"Развитие памяти младшего школьника в процессе учебной деятельности "
Заказать уникальную дипломную работу- 49 49 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 08.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти младших школьников в учебной деятельности 6
1.1.Психологические особенности младших школьников 6
1.2. Характеристика памяти младших школьников 9
1.3.Учебная деятельность как основа совершенствования памяти 14
Глава 2. Экспериментальное исследование развития памяти у школьников в учебной деятельности 30
2.1.Организация и методы исследования 30
2.2.Формирование памяти в учебной деятельности 35
2.3.Анализ результатов 40
Заключение 48
Список литературы 49
Для младшего школьника характерна категоричность морального сознания: добро или зло, хорошо или плохо. Поэтому в этом возрасте очень значимы установки взрослых и форма их предъявления, как система предписаний и запретов.Память - это познавательный психический процесс, сущность которого в запечатлении, хранении и воспроизведении информации, в том числе, образов-представлений, составляющих генетический и приобретенный опыт человекаПамять формируется в образовательном процессе косвенно, обеспечивая усвоение учебного материала. Для того, чтобы достичь развитие памяти, необходимо обеспечить условия для развития. Глава 2. Экспериментальное исследование развития памяти у школьников в учебной деятельности2.1.Организация и методы исследованияЦель данной работы–рассмотреть особенности развития памяти младших школьников в учебной деятельности.Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи: 1. Подобрать методику изучения психологических процессов2. Провести экспериментальное исследование;3. Проанализировать результаты исследования.Этапы констатирующего эксперимента:1. Изучение специальной литературы, подборка методики и практического материала для проведения констатирующего эксперимента.2. Проведение констатирующего эксперимента.3. Обобщение результатов констатирующего эксперимента и обоснование направлений.Экспериментальное исследование организовано на базе начальной школы ГБОУ СОШ № 291. В эксперименте принимали участие 5 детей. Структура методики эксперимента: работа проводилась в 3 этапа. На первом этапе производился подбор методик, которые позволили бы рассмотреть учебно-познавательную деятельность младших школьников. Выбранные методики размещены в Приложениях. На втором этапе проводилась диагностика. И, наконец, третий этап предполагал анализ результатов и составление рекомендаций по развитию познавательных стимулов. Для исследования памяти детей были задействованы следующие методики.Первой методикой стала методика «10 слов» А. Р. Лурии. Целью этой методики становится диагностика слухоречевой памяти Для запоминания младшим школьникам предлагается 10 слов, которые они должны будут запомнить и воспроизвести. Для анализа выбраны следующие слова: котенок, зерно, бабочка, ноги, бревно, свеча, волк, машина, тачка, волк. После того, как экспериментатор зачитывает инструкцию, он начинает медленно зачитывать, с интервалом в 1-2 секунды. Очень важно в этот момент не ускорять процесс эксперимента, так как он кажется достаточно сложным.Так как показатели кратковременной памяти варьируются от 5 до 9 единиц, то показатели кратковременной памяти ребенка будут близки приблизительно его возрасту в годах. Для удобства подсчета баллы были переведены в десятибалльную систему. При этом, баллы в методике представлены следующим образом: 1 уровень. Это очень высокий уровень, который характерен тогда, когда испытуемый называет 7-8 единиц. 2 уровень характерен тогда, когда испытуемые набирают 8-9 единиц, называя 6 слов. 3 уровень, по сути, средний уровень, который характерен для испытуемого тогда, когда он называет 3-4 единицы. 4 уровень. По сути, самый низкий уровень, когда испытуемый проявляет инициативу, однако, оказывается не в состоянии справиться с заданием. Как правило, показатели здесь 1-2 балла. 5 уровень. В 0 баллов (очень низкий уровень) - такие показатели характерны, когда испытуемый совсем не справился с заданием, либо отказался от его выполнения. Для того чтобы дать качественную характеристику, в данной работе задействованы критерии, предложенные Л. М. Шипициной. 1 уровень — говорит об отображении произвольного объема памяти, способности сохранять ее при установке на запоминание 2 уровень — говорит об отображении большого объема памяти при установке на запоминание 3 уровень — говорит о соответствующем возрасту объеме памяти при установке на запоминание4 уровень — говорит о недостаточном объеме памяти5 уровень — реализуется как низкая способность запоминания на слух. Второй методикой является исследование долговременной памяти по А.