творчество Рафаэля

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История зарубежного искусства
  • 28 28 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.01.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1.Идейное, образное и художественное содержание шедевров мастера 6
2.Способы выражения гуманистических идеалов Ренессанса в творчестве Рафаэля Санти 16
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Название этого зала связано с фреской «Изгнание Гелиодора из храма». Эта фреска символизирует старания папы Юлия II изгнать иностранные армии с итальянской земли. В этом зале также расположены фрески «Лев I отражает нападение Аттилы», «Богослужение в Больсене» (на неё изображён папа Юлий II), а также фреска «Освобождение святого Петра», изображающая чудесное бегство святого Петра из римской тюрьмы.Зал 3 «Станцы подписей» (1508-1511 гг.) был закончен первым, он почти целиком расписан Рафаэлем. В этом зале подписывались папские буллы. В четырёх колоссальных композициях Рафаэль должен был изобразить четыре могучие нравственные силы, которые всегда правили человеческим духом: богословие, философию, поэзию и нравы. Богословие изображено у него в сцене «Прений святых отцов о догматах церкви». Право рисуется в виде Юстиниана и папы Григория IX, провозглашающего декреталии.В оформлении зала использованы три темы – Истина, Добродетель и Красота. Истина изображена в двух аспектах: теология (духовная истина) и философия (рациональная истина). Здесь расположена фреска «Диспут Евхаристии», символизирующая триумф христианской веры. Фреска, изображающая триумф философии, называется «Афинская школа». Художник изобразил диспут между Платоном и Аристотелем. Триумф Красоты символизирует фреска «Парнас», на которой изображён Аполлон в окружении муз, поэтов и писателей. Последний зал, над которым работал Рафаэль, - зал 4: «Зал пожара в Борго» (1514 – 1517 гг.).Взамен мифологии, украшавшей прежде эти стены, Рафаэль сразу внес сюда атмосферу Возрождения. С согласия папы он начал с того, что в четырех обширных композициях изобразил аллегорически Религию, Искусство, Философию и Право.В целом, важно отметить, что программа росписей «СтанцаделлаСеньятура» связана с миром гуманистических идей и представлений эпохи Возрождения. Вместе с тем, в них заложен глубокий символический смысл. Тематика этих фресок – Теология, Философия, Поэзия и Правосудие, определённая аллегорическими фигурами, изображёнными на своде, только лишь обманчиво проста. «Диспут» и «Афинская школа» наиболее полно, развёрнуто воплощают образ гармонически прекрасного мироздания Рафаэля. Их пространственное решение создаёт ощущение «открытости» этого мира для нас, расширяет пространство зала, сообщая ему величественное равновесие центрических помещений, наполняя его светом и воздухом. «Афинская школа» как бы замыкает пространственную композицию зала. Её пространство сравнительно неглубоко; его активная зона вписана в вытянутый прямоугольник, ограничена передним планом, ступенями и верхней площадкой лестницы, длинным фризом фигур учёных с Платоном и Аристотелем в центре.В «Диспуте», напротив, пространство величественно и плавно уходит в глубину, подчинённое ритму двух огромных полукружий, объединяющих мир земной и мир небесный. Композиционное выделение «Диспуты» делает её ведущую роль в программе «СтанцаделлаСеньятура» несомненной. Интересно отметить, что само название «Диспут» или «Спор о таинстве причастия» возникло достаточно поздно. Впервые оно упоминается в путеводителе по Риму 1777 года. Важно заметить, что это название не встречается и у Вазари, в его жизнеописании. В неустойчивости иконографии, в отсутствии строгого чина даже в деисусном ряду «Диспута», в многозначности фигур, в отказе от заранее определённого набора персонажей проявилась во фреске Рафаэля ренессансная свобода, чуждая иерархической и аллегорической структуре, жёсткой заданности средневековых композиций, посвящённых теологии и семи свободным искусствам.Лев Xбыл настолько поражён работой Рафаэля, что поручил ему расписать большую залу, так Рафаэль приступил к картине, изображавшей победы Константина. Особого рассмотрения заслуживает картина «Положение во гроб», явившаяся завершением флорентийского этапа творческого пути Рафаэля. Рафаэль начал картину, но предмет овладел им с такою силой, что он решился приостановить работу и, вернувшись во Флоренцию, приготовить там рисунок на картоне.Из случайного заказа Рафаэль сделал задачу жизни и вложил в эту картину всю свою изобретательность, энергию молодости и приобретенные познания. В первый раз, может быть, работал он вполне самостоятельно, несмотря на то, что в первоначальном замысле следовал картине Перуджино того же содержания. Составляя рисунок, он развивался и сам, забывая об условных традициях и стремясь все больше и больше к трезвой правде. Большая группа людей на картине показывает уже умение его располагать фигуры живо и естественно. Тело Иисуса, поддерживаемое за голову и колени, привлекает особое внимание, а выражение скорби проникает не только лицо Марии, но и всю ее фигуру. И прочие лица выражают печаль и отчаяние.«Положение во гроб» интересно как свод всего, что дала Рафаэлю Флоренция. Некоторые художники называли эту картину «божественной», но силы Рафаэля были слишком напряжены, и это сказалось, быть может, в том, что он не достиг здесь необходимого совершенства колорита.Из шедевров позднего периода творчества Рафаэля можно выделить портрет БальдассараКастильоне (1515). Рафаэль изобразил своего друга и покровителя. В этом полотне ярко проявились непринуждённость, жизненность, потрясающая реалистичность, присущие творческой манере художника. Как справедливо отмечает Г. Вельфлин: «Законченное искусство умеет и неподвижность оживить волшебством жизни». Лицо Кастильоне выделяется особой одухотворённостью, столь воспеваемой гуманистами, всё полотно пронизано гармонией и спокойствием: «Приятный тёплый тон лица и рук слегка контрастирует с изысканной гаммой чёрного, серого и белого в одежде. Всё в этом гармоническом портрете говорит «о жизни в согласии с окружающим миром, на который сам Кастильоне взирает спокойно и благожелательно и в котором он знает своё место, достойное его благородного происхождения и личных качеств. Не делая никаких усилий, он сознаёт себя выдающимся человеком, каким он и был на самом деле и каким он представляется нам». Таким образом, в этом произведении Рафаэля нашёл воплощение гуманистический идеал гармоничной, всесторонне развитой личности. В.