Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дефектология
  • 93 93 страницы
  • 70 + 70 источников
  • Добавлена 30.03.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие элементарных математических представлений. Развитие элементарных математических представлений в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 13
1.3. Особенности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
1.4. Взгляды ученых на формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития 29
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34
2.1. Организация исследования 34
2.2.Методика экспериментального исследования 35
2.3. Результаты экспериментального исследования 40
ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 48
3.1. Основные направления коррекционной работы 48
3.2. Содержание коррекционной работы 50
3.3. Результаты контрольного среза 77
Заключение 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 93


Фрагмент для ознакомления

Давайте, чтобы Настя и Миша не обиделись, сделаем так, чтобы картинок у Миши и Насти было поровну». Далее педагог расставляет перед детьми на полотне по 2 совокупности картинок (например: 2 цветочка и 3 цветочка. 3 мячика и 2 мячика и др.) и предлагает сначала посчитать карточки в каждой группе, а затем уравнять их. Каждый ребенок выполняет действие счета вслух под контролем педагога и, при необходимости, при его помощи. При этом дошкольники могут уравнивать группы, как в сторону уменьшения (до 2) так и в сторону увеличения (до 3).
После этого педагог еще раз просит детей пересчитать каждую совокупность и убедиться, что картинок у Насти и Миши поровну. Затем педагог подытоживает: «Теперь никому не обидно: у Насти и у Миши игрушек поровну, по 2 цветочка, по 3 мячика и др.».
Задание № 4. «Вчера? Сегодня? Завтра?»
Педагог предлагает вниманию детей серию картинок и составляет по ней рассказ. У дошкольников стимулируется отраженная речь - повторение формулировок, произносимых педагогом. Рассказ может быть следующего содержания: «Жила была девочка Катя. Она очень любила играть. Вчера Катя снова играла со своими игрушками (педагог указывает на соответствующую картинку). Когда она играла со своими игрушками? Сначала играла с мячом, а потом она играла с куклой. С какой игрушкой она играла сначала? А потом с какой игрушкой играла Катя? Сегодня Кате было некогда играть, потому что она гуляла на улице. Что делала сегодня Катя (педагог указывает на соответствующую картинку)? Попозже сегодня она пошла обедать. Что делала Катя попозже (указывает на соответствующую картинку)? А что она сделала раньше, до того, как пошла обедать? А завтра Катя собирается пойти в школу, потому что выходные закончились. Что собирается Катя делать завтра? и т.п.».
Затем педагог еще раз читает рассказ, делая паузы-пробелы, а дети заполняют эти «пробелы», договаривая фразы, начатые педагогом.
Заключительная часть
Педагог от лица Незнайки оценивает работу детей и обобщает материал занятия:
1. Сколько было игрушек, которые раскидал Незнайка? Сколько картинок оказалось в ряду, которые раскидал Незнайка (используется материал задания № 1)?
2. Сколько точек на этой карточке-подсказке (педагог показывает карточку с числовой фигурой «4»)? По сколько предметов, картинок и фигур нам надо было отсчитать по этой карточке-подсказке (используется материал задания № 2)?
3. Кому дарил подарки Незнайка? Что мы сделали, чтобы Настя и Миша не обиделись на Незнайку (используется материал задания № 3)?
4. Про кого я вам рассказывала по этим картинкам (используется материал задания № 4)? Что делала Катя вчера? А сегодня? Что она будет делать завтра?
План-конспект№3
Задачи:
1) обучение уравниванию, увеличению или уменьшению совокупностей из 2-3 предметов, предметных изображений, геометрических фигур, отделенных от дошкольников в пространстве посредством речевых высказываний;
2) обучение действию обратного количественного счета в пределах 5 с использованием предметно-практической деятельности на основе ориентировочной основы действия, сформированной педагогом;
3) обучение самостоятельному действию обратного количественного счета в пределах 5 с использованием развернутой предметно-практической деятельности;
4) обучение умению выполнять прямой порядковый счет в пределах 2 на объемных однородных объектах разной величины по образцу педагога (формирование ориентировки в задании).
Оборудован и е
Демонстрационный материал:
1) карточки с количеством предметов от 1 до 3;
2) кукла-мальчик;
3) 2 группы предметов в количестве 3 (например: 3 матрешки и 3 машинки);
4) 2 группы предметных картинок в количестве 3 (например: 3 яблока и 3 помидора);
5) 2 группы геометрических фигур в количестве 3 (например: 3 круга и 3 квадрата);
6) объемные предметы для счета в количестве 5 (например: 5 грибочков)
7) 2 матрешки разной величины.
Раздаточный материал: объемные предметы для счета в количестве 5 (например: 5 кубиков, 5 елочек, 5 колечек и др.) на каждого ребенка (см. Прил.4.).
Ход занятия
Организационный момент
