Психологическое консультирование подростков по вопросам взаимоотношений в семье

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 39 39 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 16.02.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологическое консультирование в сфере взаимоотношений подростков с родителями 5
1.1. Особенности взаимоотношений подростков с родителями в современной семье 5
1.2. Понятие консультационной работы с подростками 9
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию проблем взаимоотношений подростков и родителей 16
2.1. Методика и результаты исследования подростков по методике «Подростки о родителях» 16
2.2. Особенности осуществления консультационной работы с подростками по вопросам взаимоотношений с родителей 25
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Фрагмент для ознакомления

Для многих юношей и девушек в период 16-18 лет характерны состояния апатии, депрессии, переживания одиночества и бессмысленности своей жизни. Некоторые из них не умеют регулировать свои внутренние состояния и полностью отдаются депрессии и апатии. Для облегчения и снятия таких состояний молодые люди нередко прибегают к курению, употреблению алкоголя, наркотиков.Но существуют другие, более безопасные для здоровья, способы избавления депрессии. Причем эти способы могут быть не только психотехнического, но и бытовыми, житейскими.В одной из школ был проведен небольшое исследование на предмет того, что делают девушки и юноши для того, чтобы расслабиться и улучшить настроение. Следует отметить, что для юношей это прежде всего спорт, физические упражнения, встречи с друзьями, прослушивание современной музыки.Для поддержания активного тонуса и преодоления депрессии девушки слушают успокаивающую музыку, готовят вкусную еду, встречаются с подругами, говорят на личные темы, занимаются с младшими братьями и сестрами, шьют, вяжут, смотрят телевизор, ухаживают за домашними животными [14].Во время консультации важно подчеркнуть, что именно обычные ежедневные дела, которые нравятся девушке или юноше, приносят им эмоциональное удовлетворение, успокоение, снимают депрессию.Следует убедить ребенка не отчаиваться. Внутренние состояния человека изменчивы, депрессия рано или поздно проходит и появляется радостный, бодрый настрой. Необходимо всегда верить, что депрессия обязательно пройдет.Пытаться понять, в чем причина плохого настроения. Возможно, это затяжной конфликт со значимыми людьми, нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс. В такой ситуации необходимо устранить или хотя бы уменьшить влияние основной причины стресса или изменить свое отношение к проблеме, снизив "ее значимость для себя.Не надо зацикливаться на своих переживаниях, выпадать из привычного ритма жизни, но и не переутомляться.И главное в период депрессии - не принимать важных решений. В это время многое можно воспринять искажено, как в кривом зеркале. Человек может сделать что-то сгоряча, потом об этом жалеть и испытывать чувство вины.3. Условия эффективной психотехники при высокой неуверенности в себе.В школе подростки, особенно старшеклассники, часто обращаются к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скованность. Страх показаться смешным в глазах сверстников, быть неуспешным мучает многих подростков, юношей и девушек.И это не случайно: подростковый и ранний юношеский период в жизни молодого человека -это время социального и личностного самоопределения и самоутверждения. От того, насколько стабильно молодые люди переживают этот период, зависит формирование их самооценки, что, безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических ситуациях, умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни.От каких основных причин зависит формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего это или врожденная гипертревожность и застенчивость (высокая возбудимость, чувствительность сочетаются с замкнутостью и необщительностью), или приобретенная внутренняя скованность.Беседу с девушкой или юношей, страдающих от болезненной застенчивости, скованности, заниженной самооценки, планируют заранее[16].Главное - выявить теплое отношение к клиенту. Не критиковать и не оценивать. Слушать, чувствовать, понимать. Слава в те моменты беседы, когда это будет уместно. Поддерживать тогда, когда клиент рассказывает о своих неудачах [14].Можно поделиться своим опытом преодоления застенчивости (если он есть). Это будет очень эффектно, если психолог в момент беседы производит впечатление уверенной в себе и респектабельного человека.На консультации полезно применять игровые упражнения, помогающие ребенку или старшекласснику понять себя: "Нарисуй автопортрет", "Я хороший, я плохой", "покричать на самого себя", "Письма к самому себе", "Письма подростку".Очень важно заканчивать консультацию с молодым человеком, имеет заниженную самооценку, бодрыми, доброжелательными, теплыми или энергичными словами: "Как много всего мы с тобой сегодня обсудили! Какая ты интересный человек!".Важным фактором, влияющим на ход консультативной работы, является акцентуация характера подростка, выясняется психологом во время диагностической части работы..Учитывая проблемы, с которыми наиболее часто встречается психолог-консультант при общении с подростками, в работе предлагаются такие письма:1. Письмо подростку, который не нравится сам себе.2. Письмо стеснительному подростку,3. Письмо подростку, у которого часто бывает плохое настроение и все раздражает.4. Письмо подростку, который находится в стрессовой ситуации.5. Письмо подростку, страдающему неврозом.6. Письмо подростку, страдающей психосоматическим заболеванием.7. Письмо подростку с противоправным поведением.