Прием контраста в романе Джейн Остин
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 31.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Место романа «Чувство и чувствительность» в творчестве Джейн Остен 5
1.1. Отличительные черты женских романов викторианской эпохи 5
1.2. Общая характеристика творчества Джейн Остен 7
1.3. Разум и Чувства как антагонизм творчества Дж.Остен 13
Глава 2. Прием контраста в романе Дж. Остен «Чувства и чувствительность 16
2.1. Контраст на уровне женских персонажей 16
2.2. Контраст на уровне мужских персонажей 22
Заключение 25
Список литературы 26
Путешествие для героев Остен - не описание сменяющих друг друга пейзажей, а в первую очередь, смена настроения, которая впоследствии приведет к более значительным переменам во внутреннем мире. Холодный светский Лондон - свидетель крушения надежд Марианны на ответную любовь Уиллоби. Чужое для нее пространство и Уиллоби, воспитанный по законам этого пространства, испытывают воспитанную «на лоне природы» девушку и способствуют возникновению тяжелой болезни, во время которой наступает прозрение. Желание вернуться к родному пространству - первый шаг к выздоровлению души героини. «Элинор с Марианной провели в Лондоне уже больше двух месяцев, и последняя изнемогла от нетерпения поскорее уехать. Она тосковала по деревенскому воздуху, свободе, тишине и уверила себя, что если и может найти облегчение, то в Бартоне, и нигде более.» (с.271).Прогулки по знакомым местам способствуют процессу самопознания. Марианна приходит к выводу, что излишняя экзальтированность в поведении не является доказательством возвышенности, утонченности, образованности и доброты человеческой натуры. Она начинает ценить простые, порою скрытые от лишних глаз, но надежные проявления чувств. Концепт путешествия как воспитания чувств, унаследованный Остен от просветителей, предполагает движение и развитие. Применительно к этому роману мы можем сказать, что движение происходит внутри человеческого характера.Очевиден тот факт, что Остен, прожившая в провинции большую часть своей жизни, считала, что искренность, отзывчивость, душевность переживаний у ее героев воспитывает именно это пространство. А крупные города являются местом обитания светской знати, которая становится эталоном гордыни и заносчивости.Ум, развитый образованием, становится в понимании Дж.Остен гранью, которая отделяет чувство гордости за свое происхождение, вполне оправданное английской ментальностью, от тщеславия. Ум, рациональное отношение к действительности упорядочивает жизнь дворянина, аристократа, становится залогом истинного вкуса и такта.Марианна Дэшвуд - эволюционирующая героиня. Она учится реально смотреть на окружающую действительность. В противоположность Марианне показан характер ее старшей сестры Элинор Дэшвуд, построенный на просветительской концепции торжества здравого смысла над неконтролируемыми душевными порывами.Рациональный характер Элинор стойко переживает все душевные невзгоды. Элинор в определенном смысле альтер-эго автора. Раскрытию ее образа способствуют внутренние монологи, которые составляют контраст с ее поведением. Образ Марианны эволюционирует по ходу развития сюжета, а образ Элинор статичен, показан в раскрытии, что также отражает, на наш взгляд, убеждение автора, что жизненные принципы этой героини справедливы и незыблемы.Остен показывает, как ее герои учатся объективно оценивать окружающую действительность, избавляться от стереотипа поведения, который навязывается социальной ролью или заимствован из популярной литературы, но не является результатом собственного жизненного опыта. Это возможно при наличии и развитии таких качеств как способность мыслить критически, совершенствовать свой ум, уметь сдерживать природные порывы, что предполагает духовную рефлексию и эволюцию. Герои Остен находят достойные предметы для чувства гордости, основанные, в первую очередь, на личностных качествах человека.2.2. Контраст на уровне мужских персонажейБольшинство своих любимых героев Остен наделяет такой характеристикой как ум, природный, и что еще важнее, развитый образованием. Но истинно светская жизнь в большинстве случаев не является благодатной почвой для развития вкуса, такта и образованности. Эту мысль очень ярко иллюстрирует непохожесть Эдварда и Роберта Феррарсов. Эдвард был отдан на воспитание в частный пансион к мистеру Прэтту, а Роберт, хотя и являлся младшим братом, был отправлен в лучшую школу в Вестминстере, где в нем воспитали щеголя, мота и светского франта.