Игра на сосредоточение внимания «Сядет тот...»
Педагог просит всех детей встать и говорит, что сядет тот. скажет. СКОЛЬКО предметов на карточке. Затем педагог показывает карточки с количеством предметов от 1 до 3. Те из детей, которые дали правильный ответ, садятся на стул.
Основная часть
Задание № 1. «Измени количество»
Педагог располагает па демонстрационном столе 2 совокупности предметов (например: 2 матрешки и 3 машинки) и говорит: «Сегодня Миша предлагает нам игру «Измени количество». Сколько на столе стоит матрешек? А сколько машинок? Слушайте первое задание: нам надо сделать так, чтобы матрешек и машинок стало одинаковое количество. Что для этого надо сделать?». При выполнении задания дети не могут прикасаться к предметам, а должны давать инструкцию по преобразованию совокупностей педагогу. После того, как педагог уменьшает или увеличивает количество предметов в одной из совокупностей по «команде» дошкольников, тем самым уравнивая совокупности между собой, педагог предлагает детям следующие две неравные совокупности предметных картинок, а затем совокупности геометрических фигур в количестве «2» и «3». Стратегия выполнения задания прежняя. Каждый ребенок выполняет действие счета вслух под контролем педагога. При этом дошкольники могут уравнивать группы, как в сторону уменьшения (до 2) так и в сторону увеличения (до 3).
После уравнивания количественных совокупностей педагог еще раз просит ребенка пересчитать каждую совокупность и убедиться, что фигурок поровну - по 2(поЗ).
Затем педагог говорит: «Миша очень удивлен, как вы справились с заданием. Давайте посчитаем, сколько у нас матрешек и машинок. Что можно сказать о матрешках и машинках? Правильно, матрешек и машинок поровну. А теперь Миша просит сделать так, чтобы матрешек и машинок было разное количество. Что надо сделать для этого?». После того, как дети «скомандовали», что нужно сделать, педагог спрашивает, что они сделали: уменьшили или увеличили количество предметов в одной из совокупностей. Затем педагог снова уравнивает группы и просит сделать так, чтобы предметов в них было разное количество, но уже другим способом. То же действие производится с совокупностями предметных картинок и геометрических фигур.
Дошкольникам, которые затрудняются в выполнении задания, педагог оказывает помощь в виде направляющих вопросов, подсказок, показов действия преобразования с дальнейшим воспроизведением данного действия ребенком, совместно-раздельной деятельности педагога и ребенка по преобразованию совокупностей.
Педагог подытоживает: «Миша говорит, что вы молодцы. Вы умеете делать так, чтобы количество предметов было в 2 группах одинаковое и неодинаковое».
Физкультминутка
Задание № 2. «Считаем наоборот 5 игрушек»
Педагог говорит: «Сегодня Миша будет показывать вам счет 5 предметов наоборот». Педагог на глазах у детей считает одну из групп игрушек в прямом порядке, а затем в обратном: «Один, два, три, четыре, пять. Всего пять елочек. Теперь наоборот. Пять елочек, четыре елочки, три елочки, две елочки, одна елочка. Итак, пять, четыре, три, два, один. Посчитай елочки наоборот, Саша».
Несколько дошкольников по образцу педагога подходят к демонстрационному столу и повторяют действие обратного количественного счета с помощью педагога. Затем перед каждым дошкольником расставляются по 5 предметов, и они поочередно вслух производят сначала прямой количественный счет, а затем обратный количественный счет (счет наоборот) предметов. При этом они побуждаются к прикасанию к предметам, их передвижению.
После выполнения упражнения педагог задает вопросы детям по проведенному упражнению: «Сколько ты насчитал грибочков? яблок? кубиков... («По 5»)? Как ты считал наоборот («Пять, четыре, три, два, один»)?».
Задание № 3. «Матрешки поспорили»
Педагог расставляет перед детьми 2 матрешки разной величины и говорит, мотивируя детей: «Это матрешки-подружки. Они спорят, кто из них старше и больше. Давайте расставим их по порядку и посчитаем, чтобы они больше не спорили и не ссорились». Далее педагог выполняет порядковый счет: «Первый второй». По окончании счета педагог берет руку одного из детей в свою и производит действие порядкового счета совместно с ребенком в той же последовательности. Затем это действие производится со всеми детьми (счет хором). Педагогом задаются вопросы типа: «Покажите самую большую матрешку. Какая она по счету? Где самая маленькая матрешка? Какая она по счету?».
Заключительная часть
Педагог от лица Миши оценивает работу детей и обобщает материал занятия:
1. Что мы делали с матрешками и машинками? Что надо было сделать, чтобы предметов стало поровну? Что нужно сделать, чтобы их снова стало неодинаковое количество (используется материал задания № 1)?
2. Сколько было предметов, которые мы считали наоборот? Давайте еще раз посчитаем от 5 до 1 (используется материал задания № 2)
3. Почему матрешки спорили? Как мы их помирили? Давайте их снова расставим и посчитаем по порядку (используется материал задания № 3).

