Историческое развития предмета и методов педагогической психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 17.01.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Возникновение первичных взглядов в области педагогической психологии 4
2.Педагогическая психология как наука о закономерностях усвоения индивида социального опыта в педагогическом процессе и учебной деятельности 8
3.Методы педагогической психологии 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25



Фрагмент для ознакомления

Интроспекция - метод человеческого наблюдения для себя на основе рефлексивного мышления (объект самонаблюдения могут быть объектами, мотивы, результаты деятельности). Этот метод является основой самоотчета.Она характеризуется довольно субъективно, он чаще всего используется в качестве дополнительного.Обсуждение - широко используется в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения данных (информации) о человеке, в общении с ним, в результате его ответов на острые вопросы. Ведущий разговор не сообщает о своей цели для тех, кто учился. Ответы записываются или звукозапись или скоропись, стенографии (для не привлекая внимания возможности разговора). Разговор может быть как самостоятельный метод изучения человека, а также дочерней компании, предшествует такой эксперимент, терапии и т.д.Интервью как специфическая форма разговора может быть использована для получения информации не только о интервьюируемого, кто знает об этом, но и о других людях, событиях и т.п.Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленной и соответствующей основной задачей научных вопросов. Учебные профили - ответственность, требующие профессионального бизнеса. При составлении анкеты учитываются: 1)содержание вопросов;2)их форма - открытые и закрытые, последний должен ответить "да" или "нет";3)их формулировка (ясность, без подсказки ответа, и т.д.);4)количество и порядок вопросов.[10,c.78-83]Педагогическая практика на опросных данных не более чем на 30-40 минут. Ранжирование вопрос чаще всего определяется случайным образом.Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальная, групповая, но в любом случае она должна отвечать двум требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Обследование материал проходит количественное и качественное лечение.Эксперимент - центральный эмпирический метод научного исследования, широко используется в педагогической психологии. Есть лаборатория (в рамках специальной договоренности с оборудованием и т.д.) и естественного эксперимента, проведенного в нормальных условиях обучения, жизни, работы, но со своей особой организацией, чье влияние и изучены. Одним из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия (особенно в отечественной педагогической психологии) образует естественный эксперимент является формирующий эксперимент. В своем курсе рассматриваются изменения в уровне знаний, навыков, отношения, ценности, уровень психического и личностного развития студентов целевой подготовки и повышения воздействия.Как отметил А. В. Петровский, для педагогической психологии эта специальная версия естественного эксперимента - формирование (обучение) - это очень важный. В эксперименте в качестве метода изучения предмета не знает о своей цели. Экспериментатор не только определяет цель исследования и выдвигает гипотезу, но может изменить условия и формы обучения. Экспериментальные результаты строго и точно зафиксированы в специальных протоколах, где есть название теста, вы должны знать об этом, о дате, времени, цели. Экспериментальные данные обрабатываются для количественной оценки (фактор, корреляционный анализ и т.д.), подлежат качественной интерпретации. Эксперимент может быть физическое лицо, группа, краткосрочный или длительный.Другим важным методом исследования в педагогической психологии является социометрия - эмпирический метод для изучения внутригрупповых межличностных отношений, разработанной Дж Морено. Этот метод, используя ответы на вопросы, предпочтительный выбор членов группы, чтобы определить его сплоченности, лидера группы и т.д. Он широко используется в педагогической практике и перегруппировки для формирования учебных групп, определение внутрисетевого взаимодействия,Все методы исследования могут быть сгруппированы по следующим основаниям.Уровень научного знания - теоретического или эмпирического. Соответственно могут быть выделены методы теоретического исследования (приближения, аксиоматизации, экстраполяция, моделирование и т.д.) и методы эмпирического исследования (наблюдение, интервью, эксперимент, тестирование и т.д.).Степень педагога-исследователя с объектом - Это может быть: а) объект исследования (все эти методы теоретического и эмпирического исследования); б) обработка данных (количественных и качественных, которые выделены методы корреляции, факторного, кластерного анализа и т.д.), различные уровни математической и статистической обработки. Для получения достоверных результатов исследования является важным характером данных, особенно в контексте количественного (статистического) анализа, или, точнее, обработка данных с последующим определением по различным критериям (например, Т-тест и др.), надежность, актуальность и достоверность результатов. Для того, чтобы определить характер взаимосвязи между изучаемыми явлениями, или доли одного из них в сочетании с другими методами, корреляционный и факторный анализ.Цель и продолжительность обучения:а)получить данные о текущем состоянии объекта, процесса или явления б) проследить динамику их изменения во времени. В педагогической психологии, а также в других отраслях психологических знаний, объект исследования, проведенного различными методами, может быть кратковременным, преследующий заметки диагностирования цели. Но это может быть очень долго (до нескольких лет, например, дневников развития ребенка), направленных на выявление генезиса развития (на самом деле генетический метод) любое психологическое образование личности, его свойства и другие два метода выделяются на этой основе - метод поперечного сечения и продольный способ.Во-первых учителем на основе большого количества материала может быть получено, например, общая характеристика образования, ее зависимость от среднего, "нормальный" и вариации этого, кривые распределения студентов по различным причинам (например, возраст , успех, обучение и т.д.).Продольная метод позволяет проследить эволюцию этого явления, его развития и становления. Преимущество этого метода по сравнению с методом воздействия поперечного сечения при решении двух задач:1)предвидеть дальнейший ход психического развития, научного обоснования психологического мировоззрения;2)определяют генетические связи между фазами психического развития".