Англоязычная исследовательница творчества Остен Дж.Браун в своих работах делает акцент на изучении социальных противоречий в романах Остен. При этом она замечает, что праздность, как основополагающая черта жизни аристократов, не подвергалась во времена Остен порицанию и критике, а представляла собой «необходимое социальное зло».Так, например, на страницах романа автор уделяет большое внимание разношерстности светского общества. Об Эдварде Феррарсе «... скромная сдержанность, противоречившая всем ее понятиям о светскости, приличной молодым людям, перестала быть в ее глазах признаком незначительности» (с.48).В переводе данного отрывка И.Гуровой подчеркивается факт, что воспитание родовитых наследников предполагает взращивание в них определенных черт характера, которые не внушают неприязни в обществе, потому как считаются нормой, обоснованной положением. Светскость предполагает высокомерие, гордость, эгоизм. Иное поведение богатого родовитого человека обществом воспринимается как отклонение от нормы, традиции. Оно порождает своеобразный контраст. Такой представитель аристократии становится не понятым и не принятым в свете, своеобразным изгоем. Такая позиция прекрасно показана при использовании героев-антиподов. И.Гурова в характеристику персонажей не случайно вводит понятие светскости, оно становится подчеркиванием специфики каждого из героев. В оригинале у Остен эта категория введена имплицитно: она обозначена на уровне образности, но не превращается в такое подчеркнуто употребляемое слово как у переводчика. Рассмотрим пример: «... в полном отсутствии каких-либо талантов или серьезных интересов, что почти не оставляло им занятий, помимо тех, которые предполагает светская жизнь.» (с.61).Дж.Остен говорит о том, что истинная светскость, которая основана на характере персонажа и его воспитании не может быть сопоставима с пародией на светскость, которая реализуется как : «...гости, которым для того, чтобы быть приятными собеседниками, не хватало либо ума, как природного, так и развитого образованием, либо истинной светскости, либо живости мысли, либо благожелательности» (с.234)Только при наличии ума, образования, рационального отношения к жизни основой гордости становится достойный предмет или явление. То, чем гордятся многие аристократы на страницах романов Остен, предполагает гордость качеством жизни, которое им предоставило их знатное происхождение.Рациональное отношение к жизни в художественной картине мира Дж.Остен играет большую роль. Герои вследствие коллизий приходят к пониманию значимости разума в их жизни. Такая позиция вырабатывает в них критический взгляд на собственную персону, предполагает личную ответственность за свои поступки. ЗаключениеВикторианская эпоха традиционно рисуется как эпоха расцвета английской культуры, эпоха возвращения к рыцарству, время прекрасных дам и галантных кавалеров. В то же время исследования показывают, что викторианская эпоха может оцениваться неоднозначно. Наравне со свободой мужчин в это время процветало порабощение женщин, свойственное лишь времени средневековья. Это время, когда женщина воспринималась только как мать, а единственное достояние ее заключалось в поиске удачной пары. Девушка была лишена образования, с детства ей были привиты мысли о том, что единственная радость в ее жизни – это возможность быть леди. Для женской литературы доминирующим становится понятие чувственности, как одного из основных принципов построения текста. Эта литература может быть более абстрактна, чем мужская – для женщины важно увидеть в тексте свою историю, а не рассказ о событиях. Ориентация на женщину и на женских персонажей позволяет раскрыть те особенности женской души, которые в мужской литературе остаются за пределами.