Н. Гращенков очень высоко оценивал этот шедевр Рафаэля, придавал ему особую значимость в контексте эстетики и философии гуманизма, а по глубине мысли и художественному мастерству сравнивает его с «Джокондой» Леонардо да Винчи. В частности он отмечает следующее: «Это согласованная гармония духовной и физической зрелости человеческой жизни, счастливое полное соответствие мира чувств и нравственного идеала... Никогда ещё возвышенный и горделивый гуманистический идеал «совершенного человека» не совпадал так полно с действительностью, и никогда ещё искусству Возрождения не удавалось передать эту гармонию с такой очевидной ясностью и простотой, с таким впечатляющим реализмом». Портрет Кастильоне является воплощением в образе одного человека, одной яркой индивидуальности «той счастливой безоблачности классического Ренессанса, какая полнее всего открылась в идеалах эпохи только одному Рафаэлю». Из лучших фресок Рафаэля при папе Льве X можно отметить «Галатею», исполненную в начале 1514 года.Фреска эта – изображение поэтической фантазии, рассказа о Галатее и циклопах. Прекрасная Галатея плывет в раковине по морским волнам. Она стоит во весь рост и управляет дельфинами, между тем как Амур указывает путь. За ней огромная свита: тритоны трубят в звучные рога, морские кентавры несут прекрасных нимф на своих спинах и маленькие амуры, летая вокруг, возбуждают в них горячую любовь. Тем образнее живой контраст между этой чувственной любовью и святой страстью, которую изобразил Рафаэль в лице прекрасной Галатеи, обращающей глаза к небу: только от неба ждет она указания своего пути.В ней соединил Рафаэль божество, сошедшее на землю, и человека, возвысившегося до красоты божества. Этот идеал божественной, чудной и ясной, как кристалл, красоты он взлелеял в своем воображении, так как, по его собственным словам, он не мог найти даже в Риме ту красоту, о которой говорила ему мысль о божестве.В целом ряде прекрасных фресок в Ватикане изобразил Рафаэль исторические события и торжество церкви.Знаменитые Лоджии Рафаэля украшают коридор или зал, ведущий в комнаты папы. Эти Лоджии составляют 13 арок со сводами в виде куполов. Здесь Рафаэль изобразил библейские сцены в длинном ряде фресок.Фрески эти получили общее название «Библии Рафаэля».Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. В творчестве Рафаэля яркое воплотились идеалы эпохи Возрождения, в частности, речь идёт о гуманистических идеях. Рафаэль стремился на своих полотнах показать торжество не только физической, но и духовной красоты человека, его принадлежность к божественному. Важно заметить, что для великого творца понятия физической и духовной красоты были неразрывно связаны. ЗаключениеДанная работа была посвящена исследованию творчества Рафаэля Санти. По проведённому исследованию мы можем сделать следующие основные выводы.Творчество Рафаэля представляет собой идеальное воплощение гуманистического идеала гармонической личности, физического и духовного совершенства человека. Гуманизм Рафаэля воплощён на основе классического стиля Высокого Возрождения. Высокое Возрождение можно с уверенностью назвать апогеем развития гуманизма в Италии. Можно утверждать, что искусство Рафаэля формировалось и развивалось в тесной связи с теоретическими достижениями художественной мысли Ренессанса, иными словами, эстетика и философия гуманизма стали своего рода духовной средой для творческого расцвета Рафаэля Санти. Представления Рафаэля о человеке, добре, духовной и физической красоте, которые он воплощал в своих знаменитых шедеврах, удивительным образом органически связаны с культурными требованиями эпохи Возрождения. Рафаэль стремился на своих полотнах показать торжество не только физической, но и духовной красоты человека, его принадлежность к божественному. Важно также заметить, что для великого творца понятия физической и духовной красоты были неразрывно связаны. Высшим проявлением гения Рафаэля и идеалов эстетики гуманизма эпохи Возрождения является «Сикстинская мадонна», находящаяся в Дрездене. Кроме того, стоит отметить портрет БальдассараКастильоне (1515). Наконец, отметим вершину воплощения гуманистических идей в творчестве Рафаэля – росписи «СтанцаделлаСеньятура», программа которых наиболее тесным образом связана с миром гуманистических идей и представлений эпохи Возрождения. Как истинный творец эпохи Ренессанса, Рафаэль Санти обращался и к античной тематике. Яркий пример – сюита, посвящённая истории Амура и Психеи, написанная в загородной вилле Фарнезина. Ранее, в 1515 году Рафаэль там же создал фреску «Триумф Галатеи». Конечно же, в рамках одной работы охватить полностью творческое наследие великого Рафаэля Санти не представляется возможным. Соответственно, предложенная для исследования проблема нуждается в дальнейшей, более углублённой разработке. В частности, особое внимание при дальнейшем исследовании стоит обратить на малоизвестные шедевры Рафаэля, а точнее на те, о которых на сегодняшний день можно найти лишь весьма скудные сведения. Малоизвестные произведения мастера не только являются воплощением гуманистических идей эпохи Ренессанса, но и позволяют судить об эволюции творческой манеры и творческого видения Рафаэля Санти, развитии в его творчестве основ эстетики и философии гуманизма.Список литературыБриллиант С.М. Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1891./Электронный ресурс//http://lib.rus.ec/Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – М.: Издательство В. Шевчук, 2009. 330 с.Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. – СПб.: Алетейя, 1997. 318 с.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с.Горфункель А.Х. От «Торжества Фомы» к «Афинской школе» (философский проблемы культуры Возрождения)./А.Х. Горфункель//История философии и вопросы культуры. – М., 1975.Горфункель А.Х. «Диспут Рафаэля»./А.Х. Горфункель// Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. 256 с.Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986.Гращенков В.Н. Рафаэль. – М.: Искусство, 1971. 220 с.Дункан П. Рим: Путеводитель. – М.: Фаир-Пресс, 2005. 192 с.Ионева Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2000. 512 с.Рафаэль./Авторы-составители: М.И. Боженкова, А.И. Рощин. – СПб.: Пальмира, 1994. 168 с. Смирнова И.А. «СтанцаделлаСеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи./И.А. Смирнова//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет.- М.: Издательство «Гнозис», 1993. /О «Сикстинской Мадонне».// http://www.abc-people.comЧиколини Л.С. Гуманистический идеал Кастильоне./Л.С. Чиколини//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986.

