Особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с зпр со сверстниками в условиях инклюзивного образовательного учреждения
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 03.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР со сверстниками в условиях инклюзивного образовательного учреждения 6
1.1 Определение понятия и классификация ЗПР в психологии 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативных навыков детей с ЗПР в условиях инклюзивного ДОУ 11
Глава II. Эмпирическое исследование 28
2.1. Организация исследования 28
2.2 Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования 29
Заключение 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
- Постоянного внимания к поведению и взаимоотношениям детей в группе, выявление детей изгоев, детей склонных к агрессии.
- Для оценки отношения детей к детскому саду можно использовать цветовые и рисуночные методики
- Проводить упражнения представляющие собой речевые настройки, упражнения релаксации, упражнения на саморегуляцию.
Условия создания психологического комфорта обязательно должны учитывать возрастные особенности и соответственно потребности ребенка обусловленные возрастными особенностями (психологического и физического развития).
Глава II. Эмпирическое исследование
2.1. Организация исследования
В исследовании приняли участие 30 детей с ЗПР. Дети дошкольного возраста, обучающиеся в средних группах детского сада № 3: 13-девочек, 17-мальчиков..
Рассмотрим более подробно описание используемых нами психодиагностических методик.
Цветовой Тест Отношений М. Люшера
Методика предназначена для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям, событиям, ценностям. Отражает как сознательные и частично неосознаваемые уровни этих отношений [12].
Интерпретация результатов теста.
Величина ВК подсчитывается по формуле: ВК=(18-КР–Жел)/(18-Син–Зел), где названия цветов означают место соответствующего цвета в выборе испытуемого среди 8 стандартных цветов теста Люшера.
Вегетативный коэффициент (18 — красный — желтый)/(18 — синий — зеленый); при значении этого коэффициента меньше 1 — преобладание трофотропного реагирования, при значении больше 1 — преобладание эрготропного реагирования (К. Шипош).
Анкета детской нервности А.И. Захарова
Воспитателям были розданы анкеты-опросники, для заполнения их в целях изучения признаков детской нервности детей среднего дошкольного возраста. Таким образом, мы выявили какие отклонения существуют в поведении ребенка.
Методика Р. Жиля
Цель теста: исследование социальной приспособленности ребенка среднего дошкольного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Методы статистической обработки данных
Для математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.
Статистический анализ данных проводился с помощью критерия Стьюдента.
Обработка данных была произведена в программе STATISTICA 6.0 for Wind.
2.2 Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования
Сравнительный анализ результатов исследования произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении.
Сравнительный анализ показателей эмоционального отношения
Таблица 1.
девочки мальчики t-Стьюдента df p-уровень Я 3,31 2,12 3,97 28,00 0,00 мама 3,08 2,88 0,52 28,00 0,61 папа 1,92 1,65 0,77 28,00 0,45 Брат сестра 1,62 0,88 1,51 28,00 0,14 Дом 2,46 2,12 0,95 28,00 0,35 Детский садик 2,54 2,65 -0,28 28,00 0,78 Воспитатель 1 2,77 2,65 0,33 28,00 0,74 Воспитатель 2 2,77 2,53 0,76 28,00 0,45 друг 3,23 3,29 -0,23 28,00 0,82
Рисунок 1.
Как видно из таблицы 1 статистически достоверные отличия по показателям эмоционального отношения к социальному окружению у мальчиков и девочек с ЗПР среднего дошкольного возраста получены по переменной отношение с к собственному «Я». Показатели девочек выше показателей мальчиков. Можно предположить, что девочки среднего дошкольного возраста данной выборки более эмоционально положительно относятся к себе, чем мальчики.
Самые высокие показатели эмоционального отношения к социальному окружению у девочек среднего дошкольного возраста данной выборки получены по переменным: Я, мама, воспитатель 2, а самые высокие показатели эмоционального отношения к социальному окружению у мальчиков среднего дошкольного возраста данной выборки получены по переменным: мама, воспитатель 1, воспитатель 2.