Женская литература всегда показывает мир женщин, столь недоступный для мужского авторства. И женщина здесь представляется не как помощник мужчины, а как человек, способный мыслить и принимать решения ничуть не худшие, чем представители мужского пола. Тем не менее, романы эти подчеркивают также и бесправное положение женщин. Только при наличии ума, образования, рационального отношения к жизни основой гордости становится достойный предмет или явление. То, чем гордятся многие аристократы на страницах романов Остен, предполагает гордость качеством жизни, которое им предоставило их знатное происхождение.Список литературыАмелина Т.А. Проблемы реализма в творчестве Джейн Остен: метод и стиль: дис. ... канд. филол. наук / Амелина Т.А. – Рига, 1973. – 223 с.Гримшоу Д. Идея «женской этики»// Феминизм: Восток. Запад. Россия. - М., 1993. - С. 8-29Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. / Т. Диттрич. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 382 с.Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - XX вв.). - М.: ВЛЛДОС, 1997 – 301 с. Ивашева В.И. Век нынешний и век минувший. Английский реалистический роман в XIX веке в его современном звучании / В.И. Ивашева. - М.: Художественная литература, 1990. - 479с.Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт. Т.6, кн.З / И.А.Ильин. - М.: Русская книга, 1993.История английской литературы: В 2-х тт. / Под ред.проф. М.П.Алексеева, проф. И.И.Анисимова, проф. А.К.Дживелегова. - М.-Л.: Изд- во АНССР, 1953.-655с.История всемирной литературы: В 9-ти тт. Т.6. / Отв.ред. И.А.Тертерян. -М.: Наука, 1989.-880с.История зарубежной литературы XIX века: Уч.для филол.спец.вузов / В.Н.Богословская, А.С.Дмитриев, Н.А.Соловьева и др. - М.: Высшая школа, 1991.-637с.История зарубежной литературы XIX века / Под ред. А.С.Дмитриева. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 572с.История зарубежной литературы XIX век / Под ред. Н.А.Соловьевой. - М.: Академия, 1999.-284с.История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учеб.пособ. для студ.филол.фак. / Под.ред Л.В.Сидорченко, И.И. Буровой. - СПб: Изд-во филол.фак. СПбГУ, 2004. - 544с.Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. (Очерк развития). / Е.И.Клименко. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1971. – 303 с.Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2-х тт. Т.1 / Дж.Локк. - М.: Просвещение, 1975 – 940 с.Михальская Н.П. Пути развития английского романа / Н.П. Михальская. -М., 1966 -268 с.Моэм У.С. Подводя итоги / Перевод с англ. / У.С.Моэм. - М.: Высшая школа, 1991. – с. 560 с.Муравьева М. Г. Гендерная история в российском вузе: нужна ли она? // Гендернаяистория: pro et contra. СПб., 2000. С. 3-20.Остен Дж. Гордость и предубеждение. Харьков, 1998. – 415 с.Остен Дж. Мэнсфилд-парк. Роман./ Перевод с англ. Р.Облонской. / Дж.Остен. -М.: Аст, 2005. - 460с.Остен Дж. Нортенгерское аббатство. Роман. / Перевод с англ. И.Маршака / Дж.Остен. - М.: Аст, 2005. - 320с.Рескин Д. Сочинения. Сезам и Лилий. /Перевод Л. П. Никифорова. - М., 1900 - 81 с. Спенсер Г. Права женщин. - СПб., 1900. - С. 34Тартаковская И.Г. Социология пола и семьи. Самара, 1997. – 52 с.Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1996. – 442 с.Чечетко М.В. Реалистический роман Джейн Остен: дис.канд.филол.наук / Нечетко Маргарита Владимировна. - М., 1979. – 206 с.Allen W. The English Novel: A Short Critical History / W.Allen. - London, 1954.-285p.Branca P. Silent Sisterhood. Middle Class Women in the Victorian Home. - Pittsburgh: Carnegie - Melon University Press, 1975. - 170 pChapmen R.W. Jane Austen: Facts and Problems / R.W.Chapmen. - Oxford, 1948. -221p.Duffy J.M. Moral Integrity and Moral Anarchy in Mansfield Park / J.M.Duffy. - New York, 1956. - 305p.Harding D.W. Regulated Hatred / D.W.Harding. - Scrutiny. - Vol. VIII. - 1940. - 164p.Mudrick M. Jane Austen: Irony as Defense and Discovery / M.Mudrick. - Princetion, 1952.-235pMurrah C. From Jane Austen to Joseph Conrad / C.Murrah. - London, 1958. - 287p.Pope A. An Essay on Man. The Poems of A. Pope. Ed. J. Butt / A.Pope. - London, 1963.- 98 p.