Р. ЛурииЦелью методики является диагностика долговременной слухоречевой памятиДля проведения эксперимента зачитываются 10 слов, которые испытуемые должны будут впоследствии воспроизвести. К этим словам относятся:1. стол2. ложка3. нос4. тюбик5. зуб6. щетка7. слон8. носок9. мяч10. щенокЭтот ряд, слова которого никак не связаны между собой, зачитывается 7 раз, для того, чтобы испытуемые его запомнили. Вторая часть эксперимента реализуется через неделю. Показатели долговременной памяти рассчитывается по следующей формуле. где А - общее количество слов,В - количество запомнившихся слов,С - коэффициент долговременной памяти.Результаты интерпретируются следующим образом:75-100% - высокий уровень;50-75% - средний уровень;30-50% - низкий уровень;ниже 30% - очень низкий уровень.Качественный анализ реализуется по следующим показателям. Основной упор делается на качество припоминания - испытуемые не только должны припомнить слова, но и правильно воспроизвести их без ошибок. Проявления показателя:• ошибки отсутствуют;• встречаются единичные случаи искажения слов;• встречаются единичные случаи искажения и смысловых замен;• преобладают искаженные слова и смысловые замены.Наконец, третьей методикой становится методика заучивания 10 слов. По этой методике начинает оцениваться качество запоминания, объем памяти. Ставка делается на качество запоминания и количество ошибок. Для запоминания предлагаются следующие слова:1. Платье2. мальчик3. стол4. мало5. книга6. пальто7. радио8. компьютер9. журнал10. вилка. При этом, баллы в методике были распределены следующим образом: 1 уровень. Это очень высокий уровень, который характерен тогда, когда испытуемый называет 7-8 единиц. 2 уровень характерен тогда, когда испытуемые набирают 8-9 единиц, называя 6 слов. 3 уровень, по сути, средний уровень, который характерен для испытуемого тогда, когда он называет 3-4 единицы. 4 уровень. По сути, самый низкий уровень, когда испытуемый проявляет инициативу, однако, оказывается не в состоянии справиться с заданием. Как правило, показатели здесь 1-2 балла. 5 уровень. В 0 баллов (очень низкий уровень) - такие показатели характерны, когда испытуемый совсем не справился с заданием, либо отказался от его выполнения. Для того, чтобы дать качественную характеристику, в данной работе были задействованы критерии, предложенные Л. М. Шипициной. 1 уровень — говорит об отображении произвольного объема памяти, способности сохранять ее при установке на запоминание 2 уровень — говорит об отображении большого объема памяти при установке на запоминание 3 уровень — говорит о соответствующем возрасту объеме памяти при установке на запоминание4 уровень — говорит о недостаточном объеме памяти5 уровень — реализуется как низкая способность запоминания на слух.Основной упор делается на качество припоминания - дети не только должны припомнить слова, но и правильно воспроизвести их без ошибок. Проявления показателя:• нет ошибок • есть незначительные искажения слов • встречаются единичные случаи искажения слов • большое количество искажений и замен.По итогам исследования делались выводы относительно памяти.2.2.Формирование памяти в учебной деятельностиВ Федеральном государственном стандарте основного общего образования в качестве конечного результата указывается развитие умений и индивидуальных способностей учащихся, развитие представления о научной картине мира. Развитие понимается как самосовершенствование личности.Начнем формирование нашей модели с обозначения целей процесса. Основной целью обучения в школе является не формирование у учащихся набора знаний и умений, а формирование интеллектуальной активности, умений самостоятельного применения приобретенных знаний в повседневной жизни, способностей к самореализации и самосовершенствованию - об этом говорит ФГОС. Мы будем также придерживаться компетентностного подхода. В основе работы с детьми будет лежать стремление развить учебно-исследовательскую деятельность. Память будет развиваться как дополнительный факторТрадиционно в процессе обучения выделяют три цели - воспитывающую, развивающую и формирующую. Обозначим их для нашего случая. 1. Обучающая цель реализуется как обучение умения работать со стихотворениями и применять полученные знания на практике2. Развивающая цель обеспечивает общее развитие (внимания, памяти, мышления, речи, понимания, мировоззрения, умения учиться) личности средствами математики при помощи моделирования, в то же время нельзя забывать и о развития умения работать с моделями. 3. Воспитательная цель обеспечивает присвоение учащимися моральных устоев и норм поведения, характерных для данного общества (познавательного интереса, общей культуры, культуры общения, социализации личности).