План-конспект№4
Задачи:
1) формирование умения соотносить соответствующие количественные совокупности, состоящие из 1 -4 предметов с числами от 1 до 4;
2) обучение сопоставлению предметных совокупностей «2» и «3», «2» и «4», «3» и «4» и групп предметных изображений, расположенных на расстоянии, посредством пересчета без опоры на предметно-практические действия;
3) обучение обратному количественному счету 5 объектов, которые находятся на расстоянии от детей, с использованием указательного жеста (сначала в громкой речи, затем шепотом);
4) обучение умению использовать понятия («рано - поздно», «позже -раньше», «вчера - сегодня - завтра», и др.) для отражения временных отношений в процессе анализа серии сюжетных картинок и в ответе на вопросы по прослушанному рассказу педагога.
Оборудован и е Демонстрационный материал:
1) 5-6 предметных картинок;
2) карточки с цифрами «1», «2», «3», «4»;
3) изображение Незнайки (в качестве спутника);
4) карточки с изображением совокупности идентичных предметов в количестве «2», «3» и «4» (например: карточка с 2 цветочками, карточка с 3 елками, карточка с 4 яблоками и т.п.);
5) объемные предметы для счета в количестве 5 (например: 5 кубиков, 5 елочек, 5 мячиков и др.);
6) сюжетные картинки с изображением временных событий (например: умывающаяся девочка, умывающийся мальчик, спящая девочка, спящий мальчик, дети, играющие на улице, дети, играющие в комнате или др.) (см. Прил.5.).
Раздаточный материал:
1) объемные предметы для счета в количестве 5 (например: 5 кубиков, 5 елочек, 5 мячиков и др.) на каждого ребенка;
2) карточки с цифрами «1», «2», «3», «4» на каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент
Игра на сосредоточение внимания «Сядет тот...»
Педагог просит всех детей встать и разрешает сесть тем детям, которые сосчитают до 4.
Основная часть
Задание № I. «Покажем цифры 1, 2, 3, 4»
Педагог указывает на куклу-мальчика и говорит: «Незнайка собирается идти учиться в школе. Давайте покажем ему, какие мы знаем цифры». Педагог предварительно раздает детям по 4-5 однородных объемных предметов и последовательно предъявляет карточки с изображением цифр от «1», «2», «3» и «4». Детям дается задание отсчитать соответствующее количество предметов. Затем производится обратное действие: дошкольники подбирают карточки с изображением цифр «I», «2», «3» и «4» (которые им предварительно раздает педагог) к совокупности объектов, которые педагог располагает на демонстрационном столе.
В качестве помощи в выполнении задания дошкольникам могут быть предложены следующие ее виды:
1) подсказки;
2) полный показ действия с последующим его воспроизведением ребенком;
3) совместное действие педагога и ребенка по подбору необходимой карточки или отсчету заданного количества предметов.
В итоге выполнения задания педагог спрашивает детей, с какими цифрами они знакомили Незнайку.
Задание № 2. «Чего больше?»
Педагог говорит: «Незнайка нарисовал много разных картинок. Давайте посмотрим, что он нарисовал (педагог располагает на полотне одну под другой 2 карточки, например с изображением 2 цветочков и 3 елочек). Он дает вам новое задание. Скажите, чего здесь больше: цветочков или елочек». После того, как дети высказали свои предположения, педагог предлагает проверить правильность предположения с помощью пересчета. При этом дети не имеет возможности прикоснуться к карточкам, а считают предметные изображения на расстоянии, с помощью указательного жеста и шепотом. После пересчета педагог спрашивает: «Так чего же больше: цветочков или елочек? Почему вы думаете, что елочек больше, чем цветочков? Правильно, елочек 3, а цветочков только 2. А чего меньше: цветочков или елочек? Почему вы решили, что цветочков меньше?».
Далее предлагается сопоставить предметные совокупности «3» и «4» с помощью карточек с изображением 3 елочек и 4 яблок. Затем сопоставляются совокупности «2» и «4» с помощью карточек с изображением 2 цветочков и 4 яблок. Стратегия выполнения задания прежняя.
В итоге выполнения задания педагог спрашивает, какое число больше: «2» или «3», «3» или «4» какое число меньше: «2» или «3», «3» или «4», «2» или «4».
Педагог констатирует, что дети выполнили задание Незнайки и теперь знают, какое число больше: 2 или 3, 3 или 4, 2 или 4 и какое число меньше 2 или 3, 3 или 4. 2 или 4.
Физкультминутка
Задание № 5. «Считаем наоборот на расстоянии»
Педагог указывает на Незнайку и говорит: «А теперь самое сложное задание Незнайки. Надо посчитать эти предметы наоборот. Сначала посчитаем все по отдельности вслух, а потом каждый посчитает шепотом. Посчитай эти машинки, Сережа». Педагог заранее располагает 5 машинок на демонстрационном столе, а дети считают сначала в прямом порядке, а затем в обратном: «Один, два, три, четыре, пять. Всего пять машинок. Пять, четыре, три, два, один» и т.п.)». Таким образом счет производится каждым дошкольником. Затем педагог просит посчитать предметы шепотом. Детям разрешается использовать указательный жест для счета.
В случае, если ребенок затрудняется в выполнении задания, педагог оказывает ему помощь в виде дополнительных указаний, подсказывания числительных, демонстрации действия обратного счета с последующим воспроизведением действия ребенком.
В итоге Незнайка «хвалит» детей за правильно выполненное задание.
Задание № 4. «Раньше? Позже?»
Педагог говорит: «Сейчас я вам расскажу про девочку Машу и про мальчика Колю. Про кого я вам расскажу?». Педагог выставляет на полотно картинки с изображением умывающейся девочки и умывающегося мальчика и говорит: «Маша сегодня встала рано и пошла умываться. А Коля встал поздно, но тоже пошел умываться? Кто встал рано? Кто встал поздно? Что пошла делать Маша? А Коля? Кто встал раньше: Маша или Коля? А кто встал позже: Маша или Коля? Кто ленивый: Маша или Коля? Почему вы так думаете?».
После этого педагог добавляет к этим двум картинкам еще 2 - со спящей девочки и спящим мальчика и говорит: «Маша много помогала маме, а еще читала книжку. Поэтому она устала и легла рано спать. Почему устала Маша? Что она делала? А Коля не помогал маме, он только играл. Он не устал и поздно лег спать. Почему Коля не устал? Что он делал? Кто лег рано спать: Маша или Коля? А кто лег спать поздно: Маша или Коля? Кто лег раньше: Маша или Коля? А кто лег спать позже: Маша или Коля?».
Далее педагог убирает все 4 картинки с полотна и выставляет на него картинки с изображением гуляющих на улице детей и играющих дома детей и говорит: «Вчера на улице было тепло (указывает на картинку с гуляющими детьми), поэтому Маша и Коля пошли на улицу гулять. Куда пошли Маша и Коля? Почему они пошли на улицу? А сегодня на улице холодно, и поэтому Маша и Коля играют дома. Где играют Маша и Коля? Почему сегодня они не пошли на улицу? Завтра обещают теплую погоду. Как вы думаете, что будут делать дети завтра: будут играть на улице или дома?».
Педагог выставляет на полотно все 6 картинок и составляет по ним предложения с использованием наречий «рано», «раньше», «поздно», «позже», «вчера», «сегодня», «завтра». Дошкольники повторяют предложения с опорой на картинки и вопросы педагога.
Заключительная часть
Педагог от лица Незнайки оценивает работу детей и обобщает материал занятия:
1. Какие цифры вы знаете? Покажите цифру «1», «2», «3», «4» (используются карточки с цифрами задания № 1)?
2. Какое число больше: «2» или «3»? «3» или «4»? «2» или «4»? А какое число меньше: «2» или «3»? «3» или «4»? «2» или «4»?
3. Давайте еще раз посчитаем эти 5 предметов наоборот (используется материал задания № 3).
4. Что вы делаете раньше: просыпаетесь или умываетесь? Что вы делаете позже: обедаете или ужинаете? и т.п.