2. Гримшоу Д. Идея «женской этики»// Феминизм: Восток. Запад. Россия. - М., 1993. - С. 8-29
3. Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. / Т. Диттрич. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 382 с.
4. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - XX вв.). - М.: ВЛЛДОС, 1997 – 301 с.
5. Ивашева В.И. Век нынешний и век минувший. Английский реалистиче¬ский роман в XIX веке в его современном звучании / В.И. Ивашева. - М.: Художественная литература, 1990. - 479с.
6. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт. Т.6, кн.З / И.А.Ильин. - М.: Русская книга, 1993.
7. История английской литературы: В 2-х тт. / Под ред.проф. М.П.Алексеева, проф. И.И.Анисимова, проф. А.К.Дживелегова. - М.-Л.: Изд- во АНССР, 1953.-655с.
8. История всемирной литературы: В 9-ти тт. Т.6. / Отв.ред. И.А.Тертерян. -М.: Наука, 1989.-880с.
9. История зарубежной литературы XIX века: Уч.для филол.спец.вузов / В.Н.Богословская, А.С.Дмитриев, Н.А.Соловьева и др. - М.: Высшая школа, 1991.-637с.
10. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. А.С.Дмитриева. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 572с.
11. История зарубежной литературы XIX век / Под ред. Н.А.Соловьевой. - М.: Академия, 1999.-284с.
12. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учеб.пособ. для студ.филол.фак. / Под.ред Л.В.Сидорченко, И.И. Буровой. - СПб: Изд-во филол.фак. СПбГУ, 2004. - 544с.
13. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. (Очерк развития). / Е.И.Клименко. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1971. – 303 с.
14. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2-х тт. Т.1 / Дж.Локк. - М.: Просвещение, 1975 – 940 с.
15. Михальская Н.П. Пути развития английского романа / Н.П. Михальская. -М., 1966 -268 с.
16. Моэм У.С. Подводя итоги / Перевод с англ. / У.С.Моэм. - М.: Высшая школа, 1991. – с. 560 с.
17. Муравьева М. Г. Гендерная история в российском вузе: нужна ли она? // Гендернаяистория: pro et contra. СПб., 2000. С. 3-20.
18. Остен Дж. Гордость и предубеждение. Харьков, 1998. – 415 с.
19. Остен Дж. Мэнсфилд-парк. Роман./ Перевод с англ. Р.Облонской. / Дж.Остен. -М.: Аст, 2005. - 460с.
20. Остен Дж. Нортенгерское аббатство. Роман. / Перевод с англ. И.Маршака / Дж.Остен. - М.: Аст, 2005. - 320с.
21. Рескин Д. Сочинения. Сезам и Лилий. /Перевод Л. П. Никифорова. - М., 1900 - 81 с.
22. Спенсер Г. Права женщин. - СПб., 1900. - С. 34
23. Тартаковская И.Г. Социология пола и семьи. Самара, 1997. – 52 с.
24. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1996. – 442 с.
25. Чечетко М.В. Реалистический роман Джейн Остен: дис.канд.филол.наук / Нечетко Маргарита Владимировна. - М., 1979. – 206 с.
26. Allen W. The English Novel: A Short Critical History / W.Allen. - London, 1954.-285p.
27. Branca P. Silent Sisterhood. Middle Class Women in the Victorian Home. - Pittsburgh: Carnegie - Melon University Press, 1975. - 170 p
28. Chapmen R.W. Jane Austen: Facts and Problems / R.W.Chapmen. - Oxford, 1948. -221p.
29. Duffy J.M. Moral Integrity and Moral Anarchy in Mansfield Park / J.M.Duffy. - New York, 1956. - 305p.
30. Harding D.W. Regulated Hatred / D.W.Harding. - Scrutiny. - Vol. VIII. - 1940. - 164p.
31. Mudrick M. Jane Austen: Irony as Defense and Discovery / M.Mudrick. - Princetion, 1952.-235p
32. Murrah C. From Jane Austen to Joseph Conrad / C.Murrah. - London, 1958. - 287p.
33. Pope A. An Essay on Man. The Poems of A. Pope. Ed. J. Butt / A.Pope. - London, 1963.- 98 p.
Вопрос-ответ:
Какие есть отличительные черты женских романов викторианской эпохи?