Профессорско-преподавательский состав может использовать этот метод в качестве инструмента для общего научно-исследовательской работы, такие как изучение эффективности новой учебной программы в течение ряда лет образования одного и того же индивида, группы, класса, потока и т.д. широко используется в педагогической психологии формирующего эксперимент, часто длится в течение нескольких лет, форма и метод продольных исследований.Особенности объекта исследования, которые зависят от того, что он действует именно как: а) сами, их психические процессы, состояния, психологические особенности, их активность, люди т.е. явления; б) продукты человеческой деятельности, их "воплощенный труд", или в) некоторые характеристики, оценка, показатели человеческой деятельности и поведения, его организации и управления. Естественно, что все эти объекты неразрывно связаны между собой и методы обозначения дорожных под этим весьма условно, но проанализировать сферу каждого приложения в практической работе учителя желательно дифференциации.В целом, педагогическая практика по отношению к изучению, например, студент, желательно использовать методы наблюдения (в частности, метод дневника), интервью (анкетирование, интервью) и тестирование. Для изучения отношения учащихся в классе, в группе (например, дифференциации группы), наряду с длительным наблюдением может быть с успехом использован социометрические и референтометрические методы.[11]Что касается изучения деятельности продуктов, в частности, мероприятия по подготовке кадров, то есть того, что он воплощает в себе, материализуется, метод анализа продуктов является наиболее распространенной деятельностью.Целенаправленное, систематический анализ работ, экспозиций, тексты устных и письменных сообщений (ответов) студентов, то есть, содержание, форма этих докладов, учитель способствует пониманию личной и академической ориентации студентов, глубина и точность развития субъекта, их отношения к обучению, учебных заведений, большинство предметов и учителей. Что касается изучения личности и индивидуальных психологических особенностей учащихся и их деятельности с использованием метода обобщения независимых переменных, которые требует, например, данные об одном обобщении к железнодорожному, полученных от разных учителей.Весь анализ показывает, что педагогическая психология представляет собой многогранную область психологического знания, принимая во внимание особенности законов, содержание и методы исследования, которые могут оказать существенную помощь в осуществлении психолого-педагогических проблем обучения и развивающего обучения в любая образовательная система.[11,c.43-46]ЗаключениеВ заключение, работа следует отметить, что педагогическая психология - наука о фактах, механизмах и закономерности развития социального и культурного опыта человека, законы интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта образовательной деятельности организации и управления учителем в разных условиях образовательного процесса.В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процесс обучения, формирования познавательных процессов и т.д.Само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1876 г.). Через четверть века американский психолог Э. Торндайк опубликовал книгу с аналогичным названием.Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов создавали базис педагогической психологии: это работы А.П. Нечаева, А. Бине, Б. Анри, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Дьюи, Э. Клапереда, Дж. Уотсона, Э. Толмена, Г. Газри, Т. Халла, Б. Скиннера, Л. С. Выготского, П.П. Блонского, В. Штерна, М. Монтессори и др. В 1907 году немецкий психолог Э. Мейман публикует книгу «Лекции по экспериментальной психологии», где дает обзор работ по экспериментальной дидактике. .Таким образом, на современном этапе, теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения - учебной деятельности, развитие способностей и личности учащихся.Педагогическая психология представляет собой многогранную область психологических знаний, с учетом особенностей законодательства, содержания и методов исследования, которые могут оказать существенную помощь в осуществлении психолого-педагогических проблем обучения и развивающего обучения в любой образовательной системе.Список литературыАнаньев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука - 2007. – 380 с.Блонский П.П. Педология /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 288 с.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – М.: Речь, 2009. – 440 с.Возрастная и педагогическая психология: тексты / Сост. и коммент. Шуаре М.О.; Вступ. ст. В.В. Давыдова, М.Шуаре. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 268 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Выготский Л.С., ред. В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2011. - 480 с.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-XVIII вв.). – М.: Наука, 2007. – 352 с.Гуревич К.М., Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2013. – 356 с.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 2006. – 240 с.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2010. - 384 с.Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 2011. – 482 с.Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования, 2-е изд. - Пг., 2009. - 434 с.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2006. – 224 с.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука - 2007. – 380 с.
2. Блонский П.П. Педология /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 288 с.
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – М.: Речь, 2009. – 440 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: тексты / Сост. и коммент. Шуаре М.О.; Вступ. ст. В.В. Давыдова, М.Шуаре. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 268 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Выготский Л.С., ред. В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2011. - 480 с.
6. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-XVIII вв.). – М.: Наука, 2007. – 352 с.
7. Гуревич К.М., Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2013. – 356 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 2006. – 240 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2010. - 384 с.
10. Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 2011. – 482 с.
11. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования, 2-е изд. - Пг., 2009. - 434 с.
Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2006. – 224 с.