Определимся с целями для каждого компонента учебно-исследовательской деятельности на основе работы со стихотворениями (Таблица 2).Таблица 2Цели развития памяти путем учебно-исследовательской деятельности при запоминании стихотворенийКомпоненты учебно-исследовательской деятельностиПримеры целейМотивационный компонентОбучающие: - формирование умения работать с текстом стихотворений Развивающие: - развитие способности запоминать рифмованный текстВоспитательные:- развитие интереса к стихотворению как средству развития памяти Когнитивный компонентОбучающие:- развитие умения запоминать рифмованный текст путем заучивания построчно или пословноРазвивающие:- развитие умений работать с информацией, интерпретировать ее согласно поставленной цели;Воспитательные:- развитие мотивации к самостоятельной работе со стихотворениями Процессуальный компонентОбучающие - развитие способности расширять словарный запас за счет выученных стихотворений Развивающие: - умение проверять результаты выученных текстов Воспитательные: - развитие самоконтроля и самооценкиРефлексивный компонентОбучающие: - развитие умения предоставлять результаты полученных действий с текстом Развивающие: - развитие умения самооценки Воспитательные: - воспитание способности к осуществлению самоконтроля и самооценки.Таким образом развитие памяти в учебно-исследовательской деятельности на основе моделирования предполагает реализацию всех компонентов обучения. Определив цели обучения, установим требования к организации процесса развития памяти на основе заучивания стихотворений, которые окажут содействие в осуществлении поставленных целей. Для этого необходимо организовать методологическую базу обучения стихотворениям. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что основными методологическими подходами к процессу развития исследовательскойи учебно-исследовательской деятельностей учащихся в процессе обучения являются: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный подходы.Таблица 3Методологические подходы к процессу развития учебно-исследовательской деятельностиВозможные методологические подходы к развитию учебно-исследовательской деятельностиС.И. ОсиповаВ.А.ДалингерТ.П. КуряченкоИ.В. КлещеваЕ.В. ПоздняковаН.А. СеменоваА.А. ГайбадуллинН. В.Толпекинасистемный++деятельностный++++++дифференцированный++личностно-ориентированный+++компетентностный+рефлексивный+Дадим характеристику реализации подходов с позиции моделирования как метода обучения. Системный подход рассматривает позицию каждого конкретного элемента в ситуации обучения, равно как и качества тех или иных объектов. В нашем случае под системой можно понимать процесс усвоения знания. Для того, чтобы разучить стихотворение, необходимо обеспечить его понимание. После этого следует приступить к запоминанию по словам или строкам. И только после этого можно заниматься разучиванием материала. Таким образом происходит ступенчатое усвоение информации, а модель реального процесса усваивается детьми органично, как элемент всей системы образования. Включение личности учащихся в систему обучения предполагает рассмотрение деятельностного и личностно-ориентированного подходов. При этом деятельностный подход становится одной из важнейших частей подхода системного. 2.3.Анализ результатовИсследование реализовалось на сопоставлении результатов проведения эксперимента констатирующего и эксперимента контрольного. Результаты исследования по первой методике представлены в таблицах 3 и 4. Таблица 4. Результаты методики "10 слов" на констатирующем этапе№Искажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиУровень11300Очень низкий20322Низкий31222Низкий42134Средний52044СреднийТаблица 4. Результаты методики "10 слов" на контрольном этапе№Искажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиУровень10144Средний21222Низкий 32044Средний 41222Низкий51222НизкийВ результате исследования получены достаточно низкие показатели в обоих группах испытуемых. В результате мы получили 15 % очень низкого уровня развития памяти, 50 % низкого уровня и 35 % среднего уровня. Высокий уровень выявлен не был. Визуально это можно представить следующим образом (рис. 1 и рис. 2).Рисунок 2. Количественная характеристика по методике "10 слов"Рисунок 3. Количественная характеристика по методике "10 слов"Качественный анализ приведенных данных обнаруживает, что огромное количество детей на констатирующем этапе эксперимента показали низкий уровень по методике. Несмотря на то, что в целом уровень кратковременной памяти неплох, обнаруживается огромное количество замен словоформ. Что снижает общий показатель.Второй методикой стала методика исследования долговременной памяти, результаты методики распределились следующим образом (таблица5. и Таблица 6).Таблица 5.