Женские романы викторианской эпохи обычно прославляют домашний уют и семейные ценности. Они часто уделяют особое внимание эмоциям и чувствам героинь, а также их взаимоотношениям. В центре сюжета таких романов часто находятся привычные женщинам темы, такие как брак, материнство, воспитание детей, семейные обязанности, и нередко их главные героини сталкиваются с социальными или экономическими проблемами.
Чем отличается творчество Джейн Остен от других писателей?
Творчество Джейн Остен отличается своей остротой и юмором, а также особым вниманием к женским персонажам. Она мастерски пишет о моральных и этических дилеммах, с которыми сталкиваются ее героини. Основной темой ее романов является брак и его влияние на жизнь женщин. В своих произведениях Остен сочетает романтизм с реализмом, создавая яркие и неповторимые образы.
Какие черты различают главных женских персонажей в романе Джейн Остен "Чувство и чувствительность"?
Главные женские персонажи в романе Джейн Остен "Чувство и чувствительность" - Элинор и Марианна Дэшвуд - обладают совершенно разными характерами. Элинор - разумная и уравновешенная, она всегда думает о последствиях своих решений и умеет сдерживать свои эмоции. Марианна же - чувствительная и страстная, она действует под влиянием своих эмоций, не обращая внимания на практические соображения. Эти два героини являются противоположностями друг друга, что создает интересный контраст в романе.
Чем отличается роман "Чувство и чувствительность" от других произведений Джейн Остин?
Роман "Чувство и чувствительность" отличается от других произведений Джейн Остин тем, что основной акцент в нем делается на контрасте между разумными и эмоциональными героями. Опираясь на этот контраст, Остин создает сложные истории, в которых главные герои борются с внутренними противоречиями и конфликтами.
Чем отличаются женские романы викторианской эпохи от романов Джейн Остин?
Женские романы викторианской эпохи отличаются от романов Джейн Остин более романтичным и идеализированным подходом к любовным отношениям. В то время как Остин стремилась создавать реалистичные и сложные образы героев, в романах викторианской эпохи преобладали более идеализированные и часто сентиментальные герои и сюжеты.
Чему можно научиться из творчества Джейн Остин?
Из творчества Джейн Остин можно извлечь множество уроков и практических советов по развитию характеров героев, созданию интересных персонажей и выстраиванию сложных интриг. Она мастерски использовала контраст и противоречия, чтобы создать эмоциональную напряженность и драматический эффект в своих произведениях.
Как можно объяснить антагонизм разума и чувств в творчестве Джейн Остин?
Антагонизм разума и чувств в творчестве Джейн Остин можно объяснить ее стремлением показать сложность и противоречивость человеческой натуры. В ее произведениях герои часто сталкиваются с выбором между разумом и эмоциями, и эта тема является центральной в большинстве ее романов.
Какие романы можно найти в творчестве Джейн Остен?
В творчестве Джейн Остен можно найти такие романы, как "Чувство и чувствительность", "Гордость и предубеждение", "Эмма" и многие другие.
Какие особенности присущи женским романам викторианской эпохи?
Женские романы викторианской эпохи характеризуются наличием сильных женских героинь, описанием семейных ценностей и проблем, а также акцентом на эмоциональную и моральную сферу жизни героев.
Какое место занимает роман "Чувство и чувствительность" в творчестве Джейн Остен?
Роман "Чувство и чувствительность" занимает особое место в творчестве Джейн Остен, так как он является одним из ее самых известных и любимых произведений.
В чем заключается антагонизм творчества Джейн Остен между разумом и чувствами?
Антагонизм творчества Джейн Остен между разумом и чувствами проявляется в ее романах через противопоставление логических и эмоциональных решений героев, а также через конфликт между рациональным и эмоциональным мышлением.
Какие приемы контраста используются в романе "Чувство и чувствительность" Джейн Остен?
В романе "Чувство и чувствительность" Джейн Остен использует прием контраста на уровне женских и мужских персонажей. Также она создает контрастные ситуации и события, чтобы подчеркнуть различия в характерах и поведении героев.