3.3. Результаты контрольного среза

После реализации формирующего этапа была повторно проведена диагностика согласно тем же методическим подходам, которые использовались при диагностике на контрольном этапе (см. Табл.3,4).
Таблица 3
Результаты контрольного этапа исследования (развернутый вариант)*
№ Имя испытуемого 1. Умение производить прямой и обратный счет количественный счет
2. Умение отсчитывать объекты от совокупности 3. Умение соотносить число и количество, оперировать цифрами
4. Умение устанавливать равенство - неравенство совокупностей путем их сравнения
1 Мила А. НС ВС С ВС 2 Алина П. Н НС С С 3 Андрей П. С С ВС НС 4 Витя Н. С Н С Н 5 Максим Р. ВС С Н Н 6 Валера В. С Н Н НС 7 Паша В. С НС С С 8 Гена К. В С ВС НС 9 Света М. Н С С С 10 Дина С. С С ВС С 11 Вова К. ВС ВС НС Н 12 Маша Г. С С Н НС 13 Коля Ч. С С ВС С 14 Оля Н. НС С С С 15 Лена А. НС НС НС Н 16 Олег З. С С С С 17 Саша Е. С С С НС 18 Антон Г. С НС С НС 19 Анита Щ. С С ВС ВС 20 Вера К. С НС НС С *- В- высокий уровень, ВС- выше среднего, С – средний уровень, НС – ниже среднего, Н – низкий уровень.
Таблица 4
Результаты контрольного этапа исследования (сокращенный вариант)
УРОВЕНЬ 1. Умение производить прямой и обратный счет количественный счет
2. Умение отсчитывать объекты от совокупности 3. Умение соотносить число и количество, оперировать цифрами
4. Умение устанавливать равенство - неравенство совокупностей путем их сравнения
Высокий 2 0 0 0 Выше среднего 2 2 5 2 Средний 12 11 9 8 Ниже среднего 3 5 3 6 Низкий 1 2 3 4

1. Методика изучения сформированности умения производить прямой и обратный количественный счет

Рис. 5. Сравнительная диаграмма результатов изучения сформированности умения производить прямой и обратный количественный счет на констатирующем и контрольном этапах

Как показано на рис.5. на контрольном этапе значительно возросло количество детей на среднем уровне, и уровне выше среднего. Также, был выявлен высокий уровень у двух детей. Теперь дети могут считать до 6-ти, обратный счет они могут осуществлять, но все-же опираются на помощь педагога. Это значительный прогресс по сравнению с исходным состоянием.
2. Методика изучения сформированности умения отсчитывать объекты от совокупности




Рис. 6. Сравнительная диаграмма результатов изучения сформированности умения отсчитывать объекты от совокупности на констатирующем и контрольном этапах
Как мы видим, на 10% увеличилось количество детей со средним уровнем и уровнем выше среднего. Высокий уровень достигнут не был. Значительное число детей в умении отсчитывать объекты от совокупности не смогло достаточно продвинуться и преодолеть уровень ниже среднего. Качественная интерпретация позволила выделить основные аспекты наблюдающейся динамики. Так, полноценно отсчитывать дети могут лишь при помощи подсказок. Им очень важно не просто вербальное объяснение, но и наглядное сопровождение. Было отмечено, что после полученной подсказки дети выполняют необходимое действие быстрее и эффективнее, чем на констатирующем этапе. Мы полагаем, что для получения значительных результатов необходимо более длительное время развития навыков отсчитывания.

3. Методика изучения сформированности умения соотносить число и количество, оперировать цифрами


Рис. 7. Сравнительная диаграмма результатов изучения сформированности умения соотносить число и количество, оперировать цифрами на констатирующем и контрольном этапах
Одним из наиболее значительных показателей прогресса был достигнут для детей в области сформированности умения соотносить число и количество, оперировать цифрами на констатирующем и контрольном этапах. Здесь, кол-во детей, показавший уровень выше среднего, выросло на 20%. Эти дети выучили цифры до 5-ти и с помощью педагога могли их разложить по очередности. К сожалению, здесь также наблюдается картина непонимания числа, количества и навыков их соотношения. Поэтому, показатели низкого уровня и уровня ниже среднего являются значительными.

