекистана соплеменники. Им в противовес стали собираться киргизы. Это привело к резне, она захватила всю Ошскую область и только спустя несколько дней ее смогли подавить силами МВД и ОМОНа.Жилищная проблема спровоцировала беспорядки и в феврале 1990г. в Таджикистане. В то время на территории Таджикистана проживало некоторое количество армянских семей. К ним приехали беженцы-родственники. По стране прокатался слух, о том, что армянским беженцам будут выдавать жилье. Местное население вышло на митинги с требованием разъяснить ситуацию, представители власти не предприняли никаких шагов для предотвращения зарождающихся волнений. Это привело к появлению нацистских лозунгов, начались погромы и беспорядки. Для прекращения беспорядков власти отправили ОМОН и спецназ "Альфа".Началась миграция беженцев из Таджикистана, из страны уезжали армяне, русские, евреи. Среди них было много ценных специалистов, что привело к торможению развития самой республики.Все эти события показывают, насколько накопилось в регионе различных социальных и материальных проблем. И все это нельзя списать на рост национального самосознания, здесь присутствует все аспекты несовершенства системы, заложенной еще во времена союза.2.2 Военные действия на территории Центральной Азии в период с 1991 г. по 2000 г Социальная и межэтническая напряженность в регионе нарастает. Об этом свидетельствует гражданская война в Таджикистане, военные действия на территориях Киргизии и Узбекистана против исламистских военных формирований. Гражданскую войну в Таджикистане спровоцировало противостояние законной властью и оппозицией.26 марта 1992 г. в Душанбе проводится несанкционированный митинг, требованиями митингующих были отставка С.Кенджаева, роспуск парламента, проведение досрочных выборов на основе многопартийности. Основным ядром оппозиции стали бедные слои населения, ветераны, студенчество, которые были недовольны падением благосостояния. Крылом оппозиции стала религиозная организация Исламская партия возрождения. На другой площади города был организован митинг в поддержку законной власти, они поддерживали С. Кенджаева, требовали обнародовать проект Конституции, сместить главное духовное лицо Казикалона, не допустить государственный переворот, выступали против исламской республики в Таджикистане.Руководство республики не пошло на поводу у оппозиции. С.Кеджаев был утвержден на пост Председателя Верховного Совета. Продолжается формирование Национальной гвардии.Противоборствующие группировки стали предпринимать акции направленные на военнослужащих и членов их семей. Это отрицательно воспринималось в среде военных, направляло на ответные действия.Так целый ряд событий в ночь с 6 на 7, а также 10 мая 1992 г., спровоцировали военных вывести танки на улицы Душанбе, чтобы выступить на свою защиту. Начались бои между сторонниками власти и оппозицией, в ход пошла и бронетехника и тяжелые орудия.Конфликт перерос в гражданскую войну. Такое развитие могло взорвать весь среднеазиатский регион, в который активно могли вмешаться силы имеющие корни иранские, афганские. Так только за июль-август 1992г. пограничниками неоднократно пресекались попытки проникновения вооруженных боевиков на территорию Таджикистана. Серьезно выросла контрабанда наркотиков.Власти СНГ были серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией, и 24 сентября 1993 г. принимается решение о создании миротворческих сил, куда вошли вооруженные силы от РФ, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. ИХ задачей было нормализовать положение на границе, создать условия для проведения переговоров между сторонниками конфликта, оказание гуманитарной помощи беженцам, местному населению.Переговоры были затяжными. Начались они еще в 1994 г.и закончились только 27 июня 1997г., когда было подписанно соглашение между сторонами в Москве.Затянувшая гражданская война принесла значительный ущерб экономике Таджикистана. Это был самый кровопролитный конфликт на территории постсоветского пространства после распада союза.Другой военный конфликт произошел на границах Киргизии в 1999-2000г. Банды Исламского движения Узбекистана попыталось проникнуть на территорию Киргизии. Эти события могли нарушить независимость страны, ее территориальную целость. Показали, что существуют значительные проблемы решения национальной безопасности.Власти Киргизии не уделяют достаточного внимания военной политике страны. Вооруженные силы слабо подготовлены, нет контроля проблем национальной безопасности, социальные, экономические проблемы на юге страны. Где в то время находилось большое количество беженцев с театра военных действий Таджикистана. Все эти причины послужили причиной неудач при противостоянии вторжению.Так при ведении военной операции были допущены серьезные просчеты со стороны властей Киргизии.Переговоры были проведены без подготовки, согласились на выполнение всех условий. Дали возможность беспрепятственно вернуться им на свои базы, выплатили выкуп за заложников.Но и после ухода боевиков, киргизские власти не сделали соответствующих выводов, чтобы предотвратить повторение подобных инцидентов. Границы не были укреплены должным образом.Анализ ситуации показывает, что киргизское правительство не в полной мере обладало достоверной информацией для принятия решений.ЗаключениеКонфликты отрицательно сказываются на жизни на жизнь населения региона. Мы понимает, что региональная безопасность в Центральной Азии может быть решена, только если учитывать проблему межэтнических конфликтов. Поэтому актуальность исследований проблем межнациональных отношений, способов разрешения пограничных конфликтов не вызывает никаких сомнений.