Вопрос-ответ:

Каким образом педагогическая психология возникла и развивалась в истории?

Педагогическая психология возникла как научная дисциплина в конце XIX - начале XX века. В основе ее развития лежали исследования в области психологии, философии, педагогики и медицины. В ходе исторического развития педагогическая психология прошла несколько этапов, включая формирование первичных взглядов в области психологии, становление ее как науки о закономерностях усвоения индивидом социального опыта в педагогическом процессе, разработку и применение методов и технологий педагогической психологии.

Как можно определить педагогическую психологию как науку?

Педагогическая психология можно определить как науку, изучающую закономерности усвоения индивидом социального опыта в педагогическом процессе и учебной деятельности. В основе ее работы лежат теоретические и практические исследования, направленные на изучение психологических механизмов обучения, развития и воспитания.

Какие методы используются в педагогической психологии?

В педагогической психологии используются различные методы исследования, такие как эксперимент, анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование, анализ документов и другие. Каждый метод имеет свои особенности и позволяет изучить разные аспекты педагогической психологии.

Что такое интроспекция в педагогической психологии?

Интроспекция - это метод человеческого наблюдения за собой на основе рефлексивного мышления. В педагогической психологии интроспекция может использоваться как метод самонаблюдения и саморефлексии для изучения психологических процессов, мотивов и результатов учебной деятельности.

Какие результаты можно получить с помощью методов педагогической психологии?

Методы педагогической психологии позволяют получить разнообразные результаты, такие как понимание психологических механизмов обучения и развития, выявление проблем и трудностей учащихся, определение эффективных методов и подходов к обучению, разработка педагогических технологий и программ развития личности и другие.

Какой предмет и какие методы развивались в истории педагогической психологии?

В истории педагогической психологии развивались предмет и методы изучения процессов обучения и воспитания. Психология образования, понимаемая как наука о закономерностях усвоения индивидом социального опыта в педагогическом процессе и учебной деятельности, стала одним из основных направлений педагогической науки. Методы педагогической психологии включают в себя наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ педагогических ситуаций и другие техники исследования.

Каковы основные принципы работы педагогической психологии?

Основными принципами работы педагогической психологии являются индивидуализация обучения, активность и самостоятельность обучающегося, создание благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе. Педагогическая психология стремится к обеспечению оптимальных условий для успешного усвоения знаний и развития личности учащихся, а также помогает педагогам разрабатывать эффективные методы обучения и воспитания.

Какие методы используются в педагогической психологии?

В педагогической психологии используются различные методы исследования, такие как наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ педагогических ситуаций и другие. Наблюдение позволяет изучать поведение и реакции учащихся на различные педагогические методы и приемы. Эксперимент позволяет проверять гипотезы и изучать влияние различных факторов на процесс обучения. Тестирование и анкетирование позволяют собирать объективные данные о знаниях, навыках и мнениях учащихся. Анализ педагогических ситуаций помогает определить причины возникновения определенных проблем и разработать стратегии их преодоления.

Каким образом развивался предмет и методы педагогической психологии?

Предмет и методы педагогической психологии развивались в течение истории на основе постепенного накопления знаний и опыта. Начиная с появления первичных взглядов в области педагогической психологии, изучение закономерностей усвоения индивидом социального опыта в педагогическом процессе и учебной деятельности стало центральным в научной работе. Различные методы были разработаны для изучения и анализа психологических процессов, включая интроспекцию - метод человеческого наблюдения для себя на основе рефлексивного мышления.