Сравнительный анализ показателей детской нервности
Таблица 2.
девочки мальчики t-Стьюдента df p-уровень Эмоц. Неустойчивость 0,54 0,71 -0,42 28,00 0,68 Заторможнность 0,46 0,41 0,17 28,00 0,86 Плаксивость 0,54 0,41 0,36 28,00 0,72 Агрессивность 0,08 0,53 -1,67 28,00 0,11 Беззащитность 0,77 0,35 1,49 28,00 0,15 Робость, неуверенность 0,62 0,47 0,50 28,00 0,62 Подвержен страхам 0,08 0,00 1,15 28,00 0,26 Повыш. Обидчивость 0,38 0,12 1,07 28,00 0,29 Неощительность 0,15 0,00 1,15 28,00 0,26 Бесцеремонный 0,23 0,35 -0,55 28,00 0,59 Плохо спит, беспокоен 0,23 0,24 -0,02 28,00 0,98 Плохой аппетит 0,38 0,71 -1,07 28,00 0,29 Энурез днем 0,08 0,29 -1,23 28,00 0,23 Энурез ночью 0,15 0,12 0,28 28,00 0,78 Гиперактивность 0,15 0,29 -0,75 28,00 0,46 плохо сосредотачив. 0,23 0,41 -0,81 28,00 0,43 Повыш. Умств утомл. 0,38 0,47 -0,32 28,00 0,75 Зависимость, ведомый 0,00 0,35 -2,09 28,00 0,05 Властный, подавляющий 0,15 0,29 -0,75 28,00 0,46 Сосет палец 0,15 0,00 1,15 28,00 0,26 Часто болеет 1,92 1,82 0,36 28,00 0,72 Скучает без род-лей 0,69 0,59 0,33 28,00 0,75
Рисунок 2.
Как видно из таблицы 2 статистически достоверные отличия по показателям детской нервности у мальчиков и девочек с ЗПР среднего дошкольного возраста получены по переменным: зависимый, ведомый. Показатели мальчиков выше показателей девочек. То есть, можно предположить, что для мальчиков данной выборки более свойственно быть зависимыми и ведомыми.
Самые высокие оценки по показателям детской нервности у девочек данной выборки получены по переменным: часто болеет, беззащитность, скучает без родителей, робость, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Самые высокие оценки по показателям детской нервности у мальчиков данной выборки получены по переменным: часто болеет, плохой аппетит, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, скучает без родителей. Таким образом, наиболее проблемными зонами детской нервности у мальчиков и девочек являются частые заболевания и скучание по родителям. У девочек данной выборки детская нервность выражается в беззащитности, робости и неуверенности, эмоциональной неустойчивости. У мальчиков данной выборки детская нервность выражается в плохом аппетите, эмоциональной неустойчивости, агрессивности.
Сравнительный анализ показателей вегетативного коэффициента Люшера
Таблица 3.
девочки мальчики t-Стьюдента df p-уровень Люшер 2,80 2,82 -0,06 28,00 0,95
Девочки Мальчики
Рисунок 3.
Как видно из таблицы 3 статистически достоверных отличий по показателям вегетативного коэффициента Люшера у мальчиков и девочек с ЗПР среднего дошкольного возраста не выявлено. И у мальчиков (94%) и у девочек (85) наблюдается преобладание эрготропного тонуса, то есть готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях. Преобладание трофотропных тенденций наблюдается у 6% мальчиков и 15% девочек, что свидетельствует о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).
Сравнительный анализ системы отношений ребенка
Таблица 5.