4. Методика изучения сформированности умения устанавливать равенство — неравенство совокупностей путем их сравнения



Рис. 8. Сравнительная диаграмма результатов изучения сформированности умения устанавливать равенство — неравенство совокупностей путем их сравнения на констатирующем и контрольном этапах

На контрольном этапе мы зафиксировали увеличение количества детей с уровнем выше среднего (на 10%). Эти дети при помощи небольших подсказок от педагогов смогли определить равенство-неравенство даже в случае разнородных сравниваемых предметов.
В целом мы видим, что в ходе исследования достигнута позитивная динамика, однако, чтобы сделать ее устойчивой и далее развивать детей потребуется лонгитюдное исследование и более длительное время формирующего этапа.


Выводы по третьей главе

Нами осуществлялась работа по следующим направлениям (Количество и счет): формирование умения производить прямой и обратный количественный счет, формирование умения отсчитывать объекты от совокупности, формирование умения соотносить число и количество, оперировать цифрами, формирование умения устанавливать равенство-неравенство совокупностей путем их сравнения, формирование умения преобразовывать совокупности (на 1 меньше и на 1 больше), формирование умения производить прямой и обратный порядковый счет
Опыт реализации разработанной нами педагогической системы доказывает ее продуктивность при условии учета значимых показателей и целей математического развития, предметно-развивающей среды, форм, методов, содержания, методических приемов и педагогических технологий коррекционно-развивающей работы.
Разработанные и адаптированные экспериментальные задания могут служить для диагностики математического развития и его нарушений, для определения направлений его коррекции у дошкольников с ЗПР. Комплекс диагностических заданий помогает раскрыть особенности несфор-мированности количественных представлений и определить индивидуальный маршрут математического образования дошкольника с ЗПР.
Анализ результатов экспериментального обучения подтвердил продуктивность разработанной методики математического образования дошкольников с ЗПР, показал эффективность коррекционно-развивающей педагогической системы математического образования детей. Сравнительный анализ результатов в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на констатирующем и контрольном этапе исследования убеждает нас в том, что присутствует положительная динамика математического развития. Таким образом, экспериментальное обучение содержит значительные потенциальные возможности для математического образования детей с ЗПР при условии специально организованной системы коррекционного воздействия.

Заключение


Развитие математических представлений начинается у детей с первых дней жизни и продолжается на протяжении всего периода дошкольного и школьного обучения. Осуществляется это развитие в процессе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности, и, конечно, зависит от особенностей умственного и психического развития каждого ребенка.
Задержка психического развития характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. Также отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: объема, концентрации, распределения. Память детей с задержкой психического развития характеризуется некоторыми особенностями, которые в иском образе зависят от нарушений восприятия и внимания. Продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся свсрстников.
Проведенные нами исследования показали, что у детей дошкольного возраста с ЗПР отмечаются своеобразные особенности количественных представлений и решения арифметических задач. К ним можно отнести несформированность обратного счета в пределах 5, неумение называть итоговое число, большие трудности при установлении взаимно однозначного соответствия между множествами, отсутствие умения оперировать множествами. Дети часто не понимают задачу, не дают числового ответа или называют любое число, неверно пересчитывают количество предметов. Наиболее доступными для детей являются задачи, в которых ответ можно найти путем «механического» пересчета. У большинства детей вызывают сложности решения задач с закрытым результатом, с использованием счетного материала для нахождения ответа. Как правило, они затрудняются в оформлении ответов, в подавляющем большинстве случаев опускают названия самих предметов, не умеют составлять задачи по наглядно представленной ситуации.
Нами были разработаны занятия, направленные на коррекцию навыков количественного счета и получена позитивная динамика по ряду из показателей, что означает эффективность данных заданий в предусмотренный период работы.






Список источников информации

I.Учебно-методическая и монографическая литература

Азбукина В.С. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждений / под ред. Н.Г. Морозовой. - М.: Изд-во АПН СССР, 1979.-С. 28-33 (http://bookoteka.ru/5-8064-0091-3.html)
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. - 125 с.( http://search.rsl.ru/ru/record/01001087746)
Бантова М.А., Белътюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах /Под ред. М.А. Бантовой.-М.:Просвещение, 1984.-335 с. (http://www.twirpx.com/file/1161164/)
Баряева Л.Б. Математическое образование дошкольников с задержкой психического развития: диагностика и коррекция. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2013. – 320 с.
Баряева Л.Б. Математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 287 с.
Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной не достаточностью. -СПб, 2003
Баряева Л.Б. Обучение решению текстовых арифметических задач детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: Дис. . канд. пед. наук. СПб., 1992. - 160 с. (http://dlib.rsl.ru/01000235014)
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, СОЮЗ, 2002. 479 с.
Баряева Л.Б., Зарин А Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - 96 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 1999 (http://pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-1.shtml)
Брыжинская Г.В. Подготовка дошкольников с нарушениями интеллекта к выполнению арифметических операций по методу М. Монтессори // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. — Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета им. М.В. Ломоносова, 2000. - С. 323-326;
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. (http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8564.php)
Дмитриев, А.А. Специальная (коррекционная) педагогика [Текст]: учеб. пособие. – М.:Высшая шк. 2010. – 295 с.
Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.
Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени // Дефектология. – 1992. - № 1. – С. 57-62. (http://www.gmpmpk.ru/biblioteka)
Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. (http://www.twirpx.com/file/593263/)
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1974. (http://pedlib.ru/Books/5/0311/)
Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.:1990. с. 24-37. (http://raguda.ru/ds/logicheskoe-myshlenie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html)
Метлина Л.С. Математика в детском саду М.: 1984.- 255 с. (http://www.twirpx.com/file/283729/)
Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики./ Н.В. Микляева. – М., 2008.
Мыслюк В. В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-ме-тод. пособие для педагогов. - Минск : Народная, 2007.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П Раз ступенька, два ступенька… методические рекомендации. М.: Баллас, 2001
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. - М., 2001. – 208 с.
Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М. : Сфера, 2001.
Соколова, Е.В. Психология детей с задержкой психологического развития [Текст] : учебное пособие / Е.В. Соколова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. –320 с.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Стожарова, М.Ю., Михалёв, С.Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности: Монография – Москва : "Издательство "ФЛИНТА" , 2013. - 128 с.
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980.- 64 с.( http://pedlib.ru/Books/5/0151/)
Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород: НГПУ, 1994.- 228 с.
Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М. : Педагогика, 1990 – 184 с. (http://www.twirpx.com/file/93093/)
Фадина Г. В. Специальная дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие для студ. педагогич. факультетов. - Николаев, 2004.- 80 с.( http://pedlib.ru/Books/2/0169/)
Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 1. Старшая группа [Текст] / Л.Ф. Фатихова. - Уфа: Мир печати. 2011. - 228 с.
Фрейлах, Н.И. Методика математического развития: учебное пособие / Н.И. Фрейлах. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
Чумакова И.В. Формирование дочисловых представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: ВЛАДОС, 2001. — 88 с.
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития./С.Г.Шевченко. -М.: Школьная пресса, 2005.-96 с.

