История духовного образования в дореволюционной России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 14 14 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 29.01.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Структура обучения в духовных образовательных учреждениях России. Реформы духовного образования 4
2.Изменения согласно Уставу 1869 года и Уставу 1910 года 11
Заключение 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Устав разрабатывался на основе Докладных записок, которые Академии направили в Святейший Синод. Эти записки содержали пожелания Советов Академий к проводимой образовательной реформе. В качестве главного двигателя преобразования Академий и инициатора созыва особого реформенного Комитета, который и занимался разработкой в 1869 году нового академического Устава, выступил тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода граф Д.А. Толстой. Помимо преосвященного Макария (Булгакова), членами Комитета также являлись архиепископ Нижегородский Нектарий (Надеждин), который его возглавлял, а так же председатель духовно-учебного Комитета протоиерей И.В. Васильев, ректор Московской Духовной Академии профессор протоиерей А.В. Горский, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей И.Л. Янышев, главный священник армии и флота протоиерей М.И. Богословский, а также сотрудники синодальных учреждений и Учебного Комитета.Новый Устав был одобрен церковно-научными кругами. Он оказал положительное влияние на процесс подъема уровня и благосостояния Духовных Академий, всей богословской науки в целом. Прежде всего, следует сказать о ясной выраженности в нем научного характера высшей Духовной школы, расширении прав и вместе с тем повышении ответственности профессорских корпораций. Что касается практических мер, предложенных Уставом, то здесь следует сказать о повышении окладов профессоров и преподавателей высшей Духовной школы; расширении перечня преподаваемых в академиях дисциплин (теперь их стало не 24, как раньше, а 32); введении специализации по трем отделениям: богословское, церковно-историческое и церковно-практическое; открытии доступа в академии гимназистам, увеличении числа казенно-коштных мест и размеров стипендий. Следует сказать и об изменении схемы обучения в Академиях. Теперь всем студентам надлежало проходить обучение в течение трех лет, после чего лучшие могли далее обучаться на четвертом курсе, а остальных выпускали со званием действительных студентов и правом принять сан или служить в учительской должности в духовных училищах. Студентами четвертого курса по новой схеме обучения слушались практические курсы тех дисциплин, по которым они далее проходили магистерские испытания, затем они занимались подготовкой магистерских диссертаций. Изменения в учебно-научной части Устава имели отношение и к преподавательскому составу: теперь, чтобы получить звание ординарного профессора необходимо представление и защита докторской диссертации.При этом осуществлялось учреждение должностей трех помощников ректора по трем учебным отделениям. Помощников избирал Совет на четыре года. Ректора Академии назначал Синод. Устав 1869 года открыл доступ к ректорству в Академии белому духовенству.Реформа и новый Устав Академии 1869 года привнесли достаточно много положительных моментов в богословское образование. В 1909 году была созвана Комиссия, по результатам работы она предоставила в Святейший Синод проекты Устава Духовных Академий и проекты штата Академий с различными объяснительными записками к ним. По сравнению с Уставом 1884 года проект Комиссии не привнес чего-то нового. Согласно официальному проекту, науки изучаемые в Академиях следует распределить на общеобязательные для всех студентов и на групповые, также предполагалось ввести так называемые «желательные» предметы. 2 апреля 1910 года Синодальный проект Устава получил положительную резолюцию Императора и был разослан архиереям, надзирающим за Академиями для ознакомления с ним Советов. 31 июля 1910 года появился Указ Святейшего Синода, который окончательно определил условия введения в действие нового академического Устава. Согласно Уставу 1910 года произошло заметное усиление существующего административного контроля над преподавательским и студенческим составом. Произошло расширение прав Святейшего Синода, правящего архиерея и ректора по отношению к Академии. По Уставу были введены практические занятия, направленные на более глубокое усвоение материала.ЗаключениеТаким образом, духовное образование в дореволюционной России было направлено на комплексное образование и воспитание личности. Учебные планы были составлены так, чтобы предоставлять учащимся весь комплекс теоретических и практических знаний.В системе духовного образования дореволюционной России готовили действительно эрудированных, культурных, нравственных личностей. На протяжении всего 19 века неоднократно проводились реформы в системе духовного образования, однако эти реформы скорее носили административный характер, не затрагивали самих основ духовного образования. И все же, уже начиная с конца 18 века начинается этап качественного улучшения содержания учебных программ, что привело к тому, что именно духовные учебные учреждения рассматривались как лучшие, занимающиеся подготовкой действительно образованных людей. Список литературыБубнов П., протодиакон. Духовное образование в России в синодальный период. XVIII век. http://minda.by/index.php/publikatsii/tserkovnaya-istoriya/dukhovnoe-obrazovanie-v-rossii-v-sinodalnyj-period-xviii-vekПетербургская духовная академия и семинария. Официальный сайт.//URL: http://spbda.ru/Петр (Еремеев), иеромонах. Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века. – Сергиев Посад, 1999.//Семинарская и святоотеческая православные библиотеки. URL: http://www.pravlib.ru/history_rus_church5.htmlПрахт Д.В. Роль дореволюционного духовного образования в формировании личности. http://www.portal-slovo.ru/history/43710.phpСмолич И.К. История Русской Церкви. 1700 – 1917. М., 1996. Ч. 1.Цыпин В.А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной церкви, 1994. Изд-во МФТИ. - 440 с.Цыпин В., прот. Проблемы духовного образования в России в конце XIX - нач. XX в. (комментарий в цифрах и фактах). http://www.sedmitza.ru/text/410432.html