девочки мальчики t-Стьюдента df p-уровень отношение к матери 0,58 0,56 0,09 28,00 0,93 отношение к отцу 0,69 0,53 1,05 28,00 0,30 отношение к матери и к отцу 0,62 0,50 0,70 28,00 0,49 отношение к братьям и сестрам 0,62 0,47 0,86 28,00 0,40 отношение к бабушке, дедушке 0,54 0,50 0,22 28,00 0,83 отношение к другу 0,58 0,59 -0,07 28,00 0,95 отношение к воспитателю 0,58 0,44 0,81 28,00 0,43 любознательность 0,35 0,26 0,60 28,00 0,55 стремление к общению 0,42 0,26 1,02 28,00 0,32 стремление к доминированию 0,23 0,47 -1,46 28,00 0,15 конфликтность, агрессивность 0,27 0,59 -2,18 28,00 0,04 реакция на фрустрацию 0,15 0,47 -2,16 28,00 0,04 стремление к уединению 0,50 0,32 1,04 28,00 0,31
Рисунок 5.
Как видно из таблицы 5 статистически достоверные отличия по показателям системы отношений ребенка у мальчиков и девочек с ЗПР среднего дошкольного возраста данной выборки выявлены по переменным, характеризующим особенности самого ребенка: конфликтность, агрессивность, реакция на фрустрацию. Показатели мальчиков выше показателей девочек. Можно предположить, что мальчики проявляют большую конфликтность, агрессивность и реакцию на фрустрацию, чем девочки.
Самые высокие показатели по переменным системы отношений у девочек с ЗПР данной выборки получены по переменным: отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к брату или сестре. Самые высокие показатели по переменным, характеризующим самого ребенка, у девочек данной выборки получены по переменным: стремление к уединению, стремление к общению и любознательность.
Самые высокие показатели по переменным системы отношений у мальчиков с ЗПР данной выборки получены по переменным: отношение к другу, отношение к матери, отношение к отцу. Самые высокие показатели по переменным, характеризующим самого ребенка, у мальчиков данной выборки получены по переменным: конфликтность, агрессивность, стремление к доминированию, реакция на фрустрацию.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что коммуникативные навыки у девочек среднего дошкольного возраста с ЗПР выше, чем у мальчиков; мальчики с ЗПР в среднем дошкольном возрасте более конфликтны и агрессивны, чем девочки, подтвердилась.
Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности испытуемых данной выборки исследования:
Статистически достоверные отличия по показателям эмоционального отношения к социальному окружению у мальчиков и девочек с ЗПР среднего дошкольного возраста получены по переменной отношение с к собственному «Я». Показатели девочек выше показателей мальчиков. Можно предположить, что девочки среднего дошкольного возраста данной выборки более эмоционально положительно относятся к себе, чем мальчики.
Самые высокие показатели эмоционального отношения к социальному окружению у девочек с ЗПР среднего дошкольного возраста данной выборки получены по переменным: Я, мама, воспитатель 2, а самые высокие показатели эмоционального отношения к социальному окружению у мальчиков с ЗПР среднего дошкольного возраста данной выборки получены по переменным: мама, воспитатель 1, воспитатель 2.
Статистически достоверные отличия по показателям детской нервности у мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста получены по переменным: зависимый, ведомый. Показатели мальчиков выше показателей девочек. То есть, можно предположить, что для мальчиков данной выборки более свойственно быть зависимыми и ведомыми.
Наиболее проблемными зонами детской нервности у мальчиков и девочек с ЗПР являются частые заболевания и скучание по родителям. У девочек данной выборки детская нервность выражается в беззащитности, робости и неуверенности, эмоциональной неустойчивости. У мальчиков с ЗПР данной выборки детская нервность выражается в плохом аппетите, эмоциональной неустойчивости, агрессивности.
Статистически достоверных отличий по показателям вегетативного коэффициента Люшера у мальчиков и девочек с ЗПР среднего дошкольного возраста не выявлено. И у мальчиков (94%) и у девочек (85) наблюдается преобладание эрготропного тонуса, то есть готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях. Преобладание трофотропных тенденций наблюдается у 6% мальчиков и 15% девочек, что свидетельствует о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).