II. Периодические издания

Баряева Л.Б. Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушением умственного развития // Дефектология. - 1990. - № 2. - С. 66-69 (http://www.twirpx.com/file/698958/)
Горшкова Л.В.Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. // Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. 2015. – с. 17-20.
Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР //Дефектология. – 1980. - № 4. – С. 27-36. (http://www.twirpx.com/file/1919326/)
Капустина Г.М. Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1998. - № 2. – С. 22-29.( http://www.mgounb.ru/online/virtual_biblio/vb_archive/3997/)
Леонидова И. В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Леонидова, И. А. Колесникова, В. В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 154–158.
Михайлова О. В. Особенности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №52 С.108-114.
Нарушения психического развития у детей – междисциплинарная проблема. Семья особого ребенка: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.В. Семаковой, И.Ю. Машковой. – Смоленск, 2014. – 225 с.
Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
Фатихова Л. Ф. Педагогическая диагностика количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей младшего возраста, 2015. – с. 34.
Фатихова Л.Ф. Методическое обеспечение процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольное воспитание. 2014. - № 3. 106-112.
Хачатурян Л. М. Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1059-1062.
Хачатурян Л. М. Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1324-1327.
Шацкая Ю. В. Комплексный подход к формированию элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Текст] / Ю. В. Шацкая // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 342–343.
Шевченко С. Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР // Дефектология, 1994, №1. – с. 15
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
III. Интернет ресурсы

Амелина О. М.Особенности математических представлений детей с задержкой психического развития //V Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года https://www.scienceforum.ru/2013/159/310
http://bookoteka.ru/5-8064-0091-3.html
http://search.rsl.ru/ru/record/01001087746
http://www.twirpx.com/file/1161164/
http://dlib.rsl.ru/01000235014
http://pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-1.shtml
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8564.php
http://www.gmpmpk.ru/biblioteka
http://www.twirpx.com/file/593263/
http://raguda.ru/ds/logicheskoe-myshlenie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
http://www.twirpx.com/file/283729/
http://pedlib.ru/Books/5/0151/
http://www.twirpx.com/file/93093/
http://pedlib.ru/Books/2/0169/
http://www.twirpx.com/file/698958/
http://www.twirpx.com/file/1919326/
http://www.mgounb.ru/online/virtual_biblio/vb_archive/3997/



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Описание контингента испытуемых

№п/п Имя, фамилия ребенка (ЭГ) Диагноз по ПMПK 1 Мила А. ЗПР 2 Алина П. F83 3 Андрей П. ЗПР 4 Витя Н. F83 5 Максим Р. ЗПР 6 Валера В. ЗПР 7 Паша В. ЗПР 8 Гена К. ЗПР 9 Света М. F83, аутикоподобные проявления 10 Дина С. F83 11 Вова К. ЗПР 12 Маша Г. ЗПР 13 Коля Ч. ЗПР 14 Оля Н. ЗПР 15 Лена А. F83 16 Олег З. ЗПР 17 Саша Е. ЗПР 18 Антон Г. F83 19 Анита Щ. F83 20 Вера К. F83

Приложение 2

Дидактический материал к занятию № 1 (примеры)

Предметные картинки к план-конспекту № 1

Сюжетные картинки



Приложение 3

Раздаточный материал:




Приложение 4

Дидактический материал к занятию № 2 (примеры)

Изображения Незнайки-спутника




Приложение 5

Сюжетные картинки с девочкой


Раздаточный материал






Приложение 6
Дидактический материал к занятию № 3 (примеры)


Приложение7


Приложение 8

Дидактический материал к занятию № 4 (примеры)









Баряева Л.Б. Математическое образование дошкольников с задержкой психического развития: диагностика и коррекция. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2013. – 320 с.
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1974. (http://pedlib.ru/Books/5/0311/)
Мыслюк В. В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для педагогов. - Минск : Народная, 2007.- с. 88.
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1974. (http://pedlib.ru/Books/5/0311/)

Соколова, Е.В. Психология детей с задержкой психологического развития [Текст] : учебное пособие / Е.В. Соколова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. –320 с.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П Раз ступенька, два ступенька… методические рекомендации. М.: Баллас, 2001

Фадина Г. В. Специальная дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие для студ. педагогич. факультетов. - Николаев, 2004.- 80 с.( http://pedlib.ru/Books/2/0169/)
Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М. : Педагогика, 1990 – 184 с. (http://www.twirpx.com/file/93093/)

Горшкова Л.В.Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. // Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. 2015. – с. 17-20.
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980.- 64 с.( http://pedlib.ru/Books/5/0151/)

Хачатурян Л. М. Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1324-1327.