1. Бубнов П., протодиакон. Духовное образование в России в синодальный период. XVIII век. http://minda.by/index.php/publikatsii/tserkovnaya-istoriya/dukhovnoe-obrazovanie-v-rossii-v-sinodalnyj-period-xviii-vek
2. Петербургская духовная академия и семинария. Официальный сайт.//URL: http://spbda.ru/
3. Петр (Еремеев), иеромонах. Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века. – Сергиев Посад, 1999.//Семинарская и святоотеческая православные библиотеки. URL: http://www.pravlib.ru/history_rus_church5.html
4. Прахт Д.В. Роль дореволюционного духовного образования в формировании личности. http://www.portal-slovo.ru/history/43710.php
5. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700 – 1917. М., 1996. Ч. 1.
6. Цыпин В.А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной церкви, 1994. Изд-во МФТИ. - 440 с.
7. Цыпин В., прот. Проблемы духовного образования в России в конце XIX - нач. XX в. (комментарий в цифрах и фактах). http://www.sedmitza.ru/text/410432.html

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В отечественной истории

На тему:

История развития системы образования российской Федерации

2011

Содержание

Введение

Глава 1. Образование СССР и его системе управления

§1. Система образования в дореволюционной России

§2. Конституционно-правовые образования в СССР (1918-1991 годы)

§3. Развитие народного образования в СССР и система его управления

Глава 2. Система образования в РОССИЙСКОЙ федерации (годы 1991-2005 гг)

§1. Конституционно-правовые образования и трансформации советской системы образования

§2. Развитие системы образования в российской федерации, на новой конституционно-правовой основе

§3. Проблемы управления системой образования в пост-советский период

Глава 3. Реформа и альтернативные реформаторские проекты системы образования в современной России

§1. Цель, задачи и направления реформирования системы образования

§2. Политическая составляющая, прогнозирование и планирование реформы системы образования

§3. Реформа и традиции Российского образования

Вывод

библиография

Введение

Человек получает то, что он находится в состоянии творческой деятельности в определенной сфере труда и творчества, общения с другими членами общества посредством различных форм личных и деловых контактов, основанных на общечеловеческих, социальных и стандартов, - только через образование.

Нет другого пути, кроме образования, чтобы подготовить индивида к самой высокой, по словам М. Горького, должности на земле - быть человеком. Без образования не может обеспечить и профессиональную подготовку человека, дать ему навыки в определенной отрасли труда.

Понятие "образование", по своей природе исторично. Таким образом, в XIX веке это полностью соответствует буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означало "формирование образа" (духовного или телесного). В связи с этим ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827,).

В настоящее время под образованием понимается: целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства.

Образование - самый важный двигатель прогресса, источник человеческого роста, колоссальный духовный потенциал нации. Общество нуждается в человеке, будущее, откроет новые горизонты в науке, технике, искусстве. На сегодняшний день тема управления образования является как никогда актуальной. В последние годы источников, ситуация в стране в сфере образования накопилось огромное количество проблем.