Особенности и механизмы восприятия людьми друг друга. Ошибки восприятия. Стереотипы и установки при восприятии партнера по коммуникации.
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 6 + 6 источников
- Добавлена 04.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Особенности и механизмы восприятия людьми друг друга 4
2. Ошибки восприятия 10
3.Стереотипы и установки при восприятии партнера по коммуникации 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Таким образом, знание особенностей и механизмов восприятия содействует более глубокому пониманию партнера по деловому общению.3.Стереотипы и установки при восприятии партнера по коммуникацииСтереотипы складываются благодаря способности человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. Выделяя некоторые внешние признаки предметов, сознание порождает к жизни готовый стереотип, быстро «домысливая» в своем восприятии качественные характеристики объекта. Вследствие этого однородные объекты фиксируются в сознании в соответственных представлениях, оценках, образах, с помощью которых люди получают вероятность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать равные ценностные установки.В соответствии с данным пониманием природы стереотипа он представляет собой стандартизированный, схематическийобраз или представление о социальном явлении или объекте, как правило, эмоционально окрашенный и обладающий устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта.В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре выделяются разнообразные виды стереотипов, к примеру, групповые, этнические, профессиональные, возрастные и т.п. В основу этнического стереотипа выбирается, как правило, какая-нибудь заметная черта внешности (цвет кожи, форма губ, разрез глаз, тип волос, рост и т.п.). Основой стереотипа может также служить и какая-то черта характера и поведения человека (молчаливость, скупость, сдержанность и т.д.).Реальным носителем стереотипов является группа. Большее распространение получили этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Такого рода клише становятся главными детерминантами общения для представителей соответственных групп, где данные стереотипы распространены.К примеру, стереотипны представления о вежливости англичан, облегкомысленности французов, эксцентричности итальянцев или «загадочной славянской душе».Причины возникновения стереотипов многообразны. Но самой основной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно повышающегося объема информации (с целью сохранения целостности и здоровья всего организма).Механизмы вырабатывания стереотипов связываются с особенностями человеческого мышления и психики.Склонность делать умозаключения на основании собственного культурного опыта (мы считаем, что есть руками неприлично, а в арабских странах это в порядке вещей).Логические ошибки, которые приводят к неправильным выводам:Все, кто много пьют – алкоголикиРусские много пьютВсе русские – алкоголики (правила логики соблюдены, но вывод не отвечает действительности).Приписывание личных характеристик одного носителя культуры всем ее представителям при ограниченных контактах и нехватки информации.Многократное повторение одних и тех же установок (повторение стиха по 1 разу в день в течение недели, а затем через день в течение 3 недель позволяет запомнить его на всю жизнь). Вообразите, как действует реклама.В процессе социализации и инкультурации, «привычка» думать о других определенным образом мы «всасываем с молоком матери».Средства массовой информации. Для большей части людей пресса, радио и телевидение очень авторитетны, а главное, вездесущи. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняет из мышления их индивидуальные установки. Воздействие средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.Установки. Искаженное представление о личности другого человека часто складывается под действием установок.В психологии установкой нарекают сформировавшуюся в человеке неосознанную готовность к определенному поведению, готовность позитивно или негативно реагировать на те или другие факты, события. Установка проявляется привычными суждениями, поступками, представлениями. Однажды выработанная она остается на более или менее продолжительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность различная.Функции стереотипов. Стереотипы исполняют свои многообразные функции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуникации особенное значение имеют следующие:ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕразъясняют человеческие поступки путем предоставления готовой и простой информации;дозволяют предвидеть разнообразные формы поведения партнеров по коммуникации;вырабатывают основы собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам (в стереотипы нужно вносить коррективы исходя из собственного опыта);защищают традиции, обычаи, привычки своей культуры, делят мир на своих и чужих (что русскому хорошо, то немцу – смерть, незванный гость – хуже татарина и тд.);обеспечение членов общества соответственными эталонами, моделями, стандартами поведения;ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕрасхождение авто- и гетеростереотиповобразовывают помехи в общении;могут воздействовать на неправильное толкование поведения собеседника;повторяют и увеличивают ошибочные представления;Значение стереотипов для межкультурной коммуникации.В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают эффективными лишь тогда, когда они применяются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно точная информация о них.Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда смешивают стереотипы с описанием определенного индивида.Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов значимо также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действительности.Предрассудки в межкультурной коммуникацииИтогом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки.Предрассудок – это психологическая установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для данного отношения оснований или причин. Объектом предрассудка, как правило, являются люди или общности, которые резко отличаютсяот своей собственной.