В частности особым моментов представлены проблемы, с которыми может обратиться подросток к школьному психологу. К ним относится трудности детско-родительских отношений. Нами обнаружено, что, при всем обилии литературы по проблемам детско-родительских отношений, они в основном рассматриваются с точки зрения консультирования родителей. Однако мы предприняли попытку взглянуть на эти отношения с другой стороны — со стороны ребенка.В качестве другого ключевого момента следует выделить процесс работы с подростками школьного психолога в ходе психологического консультирования по заявленной проблематике. К ним относится возрастная специфика, взаимоотношения «консультант-клиент» (позиция по отношению консультанта к клиенту), привлечения родителей, использования принципа «воздержания от морализаторства». Не менее важным аспектом выступает стратегия консультирования школьного психолога подростков по проблеме отношений с родителями, включающая в себя основные часть принципов гуманистической психологии. К ним относятся: принцип безоценочного принятия; формулирование представлений о возможном результате работы с психологом; ответственность подростка за отношения с родителями; обучение способам взаимодействия.Особое внимание следует уделять «ловушкам» с которыми может столкнуться консультант. Одной распространенной ловушкой в отношениях психолога с подростком является образование ими своего рода «коалиции» против родителей. В этом случае консультирование начинает напоминать боевые действия против вражеской армии. Возможен и другой случай: психолог принимает позицию родителей, выражает согласие с их мнением. Эта позиция, даже если психолог явно ее не демонстрирует, весьма затрудняет консультативную работу [18].Очень важно, чтобы психолог, поддерживая подростка и помогая ему, сохранял нейтральность своей позиции. Психолог не «за» подростка в его противостоянии с родителями, а «вместе» с ним, он помогает ему не выиграть в борьбе, а наладить отношения.Еще одной ловушкой в консультировании подростков может стать убеждение психолога в том, что он занимает некое особое положение в жизни подростка, является единственным взрослым, которому тот может довериться. «Им не с кем об этом поговорить», «их никто не понимает так, как я» — такими идеями руководствуется психолог. Подобное убеждение приводит к тому, что отношения консультант – клиент становятся чрезмерно эмоционально нагруженными, в них привносится иная феноменология.Выделенная последовательность этапов консультативной работы не является жестко заданной. Каждый подросток – неповторимая личность, и его отношения с родителями уникальны и не могут укладываться в ригидную схему.Схема 1. Процесс консультирования по проблеме детско-родительских отношенийБезоценочное принятиеСпецифика психологического консультированияВоздержанность от морализаторстваОтношения консультант-клиент(«обособленность» позиции консультанта. Он не учитель и не родитель)Возрастная спецификаОсобенности психологического консультированияДетско-родительские отношенияПроблемаЛовушки психологического консультирования подростковОбразование ими своего рода «коалиции» против родителейФормулирование представлений о возможном результате работы с психологом Убеждение психолога в том, что он занимает некое особое положение в жизни подростка, является единственным взрослым, которому тот может доверитьсяОбучение способами взаимодействия Ответственность подростка за отношения с родителями Особенности работы с подросткамиВозрастная специфика. Особенностями, влияющими на процесс консультирования, являются, с одной стороны, недостаточный уровень развития рефлексии, реакция эмансипации (по А.Е. Личко), чувство взрослости, что затрудняет осознание ситуации, мешает взглянуть на происходящее с точки зрения другого участника (родителя), а с другой – возрастающий интерес к собственному внутреннему миру, стремление разобраться в явлениях психологической природы, что способствует успешности консультативного процесса.Отношения консультант-клиент. В этой ситуации консультанту важно поддерживать «обособленность» своей позиции, не родительской и не учительской, избегать типичных «учительских» или «родительских» реакций или поучений (хотя порой это бывает очень непросто). В то же время при консультировании подростков позиция психолога характеризуется большей активностью, нежели при консультировании взрослых.Воздержаться от морализаторства. Подростки наверняка уже обсуждали с кем-то из взрослых (родственником, педагогом) свои взаимоотношения с родителями. Причем подростку советовали прислушаться к мнению родителей, ведь «они тебя любят и желают тебе только добра». Подобные советы обычно вызывают у детей в лучшем случае молчаливое несогласие, в худшем — бурное возмущение. Очень важно, чтобы психолог не стал еще одним таким советчиком, поэтому необходимо (особенно на первых этапах работы) воздерживаться от малейшего морализирования или оценки.Привлечение родителей. Зачастую возникают сложности с привлечением родителей к консультативному процессу. Многие подростки категорически возражают против этого, хотя, возможно, работа с детско-родительской парой была бы гораздо более эффективной. Иногда этого не хотят и сами родители. Если кто-то из сторон не желает взаимодействовать, то ненужно на этом настаивать.Стратегии психологического консультированияБезоценочное принятие. Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что психолог действительно считает ситуацию, в которой он оказался, трудной, воспринимает ее всерьез, понимает его чувства и готов ему помочь. Необходимо установить раппорт. Формулирование представлений о возможном результате работы с психологом. Протекает по следующему алгоритму: выяснение образ желаемых отношений с родителями. Необходимо не просто выяснить идеальный образ этих отношений, но и скорректировать его, приблизить к реальности.