1. Бриллиант С.М. Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1891./Электронный ресурс//http://lib.rus.ec/
2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.
3. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – М.: Издательство В. Шевчук, 2009. 330 с.
4. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. – СПб.: Алетейя, 1997. 318 с.
5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с.
6. Горфункель А.Х. От «Торжества Фомы» к «Афинской школе» (философский проблемы культуры Возрождения)./А.Х. Горфункель//История философии и вопросы культуры. – М., 1975.
7. Горфункель А.Х. «Диспут Рафаэля»./А.Х. Горфункель// Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. 256 с.
8. Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986.
9. Гращенков В.Н. Рафаэль. – М.: Искусство, 1971. 220 с.
10. Дункан П. Рим: Путеводитель. – М.: Фаир-Пресс, 2005. 192 с.
11. Ионева Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2000. 512 с.
12. Рафаэль./Авторы-составители: М.И. Боженкова, А.И. Рощин. – СПб.: Пальмира, 1994. 168 с.
13. Смирнова И.А. «Станца делла Сеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи./И.А. Смирнова//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986.
14. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет.- М.: Издательство «Гнозис», 1993. /О «Сикстинской Мадонне».// http://www.abc-people.com
15. Чиколини Л.С. Гуманистический идеал Кастильоне./Л.С. Чиколини//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986.