Если стереотип это обобщенный, собирательный образ представителей соответственной группы, который, содержит возможность положительных суждений, то для предрассудков свойственно бездумное отрицательное отношение ко всем членам группы или большей ее части. Наиболее известными формами предрассудков являются ксенофобия (неприязнь к иностранцам), расизм, дискриминация по возрастному, половому признаку и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕОбщение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.Восприятие – явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуется как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретация. В целом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает из картины «реальность» чувственного мира.Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбор информации и систематизация информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.На восприятие человеком действительности влияют различные внутренние и внешние факторы.Так как восприятие является очень сложным и неоднозначным процессом, зависящим от влияния многих факторов, оно зачастую может быть ошибочным.Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих: воспринимаемый человек; воспринимающий человек; ситуация, в которой происходит восприятие.Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вышеперечисленных факторов, очень важно для установления хороших взаимоотношений между членом организации и организационным окружением.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКовальчук А.С. Основы делового общения.-М.: Дашков и К, 2010.-300сКузнецов И.Н. Деловое общение.-М.: Дашков и К, 2013.-528сЛаврененко В.Н. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2000. -331сМакеев В.А. Психология делового общения.-М.: Либроком, 2011.-272сЧернышова Л.И. Деловое общение.-М.: Юнити-Дана, 2012.-415сЧудинов А.П. Деловое общение.-М.: Флинта, 2015.-192с
2. Кузнецов И.Н. Деловое общение.-М.: Дашков и К, 2013.-528с
3. Лаврененко В.Н. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2000. -331с
4. Макеев В.А. Психология делового общения.-М.: Либроком, 2011.-272с
5. Чернышова Л.И. Деловое общение.-М.: Юнити-Дана, 2012.-415с
6. Чудинов А.П. Деловое общение.-М.: Флинта, 2015.-192с
Вопрос-ответ:
Какие особенности и механизмы восприятия друг друга существуют у людей?
Особенности и механизмы восприятия друг друга у людей включают такие процессы, как внимание, восприятие, интерпретация информации, а также запоминание и воспроизведение ее. Люди могут воспринимать информацию через различные каналы - зрение, слух, осязание и т.д. Восприятие также зависит от настроения, предыдущего опыта и субъективных ожиданий.
Какие ошибки могут возникать при восприятии друг друга людьми?
При восприятии друг друга людьми могут возникать различные ошибки. Например, это могут быть ошибки в интерпретации слов или жестов партнера, межличностные конфликты, вызванные неправильным пониманием намерений или эмоционального состояния другого человека. Также ошибки могут быть связаны с пристрастиями и предвзятостями, которые могут исказить восприятие.
Какие стереотипы и установки могут возникать при восприятии партнера по коммуникации?
При восприятии партнера по коммуникации могут возникать различные стереотипы и установки. Например, люди могут иметь стереотипные представления о поле, возрасте, внешности или роли партнера, которые могут влиять на восприятие его сообщений. Также установки могут быть связаны с предыдущим опытом общения или негативными эмоциями, которые могут влиять на исполнение информации.
Какие преимущества может дать знание особенностей и механизмов восприятия при общении с партнером?
Знание особенностей и механизмов восприятия может помочь глубже понять партнера и улучшить коммуникацию. Зная, как люди воспринимают информацию и какие ошибки могут возникнуть, можно адаптировать свое общение, чтобы лучше доносить свои мысли и избежать недоразумений. Также знание стереотипов и установок позволяет осознанно подходить к общению, избегая предвзятости и конфликтов.
Какие особенности и механизмы восприятия друг друга существуют у людей?
У людей существуют различные особенности и механизмы восприятия друг друга. Например, мы обращаем особое внимание на выражение лица, жесты и тон голоса, чтобы понять эмоциональное состояние собеседника. Также важную роль играет невербальная коммуникация, которая включает в себя мимику, жесты и позы. Кроме того, мы используем свой личный опыт, знания и установки для того, чтобы интерпретировать и понимать поведение других людей.
Какие ошибки восприятия могут возникать у людей?
У людей могут возникать различные ошибки восприятия. Например, мы можем неправильно истолковывать невербальные сигналы или заблуждаться в интерпретации поведения другого человека. Также мы можем подвергаться эффекту первого впечатления и основывать свои суждения на стереотипах и предрассудках. Эти ошибки могут привести к неправильному взаимопониманию и конфликтам в коммуникации.
Какие стереотипы и установки могут повлиять на восприятие партнера по коммуникации?
При восприятии партнера по коммуникации мы можем быть подвержены различным стереотипам и установкам. Например, мы можем предполагать, что определенная национальность или профессия имеет определенные характеристики. Также мы можем быть предвзятыми на основе пола, возраста или внешности человека. Все эти стереотипы и установки могут исказить наше восприятие и мешать созданию эффективной коммуникации.
Как знание особенностей и механизмов восприятия помогает в понимании партнера по деловому общению?
Знание особенностей и механизмов восприятия позволяет нам лучше понимать партнера по деловому общению. Мы можем быть более внимательными к его невербальным сигналам и эмоциональному состоянию, а также более гибкими в интерпретации его поведения. Это позволяет нам создавать более глубокую и эффективную коммуникацию, избегая возможных проблем и конфликтов.