Ответственность подростка за отношения с родителями. Разъяснение подростку, что на нем также лежит ответственность за отношения с родителями, т.е. ему необходимо продумывать последствия своих поступков и как они могут сказаться на отношения с родителями.Обучение способом взаимодействия. Когда подросток осознал свою ответственность в отношениях с родителями, можно переходить к изменению этих отношений.«Ловушки» психологического консультированияОдной распространенной ловушкой в отношениях психолога с подростком является образование ими своего рода «коалиции» против родителей. В этом случае консультирование начинает напоминать боевые действия против вражеской армии. Возможен и другой случай: психолог принимает позицию родителей, выражает согласие с их мнением. Эта позиция, даже если психолог явно ее не демонстрирует, весьма затрудняет консультативную работу. Очень важно, чтобы психолог, поддерживая подростка и помогая ему, сохранял нейтральность своей позиции. Психолог не «за» подростка в его противостоянии с родителями, а «вместе» с ним, он помогает ему не выиграть в борьбе, а наладить отношения.Еще одной ловушкой в консультировании подростков может стать убеждение психолога в том, что он занимает некое особое положение в жизни подростка, является единственным взрослым, которому тот может довериться. «Им не с кем об этом поговорить», «их никто не понимает так, как я» — такими идеями руководствуется психолог. Подобное убеждение приводит к тому, что отношения консультант – клиент становятся чрезмерно эмоционально нагруженными, в них привносится иная феноменологияЗаключениеАнализ имеющейся научной литературы по практической, возрастной психологии и проведена нами поисковая разведка позволили сделать следующие выводы:1. Подростковый возраст, в котором находится ребенка, в большинстве случаев требует психологического вмешательства. Среди наиболее действенных методов взаимодействия психолога и ребенка можно выделить психологическое консультирование.2. Приходя на консультацию, клиенты в основном напряженные, находятся в депрессивном, тревожном состоянии. В таком случае во время консультации психолог обязан: успокоить клиента, снять внутреннее напряжение, побудить клиента оптимистично взглянуть на жизнь.3. Молодые люди нуждаются в психотерапевтической помощи из таких групп проблем:а) плохое самообладание, неумение сдерживать свои агрессивные эмоции;б) неспособность справиться с депрессивным состоянием;в) стремление избавиться неуверенности в себе, скованности;г) неумение сдерживать агрессивные эмоции.4. Процесс психологического консультирования подростков, имеющих недостатки личностного развития, имеет свои характерные особенности:- Психические нарушения еще не стали устойчивыми и могут измениться с последующим развитием;- В процессе консультирования необходимо учитывать уровень развития ребенка;- Консультирование предотвращать неправильном развитии ребенка;- Родителей и педагогов следует привлечь к процессу консультирования ребенка;- Психологические технологии в консультировании подростка также имеют большое значение.5. Среди эффективных, действенных методов которые можно использовать в процессе психологического консультирования подростка, по нашему мнению, является эпистолярное психотехника-листы к пациенту.Список использованной литературыАнцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 551 с.Байярд  Р.,  Байярд  Д.  Ваш  беспокойный  подросток.  М.,  1991.Болбочану А.В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми // Вопросы психологии. – 2006. - № 4. - С. 63-69.Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике СПб.: Речь, 2004, 256с.Вдовина М. В., Максимова А. А. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 703-705.Выготский  Л.С.  Психология  развития  человека.  М.:  Изд-во  Смысл;  Изд-во  Эксмо,  2003.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология конфликта / Сост. Н.В.Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – C. 328-348.Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — М.: КСП, 1996. — 160 с.Казанская  В.Г.  Подросток.  Трудности  Взросления.  Питер,  2008. Крылов, А. А. Психология. Издание 2ое. -М.: Издательство «Дрофа»,2009. -362 с.Монина Г. Б. Психологическое консультирование детей и подростков: учебник. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. — 210 с.Мухина  В.С.  Возрастная  психология.  4-е  изд.,  М.,  1999. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: Учебник: В 2 кн. Кн.1: Социальная психология личности и общения. - К: Лыбидь, 2004. - 576 с.Психологические типологии: [пособие для менеджеров и практических психологов] / под ред. Ю.П.Платонова. - СПб: Речь, 2004.-512 с.Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С.Психологические проблемы подростков»: стандартизированнаяметодика: Научно-методические материалы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 34 с.Тягунова А. В. Исследование взаимоотношений подростка с родителями // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. – К.: Здоровье, 1991. – 189 с.Чибисова М. Консультирование подростков по проблемам отношений с родителями // Школьный психолог. 2003. № 10.Шаповаленко  И.В.  Взаимоотношения  поколений  в  семье  //  Психология  семейных  отношений  с  основами  семейного  консультирования  /  Под  ред.  Е.Г.  Силяевой.  М.,  2002.Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. - С. 54-58.