Рассматривая историю формирования этнической карты современной Центральной Азии на протяжении трёх тысяч лет, можно наблюдать весь процесс, который привел к формированию таких межэтнических отношений, рассмотреть их определенные особенности за каждый период развития истории. Особое внимание необходимо обратить на традиционные методы разрешения конфликтных ситуаций.Взаимодействие различных этнических групп на территории Средней Азии на протяжении всего периода многовековой истории, разноплановые отношения могут дать богатый материал для изучения проблемы. В каждом обществе всегда есть определённые круги (как внутренние, так и внешние силы), которые стремятся использовать трудности в межнациональных отношениях, проблемы межэтнических конфликтов, чтобы достичь свои политические цели, сталкивая представителей разных национальностей и групп населения между собой. Изучая историю взаимоотношений между народами, исследуя их большой опыт толерантности, и стремление положительно решить многие конфликтные ситуации в прошлом, учитывая современные реалий, являются актуальными для дальнейшего развития межнациональных отношений в Центральной Азии.При появлении в Центральной Азии суверенных республик – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - не только изменилась политическая картина региона. Это значительно сказалось на характере межэтнических отношений. В таких условиях этнические конфликты, даже если это небольшой локальный инцидент, выходят на уровень межгосударственного. И это соответственно оказывает влияние на взаимоотношения государств региона. Нехватка ресурсов обострила борьбу за их обладание. Рассматривая, историю запрошедшие 20 лет мы понимаем, что на территории Центральной Азии уровень конфликтогенности продолжает оставаться еще довольно высоким. Это и Ошские события, и этнические конфликты между узбеками и киргизами в 2010 году, и обострение конфликта в Исфаре и т.д. «Спорные» территории это еще один из аспектов возникновения конфликтов. Именно эти «спорные» территории часто становятся причинами разгорающихся конфликтов, и это подтверждают события последних лет.Такие проблемы как: - конфликты между титульными этносами, обусловленный зачастую дискриминацией; - многочисленность диаспор, которые присутствуют во всех соседних государствах; - незавершенность демаркации границ; - бедность основной массы населения; - высокие темпы прироста населения.Все выше перечисленные причины наиболее опасны сейчас, они и обуславливают сохранение в странах Центральной Азии значительного конфликтного потенциала.Список литературыБаженов, А.М. Социология международных отношений: учебное пособие. А.М. Баженов. – М.: ЦСПиМ. – 2013. – 299 с.Дергачев В.А. Регионоведение.2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 519 с.Евразийская стратегия суверенного Казахстана. Научное издание.под ред. Б. К. Султанова. – Алматы: КИСИ, 2005. – 202с.История таджикского народа. Новейшая история т. 6. Под ред. акад. АН РТ Р. М. Масова. - Душанбе, 2011г. – 742 с.Ким, М.Ч. Приоритеты безопасности Центральной Азии начала XXI века: транснациональные вызовы и угрозы. М.Ч. Ким.: Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2008г. Том 8 № 1. – 141 с.Киргизский переворот. Март-апрель 2005. Сборник сост. Павловский Г.О. - Москва: Европа. 2005 г. – 216 с.Кожемякин, С. Киргизия и Узбекистан: опасные искры конфликтов С. Кожемякин: Правда. – 2013г. № 2– 8 с. Кошанов А., Хусаинов Б. Проблемы интеграции государств Центральной Азии. Центральная Азия и Кавказ. – 2001. – № 1.Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: Геополитика. Этничность. Безопасность. Алматы: Издательский дом Казахстан.2002 г. – 198 с.Майтдинова Г.М. Международное сотрудничество в Центральной Евразии по обеспечению региональной безопасности: противодействие новым угрозам, механизмы, векторы взаимодействия. В сб. материалов  Междунар. конф. «Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и Российской Федерации в новых геополитических реалиях»: Душанбе, 9 ноября 2010 г.- Душанбе, 2011, с.221-222.Малышева Д.Б. Центральноазиатский узел мировой политики. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 100 с.Масов Р.М. Таджики: история национальной трагедии. Душанбе: Ирфон, 2008 – 540с.Матвеев А. Последствия распада СНГ на постсоветском пространстве можно избежать: Военно-промышленный вестник № 41 2009 г. – 3с.Матвеев А.. В центральной Азии вспыхивают межгосударственные территориальные конфликты:Военно-промышленный вестник.№52008 г. – 3с.Международные отношения в Центральной Азии. События и документы.под ред. А.Д.Богатурова. Москва: Аспект Пресс. 2011 г. – 549 с.Мукимджанова Р.М. Страны Центральной Азии: азиатский вектор внешней политики. Москва: Научная книга. 2005 г. – 206 с.Новая большая игра в большой Центральной Азии. Мифы и реальность.отв. Ред. Омаров М.Н.: Москва 2005 г. – 191с.Общая теория национальной безопасности. Учебник под общ.ред. А.А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС. 2005. – 344 с.Олкомт Марта Брил. Казахстан: не пройденный путь.: Московский Центр Карнеги. 2003г. – 356с.Сборник материалов по итогам международной конференции «Вызовы безопасности в Центральной Азии». М.: ИМЭМО РАН. – 2013. – 150 с.Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. Отв. ред.С.Н.Абашин, В.И.Бушков; Институт этнологии и антропологии им. Н.Миклухо-Маклая РАН. Москва: Наука. 2004 г. - 224 с.Холики А, Рахимов Н.Т. Межэтнические отношения в Средней Азии: история и тенденции. Вестник ТГУПБП: Из-во Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики.№3. 2013 г. 186-194 с.Холина В.Н. География за 10 класс. Профильный уровень. 5-е изд., стер. М.: Дрофа 2013 г. – 320 с.