Статистически достоверные отличия по показателям системы отношений ребенка у мальчиков и девочек с ЗПР среднего дошкольного возраста данной выборки выявлены по переменным, характеризующим особенности самого ребенка: конфликтность, агрессивность, реакция на фрустрацию. Показатели мальчиков выше показателей девочек. Можно предположить, что мальчики проявляют большую конфликтность, агрессивность и реакцию на фрустрацию, чем девочки.
Самые высокие показатели по переменным системы отношений у девочек с ЗПР данной выборки получены по переменным: отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к брату или сестре. Самые высокие показатели по переменным, характеризующим самого ребенка, у девочек данной выборки получены по переменным: стремление к уединению, стремление к общению и любознательность.
Самые высокие показатели по переменным системы отношений у мальчиков с ЗПР данной выборки получены по переменным: отношение к другу, отношение к матери, отношение к отцу. Самые высокие показатели по переменным, характеризующим самого ребенка, у мальчиков данной выборки получены по переменным: конфликтность, агрессивность, стремление к доминированию, реакция на фрустрацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адлер А. Понять природу человека. М.: Академический проект, 1997. 256 с.
Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001. 160 с.
Беллак Л., Оллпорт Г. и др. Проективная психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с.
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. 352 с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.:Просвещение,1985. 189 с.
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2005. 688 с.
Дементий Л.И. Фрустрация: понятие и диагностика. Уч.-мет. пособие. Омск: ОмГУ, 2004. 68 с.
Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. № 4. С.29-35
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.:СОЮЗ, 2011. 448 с.
Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. 168 с.
Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития.// Дефектология. 2006. № 3. С.15-27.
Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 2009. 104 с.
Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002. 539 с.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 2013.
Мягер В.К., ред. Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. 146 с.
Набиуллина Р. Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Казань: КГМА, 2003.
Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития // Дефектология.1979.№ 2. С.17-25.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2010. 342 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.:ГНОМиД, 2011. 160 с.
Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Академический проект, 2015. 207 с.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.:Дидакт, 2011. 164 с.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2014. 208 с.
Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология.1982. № 4. С.51-56.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Академия, 2014. 320 с.
Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академический проект, 2004. 848 с.
Чиркова Ю.В. Психологические особенности защитного поведения младших школьников с ЗПР. Дис.канд.психол.наук. СПб.: СПбГУ, 2003. 188 с.
Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М.: ПЕР СЭ, 2001. 159 с.
3
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001. 160 с.
3. Беллак Л., Оллпорт Г. и др. Проективная психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с.
4. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. 352 с.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.:Просвещение,1985. 189 с.
6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2005. 688 с.
7. Дементий Л.И. Фрустрация: понятие и диагностика. Уч.-мет. пособие. Омск: ОмГУ, 2004. 68 с.
8. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. № 4. С.29-35
9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.:СОЮЗ, 2011. 448 с.
10. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. 168 с.
11. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития.// Дефектология. 2006. № 3. С.15-27.
12. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 2009. 104 с.
13. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002. 539 с.
14. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 2013.
15. Мягер В.К., ред. Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. 146 с.
16. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Казань: КГМА, 2003.
17. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития // Дефектология.1979.№ 2. С.17-25.
18. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2010. 342 с.
19. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и роди¬телей. М.:ГНОМиД, 2011. 160 с.
20. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Академический проект, 2015. 207 с.
21. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.:Дидакт, 2011. 164 с.
22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2014. 208 с.
23. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология.1982. № 4. С.51-56.
24. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Академия, 2014. 320 с.
25. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академический проект, 2004. 848 с.
26. Чиркова Ю.В. Психологические особенности защитного поведения младших школьников с ЗПР. Дис.канд.психол.наук. СПб.: СПбГУ, 2003. 188 с.
27. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М.: ПЕР СЭ, 2001. 159 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР проявляются при общении со сверстниками в инклюзивном учреждении?
У старших дошкольников с ЗПР часто наблюдаются особенности коммуникативных навыков. Некоторые из них включают трудности в установлении контакта с другими детьми, нарушения речи и слуха, ограниченную способность к выражению своих мыслей и эмоций. В инклюзивном учреждении, где дети с различными особенностями обучаются вместе со своими сверстниками, важно создать поддерживающую и адаптированную среду для коммуникативного развития этих детей.