Результаты исследования долговременной памяти на констатирующем этапе№Искажение словаСмысловые заменыКол-во запом. словКоэффициентУровень100550средний200330низкий310770высокий400660средний500440низкийТаблица 4Результаты исследования долговременной памяти на контрольном этапе №Искажение словаСмысловые заменыКол-во запом. словКоэффициентУровень112550Средний201870высокий301810высокий410220Очень низкий500660среднийВ результате исследования обнаружилось, что долговременная память у испытуемых развита неравномерно, однако, показатели существенно выше на контрольном этапе эксперимента. Результаты представлены на рис. 3 и рис. 4.Рисунок 4. Характеристика долговременной памяти на констатирующем этапе Рисунок 5. Характеристика долговременной памяти на контрольном этапе Качественный анализ методики позволяет говорить о том, что высокий уровень обнаруживается у незначительного количества детей. Средний и низкий уровень представлены примерно равным соотношением. После того, как были осуществлены действия по развитию памяти у детей, показатели высокого и среднего уровня были существенно повышены.Третьей методикой становится исследование кратковременной памяти по методике Лурье. Результаты исследования кратковременной памяти представлены в таблицах 6 и 7.Таблица 6.Показатели кратковременной памяти на констатирующем этапе№Искажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиУровень11300Очень низкий20322Низкий31222Низкий42134Средний52044СреднийТаблица 7.показатели кратковременной памяти на контрольном этапе№Искажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятиУровень10144Средний20044Средний30144Средний41044Средний50058ВысокийВ результате исследования обнаружено, что кратковременная память развита у испытуемых несколько лучше, нежели долговременная память. У Алены В. наблюдается даже высокий показатель. Впрочем, есть и очень низкий уровень - у Вацлава. Отметим, что показатели у этого испытуемого по всем характеристикам могут быть отмечены как низкие.Очевидно, что показатели памяти по всем методикам не превышает уровня среднего. Развитие слухоречевой памяти таким образом может быть представлено следующим образом - очень низкий уровень - 15 %, низкий уровень - 55 % и средний уровень - 30 %. Итоговые результаты могут быть представлены на рис. 5.Рисунок 6. Общие результаты по всем методикамДля определения взаимосвязи между перечисленными параметрами, была использована корреляция. Корреляционный анализ позволил установить, что- уровень развития смысловой памяти влияет на уровень развития кратковременной памяти (rs = 0,9, при р ≤0,01) и уровень развития долговременной памяти (rs = 0,89, при р ≤0,01);Выводы по второй главе На основании анализа результатов эксперимента сделаны следующие выводы:В результате исследования обнаружено, что кратковременная память развита у испытуемых несколько лучше, нежели долговременная память. У Алены В. наблюдается даже высокий показатель. Впрочем, есть и очень низкий уровень - у Вацлава. Отметим, что показатели у этого испытуемого по всем характеристикам могут быть отмечены как низкие.Очевидно, что показатели памяти по всем методикам не превышает уровня среднего. Развитие слухоречевой памяти таким образом может быть представлено следующим образом - очень низкий уровень - 15 %, низкий уровень - 55 % и средний уровень - 30 %.ЗаключениеПамять - это познавательный психический процесс, сущность которого в запечатлении, хранении и воспроизведении информации, в том числе, образов-представлений, составляющих генетический и приобретенный опыт человека. Отдельные виды памяти следует рассматривать в зависимости от трех критериев, на которых определенный вид зиждется:- в том случае, если за основание мы будем брать активность, которая лежит в основе определенного вида памяти, то следует выделять памятьдвигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; - в зависимости от цели, которую ставит перед собой запоминающий человек, следует выделять память произвольную, которая реализуется тогда, когда человек стремится запомнить материал и память непроизвольную, когда материал запоминается просто потому, что человеку интересно; - если в основе лежит время хранения в памяти материала, то приходится выделять также два вида (на кратковременную и долговременную).В результате исследования было обнаружено, что кратковременная память развита у испытуемых несколько лучше, нежели долговременная память. У Алены В. наблюдается даже высокий показатель. Впрочем, есть и очень низкий уровень - у Вацлава. Отметим, что показатели у этого испытуемого по всем характеристикам могут быть отмечены как низкие.Список литературы
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности характеризуют младших школьников?