Фадина Г. В. Специальная дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие для студ. педагогич. факультетов. - Николаев, 2004.

Дмитриев, А.А. Специальная (коррекционная) педагогика [Текст]: учеб. пособие. – М.:Высшая шк. 2010. – 295 с.
Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород: НГПУ, 1994. (http://www.gmpmpk.ru/biblioteka)
Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М. : Педагогика, 1990. (http://www.gmpmpk.ru/biblioteka)
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Дмитриев, А.А. Специальная (коррекционная) педагогика [Текст]: учеб. пособие. – М.:Высшая шк. 2010. – 295 с.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

Леонидова И. В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Леонидова, И. А. Колесникова, В. В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 154–158.

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. - 125 с.

Нарушения психического развития у детей – междисциплинарная проблема. Семья особого ребенка: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.В. Семаковой, И.Ю. Машковой. – Смоленск, 2014. – 225 с.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. - М., 2001.

Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.

Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб, 2003
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, СОЮЗ, 2002. 479 с.

Горшкова Л.В.Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. // Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. 2015. – с. 17-20.

Мыслюк В. В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-ме-тод. пособие для педагогов. - Минск : Народная, 2007.

Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени // Дефектология. – 1992. - № 1. – С. 57-62;

Горшкова Л.В.Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. // Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. 2015. – с. 17-20.

Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени // Дефектология. – 1992. - № 1. – С. 57-62
Баряева Л.Б., Зарин А Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - 96 с.

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
Фатихова Л.Ф. Методическое обеспечение процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольное воспитание. 2014. - № 3. 106-112.

Фатихова Л. Ф. Педагогическая диагностика количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей младшего возраста, 2015. – с. 34.

Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 1. Старшая группа [Текст] / Л.Ф. Фатихова. - Уфа: Мир печати. 201 1. - 228 с.
















4

1. Азбукина В.С. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждений / под ред. Н.Г. Морозовой. - М.: Изд-во АПН СССР, 1979.-С. 28-33 (http://bookoteka.ru/5-8064-0091-3.html)
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. - 125 с.( http://search.rsl.ru/ru/record/01001087746)
3. Бантова М.А., Белътюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах /Под ред. М.А. Бантовой.-М.:Просвещение, 1984.-335 с. (http://www.twirpx.com/file/1161164/)
4. Баряева Л.Б. Математическое образование дошкольников с задержкой психического развития: диагностика и коррекция. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2013. – 320 с.
5. Баряева Л.Б. Математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 287 с.
6. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной не достаточностью. -СПб, 2003
7. Баряева Л.Б. Обучение решению текстовых арифметических задач детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: Дис. . канд. пед. наук. СПб., 1992. - 160 с. (http://dlib.rsl.ru/01000235014)
8. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, СОЮЗ, 2002. 479 с.
9. Баряева Л.Б., Зарин А Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - 96 с.
10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 1999 (http://pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-1.shtml)
11. Брыжинская Г.В. Подготовка дошкольников с нарушениями интеллекта к выполнению арифметических операций по методу М. Монтессори // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. — Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета им. М.В. Ломоносова, 2000. - С. 323-326;
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. (http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8564.php)
13. Дмитриев, А.А. Специальная (коррекционная) педагогика [Текст]: учеб. пособие. – М.:Высшая шк. 2010. – 295 с.
14. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
15. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.
16. Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени // Дефектология. – 1992. - № 1. – С. 57-62. (http://www.gmpmpk.ru/biblioteka)
17. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
19. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. (http://www.twirpx.com/file/593263/)
20. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1974. (http://pedlib.ru/Books/5/0311/)
21. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.:1990. с. 24-37. (http://raguda.ru/ds/logicheskoe-myshlenie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html)
22. Метлина Л.С. Математика в детском саду М.: 1984.- 255 с. (http://www.twirpx.com/file/283729/)
23. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики./ Н.В. Микляева. – М., 2008.
24. Мыслюк В. В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-ме-тод. пособие для педагогов. - Минск : Народная, 2007.
25. Петерсон Л.Г., Холина Н.П Раз ступенька, два ступенька… методические рекомендации. М.: Баллас, 2001
26. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. - М., 2001. – 208 с.
27. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М. : Сфера, 2001.
28. Соколова, Е.В. Психология детей с задержкой психологического развития [Текст] : учебное пособие / Е.В. Соколова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. –320 с.
29. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
30. Стожарова, М.Ю., Михалёв, С.Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности: Монография – Москва : "Издательство "ФЛИНТА" , 2013. - 128 с.
31. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980.- 64 с.( http://pedlib.ru/Books/5/0151/)
32. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород: НГПУ, 1994.- 228 с.
33. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М. : Педагогика, 1990 – 184 с. (http://www.twirpx.com/file/93093/)
34. Фадина Г. В. Специальная дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие для студ. педагогич. факультетов. - Николаев, 2004.- 80 с.( http://pedlib.ru/Books/2/0169/)
35. Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 1. Старшая группа [Текст] / Л.Ф. Фатихова. - Уфа: Мир печати. 2011. - 228 с.
36. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития: учебное пособие / Н.И. Фрейлах. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
37. Чумакова И.В. Формирование дочисловых представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: ВЛАДОС, 2001. — 88 с.
38. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития./С.Г.Шевченко. -М.: Школьная пресса, 2005.-96 с.