Список использованной литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 551 с.
2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
3. Болбочану А.В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми // Вопросы психологии. – 2006. - № 4. - С. 63-69.
4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике СПб.: Речь, 2004, 256с.
5. Вдовина М. В., Максимова А. А. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 703-705.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003.
7. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология конфликта / Сост. Н.В.Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – C. 328-348.
8. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — М.: КСП, 1996. — 160 с.
9. Казанская В.Г. Подросток. Трудности Взросления. Питер, 2008.
10. Крылов, А. А. Психология. Издание 2ое. -М.: Издательство «Дрофа»,2009. -362 с.
11. Монина Г. Б. Психологическое консультирование детей и подростков: учебник. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. — 210 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд., М., 1999.
13. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: Учебник: В 2 кн. Кн.1: Социальная психология личности и общения. - К: Лыбидь, 2004. - 576 с.
14. Психологические типологии: [пособие для менеджеров и практических психологов] / под ред. Ю.П.Платонова. - СПб: Речь, 2004.-512 с.
15. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С.Психологические проблемы подростков»: стандартизированнаяметодика: Научно-методические материалы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 34 с.
16. Тягунова А. В. Исследование взаимоотношений подростка с родителями // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf
17. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. – К.: Здоровье, 1991. – 189 с.
18. Чибисова М. Консультирование подростков по проблемам отношений с родителями // Школьный психолог. 2003. № 10.
19. Шаповаленко И.В. Взаимоотношения поколений в семье // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002.
20. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. - С. 54-58.