Творчество Рафаэля: 'Секстинская мадонна'

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

 

Реферат

на тему : Творчество Рафаэля: &';Секстинская мадонна&';

 


Выполнил :

студент 301 группы

ф-та Истории и права

Костин Е. М.

Проверил : Житаев В. Л.

 

 

 

 

Саранск 2002

 

 

Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов.

Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.

Гений Рафаэля играл в живописи, графики, архитектуры. Произведения Рафаэля представляет собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения. Рафаэлем был создан "универсальный образ" человека красивым, совершенным, физически и духовно, входит в представление о красоте, гармонической существования.

Рафаэль. [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по другим данным, 6.4). 1483, Урбино - 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. Искусство Рафаэля, который привлекает своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Рафаэля, в тонкой фигуры, основанные с пейзажем, чувствуется рука высокоодаренного художника (&';Сон рыцаря&';, Национальная галерея, Лондон; &';Три грации&';, Музей Конде, Шантийи; &';Мадонна Конестабиле&';, Эрмитаж, Ленинград; все три - около 1500-02). Покинув мастерскую Перуджино, Р. создает алтарный образ &';Обручение Марии&'; (1504, Галерея Брера, Милан), возможно строительство близкий к фреске Перуджино &';передача ключей&';; мелодия увенчивает стильная купольная постройка, соотнесенная с полуциркульным мольберта. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения ее выдающихся художников (в особенности Фра