II. Периодические издания

39. Баряева Л.Б. Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушением умственного развития // Дефектология. - 1990. - № 2. - С. 66-69 (http://www.twirpx.com/file/698958/)
40. Горшкова Л.В.Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. // Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. 2015. – с. 17-20.
41. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР //Дефектология. – 1980. - № 4. – С. 27-36. (http://www.twirpx.com/file/1919326/)
42. Капустина Г.М. Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1998. - № 2. – С. 22-29.( http://www.mgounb.ru/online/virtual_biblio/vb_archive/3997/)
43. Леонидова И. В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Леонидова, И. А. Колесникова, В. В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 154–158.
44. Михайлова О. В. Особенности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №52 С.108-114.
45. Нарушения психического развития у детей – междисциплинарная проблема. Семья особого ребенка: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.В. Семаковой, И.Ю. Машковой. – Смоленск, 2014. – 225 с.
46. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
47. Фатихова Л. Ф. Педагогическая диагностика количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей младшего возраста, 2015. – с. 34.
48. Фатихова Л.Ф. Методическое обеспечение процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольное воспитание. 2014. - № 3. 106-112.
49. Хачатурян Л. М. Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1059-1062.
50. Хачатурян Л. М. Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1324-1327.
51. Шацкая Ю. В. Комплексный подход к формированию элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Текст] / Ю. В. Шацкая // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 342–343.
52. Шевченко С. Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР // Дефектология, 1994, №1. – с. 15
53. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.

III. Интернет ресурсы

54. Амелина О. М.Особенности математических представлений детей с задержкой психического развития //V Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года https://www.scienceforum.ru/2013/159/310
55. http://bookoteka.ru/5-8064-0091-3.html
56. http://search.rsl.ru/ru/record/01001087746
57. http://www.twirpx.com/file/1161164/
58. http://dlib.rsl.ru/01000235014
59. http://pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-1.shtml
60. http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8564.php
61. http://www.gmpmpk.ru/biblioteka
62. http://www.twirpx.com/file/593263/
63. http://raguda.ru/ds/logicheskoe-myshlenie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
64. http://www.twirpx.com/file/283729/
65. http://pedlib.ru/Books/5/0151/
66. http://www.twirpx.com/file/93093/
67. http://pedlib.ru/Books/2/0169/
68. http://www.twirpx.com/file/698958/
69. http://www.twirpx.com/file/1919326/
70. http://www.mgounb.ru/online/virtual_biblio/vb_archive/3997/



Вопрос-ответ:

Какие математические представления формируются у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста формируются элементарные математические представления, такие как счет, понятие числа, геометрические формы, взаимосвязи между объектами и др.

Каким образом развиваются элементарные математические представления у детей?

Развитие элементарных математических представлений происходит в онтогенезе, под влиянием восприятия, мышления, внимания и других психических процессов. Оно осуществляется через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой и педагогической поддержкой.

Как выглядит психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития характеризуются отклонениями в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии. У них могут быть нарушения в усвоении математических представлений, недостаточная развитость абстрактного мышления и затруднения в обучении.

Чем особенны математические представления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития математические представления могут быть менее развитыми или отсутствовать. Они могут испытывать трудности в счете, определении форм, понимании пространственных отношений и других аспектах математики.

Каково теоретическое обоснование развития элементарных математических представлений?

Теоретическое обоснование развития элементарных математических представлений основано на психолого-педагогических исследованиях, которые позволяют определить этапы и специфику формирования математических представлений у детей разного возраста и с разными особенностями развития.

Какие являются элементарными математическими представлениями у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Элементарными математическими представлениями у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития являются основные представления об объектах, количестве, числах, операциях и пространственных отношениях.

Каково значение элементарных математических представлений в онтогенезе?

Элементарные математические представления имеют большое значение в онтогенезе детей, так как они являются основой для формирования более сложных математических представлений и навыков. Они помогают детям понять основные математические концепции и развивать математическое мышление.

Какие особенности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут быть особенности в развитии математических представлений, такие как затруднения в счете, понимании математических операций и пространственных отношений. Они могут иметь ограниченный объем математических знаний и навыков в сравнении с их сверстниками без задержки развития.

Какую психолого-педагогическую характеристику имеют дети с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития обладают особыми психолого-педагогическими характеристиками, такими как низкий уровень интеллекта, затруднения в обучении и социальной адаптации. Они могут испытывать трудности в усвоении новых знаний и навыков, включая математические представления.

Каковы основные представления, которые формируются у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития формируются основные представления об объектах, количестве, числах, операциях и пространственных отношениях. Они начинают понимать, что объекты могут быть различных форм, размеров и цветов. Они могут считать до определенного числа, понимать базовые математические операции, такие как сложение и вычитание, и ориентироваться в пространстве.

Какие понятия развиваются у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста развиваются элементарные математические представления, такие как понятия числа, пространства, формы, величины и т.д. Развитие этих понятий важно для формирования математической компетенции.

Чем отличаются элементарные математические представления у детей с задержкой психического развития?

У детей с задержкой психического развития элементарные математические представления могут формироваться медленнее и с трудом. Они могут испытывать трудности в понимании понятий числа, пространства, формы и т.д. В связи с этим, таким детям требуется особое психолого-педагогическое сопровождение и поддержка в развитии математических представлений.