1. Баженов, А.М. Социология международных отношений: учебное пособие. А.М. Баженов. – М.: ЦСПиМ. – 2013. – 299 с.
2. Дергачев В.А. Регионоведение.2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 519 с.
3. Евразийская стратегия суверенного Казахстана. Научное издание.под ред. Б. К. Султанова. – Алматы: КИСИ, 2005. – 202с.
4. История таджикского народа. Новейшая история т. 6. Под ред. акад. АН РТ Р. М. Масова. - Душанбе, 2011г. – 742 с.
5. Ким, М.Ч. Приоритеты безопасности Центральной Азии начала XXI века: транснациональные вызовы и угрозы. М.Ч. Ким.: Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2008г. Том 8 № 1. – 141 с.
6. Киргизский переворот. Март-апрель 2005. Сборник сост. Павловский Г.О. - Москва: Европа. 2005 г. – 216 с.
7. Кожемякин, С. Киргизия и Узбекистан: опасные искры конфликтов С. Кожемякин: Правда. – 2013г. № 2– 8 с.
8. Кошанов А., Хусаинов Б. Проблемы интеграции государств Центральной Азии. Центральная Азия и Кавказ. – 2001. – № 1.
9. Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: Геополитика. Этничность. Безопасность. Алматы: Издательский дом Казахстан.2002 г. – 198 с.
10. Майтдинова Г.М. Международное сотрудничество в Центральной Евразии по обеспечению региональной безопасности: противодействие новым угрозам, механизмы, векторы взаимодействия. В сб. материалов Междунар. конф. «Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и Российской Федерации в новых геополитических реалиях»: Душанбе, 9 ноября 2010 г.- Душанбе, 2011, с.221-222.
11. Малышева Д.Б. Центральноазиатский узел мировой политики. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 100 с.
12. Масов Р.М. Таджики: история национальной трагедии. Душанбе: Ирфон, 2008 – 540с.
13. Матвеев А. Последствия распада СНГ на постсоветском пространстве можно избежать: Военно-промышленный вестник № 41 2009 г. – 3с.
14. Матвеев А.. В центральной Азии вспыхивают межгосударственные территориальные конфликты:Военно-промышленный вестник.№52008 г. – 3с.
15. Международные отношения в Центральной Азии. События и документы.под ред. А.Д.Богатурова. Москва: Аспект Пресс. 2011 г. – 549 с.
16. Мукимджанова Р.М. Страны Центральной Азии: азиатский вектор внешней политики. Москва: Научная книга. 2005 г. – 206 с.
17. Новая большая игра в большой Центральной Азии. Мифы и реальность.отв. Ред. Омаров М.Н.: Москва 2005 г. – 191с.
18. Общая теория национальной безопасности. Учебник под общ.ред. А.А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС. 2005. – 344 с.
19. Олкомт Марта Брил. Казахстан: не пройденный путь.: Московский Центр Карнеги. 2003г. – 356с.
20. Сборник материалов по итогам международной конференции «Вызовы безопасности в Центральной Азии». М.: ИМЭМО РАН. – 2013. – 150 с.
21. Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. Отв. ред.С.Н.Абашин, В.И.Бушков; Институт этнологии и антропологии им. Н.Миклухо-Маклая РАН. Москва: Наука. 2004 г. - 224 с.
22. Холики А, Рахимов Н.Т. Межэтнические отношения в Средней Азии: история и тенденции. Вестник ТГУПБП: Из-во Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики.№3. 2013 г. 186-194 с.
23. Холина В.Н. География за 10 класс. Профильный уровень. 5-е изд., стер. М.: Дрофа 2013 г. – 320 с.