Младшие школьники характеризуются быстрым темпом развития памяти, что позволяет им запоминать информацию более эффективно. Они также обладают высокой пластичностью памяти, что способствует ее дальнейшему совершенствованию. Кроме того, младшие школьники часто имеют повышенный интерес к учебной деятельности и готовность к ее освоению, что влияет на развитие и функционирование их памяти.
Как можно охарактеризовать память младших школьников?
Память младших школьников характеризуется высокой гибкостью и способностью к ассоциативным связям, что позволяет им производить операции с пространственной и временной информацией. Они обладают мелкими ёмкостными возможностями памяти, что ограничивает их способность запоминать большие объемы информации. Память младших школьников также характеризуется смешанным типом кодирования информации, включающим визуальную, акустическую и тактильную память.
Как учебная деятельность влияет на развитие памяти у младших школьников?
Учебная деятельность является основой совершенствования памяти у младших школьников. В процессе обучения они учатся запоминать новую информацию, усваивать знания, развивать логическое мышление и аналитические способности. Учебная деятельность также тренирует память младших школьников, помогая им улучшать свои памятные возможности и приобретать навыки организации информации.
Какие методы исследования использовались в экспериментальном исследовании развития памяти у младших школьников?
Для экспериментального исследования развития памяти у младших школьников были использованы различные методы, включая тестирование, наблюдение, опрос, анализ результатов учебной деятельности и др. Были также проведены эксперименты, в которых школьникам предлагалось запоминать определенные информационные материалы, после чего оценивалась эффективность их запоминания и воспроизведения.
Какие психологические особенности характерны для младших школьников?
Младшие школьники находятся в периоде активного развития, который сопровождается изменениями в психологической сфере. Они начинают проявлять большую самостоятельность в учебной и повседневной деятельности, становятся более социально ориентированными, строят дружеские отношения со сверстниками. Отличительной особенностью этого периода является постепенный переход от игрового мышления к логическому и абстрактному мышлению.
Какими характеристиками обладает память младших школьников?
У младших школьников память еще находится в стадии развития. Они способны запоминать и воспроизводить информацию, но длительность хранения этой информации ограничена. Память младших школьников чувствительна к внешним условиям и может быть забываемой, если не происходит активной фиксации знаний. Однако, с определенной практикой и тренировкой, память младших школьников может становиться более эффективной.
Почему учебная деятельность является основой для совершенствования памяти младших школьников?
Учебная деятельность предоставляет множество возможностей для развития памяти у младших школьников. В процессе учебы они должны запоминать новую информацию, воспроизводить ее и применять в различных задачах. Частые повторения и тренировки позволяют укрепить и закрепить запомненное, развить обратимость воспроизведения и эффективность работы памяти.
Какими методами исследования было проведено экспериментальное исследование развития памяти у школьников?
В экспериментальном исследовании были использованы различные методы изучения памяти у школьников. Одним из них было проведение психологических тестов и заданий, в которых школьники должны были запомнить и воспроизвести определенную информацию. Также были проведены наблюдения и интервьюирование школьников для более полного понимания их памятных процессов.
Какие психологические особенности младших школьников влияют на развитие их памяти?
Психологические особенности младших школьников, такие как лимитированность их когнитивных ресурсов, недостаточная концентрация внимания и ограниченность рабочей памяти, могут оказывать влияние на развитие их памяти в процессе учебной деятельности.
Как можно охарактеризовать память младших школьников?
Память младших школьников обладает некоторыми особенностями. Например, она характеризуется ограниченной емкостью рабочей памяти и несформированной стратегией запоминания. Кроме того, дети в этом возрасте не всегда способны эффективно использовать метакогнитивные стратегии, такие как мониторинг и контроль своей памяти.
Почему учебная деятельность считается основой для совершенствования памяти младших школьников?
Учебная деятельность предоставляет младшим школьникам множество возможностей для тренировки и развития их памяти. В процессе учебы дети должны запоминать и усваивать новую информацию, что способствует развитию и совершенствованию их памяти.
Какие методы исследования использовались в экспериментальном исследовании развития памяти у школьников?
В экспериментальном исследовании были использованы различные методы, включая анализ результатов тестов на память, эксперименты с использованием заданий на запоминание, а также наблюдение за поведением и стратегиями запоминания школьников во время учебной деятельности.