Какие психолого-педагогические аспекты влияют на формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР в условиях инклюзивного ДОУ?
Психолого-педагогические аспекты, которые влияют на формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР в инклюзивном ДОУ, включают индивидуальную поддержку и адаптацию образовательного процесса, создание специальных условий для развития коммуникативных умений и навыков, использование коммуникативных стратегий и методик, учет потребностей каждого ребенка. Эти аспекты помогают снизить трудности, с которыми сталкиваются дети с ЗПР, и способствуют развитию их коммуникативных навыков.
Какие классификации ЗПР существуют в психологии?
В психологии существует несколько классификаций ЗПР. Одна из них основана на типе нарушения и включает такие группы ЗПР, как речевые нарушения, нарушения слуха, нарушения речи и слуха в сочетании с другими психическими нарушениями и нарушения речи и слуха в сочетании с физическими нарушениями. Другая классификация основана на степени выраженности ЗПР и включает легкую, среднюю и тяжелую степень ЗПР. Обе классификации помогают понять характер и особенности коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
Какие особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР со сверстниками можно наблюдать в условиях инклюзивного образовательного учреждения?
У старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образовательного учреждения можно наблюдать особенности коммуникативного развития. Некоторые из них включают ограниченную речь, трудности в выражении своих мыслей и чувств, а также затруднения в понимании невербальных сигналов своих сверстников.
Какие затруднения могут возникать у старших дошкольников с ЗПР при общении со сверстниками в инклюзивном учреждении?
Старшие дошкольники с ЗПР могут столкнуться с рядом затруднений при общении со сверстниками в инклюзивном учреждении. Например, они могут испытывать трудности в установлении контакта, взаимодействии и обмене информацией с другими детьми. Также они могут испытывать трудности в понимании социальных правил и норм, что может привести к конфликтам и недопониманию.
Какие психолого-педагогические аспекты необходимо учитывать при формировании коммуникативных навыков у детей с ЗПР в инклюзивном ДОУ?
При формировании коммуникативных навыков у детей с ЗПР в инклюзивном ДОУ необходимо учитывать различные психолого-педагогические аспекты. Важно создавать благоприятную обстановку для коммуникации, предоставлять возможности для развития речи и социальных навыков, использовать подходы и методики, адаптированные под потребности каждого ребенка. Также важно сотрудничество с родителями и специалистами для эффективного формирования коммуникативных навыков.
Какие классификации ЗПР существуют в психологии?
В психологии существуют различные классификации ЗПР. Одна из них основывается на рассмотрении различных аспектов психического развития и включает такие категории, как задержка речевого развития, нарушения аутистического спектра, задержка психомоторного развития, задержка социально-психологического развития и другие. Такая классификация позволяет более точно определить особенности коммуникативных навыков у каждой группы детей с ЗПР.
Какие навыки коммуникации особенно важны для старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образовательного учреждения?
Старшим дошкольникам с ЗПР особенно важно развивать навыки эмоциональной регуляции, взаимодействия со сверстниками и адаптации к социальным ситуациям. Они должны уметь выражать свои эмоции, находить общий язык с другими детьми и приспосабливаться к различным ситуациям внутри инклюзивных групп.
Какие стратегии можно использовать для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР со сверстниками в инклюзивном образовательном учреждении?
Для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР в инклюзивном образовательном учреждении можно использовать различные стратегии. Например, проводить игры-ролевые моделирования, где дети могут познакомиться с различными ролями и учиться взаимодействовать друг с другом. Также полезно проводить тренинги по эмоциональной регуляции, где дети могут учиться управлять своими эмоциями и выражать их словами. Важно создавать условия для активного общения детей между собой, например, организовывать групповые проекты и игры, где каждому ребенку будет дана возможность высказать свое мнение и участвовать в общении.