Вопрос-ответ:

Какие события привели к распаду СССР и образованию независимых государств в Центральной Азии?

Распад СССР и образование независимых государств в Центральной Азии были результатом длительного процесса политических и экономических изменений. Главной причиной распада СССР стали общенациональные настроения населения и неудовлетворенность центральным правительством. В 1991 году было объявлено о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в которое вошли все бывшие союзные республики, включая страны Центральной Азии.

Какие государства были образованы в Центральной Азии после распада СССР?

После распада СССР в Центральной Азии были образованы следующие независимые государства: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Каждое из этих государств получило политическую и экономическую независимость, и начало строить собственные социально-экономические системы.

Каким образом происходило создание и развитие независимых государств в Центральной Азии?

Создание и развитие независимых государств в Центральной Азии происходило в условиях политической и экономической нестабильности. После распада СССР, новообразованные государства столкнулись с несколькими сложностями, такими как формирование новых конституций, переход к рыночной экономике и проблемы национальной и государственной идентичности. Однако, с течением времени, каждое из государств начало укреплять свои политические и экономические институты, развивать свои взаимоотношения с другими странами и занимать активную позицию на международной арене.

Какие государства стали независимыми после распада СССР в Центральной Азии?

После распада СССР в Центральной Азии стали независимыми следующие государства: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан.

Какой был процесс образования и развития независимых государств в Центральной Азии?

Процесс образования и развития независимых государств в Центральной Азии начался после создания Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1991 году. Каждое из государств прошло через свой путь формирования и утверждения на мировой арене. Существовали как конфликты, так и мирные переговоры, но в итоге все пять государств стали полноправными членами международного сообщества.

Какие последствия имел распад СССР для Центральной Азии?

Распад СССР имел существенные последствия для Центральной Азии. Во-первых, эти государства потеряли прежнюю экономическую и политическую интеграцию, что привело к резкому падению экономического развития и ухудшению жизненного уровня населения. Во-вторых, произошли изменения границ и формирование новых государств, что вызвало конфликты и напряженность в регионе. Кроме того, распалась система общественного управления, что сопровождалось периодом политической нестабильности и борьбой за власть.

Каковы причины и особенности национального вопроса в Центральной Азии?

Национальный вопрос в Центральной Азии имеет свои особенности и причины. Одна из основных причин - это многонациональность и мультикультурность региона. В Центральной Азии проживают различные этнические группы, у каждой из которых есть свои национальные интересы и устремления. Кроме того, исторически сложились конфликты и противоречия между этническими группами, которые создают особое напряжение. Возникновение независимых государств после распада СССР привело к острой конкуренции и борьбе за власть, что также способствует возникновению национальных конфликтов и проблем.

Какие государства были созданы после распада СССР в Центральной Азии?

После распада СССР в Центральной Азии были созданы независимые государства, такие как Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Какие события привели к образованию независимых государств в Центральной Азии?

Образование независимых государств в Центральной Азии было результатом распада СССР, который произошел в 1991 году. Этот процесс был сопровожден политическими, экономическими и социальными изменениями в регионе.