О характере религий архаического человека

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 14 14 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 22.01.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Тотемизм 4
2.Магия, анимизм, фетишизм 6
Заключение 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Закономерное следствие фетишистской установки сознания должно было заключаться в перенесении волшебно-чудодейственных свойств не только на природные или специально произведенные предметы, но и на самих людей. Близость к фетишу способствовала усилению реального значения человека (колдун, старейшина или вождь), который посредством своего опыта выполнял функцию обеспечения единства и родового благополучия. Со временем происходила сакрализация родовой верхушки, особенно вождей, которые выступали в качестве живых фетишей, наделенных магическими способностями. Воспринимая природу в понятных ему образах родовой общины, первобытный человек рассматривал любое природное явление как «родственное». За счет того, что родовые связи включались в процесс взаимодействия со сферами животного и растительного мира, были созданы предпосылки для того, чтобы развивать веру в наличие общности происхождения человеческих существ с какими-либо животными или, что встречалось гораздо реже, растениями. Данные верования мы уже рассмотрели ранее, они назывались тотемизмом. Согласно многочисленным исследованиям первобытной культуры, все названные формы поведения и ориентации архаического сознания (анимизм, фетишизм, тотемизм) обладали стадиально-глобальным характером. То есть, не может быть речи о выстраивании их в некую последовательность по критерию развитости. В качестве важных моментов освоения мира, они возникали, развертывались в рамках единого, целостного миропонимания, какое было присуще первобытному синкретизму. Общекультурное значение этих явлений заключалось в том, что они были направлены на то, чтобы удовлетворить жизненно важные потребности существования человека, они являлись отражением реальных практических интересов, нужд первобытной общинно-родовой организации.На первобытной стадии культуры осуществлялось возникновение комбинированных форм обрядов и верований, именуемых общим понятием магия (от греческих и латинских слов mageia и magia, переводимых как «колдовство, волшебство, чародейство»). Здесь важно сказать о базировании магического восприятия мира на представлении о том, что существуют всеобщее подобие и многообразие. Соответственно, человек может желательным для себя образом воздействовать на все явления и предметы. Магические действия распространены у всех народов мира и носили чрезвычайно разнообразный характер. Этнографические и религиоведческие исследования содержат в себе разные классификации, типологии магических приемов. В частности, среди магии выделяли благонамеренную, спасительную, совершаемую открыто и на пользу – «белую», и вредоносную, наводящую порчу и несчастья – «черную». Также можно сказать о том, что магия разделялась на наступательно-агрессивную и оборонительно-предохраняющую магию. В архаических обществах распространенной была магия бытовая, повседневная, которая способствовала земледелию, охоте, разного рода промыслам и текущим делам. Различались также магические действия индивидуальные, групповые, массовые. Магия представляла собой основное профессиональное занятие для колдунов, шаманов, жрецов и т. п. (здесь речь идет об институализации магии). Конечно же, нельзя не сказать о том, что в архаическую эпоху особое значение имели мифологические верования и представления. Это своего рода «конструкции», позволявшие осуществлять передачу коллективного опыта древних людей в форме, которая согласовалась со спецификой первобытного мировосприятия. Миф как раз и представлял собой такую форму, которая базировалась на чувственности, эмоциональности, дидактичности, понятности и доступности. И неслучайно впервые феномен мифа возникает на архаической стадии истории. Для общинно-родового коллектива миф не только повествование о каких-то природно-человеческих взаимоотношениях, но и не подлежащая сомнению реальность. В этом смысле миф и мир тождественны. Вполне уместно поэтому определить осознание мира в первобытно-общинную эпоху как мифосознание. Через миф усваивались некоторые аспекты взаимодействия людей внутри рода и отношение к окружающей среде.ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод о том, что религиозные представления архаического человека непосредственно определялись его синкретическим мировосприятием. Архаический человек ощущал свое единство с окружающей природой, со всеми явлениями, он был ограничен рамками родовой общины и ее законов. Соответственно, все явления он трактовал и воспринимал через призму родового, общинного мышления.Существует достаточно много видов архаических верований, однако все они вкладываются в следующие основные понятия: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, миф. Архаические религиозные верования отличаются прагматической направленностью, в особенности это касается магии. Архаический человек верил в то, что посредством исполнения определенных ритуалов есть возможность получения благоприятного результата. Первобытные религиозные верования помогали человеку выжить в нелегкой борьбе с природными явлениями, они помогали объяснить и постигать мир. Несомненно то, что эти верования сыграли огромную роль в развитии человеческой цивилизации. Список литературыЖамгырчиева Г. Т. Мировое дерево как архаический мотив в кыргызском эпосе // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 805-807.Карамазов В.Д. Всеобщая история религий мира. – М., 2011.Тэйлор Э. Первобытная культура. http://www.e-reading.by/book.php?book=92753Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htmЭлиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. - М.: Ладомир, 1999. URL: http://predanie.ru/eliade-mircha/book/205975-ocherki-sravnitelnogo-religiovedeniya/Элиаде М. Трактат по истории религий. - СПб.: Алетейя, 1999. URL: http://www.twirpx.com/file/419408/Юнг К.Г. Архаичный человек.// http://psylib.org.ua/books/_yungk02.htm