Вопрос-ответ:

Какие особенности взаимоотношений подростков с родителями существуют в современной семье?

В современной семье рождается много конфликтов между подростками и их родителями из-за разных взглядов и жизненных ценностей. Подростки ищут свою независимость, хотят проявить свою индивидуальность, а родители могут испытывать страх потерять контроль над своим ребенком. Кроме того, современные технологии и социальные сети также влияют на взаимоотношения подростков и родителей.

Какую роль играет психологическое консультирование в сфере взаимоотношений подростков с родителями?

Психологическое консультирование помогает подросткам и их родителям разрешить конфликты, наладить общение и лучше понять друг друга. Консультации также помогают подросткам развивать навыки самостоятельности, принятия решений и улучшение семейной атмосферы. Оно способствует установлению эмоциональной связи между родителями и подростками и созданию гармоничных отношений в семье.

Как проводилась экспериментальная работа по исследованию проблем взаимоотношений подростков и родителей?

В ходе экспериментальной работы была использована методика "Подростки о родителях". В ней подросткам было предложено ответить на вопросы, касающиеся их отношений с родителями. Результаты исследования позволили выявить проблемы и конфликты, с которыми сталкиваются подростки и родители в их взаимоотношениях.

Какие результаты были получены в ходе исследования подростков по методике "Подростки о родителях"?

В результате исследования было выявлено, что одной из основных проблем взаимоотношений подростков с родителями является недостаток коммуникации и непонимание друг друга. Подростки также отметили, что они испытывают давление и недостаток свободы со стороны родителей. Важно отметить, что результаты исследования могут быть индивидуальными и зависят от конкретной семьи.

Что такое психологическое консультирование подростков?

Психологическое консультирование подростков - это процесс, в ходе которого специалист (психолог) помогает подросткам разрешить проблемы и вопросы, связанные с их взаимоотношениями в семье.

Какие особенности есть в взаимоотношениях подростков с родителями в современной семье?

В современной семье возникают некоторые особенности во взаимоотношениях подростков с родителями. Например, родители и подростки могут сталкиваться с проблемой различия ценностей и интересов. Подростки также часто испытывают стремление к независимости и самостоятельности, что может вызывать конфликты с родителями.

Какие проблемы взаимоотношений подростков и родителей были исследованы в экспериментальной работе?

В экспериментальной работе исследовались проблемы взаимоотношений подростков и родителей. Были использованы различные методики, включая методику "Подростки о родителях". Результаты исследования позволили выявить некоторые специфические проблемы, с которыми подростки сталкиваются во взаимодействии с родителями.

Как проходит процесс психологического консультирования подростков по вопросам взаимоотношений в семье?

Процесс психологического консультирования подростков по вопросам взаимоотношений в семье включает в себя встречи психолога с подростком, где проводятся беседы и различные практические упражнения. Во время консультаций подростку предоставляется возможность высказаться и проанализировать свои чувства и переживания в отношении родителей.

Какие методики были использованы в исследовании подростков по методике "Подростки о родителях"?

В исследовании подростков была использована методика "Подростки о родителях", которая позволяет подросткам высказать свое мнение и оценку взаимоотношений с родителями. Подросткам предлагались вопросы о поведении и эмоциональных реакциях родителей, а также о своих собственных желаниях и потребностях.