1. Жамгырчиева Г. Т. Мировое дерево как архаический мотив в кыргызском эпосе // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 805-807.
2. Карамазов В.Д. Всеобщая история религий мира. – М., 2011.
3. Тэйлор Э. Первобытная культура. http://www.e-reading.by/book.php?book=92753
4. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htm
5. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. - М.: Ладомир, 1999. URL: http://predanie.ru/eliade-mircha/book/205975-ocherki-sravnitelnogo-religiovedeniya/
6. Элиаде М. Трактат по истории религий. - СПб.: Алетейя, 1999. URL: http://www.twirpx.com/file/419408/
7. Юнг К.Г. Архаичный человек.// http://psylib.org.ua/books/_yungk02.htm

Вопрос-ответ:

Какие религии присущи архаическому человеку?

Архаическому человеку присущи религии, такие как тотемизм, магия, анимизм и фетишизм.

Чем отличается тотемизм от магии?

Тотемизм - это вера в связь людей с определенными животными или растениями, которые считаются священными, в то время как магия - это вера в мистическое влияние человека на природу и окружающий мир.

Чему верил архаический человек в рамках анимизма?

Архаический человек верил, что все объекты и существа имеют душу и обладают сознанием, и он мог взаимодействовать с ними через ритуалы и обряды.

Какую роль играл фетиш в ранних религиях?

Фетиш играл роль священного предмета, которому приписывали волшебные свойства и силу. Близость к фетишу усиливала реальное значение человека, так как тот, кто обладал фетишом, мог исполнять функцию колдуна, старейшины или вождя, обеспечивая единство и родо.

Какие еще религиозные практики были характерны для архаического человека?

Архаический человек также практиковал обряды, ритуалы и жертвоприношения, верил в духов и богов, и осуществлял коммуникацию с ними через молитву и медитацию.

Какие характерные особенности религий архаического человека?

Религии архаического человека отличались тотемизмом, магией, анимизмом и фетишизмом. Они верили в существование сверхъестественных сил, которые контролировали и влияли на природу и человеческую жизнь. Также, у них был ярко выражен культ предков и вера в существование высших сил, которые могли быть представлены как животные, растения или абстрактные объекты.

Что такое тотемизм и в чем заключается его роль в религиях архаического человека?

Тотемизм - это вера в связь между определенными группами людей и определенными животными, растениями или другими объектами природы. Роль тотемизма в религиях архаического человека заключается в установлении особого отношения между группой людей и их тотемным животным или объектом. Это создавало ощущение принадлежности к определенному сообществу и обеспечивало духовную связь с природой.

Что такое магия и как она проявлялась в религиях архаического человека?

Магия - это система верований и практик, основанная на представлении о возможности воздействия на окружающий мир с помощью таинственных сил. В религиях архаического человека магия проявлялась в использовании ритуалов, заклинаний и обрядов, с помощью которых люди пытались обеспечить себе благополучие и защиту от неблагоприятных сил природы.

Какое значение имел фетишизм в религиях архаического человека и как он влиял на представление о человеке?

Фетишизм - это вера в то, что определенные предметы или объекты обладают особыми магическими свойствами и имеют душу или дух, которые могут влиять на жизнь людей. В религиях архаического человека фетишизм играл значительную роль. Он помогал создавать связь между человеком и сверхъестественными силами, а также отражал представления о том, что человек является частью природы и может быть подвержен влиянию этих сил.